Новости оператор бпла обучение для сво

Здесь готовят операторов беспилотных летательных аппаратов. Рассказываем о профессии оператора БПЛА (беспилотных летательных аппаратов): кто такой пилот дронов, чем он занимается, как стать оператором беспилотников, где учиться по этой специальности и сколько можно зарабатывать.

Рождение «Пустельги»

  • Открыты курсы подготовки операторов дронов-камикадзе для нужд спецоперации - Российская газета
  • В Сургуте подготовили второй поток операторов военных дронов для отправки в зону СВО
  • Более тысячи россиян прошли обучение по управлению FPV-дронами
  • Как в России готовят операторов боевых беспилотников
  • Читайте также

В Татарстане набирают на обучение операторов БПЛА для заключения контракта с Минобороны

Операторы дронов-камикадзе на СВО (специальной военной операции) относятся к категории военных специалистов, которые управляют особыми типами беспилотных летательных аппаратов. Базовая программа включает в себя обучение на симуляторах, теоретическую часть, инженерную и техническую подготовку – каждый пилот должен досконально знать техническую часть, уметь обслуживать и ремонтировать аппараты, а также основную систему полетных. В условиях современных боевых действий становятся актуальными вопросы обучения операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Базовая программа включает в себя обучение на симуляторах, теоретическую часть, инженерную и техническую подготовку – каждый пилот должен досконально знать техническую часть, уметь обслуживать и ремонтировать аппараты, а также основную систему полетных. По приглашению Правительства области в регионе работают специалисты уникального учебного центра "Пустельга". Инструкторы показали основные виды дронов, которые используются как в обучении, так и в зоне СВО. Видеокурс, предназначенный для обучения операторов мультироторных беспилотных летательных аппаратов, содержит полный набор лекций и уроков, позволяющих освоить основные принципы эксплуатации квадрокоптеров и гексакоптеров.

Военнослужащие из Башкирии осваивают навыки пилотирования БПЛА в зоне СВО

Планируем продолжить эту практику и дальше», — добавила Татьяна Богданова. Юрий с честью защищал Родину на Донбассе, за проявленное мужество при выполнении боевых задач удостоен медали «За боевые заслуги». На обучение принимаются лица, достигшие 18 лет, имеющие среднее специальное образование. В программу курса входят теория и практика по аэродинамике, аэронавигации, эксплуатации БПЛА, аэрофотосъемке, фотограмметрии и геоинформационным системам. За время курса слушатели узнают, как применять беспилотники в боевых условиях, научатся проводить их предполетную подготовку, осуществлять разведку объектов, устранять неполадки в работе БПЛА. Основная часть учебного времени отведена практическим занятиям.

Вам необходимо позаботиться о билетах до места, сменной одежде и наборе личной гигиены. На время прохождения курса предоставляем проживание и трехразовое питание. Занятия проводятся опытными инструкторами в условиях приближенных к реальным.

По окончанию выдаем сертификат, подтверждающий прохождение курса. Также оказываем содействие в заключении контракта с МО или ЧВК на ваш выбор с сохранением всех положенных выплат. В части с которыми мы сотрудничаем, требуются: -Старший оператор ракетного комплекса.

Содействие в организации курсов также оказывает Общественная палата Московской области. Среди первых выпускников учебного центра военнослужащие Росгвардии, представители подразделений Вооруженных сил Российской Федерации и других силовых ведомств. В центре готовят не только пилотов, но и инструкторов FPV-систем для подразделений, выполняющих задачи в зоне специальной военной операции. Программа подготовки разработана специалистами учебного центра «Пустельга» на основе опыта применения FPV-дронов как в гражданской сфере, так и в зоне специальной военной операции.

Вопреки распространенному мнению, он считает лучшими не китайские модели, вроде популярной DJI, а отечественный Supercam SX350. Он себя показал даже лучше, чем военные, — подчеркнул командир. Коптеры, как и боеприпасы, в любом случае на фронте регулярно расходуются, добавляет Белорус. Я потерял вот один две недели назад. Я не успел набрать высоту. Заходил на посадку. Они нашли коптер по GPS, заглушили связь. И коптер ушел вбок, врезался в бетонное здание и просто разлетелся в щепки. Это было в луганском поселке Нырково», — вспоминает ополченец. Другой раз коптер он потерял в ходе одного из боев у границ ЛНР. Пришлось уходить в укрытие, отползать.

Обучение проходит на месте боевого слаживания бойцов.

  • Основное верхнее меню
  • Как российских бойцов обучают использованию дронов на передовой: Репортаж
  • В Челябинской области подготовили первых операторов беспилотных летательных аппаратов
  • Уроки по беспилотной авиации могут включить в школьную программу

Боевые пилоты современности: как в России тренируют операторов военных беспилотников

На какой БпЛА вы проходили обучение? Являетесь оператором управления, техником или оператором полезной нагрузки? Вы получите теоретические и практические навыки по управлению беспилотником. Как рассказал «Ридусу» один из руководителей центра, пожелавший сохранить имя в тайне, подготовительные курсы под руководством опытных инструкторов прошли уже более сотни военспецов, операторов боевых и разведывательных БПЛА.

Операторов БПЛА тренируют в Хабаровском крае с применением опыта СВО

Именно поэтому обучению операторов БЛА уделяется особое внимание. Как отметил инструктор, подготовка военнослужащих управлению дронами проводится практически в любую погоду, даже при сильном ветре или дожде, чтобы будущие операторы имели представление, в каких условиях им предстоит работать в зоне СВО. Инструктор также добавляет, что среди операторов, прошедших обучение в его подразделении, многие удостоены высоких государственных наград, в том числе орденов Мужества и даже звезд Героев Российской Федерации.

Как передавало ИА Регнум, ранее сообщалось, что беспилотные летательные аппараты самолётного типа «Привет-82» успешно прошли все испытания на территории Луганской и Донецкой Народных Республик перед первым боевыми применением в зоне СВО. Всего в зоне боевых действий на данный момент находится 12 таких БПЛА.

Практика показала, что эти аппараты, изначально созданные для съемок и гонок, становятся идеальными разведчиками и высокоточными барражирующими боеприпасами. Кроме того, такие беспилотники способны доставлять на дальние позиции боеприпасы и продукты, а в некоторых случаях даже брать пленных. Но все это возможно лишь тогда, когда операторы таких дронов в совершенстве знают, как управлять ими. Рождение «Пустельги» Барс, один из руководителей «Пустельги», увлекся дронами много лет назад.

С началом СВО ему неожиданно поступило предложение от одного из приятелей — переехать в Киев и стать инструктором с солидной зарплатой от восьми тысяч евро. Из недолгого разговора Барс узнал, что несколько его товарищей, которые, как и он, увлекались гонками на дронах, уже отправились на Украину. Но Барс отказался переходить на сторону противника, а потом быстро понял, что такие люди, как он, очень нужны в России. Вскоре его разыскало руководство полка народной милиции ДНР и попросило научить бойцов качественно управлять дронами, которые массово везли волонтеры из Московской области. Правда, денег милиционеры не обещали — но на их предложение Барс согласился без раздумий. Первый учебный центр был создан вблизи от линии боевого соприкосновения, второй, к которому я привлек своих приятелей, — уже в расположении одного из полков Минобороны, но тоже в зоне СВО. Правда, такое расположение оказалось далеко не лучшим Барсодин из руководителей, идейный вдохновитель и методист экспериментального учебного центра «Пустельга» По словам Барса, обучающихся часто отвлекали для выполнения боевых задач, а полигоны нередко оказывались под обстрелами. Именно тогда пришло понимание, что учебный центр должен быть в тылу, а желающих проходить обучение нужно отправлять туда в командировки.

Впрочем, фронтовая школа также не прошла даром: руководству центра «Пустельга» удалось сформулировать задачи — и с точки зрения командиров, и с точки зрения инструкторов, определить требования к учебному процессу и перечень необходимой техники. Общую программу обучения, рассчитанную на полгода, в условиях СВО сократили до четырех недель. Между тем в начале 2023 года Барс вместе с товарищами арендовал частную базу в Подмосковье, где за свой счет начал обучать операторов дронов. В этом им активно помогали участники волонтерского движения при Общественной палате Московской области. Вскоре после старта обучения к Барсу и его товарищам пришли представители Росгвардии, которые предложили им сменить дислокацию, — и они согласились. Сегодня мы работаем в тесном сотрудничестве с Росгвардией, но обучаем не только росгвардейцев. Среди курсантов — и военнослужащие Минобороны, и бойцы сил специальных операций, и офицеры спецслужб. Те, кто готов месяцами отдавать все силы на обучение Барсодин из руководителей, идейный вдохновитель и методист экспериментального учебного центра «Пустельга» «Заботиться о людях — не о железе» Сегодня войска предъявляют к операторам дронов высокие требования: они должны уметь проводить разведку в том числе в густых лесах , в зданиях и вокруг них, а также обнаруживать и поражать цели.

При этом оператор должен уметь еще и обслуживать беспилотники, причем и FPV-дроны, и «классические» аппараты. По словам специалистов, сегодня с беспилотными летательными аппаратами БПЛА возникает немало проблем: они популярны, а потому их производят все кому не лень. В итоге падает качество — порой дроны приходят с пультами управления, к которым они ни разу не подключались для проверки. При этом Барс отмечает: нужно понимать, что дроны — расходный материал. Один такой аппарат стоит 40-60 тысяч рублей, при этом во время учебы курсанты часто разбивают их, и не всегда дроны можно восстановить. Если беречь технику, обучение лучше и не начинать. Надо заботиться о людях, а не о железе Барсодин из руководителей, идейный вдохновитель и методист экспериментального учебного центра «Пустельга» Курс обучения в центре «Пустельга» начинается с полетов на симуляторе — к мощным игровым компьютерам с хорошей графикой подключены стандартные пульты управления беспилотниками.

Кроме того, в полку приступили к обучению по воинской специальности «оператор беспилотного летательного аппарата». Все эти моменты нужно учитывать, взять ту же маскировку», — пояснил Тарик.

Об особенностях боев с применением коптеров в минувшие выходные на портале «Тупичок Гоблина» рассказывал и другой командир — с позывным Белорус, который руководит подразделением БПЛА 100-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады НМ ДНР. По словам Белоруса, в армии республики до сих пор использовали не военные, а обычные «покупные» дроны, а также восстановленные трофейные. Вопреки распространенному мнению, он считает лучшими не китайские модели, вроде популярной DJI, а отечественный Supercam SX350. Он себя показал даже лучше, чем военные, — подчеркнул командир. Коптеры, как и боеприпасы, в любом случае на фронте регулярно расходуются, добавляет Белорус. Я потерял вот один две недели назад. Я не успел набрать высоту. Заходил на посадку. Они нашли коптер по GPS, заглушили связь.

Как стать дроноводом в зоне СВО: инструкция от оператора БПЛА

Операторов БПЛА тренируют в Хабаровском крае с применением опыта СВО. предполагается, что их круг задач еще шире. Корреспондент «МК» пообщалась с инструктором школы операторов беспилотных летательных аппаратов батальона Судоплатова и узнала, какая первоочередная задача стоит перед специалистами, в чем методические особенности обучения. Базовая программа включает в себя обучение на симуляторах, теоретическую часть, инженерную и техническую подготовку – каждый пилот должен досконально знать техническую часть, уметь обслуживать и ремонтировать аппараты. Для работы оператором БПЛА необходимо прохождение специального обучения и получение сертификата соответствия.

В Башкирии открыли центр подготовки операторов беспилотников для СВО

Незаменимые помощники в зоне СВО Опытный инструктор операторов беспилотных летательных аппаратов с позывным «Музыка» обучает личный состав управлению и эксплуатации различных типов дронов, в том числе. Найдите работу "оператор бвс (бпла)" В нашей базе бесплатно доступны 122 вакансии в России. Ко мне подошел опытный оператор БПЛА, спросил, запускал ли я «птицу». Более одной тысячи граждан России в зоне специальной военной операции прошли обучение по пилотированию беспилотных летательных аппаратов типа FPV. При всей продвинутости систем безопасности БПЛА первичная подготовка оператора необходима. Операторов беспилотных летательных аппаратов в Севастополе готовит авиационный учебный центр имени лётчика-космонавта Игоря Петровича Волка.

В Ленобласти готовят операторов беспилотников для выполнения задач в зоне СВО

Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Хотите быть в курсе всех главных новостей Екатеринбурга и области? Подписывайтесь на telegram-канал « Екатское чтиво » и « Наш Нижний Тагил »! Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.

Также в наличии кнопка возврата домой и режим возврата при низком заряде батареи. При этом нельзя сказать, что этот коптер невозможно разбить. Есть определенные условия, при которых бортовые лидары не увидят препятствие, ещё на полет могут повлиять антенны сотовой связи и так далее. К примеру, висящие в воздухе провода системы безопасности не увидят практически наверняка. При всей продвинутости систем безопасности БПЛА первичная подготовка оператора необходима. Селфи с Мавика под конец занятий Время до вечера пролетело незаметно. После занятий мне любезно предоставили возможность дополнительно полетать на «тинике» с очками FPV и дали посмотреть на мастерские Школы дронов. Здесь собираются модели Всё это летает. Некоторые детали проектируются самостоятельно и печатаются на 3D-принтерах внизу слева Одно из рабочих мест мастерской Радиоуправляемая модель с двигателем внутреннего сгорания. Размах крыльев примерно в рост человека Параллельно с моим двухдневным курсом обучение проходили группы по пяти- и десятидневным программам. В процессе прогулки по корпусу я поинтересовался деталями, и оказалось, что их учебный план, помимо широкой теоретической части, также включает выездную летную практику. Против такого «козыря» я устоять не смог и договорился о своем переводе с двухдневного курса на пятидневный. Со следующего дня я пошел на занятия в другую группу. День второй. Базовая аэродинамика, лидары, устройство БПЛА и документы на полет Придя на следующий день в аудиторию, я глянул у своих новых одногруппников вчерашние конспекты. По существу, ничего серьезного я не пропустил. Поскольку курс рассчитан на подготовку с нуля, то первый день теории был посвящен самой базе: типы БПЛА, возможные цели применения, регистрация беспилотника в Росавиации, вот это вот всё. Второй день отведен под более конкретные вещи. Мы рассматриваем базовые понятия аэродинамики, внутреннее устройство беспилотников а вы знаете, что такое БАНО? Последнее я разбирал в предыдущей статье про БПЛА и полным нулем в предмете не был, тем не менее большой ценностью были разборы получения разрешений на ИВП на примере реальных кейсов. Не стоит даже пытаться описать в деталях все аспекты, которые были разобраны в этот день, но стоит подробнее остановиться на одном вопросе безопасности. Одним из видов полезной нагрузки БПЛА является система лидаров или система визуального позиционирования , которая позволяет машине поддерживать текущее положение и избегать столкновений. Летая на дронах, оснащенных такой системой, легко поддаться ложному чувству защищенности. Может показаться, что машина не допустит столкновения с чем-либо даже при грубейших ошибках в пилотировании и всегда вовремя считает препятствие и остановится. Итак, системы предупреждения столкновений могут не сработать в следующих ситуациях: при полете в осадки, они могут вызвать загрязнение лидаров и снижение чувствительности, при полете на высоких скоростях, при полете над водой или прозрачными поверхностями, при полете в местах с резким изменением уровня освещения, при полете около мест с одноцветной поверхностью например, вдоль белой стены , при полете над наклонными поверхностями. Отдельным вызовом был построчный разбор содержания полетного плана, который надлежит подавать в центр ОрВД для получения разрешения на полет. Писать его вручную сродни ручному переписыванию IPv6 адресов, и я всегда думал, что все составляют его через программы, но, видимо, нет. Выглядит он так: К концу дня каждый из курсантов знает значение каждой строки в плане и может вручную написать план полетов под себя, вместе с остальным пакетом документов на использование воздушного пространства. Одна из моих попыток составить план по заданным условиям. Почти правильный! За писаниной конспектов и самостоятельных работ незаметно пролетел второй день. Оглядываясь назад могу сказать, что он был самым скучным из моих пяти, но необходимым, особенно для тех, кто пришел не просто глазами похлопать как я , а в интересах бизнеса. Многие компании сейчас осваивают использование беспилотников в своих отраслях и специально отправляют сотрудников на подобные курсы. Таких курсантов видно сразу — каждое слово преподавателя тщательно заносят «в протокол». День третий. Аэрофотосъемка Третий день в программе был последним отведенным на теорию. Следующие два — только практические полеты, так что на учебу с утра я еду с большим нетерпением. Побыстрее бы с теорией отстреляться, а там уже полеты! Ортофотоплан, если вкратце, это фотографический план местности, созданный с помощью аэрофотосъемки с беспилотника. БПЛА летит над землей на заданной высоте по определенному маршруту, который заложен в автопилот, и фотографирует поверхность, а получившиеся снимки группируются и «сшиваются» между собой. Такой фотографический план обладает большой точностью и детализацией, и используется в сельском хозяйстве, строительстве, при составлении кадастровых карт и так далее. Исходные фото для составления ортофотоплана Составление 3D-модели местности позволяет получить реалистичную трехмерную копию объекта с учетом рельефа, что особенно ценно в маркшейдерском деле. Маркшейдеров у меня в группе не было, но зато было аж два геодезиста :D Как выглядит мой ортофотоплан И ортофотопланы, и 3D модели создаются вручную. Их составление — навык, который требует наработки. Главный враг в аэрофотосъемке — несовпадение объектов на фотографии с реальностью. Например, предметы, в реальности абсолютно прямые, на снимке выглядят немного «волнистыми». Выглядит забавно, но это ошибка, за которую иногда приходится всё перелётывать по-новой. Кто-то въехал в отбойник. Или нет… Такие ошибки могут возникнуть как из-за небрежно скомпонованных исходных снимков, так и из-за неправильного полета дрона. Значение может иметь даже дисторсия камеры. Фура на обочине. Вроде ровная. На выходе у меня получаются модели сносного качества, но до идеала еще сильно далеко. Кстати, файлы ортофотопланов очень тяжелые, мой получился около 2 Гб. Работа с аэрофотосъемкой длилась до самого конца занятий, и сидя в метро, я на hh смотрел вакансии инженеров-геодезистов с опытом управления БПЛА. Нас, конечно, и на этой работе неплохо кормят, но… День четвертый. Практические полеты Что ж, с теорией было покончено, и всё время на последних двух днях было отведено на практику. По плану, утром четвертого дня мы собирались у института, а дальше должны были отправиться автобусами на полигон в Московской области. Возврат в Москву предстоял только вечером. В программе сегодня ручные и автоматические полеты. Одна половина обучающихся идет строить планы автополетов с помощью ArduPilot, вторая, в которой и я, готовится летать на квадрокоптерах в поле. Здесь следует подробнее остановиться на предполетной подготовке, то есть какие действия должны быть выполнены, прежде чем машина поднимется в воздух.

На модель побольше привязывается самый легкий килограммовый заряд для гранатомета. Подлетаешь с ним к врагу и подрываешься. Можно взрыватель поставить на срабатывание от удара, можно просто дистанционно. Но это сложнее. Им хорошо выглядывать из-за угла и проверять, есть ли там засада. Безопаснее подглядеть через камеру, а не лезть с зеркалом. Оказалось вот что. Спонсоры покупают за границей для наших бойцов и большие дроны самолетного типа. Каждый стоит уже по 4 - 5 миллионов рублей. Но бывает, что на передовой ими не пользуются, потому что просто не умеют. Управление гораздо сложнее, чем у «мавиков». Потом станем обучать солдат, - рассказал Любимов. Но мы стараемся уложить курс в три недели. Плюс они могут залетать далеко без ориентации по спутникам. Даже если враг полностью забьет канал управления, беспилотник сможет вернуться на место старта. Он нужен артиллеристам для нахождения целей. Этот заграничный дрон-самолет по функционалу похож на российские военные беспилотники типа «Орлан» или «Элерон». Только нашим для старта нужна катапульта, а приземляются они на парашюте. Иностранец же взлетает и садится вертикально. У него есть не только крылья, но и винты, как у обычного коптера, для подъема. Парашюты не всегда раскрываются. А для взлета по принципу квадрокоптера вообще ничего не нужно. Хотя и страдает аэродинамика, - заметил Любимов. КСТАТИ Тренировать будут со школы Вопрос, как дальше продвигать в России беспилотную авиацию, в конце апреля президент задал правительству и экспертам. Уверен, это ребят займет полезным, интересным делом, отвлечет от того, чем не надо было бы заниматься, - сказал Владимир Путин. А глава компании «Геоскан» Алексей Семенов удивил на этом совещании рассказом, что в России, оказывается, делают массу дронов. Поставляем продукцию в 25 стран мира, - рассказал он. Я потом спросил Александра Любимова, почему же для СВО волонтеры покупают иностранные «мавики», когда у нас своих, оказывается, полно. И, как ни странно, их проще купить, - объяснил эксперт. Есть еще над чем бизнесу и государству подумать и поработать. Но даже после них я не уверен, что не потерял бы дрон в первом же полете. Наставники успокаивают: надо свыкнуться с мыслью, что на передовой беспилотники - пусть самые дорогие - превращаются в расходный материал. Даже если все сделаешь правильно, противник может до него добраться. Проблема в том, что все эти импортные «мавики» изначально не делаются для армии. Потому и приходится с ними столько возиться. Срочно нужны свои.

И если место техника всегда рядом с «железом», то операторы первоначально обучаются в классах за дисплеями тренажеров. Интересно, что оператор управления собственно аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, в то время как картинку с камеры в реальном времени получает оператор управления целевой нагрузкой. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, весьма предметно представляющие себе поведение ЛА в неблагоприятных метеоусловиях. У нас пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы. Срок обучения в Центре варьируется от 2,5 до 4 месяцев и зависит от размеров, дальности и функциональной нагрузки летательного аппарата. Начальство, чьи приказы герой фильма был обязан выполнять, считало этих людей террористами. Человеческая драма разворачивается на фоне очень красиво и эффектно показанных сцен дистанционной войны с помощью ударных БПЛА. Нашим военнослужащим оказаться на месте героя «Хорошего убийства» в ближайшем будущем, к счастью или к сожалению, вряд ли суждено. Прототипы ударных беспилотников в нашей стране сейчас активно разрабатываются, некоторые из них уже выходят на испытания, но до принятия их на вооружение пока далеко. Отсюда пока еще не очень широкая номенклатура БПЛА, применяющихся в нашей армии. Когда стало ясно, что быстро подтянуть отечественные технологии к минимальным современным требованиям не получится, наша оборонная промышленность решила наладить сотрудничество с одним из мировых лидеров в разработке БПЛА военного назначения — с Израилем. Согласно договору, заключенному в 2010 году с компанией Israel Aerospace Industries Ltd. Все остальные запускаются с катапульт, а приземляются на парашюте. Это говорит о том, что пока в нашей армии эксплуатируются БПЛА в основном небольшого размера с малой полезной нагрузкой и сравнительно небольшим радиусом действия. Тут применяются четыре аппарата под общим названием «Гранат» и с индексами от 1 до 4. Пункт управления «Гранатом-4», в отличие от «младших» моделей, базируется в кунге армейского грузовика «Урал». Тем не менее этот БПЛА, равно как и его собрат по классу «Орлан-10», запускаются с металлических направляющих с помощью резинового жгута. Но, как признают в Центре, до полного импортозамещения в этой области еще далеко. Такие хайтек-компоненты, как микросхемы или оптические системы, приходится покупать за рубежом, и даже компактные бензиновые моторы нужных параметров наша промышленность пока не освоила.

Операторов БПЛА тренируют в Хабаровском крае с применением опыта СВО

Тактика действий опытных операторов БПЛА при атаках на объекты. На какой БпЛА вы проходили обучение? Являетесь оператором управления, техником или оператором полезной нагрузки? Специальность «оператор БПЛА» осваивают опытные защитники и те, кто уже заключил контракт и собирается в зону СВО. Обучение операторов дронов ©АО "ТВ Центр". Федпроект «Кадры для беспилотных авиационных систем» – часть нацпроекта по развитию БАС, анонсированного президентом в декабре 2022 г. За реализацию указанного федпроекта отвечает Минобрнауки. После завершения обучения операторы получают сертификаты единого государственного образца, на основании которых присваивается военно-учетная специальность «Оператор БПЛА».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий