Новости эмоциональный интеллект состоит из

Исследуя природу эмоционального интеллекта, ученые пришли к выводу, что он состоит из нескольких составляющих. • В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия.

Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции.
Всё о методике: Эмоциональной интеллект EQ Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать.
Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций.

Эмоциональный интеллект

Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью. Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию.

Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями. Самоконтроль Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей.

Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух. Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей: Я чувствую… Потому что… Я хотел бы... Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента.

Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле. Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку.

Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события. Экономика образования Что такое ненасильственное общение и как его использовать Социальная компетентность Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека.

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих: Намерение — смысл, истинная причина.

Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта. Действие — то, как человек реализует причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным.

Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе. Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил.

Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас. Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

Он обвиняет служащую аэропорта Салли во всех смертных грехах и обещает подать в суд на авиаперевозчика за то, что сделка, которая готовилась шесть месяцев, может сорваться, если он не прилетит вовремя.

Вы некомпетентны, я напишу на вас жалобу и прослежу, чтобы вас понизили в должности. И это не последнее, что я сделаю! Его также ждет сверхважная встреча, которая должна состояться на следующее утро. Если он не улетит сегодня, его карьера будет разрушена.

Он так же сильно раздосадован, но не кричит и не машет руками. И тем более не грубит Салли — девушке, способной стать его единственным спасением в этот день. Его поведение исследователи объясняют так: Джон знает, что он должен сохранять хладнокровие. В то время как недовольство и возбуждение большинства пассажиров нарастают, а Сэм продолжает бушевать у стойки, Джон начинает размышлять над другими, не менее скверными ситуациями, в которые ему случалось попадать.

Он уже выходил из них целым и невредимым, и это его утешает и успокаивает, хотя он еще не знает, как выкрутиться из этой. Одновременно он начинает инстинктивно реагировать на тирады Сэма. Я понимаю, что он разозлился. Мы все разозлились.

Но это не способ добиться того, что ему нужно, и мне это не подходит». И Джон принимает верное решение: он подходит к Салли, обсуждает с ней недостойное поведение Сэма и обращается с просьбой как-нибудь решить его проблему и посадить на самолет, который привезет его в нужное время в нужный город. Салли идет ему навстречу. Она предлагает рейс, который хоть и дольше, с пересадками, но в итоге все же доставляет Джона в его отель к полуночи.

Сделка спасена. Заметьте, что успех и неудача участников по существу не имеют ничего общего с IQ, рангом или положением. Приключение Джона кончается хорошо в значительной мере благодаря тому, что он удачно воспользовался умением обращаться с людьми, в то время как Сэм потерпел неудачу, потому что не обладает этим умением. Все разработанные на сегодняшний день тесты экспериментальны, и единого, принятого во всем мире варианта, как, например, тест на IQ, пока не существует.

Одним из главных преимуществ теории Д. Люсина является ее практическая направленность. Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта. Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной. Люсин Д. Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах. Широкое разнообразие моделей эмоционального интеллекта, появившихся в последнее десятилетие, обусловливает необходимость их категоризации.

Двумя наиболее заметными попытками такого рода являются. Петридес и Е. Фарнхэм проводит несколько иное различие, которое, по его мнению, имеет более широкое определение. Это эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как свойство. Они утверждают, что характер модели в большей степени определяется методами, используемыми для измерения конструкта, чем теорией. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях и поэтому может быть измерен с помощью опросников. Эмоциональный интеллект как компетенция связан с традиционной психологией интеллекта, поэтому для его измерения наиболее подходят задания, аналогичные тестам интеллекта.

Эмоциональный интеллект — это психологическое образование, формирующееся в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики [4]. Дошкольный возраст — это период значительного интеллектуального развития и роста ребенка. Ведь именно в этот период формируется умственный и эмоциональный интеллект, обусловливающий успешную адаптацию в обществе. На развитие личности, в том числе и на формирование эмоционального интеллекта, оказывает влияние окружающая социальная среда, прежде всего семья. Семья на всех этапах жизни является первым институтом, в котором ребенок социализируется и учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Формирование эмоционального интеллекта происходит с разной скоростью. Не существует четкой модели для определения степени, в которой ребенок должен быть обучен к указанному возрасту.

Однако психологи выделяют ключевые моменты на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и контролю импульсов [2]. Фактически эмоциональное развитие ребенка происходит под непосредственным «давлением» эмоциональности матери. Выготский считал, что влияние среды меняется в ходе развития ребенка, определяемое его переживаниями. Он ввел понятие «ключевого опыта» — комплекса сознательных и неосознаваемых отношений между ребенком и важными элементами окружающей среды. Эльконин подчеркивал значение положительной эмоциональной среды вокруг ребенка как фактора успешного психического и физического развития. При этом D. Guastello, S.

Guastel 2003 в своих исследованиях показали, что «была выявлена значимая корреляция между уровнем эмоционального интеллекта детей и их матерей, в то время как между уровнем эмоционального интеллекта детей и их отцов такая корреляция отсутствовала» [1, с. Другой важной социальной предпосылкой развития эмоционального интеллекта являются хорошие эмоциональные отношения между родителями. По данным одного из исследований Г. Орме, 2003 , люди, в большей степени удовлетворенные своей семейной жизнью, имеют более высокие показатели эмоционального интеллекта, чем те, кто неудовлетворен. Возможно, это обусловлено тем, что родители, которые лучше понимают и управляют своими и чужими эмоциями, способны строить более гармоничные семейные отношения, что, в свою очередь, определяет развитие у их детей способности распознавать и понимать свои и чужие эмоции. В таких семьях все члены семьи становятся более чувствительными к чувствам друг друга, чаще анализируют сложные эмоциональные ситуации и трудности, что способствует гармоничным детско-родительским отношениям. Исследования показали, что эмоциональный интеллект играет важную роль в детско-родительских отношениях.

Значение эмоционального интеллекта Компании все чаще смотрят сквозь призму эмоционального интеллекта на рекрутинг, продвижение и развитие своих сотрудников. Многолетние исследования показывают прямую связь между уровнем развития эмоционального интеллекта и производительностью труда. Однако многие не понимают, что овладение этим мягким навыком не происходит естественным путем. Например, человек считает, что у него развита эта компетенция. Его любят подчиненные, он добр, уважителен, приятен в общении и чуток к чужим нуждам.

И все же чувствует, что не может продвинуться по карьерной лестнице. Он попал в обычную ловушку, потому что слишком узко определяет понятие эмоционального интеллекта. Сосредоточившись на своей общительности и симпатичности, человек теряет из виду другие существенные черты эмоционального интеллекта, которых ему может не хватать. Именно они способны сделать его более сильным и эффективным лидером. Составляющие эмоционального интеллекта Не пренебрегайте своим развитием.

Эмоциональный интеллект — это не способность быть милым и бодрым. Психолог, автор книг о лидерстве Дэниел Гоулман считает, что уровень эмоционального интеллекта зависит от развития 12 ключевых компетенций в 4 областях. Он предлагает каждому проанализировать их, честно оценить свои сильные и слабые стороны и найти точки роста: 1. Самоосознанность Самоосознанность — это способность настраиваться на собственные эмоции. С ее помощью вы понимаете, что чувствуете и почему, а также как эти чувства вам помогают или вредят.

У вас есть эта компетенция? Вы понимаете свои сильные стороны и ограничения. Действуете исходя из своей компетентности. Знаете, когда можно положиться на кого-то другого в команде. Имеете четкое представление о ценностях и целях, проявляете решительность.

Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ

Это качество сейчас является одним из важнейших soft skills. Высокий EQ позволяет строить успешную карьеру, заключать миллионные контракты, блестяще проводить выступления, владеть аудиторией на лекциях, принимать наилучшие решения, действовать быстро, уверенно и с высокой точностью. Также он необходим для выработки важнейших базовых способностей: просить — отказывать, критиковать — поощрять, конфликтовать — взаимодействовать, объяснять — понимать, спрашивать — отвечать. Человек с развитым эмоциональным интеллектом сам определяет своё состояние за счёт изменения отношения к текущей ситуации. Это необходимо для достижения больших целей, когда может не хватать усидчивости и силы воли. Также — при высокой загруженности семейными делами и в сложных жизненных ситуациях, когда близким нужны помощь и поддержка. Достаточно пересмотреть свой список задач, заменить «должен» на «хочу», и настроение сразу же меняется, а это автоматически даёт ресурс на выполнение задач. При этом человек с высоким EQ не манипулирует другими, а действует из позиции взрослого. Он не винит в ошибках окружающих и не перекладывает на них ответственность за неудачи. Такой человек — автор своей жизни.

Даже отрицательный результат он воспринимает как опыт, из которого можно извлечь полезные уроки. Фото: istockphoto. Опасность неразвитости эмоционального интеллекта в том, что при отсутствии установленного контакта с собой, в критической ситуации когда срабатывает триггер, стресс , человек «падает» в «маленькую часть себя». Это приводит к невозможности сделать выбор, принятию ошибочных решений, перекладыванию ответственности за свои неудачи на других. EQ может быть не развит по нескольким причинам. Например, связь с эмоциями бывает нарушена у людей с психологической травмой. Здесь же идут последствия сильных переживаний, утраты, трагических событий.

Эти модели в обиходе часто называют «EQ» «эмоциональный коэффициент», по аналогии с «IQ» — коэффициент интеллекта. Дэниел Гоулман и его коллега Ричард Бояцис предпочитают использовать термин «ЭИ», который они подразделяют на четыре сферы: самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и управление отношениями.

Все вместе эти сферы включают в себя двенадцать компетенций ЭИ, которые означают развиваемые умения и навыки, отвечающие за блестящую работу в качестве лидера см. Эти умения включают в себя области, в которых Эстер несомненно сильна: эмпатия, позитивный настрой и самоконтроль. Но они также включают и такие ключевые качества, как нацеленность на результат, влиятельность, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство. Вторая группа навыков требует такого же умения управлять эмоциями, как и первая, поэтому каждый амбициозный лидер должен уделять их развитию ровно столько же внимания. К примеру, если бы Эстер обладала навыком управления конфликтами, она бы умела давать людям негативную обратную связь. А если бы у нее был хорошо развит навык влиятельности, она бы даже хотела дать эту негативную обратную связь, чтобы направить работу своих сотрудников в нужной русло и помочь им развиваться.

Концептуализация и измерение. Применение опросников предполагает, что люди способны давать точный самоотчет относительно своего поведения и своих умений и навыков, входящих в понятие ЭИ. Это допущение представляется сомнительным, так как установлено, что самооценки когнитивных способностей лишь умеренно связаны с результатами объективных тестов интеллекта РаиШш, Lysy, Yik, 1998. Таблица 1 Характеристика основных методик для измерения ЭИ Название Общая структура Шкалы Формат пунктов и метод подсчета баллов Методики, основанные на самоотчете ECI Emotional Competence Inventory-360 Самосознание, управление своими эмоциями, осознание социальных взаимодействий, социальные навыки 19 факторов; 63 пункта 7-балльные шкалы; самоотчет или оценки экспертов EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory Внутриличностный ЭИ, межличностный ЭИ, адаптация, управление стрессом, общее настроение 15 факторов; 132 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет SSRI Schutte et al. Self-Report Index Иерархическая модель ЭИ, состоящая из 4 «ветвей» как в MSCEIT 4 фактора; 33 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет TEIQue Trait Emotional Intelligence Questionnaire Совмещение структур EQ-i и MSCEIT 15 факторов; 144 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет ЭмИн опросник на эмоциональный интеллект Два измерения: 1 межличностный и внутриличностный ЭИ, 2 понимание эмоций и управление ими 6 факторов; 40 пунктов 4-балльные шкалы; самоотчет Можно было бы предположить, что люди лучше разбираются в собственном эмоциональном функционировании в противоположность когнитивному , однако практически не существует эмпирических данных, которые подтверждали бы эту точку зрения. Так, опросники на эмпатию оказываются не связанными с объективными показателями «точности эмпатии» Davis, Kraus, 1997. Опросники на ЭИ существенно различаются по своему содержанию, что отражает отсутствие общепринятой концептуализации ЭИ. В таблице 1 представлены некоторые ныне существующие методики. Следует учесть, что новые методики появля- ются почти еженедельно, причем многие из них не имеют под собой никаких научных оснований. В основе этих методик не заложено единого организующего принципа в отличие, например, от современных методов измерения личности. Каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора. Например, Д. При этом эмоциональные способности могут быть направлены на свои или на чужие эмоции. В противоположность этому опросник Р. Бар-Она EQ-i состоит из 15 первичных факторов, которые объединяются в 5 факторов второго порядка Bar-On, 1997. Опросник Н. Шутте с соавт. SSRI Schutte et al. Мэйера, П. Сэловея и Д. Наиболее разработанным с теоретической точки зрения является, пожалуй, опросник К. Петридеса и А. Опросник Д. Люсина ЭмИн состоит из двух шкал — межличностного и внутриличностного ЭИ, каждая из которых включает по 3 субшкалы, соответствующие способностям, связанным с пониманием эмоций и управлением ими. Примечательно, что шкалы этих опросников не очень похожи друг на друга. Например, EQ-i включает шкалы, соответствующие всем кластерам ECI, хотя осознание социальных взаимодействий и социальные навыки объединяются в один фактор межличностной компетентности. Гоулмена, ни друг другу например, «адаптация» и «общее настроение». Сейчас появляются эмпирические исследования степени сходства этих опрос- ников, что может привести к возникновению более четких смешанных моделей, однако пока смешанные модели недостаточно соотносятся друг с другом Matthews, Roberts, Zeidner, 2004. Психометрические свойства. Техника конструирования опросников хорошо отработана, поэтому можно было бы легко оценить качество предлагаемых методик. К сожалению, необходимые данные доступны далеко не всегда. Гоул-мен Goleman, 2001 при описании ECI часто ссылается на неопубликованные данные. В главе учебника по ЭИ, посвященной ECI, упоминаются трудности с эмпирическим воспроизведением его гипотетических кластеров Boyatzis et al. Таким образом, необходима работа по изменению и усовершенствованию пунктов ECI. Относительно EQ-i существует больше информации, хотя основные данные тоже не опубликованы Bar-On, 1997; 2000. Внутренняя согласованность и ретестовая надежность его шкал вполне удовлетворительны. В то же время Дж. Мэттьюс с соавт. Внутреннюю согласованность шкал ЭмИна а Крон-баха равна 0. В целом надежность опросников на ЭИ оказывается более или менее удовлетворительной, однако обоснованность их внутренней структуры и точная интерпретация шкал, как правило, не вполне ясны. Вместе с тем методики для измерения ЭИ, основанные на самоотчете, демонстрируют хорошую критериальную валидность. Например, получены связи ECI с размером зарплаты и восприятием собственного жизненного успеха у группы менеджеров, работающих в финансовом секторе Sala, 2002. В этом же исследовании на других выборках получены положительные корреляции ECI с успешностью на работе у телефонистов и руководителей колледжей. Однако в каждом случае корреляции довольно низки примерно 0. Кроме этого, в результатах содержатся некоторые противоречия. Например, несмотря на положительную корреляцию между зарплатой и ECI у финансовых менеджеров, количество продвижений по службе и собственное восприятие финансовой успешности коррелирует с ECI отрицательно. Подход Р. Бар-Она Bar-On, 1997 основывается на идее, что ЭИ должен способствовать адаптации человека к реальной жизни. Действитель- но, в исследованиях показано, что его опросник EQ-i положительно коррелирует с приспособленностью, субъективным благополучием и социальным успехом. Высокие баллы EQ-i связаны также с более частым использованием стратегий совладания, направленных на проблему, по сравнению с использованием стратегий совладания, направленных на эмоции. Однако результаты этих исследований поднимают вопросы конструктной валидности. Возможно, EQ-i измеряет не столько способность, позволяющую преодолевать жизненные трудности, сколько последствия встреч с этими жизненными трудностями. Тесная корреляция с психопатологическими симптомами может свидетельствовать о проблемах с конструктной валидностью, особенно если учесть, что одной из шкал опросника является «общее настроение». Опросник SSRI показывает неплохую критериальную валидность. В первом исследовании с использованием SSRI обнаружены корреляции с оптимизмом, контролем побуждений, ясностью чувств и другими показателями эмоциональной адаптации Schutte et al. В последующих исследованиях обнаружены связи с навыками межличностного общения, склонностью к сотрудничеству, удовлетворенностью отношениями Schutte et al. Однако почти все критериальные показатели были получены с помощью самоотчетов и на слишком незначительных выборках, иногда менее 30 человек. С учетом этих ограничений остаются сомнения в том, что SSRI измеряет ЭИ как особую индивидуальную характеристику, а не просто как набор личностных черт. Связи со способностями и с личностными особенностями.

Даниел Канеман, обладатель Нобелевской премии по экономике, выяснил, что люди готовы заключать менее выгодные для себя сделки, если партнер вызывает у них симпатию. Обаятельный продавец способен продать больше товара, даже если тот будет бесполезным или недостаточно качественным. Люди с развитым EQ имеют больше возможностей за счет влияния на других людей. Высокий уровень EQ означает, что человек умеет распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном. Такие качества позволяют налаживать связи, обращать на себя внимание, способствуют доверию и, как следствие, занятию высоких должностей, предполагающих управление коллективом. В нем главные герои являются гениальными учеными, но совершенно не умеют вести себя в обычном обществе, из-за чего постоянно и попадают в комичные ситуации. Кроме понимания и управления эмоциями EQ способствует развитию мышления. Ученые доказали, что настроение оказывает прямое влияние на мыслительные процессы. Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет. Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие. Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день. Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации.

Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих С понятием «эмоциональный интеллект» я познакомилась в этом году, когда участвовала во Всероссийском конкурсе РДШ «Большая перемена».
Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать.
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции 29 ноя 2020. Пожаловаться. Эмоциональный интеллект состоит из двух главных составляющих, о них сегодня и поговорим Начнём с того, что есть большое количество людей, которые не способны рефлексировать — то есть осознавать собственные эмоции.

Что такое эмоциональный интеллект?

Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Модель эмоционального интеллекта, представленная Д.В. Люсиным, состоит из трех компонентов: когнитивные способности (скорость и точность обработки эмоциональной информации), представления об эмоциях (ценности, важная информация о себе и других. Из чего состоит эмоциональный интеллект и как именно он нам помогает на практике? Согласно ей он состоит из четырех главных компонентов:Также есть смешанная модель эмоционального интеллекта, созданная Дэниэлом Гоулманом.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

Широкий интерес к ЭИ свидетельствует о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской психологии, интуитивно кажется перспективным для решения прикладных психологических задач, расширяет сложившиеся представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая научную психологию. Общее понимание эмоционального интеллекта Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Этот концепт завоевал заслуженную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками оценить более целостно адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так с возможностями предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности. Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г.

Тем не менее, на современном этапе исследования эмоционального интеллекта являются вполне самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области. Публикация в 1995 г. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» принесла популярность взгляду на эмоции как область интеллекта. Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д.

Мейер и П. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и других. В 1990 г. Тогда же они начали разработку методики для исследования эмоционального интеллекта. Со временем на основе полученных данных они дорабатывали и совершенствовали теоретическую модель. Также изменялась и методика, пока в 2002 г. Работы по исследованию эмоционального интеллекта именно в рамках теории Мейера, Сэловея и Карузо активно продолжаются сейчас в Йельском университете под руководством Питера Сэловея.

Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в своем подробном обзоре исследований эмоционального интеллекта выделяют две основных модели данного конструкта, на основании которых и предлагаются методики для его изучения.

Подбирая персонал, мы неоднократно подмечали, что чем кандидат старше, тем, как правило, более высоким уровнем осознанности, зрелости и выдержки по сравнению с более молодыми обладает. Иногда попадались и очень молодые и осознанные, зрелые психологически не по годам. Как правило, последующее общение выявляло, что они проходили в прошлом специализированные тренинги. Мы также обратили внимание, что владельцы компаний намного охотнее нанимали более психологически зрелых, ценя и подмечая это качество, несмотря на квалификации кандидата. Рыбак рыбака видит издалека. Большинство успешных владельцев либо постоянно учатся психологическим техникам, либо имели уже такой опыт в прошлом. Юность редко встречается с мудростью...

Ссылка на это место страницы: origin Происхождение EQ Теоретические основы EQ Об исследованиях по эмоциональному интеллекту можно узнать с 1920х, когда Торндайк Thorndike из колумбийского университета использовал термин «социальный интеллект».

Мэйера, с личностными характеристиками. Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.

Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим. Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода. Мэйер, Д. Карузо и П.

Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая эмоциональный интеллект как когнитивную способность, а ко второму типу — модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Петридес и Э. Фёрнхем провели несколько иное различение, которое они считают более широким: эмоциональный интеллект как способность они называют его ability EI или information processing EI и эмоциональный интеллект как черта trait EI. Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Рассматривая эмоциональный интеллект как черту, мы должны связывать его с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения следует применять опросники. Если мы исследуем эмоциональный интеллект с точки зрения способности, то данный подход относится к традиционной психологии интеллекта и для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов, в этих случаях следует применять также проективные задания [16]. В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А.

Леонтьева [7; 10; 14; 20; 21]. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», — писал он. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л. Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн, развивая идеи Л. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального[19; 20]. Однако описанные идеи Л. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития [23]. В подтверждение этого можно привести слова Д. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности в том числе и эмоционального [18].

А также мнение Е. Яковлевой, которая утверждала, что осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему [27]. Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах И. Андреевой, Д. Ушакова, Д. Люсина, С. Деревянко, О.

Стоит отметить, что двустороннее разрушение миндалины нарушает реакции гнева и приводит к чрезмерному спокойствию.

Удовольствие и зависимость также начинаются в лимбической системе: в системе миндалин, прилежащего ядра и гиппокампа. В России вопрос эмоционального интеллекта также активно рассматривает Татьяна Черниговская, специализирующаяся в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Татьяна Владимировна поднимает вопрос влияния гаджетов на эмоциональный интеллект детей и подростков, считая, что эмоциональному интеллекту можно обучить, но для этого детям необходимы личная коммуникация, общение с животными, просмотр фильмов, а также участие в походах и обязательная помощь друг другу. В статье, опубликованной в Harvard Business Review, Барри Либертом и Меган Беком выделяют несколько областей, в которых люди все еще держат верх над своими коллегами-роботами: Ключ к сохранению значимости людей в профессиональных отраслях заключается в том, чтобы индивидуум использовал свои уникальные человеческие навыки. Для максимально эффективной деятельности рекомендуется использовать синергию эмоционального интеллекта с обработкой больших данных путем машинного обучения. Сумеют ли машины превзойти людей в плане эмоционального интеллекта пока не ясно, но крупнейшие банки мира, например, J. Morgan, уже активно внедряют практики рекомендации покупки ценных бумаг клиентам путем обработки предпочтений, эмоционального состояния клиента. Каковы будут последствия такого прогресса сейчас тоже сложно оценить.

В российских компаниях данные технологии применимы крайне урезано: на развитие машинного обучения, цифровизацию процессов нужны колоссальные средства, которых у российских даже публичных компаний не всегда хватает. Поэтому темой машинного обучения пока занимаются только российские гиганты: в финансовой сфере — Сбербанк, в ретейле — X5 Retail Group и конечно в ИТ — Яндекс и Mail. Ru Group.

Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком

Согласно концепции Дэниэла Гоулмана, эмоциональный интеллект состоит из пяти элементов, а именно. Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять. ОК. Поделиться. В составе плейлиста. Ошибка. Повторите попытку позже.

Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. С понятием «эмоциональный интеллект» я познакомилась в этом году, когда участвовала во Всероссийском конкурсе РДШ «Большая перемена». Согласно концепции Дэниэла Гоулмана, эмоциональный интеллект состоит из пяти элементов, а именно. По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. Как развить эмоциональный интеллект у детей? Игры, упражнения и советы для развития эмоционального интеллекта. Модель эмоционального интеллекта, на основании которой проходят все наши обучения на то и научная, что состоит из закономерностей.

«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии

В этой статье мы раскроем вам новые способы познания ваших эмоций. Почему эмоциональный интеллект так важен? Что такое эмоциональный интеллект? Существует множество определений эмоционального интеллекта, главным образом, благодаря двум формирующим это понятие терминам: интеллект и эмоции. Интеллект — это способность мыслить, решать проблемы, запоминать и обучаться, получая и создавая новую информацию. С другой стороны, эмоция — это изменение настроения, вызванное внешними когда мы получаем сюрприз или слышим новость и т. Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность управлять собственными эмоциями, а также распознавать их как у себя, так и у окружающих. Дэниел Гоулман подразделяет эмоциональный интеллект на 5 составляющих: самосознание, самоконтроль , самомотивация, эмпатия и социальные навыки. Фредерик Додсон Данная концепция также была включена в теорию множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом, а рядом относительно независимых способностей. Согласно данной теории, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты. Понятие эмоционального интеллекта относят к двум последним.

Внутриличностный интеллект — это способность понимать себя и управлять собственной жизнью. С другой стороны, межличностный интеллект — это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми, замечать различия в настроении, мотивации или темпераменте окружающих. Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать полученную сенсорную информацию и адаптировать своё мышление и поведение к определённой ситуации или контексту. Составляющие эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект составляют 5 компонентов: Эмоциональное самосознание Это осознание наших собственных эмоций и того, как они влияют на нас.

Их описывали с помощью классификации по способам измерения, используемых в конкретных подходах. В основном методики эмоционального интеллекта делятся на две категории: смешанные модели, а также модели способностей. Модели способностей описывают эмоциональный интеллект как комплект мотивационных, личностных и когнитивных черт и тесно объединяет их с совладательными процессами и адаптацией к реальной жизни.

Такие модели имеют в виду измерение ЭИ при помощи самоотчетных опросников, схожих с традиционными личностными аналогами. Что касается моделей способностей, то они определяют составляющие эмоционального интеллекта как некий комплект способностей, доступных для измерения с помощью тестов, где часть ответов правильная, а часть — неверная. Концепция смешанных моделей ЭИ Эта концепция принадлежит психологу Р. Бар-Она, который первым сформировал понятие EQ эмоциональный коэффициент в 1985 году. Это своеобразная альтернатива привычному понятию IQ, позволяющая оценивать сразу много некогнитивных навыков и способностей. Разработанный ученым опросник подвергает исследованию следующие 5 компонентов эмоционального интеллекта: Внутриличностный. Дает знания об имеющихся эмоциях, возможность выражать и понимать их.

Вводит шкалы: самоактуализация, самосознание, настойчивость, независимость, самоуважение. Умение понимать и принимать ощущения, испытываемые другими людьми шкалы «межличностные отношения», социальная ответственность» и «эмпатия». Подразумевает умение подстраиваться под изменения ситуаций и условий, приспосабливать к ним свое восприятие, контролировать эти изменения шкалы «решение проблем», «гибкость» и «реализм». Регулирование стресса шкалы «управление импульсивностью» и «стрессоустойчивость». Настроение шкалы «счастье» и «оптимизм». Смешанные модели понимают эмоциональный интеллект как сложное и многогранное психологическое образование, а не как строго когнитивную способность. Именно поэтому становится возможным использовать для оценки эмоционального интеллекта опросники, касающиеся личностных характеристик.

Однако не доказан факт, что люди действительно могут отдавать себе правильный отчет о своих навыках и умениях, которые включены в понятие ЭИ. Кроме того, под вопросом находится эффективность обучения эмоциональному интеллекту, основанная на описанных выше моделях. Главная проблема в том, что существует много разных программ обучения, у которых отсутствует объединяющий принцип. Каждая из моделей основывается только на личных соображениях ее создателя. К примеру, Гоулмен считает, что к эмоциональным способностям относятся регулирование эмоций и их распознавание. При этом способности могут быть нацелены как на чужие впечатления, так и на свои собственные. На основе этого взгляда в ЭИ входит осознание общественных взаимодействий, самоуправление, контроль отношений, самосознание.

И все перечисленные компоненты изучаются с помощью опросников ECI. Концепция моделей способностей Разработана Майером, Сэловеем и Карузо. Ученые дали следующее определение эмоциональному интеллекту — умение вызывать и воспринимать эмоции, распознавать их, повышать с их помощью эффективность мыслительных процессов, а также на уровне рефлекса регулировать эмоции, чтобы развиваться умственно и эмоционально. Первая категория включает в себя компоненты выражения и оценивания личных чувств и чувств окружающих людей. В свою очередь, компоненты оценки собственных чувств подразделяются на вербальный и невербальный подтип, в то время как оценка чужих чувство — на эмпатию и невербальное восприятие. Вторая категория ЭИ включает в себя регулирование чувств — как собственных, так и чужих. Третья подразумевает использование эмоциональной составляющей в деятельности и мыслительных процессах — гибкое построение планов, творческое мышление, элементы контроля мотивации и внимания.

С этой моделью тесно связаны когнитивные и социальные составляющие, но также уделено большое внимание использованию и контролю эмоций. Со временем к 1997 году модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея была существенно расширена и усовершенствована. В ней акцентировано внимание на когнитивных компонентах, которые связаны с обработкой мозгом информации, полученной об эмоциях.

Учиться справляться с допущенными ошибками и постоянно двигаться вперед. Уметь говорить «нет», когда этого требует ситуация. В повседневности и на работе.

Корректно делиться с другими людьми своими эмоциями, ничего не придумывая и не обманывая других. Знать, что именно вы делаете и для чего это делаете. То есть грамотно справляться с целеполаганием. Уметь корректно оценивать поступки других людей и не судить их избыточно. Как измеряется EQ? Обычно используется не общая метрика, а несколько разных, зависящих от конкретного компонента EQ.

Есть тест для оценки коммуникативных умений от Ильина. Тест на проверку коммуникативных навыков от Михельсона. Тест для оценки уровня мотивации от Элерса. Тест на степень мотивированности и страха перед неудачами от Рвана. Система оценки уровня эмпатии Мехрабиана. Тест эмпатических способностей человека от Бойко.

У Ильина есть тест на степень конфликтности индивида и тест для проверки уровня личной агрессии. Как развивать эмоциональный интеллект? Нужна специальная литература. Читайте книги по повышению коммуникативных навыков, книги, рассказывающие об эмпатии и т. Чаще взаимодействуйте с людьми и отдавайте отчет своим действиям. Есть несколько простых стратегий повышения EQ.

Нужно уделять внимание лишь трем основным действиям. Учитесь слушать Чтобы понимать чувства других людей, важно научиться уделять им достаточное количество внимания. Потратьте свое драгоценное время на другого человека и постарайтесь осознать, что он хочет до вас донести. Причем обращайте внимание не только на вербальные знаки, но и на невербальные. Язык тела — важная метрика оценки поведения человека, его намерений, желаний и т.

Понимание эмоций.

Эмоции передают информацию: счастье обычно указывает желание объединиться с другими людьми; гнев указывает желание напасть или вредить другим; страх указывает желание убежать, и т. Каждая эмоция передает свой собственный образец возможных сообщений и действий, связанных с этими сообщениями. Гнев, например, может быть связан с определенными наборами возможных действий: поддержание мира, нападение, возмездие и поиск мести и т. Понимание эмоциональных сообщений и действий, связанных с ними, является одним важным аспектом этой области навыка. Как только человек может идентифицировать такие сообщения и потенциальные действия, способность рассуждать об эмоциональных сообщениях и действиях становится также важной. Другими словами, полное понимание эмоций вызывает понимание значения эмоций вкупе со способностью рассуждать об этих значениях.

Это является важным моментом в отношении этой группы эмоционально-интеллектуальных навыков. Управление эмоциями. Эмоциями часто можно управлять. Человек должен понять, что эмоции передают информацию. В определенных пределах, когда эмоции находятся под контролем, человек может быть открыт для самых различных эмоциональных сигналов — до тех пор, пока не появятся наиболее сильные, подавляющие остальные. В пределах эмоциональной зоны комфорта человека становится возможной регуляция и управление собственными эмоциями и эмоциями других — для того, чтобы продвинуться к достижению собственных личных целей и социальных целей других людей [52].

Таким образом, способность распознавать и выражать эмоции первая, нижняя "ветвь" является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач вторая "ветвь". Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними третья "ветвь". Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций четвертая "ветвь". В 1990-е годы появились и другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Гоулмена Д.

В 1995 г. Дэниелем Гоулманом Daniel Goleman была изменена и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Мейера Дж. К выделенным ими компонентам идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности Гоулман добавил ещё несколько — энтузиазм, настойчивость и социальные навыки [27]. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками.

Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции

из чего состоит эмоциональный интеллект. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эмоциональный интеллект состоит из нескольких компонентов, которые взаимодействуют между собой и влияют на наше эмоциональное состояние и поведение. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность. Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий