Новости день образования кгб ссср картинки

Смотрите 52 фото онлайн по теме открытки с днем кгб ссср.

день кгб ссср картинки поздравления

Органы безопасности СССР. Органы госбезопасности СССР. Дата рождения КГБ. Телефон КГБ. С днем госбезопасности. День ЧК 20 декабря. День сотрудника КГБ. Безопасность в СССР. Праздник комитета госбезопасности.

Сотрудники органов госбезопасности ФСБ. С праздником чекиста. ФСБ России чекисты. Комитет государственной безопасности КГБ. Комитет госбезопасности СССР. Холодная голова горячее сердце чистые руки. Девиз ФСБ. Лозунг ФСБ.

Комитет государственной безопасности СССР был создан 13 марта 1954 года.. День образования КГБ. День основания КГБ. Оборудование КГБ. КГБ сила. С праздником днем чекиста. Феликс Дзержинский ВЧК. Феликс Дзержинский ВЧК чекист.

Ветеран КГБ.

Практически сразу же после своего образования КГБ подвергся крупной структурной реорганизации и сокращению численности сотрудников в связи с начавшимся после смерти Сталина процессом десталинизации общества и государства. В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников.

Под руководством Андропова в должности председателя КГБ в период с 1967 по 1982 год органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Изменения в обществе и системе госуправления СССР, вызванные перестройкой и гласностью, привели к необходимости пересмотра основ и принципов органов госбезопасности.

Ветеранам — благополучия, жизненных свершений и крепкого, нерушимого «альфовского» здоровья. Будьте счастливы! С праздником, друзья! Слава Спецназу!

Почему День работника органов безопасности важен для страны? Когда в России появились органы госбезопасности? Первые органы безопасности были образованы еще во время царствования Алексея Михайловича, говорит в беседе с «Лентой. По его словам, в 1654 году государственные преступления стал расследовать специально созданный орган — Приказ тайных дел.

С 1694 года, при Петре I , эти функции исполнял Преображенский приказ, который ведал вопросами Преображенского и Семеновского потешных полков, а затем, с развитием государственности, была создана Тайная канцелярия. До 1917 года функции контрразведки и разведки России были сосредоточены в Департаменте полиции, а также — в третьем отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

39 лет со дня основания группы специального назначения "Вымпел" КГБ СССР

Эмблема КГБ СССР В векторе. КГБ СССР) — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год. На основании информации Председателя КГБ Бакатина Госсовет принимает решение об образовании на базе Комитета государственной безопасности СССР трех самостоятельных ведомств: Центральной службы разведки (ЦСР). Фото: © РИА Новости/Алексей Майшев. 13 марта 1954 года создан КГБ СССР — самая знаменитая советская спецслужба, просуществовавшая дольше всех своих предшественниц.

World History

Поздравляем ветеранов комитета государственной безопасности с профессиональным праздником и желаем крепкого здоровья, счастья и благополучия.

Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства. И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе.

Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников.

Что значит быть на высоте требований? Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое.

Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте.

Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей...

Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12]. Выступая 1 сентября 1981г. Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров. В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником...

Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра...

От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13].

Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности.

Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14]. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия. Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков.

Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения. Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры. Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы.

К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991 — 1992гг. Возможно, описанная законодательно установленная процедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт. И при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом значении данного способа предупреждения дальнейшей враждебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении противоправных уголовно наказуемых действий небольшой общественной опасности. К числу важнейших новаций, связанных с именем Андропова, можно отнести также образование Курсов усовершенствования оперативного состава КУОС , просуществовавших до 1993г.

Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения оперативно-боевых задач. Первым из них стала легендарная группа антитеррора «Альфа». Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват вооруженных преступников, силовое прикрытие проведения оперативных мероприятий. Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил специального назначения, так и аналогичных зарубежных подразделений, «Альфа» со временем стала элитным подразделением КГБ. В отличие от призванной действовать на территории преимущественно собственной страны «Альфы» группа спецназначения ПГУ «Вымпел» была образована 19 августа 1981г.

Одним из непосредственных ее организаторов стал Ю. Оба они являлись участниками операции по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979г. Не останавливаясь подробно на деятельности «Альфы» и «Вымпела», подчеркнем только, что их создание было абсолютно обоснованным и оправданным и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[15]. Приведем еще один важный документ, направленный Ю. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза.

ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства. Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки. По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям.

При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях. По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов. КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки. Председатель Комитета Ю. При этом отметим, что появление агентуры влияния отнюдь не является «изобретением», артефактом КГБ и Андропова лично.

Как пишут американские авторы Норман Палмер и Томас Ален, «агент влияния — лицо, используемое для оказания тайного влияния на государственных чиновников, средства массовой информации или активную часть населения в интересах и для достижения целей, преследуемых иностранной державой»[17]. Следует отметить, что, как известно, в начале 70-х годов международные отношения развивались в русле «политики разрядки», апофеозом которой явилось подписание 1 августа 1975г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе так называемого Хельсинкского акта. Но через 4 года начался период очередного обострения отношений, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Не касаясь подробно этого вопроса, поскольку он освещался многими, как непосредственными участниками этих событий, так и руководителями КГБ, приведем лишь некоторые, возможно, не известные читателю факты.

Психологам давно известно, что потребителям информации: читателям, зрителям, слушателям — далеко не безразлично, информацию из какого именно источника они получают, что самым непосредственным образом влияет на оценку и степень доверия к конкретному информационному сообщению. В этой связи скажем сразу, что приводимые факты почерпнуты из документального сериала британской Би-би-си «Шпионские страсти», посвященного лишь нескольким страницам забытой, а кое-кому из современных читателей и полностью неизвестной истории «холодной войны», показанного по российскому телевидению в октябре 2000 года. Впрочем, об этом также рассказывает интересная книга Петера Швейцера «Победа», не получившая должного резонанса в нашей стране[18]. Как известно, в 80-е годы многие отечественные СМИ немало критиковались за «идеологизацию» выпускаемой информации, что подразумевало ее чуть ли не фальсифицированность, стремление непременно манипулировать чувствами, настроениями, то есть сознанием ее адресата. То есть давать ему недостоверную и необъективную картину происходящего в мире.

При этом нередко если не отрицалось, то по крайней мере подвергалось сомнению наличие «холодной войны», осуществлявшейся против СССР на заключительном этапе его существования со стороны стран Запада. В этой связи «исторической ревизии» были подвергнуты и многие события, связанные с присутствием в Афганистане ограниченного контингента советских войск ОКСВА. А что же показал своим зрителям — а это многомиллионная аудитория во всем мире — создатель фильма Дэвид Роуз? В нем официально признается, что спецслужбы западных государств в 60 — 90-е годы вели тайную войну против СССР и стран Восточной Европы в различных формах. Например, в конце 70-х годов, после проведения совещания в Хельсинки, когда в Европе начало расти и шириться мощное антивоенное, и в частности антиядерное движение, в Великобритании была создана организация под названием «Ядерное разоружение в Европе» ЯРЕ , представлявшая, по словам одного из его бывших руководителей, «четко антисоветское движение», призванное расколоть единый антимилитаристский фронт.

ЯРЕ активно поддерживала британская разведка МИ-6, которая не только получала от активистов этой организации всю интересующую ее информацию, но и ставила перед ней конкретные задачи по... Однако деятельность ЯРЕ не представляла секрета для социалистических государств, поскольку в узком кругу ее руководителей находился агент МГБ ГДР, который освещал практику использования антимилитаризма в разведывательных целях британского эстеблишмента. В то же время контрразведкой МИ-5 свой агент был внедрен в «Кампанию за ядерное разоружение», считавшуюся «неблагонадежной» организацией, связанной с социалистическими государствами. Автор фильма — дословная цитата, — прямо заявляет, что «диссиденты» в странах Восточной Европы стали пятой колонной крестоносцев «холодной войны». В нарушение всех международных норм британские дипломаты принимали активное участие в «воспитании» и руководстве деятельностью «диссидентов» в таких странах, как Чехословакия, ГДР и Польша.

Чешский студент Ян Кавен, обучавшийся в Лондоне, организовал нелегальную засылку в Прагу 15 тонн разного рода литературы и инструкций. Для работы с «диссидентами» американскими и британскими спецслужбами специально создавались «независимые» организации, работавшие на ниве «расширения и углубления» международных контактов. Так, в середине 80-х бывший офицер ЦРУ Уолтер Реймонд по личной просьбе Рейгана возглавил «Национальный демократический фонд» НДФ , основной задачей которого и была поддержка «диссидентов» в странах советского блока». Как признавался Реймонд авторам фильма, НДФ проводил специальные операции, подобные операциям спецслужб по поддержанию связи со своими агентами. Другой «независимой», но связанной с ЦРУ и финансируемой им организацией являлся нью-йоркский «Международный литературный центр».

Эмиссары этих и других подобных им организаций создали в Праге подпольный «Свободный университет», выпускникам которого даже выдавались дипломы. В сентябре 1989 г. Очередной виток этой незримой, «холодной» войны был начат в декабре 1979 г. Уже 20 декабря 1979 г. Тогдашний президент США Рейган уже в начале января 1980 г.

Первые операции по поставкам оружия оппозиции проводились британской МИ-6 уже 28 — 29 декабря 1979 г. При этом условием вовлеченности ЦРУ в развязывание войны в Афганистане, как и в поддержку оппозиции в Польше, Рейганом выдвигалось требование следовать «методу активного отрицания» собственного участия в противоправной, нелегальной деятельности в названных странах. Неназванные авторами фильма офицеры ЦРУ подробно рассказывали зрителям о ходе операции, которой лично руководил директор ЦРУ Билл Кейси, согласный с мнением Рейгана о том, что «авторитет США надо защищать любой ценой». После серии забастовок, вспыхнувших весной 1980 г. Следствием этого стали массовые поставки оппозиции в Польше и Чехословакии ксероксов, компьютеров, принтеров, минитипографий для издания нелегальной прессы и даже средств радиосвязи.

Бывший начальник 11 отдела польской контрразведки Александр Маковский заявлял создателям фильма, что уже к декабрю 1981 г. Для создания видимости «дистанцирования» от польской оппозиции ЦРУ использовало для своих акций прикрытие американских, прежде всего АФТ-КПП, европейских и британских профсоюзов. Помимо этого МИ-6 готовила «моджахедов»-инструкторов для партизанской войны в Афганистане на... ЦРУ регулярно получало отчеты МИ-6 о подготовке афганских боевиков, а также об операциях британской разведки в самом Афганистане. Но первоначальные неудачи в боевых действиях «моджахедов» потребовали увеличения «афганского бюджета ЦРУ», что и было произведено в 1984 году.

При этом бывшие агенты откровенно говорили создателям документального сериала, что в планы ЦРУ не входило допустить возможность «мирного и достойного вывода Советских войск из Афганистана». В принципе подобные откровения не содержат ничего нового. Но здесь важно другое: ЦРУ и его союзники по «холодной войне», отказавшись от «ложной скромности», открыто заявили о своей роли в сокрушении неугодных им режимов в суверенных государствах. Авторы фильма с гордостью констатировали, что «Запад выиграл идеологическую войну у Востока». А в СССР в мае 1982г.

Новым председателем КГБ стал В. Федорчук, а в дальнейшем этот пост занимали В. Чебриков 1983 — 1988 и В. Крючков 1988 — 1991. Бесспорен тот факт, что Андропов, как никто другой из руководителей страны того времени, пользовался большим авторитетом, доверием, популярностью, и даже любовью подавляющей части населения.

Однако ныне в печати подчас высказывается мнение, о том, что Ю. Андропов был интриганом, рвущимся к власти. Некоторые неизвестные широкой аудитории факты биографии Андропова, связанные с проведением западными спецслужбами специальной операции по дискредитации председателя КГБ, позволяют, однако, усомниться в обоснованности подобных заявлений. Действительно, кто сейчас знает, что еще в марте 1976г. Москву посетила группа из 9 эмиссаров зарубежных антисоветских центров, в которую, между прочим, входили два конгрессмена США и которая поставила перед «лидерами» советских «диссидентов» прямой вопрос о том, кто станет преемником Брежнева на посту генерального секретаря ЦК КПСС.

И лишь на четвертый день объявили свой вердикт — Андропов! По-видимому, такой прогноз не устраивал заокеанских «кремленологов». И действительно, в 1979 — 1980 годах в зарубежной печати появились статьи, в которых констатировался рост авторитета и популярности Андропова и высказывались предположения, что он не только является реальным конкурентом престарелому генсеку, но и может, при желании, конечно, сместить его с этого поста, используя реальные властные рычаги, находящиеся в его руках. Естественно, эта информация была доведена до Брежнева, и последний решил «от греха подальше» перевести Андропова на административную должность в аппарат ЦК КПСС, чем и объясняется его назначение секретарем ЦК в мае 1982г. Медведев, — сумел не толко быстро консолидировать власть, но и завоевать несомненное уважение значительной части населения», при этом с его деятельностью на новом поприще связывали «разные и противоречивые надежды.

Одни ждали быстрого наведения порядка в виде прежде всего жестких мер против разгулявшейся преступности и мафии, искоренения коррупции и усиления расшатавшейся трудовой дисциплины»[19]. Об отношении населения к Андропову свидетельствует и следующий факт. В I квартале 1983г. В середине апреля 1983г. Тем не менее Андропов навсегда останется в памяти народов нашей страны человеком, который не успел завершить очень многие свои начинания.

Однако, поскольку с именем Андропова связывают, и совершенно справедливо, создание «идеологического» управления КГБ СССР, представляется необходимым подробнее рассказать об этом подразделении советской контрразведки. То самое, 5-е управление... Андропов, в структуре КГБ были образованы специализированные подразделения по борьбе с идеологическими диверсиями иностранных государств. Хотя сам по себе этот термин представляется недостаточно четким, и речь, по сути дела, шла и идет о политических диверсиях, нередко облачавшихся в «деполитизированную» форму «идеологических» дискуссий и исканий. В то же время, на наш взгляд, нельзя согласиться со следующим утверждением Р.

Медведева о том, что «понятие «идеологическая диверсия» с трудом поддается или не поддается вовсе однозначному определению». Тем более, что сам же он далее признает, что «в юридической литературе и комментариях к Уголовному кодексу РСФСР можно было прочесть следующее: «Идеологическая диверсия — это такие способы воздействия на сознание и чувства людей, которые направлены на подрыв, компрометирование и ослабление влияния коммунистической идеологии, на ослабление или раскол революционного и национально-освободительных движений и социалистического строя и осуществляются с использованием клеветнических, фальсифицированных или тенденциозно подобранных материалов как легальными, так и нелегальными путями с целью причинения идеологического ущерба» См. Идеологическая диверсия — оружие империализма. Следует отметить, что зарубежными теоретиками скрытого противоборства и разведывательно-подрывного воздействия на Советский Союз идеологическая диверсия рассматривалась не только как составная часть «психологической войны», но и как важнейший инструмент реализации политики «холодной войны», нацеленной на достижение победы над геополитическим противником. По нашему мнению, идеологические диверсии представляют собой подрывные акции в сфере политических отношений, осуществляемые методами и силами спецслужб иностранных государств.

Это — система взаимосвязанных и взаимоподчиненных разведывательно-подрывных, политических, пропагандистских и иных действий одного государства направленных против национальных интересов и целей другого государства, на дискредитацию его политики как внутри собственной страны, так и за рубежом. Причем в их реализации принимают участие не только спецслужбы, но различные иные государственные органы и неправительственные организации. Тактическими целями идеологических диверсий является создание внутриполитических трудностей, сужение социальной базы поддержки политики правительства, а стратегическими — изменение «неугодного» политического курса государства — объекта воздействия. В этой связи идеологические диверсии — их даже правильнее было бы назвать политическими диверсиями, — являются прямым, а подчас и грубым вмешательством во внутренние дела другого суверенного государства. В том числе с использованием запрещенных международным правом методов — сотрудников и агентов спецслужб, наемников, материального стимулирования радикальных оппозиционных сил, прибегающих к насильственным методам, банального подкупа и тому подобных.

Впрочем, я не призываю на слово верить в справедливость всего сказанного. И любой читатель может попытаться опровергнуть сказанное, но для этого нужны аргументы, факты и знания. Ведь, как говорили римляне, ignjrantum non argumentum est, то есть незнание не есть аргумент. Однако, сознательно не вдаваясь далее в углубленное исследование вопроса о назначении и сущности, структуре и аппарате осуществления идеологических диверсий, что неизбежно увело бы нас далеко в сторону от рассматриваемого предмета, остановимся лишь на истории образования и деятельности пятых подразделений органов КГБ СССР. Поскольку история, назначение и деятельность 5 управления КГБ СССР вызывала да, по-видимому, и поныне вызывает значительный общественный интерес.

Попытаемся расказать объективно, как рекомендовал основоположник римской исторической науки Тацит, «без гнева и пристрастия», не вдаваясь в излишнюю полемику по поводу некоторых из высказывавшихся в печати точек зрения по этому вопросу. Предоставляя в то же время читателю право и возможность самому делать выводы из приводимых фактов. В записке в ЦК КПСС с обоснованием целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника от 3 июля 1967г. Андроповым подчеркивалось: «Имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют о том, что реакционные силы империалистического лагеря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно наращивают свои усилия в плане активизации подрывных действий против Советского Союза. При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они считают психологическую войну...

Замышляемые операции на идеологическом фронте противник стремится переносить непосредственно на территорию СССР, ставя целью не только идейное разложение советского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информации.

Успешные усилия КГБ по дезинформации ЦРУ завели расследование по выявлению советского агента в тупик, в результате чего в 1990 году ЦРУ практически прекратило вербовку новых агентов из-за отсутствия возможности их защиты от раскрытия. Деятельность Эймса в пользу советской и позднее российской разведки успешно продолжалась до конца 1993 года, когда Советский Союз уже прекратил существование. Расследование катастрофы на Чернобыльской АЭС[ править править код ] Ещё до катастрофы 1986 года в 1983—1985 годах на Чернобыльской АЭС произошло шесть менее масштабных аварий и 63 отказа. В ходе оперативной работы органами КГБ вскрывались факты брака строительно-монтажных работ, поставок некондиционного оборудования, нарушения технологических норм и требований радиационной безопасности. Руководство страны информировалось о выявленных пробелах в обеспечении радиационной безопасности для принятия мер. Щербак и В. После получения первых известий об аварии генерал-лейтенант Ф. Щербак 27 апреля 1986 года вылетел на место событий, возглавив оперативно-следственную группу работавшую параллельно с комиссией В. Был приобретён уникальный опыт ликвидации последствий аварии, многие сотрудники при этом получили повышенные дозы облучения.

Никто не пытался облегчить исполнение своих служебных обязанностей, в обстоятельствах опасных для здоровья и жизни. Основное внимание уделялось выяснению наличия диверсии или её отсутствия, конечной версией указана преступная халатность и несоблюдение правил безопасности [37] [38]. Серьёзной критике общественности подвергся режим секретности при ликвидации аварии на ЧАЭС, когда население не вовремя и не в полном объёме информировалось о последствиях. Людей вы брали лучших, настоящих патриотов, устойчивых к разложению. И было бы не по-государственному не использовать в полной мере ваш потенциал на пользу делу обновления России. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ , высказывались в пользу департизации [28]. Конец дискуссии был положен 16 мая 1991 года принятием закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»; закон определил положение КГБ СССР в системе органов государственного управления, правовую основу деятельности органов безопасности, их полномочия, права и обязанности, а также установил обязанность работников органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствоваться требованиями законов и их право не подчиняться решениям любых политических партий и движений, включая КПСС [40]. Последующий новый этап взаимоотношений с Западом повлек за собой переоценку целей и задач деятельности КГБ на международной арене, в частности, отказ от понятий и терминологии холодной войны и рассмотрения Соединённых Штатов Америки в качестве главного противника СССР ввиду новых исторических реалий неудачного исхода войны и последовавшего вскоре переустройства мира однополярный мир. Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП , который предпринял попытку антиконституционного захвата власти в СССР формально лишился своего поста 28 августа из-за отставки союзного правительства.

Агеева и В. Грушко, заместителя председателя КГБ В. Пономарёва, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [42]. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Степашин [45]. Под руководством В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [46]. При этом сохранялось прямое взаимодействие с союзным КГБ [50].

Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47]. Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч.

Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И. Лаптев , Р. Медведев , В. Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ».

Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю. Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности».

КГБ - это орган, который оставил свой след в истории, и его упоминание может вызывать различные эмоции и ассоциации у людей.

В этой статье мы рассмотрим историю и значение этого праздника, а также обсудим его влияние на современное общество. Этот день приурочен к памяти истории службы и деятельности сотрудников этой организации. Представления о празднике Для многих людей "С днем КГБ" может ассоциироваться с различными образами и представлениями, в зависимости от их личного опыта, мнения и знаний.

Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы

В 1654 году царь Алексей Михайлович учредил первую специальную государственную службу Русского царства — Приказ тайных дел, который не был подчинен Боярской Думе, и все вопросы решались в обход ее мнения. Кроме всего прочего, приказ производил следствие по важнейшим государственным делам, по личному указанию царя. Приказ был упразднен новым царем Федором Алексеевичем в 1676 году. Молодой царь Петр I находясь постоянно в своей резиденции в селе Преображенском Московский уезд Русское царство учреждает Преображенский приказ, как специальную службу, которую использовал для борьбы за власть. Во главе приказа стоял князь-кесарь Юрий Иванович Ромодановский. В 1718 году приказ был трансформирован в Тайную канцелярию, которая в 1727 году была упразднена, но 1731 году вновь возрождена императрицей Анной Иоанновной в виде Канцелярии тайных и розыскных дел. Канцелярия кроме политического сыска занималась и контрразведывательной деятельностью. В 1762 году император Петре III упраздняет канцелярию, но тут же создает Особую экспедицию при Сенате, для выполнения деликатных и секретных дел.

Кстати, он же являлся одним из инициаторов массовой реабилитации жертв сталинских репрессий. В 2016 году в России были опубликованы дневники Ивана Серова, найденные его внучкой.

В годы Великой Отечественной он занимался отбором добровольцев для партизанских отрядов. Кстати среди отобранных им добровольцев была и Зоя Космодемьянская. Позже он стремился переориентировать КГБ на международные дела.

Родная «Альфа», с днём рождения! Как и прежде, «Альфа» встречает его на боевом дежурстве. Ее первоначальное целевое назначение — борьба с терроризмом и другими особо опасными экстремистскими проявлениями, связанными с захватом заложников, транспортных средств, режимных объектов, дипломатических представительств. За прошедшие с того времени годы, несмотря на смену эпох, Группа «А» сумела сохранить преемственность и стала полноценным отрядом элитного спецназа, прошедшим Афганистан, две военные кампании на Северном Кавказе и ведущим борьбу с международным и региональным терроризмом.

В 1976 КГБ совместно с кубинской спецслужбой организована операция «Тукан» по распространению в мировых СМИ сведений о чилийском диктаторе Аугусто Пиночете, в результате чего правозащитные организации оказали внешнее давление на лидера Чили. В 1985 году проведена уникальная спецоперация по освобождению дипломатов в Ливане, захваченных террористами «Хезболлы».

В своей истории КГБ претерпело ряд необходимых административных изменений и реформ. После распада Советского Союза в 1991 году орган безопасности разделен на несколько независимых спецслужб, действовавших в каждой вновь образованной республике. В дальнейшем в России создана Федеральная служба безопасности, ставшая его преемницей. Его деятельность вызывала страх у преступников и уважение граждан, верных закону.

70 лет со дня создания КГБ: как Путин прошел путь от разведчика-нелегала до президента России

Звания Героя Советского Союза были удостоены 15 сотрудников спецслужбы — командиров специальных партизанских отрядов и групп. Сегодня 70 лет со дня образования КГБ СССР. с Праздником! Звания Героя Советского Союза были удостоены 15 сотрудников спецслужбы — командиров специальных партизанских отрядов и групп.

С днем кгб картинки

Их спектр, к сожалению, остается широким. Среди наиболее серьезных, относящихся к компетенции КГБ, можно выделить посягательства на независимость, суверенитет и конституционный строй государства. Попытки вмешательства во внутренние дела страны и навязывания Беларуси политического курса, который противоречит национальным интересам. В течение ряда последних лет фиксируется постоянное давление на нашу страну в информационном пространстве. При этом угрозы исходят от конкретных лиц и организаций, преимущественно зарубежных, которые стремятся тем или иным способом оказать влияние на белорусское государство ради извлечения собственной политической и экономической выгоды. Это, в принципе, объективная реальность в условиях глобальной конкуренции, с которой сталкивается любое государство в мире. Но исходит ли угроза из—за рубежа или от конкретного лица внутри страны — мы реагируем одинаково остро, исходя из оценки ее влияния на безопасность граждан, общества и государства. Более того, из повседневного лексикона КГБ начисто исчезло понятие «противник». Читайте также Лукашенко поздравил коллектив Комитета госбезопасности с профессиональным праздником Беларусь как суверенное независимое государство на протяжении уже более четверти века стремится выстраивать дружеские отношения со странами—партнерами по всему миру. Этому служат и менталитет нашего народа, и безусловная однозначная политическая и нравственная позиция Президента. И Комитет как часть государства придерживается тех же подходов.

Поэтому мы делаем ставку на открытый, доверительный и взаимовыгодный диалог, тем более с нашими ближайшими соседями. В то же время история развития человечества красноречиво свидетельствует, что любые государства с момента их появления были просто обязаны знать, что происходит в других странах, особенно расположенных по соседству. Это — история, это — классика! И так будет всегда. Поэтому мы, безусловно, замечаем активность наших соседей на белорусском направлении. Но самое главное — чтобы эта активность находилась в разумных пределах, основывалась на джентльменских правилах и принципах, чтобы соблюдался негласный кодекс сотрудников спецслужб. Гораздо хуже, когда эта активность приобретает ярко выраженные недружественные формы и мешает развитию двусторонних отношений. Об этом, наверное, можно было бы и не говорить, если бы объектами этих провокаций не становились наши граждане, посещающие соседнее государство как туристы или по служебным вопросам, наши граждане, имеющие там родственников или друзей, коммерческие интересы. Конечно же, это недопустимо. И вряд ли способствует укреплению и развитию отношений.

Особенно с учетом того обстоятельства, что белорусский транзит существенно пополняет бюджет Литвы. Так, только в текущем году к 15 годам лишения свободы осужден один гражданин Беларуси, завербованный литовскими спецслужбами. Возбуждено два уголовных дела по статье «Измена государству», еще одно дело направлено в суд. Один из них впоследствии был «обменен» на двух белорусских граждан, осужденных за рубежом. В нынешнем году был осужден гражданин Беларуси — бывший старший офицер. Будучи путем шантажа и угроз завербован иностранной разведкой, он собирал и передавал сведения, составляющие государственные секреты. Пытался втянуть в противоправную деятельность своих бывших коллег. Но, несмотря на предпринимаемые его кураторами меры безопасности и конспирации, предатель был разоблачен, его вина полностью доказана в суде и он получил 14 лет колонии усиленного режима. Конечно, противоправная деятельность подобных лиц вызывает серьезную озабоченность белорусской контрразведки, так как наносимый ими ущерб может иметь значительные негативные последствия для национальных интересов страны, ее обороноспособности и безопасности. Следует отметить, что те «гонорары» а мы знаем, о чем говорим , которые платят иностранные спецслужбы своим агентам, не стоят неминуемо ожидающих предателя длительных сроков заключения, сломанной судьбы, общественного порицания, позора для его семьи и близких.

Подводя итог сказанному, можно отметить две основные тенденции. За последние пять лет значительно увеличилось число разоблаченных кадровых сотрудников и агентов иностранных спецслужб, что, с одной стороны, свидетельствует о возросшей активности разведорганов зарубежных государств, с другой — о значительном росте профессионализма белорусской контрразведки. И, конечно, о высокой самоотдаче наших сотрудников. Я знаю, что говорю, потому что вижу, как офицеры работают по нескольку суток напролет, без сна и отдыха. Каждый интересующийся мог видеть это лично по ТВ. Полагаю, что в ходе освещения работы по указанным материалам КГБ уже придал огласке более чем достаточно сведений как об интересовавшей иностранную разведку проблематике, так и о результатах расследования. Вообще, я не думаю, что правильно уделять столько внимания примеру Шаройко. Он всего лишь один из 10 разоблаченных за последние пять лет иностранных разведчиков. Мы не предаем подобные факты огласке, понимая, что это не способствует хорошим отношениям между странами. И в данном случае инициатива обнародования инцидента исходила, как вы знаете, не от нас.

Сейчас уголовное дело в отношении Шаройко находится на завершающей стадии, так как к моменту его задержания уже была собрана исчерпывающая доказательная база, а само его задержание носило чисто технический характер. Расскажите об этой работе. Поэтому, конечно же, борьба с коррупцией и экономическими преступлениями — тоже наше дело. Тут ведь опять возникает аспект защиты личности, человека, на этот раз от посягательств коррумпированных чиновников, предпринимателей и связанных с ними лиц. Потому что они своими действиями наносят ущерб не только государству, но каждому конкретному гражданину. Те деньги, которые должны были пойти на строительство дорог, больниц, школ, на выплату пенсий и пособий, кто—то взял и прикарманил. Или попытался это сделать. В противодействие этому у нас появились свои методы и наработки. Но это очень многовариантная работа. Хочу отметить, что именно Комитет первым на практике начал реализовывать положения статьи 88—прим УК, то есть освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Например, бизнесмен, и это понятно, хочет как можно больше заработать. Увлекшись погоней за прибылью, он где—то преступил закон. Сказать, что он после этого превращается во «врага государства» и должен однозначно сесть в тюрьму — это, на мой взгляд, неправильно.

Его сотрудники обеспечили режим строгой секретности в ходе переброски на Кубу советских войск, а затем — при организации переговоров о деэскалации между Москвой и Вашингтоном.

В Советский Союз не впустили ряд иностранных шпионов. Влияние и полномочия комитета стали расширяться. В 1978 году Андропову удалось добиться резкого повышения формального статуса КГБ. Из его названия пропали слова «при Совете министров».

Он стал Комитетом государственной безопасности СССР — центральным органом государственного управления. Начали массово выпускаться фильмы, публиковаться книги о чекистах », — рассказал эксперт. Сместились акценты в самой работе спецслужбы. Притом что комитет продолжал активно заниматься разведкой и контрразведкой, гораздо больше внимания, чем в хрущёвские времена, стало уделяться внутригосударственным вопросам.

Возникли трения с диссидентским движением. Оно контролировало культурный и научный международный обмен, студенческую среду, религиозные организации, спортивные мероприятия, боролось с правыми радикалами. Именно с его сотрудниками многие советские граждане ассоциировали в принципе весь КГБ. Удостоверение основного водителя ГОНа globallookpress.

Шла успешная борьба с внутренними угрозами, но позиции комитета в экономике были чрезвычайно слабы. С чем это связано, непонятно. В целом, по его словам, в 1970—1980-е годы сотрудники КГБ присутствовали практически во всех мало-мальски заметных ведомствах, учреждениях и на предприятиях. При этом личность председателя КГБ эксперт оценивает неоднозначно.

Историк отмечает, что об Андропове уже давно принято говорить исключительно в позитивном ключе.

В тоже время объективно оценивал их личные качества, как большого ученого, талантливого писателя и выдающихся музыкантов и ценил их как высокоинтеллектуальных противников. Государство вынужденно защищаться от подобных людей, даже если они великие таланты. Обсуждались и другие темы, причем не, только с точки зрения их оценки, но и возможности позитивного воздействия на происходящие процессы оперативным путем. Такая работа со мной, формировала у меня, широкий взгляд на различные явления в жизни и создавала условия для совершенствования мировоззрения и профессионального роста. Я горжусь тем, что мне довелось делать первые шаги в чекистской профессии под руководством этого удивительного человека. Высоко ценю искренние, добрые отношения, которые сложились между нами и долгие годы бережно сохраняются.

Время летело быстро, я осваивал порученный мне участок, достался он мне в запущенном состоянии длительное время не было закрепленного оперработника. Начал с анализа состояния дел и создания оперативных позиций там, где это требовала обстановка. Дело в том, что в студенческих коллективах оперативные источники информации после окончания учебного заведения, по распределению, уходили работать на различные народнохозяйственные объекты, и в зависимости от целесообразности, передавались на связь в другие подразделения или регионы. Вследствие этого процесс поиска и обновления источников информации был непрерывный. Собственно агентурная работа, основа основ оперативной работы, и я её успешно осваивал и прикипел к ней всем своим естеством. Постепенно осведомление на участке налаживается, стала поступать оперативно — значимая информация, которая проверялась, и по ней принимались необходимые меры. Характерной особенностью участка было то, что после окончания учебных заведений, многие молодые специалисты попадали на режимные объекты или им по роду работы требовался допуск к работе с секретными и совершенно секретными материалами и в соответствии с установленным порядком в отношении них проводились проверочные мероприятия.

Такие запросы приходили десятками и проработка их, и ответы занимали много времени. Также требовало времени, изучение и подготовка справок в выездную комиссию, на лиц, выезжающих за рубеж в основном по туристическому каналу. Но это была хоть и весьма ответственная в случае негативных последствий, неминуемо следовало наказание , но считавшаяся технической работа. Не секрет, что в те годы КГБ вместе с партийными органами были главными при определении, кому можно было выезжать за границу. Посещение других стран, особенно «капиталистических», сопровождалось проверками на политическую лояльность. Разрешение поехать в другую страну получали те, кто обладал, идеологической стойкостью и не мог попасть под «влияние Запада», а также непременно должен был вернуться домой. Другим препятствием для выезда за границу, мог являться допуск к секретным сведениям, что устанавливалось в процессе спецпроверки.

Привлекали нас и для участия в контрразведывательных мероприятий проводившихся 2 отделом Управления в период посещения края установленными разведчиками — дипломатами, а посещали они Хабаровск довольно часто. Много времени занимало участие в так называемых «охранных мероприятиях». На 5 отдел была возложена задача организации обеспечения безопасности во время проведения различных общественно — политических и партийных мероприятий праздничных торжеств 1 и 9 мая, 7 ноября, конференций и пленумов Крайкома КПСС и др. Работа строилась в соответствии с утверждаемым руководством Приказом с персональной расстановкой личного состава по объектам пребывания и маршрутам следования охраняемых лиц. Это была сложная и ответственная работа, которая заключалась не только в физической охране, но и осуществлялся большой комплекс разнообразных мероприятий оперативного характера. В Хабаровске, такие мероприятия проводились несколько раз в квартал. Первый раз мне довелось участвовать в обеспечении крупных мероприятий в ноябре 1974 года, в обеспечении встречи Леонида Ильича Брежнева и американского президент Джеральда Форда.

Я в составе группы сотрудников Управления, был командирован во Владивосток, такие же бригады прибыли из многих территориальных органов СССР. В другой раз, а их было много, привожу только важные, пришлось встречать Леонида Ильича Брежнева при посещении им Комсомольск-на-Амуре, в котором он побывал в ходе поездки по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Вспоминаю свой первый оперативный успех. Пушкинской недалеко от центральной площади им. Важно понимать, что это мероприятие проводилось в рамках потепления в советско-американских отношениях, разрядки в международных отношениях, что привело к ослаблению общей напряженности в мире. Поэтому для региона это было важнейшее общественно- политическое мероприятие и Крайком КПСС держал его на особом контроле. Координирующая роль была за 2 отделом Управления, за которым была линия противодействия спецслужбам США.

Мне, на время функционирования выставки, поручили работу по неорганизованной молодежи, так называемым фарцовщикам. Для этого я установил контакты с сотрудниками органов ВД, комсомольским оперотрядом, привлеченным специально для отсечения фарцовщиков от иностранцев, и задействовал оперативные источники располагающие реальными возможностями в решении поставленных задач, в том числе находящиеся на связи у других оперработников. Работа шла в плановом порядке, но произошел казус, иначе сегодня его назвать нельзя. Ночью с козырька на фасаде здания выставки исчез флаг штата Вашингтон, там был ещё американский государственный флаг, с другой стороны козырька, но он остался на месте. Как сотрудники милиции несущие службу у выставки допустили это — уму непостижимо. Естественно его требование нашим руководством было доведено до оперсостава. Прошло несколько дней, результата не было, начальство нервничало.

И вот на встрече мой оперативный источник сообщил, что ему стало известно о возможной причастности к хищению флага двух молодых людей, учащихся одного из техникумов. Они были установлены, в их отношении проведен комплекс оперативных мероприятий, позволивших сделать однозначный вывод о причастности к краже. Молодые люди были доставлены в помещение приемной Управления, где в беседе со мной, под давлением имеющихся улик, вынуждены были признаться в содеянном. Они рассказали, что совершили кражу флага из хулиганских побуждений и стремления выделиться дерзким поступком из числа сверстников, политических мотивов не преследовали. Они также сообщили, что после кражи и последовавшего общественного резонанса и начала розыскных мероприятий сильно испугались и спрятали флаг, закатав его в стеклянной трехлитровой банке, и зарыли её в землю на даче родителей одного из них. На оперативной машине мы съездили на дачу, где благополучно извлекли из банки полотнище флага. Я впервые в жизни держал в руках зеленый флаг штата Вашингтон с портретом первого президента США.

Доставив его в Управление передал своему начальнику, который срочно передал его дальше по инстанции. Руководство Управления оценило мои труды и объявило мне благодарность. В отношении молодых людей совершивших этот проступок ограничились проведенными беседами. После учебы, обогащенный знаниями, вернулся в свое подразделение, и продолжил работу. Новый участок, наряду с осуществлением профессиональных задач, потребовал от меня большой работы над собой в плане общей подготовки. Я понял важную истину: в контрразведке побеждает тот, кто имеет широту взгляда, знания, хорошую память и ищущий ум. Мои познания в науке ограничивались учебной программой института и недолгим стажем работы на кафедре.

Пришлось срочно приобретать знания в различных областях науки, чтобы хоть как-то разобраться в терминологии и современных направлениях академических исследований. Я старался быть в курсе всех общественно-политических событий в стране, новостей литературы, кино и т. Много читал художественной литературы, знакомился со специальными изданиями. Именно в это время начал формировать домашнюю библиотеку, которая уже многие годы сопровождает меня при переездах из города в город, и где нет не почитанных мной книг, а к ряду из них я обращаюсь регулярно. Работа над собой и самообразование помогли мне уверенно работать с разными людьми, смотреть на проблемы шире и воспринимать общую картину, находить правильные решения. При встречах с людьми на объектах оперативного обеспечения, чувствовалось, что они ждали от меня чего-то нового, какой-то новой точки зрения на происходящие события. Поэтому приходилось соответствовать их запросам, общаться на их языке, быть понятым и не отторгнутым.

Ведь только между взаимоинтересными людьми складываются отношения и человек доверительно делиться информацией необходимой для организации контрразведывательного процесса. Постепенно все стало на свои места. Работа с учеными, занимающимися академической наукой была интересной, каждый из них познавал непознанное и зачастую в своих исследованиях уходили так далеко, что даже работающие рядом коллеги не могли дать правильную оценку их работ, что уж говорить обо мне. Но постепенно и здесь все наладилось. В институтах были закрытые темы и работали с секретными документами, всё это также требовало контроля. В целом на объектах, которые мне приходилось обеспечивать за время работы в 1 отделении 5 отдела обстановка была стабильная, возникающие со стороны отдельных студентов, преподавателей, научных сотрудников негативные проявления, носящие политическую окраску, пресекались путем профилактики. Каждый такой случай поступления информации тщательно проверялся и в случае подтверждения, устанавливалось, нет ли в действиях гражданина или группы лиц признаков состава преступления как правило, оперативные материалы рассматриваются следователем и принимается решение о профилактики.

Санкцию на проведение профилактики в различных формах давал руководитель соответствующего уровня, наделенный этим правом. За проведение профилактики персонально отвечал оперработник и должен ее осуществить до начала совершения объектом, преступных действий. В случае если профилактика достигала цели, то по мотивированному заключению, наблюдение за объектом проверки и профилактики прекращалась. Подобные проявления имели место и на объектах, где контрразведывательное обеспечение осуществлялось мной. Так, в результате проведенных профилактических мероприятий удалось уберечь от противоправной деятельности отдельных молодых людей из числа студенчества и других категорий граждан. Профилактируемые часто выражали благодарность оперработнику за разяснение ошибочности их взглядов и поступков и приятно было узнавать, что они становились активными членами нашего общества и в последующем занимали значительные руководящие должности в различных сферах экономики. Время неумолимо двигалось вперед, его никак нельзя остановить.

И вот вроде, только совсем недавно я в первый раз открыл дверь служебного кабинета, сел за рабочий стол, познакомился с товарищами по работе, но прошло уже четыре года. Я стал считаться опытным сотрудником, который мог самостоятельно решать любые вопросы, входящие в компетенцию оперработника, пользовался авторитетом не только у руководства, но и у сослуживцев. Ко мне обращались молодые сотрудники за советом и помощью и я не отказывал. В середине сентября 1978 года меня пригласил к себе заместитель начальника Управления по кадрам полковник Бахмацкий Виктор Гаврилович. После непродолжительной беседы он объявил мне, что руководство Управления считает меня достаточно подготовленным к самостоятельной работе сотрудником, акцентировал внимание на моих положительных результатах в оперативно — розыскной деятельности и предложил должность начальника Ленинского РО УКГБ по Хабаровскому краю в Еврейской автономной области, которая на тот момент была вакантной. Из беседы с генералом я не только узнал об обстановке на новом участке, но были четко сформулированы новые для меня задачи и пути их решения. Необходимо отметить, что он хорошо знал вопрос, так как сам ранее прошел через такую должность и дал мне толковые советы по взаимодействию с партийными и советскими органами, пограничниками, РОВД, прокуратурой и другими районными ведомствами.

Его советы мне очень пригодились в практической работе, и я долго с благодарностью вспоминал нашу беседу. Утром 4 октября 1978 года я поездом прибыл в Биробиджан, где ранее мне не доводилось бывать. Дежурный прапорщик проводил меня в кабинет к начальнику Отдела полковнику Плунскому Василию Прокопьевичу, который ждал меня. Я вошел с чувством внутреннего волнения в большой светлый кабинет. За большим письменным столом сидел невысокий, коренастый, с высоким лбом и залысинами на голове человек, лет пятидесяти с мягкими чертами лица. Волосы аккуратно зачесаны назад. Лев Борисович, несмотря на официоз встречи, оказался очень интеллигентным человеком с первого взгляда внушающим доверие и симпатию.

Беседа была не долгой. Лев Борисович в свойственной ему манере тактично расспросил меня о семье, прежних местах работы и службы, С теплотой и гордостью рассказал о ЕАО, о текущих хозяйственных проблемах — уборке сои, надоях молока, вспашке зяби, акцентировав внимание на, явно не устраивающее его, положении дел в Ленинском районе, где мне предстояло трудиться. Он пожелал мне успехов в работе на новом месте и выразил надежду, что с моим приходом в район дела пойдут лучше. Мы с полковником Плунским В. На место мы прибыли часа через два. После знакомства, он рассказал о Ленинском районе, затем беседа плавно перетекла в его монолог о хозяйственных проблемах района. Внешностью и манерой общения он с трудом воспринимался, как партийный функционер, в нем чувствовался типичный специалист аграрий.

Когда прибыли в райотделение, полковник Плунский В. Обстановка была удручающая, райотделение уже более полугода работало без начальника, который в начале года был уволен из органов КГБ по отрицательным мотивам. У областного руководства были серьёзные претензии к организации работы оперсостава. Я начал знакомиться с обстановкой в регионе, проштудировал явно устаревшую справку по оперативной обстановке в районе, провел индивидуальные беседы с оперативными работниками. К моему изумлению, все они, хотя и с разным опытом работы, оказались толковыми операми, которые знали свое дело и уверенно решали поставленные задачи на порученных участках. И не их вина, а их беда, что длительное время они оставались без руководства. Первое впечатление меня не обмануло, впоследствии ст.

К сожалению, в сентябре 2012 года он безвременно скоропостижно скончался. В результате коллективного обсуждения, мы пришли к убеждению, что необходимо на основе глубокого изучения и анализа оперативной обстановки с учетом современных взглядов и подходов к проблеме, разработать комплексную систему оперативного прикрытия госграницы в районе с учетом возможностей всех органов участвующих в этом процессе. Таких органов было немало, это наши ближайшие соратники — оперативные работники разведотдела 63 КПО, и ОО КГБ ведущие контрразведывательную работу в многочисленных воинских частях, дислоцирующихся на территории района и наконец, оперативные подразделения РОВД. Начался кропотливый и долгий труд по разработке сложной системы, которую необходимо изложить в оперативном документе. Эта работа выполнялась впервые и оказалась очень непростой и трудоемкой. Сложность заключалась в том, что аналогов таких документов не было и необходимо было не только перелопатить огромный массив информации, но и получить дополнительные сведения из различных, в том числе и оперативных источников. Большим подспорьем для меня было участие в работе бюро РК КПСС и партхозактивах, куда меня приглашали, которые проводились практически еженедельно и там обсуждались основные вопросы хозяйственной, социальной и общественно-политической жизни района.

Именно здесь я познакомился с большим количеством людей входящих в так называемый партийно- хозяйственный актив района. Многие из них сами подходили ко мне, знакомились, поднимали волнующие их темы. С отдельными из них мы встречались у меня в кабинете, к другим приезжал я сам. Беседы были весьма полезными и открывали мне глаза на многие насущные вопросы жизни района. Были и отдельные недоброжелатели стремившиеся поддеть меня рассказами о моем предшественнике. Но абсолютное большинство людей, доброжелательно относилось ко мне и с большим уважением к нашей службе. Люди, живущие на границе, прониклись ее духом,являются в своем большинстве патриотом страны, не ищут себе личной выгоды и готовы бескорыстно прийти на помощь в деле охраны госграницы.

Здесь я встретил замечательных людей — это председатель райисполкома Лысенко Владимир Александрович, из коренных жителей района, человек деятельный, ответственный, люди относились к нему с большим уважением; первый секретарь РК ВЛКСМ Винников Александр Аронович ответственный и инициативный молодой человек, ныне губернатор ЕАО; председатель районного суда Медведев Григорий Дмитриевич умудренный жизненным опытом и рассудительный вершитель людских судеб; директор Воскресеновского совхоза Кологоров Николай Васильевич толковый профессионал аграрий и энергичный руководитель, впоследствии ставший заместителем главы администрации Хабаровского края, председателем агропромышленного комитета; начальник ПМК 1040 треста «Биробиджанцелинстрой» Ларин Юрий Михайлович строитель от бога, построивший практически все промышленные и сельскохозяйственные объекты и жилые дома в районе; прораб ПМК 1040 в с. Перечислить всех тех с кем мне довелось работать в районе не возможно, но я всем им признателен за взаимопонимание и поддержку. Я в процессе общения с ними, не только познавал специфику района, сельской жизни, особенности оперативной обстановки, но и учился у них самой жизни. Мне 28 летнему молодому человеку, имеющему воинское звание ст. Выход был один — учиться. Я полностью разделяю слова великого Альберта Эйнштейна: «Самое важное в жизни — это не переставать задавать вопросы». И я не уставал задавать вопросы.

В процессе общения с различными людьми, не только познавал специфику района, сельскую жизнь, особенности оперативной обстановки, но и учился у них самой жизни. Только после вдумчивого осмысления информации поступающей от них начинаешь понимать, что она не только характеризует обстановку в районе, но именно она объясняет жизнь так, что всё становится на свои места. Это дало мне понимание на всю жизнь того, что все самое лучшее нам удастся проявить в своей жизни, если мы учимся. И я всю жизнь старался учиться, накапливать знания. Учиться нужно всегда, перестанешь учиться — не сможешь расти. Ибо знания все умножаются и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость, но и зрелый возраст учебе не помеха.

Постепенно из калейдоскопа информации складывалась целостная картина экономической и социально-политической жизни района, пришло понимание оперативной обстановки и тенденций её развития, формирующихся в регионе угрозах государственной безопасности. В результате долгой кропотливой работы наконец-то удалось создать качественный документ по организации системы оперативного обеспечения охраны госграницы в районе. Большим подспорьем были совещания проводимые пограничниками в 63 КПО и 13 ОБСКР перед принятием решения на охрану границы на осеннее - зимний и весеннее — летний периоды. Знание системы войсковой охраны участка госграницы позволяло выделять наиболее уязвимые участки, придавать оперативному обеспечению более предметный характер. Разработанная эшелонированная система оперативного обеспечения охраны госграницы в районе была рассчитана на своевременное выявление нарушителей госграницы, стремящихся уйти в Китай. Так и по выявлению агентуры спецслужб КНР при следовании по горно-таежной малонаселенной местности, чтобы скрытно выйти из погранзоны в направлении транссибирской магистрали, забрасываемых на нашу территорию. Основания для подобных выводов были серьезные.

В вечернее время на участке погранзаставы «Ленинская» при попытке преодоления ИТС погранвойск пограничный наряд задержал трех неизвестных граждан. При подходе к границе их обнаружил агент «Быстрый» и сообщил о появлении подозрительных лиц оперработнику. Информация была передана на погранзаставу и их задержали. Задержанные оказались военнослужащими срочной службы, самовольно оставившие свою часть в Биробиджане. У них при себе находились сумки с личными вещами и запасом продуктов, карта ленинского района с пометками. Свое нахождение вблизи инженерно-технических пограничных сооружений задержанные вначале объяснили тем, что «заблудились». Но в процессе дальнейшей работы с ними было установлено, что они намеревались преодолеть ИТС погранвойск и уйти в Китай.

Задержанные были переданы в военную прокуратуру и в последующем привлечены к уголовной ответственности. В июле 1979 года от пограничников поступила информация о том, что в бригаде сенозаготовителей из Комсомольска-на-Амуре, ведущих заготовку сена на островах за ИТС погранвойск на участке заставы «Воскресеновская», пропал человек. Совместно с оперработниками разведотдела 63 КПО била организована проверка с выездом на место. Рассматривалась версия возможного ухода пропавшего в Китай и такие возможности у него реально были. Обследование местности и береговой полосы Амура результата не дали. При первичном опросе членов бригады сенозаготовителей также дополнительных данных не получено. Ответ пришел быстро, разыскиваемый характеризовался в целом положительно, в городе Комсомольске у него осталась жена и дети.

Также сообщили, что в бригаде сенозаготовителей имеется оперативный источник и способы связи с ним. С агентом конспиративно проведена встреча. Он рассказал, что накануне поздно вечером в бригаде организовано распитие спиртных напитков, после употребления большой дозы самодельной «браги» пропавший поехал на небольшой деревянной лодке рыбачить в заливе у стана сенозаготовителей и скорее всего, утонул. Однако руководство бригады, боясь ответственности за случившееся, скрыла от компетентных органов правдивую информацию. В дальнейшем, информация подтвердилась и проведенными розыскными мероприятиями был обнаружен труп разыскиваемого, как и предполагалось он утонул. Таким образом, в сжатые сроки с помощью агента была снята обстановка и значительные силы и средства взаимодействующих органов вернулись к нормальному режиму несения службы. Нарушители правил пребывания за ИТС погранвойск привлечены к административной ответственности.

В сентябре 1979 года поступило сообщение, что в 23-00 пограничным нарядом «Кукелевской» погранзаставы на КСП обнаружены следы человека по направлению в наш тыл и признаки преодоления проволочного заграждения С-100. Проработка следа со служебной собакой результата не дала. На маршруте вероятного движения нарушителя немедленно были подняты все силы и средства райотделения и пограничников. В результате от оперативного источника, проживающего в с. Новом, поступила информация, что к нему поздно вечером заходил житель села Цымбарь работающий пастухом, который выпасал молодняк КРС на островах за ИТС погранвойск. Он сказал, что возвращается домой и попросил согреться и попить чаю, по его внешнему виду было видно, что он длительное время шел по бездорожью. Агент связался с оперработником и сообщил о незваном госте.

К утру Цымбарь был установлен и дал признательные показания о несанкционированном преодолении ИТС погранвойск, свой поступок вразумительно объяснить не мог, он имел пропуск и мог въезжать за ИТС погранвойск и обратно в пункте пропуска беспрепятственно.

Изображения предназначены только для личного использования. Для жалоб и роскомнадзора: [email protected].

100 лет ВЧК-ОГПУ-КГБ СССР

в общем, много было реорганизаций и переименований. Координатор Ленинского отделения ЛДПР Виктория Этенко встретилась с начальником штаба Севастопольской общественной организации "Союз пограничников "Солдаты границы" Анатолием Стариковым и поздравила его со 100-летием Закавказского Краснознаменного. День образования ВЧК КГБ СССР. летием со дня образования органов ВЧК-КГБ-ФСБ России! Поздравление с Днем образования ВЧК-КГБ СССР | Союз ветеранов органов госбезопасности ПМР. Первым председателем КГБ стал Герой Советского Союза, генерал армии Иван Серов.

Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы

КГБ СССР был упразднен на 101-й день с момента назначения В. В. Бакатина его председателем и за 5 дней до подписания беловежского соглашения о прекращении существования СССР [42]. На фото: служба охраны КГБ СССР, организованная в 1990-е годы на основе упраздненного 9-го управления, сопровождает президентский кортеж, 1991 год. B1957 году, через три года после образования КГБ при СМ СССР, к 40-летнему юбилею органов госбезопасности был учрежден нагрудный знак "Почетный сотрудник госбезопасности". летию со дня образования Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР. 1982), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982 - 1984).

Кгб 70 годы

Представления о празднике Для многих людей "С днем КГБ" может ассоциироваться с различными образами и представлениями, в зависимости от их личного опыта, мнения и знаний. Некоторые могут относиться к этому празднику с уважением и памятью о службе тех, кто работал в КГБ, в то время как для других это может вызывать негативные ассоциации из-за политических событий и репрессий. Влияние на современное общество История и представления о КГБ имеют влияние на современное общество, формируя восприятие прошлого и настоящего. Празднование этого дня может быть способом отметить историческое значение органов безопасности, а также вызвать обсуждения о политике, истории и общественной безопасности.

Согласно документу КГБ был упразднен. В 1992 году было образовано Министерство безопасности РФ. В 1993 году министерство было преобразовано в Федеральную службу контрразведки, а в 1995 году ее переименовали в Федеральную службу безопасности РФ. На своем посту он пробыл несколько лет в самое переломное время.

Это позволило нейтрализовать венгерское военное руководство и обеспечить успех советских артиллерийских, танковых и пехотных подразделений в быстром подавлении мятежа и восстановлении в Венгрии просоветского режима. В 1970-80-е годы во внутренней политике КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с диссидентами, включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические беседы, принудительное заключение в психиатрические больницы, политические судебные процессы, дискредитацию, депортацию из СССР.

Под пристальным вниманием КГБ находились, в первую очередь, представители отдельной части творческой интеллигенции. Среди выдворенных из страны в те годы - писатель Александр Солженицын, поэт Иосиф Бродский.

В этот день поздравления получают сотрудники органов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, а также других специальных служб России.

Дата 20 декабря была выбрана не случайно. История отсылает к 1917 году, когда Совнарком издал декрет о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии ВЧК , которая считается прототипом нынешних спецслужб. История праздника 20 декабря 1917 года в целях борьбы с контрреволюцией и саботажем Совет народных комиссаров СНК издал декрет о Всероссийской чрезвычайной комиссии ВЧК. Именно она стала прообразом современных органов безопасности.

Ранее 20 декабря отмечался неофициально как День чекиста.

70 лет назад был создан Комитет государственной безопасности СССР (КГБ)!

Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 15 марта 1954 появилась на свет новая служба, которая стала называться Комитет государственной безопасности (КГБ). Последним председателем КГБ СССР стал Вадим Бакатин. День органов госбезопасности. Тема: Поздравления на праздники С профессиональным праздником ФСБ КГБ СССР День органов госбезопасности День работника органов безопасности День. Фото: РИА Новости. В 1977 году руководители Политбюро и советских силовых ведомств торжественно отмечали 100-летие со дня рождения Феликса Дзержинского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий