Сражения. Битва на реке Лех август 955 г. Битва на реке Сить, где монголо-татары разбили войско владимирского князя Юрия Всеволодовича. Где искать место легендарной битвы на реке Сити? Завтра, 4 марта, исполняется 785 лет со дня битвы на реке Сити. Сражение на реке Сить, произошедшее, согласно летописным данным, 4 марта 1238 года между войском великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича и монголо-татарами Бурундая, стало одной из самых трагических страниц в истории Древнерусского государства.
Последний прорыв: как стечение обстоятельств спасло Европу от монгольского нашествия
Здесь его и застала весть о падении Владимира и гибели всей семьи — сыновья погибли в бою, а княжна сгорела заживо вместе с другими мирными горожанами, укрывающимися в храме, который татары подожгли. А 4 марта 1238 года последовал внезапный удар 30-тысячного корпуса темника Бурундая. Опытный темник в переводе на русский полковник проведя предварительную разведку и выяснив расположение русских войск, ударил там, где его меньше всего ожидали. Он подошел к русскому лагерю не по льду Сити, где стоял мощный сторожевой полк, а со стороны лесного юга, осторожно снимая русские дозоры. В итоге владимирское войско в большинстве своём даже не успело изготовится к бою.
В отчаянной, кровавой схватке оно было окружено и практически полностью истреблено и пленено. Вместе с другими русскими витязями пал на поле брани и князь Юрий Всеволодович.
Общее число погибших в 9 раскопах приблизилось к 500. Новейшие исследования не закрыли вопроса о месте и ходе битвы. Возможно, дальнейшие археологические изыскания смогут закрыть или прояснить их [16]. Вполне очевидно, что далеко не все курганы более 500 на реке Сити относятся к периоду Ситской битвы, но многочисленные находки и археологические раскопки говорят о том, что где бы ни происходила битва, преследование и избиение русских дружин имело, вероятно, довольно большую территорию, и часть курганов могут хранить неожиданные открытия [17]. Последствия [ править править код ] Епископ Кирилл находит обезглавленное тело великого князя Юрия на поле сражения на реке Сить, Лицевой летописный свод , XVI в.
Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию [1] и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович , под прямым контролем которого оказались Владимирское княжество и Переяславль-Залесское княжество. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы «великую язву понесли, пало и их немалое множество». В целом, силы монгольских войск оказались значительно подорваны после разорения Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств и в преддверии похода на Новгород [18]. Ситская битва в летописях и литературе В Лаврентьевской летописи Ситская битва упоминается дважды. В Новгородскую первую летопись старшего и младшего изводов вошли: «Сказание о разорении Рязани Батыем» наиболее древняя версия рассказа рязанской летописи , сведения из владимирского и ростовского источников рассказ о взятии Владимира и устные рассказы современников [19]. В Ипатьевской летописи , как южном варианте повести о нашествии и событиях на далеком северо-востоке Руси, отражался текст «Летописца Даниила Галицкого» составлялся в 1245—1249 годах.
Летописец кратко описывает события нашествия, более подробно отражая взятие Владимира и Козельска. Сражение упоминается в Пермской летописи : «И сступишася обои полцы и бысть сеча злая и великая и побегоша перед иноплеменниками. И ту убиен бысть великий князь Юрий Всеволодович на реце на Сити и вся его много побйша». Вологодско-Пермская летопись [20]. Летописец Троицкой летописи говорит о разорительном набеге монголо-татаров в 1238 году: «Несть места идеже не повоеваша, и на всей стране Ростовской и Суздальской земле взяша городов четыренадесять, опричь слобод и погостов в один месяц февраль... Сведения о сражении есть в Ипатьевской летописи [19]. В дореволюционных литературных источниках Ситская битва отражена в сочинении К.
Мусина-Пушкина [22]. Позднее Ситской битве посвящено немало статей краеведческого и иного содержания. Память [ править править код ] В Ярославской области установлена официальная дата празднования — 4 марта, «День Ситской битвы» [23] , она внесена в календарь памятных дат региона [24]. В области претендуют на увековечение памяти о сражении на реке Сить два района. В Некоузском районе у деревни Лопатино 17 сентября 1980 года возведена памятная стела, в 2005 году появилась рубленая часовня с надписью «Павшим за Святую Русь в 1238 году». К 760-летию битвы администрация Некоузского муниципального округа опубликовала сборник статей — краеведческий альманах [25]. В Брейтовском районе рядом с Семеновским городищем возле деревни Себельское установлена беседка и информационная табличка, в 2017 году по инициативе администрации района началась подготовительная работа по обустройству смотровой площадки, в 2018 году издана книга «Ситская битва 1238 года» к юбилейной дате сражения [26].
Потери несли и завоеватели — в битве под Коломной погиб сын Чингисхана Кулькан. В этой битве пала и большая часть витязей Владимирского княжества. Стремясь восстановить своё воинство князь владимирский Юрий Всеволодович ушёл из столицы княжества Владимира на неразоренный север княжества, где объявил сбор войск.
Во Владимире осталась семья — княжна и двое сыновей. Город защищал небольшой гарнизон. Князь расположил дружину лагерем у реки Сити, защищаемый болотами и лесами.
Он ждал подкрепления в лице дружественных князей с дружинами.
С 2015 года день битвы на реке Сить — 4 марта 1238 года входит в календарь памятных дат Ярославской области. На региональном и муниципальном уровнях ведется научно-исследовательская и общественная работа по исследованию и увековечиванию этого малоизвестного, но сыгравшего колоссальную роль в истории нашего государства сражения.
Проводятся культурные, спортивные, патриотические, творческие, образовательные мероприятия, нацеленные на сохранение памяти о героях Ситской битвы. Целью проекта, представленного ярославскими общественниками, является активное вовлечение в эту работу молодого поколения, прежде всего студентов и школьников, через научно-исследовательские и творческие конкурсы, клубы исторической реконструкции, походы, экспедиции и экскурсии по памятным местам, связанным со сражением на реке Сить.
Княжеский стан на реке Сить Февраль — март 1238 г.
Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском. Лишь великий князь владимирский Юрий Всеволодович решился дать монголам генеральное сражение на реке Сить и проиграл эту битву. Сражения. Битва на реке Лех август 955 г. Битва на реки Сити с монголами произошла 4 марта 1237 года и считается ключевым сражением, ее итоги повлияли на дальнейшие действия монголов и стали предпосылкой формирования вассалитета русских князей перед ханами Золотой Орды. Ситская битва не была организованным сражением двух войск.
Битва русских войск с татарами на р. Сити. Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича
Великий князь Юрий Всеволодович, главный воевода владимирский Жирослав Михайлович и другие князья, сражавшиеся бок о бок с простыми ратниками, пали в бою. основателя Нижнего Новгорода, павшего в битве с войском Батыя на реке Сить в 1238 г. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, одно из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238). Официальной датой битвы на реке Сить принято считать 4 марта 1238 года. но некоторые исследователи ставят под сомнение эту дату и утверждают, что она состоялось 1 марта. Сегодня, 17 февраля, Православная Церковь совершает память благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, Владимирского (1238).
Великая битва на древней реке Сить: о причинах и итогах
Битва на реке Сить, или Ситская битва — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. Одно из центральных событий Западного кипчакского похода монголов 1236—1242 и монгольского нашествия на Русь 1237—1240 , в частности, одно из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь 1237—1238. Предпосылки После взятия монголами Рязани, поражения соединённых русских сил под Коломной и вторжения монголов во Владимиро-Суздальское княжество Юрий оставил в столице семью и гарнизон под командованием Петра Оследюковича и ушёл в леса около реки Сити северо-запад современной Ярославской области России , где был назначен новый сбор войск. Соотношение сил После взятия Владимира 7 февраля 1238 года основные силы монголов направились через Юрьев-Польский и Переславль-Залесский на Тверь и Торжок, а второстепенные силы под командованием темника Бурундая были направлены на поволжские города — владения племянников Юрия Константиновичей, которые увели свои войска на Сить. Лаврентьевская летопись говорит о том, что Юрий ожидал на Сити полки братьев Ярослава, который в 1236 году занял Киев, оставив сына Александра наместником в Новгороде, и Святослава, однако, в числе участников битвы Ярослав не упоминается.
Но преследовавшие их конные татары были беспощадны. По словам летописцев, «убиен быс великии князь Юрий Всеволодич на рице на Сити и вой его мнози погибоша»… Мы не местные Историки до сих пор спорят о причинах столь унизительного поражения. Да, сам князь явно не был выдающимся полководцем, да, он явно находился в страшной депрессии после известия о гибели стольного града и всей своей семьи. Однако рядом находились опытные воины, вроде родного племянника, ростовского князя Василько Константиновича, которые умели и даже любили воевать. К тому же русский лагерь находился в лесной глуши, со всех сторон окружённый не только дремучим и практически непроходимым лесом, но и болотами, реками, которые не замерзали даже зимой… Складывается ощущение предательства — кто-то, кто хорошо знал эту местность, специально навёл монгол на русский лагерь, да ещё так, что вражеская конница подошла к русским практически незаметно для сторожевых застав.
Вопрос — кем был этот предатель? Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно. Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало. Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т. Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже. Христианство, несмотря на формальное крещение Руси ещё в Х столетии, тогда было делом прежде всего феодальной элиты да части горожан. В народные же массы оно широко проникнет лишь к концу XV столетия, к моменту образования централизованного Московского государства, и бывшие смерды станут именоваться крестьянами то есть христианами. А в XIII веке, во времена Батыева нашествия, деревенский народ по большей части исповедовал язычество и был глубоко равнодушен к любым княжеским делам. Так что найти в этой массе «изменника» для пришлых татар не составляло большого труда — а не всё ли равно, кому тяжёлую дань платить, единоплеменному князю или чужакам?
Как говорится, хрен редьки не слаще… Ещё новости по теме Просто не игрушки: к чему может привести неосторожное обращение с историей Ученик дьяволов: из каких духовных корней вырос феномен Адольфа Гитлера Первые жертвы: как на самом деле начиналась война в Афганистане Когда хата точно была с краю Впрочем, и элита была не более «патриотичной».
В своём «Хронологионе», составленном в середине XVIII века, он отметил, что битва на реке Сить «во время пленения России от безбожного царя Батыя» произошла «в пределах Бежецких, возле крепости Божни где нынче село Боженки ». Здесь же сообщаются сведения о смерти великого князя Георгия Всеволодовича. Позднее, спустя почти сто лет, версию П. Воинова поддержал известный русский историк, академик Российской академии наук, профессор Михаил Петрович Погодин. В 1848 году он совершил путешествие по реке Сить. Начал его от села Сабурово, останавливался в селе Богоявленское, посетил красивую церковь Богоявления в этом селе.
Достигнув Божонки, Михаил Петрович не мог не выразить своего восхищения от открытия. В своих «Путевых заметках» он записал: «Найдя село Божонка, я как будто лег на лавры и не мог ничему уделять внимания». Мнение профессора Погодина о месте Ситской битвы разделили ученые М. Иванин, А. Гацисский, А. Кисловский, Н. Овсянников и другие.
Вероятно, сражение сразу же разделилось на несколько очагов, которые перемещались по реке и зимним лесным дорогам от Божонки в глубь болот. Под напором численно превосходящего противника русские стали отступать: они уходили вниз по Сити и по гатям через болото. Трагически сложилась судьба князя Юрия. Накануне битвы на него обрушилось большое личное горе: он получил весть о том, что в разорённом татарами Владимире погибли его жена Агафья, трое сыновей и дочь. В битве на Сити дружина великого князя приняла на себя основной удар монголов. В этом сражении погиб сам Юрий Всеволодович. Предполагают, случилось это недалеко от Сидоровского ручья, впадающего в Сить, но точное место гибели князя неизвестно.
В ходе битвы был взят в плен любимый племянник Юрия — Василько Константинович, князь ростовский. Летописи донесли до нас образ молодого князя: «Красив лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами». Было ему 28 лет. В Ростове у него остались жена и два сына — Борис и Глеб. Татары настолько были поражены его храбростью, что не убили князя, а взяли его в плен и долго пытались уговорить перейти на их сторону. Но Василько был непреклонен. В итоге рассвирепевшие татары жестоко казнили молодого князя, а тело бросили в лесу, как указывают летописи — в 25 верстах от Кашина.
Но тело удалось спрятать, и, узнав об этом, княгиня Мария — супруга Василька, похоронила его в Успенском соборе Ростова Великого. Так распорядилась историческая судьба, что правнучка Василько Константиновича тоже оставит свой след в истории Тверской земли и войдет в неё под именем Анны Кашинской — жены великого князя Михаила Тверского. Битва на Сити закончилась поражением войск великого князя Владимиро-Суздальской земли. Судьба Руси была решена на два с половиной столетия. Но жертвы не были напрасными: своей гибелью русские воины спасли от разорения Великий Новгород. Монголо-татары понесли в этом сражении тяжёлые потери. К тому же уход многих русских ратей с Сити в тыл ордам создавал неблагоприятную обстановку для дальнейшего продвижения монголов.
И потому на военном совете было принято решение идти на реку Сить, встать там станом и продолжать собирать воинство для отпора степнякам. Решение это далось князю Георгию трудно — во Владимире-Суздальском оставалась вся его семья, но, с другой стороны, Москва еще взята не была, а сама столица обладала мощнейшими укреплениями, которые неприятелю еще ни разу не удалось преодолеть. Твердое убеждение в том, что степняки не умеют брать городов, довлело и над князьями и воеводами, которые становились невольными заложниками стереотипов, которые сформировались за века противостояния Руси и Степи. Все надеялись на благополучный исход, и русские полки с многочисленными обозами покинули Ростов и отправились на Ярославль — там их ждал князь Всеволод Константинович с ополчением и дружиной. Вместе с князем Георгием покидал свой город и Василько Константинович с ростовским полком — всех, кого только было можно, князь-воин забрал с собой.
Выбор реки Сить местом для сбора войск был не случаен, и здесь, скорее всего, не обошлось без совета угличского князя Владимира Константиновича, в чьих землях она протекала и который был здесь полновластным хозяином. Во-первых, вся река протекала по территории Владимиро-Суздальского княжества и князья могли получать там продовольствие и другие припасы, необходимые для содержания войска. Во-вторых, в верхнем течении она соприкасалась с землями Великого Новгорода, откуда великий князь рассчитывал получить помощь. И в-третьих, в случае нападения монголов русские получали неоспоримые тактические преимущества, поскольку среди лесов и болот монгольской коннице просто негде было развернуться. Все это говорило о том, что выбор князя Георгия был не просто правильным, а очень правильным и в принципе единственно возможным в данной ситуации.
Силы, которые пришли на Сить, были очень значительные — полки ростовский, ярославский, костромской, угличский. Ожидались с дружинами два брата Георгия Всеволодовича — Святослав из Юрьева-Польского и Иван Стародубский, но помимо них на Сить двигалось также большое количество мелких и крупных отрядов, набранных по деревням и весям великокняжеских земель. Многие шли в одиночку, поскольку призыв великого князя поднял все северные города и волости Владимиро-Суздальского княжества на борьбу с монгольской нечистью. Ситуацию очень хорошо обрисовала Лаврентьевская летопись: «В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной, оставив своих сыновей, Всеволода и Мстислава, вместо себя. И поехал он на Волгу с племянниками своими, с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром, и расположился на реке Сити лагерем, поджидая братьев своих Ярослава с полками и Святослава с дружиной.
И начал князь великий Юрий собирать воинов против татар, а Жирослава Михайловича назначил воеводой в своей дружине». И здесь мы видим очень интересную оговорку летописца — Ярослава Георгий Всеволодович ждет с полками, а Святослава с дружиной, а это в принципе не одно и то же. Но дело в том, что летописи Троицкая и I Софийская изображают ситуацию несколько по-другому: «Ждучи к себе брата своего Ярослава и Святослава с полкы». На мой взгляд, пеший полк князь Святослав все-таки привел — именно сборами ратников со всего княжества, можно объяснить то, что его воины не оказались под Коломной, а также долгое отсутствие в стане на Сити, куда он явился одним из последних. Но если с князем Святославом все более или менее понятно, то есть смысл разобраться в другом вопросе — какие же полки мог привести на Сить Ярослав Всеволодович, который, если исходить из сообщений летописей, должен был находиться в это время в далеком Киеве.
Таким образом, мы видим, что ровно через неделю после победы Ярослав отпустил северные полки домой, а сам остался со своей дружиной, и при этом надо учитывать, что часть княжеских гридней находилась в его вотчине, Переславле-Залесском. Получается, что силы, которые Ярослав мог привести из Киева на Сить, были невелики, да и расстояние между двумя точками было просто огромно, и князь явно не успевал. Татищева есть очень интересная информация: «Тогда Юрий, князь великий, послал в Новгород к брату Ярославу, прося его, чтоб со всеми войсками новгородскими как мог к нему поспешил». Как видим, из текста следует, что брат великого князя в это время находился в Новгороде — соответственно и Киев он покинул давно. А это могло произойти только в одном случае — если Ярослав был сразу извещен о монгольском нашествии и поспешил на север, поскольку именно там находились силы, на которые он мог опереться.
В Киеве он был человек пришлый и крепких связей не имел, крупными силами после ухода новгородцев не располагал, а поскольку в половецких степях действовал корпус из пяти туменов, то случиться могло всякое. Но главное, скорее всего, заключалось в том, что, будучи извещен братом о той страшной угрозе, которая нависла над всей Суздальской землей, в состав которой входило и его княжество, Ярослав поспешил туда, где мог найти силы для борьбы с этой напастью, — в Новгород. Судя по всему, князь Георгий, уже находясь на Сити, знал о том, что его брат в Новгороде, а потому и слал туда гонцов с просьбой о помощи. Но оговорюсь сразу, это не более чем предположение, поскольку в новгородских письменных источниках сведений о присутствии Ярослава в Новгороде в это судьбоносное время нет. И вот здесь хотелось бы сделать небольшое отступление, которое касается Ипатьевского летописного свода и Галицко-Волынской летописи в частности, по поводу того, как они отображали события в Северо-Восточной Руси и насколько им можно доверять.
Привожу сообщение дословно, оно того стоит: «Князь Юрий, оставив сына своего и княгиню во Владимире, вышел из города и стал собирать вокруг себя войско; но у него не было сторожевых отрядов, и он был захвачен беззаконным Бурундаем, который напал на город внезапно, и самого князя Юрия убили. Батый стоял у города, город упорно сопротивлялся, и сказал он горожанам насмешливо: «Где князья рязанские, где ваш город, где ваш великий князь Юрий? Не наша ли рука, схватив, предала его смерти? Мало того что в событиях принимает активное участие давно умерший Кир Михайлович, а князь Всеволод лично рассказывает отцу о разгроме под Коломной: «Когда Всеволод был побежден, рассказал он отцу своему о происшедшей битве с напавшими на его землю и города», — там есть и более серьезные ляпы. Если следовать сообщению летописи буквально, то оказывается, что князь Георгий и рать-то собирал не на Сити, а в некоем «городе», на который Бурундай напал внезапно.
Можно с уверенностью утверждать, что никаких городов на пустынных берегах Сити никогда не было, как нет их и по сей день, и что имел в виду автор, сказать затруднительно. Скорее всего, о событиях в Северо-Восточной Руси им было рассказано по принципу — слышу звон, а не знаю, где он, и та каша, которая была у летописца в голове по поводу событий в далеких от него землях, в итоге выплеснулась на страницы летописи. Поэтому к этим известиям надо относиться очень осторожно, хотя надо отметить, что, когда дело касается южных и юго-западных земель, автор демонстрирует отличное знание темы и прекрасно владеет материалом. Никаких сведений об этом в летописях нет, и поэтому единственное, из чего мы можем сделать хоть какие-то выводы, это являются розыски местных краеведов и народные предания. Длина реки составляет 159 км, а исток Сити находится на северо-востоке Тверской области, в районе села Сабурово, ее же среднее и нижнее течение — в Ярославском регионе.
Протекает река по равнинной, малонаселенной местности — места там глухие, заросшие густыми дремучими лесами, ни вправо, ни влево с дороги не свернуть, поскольку сразу же увязнешь в трясинах и болотах, которых вокруг видимо-невидимо. Историки и краеведы до сих пор спорят о точном месте побоища, некоторые высказывают версию о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки. Чаще всего упоминается деревня Божонка на границе Тверской и Ярославской областей, а также деревни Станилово, Юрьевское, Лопатино и Игнатово Некоузского района, села Сить-Покровское и Семеновское Брейтовского района Ярославской области. Из этого следует, что места, где происходили сражения полков Георгия Всеволодовича с туменами Бурундая, были разбросаны на добрую сотню километров вдоль реки, поскольку войска великого князя располагались по различным селам и деревням и, скорее всего, сражались порознь. Суздальский Кремль.
Рождественский собор построен в 1222 г. Фото автора И вот что в итоге получается — одна группа краеведов и ученых считает, что главная битва произошла в среднем течении Сити, в районе деревень Станилово, Игнатово, Рубцово, Юрьевское и Лопатино — некоторые из этих населенных пунктов уже заброшены. Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел. Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней. Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий.
Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича. А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года. Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г. На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах. Вот какое описание этого места сделал А.
Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко.
Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например.
Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость
Каким образом огромная масса войск около 40000 всадников — четыре тьмы незаметно подошла и окружила русские войска, пройдя огромные пространства с трех сторон? Сама официальная дата Ситской битвы, 4 марта 1238 года, вызывает сомнение. Дата 4 марта 1238 года является точной датой смерти ростовского князя Василько Константиновича, замученного в Ширенском лесу вместе с полоном. Ссылаясь на историка С.
Соловьева, занимавшегося определением местонахождения Ширенского леса, В. Чивилихин в своей книге «Память» указывает, что Ширенский лес находится сейчас в 24 километрах от г. Кашина и в 40 километрах от г.
Калязина на реке Ширенке, притоке реки Медведицы, т. Он считает, что после битвы Бурундай шел до этого леса 3 дня. Тогда, по его мнению, Ситская битва произошла 1 марта 1238 года.
На наш взгляд если основываться на том же историческом факте, наиболее вероятна дата Ситской битвы 2 марта 1238 года, так как Бурундай спешил на помощь главным силам хана Батыя, уже взявшим Тверь 21 февраля 1238 года и штурмующим Торжок вторую неделю. После чего Бату-хан должен был пойти на Новгород. В случае недостаточно оправданной задержки Бурундай рисковал отсечением головы.
Других наказаний у хана не было. Поэтому Бурундай прошел этот путь за 1,5-2 дня. Однако, по мнению С.
Мусина-Пушкина, высказанному в его книге «Очерки Моложского уезда», Ширенский лес находился на границе Угличского и Романово-Борисоглебского уездов, где, как он утверждает, было урочище Ширены и пустоши Васили. Однако на территории Раменского сельсовета нынешнего Борисоглебского округа протекает река Ширенка, а в 10 километрах на территории Ярославского округа находится село Ширенье. От места Ситской битвы до реки Ширенки через Мышкин около 100 километров.
Следовательно, этот отряд шел двое суток. Отсюда следует, что Ситская битва произошла 2 марта 1238 года. Следует заметить, что на урочище Ширены или на реку Ширенку не мог идти Бурундай, так как этот путь уводил бы их к юго-востоку, а не на запад — к Торжку и Новгороду.
Пленных с князем Васильком вел другой небольшой отряд которому было поручено увезти награбленное и пленных. В настоящее время по вопросу о месте сражения ученые и краеведы пришли в основном к единому мнению, заключающемуся в том, что в районе селений Могилицы и Божонки было сражение с полком Дорожа Дорофея Семенова ; в районе селений Игнатова, Станилова, Юрьевского, Красного — битва центрального полка под командованием самого князя Юрия Всеволодовича на реке Сить было три деревни с одинаковым названием «Игнатово»: около Сысоева, около Станилова и рядом с Семеновским ; признается сражение в районе селений Семеновское, Игнатово, Княгинино, Покровское, Великое Село, однако умалчивается размах этой битвы, ибо памятник погибшим воинам стоит напротив Игнатова, близ Станилова, что не совсем справедливо. Большинство ученых и краеведов признают два направления движения отрядов татар на Сить.
Первое — с верховьев Сити от Коя, второе — от устья Сити. Но нет твердого мнения, откуда пришли отряды к устью Сити и к Кою. Были тщательно разработаны планы захвата Переяславля, Ростова, Ярославля, Твери, Торжка, Вологды, Галича который так и не смогли взять и Ситской битвы.
Были и другие задачи, например заготовка кормов приблизительно на 300000 лошадей и продовольствия более чем на 100000 , всадников и др. Взяв Владимир 7 февраля 1238 г. Основные силы Батыя, пройдя Юрьев-Польский, напали и уничтожили в течение пяти дней, Переславль-Залесский.
Преодолев расстояние в 205 километров за двое с половиной суток, приступили к штурму Твери. Ситская битва произойдет после взятия Твери 2 марта 1238 года официальная дата 4. Вот почему князь Юрий ожидал нападения татаро-монголов от Твери, через Бежецк и Красный Холм по кратчайшему пути.
Возможно, эта деталь подчеркивала принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских вел. Этот типичный извод княжеской иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях сер. Георгий Всеволодович с благословляющей десницей , в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. К реликвиям имп. Судя по сохранившимся памятникам, особая роль в создании произведений с изображением Георгий Всеволодович принадлежала патриарху Иосифу, очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей блгв. С его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ Георгий Всеволодович занимает одно из важных мест.
У предстоятеля хранилась икона Г. Георгий Владимирский. По-видимому, по заказу патриарха лучшими московскими мастерами была выполнена и Владимирская икона Божией Матери в киотной раме с избранными святыми, сер. ГВСМЗ; судя по составу изображений, происходит из Успенского собора во Владимире : на правом поле серебряного с позолотой оклада помещен килевидный киотец с образом Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии меча и мученического креста; на левом поле - мч. Димитрий Угличский. Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально св. Сочетание изображений 2 святых может быть объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. Иосифа патриарха... История кафедр. Успенского собора в губ.
Владимир, 1905. Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. Иконописный подлинник. XIX в. Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками.
Такие произведения появились уже в сер. XX вв. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св. Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. На шитой хоругви сер.
Георгий Всеволодович и блгв. Успенского жен. Эта особенность, которая часто встречается в изображениях св. Молитвенный жест святого на этой иконе - воздетая правая рука в отличие от позы блгв. Александра Невского , возможно, соотнесен с описанием его мощей содержится в Степенной книге и разных вариантах жития , где указано, что Георгий Всеволодович лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу, показующу его теплую веру и страдалческия подвиги» Путь к граду Китежу. В этот период получили распространение произведения, в которых объединены не только изображения всех св. Авраамия Болгарского, а также некоторых других святых. Авраамий Болгарский Георгиевский В. Флорищева пустынь: Ист. Вязники, 1896.
Изображение Георгия Всеволодовича было включено в роспись заложенной после 1724 г. Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр. Киевский ПЭ. Редкий пример более свободной композиции, включающей фигуры всех владимирских князей и мч. Авраамия Болгарского, - образ «Блгв. Афанасьева из собрания Н.
Именно к ним и обратился с призывом прислать свои полки князь Юрий Владимирович. Кроме них, можно было рассчитывать еще на помощь угличского князя Владимира Константиновича, чьи полки успели присоединиться к владимирским еще по пути на Сить, и ростовские полки под началом князя Всеволода Константиновича. Но дождаться новгородских ратей князь Юрий так и не успел, пришли только суздальцы.
В итоге к началу битвы в его распоряжении, как считает большинство исследователей, оказалось всего около 12-15 тысяч человек против примерно такого же по численности войска Орды, которое привел на Сить монгольский темник Бурундай. При таком раскладе преимущество должно было остаться за русскими полками, ведь большинство в них составляли пешие воины, которым было гораздо удобнее сражаться в лесах и болотах, окружающих реку Сить. Но в действительности битва фактически была проиграна еще до начала, поскольку татарское войско подошло не с той стороны, с которой его ждали русские воеводы, и совершенно неожиданно для них. Враг подкрался незаметно Точное место схватки на берегах Сити до сих пор остается поводом для споров между специалистами. Многочисленные найденные останки русских и монгольских воинов на протяжении практически всей реки, от истока до устья, дают повод предположить, что свои войска князь Юрий Владимирович рассредоточил по прибрежным деревням и селам, чтобы за их счет обеспечивать воинов. И это тоже стало одной из причин неизбежного поражения: ордынцы получили возможность разбить противостоящих им ратников по частям. К тому же, как говорится в большинстве летописей той эпохи, в частности, в Ипатьевской, княжеские войска стояли на реке Сить, «не имея сторожи», то есть не выставив дальних дозоров, которые могли бы предупредить о приближении противника.
В летописи отмечено, что ему уже сообщили на Сить: "а татары идут к тебе". Если это предположение верно, то Юрий, отойдя от города Мологи по северной дороге около 40 километров, расположился станом на реке Сить недалеко впадения её в реку Мологу. На расстоянии 5 - 6 километров севернее большой дороги река Сить впадала в Мологу, возможно татары этим и воспользовались и смогли неожиданно напасть на стан великого князя Юрия, подойдя скрытно по льду реки Мологи до устья реки Сить, а затем по ней до русского стана.
Юрию Всеволодовичу сообщили, что «княгиня с детьми, со снохами и внучатами от огня скончались». Князь послал на разведку воеводу Дорожа с тремя тысячами воинов узнать о татарах. Дорож вскоре прибежал назад и сказал: «Князь уже обошли нас татары». Скорее всего татары скрытно подошли к русскому стану по льду реки Сить со стороны реки Мологи, откуда их не ждали. Напрасно ожидал великий князь на реке Сить подмогу новгородскую и своего брата Ярослава. Всеволодом и Владимиром и с воинами своими пошел против поганых. И встретились оба войска и была битва жестокой и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли в плен безбожные и повели в станы свои". Василька Константиновича татары умертвили в Шеренском лесу, за то, что не покорился им. Значит после битвы на реке Сить татары шли в свои станы от предполагаемого места битвы по льду Волги до Углече Поля, а затем большой дорогой через Шеренский лес.
Этим самым это место битвы как бы подтверждается. Так был убит великий князь Юрий на реке Сити и многие из его дружины погибли здесь". Кирилл нашел тело князя, а головы его не нашел среди множества трупов; и принёс он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы». Епископ Кирилл с Белоозера пришел к реке Сить или по большой северной дороге или по реке Шексне, но в любом случае он попал к предполагаемому месту битвы, именно туда где большая северная дорога пересекала реку Сить. Если бы битва произошла в среднем или верхнем течении реки Сить, то есть в лесах и болотах истока или среднем течении реки, то в эти непроходимые места зимой епископ Кирилл вряд ли мог пробраться.
Юрий Всеволодович - биография, новости, личная жизнь
Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском. После вторжения монголов во Владимирское княжество Юрий оставил столицу княжества и ушёл в леса около реки Сити. В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод. Битва на реки Сити с монголами произошла 4 марта 1237 года и считается ключевым сражением, ее итоги повлияли на дальнейшие действия монголов и стали предпосылкой формирования вассалитета русских князей перед ханами Золотой Орды. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский: житие, иконы, день памяти. Великий князь оставил здесь своих сыновей Всеволода и Мстислава с воеводой Петром Ослядуковичем, а сам с тремя племянниками Константиновичами поехал на Волгу и стал на реке Сити. Ситская битва не была организованным сражением двух войск.
Голова приросла обратно: что поразило учёных, вскрывших гробницу великого князя Юрия Всеволодовича
Но нет твердого мнения, откуда пришли отряды к устью Сити и к Кою. Были тщательно разработаны планы захвата Переяславля, Ростова, Ярославля, Твери, Торжка, Вологды, Галича который так и не смогли взять и Ситской битвы. Были и другие задачи, например заготовка кормов приблизительно на 300000 лошадей и продовольствия более чем на 100000 , всадников и др Взяв Владимир 7 февраля 1238 г. Преодолев расстояние в 205 километров за двое с половиной суток, приступили к штурму Твери. Ситская битва произойдет после взятия Твери 2 марта 1238 года официальная дата 4. Вот почему князь Юрий ожидал нападения татаро-монголов от Твери, через Бежецк и Красный Холм по кратчайшему пути. Юрий ошибочно считал, что у Батыя в Твери и Торжке все его силы. Можно упрекнуть князя Юрия в отсутствии дальней разведки в южном и юго-восточном направлениях. Некоторые летописи отмечают, что стражи Юрия проспали врага. Из вышесказанного можно сделать еще один важный вывод, а именно — главные силы Бату-хана не участвовали в Ситской битве, и не могли участвовать, так как в это время они вели самый тяжелый, двухнедельный штурм Торжка. У них не было времени участвовать и в штурме Ростова Великого и Суздаля.
Там были другие отряды. Интересен вывод о скорости передвижения хана Батыя, Он дает возможность определить примерные сроки взятия других городов. Получается, что средняя скорость их передвижения была около 80 километров за сутки. Это максимально возможная скорость движения зимой. Очевидно, степняки привыкли отдыхать в седле. Для штурма и взятия Ростова Великого, Ярославля, Вологды, Галича и разгрома войск князя Юрия Бату-хан должен был послать сильные отряды, не менее пяти туменов тумен равен тьме , то есть 50000 всадников, под общим командованием Бурундая. Ростов был взят 20 февраля 1238 года, затем отряд под общим командованием Бурундая разделился: часть его ушла на Ярославль; во главе основных сил Бурундай пошел на Углич, где еще разделил силы, образовав два первый и второй оперативных отряда для нападения на Сить. Третьим оперативным отрядом для нападения на войска князя Юрия с севера и северо-востока был ярославский отряд около одной тьмы. Первым оперативным отрядом две тьмы командовал сам Бурундай, идя от Углича вверх по реке Вороксе до Коя, затем на с. Ярославский третий оперативный отряд пошел по Волге, реке Мологе в устья рек Сити и Удрусы.
Именно на рубежах Углича и Ярославля мы подходим к началу разгадки тайны скрытного окружения всех трех отрядов князя Юрия по отдельности растянутых к началу битвы по Сити на расстояние более 100 километров, с выдвинутыми небольшими отрядами охранения по западному берегу и, надо полагать, с запасным полком на восточном берегу между Семеновским и Красным, а также отрядами охранения обозов в Семеновском, Княгинине и на левом берегу в Великом Селе между Покровским и Брейтовом. Разгадка тайны скрытности окружения состоит в том, что Бурундай, в отличие от шумных погромов, поджогов и грабежа главными силами Бату-хана, применил тактику скрытных переходов по ночам с созданием режима абсолютного непроникновения беженцев, вестников и разведчиков на Сить, а также мелких отрядов, шедших к князю Юрию. А погромы всех селений этих районов, с полным уничтожением селений, вырезанием людей и уводом случайно оставшихся в плен, были после битвы. Очевидно, была проведена глубокая массированная скрытная разведка по всем дорогам и тропам, с поимкой «языков». Кроме разведки был создан режим изоляции всего района Сити от внешнего мира. Причем скрытные заставы татаро-монголов, проникавшие ночами по всем дорогам и тропам, очевидно, были эшелонированными, иначе хотя бы один герой, да прорвался бы в стан князя Юрия, чтобы сообщить об опасности. Таким образом, первый оперативный отряд Бурундая скрытно сосредоточился вблизи села Воскресенского, а ярославский отряд в лесу на левом берегу Мологи выше села Ветрина, в районе потом построенной деревни Пенье теперь в зоне затопления. Второй оперативный отряд, отделившийся от отряда Бурундая в Угличе и направляющийся через Мышкин — Некоуз — частью к Станилову, а в основном к Семеновским обозам, также подошел скрытно. Этому отряду путь был ближе: до Станилова — 71 километр, а через Лацкое до Семеновского — 113 километров. О применении татаро-монголами тактики «облавы» подробно писал Тимур-Лен.
Ее использование в Ситской битве подтверждено многими летописями и признано всеми исследователями. К началу битвы русские полки были расположены в следующем порядке.
Однако рядом находились опытные воины, вроде родного племянника, ростовского князя Василько Константиновича, которые умели и даже любили воевать. К тому же русский лагерь находился в лесной глуши, со всех сторон окружённый не только дремучим и практически непроходимым лесом, но и болотами, реками, которые не замерзали даже зимой… Складывается ощущение предательства — кто-то, кто хорошо знал эту местность, специально навёл монгол на русский лагерь, да ещё так, что вражеская конница подошла к русским практически незаметно для сторожевых застав. Вопрос — кем был этот предатель? Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно. Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало.
Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т. Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже. Христианство, несмотря на формальное крещение Руси ещё в Х столетии, тогда было делом прежде всего феодальной элиты да части горожан. В народные же массы оно широко проникнет лишь к концу XV столетия, к моменту образования централизованного Московского государства, и бывшие смерды станут именоваться крестьянами то есть христианами. А в XIII веке, во времена Батыева нашествия, деревенский народ по большей части исповедовал язычество и был глубоко равнодушен к любым княжеским делам. Так что найти в этой массе «изменника» для пришлых татар не составляло большого труда — а не всё ли равно, кому тяжёлую дань платить, единоплеменному князю или чужакам? Как говорится, хрен редьки не слаще… Ещё новости по теме Просто не игрушки: к чему может привести неосторожное обращение с историей Ученик дьяволов: из каких духовных корней вырос феномен Адольфа Гитлера Первые жертвы: как на самом деле начиналась война в Афганистане Когда хата точно была с краю Впрочем, и элита была не более «патриотичной».
Напомню, что во времена феодальной раздробленности удельные русские князья, будучи даже близкими родственниками, с большим удовольствием воевали друг с другом, вплоть до полного уничтожения конкурирующих городов, подсылали к родичам наёмных убийц и отравителей, не стеснялись пользоваться даже услугами внешних врагов, включая кочевников. Можно привести десятки удручающих примеров — причём так было и до Батыева нашествия, и после! И вообще понятие «отчизна» выросло из древнерусского понятия «отчина и дедина» — то есть вовсе не из обозначения единой Руси, а из понятий конкретных феодальных владений, вотчины, принадлежавших отцу и деду.
Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского. И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить. И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман. Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись. Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити. Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан. Решение напрашивалось само собой — по обе стороны реки стояло достаточно деревень, в которых можно было бы разместить ратников, поскольку зимой содержать в одном месте такую массу людей было просто проблематично. В районе сел Сить-Покровское и Семеновское расположился ростовский полк князя Василька, и это явно не случайно — дело в том, что это была наиболее боеспособная часть русской рати. Князья и воеводы могли рассуждать примерно так: ближайшие к Сити города — это Углич и Ярославль, но от Углича монголам идти на Сить смысла нет, поскольку места там довольно глухие, заросшие густыми лесами и трудно проходимые для конницы. Да и где будет расположение русской рати, Батый не знает, а потому предпочтет действовать наверняка и пойдет по следам великокняжеских полков. В случае движения орды на Ярославль перед монголами открывался прекрасный зимний путь по скованной льдом Волге, а там по руслу Мологи прямо на Сить. Повторив путь рати князя Георгия, монголы неминуемо выходили прямо на нее, а потому северное направление русские военачальники считали приоритетным и именно здесь сосредоточили лучшие силы. Василько Константинович был воин от бога, ратное дело знал досконально, и потому кого, как не его, было ставить на самое опасное направление. Ростовский князь сразу оценил все преимущества данной местности — используя земляные валы древнего городища, здесь можно было создать надежную линию обороны, а потому по его приказу местные мужики взялись за топоры и стали валить деревья, делая непроходимые засеки и завалы на пути монгольской конницы. Понимая всю серьезность положения, Василько выслал дозоры не только к устью Сити, но и дальше по Мологе, до места ее впадения в Волгу, хотя конные разъезды могли уходить и значительно дальше по волжскому льду. Другого пути с севера, кроме как по рекам, у монголов в этот район не было, поскольку, по рассказам старожилов, раньше в этих местах были дремучие и непроходимые леса. Земляные валы Юрьева-Польского. XII в. Фото автора Между тем великокняжеская рать продолжала движение вдоль реки к югу — ратники расходились по деревням и теплым избам, сам Георгий Всеволодович с пешими полками остановился в районе Станилово — Рубцово — Игнатово, а ярославский полк князя Всеволода прошел еще пару километров вверх по реке и встал в районе деревни Роково Раково. Позднее, когда на Сить приведет свою дружину из Юрьева-Польского князь Святослав, она расположится в районе Лопатино — Красное, в 4 километрах к северу от Станилово. Таким образом, мы видим, что протяженность расположения русских полков в среднем течении Сити была примерно 15—16 км, что в принципе не так уж и много, если считать, что их численность в этом районе достигала от 11 000 до 14 000 ратников. Но тут может возникнуть закономерный вопрос — а куда пропал со своим полком угличский князь Владимир, племянник князя Георгия? Теперь, на мой взгляд, пришло время рассказать и о нем. Верховья Сити угличский князь знал хорошо, а потому предложил дяде свой план — выдвинуться со своим полком к истокам реки и встать в деревне Божонка, накрепко запечатав все верхнее течение. Поскольку собирались дождаться помощи из Новгорода, то именно эта деревенька становилась тем местом, откуда с Сити до Господина Великого ближе всего, и в случае движения новгородских полков на помощь великому князю им это место было никак не миновать. Божонка приобретала стратегическое значение, а потому было решено, что там встанет угличский полк во главе с князем Владимиром. На это указывал и диакон Н. Тележкин в своей статье «Что спасло Великий Новгород»: «В районе же с. Божонка были разбиты войска князя Владимира Угличского, пришедшие на Сить из Углича». И вот тут все становится на свои места — Владимиру Константиновичу не было нужды тащиться со всей основной ратью на Ярославль, а потом через всю Сить к ее истокам. Как Иван Стародубский, князь Владимир прежде всего озаботился безопасностью собственной семьи — отправил ее вместе с казной и добром в Новгород и лишь потом занялся ратными делами. Подняв дружину и собрав по всей волости ополчение, князь выступил на Сить по маршруту Углич — Ордино — Кой, откуда свернул в район села Воскресенского, а затем по льду реки к Божонке. Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Для того чтобы оценить все стратегические преимущества этой небольшой деревеньки, нужно просто внимательно изучить карту, и тогда многое станет понятным. Если идти от Коя на Божонку или Станилово, то зимой это можно сделать только по скованному льдом руслу Сити, поскольку вокруг, кроме лесов, раскинулись и непроходимые болота — к югу от села Воскресенского Солодихинское, а к северу Максиха-Зыбинское, откуда вытекает речка с характерным названием Болотея. Впрочем, часто этим словом обозначается весь этот болотистый регион со всеми его топями, лесами и мелкими речушками, где абсолютно невозможно развернуться монгольской коннице для правильного сражения. Мало того, с юга и запада Божонка прикрыта Моховым болотом, и подступиться к ней можно только с севера, но там путь преграждают многочисленные речки и ручьи — правда, сейчас стояла зима, и это делало возможной атаку врага именно с той стороны. А потому вполне вероятно, что, когда до князя Владимира дошли слухи о взятии Твери и осаде Торжка монголами, он мог распорядиться строить там засеки и лесные завалы, чтобы заранее укрепить позиции на случай вражеской атаки. На это также указал краевед города Углича В. Бородулин: «Для противодействия коннице, а также для обороны нужно было выбрать местность с резко пересеченным рельефом и поросшую лесом, чтобы конники татар вынуждены были вести бой в пешем строю, а это уже давало большое преимущество русским ратям. Таким местом на Сити было ее нижнее течение. Здесь легко было построить и разного рода оборонительные сооружения». Опасаясь появления орды именно со стороны Твери и Торжка, в деревне Шелдомеж была выставлена застава, откуда велось наблюдение за всей прилегающей местностью — как я уже отмечал, об этом рассказывают местные легенды. Таким образом, расположение русских войск на реке Сить прослеживается довольно четко — в деревне Божонка, в верхнем течении, стоял полк Владимира Угличского, и максимум, сколько в нем могло быть ратников, с учетом того, что князь поднял на ноги всю свою волость, так это около 1000 человек. В среднем течении реки, у деревни Роково Раково , стоял ярославский полк Всеволода Константиновича, а за ним в районе Станилово — Игнатово — Рубцово пешая рать Георгия Всеволодовича. Великий князь мог привести на Сить лишь сотни две своих личных гридней, поскольку и владимирская, и суздальская дружина полегли под Коломной, а потому главную силу его полка составляло пешее ополчение, набранное в северных волостях княжества. Дальше вниз по течению у Лопатино — Красное, расположился князь Святослав с дружиной, и севернее всех, в районе Сить — Покровского и Семеновского, стоял ростовский полк князя Василька. Сразу оговорюсь, это не более чем версия, но, на мой взгляд, она более или менее позволяет увязать между собой все различные аспекты этой битвы. Максимум того, что могли в этот момент выставить северные города и волости княжества, было 12 000—15 000 ратников и ополченцев, но значительное число небольших отрядов так и не успело подойти на Сить до рокового дня 4 марта. Также спешил с дружиной Иван Стародубский, но и он не успел, поскольку велик был риск натолкнуться на монгольскую облаву, а это было очень опасно. Потому и пробирались все лесами по нехоженым тропам, что соответственно сказывалось на сроках прибытия в боевой стан. Но главной надеждой князя Георгия оставался Новгород и брат Ярослав, однако сведений, которые хоть немного бы осветили то, что происходило в этот момент в самом Господине Великом, в письменных источниках нет. И лишь в Никоновской летописи мы встречаем сообщение, которое немного приоткрывает завесу тайны: «И жда брата своего Ярослава, и не бе его, и повеле воеводе своему и окрепляти люди и готовитися на брань». Ясно сказано — ждал, а раз ждал, значит, знал чего. О том же свидетельствует и В. Татищев: «Он же, ожидая брата Ярослава или помощи от него, но видя, что ни известия нет, более опечалился». Но Ярослав почему-то задерживался, и тогда князь принимает решение, которое можно истолковать так, что он решился на битву с монголами без помощи из Новгорода: «и повеле воеводе своему и окрепляти люди и готовитися на брань». Другого толкования у фразы просто не может быть, особенно если исходить из того, в каком контексте она дается.
В 1234 году во главе новгородцев и владимирцев он одержал победу над Орденом меченосцев на реке Омовже под Дерптом. Именно в ходе той битвы и произошёл эпизод с рыцарями, которые провалились под лёд. Впоследствии эта сцена вошла в художественный фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" многие историки сомневались, что "Ледовое побоище" происходило на льду — ведь события происходили в начале апреля; с другой стороны, зима 1241-42 года была очень холодной. Князь Александр был сыном Ярослава Всеволодовича и во время похода отца на Киев был оставлен "на хозяйстве" в Новгороде. Серьёзного сопротивления поход северорусских дружин на юге не вызвал. Сначала рать Ярослава вступила в Черниговское княжество, но его глава на битву не вышел. За тем северяне беспрепятственно заняли Киев, ставленник Михаила Черниговского просто бежал. За время прежней усобицы горожане уже привыкли к подобной смене властей. Михаила Черниговского В тот период бывший главный город Руси уже не имел прежнего политического значения, но всё ещё привлекал своим богатством. А кроме того, Киевское княжество могло стать хорошим источником для земельных пожалований соратникам Ярослава. Общегосударственное значение произошедшего состояло в том, что одна княжеская семья сосредотачивала в своих руках власть над крупнейшими городами Руси Владимиром, Киевом и Новгородом. Это была серьёзная заявка на консолидацию Руси, что было особенно важно в то время, когда монголы уже громили соседнюю Волжскую Булгарию. Информация о том, как долго Ярослав находился в Киеве в источниках разнится. Воскресенская летопись сообщает, что князь покинул этот город в 1238 году и направился в разорённый монголами Владимир.
Битва на реке Сить. 4 марта 1238 .Карточка – шпаргалка.
Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича Сражение произошло 4 марта 1238 г. на реке Сить, притоке р. Мологи, между войсками Великого Князя Владимірского Юрия Всеволодовича и монгольского темника Бурундая. Битва на реке Сити – это сражение, произошедшее между русскими и монгольскими войсками. Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре. Битва на реке Сити, или Ситская битва [1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Великий князь Юрий Всеволодович отсутствовал во Владимире, так как начал новый сбор войск на реке Сити. В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод.