Новости в чем ценность метода майевтики

Ценность метода Сократа и его майевтики заключена в том, что они позволяют субъекту самостоятельно прийти к пониманию истины, не принимая на веру чужие утверждения. Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа. Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов. Таким образом, ценность метода майевтики Сократа невозможно переоценить.

Майевтика: ценность и философия

Другие же представляют из себя утверждения, с которыми собеседник не может не согласиться. Их последовательность тщательно продумана. Сократ шаг за шагом разбирает утверждения оппонента с помощью примеров и уточнений, проверяет их на прочность. Уорд Фарнсворт отмечает, что на определённом этапе сократический диалог превращается в перекрёстный допрос: «Согласен ли ты с утверждением А?

Суть в том, что, побудив собеседника согласиться с одним утверждением, Сократ предлагает ему следующее, такое же неоспоримое, но конфликтующее с первым. А затем озвучивает противоречия между ними — если два утверждения несовместимы друг с другом, значит, какое-то из них неверно. Причём получается, что Сократ не спорит с утверждениями оппонента и не заявляет, что тот не прав, а лишь демонстрирует, как собеседник противоречит сам себе.

Майевтика В диалоге «Теэтет» используется термин майевтика, означающий «повивальное искусство». С помощью эленхоса и наводящих вопросов Сократ помогает собеседнику «родить» знание — сгенерировать новую идею, которая ранее не приходила ему в голову. Возможно, эта идея тоже не выдержит испытания вопросами и аргументами.

Но майевтика подразумевает, что философ позволяет идее развиться, тщательно разбирается, что же собеседник хочет сказать, и только потом применяет инструменты критики. Апория Как уже отмечалось выше, сократовские дискуссии зачастую не приводят к убедительному выводу — только к признанию, что выдвинутые утверждения противоречивы, неполны или ошибочны. Состояние, когда становится непонятно, в каком направлении мыслить дальше, называется апорией — «безвыходностью».

Этот мыслительный тупик, хотя и кажется непродуктивным, на самом деле полезен. Достигнув апории, человек понимает, что то, что казалось ему истинным, на самом деле ошибочно, а значит, он избавляется от иллюзии знания и двойного невежества. И, по мнению Уорда Фарнсворта, «апорию можно рассматривать как необходимый этап перед началом настоящего обучения».

Как метод Сократа применяется в современном образовании Метод Сократа, хотя и является способом мышления, а не обучения в привычном нам смысле, оказал огромное влияние на педагогику. Так, он положил начало эвристическому обучению , основанному на поиске, экспериментах и открытиях. В свою очередь, принципы эвристики стали основой проблемно-ориентированного обучения, ТРИЗ-педагогики и обучения на основе феноменов.

Много общего у сократического метода и с конструктивизмом — концепцией, согласно которой учащийся должен не пассивно усваивать знание, а собирать, то есть конструировать его с поддержкой учителя.

Ученик, который обучается с использованием этого метода, становится более способным критически мыслить и не отрицает новую информацию, а исследует ее в поисках истины. Еще одним преимуществом метода майевтики является его способность улучшать коммуникативные навыки ученика. Путем активного задавания вопросов и активного слушания ответов, ученик развивает умение выразить свои мысли и идеи ясно и логично. Кроме того, этот метод помогает ученику научиться слушать и понимать точки зрения других людей, а не только защищать свои собственные. В результате, ученик становится более эмпатичным и умеет строить конструктивные диалоги и обсуждения.

Метод майевтики также обладает значительной ценностью в контексте развития личности. Он учит ученика быть самостоятельным мыслителем и не принимать информацию на веру, а всегда анализировать и оценивать ее. Этот метод способствует формированию сильного критического сознания и стремлении к постоянному самосовершенствованию. В итоге, метод майевтики Сократа имеет огромное значение в развитии критического мышления, коммуникативных навыков и личностного роста. Он помогает ученикам стать лучшими аналитиками, обладающими способностью критического мышления, аргументации и принятия информированных решений. Основные преимущества метода майевтики Сократа Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет ряд существенных преимуществ, которые делают его одним из наиболее эффективных и ценных подходов к обучению и развитию мышления.

Активное участие обучаемого. Майевтика основана на диалоге и включает обучаемого в активное обсуждение и анализ. Это помогает развить критическое мышление, умение анализировать и рассуждать, а также способствует развитию самосознания. Системный подход. Метод майевтики учитывает все аспекты проблемы или вопроса, не ограничиваясь поверхностным рассмотрением. С помощью постепенного продвижения от общего к частному, он помогает обнаружить скрытые причины и связи.

Развитие критического мышления. Майевтика позволяет обучаемому стать критическим мыслителем, способным анализировать и оценивать различные точки зрения, а также осознавать ограничения своих знаний и умений.

Разве это семья, когда супруги видят смысл жизни совершенно разным? Тут важно понимать, насколько он разный. Если абсолютно противоположный, то возникает вопрос: как вы сошлись? Люди ищут друг друга по схожим интересам и увлечениям, строят семью, когда понимают, что их цель едина и направлена в одну сторону. Иначе это будет перетягивание каната. И кто-то один его все-таки перетянет. Либо ты пойдешь по его дороге, либо он по твоей.

Но будет ли это счастливым браком? Если человек мечтал о путешествиях, а ты о детях? И в один момент тебя убедили, что дети не нужны. Или вы стали родителями, а муж совершенно этому не рад. Нужен ли здесь спор или дискуссия? Может, хватит внутреннего диалога, чтобы понять свой смысл и сравнить со смыслом супруга? А после сделать выводы, насколько вы сможете существовать вместе. Майевтика в психотерапии Естественно, этот метод применяется в психотерапии. Задача психотерапевта — откопать ответы на вопросы в клиенте.

Он сам должен найти выход из ситуации, а психотерапевт, как и Сократ, являются лишь проводниками и помощниками. Метод не будет работать, если: Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels Клиент не понимает сути вопросов. Бессмысленно задавать вопросы, на которые у клиента нет ответов. Например, нет смысла спрашивать у молодого человека, что он будет делать в старости и какие эмоции при этом испытывать. Все вопросы должны быть на тему «здесь и сейчас». Клиента возвращают к тому, что и так известно. Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент — бессмысленно. А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда.

Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо». Что именно? Разве здоровье близких — плохо? Любящий муж — плохо? Любимая работа — плохо? Навязывать свою точку зрения.

Цель психотерапевта — помочь найти конкретное решение для клиента, которое подойдет именно ему. Причём ценности психотерапевта и клиента могут быть разными, но это не даёт право склонять второго к верному и правильному решению. Для каждого из нас «правильное» своё. В чем смысл майевтики? Самое главное в этом методе — помочь собеседнику найти ответы на его вопросы. При этом важно: Не направлять в правильную сторону. Не склонять к своему мнению. Идти рядом как наставник. Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels Задавать правильные вопросы, конкретные.

Не все виды вопросов подходят для диалога. Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким. Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника. Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников. Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться.

Образовательный процесс в «Школе майевтики» организован в три этапа. Первый этап обучения в школе майевтики предполагает организацию культурно-ценностного самоопределения участников выездных сессий 3 раза в год по 5 дней «Школы майевтики», фиксацию занимаемой позиции, разработку собственного социального или технического проекта и получение экспертной оценки в любом региональном тематическом проектном конкурсе. Дети и взрослые, не ориентированные на саморазвитие в рамках культуры, на второй этап не приглашаются. На втором этапе происходит разработка собственного «пробного» гуманитарного проекта. Он получается только в результате тройного самоопределения проектировщика: 1 осознания собственных ценностных ориентаций и проблем и их реализации; 2 выбора, освоения и самостоятельной интерпретации определенной области духовной культуры в контексте соцоикультурной региональной ситуации; 3 освоения средств методологической культуры рефлексии, критического мышления, понимания, самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др. Попытка разработки и реализации гуманитарного проекта заканчивается фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата. Проявление и закрепление личностной позиции можно считать окончанием обучения на втором этапе в школе майевтики. На третьем этапе к проектной составляющей добавляется исследовательская. Предполагается углубленное изучение определенной культурной традиции до понимания ее возможностей и границ, и разработка собственного жизненного проекта для сохранения и развития этой традиции [7]. Рассмотрев деятельность Сократа и воплощение его методов в обучении, можно выяснить её историческое значение. Оно заключается в том, что Сократ способствовал распространению знаний, просвещению граждан; философ искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли, а также образовательного процесса. Список литературы: Джуринский А. Воспоминания о Сократе. Толстых В.

Метод майевтики Сократа — раскрывая истину через вопросы

Что касается майевтики, то она основана на теории воспоминания, так что, в то время как сократический метод исходит из идеи предубеждения, майевтика считает, что знание скрыто в сознании, ожидающем открытия. Главная ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку самостоятельно приходить к истинным знаниям. Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. В психологии майевтика используется как метод исследования и помощи клиентам в обнаружении их собственных ресурсов и решении проблем.

Вы точно человек?

Майевтика — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов. Майевтика, философский метод, впервые предложенный Сократом, может быть полезным инструментом раскрытия ценности и осознания себя в повседневной жизни. Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа.

Ценность метода майевтики в философии: основные принципы

Знанием обладает тот, кто может определить понятие, и если нет понятия, то нет и знания. Неоднозначность терминов лишает рассуждение доказательной силы и не дает правильного понимания сущности исследуемого. В ходе беседы выдвигалось то или иное допущение или определение искомого, и на основе различных примеров из жизни рассматривалось: не ведет ли принятое определение к противоречию. Главной целью всех поисков Сократа было определение блага. Без знания того, что есть благо человек, по мнению Сократа, обладая весьма разнообразными и обширными знаниями, большей частью будет сам себе причинять вред; ибо многознание само по себе есть зло.

Только правильное понимание добра и зла обеспечивает благополучие человека. Беседуя, Сократ постоянно подчеркивает, что, спрашивая собеседника, он только стремится исследовать предмет сообща, потому что и сам еще не знает его. Свой метод исследования он уподобил искусству своей матери — повивальной бабки, которая помогала рождаться на свет ребенку, называя его майевтикой, помогая родиться истине в душе собеседника. Цель майевтики — после всестороннего обсуждения какого-либо вопроса — дать определение понятия.

Сократ полагал, что истина для всех должна быть одной. Для Сократа различие между добром и злом не относительно, как у софистов, а абсолютно, то есть - объективные моральные нормы. Творить добро можно только зная, что такое добро. Знание добра делает людей добродетельным.

Добродетель есть знание, а знание есть добродетель. Несводимость общего к единичному и невозможность выведения его из единичного приводит к выводу, что общее находится в уме и может быть выведено только из ума, то есть оно только умопостигаемо. Этот наметившийся разрыв между единичным и общим ведет к противопоставлению общего единичным вещам, к пренебрежению единичным и к пониманию его как вторичного и производного от ума, от общего. Это противопоставление было завершено учеником Сократа Платоном, создавшим учение объективного идеализма и противопоставившего уже сущность и явление.

Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то есть философская "физика" уступает место философской антропологии. Это произошло в течение 5 в до н. Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью при этом личность свободна, но не безответственна. Главное - это благо полиса.

Личность свободно развивается вместе со свободой и процветанием полиса. Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского -диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Как известно, слово "диалектика" от слово "диалог", с греческого - разговариваю, беседую с собой или беседа, разговор между людьми.

То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль слово как бы живое. Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра. Добро, по Сократу, есть красота и истина.

То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом. Понятие - это то, что уже определено, а идея - это то, что еще не определено, но есть в наших мыслях. Идея - это стимул к познанию. Философия же имеет дело с идеями, все новыми и новыми, поэтому она нескончаема.

На то время действия чудаковатого философа действительно могли классифицировать как противозаконные. В результате мыслитель был приговорен к смертной казни, причем он сам принял яд. Процесс смерти Сократа подробно описывает тот же Платон. Чем именно был отравлен мудрец, неизвестно. По одной из гипотез, это был пятнистый болиголов.

Сократ действительно стал жертвой своей мудрости. Однако его мысли живут и поныне, в том числе жив и уникальный метод майевтики. Попробуем более подробно разобраться, что же это такое, каковы его особенности. Метод Сократа Майевтика — это «искусство повивальной бабки», как называл её сам Сократ. Еще можно встретить такое определение, как «сократовская ирония» или «сократовская беседа».

Майевтика в философии — это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя». С помощью этого приема оппонент не только осознает свою неправоту, он еще и становится соискателем истинного знания. Сущность этого приема состоит в том, чтобы посредством постановки наводящих, специально продуманных вопросов подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей. Таким образом, оппонент сам приходит к истине, а вы лишь незаметно подталкиваете его к этому. Майевтика Сократа — это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге.

Философ был убежден, что к истинному знанию можно прийти лишь через самопознание другого человека. И для этого необходима процедура очищения, осуществляемая путем постановки вопросов о сущности того или иного феномена. Майевтика Сократа — оружие в интеллектуальном споре Великий философ лично разработал метод, который не утратил своей актуальности до сегодняшнего дня.

Майевтика — подробное исследование истинности приводимых ответов. Майевтика Сократа была одним из ключевых элементов практики и изучения философии в Древней Греции.

Метод диалога и поиска истины через вопросы и обсуждение стал одним из фундаментов западной философии. Ценность метода майевтики Сократа Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет огромную ценность в философии и практической жизни. Он призван помочь человеку развивать свое критическое мышление и достигать истинного понимания.

Взаимодействие участников процесса Метод майевтики Сократа основывается на активном взаимодействии между участниками процесса. В ходе такого взаимодействия происходит диалог, в котором Сократ задает вопросы, а его собеседники высказывают свои мысли и предположения. Цель этого взаимодействия — помочь участникам процесса самостоятельно прийти к осознанию истины.

Сократ не дает готовых ответов, а лишь задает вопросы, которые позволяют его собеседникам размышлять над проблемой, анализировать свои мысли и установить истину самому. Взаимодействие участников процесса может быть напряженным, так как Сократ использует свои вопросы для вызова сомнений и размышлений. Однако, именно такой диалог позволяет преодолеть предубеждения и недостаточное понимание, а также способствует поиску истины через самостоятельное мышление. Важной частью взаимодействия является умение слушать и уважать точку зрения собеседника. Сократ подчеркивал, что каждый человек может иметь свою истину, и его задача не убеждать его в обратном, а лишь помочь ему осознать ее самостоятельно. Таким образом, взаимодействие участников процесса в методе майевтики Сократа является ключевым и необходимым условием для достижения цели — самостоятельного прихода к истине.

Ценность майевтики Сократа Во-первых, майевтика способствует развитию критического мышления. С помощью вопросов, Сократ подталкивал своих собеседников к анализу своих убеждений, уточнению логических аргументов и обнаружению возможных противоречий. Подобная критическая пропедевтика помогает вырабатывать навыки логического мышления и критического мышления, от которых зависит наше способность решать проблемы и принимать обоснованные решения. Во-вторых, майевтика способствует самопознанию. Путем задания вопросов о своих убеждениях и ценностях, человек вынужден осмыслить их и понять, что на самом деле лежит в их основе. Это помогает не только устанавливать более глубокую связь с собой, но и лучше понимать собственные потребности и цели, что важно для личного роста и развития.

В-третьих, майевтика способствует развитию эмпатии и межличностного общения. Когда мы задаем вопросы и искренне интересуемся мнением и опытом других людей, мы проявляем уважение к ним и создаем условия для глубокого диалога.

Майевтика и некоторые другие идеи Сократа

Рассуждение о мужестве в данном контексте носит не столько логический, сколько экзистенциальный характер, помогающий родить в душе собеседника эту добродетель во всей ее конкретной полноте. Еще одна любопытная особенность в осмыслении таинственной неопределенности ценности связана с взаимопереходом и даже тождественностью одной ценности всем остальным. Мужество в своих ценностных основаниях сопряжено со справедливостью, рассудительностью и, в целом, с мудростью. Увидевший это Платон и неоплатоники показывали подчиненность и даже изначальную тождественность всех добродетелей единой идее Блага.

Поэтому осмысление ценностей представляет собой не построение системы отдельных понятий, а логику эманации, при которой каждая выделенная добродетель сохраняет внутреннюю содержательную связь со всеми остальными. Таким образом, исследование мужества в диалоге «Лахет» нельзя назвать неудачей. Неспособность собеседников достичь явного и непротиворечивого определения этой добродетели вскрывает ее апофатический смысл, преодолевающий ограниченность тех или иных рационализаций этой добродетели.

В ходе диалога концептуально схватывается единство общего значения мужества и многообразие его единичных проявлений; соединяются волевой и рациональный аспекты человеческой деятельности, указывается генетическая связь всех добродетелей в их причастности к благу. Список литературы Платон. Литература Аполлонов, И.

Запесоцкий, А. Теория культуры академика В. Кессиди, Ф.

Котляров, И. Под общ. Стрябковой, А.

Белгород: БелГУ, 2020. Воспоминания о Сократе. Куда идет российская культура?

Куликов, А. Проблема судьбы и героизма у Лермонтова и Льва Толстого. Неретина, С.

Степин, А. Гусейнов, Г. Панченко, Д.

Пивоваров, Д. Культура и религия: сакрализация базовых идеалов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013.

Избранные жизнеописания: В 2-х т. Пружинин, Б. Смирнов, А.

Как различаются культуры? Стёпин, В. Тучина, О.

Стратановский и др. Отправить статью Научный результат. Информация о включении журнала представлена на официальном сайте ВАК Журнал индексируется следующими научными базами и платформами Научный результат.

Научный результат. Учредитель: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» НИУ «БелГУ». Адрес: 308015, Белгородская область, г.

Белгород, ул. Победы, 85. Издатель: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» НИУ «БелГУ».

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор.

Майевтика от греч. Был введен Сократом, поддерживался Платоном и частично перипатетиками. На майевтике основана винрарная научно-популярная книжка о философии «Мир Софии». Майевтика на Одинчане[ править ] Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических , религиозных , экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов.

Ключевые слова: культурный код , культурные универсалии , ценности культуры , производство идеалов , идентичность , герменевтика , майевтика , Сократ , понимание , самопонимание Культурологический поворот в гуманитарных науках распространяет понятие культуры на все социальное бытие человека. Теперь уже невозможно говорить в духе Л. Моргана о «докультурных» народах, находящихся на стадии дикости и варварства. При подобном подходе культура рассматривается в качестве надбиологических программ, которые пронизывают все грани и аспекты жизни человека, представляют собой «генетический код» его «второй природы» Куда идет российская культура?.. Вместе с тем, такой предельно широкий подход размывает содержательное ядро данного феномена, поскольку, если в качестве культуры рассматривать все надбиологическое содержание жизни человека и общества, то в чем тогда состоит культурность культуры? Данную проблему А. Смирнов выражает в метафорах гена и организма: подобно организму, культура — это весь мир человека, все аспекты его жизни и деятельности, но, вместе с тем, подобно генам, культура составляет лишь микроскопическую часть этого организма см. В качестве таких микроскопических «генов», определяющих культурный код общества и человека как «общественного животного», В. Стёпин рассматривает культурные универсалии, в которых заключены фундаментальные жизненные смыслы понимания человека, природы, нравственности и, в целом, обобщенный образ человеческого мира см. Такие универсалии представляют собой схемы, которые сортируют и квантифицируют социальный опыт. Интериоризация данных схем определяет базовую структуру сознания человека, формирует специфику восприятия и осмысления мира. Тем самым универсалии культуры образуют самоочевидные, само собой разумеющиеся основания сознания и самосознания человека см. На этом уровне культура разворачивается как веер программ, определяющих устоявшиеся алгоритмы, нормирующие различные виды деятельности. Вместе с тем, усвоение подобных алгоритмов неразрывно связано с интериоризацией присущего им ценностного содержания см. В них представлены оценочные стереотипы как стандарты престижа и успешности, которые определяют личностные предпочтения и жизненные ориентиры. С ними связано формирование принятых в определенном обществе норм и образцов поведения, следование которым отличают культурного человека от бескультурного варвара. Соответственно, подобная очевидность универсалий культуры определяет ценностно-смысловой горизонт привычной понятности мира, равно как и осмысленности себя, своих планов и жизненных проектов в этом мире. Вместе с тем, подобные схемы, алгоритмы и модели осмысленной деятельности можно рассматривать, скорее, как культурную привычку, но не культуру в ее собственном смысле. Такая привычка разграничивает родную для человека культуру от всего непонятного, а поэтому варварского, в иных, внешних для него культурных традициях. Однако такая привычка не способна разглядеть варварские вкрапления в собственных культурных формах. Поэтому культура при таком подходе фундирует деятельность как таковую, но не определяет специфический геном культурообразования. Подобный геном составляют не только привычные коды социальной деятельности, но и те ценности и идеалы, которые оправдывают эти коды. Поэтому можно согласиться с положением Д. Пивоварова о том, что культура — это не любая деятельность, а ее специфический вид, направленный на производство идеалов. Причем идеалы культуры — это не ценности вообще, а ценности особого порядка, определяющие приемлемость определенного поведения. Поэтому именно в идеалах культуры заключена как преемственность социокультурной традиции, так и ее трансформация, поскольку идеал критичен, нацелен на преобразование той действительности, которая сама же его порождает см. Ценности, формируемые в контексте производства идеалов, представляют собой не только наличную данность, определяющую значимость культурных образцов, но, прежде всего, заданность, обращенную в апофатические выси идеалов, в которых заключена подлинность человеческого бытия. Поэтому не программы, стандарты и образцы, которые квантифицируют и категоризируют жизненный опыт человека в определенном социуме, а обоснование их истинности определяет культурность социокультурной традиции. То предчувствие, ощущение ускользающего мерцания Правды, воплощением которой выступают привычные для человека формы культуры. И культура предстает диалогом, эксплицирующим и утверждающим, осуществляющим это предвосхищение в тех самых кодах, программах, образцах и доминантах. Такой диалог обращен в духовную сферу культуры, которая не является областью конструктивистского произвола, но представляет собой особую реальность, обладающую не менее жесткой структурой, нежели реальность физическая см. Таким образом, ценности находятся в двух измерениях. Первое можно обозначить как габитуальное бытование ценностей в привычных образцах соответствующей культуры, определяющей нормы повседневной жизни и связанные с ними традиционные ценности. Второе измерение ценностей связано с проникновением в духовную область идеалов человеческой жизни. Данные области взаимосвязаны, поскольку, с одной стороны, духовный уровень ценностей является аксиологическим основанием и оправданием привычных ценностей повседневной жизни. С другой стороны, именно образцы, нормирующие пространство жизненного мира человека, а также реальные примеры, конкретизирующие смысловое содержание этих образцов, выступают зримым, явным воплощением ценностей и идеалов духовного порядка. Подобная взаимосвязь этих уровней запускает процедуры герменевтики, противонаправленное движение осмысления ценностей и идеалов культуры. Подобное осмысление требует напряжения понимания, при котором катафатическая явленность ценностей культуры раскрывается в апофатический горизонт потаенных оснований повседневной самоочевидности, с одной стороны, и, с другой стороны, туманной неопределенности высших духовных смыслов культуры. Мера такой осмысленности определяет границы культурного пространства и личного пространства культурности человека, его личностную идентичность, которая есть одновременно и процесс, и результат смыслообразования, понимания себя в пространстве культуры см. Напряжение понимания определяет субъектную сторону производства идеалов, связанную с освоением смыслового содержания норм и ценностей родной культуры. Оно выталкивает человека из привычной самопонятности, выводит в иной бытийный регистр, с высоты которого открывается возможность для различения подлинности и мнимости своих мнений, желаний, жизненных проектов. Подобный регистр связан с осмыслением ценностных оснований добродетелей, определяющих меру подлинности человека: ту меру, в границах которой я обретаю себя, а преступив которую теряю себя. Такое осмысление не сводится лишь к познавательным процедурам, а становится майевтикой, диалогом, который «испытывает» собеседника, ориентирован на самопонимание, уяснение того, что для него остается потаенным, неясным. И рождение истины становится, по сути, актом онтологическим, в котором раскрывается творческий потенциал человека см. Вместе с тем, разработанная Сократом майевтика является прекрасным экспериментальным методом, исследующим указанную выше жесткую структуру духовной сферы, в которой обретаются ценностные основания культуры.

Но в то время, вновь являясь членом Совета, Сократ не стал принимать участие в расправе правителей над одним благочестивым афинянином, отчего уже тогда начал наживать себе недоброжелателей. И подобных фактов было немало. Сократ честно исполнял свои обязанности, подобные которым исполняли все свободные жители Афин, хотя к активной общественной деятельности он не стремился. Его жизнь была жизнью философа — она была непритязательной. Сократ почти не принимал участия в жизни своей семьи и его жена и три сына не знали, что такое супружеская и отцовская забота. В своё свободное время Сократ занимался только тем, что беседовал и дискутировал на разные темы, а также обучал на безвозмездной основе своих учеников. Примечание редактора: Сократ при своей жизни не написал ни одной книги. О его философских позициях мы знаем из трудов Ксенофонта, Платона, Аристофана, Аристотеля и других мыслителей, поэтому вероятно некоторые утверждения могут быть спорными, исходя из особенностей изложения каждого конкретного «пересказчика». Оно означает, что, каких бы высот человек не достиг в своих рассуждениях, он не желает оставаться на месте и продолжает идти вперед, не обманывая себя тем, что, якобы, нашёл истину. Здесь будет уместно напомнить, что у Сократа были как и сторонники, восторгавшиеся им, так и враги, его ненавидевшие. Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что — нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти. Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей». А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа. Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого.

Майевтика в педагогической деятельности

Главная ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку самостоятельно приходить к истинным знаниям. Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины. Что такое майевтика и в чём заключается ценность метода Сократа — полное объяснение метода диалога с применением сарказма и иронии.

Основные положения философии Сократа и метод майевтики

По вертикали снизу вверх выделены уровни развития жизненной позиции в направлении повышения ответственности человеком за свою жизнь. Всего нами выделено шесть уровней. Кратко охарактеризуем каждый из них. Предельным случаем, фиксирующим не только почти полное отсутствие процессов развития и саморазвития, но скорее обнаруживающим ситуации личностной деградации является первая, описываемая нами, жизненная позиция «иждивенца».

Она характеризуется отсутствием выполняемой профессиональной или какой-либо случайно организованной деятельности, отношения к людям только как источникам поступления необходимых ресурсов. Социальные связи у человека, занимающего такую позицию, случайные, ситуативные. Объединения с другими людьми возможны как стихийно складывающиеся группы выживания или так определившиеся люди существуют в роли «приживальщиков» при обладающих материальными ресурсами людях.

У них отсутствует логическое мышление, критическое отношение к себе и ценность саморазвития. Человек, занимающий позицию «иждивенца», легко подвергается манипуляции, подвержен различным формам зависимости ПАВ, компьютерные игры и т. На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «имитатора».

По отношению к деятельности, занимающие эту позицию люди имеют не совпадающие цели и средства, поэтому, они никогда не могут достичь положительного результата. Рассматривают других людей как средство для достижения своих целей. Имеют склонности к организации или участию в асоциальных группах.

Обладают непродуктивным мышлением поскольку не находятся ни в одной из культурных традиций. Для выживания и карьерного роста широко используют техники и приемы манипулирования. Ценность саморазвития не является ни приоритетной, ни актуальной.

Значимыми ценностями являются «выгода», «ресурсонакопление». На следующем уровне находятся люди, принадлежащими определенной культурной традиции. Эту позицию мы назвали «исполнитель», так как самое существенное ее качество — выполнение деятельности в соответствии с культурной нормой.

Так определяющиеся люди реализуют в своей деятельности чужие цели чужими освоенными ими средствами. Они гарантируют положительный результат только в нормальной обстановке. Если же ситуация становится проблемной они снимают с себя всякую ответственность.

У так определившихся людей отношение к другим людям как к полезным в жизненных обстоятельствах функциям. С точки зрения организации объединений люди с таким типом самоопределения могут быть администраторами или участниками рабочей группы. Мышление у них репродуктивного типа.

Ценность саморазвития не является ни актуальной, ни ведущей. На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «организатора». Они имеют свои собственные цели и средства.

За счет развитых рефлексивных способностей и хорошего образования они также имеют способность приведения проблемной деятельностной ситуации в нормальную. У них отношение к другим людям как к равноправным партнерам, вместе преодолевающим проблемную ситуацию. Люди занимающие позицию «организатора» любят преодолевать проблемные ситуации, одним из средств преодоления которой для них является создание проектной команды.

Мышление у них продуктивное, то есть дающее положительный результат в решении проблемных ситуаций. Ценность саморазвития является одной из ведущих и определяющих их мышление и деятельность. Люди, занимающие эту позицию уверены в себе и обладает собственными стилями и способами деятельности.

Позиция «новатора» встречается значительно реже. В деятельности человек, занимающий эту позицию, ставит новую цель и разрабатывает новые средства, дает новый ответ на определенную проблемную ситуацию. Отношение к другим людям у него как источнику саморазвития.

Он в рамках трансляции разработанного им новшества является создателем культурно-ценностного сообщества. Ценность саморазвития является для него самой главной. И на самом высоком уровне находится позиция самореализовавшегося в жизни человека, позиция, ставшая актуальной, образцом для всех культурных людей.

Ее мы назвали позицией «классика». Эту позицию характеризуют: универсальные, необходимые другим людям цель и средство, нужный всем культурным людям результат; отношение к людям у такого человека как к ответственным хранителям определенной культурной ценности. Он также является автором трансцендентного, то есть преодолевающего любое время и пространство сообщества.

Человек, занимающий эту позицию, разрабатывает, предъявляет и обучает других новому способу мышления, а также указывает вектор саморазвития для других людей на протяжении определенного отрезка культурной истории человечества. Какой «продукт» необходимо получить на третьем этапе обучения ученику «Школы майевтики»? Определить вектор интенциональности, ведущей ценности.

Сократ почти не принимал участия в жизни своей семьи и его жена и три сына не знали, что такое супружеская и отцовская забота. В своё свободное время Сократ занимался только тем, что беседовал и дискутировал на разные темы, а также обучал на безвозмездной основе своих учеников. Примечание редактора: Сократ при своей жизни не написал ни одной книги. О его философских позициях мы знаем из трудов Ксенофонта, Платона, Аристофана, Аристотеля и других мыслителей, поэтому вероятно некоторые утверждения могут быть спорными, исходя из особенностей изложения каждого конкретного «пересказчика». Оно означает, что, каких бы высот человек не достиг в своих рассуждениях, он не желает оставаться на месте и продолжает идти вперед, не обманывая себя тем, что, якобы, нашёл истину. Здесь будет уместно напомнить, что у Сократа были как и сторонники, восторгавшиеся им, так и враги, его ненавидевшие. Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что — нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти. Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей». А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь.

Мелет требовал смерти философа. Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого. Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон». И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности. Смысл этой позиции заключается в том, что никакие навыки и знания не являются гарантией благополучия и счастья, так как всё это имеет значение и смысл только в зависимости от того, насколько познано добро и зло. Причём, даже их познание не станет благом, если не приводит к успокоению души.

Вопросы в майевтике необходимы, чтобы вызвать мышление и получить глубокий ответ, который будет являться результатом самопознания и саморазвития. Майевтика как искусство рождать идеи имеет широкое применение в различных областях, включая философию, психологию, менеджмент и творческое мышление. Этот метод позволяет преодолеть паттерны мышления, взгляды и ограничения, открывая новые возможности и перспективы. В итоге, благодаря майевтике, мы можем разбудить свою внутреннюю мудрость и способность генерировать новые идеи. Это искусство помогает нам стать более гибкими и творческими мыслителями, способными обнаружить истину и решить сложные проблемы, которые могут возникнуть перед нами. В своих беседах Сократ приравнивал себя к акушеру, который помогает «рождать» истины из ума своих собеседников. Майевтика Сократа основана на убеждении, что истинное знание находится внутри каждого человека, и его задача помочь ему осознать и проявить это знание. Вместо того чтобы давать ответы, Сократ задавал вопросы, чтобы учить людей мыслить критически и развивать свою собственную философию. Сократ считал, что истина может быть достигнута только через диалог и обсуждение. Он верил в силу аргументации и доказательства, и призывал своих собеседников анализировать свои убеждения и раскрывать их противоречия. Майевтика Сократа имеет глубокое влияние на развитие западной философии и на постановку вопросов в процессе обучения и поиска истины. Методика Сократа стала основой для развития диалектики, самосознания и критического мышления. В итоге, майевтика Сократа предлагает людям не принимать информацию как истину в последней инстанции, а проводить собственный анализ и искать ответы на вопросы самостоятельно. Этот подход рождает самодостаточность мышления, развивает критическое и аналитическое мышление, а также помогает открывать новые идеи и пересматривать старые убеждения. Майевтика и современная психология Майевтика, или метод анализа с помощью атаки вопросами, имеет свои корни в древнегреческой философии и искусстве Сократа. Он использовал этот метод для помощи людям исследовать свои мысли и обрести истинное понимание. Сегодня майевтика нашла свое применение и в современной психологии. Она стала одним из инструментов для работы с клиентами в психотерапии и консультировании.

Этот метод помогает улучшить качество нашей мысли и помогает нам достичь более целостного и глубокого понимания мира. Полное объяснение Майевтика помогает обнаружить ошибочные убеждения и противоречия в мыслях человека. Часто люди, не задумываясь, принимают за истину то, что им говорят или чему их учат. Метод Сократа помогает развить критическое мышление и самостоятельность в мышлении. Сократ большую ценность придавал не конкретному ответу на вопрос, а самому процессу размышления и обсуждения. Он считал, что только через диалог и исследование каждый может обнаружить истину в собственной душе. В итоге, метод майевтики помогает людям развивать свое мышление, раскрывать свои способности к обдумыванию сложных вопросов и формулированию своих собственных истин. Он способствует саморазвитию и личностному росту, а также помогает создать более глубокое понимание себя и окружающего мира. Несколько важных правил Майевтика, метод сократической беседы, играет ключевую роль в развитии мышления и поиске истины. Однако, чтобы достичь положительного результата, необходимо соблюдать определенные правила, которые помогут эффективно провести диалог. Первое правило — уважение. Важно уважать собеседника, его мнение и убеждения, даже если они кажутся нам неправильными или нелогичными. Зачастую, приверженность к своим убеждениям не позволяет нам рассмотреть другие точки зрения. Вместо того, чтобы критиковать или нападать, Сократ предлагает быть терпимым и прислушиваться к мнению других. Второе правило — задавание вопросов. Сократ основывал свой метод на активном задавании вопросов. Это помогает развить критическое мышление и побудить собеседника к самостоятельному поиску ответов. При этом, вопросы должны быть открытыми и не включать в себя предлагаемые ответы. Цель вопроса — помочь собеседнику понять свои мысли и аргументы. Третье правило — слушание. Важно прислушиваться к мнению и аргументам собеседника. Вместо того, чтобы предполагать, что мы уже все знаем, нужно быть открытым для новых идей и готовым пересмотреть свои взгляды. Слушание поможет нам лучше понять аргументы собеседника и обнаружить возможные логические несоответствия. Четвертое правило — анализ. Майевтика подразумевает глубокий анализ вопросов и ответов. Необходимо разбираться в предложенных аргументах, анализировать их логическую последовательность и подвергать сомнению принятые истины. Анализ помогает нам обнаружить слабые места в аргументации и улучшить свое понимание проблемы. Пятое правило — сознательность и честность. Майевтика требует от нас быть честными, как с собой, так и с собеседником.

Интенсивное общение

Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). Сегодня мы разберем метод майевтики, который придумал сам Сократ, чтобы обезоружить своего оппонента, преодолев и опровергнув его убеждения. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление. Ценность майевтики заключается в том, что она помогает развить критическое мышление, способность к саморефлексии и анализу собственных мыслей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий