Не все фильмы рискнешь советовать друзьям. Мы выбрали 10 картин, которые невозможно забыть после просмотра: настолько они жуткие и отталкивающие. Один из самых нашумевших фильмов двухтысячных быстро перешел в разряд культовых.
А теперь не смотри: Самые кринжовые сцены из фильмов 2023 года
Супруги погибших, братья-близнецы, работающие в зоопарке, под воздействием душевной травмы начинают интересоваться всем, что связано со смертью и разложением, а также заводят роман с одноногой женщиной. Она повествует об экспедиции на другую планету. В результате аварии в живых осталось лишь трое астронавтов — женщина и двое мужчин. Связь с Землёй потеряна, выжившие решают поселиться на берегу моря и дают начало новому человеческому роду. Все действующие лица в фильме — основные, хотя голос за кадром и большая часть времени фильма принадлежат пятнадцатилетнему парню Соломону Джейкоб Рейнолдс. В течение всего фильма перед зрителем проходит такое количество разнообразных образов и сценок, что его с лихвой хватило бы на десяток других фильмов.
Кульминацией режиссёрского бунта Исии стал фантастический боевик «Взрывающийся город», снятый при поддержке студии Toei. Апокалиптическая Япония будущего создавалась в токийских промзонах, где из-за строительства атомной электростанции панки, байкеры, полиция, политики и мутанты устроили побоище вокруг клуба «20000В». Толпу статистов разжигали лидеры панк-сцены The Rockers, The Stalin и другие музыканты. А в один из дней хулиганы, бродящие в округе, приняли съёмки за сборище своих сородичей, и беспорядки вырвались за границы сценария. Успех «Взрывающегося города» был молниеносным, однако после него Исии поставил лишь один фильм, а затем на десять лет пропал из киноиндустрии. Панк-эпоха переживала закат. Исии делал сумасшедшие музыкальные клипы для тех, кто хотел с ней попрощаться, или для тех, кто открывал музыку нового времени. Он собрал и собственную группу «Mach 1. Но только в середине 1990-х с трудом вписался в форматное студийное кинопроизводство. Электрический дракон 80 000 Вольт Electric Dragon 80. Сого Исии, 2001 На заре XXI века вместе с товарищами по группе он вдруг ещё раз пропустил сквозь экранную Японию мощный заряд тока — в авангардном чёрно-белом токусацу «Электрический дракон 80 000 Вольт». На этот раз в битву на токийских крышах вступают двое. Драконий Глаз Моррисон, гитарист и по совместительству детектив, ищущий пропавших домашних рептилий, — и Громовержец Будда, мастер по ремонту телевизоров. Оба обладают суперсилой электричества, оба с трудом контролируют первобытный животный гнев — для этих двоих современный Токио оказывается слишком тесен. Город сверкает от перепадов напряжения, взгляд с разгона врезается то в грязную подворотню, то в сияющую драконью чешую. Живые хамелеоны глядят изнутри мира, ставшего похожим на комикс. А Таданобу Асано в исступлении терзает электрогитару отвёрткой, пока кадр не закоротит. Исии сыграл этот фильм, будто прощальный концерт. После него он ещё на десять лет выключил камеру и ушёл в университет — учить киноискусству новых студентов. Пиноккио 964 Пиноккио 964 964 Pinocchio. Сёдзин Фукуи, 1991 Сёдзин Фукуи, помощник режиссёра в фильмах Сого Исии, сам вскоре создал икону японского андеграунда под названием «Пиноккио 964» — кино, способное вызвать коллапс восприятия даже у самых прожжённых зрителей. Фукуи играл не панк, а нойз, был инженером по образованию и анархистом по амбициям. Он взялся за камеру, чтобы запечатлевать всевозможную «любовь к резине». Вслед за Цукамото, Фукуи исследовал территории киберпанка и боди-хоррора, но в своём подходе оказался куда радикальнее. Пиноккио подбирает фриканутая и леванутая девица Химико, живущая в катакомбах, и тут же принимается делать из куклы человека. А хозяева лаборатории, опомнившись, отправляются на поиски, чтобы андроида на всякий случай уничтожить. Дальше начинаются 964 круга ада, сексуальных девиаций, эпилептических припадков, вывернутых наизнанку разноцветных внутренностей и импровизированных садомазохистских скетчей, дающих простор для фрейдистских и политических трактовок. Остаётся лишь добавить, что герои не столько разговаривают, сколько декламируют в перерывах между стонами и криками. Пиноккио 964 964 Pinocchio. Сёдзин Фукуи, 1991 Бюджета у команды как раз хватало на несколько килограммов риса им тошнило Химико , пару литров красно-жёлтой краски её выливал на себя Пиноккио и старую инвалидную коляску, заменившую тележку для психотических проездов камеры. Исполнители главных ролей никогда прежде и никогда после не играли в кино. А городские сцены представляли собой перформансы: Пиноккио ползал, бегал и тащил прикованный к шее бетонный груз по реальным улицам среди реальных прохожих. Всё это безобразие снимали полгода и ещё столько же монтировали. Фукуи сам ездил с фильмом по крупнейшим городам Японии и с помощью специальных переносных систем в интерактивном режиме управлял звуком и спецэффектами. В следующем году лента получила Премию японского профессионального кино, а затем отправилась в путешествие на Запад — в кинотеатры, арт-галереи и на площадки с живой музыкой. У европейской богемы в те годы ещё были крепкие нервы. Дзэйрам Дзэйрам Zeiramu. Кэйта Амэмия, 1991 Инопланетная красотка Ириа, оснащённая мощным бронекостюмом, базукой и ИИ-помощником Бобом, путешествует по Вселенной, истребляя монстров. Очередное задание оказывается адски сложным. На волю вырывается Дзэйрам — ходячее биологическое оружие, воплощённое зло, намеренное уничтожить попавших под руку землян. Хотя Дзэйрам выглядит непобедимым, Илиа и Боб находят способ поймать его в ловушку при помощи кибертехнологий. И они завершили бы миссию куда быстрее, не вмешайся в дело два раздолбая-электрика. Сложно поверить, но «Дзэйрам» Кэйты Амэмии — тот редкий случай, когда в основе японских фантастических приключений не лежат ни манга, ни аниме, ни даже игры аниме-приквел появился уже после фильма. Сам режиссёр, конечно, зачитывался мангой и засматривался токусацу, а ещё работал в сфере спецэффектов. Но всё-таки сюжет и, главное, облик злодея были оригинальные. Дзэйрам Zeiramu. Кэйта Амэмия, 1991 Здесь собраны все тренды японской поточной фантастики: монстр-кайдзю пользуется приёмчиками боди-хоррора, супергероика схлёстывается с киберпанком, мрачная апокалиптика пересыпается будничным юмором, в боевик врывается бредовая покадровая анимация, а предваряет злоключения чёрно-белый кровавый пролог. Дзейрам представляет собой гигантского паразита с мощным бронированным телом, самурайскими повадками и безликой головой в форме шляпы. Он молча ступает по пути разрушения. Во лбу у него ухмыляется миниатюрное зубастое лицо, похожее то ли на маску театра кабуки, то ли на логотип телекомпании ВИД. Длинная шея в нужный момент вытягивается, точно язык, — чтобы вгрызаться в плоть жертв, пока Дзэйрам копирует их ДНК и создаёт себе воинов-клонов. Но даже такому чудищу оказываются не по зубам японские электрики. В целом «Дзэйрам» — очень неровный, местами взрывной, а местами довольно унылый представитель жанра. И всё же сегодня он выглядит достойным японским пришельцем из забытого видеосалона 1990-х. Ёсихиро Нисимура, 1995 Если культовая японская фантастика начала XXI века и ассоциируется теперь с футуристическим цирком уродов, запредельным кровавым гротеском и безостановочно работающей праздничной мясорубкой — то исключительно из-за Ёсихиро Нисимуры. Но лишь через несколько лет устроил собственный грандиозный парад монстров и заработал репутацию «японского Тома Савини». В отличие от Исии и Цукамото, в колледже Нисимура изучал юриспруденцию.
А еще несколько сценариев одноэтажного апокалипсиса, конспирологический заговор и много стеба о кризисе среднего возраста, идентичности и независимом кино — словом, все, что вы хотели знать об инди, но боялись спросить. Алехандро Ходоровский, 1973 Обязательную часть контркультурного воспитания и упоительный по зрелищности эксперимент Ходоровского многие смотрят в сомнительных компаниях в подростковом возрасте. К «Святой горе» стоит обязательно возвращаться, будучи взрослыми, чтобы понять, как чилийский режиссер находит себя в американском андеграунде через историю театра, живописи, религий и мистические практики. Ходоровский, выросший из театральной среды и воспитанный на литературе сюрреализма, снимает историю о Дураке — то ли Христе, то ли просто человеке в поисках справедливости и смысла, — который попадает в порочный город с поддельными ценностями и искаженной иерархией. Вера в медитацию, восточные практики очищения и галлюциногены пропитала съемочный процесс, участники которого, как и герои, пробирались по дороге излишеств, чтобы приблизиться к собственному дворцу мудрости. Жак Риветт, 1974 Не поддающийся никакому описанию один из главных французских фильмов о неразлучных подругах, который длится три с лишним часа и напоминает одновременно «Алису в Стране чудес» и прустовский поток сознания. Брюнетка Селина и рыжая кудрявая Жюли — неразлучные противоположности, проводящие друг с другом все свободное время. Жюли работает на инертной работе в библиотеке, Селина учится делать фокусы и трюки. За время фильма Селина и Жюли неоднократно меняются местами, подражают манере друг друга и перепридумывают собственные образы: одна учит другую мечтать и фантазировать, вторая предлагает кров и союзничество в решении небанальных задач. Риветт работает с темой двойников что потом у него легко перехватит Линч , но главным образом — с тем, как рассказываются истории, когда субъекты и объекты меняются местами, а эмоции ускользают от описания. Не насыщенный действиями, сумасбродный и дикий фильм, рассуждающий об образности, кино и литературе, — любимый объект для анализа философов и психоаналитиков и просто один из главных сюжетных экспериментов XX века. Слава Цукерман, 1982 Один из немногих фильмов советского периода с русскими корнями, известный в англоязычном мире — в первую очередь из-за прогрессивного нью-вейв-саундтрека, заимствованной эстетики Энгера, Расселла и Джармена и фантастической модной молодежи. В депрессивно-неоновом Нью-Йорке начала 80-х мало что происходит при свете дня. На город начинают охоту инопланетяне — они похищают серое вещество тех людей, которые испытывают наркотический экстаз, но потом узнают, что удовольствие от секса куда сильнее. Так все торчки и испытавшие оргазм в ночном городе испаряются в эфире. Любимая точка инопланетян — маргинальная квартира в пентхаусе, где живут дилерша и ее подруга-модель. В самой веселой квартире города рано или поздно начинается отсчет мертвецов — и во всем виновата нимфоманка Маргарет. Десятки модных съемок и фильмов в год копируют то, что удалось Славе Цукерману — советскому документалисту, иммигрировавшему в Штаты через Израиль в 70-е и снявшему один из самых странных фильмов о природе тусовок в большом городе. Дэвид Кроненберг, 1996 Кроненберг своего дикого периода — важный фильм 90-х о связи травмы, опасности и сексуального удовольствия по роману Джеймса Балларда. Герой-кинопродюсер, которому Кроненберг дал имя автора книги, попадает в аварию с летальным исходом для пассажира другой машины. Девушка-водитель, застрявшая в аварии, внезапно показывает Балларду грудь. Это внезапное событие его невероятно интригует: он давно женат благополучным фасадным браком, самое интересное в котором — обсуждение с женой их взаимных измен. После аварии Баллард узнает о сообществе любителей экстремального вождения, чья сексуальная жизнь строится вокруг планирования намеренных автокатастроф. Постепенно он освобождается от драматичной трактовки собственной и чужой смерти и стереотипных представлений об удовольствии: встречи с очередными фетишистами вообще несовместимы с правилами безопасности. Йоргос Лантимос, 2015 В ближайшем будущем тех, кто не готов будет найти вторую половинку и составить с ней социально одобряемый союз, будут ссылать на 45-дневный санаторный отдых в один из дорогих отелей. Там можно будет завести новые знакомства, попробовать начать все сначала или выбрать животное по своему усмотрению и на свой страх и риск перевоплотиться в него по истечении 45 дней. Кто-то выбирает стать лобстером, кто-то мечтает окончить жизнь оленем. Растерянный разведенный Дэвид — мягкотелый, слегка подавленный и чуточку сентиментальный — регистрируется в санатории, вроде бы готовый к поиску второй половины. Но механические условия содержания и сосуществования заставят его скрыться и искать себе пару среди гигантских провинциальных торговых центров, лесных зарослей с анархистами и пустынных городов, где ничего не происходит. Греческий режиссер Йоргос Лантимос, посмотревший в жизни достаточно Бунюэля и лучших антиутопий, снимает притчу об одиночестве, которое ни при каком светлом будущем не будет считаться нормой.
Время Вот и первый наглядный пример: М. Найт Шьямалан, который сделал себе имя экспериментальным сюжетным твистом в финале «Шестого чувства» и его новая работа. Позже он опять и снова пытался шокировать зрителя, но так, как в первый раз, уже не получалось. В 2021 режиссер и сценарист решил окончательно «добить» аудиторию, заставив героев фильма «Время» не путайте с фантастикой с Тимберлейком стареть буквально не по дням, а часам. Даже — по минутам. Не повезло ребятам! Злое А это — тот случай, когда кино получилось отличное конечно, для любителей хорроров. Почему же лента «Злое» попала в нашу десятку? Режиссер взял в новый проект хорошо знакомых людей, среди которых Аннабелль Уоллис из «Проклятия Аннабель» и композитор Бишара, играющий в ужастиках постановщика ведьм и злых духов, и… Устроил на экране полный жуткий беспредел. Потому что «Демоник» получился — ни в какие ворота! Изгоняющие дьявола вооружились гаджетами и борются с нечистой силой с помощью них.
Самые странные и непонятные фильмы мира
Список самых необычных фильмов, отобранных посетителями нашего сайта: Конченая, Корпорация «Святые моторы», Револьвер, Усы, Святая Гора, Начало, Ширли, Пианист, Внутренняя империя, Счастливое число Слевина. Мы прошерстили внушительный каталог фестиваля и выбрали самые странные и необычные фильмы в его истории. Оригинальное кино тем и покорило публику в сети, что 8-битные игрушки и в самом деле оживали и превращали мир в один большой пиксель. Однако высшим достижением Аронофски в мире странного кино осталась его дебютная полнометражная лента «Пи». Смотрите видео на тему «самые странные фильмы топ 5» в TikTok (тикток).
На реальных событиях: странные киноистории, которые случились на самом деле
Самые необычные фильмы ужасов Ч.4. Помимо широко рекламируемых хорроров в этом жанре есть экземпляры, так сказать, на любителя. Фильм-загадка, в самых лучших традициях киносюрреализма. Необычный, сказочный киноряд, абсурдные диалоги, герои–символы, сюжет, который можно разгадывать и находить свои версии, все это заинтересует даже самого искушенного кинолюбителя. Список самых необычных фильмов, отобранных посетителями нашего сайта: Внутренняя империя, Корпорация «Святые моторы», Револьвер, Конченая, Начало, Жидкое небо, Шизополис, Святая Гора, Кладбище блеска, Законопослушный гражданин. А какие оригинальные и необычные фильмы, снятые после 2000 года знаете вы? Но самое странное в этом фильме то, что становится действительно интересно, что там будет дальше и чем все закончится. «Страшная воля богов» немного похожа на «Королевскую битву», немного на «Голодные игры». Мы решили сделать подборку из десяти самых крутых (и необычных) фильмов в этом жанре.
Никакой «Иронии»! Самая необычная подборка новогодних фильмов
30 самых странных фильмов в истории кино | Перечислим несколько самых странных фильмов 21 века. |
Пушистый песец! Самые странные концы света в кино | Сёдзин Фукуи, помощник режиссёра в фильмах Сого Исии, сам вскоре создал икону японского андеграунда под названием «Пиноккио 964» — кино, способное вызвать коллапс восприятия даже у самых прожжённых зрителей. |
Фильмы, которые не получится развидеть: 10 самых жутких, неприятных и мрачных картин | Смотрите видео онлайн «САМЫЕ СТРАННЫЕ ФИЛЬМЫ» на канале «Shuklik_» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 марта 2024 года в 20:32, длительностью 00:06:16, на видеохостинге RUTUBE. |
30 самых странных фильмов в истории кино
Самые жуткие фильмы | Сегодня речь пойдет о самых психоделичных, необычных и непостижимых фильмах в истории кино, способных изменить ваше восприятие реальности. |
Самые странные фильмы | В тему: 7 хитроумных странных фильмов не для всех, 18+. |
Все чудесатее и чудесатее: самые странные фильмы уходящего десятилетия | В тему: 7 хитроумных странных фильмов не для всех, 18+. |
Самые странные документальные фильмы | Наверное, поэтому в наш список 10 самых странных фильмов 2021 года вошли, в основном, кассовые провалы. Хотя и халтуры, и экспериментов на грани фола тут хватает. |
Почему "Неуязвимый", "Сплит" и "Стекло" – самые странные фильмы о супергероях? | | Variety назвал самые страшные фильмы ужасов 2023 года. |
Самые жуткие фильмы
"Киноблог": "Вечные" — самый странный фильм от Marvel. Джаред Лето играет самого старого и последнего смертного человека на земле — ему 118 лет. Сегодня речь пойдет о самых психоделичных, необычных и непостижимых фильмах в истории кино, способных изменить ваше восприятие реальности.
24 странных фильма, посмотрев которые хочется спросить: «Что это было?»
Необычные фильмы | Список самых странных и непонятных фильмов мира, созданных за рубежом и в России, а также их краткое содержание. |
Все чудесатее и чудесатее: самые странные фильмы уходящего десятилетия | что курил режиссер? |
Cамые странные фильмы знаменитых режиссеров — НАШЕ Радио | Самые странные фильмы. Нередко при просмотре кинолент у зрителя возникает необычное ощущение, что действо, происходящее на экране, лишено логики и не соответствует заявленному в аннотации сюжету. |
Российское кино как пытка: Топ-10 самых негуманных современных отечественных фильмов | Фильмы, которые зрители считают необычными и странными (и есть за что). |
Удиви меня, пожалуйста! Необычные фильмы настоящих авторов — OfficeLife | Оригинальное кино тем и покорило публику в сети, что 8-битные игрушки и в самом деле оживали и превращали мир в один большой пиксель. |
10 лучших хорроров в жанре «найденной плёнки»
Время Вот и первый наглядный пример: М. Найт Шьямалан, который сделал себе имя экспериментальным сюжетным твистом в финале «Шестого чувства» и его новая работа. Позже он опять и снова пытался шокировать зрителя, но так, как в первый раз, уже не получалось. В 2021 режиссер и сценарист решил окончательно «добить» аудиторию, заставив героев фильма «Время» не путайте с фантастикой с Тимберлейком стареть буквально не по дням, а часам. Даже — по минутам. Не повезло ребятам! Злое А это — тот случай, когда кино получилось отличное конечно, для любителей хорроров. Почему же лента «Злое» попала в нашу десятку?
Режиссер взял в новый проект хорошо знакомых людей, среди которых Аннабелль Уоллис из «Проклятия Аннабель» и композитор Бишара, играющий в ужастиках постановщика ведьм и злых духов, и… Устроил на экране полный жуткий беспредел. Потому что «Демоник» получился — ни в какие ворота! Изгоняющие дьявола вооружились гаджетами и борются с нечистой силой с помощью них.
Найт Шьямалан доказал, что вдумчивая драма о супергерое может быть настолько же интересна, как динамичный боевик. Также фильм применяет ставшее популярным лишь в последние несколько лет мета-повествование — явную игру с канонами собственного жанра. Но в отличие от таких картин как "Пипец" или "Дэдпул" "Неуязвимый" не подшучивает над своими комиксовыми корнями, а деконструирует их. Через современные комиксы он исследует натуру архетипичного героя, зародившуюся ещё в древности. В частности, картина размышляет над тем, насколько рождение героя зависит от злодея. И насколько путь героя или злодея является для него не просто моральной обязанностью, но и природным призванием, единственным путём к счастью. Визуальные особенности Использование силуэтов и ярко выраженных теней в картине — дань уважения художественному стилю комиксов.
Персонажи "Неуязвимого" зачастую заключены в визуальные рамки: дверных проёмов, коридоров, заборов. Такие кадры напоминают границы панелей на страницах комиксов. Отдельного упоминания достоин Элайджа Прайс или Мистер Стекло. В сценах с ним тема стекла продолжается визуально: несколько раз его показывают через призму окон или зеркал. Постановка ленты отличается необычно высокой длиной планов, не прерываемых монтажом. Это служит нескольким целям: создание настраивающего на серьёзный тон темпа, нагнетание напряжения, выстраивание изобретательных мизансцен. Взять хотя бы момент в больнице сразу после крушения поезда: пока на заднем плане врач опрашивает очнувшегося главного героя, на переднем плане медленно истекает кровью единственный, кроме Данна, выживший пассажир. Элегантная иллюстрация уникальности ситуации главного героя. Главным достоинством "Неуязвимого" является внимание к персонажам. К примеру, зрители наблюдают за жизнью Элайджи Прайса с рождения.
Его болезнь и связанные с ней трудности заставляют ему сопереживать. Плюс в своих деяниях Прайс движим благородной целью — создать супергероя. Всё это делает Мистера Стекло неоднозначным и трагическим злодеем. Дэвид Данн же не является стандартным идеализированным героем. Его брак разваливается, у него проблемы в отношениях с сыном. А главное, его характеризует глубокая грусть и необъяснимое чувство неудовлетворённости, что отлично передаёт меланхолично сдержанная актёрская игра Брюса Уиллиса. Именно проработанность персонажей избавляет ленту от нужды в экшене, позволяя вместо этого создавать неторопливую, атмосферную и увлекающую драму. И делает "Неуязвимого" одним из лучших супергеройских фильмов в истории. Поэтому в 2001-м студия отклонила идею режиссёра снять вторую часть. Но с годами "Неуязвимый" обрёл культовый статус.
В 2009 году Квентин Тарантино включил его в список 20 лучших фильмов, выпущенных с 1992 года, и назвал "одним из шедевров нашего времени". В 2011 году журнал Time поставил картину на четвёртое место в списке лучших супергеройских фильмов всех времён. Долгое время слухи о продолжении истории Данна продолжали циркулировать, но со временем утихли.
Сотрудник милиции расследует серию нападений на детей неизвестным маньяком, вопреки убеждению высшего руководства и самого товарища Сталина в том, что убийц в советском союзе не существует. Экранизация романа Тома Роба Смита «Малыш 44», частично основанного на расследовании преступлений Андрея Чикатило, полностью провалилась в прокате. В том числе потому, что фильм запретили на территории основной страны, где он мог бы быть интересен зрителю — в России.
Эта малоизвестная картина она до сих пор не переведена на русский, но в оригинале её можно найти в Сети называлась «Синее Рождество» другой вариант — «Тип крови: Синий». Она была снята без спецэффектов, зато сразу на трёх языках — японском, английском и французском, — и представляет собой скорее политический триллер, в финале которого зрителя ждёт настоящий террор. Синее Рождество Buru Kurisumasu.
Кихати Окамото, 1978 По сюжету инопланетяне давно живут среди людей и ничем от них не отличаются, кроме цвета крови. Но лидеры ведущих стран обеспокоены растущим числом пришельцев и используют машину пропаганды, чтобы подготовить граждан к радикальному решению вопроса. Правительства вступают в заговор, чтобы с помощью военных синхронно устранить «голубокровых». Именно это и происходит в финале: расстрелы по всему миру — на порогах домов, на улицах, в монастырях, в гольф-клубах и в пустынях — беспрерывно, в течение 15 минут в канун Рождества. Режиссёр Кихати Окамото получил сценарий перед праздником, будто нежданный подарок, и немедля нанял оператора — так что городские сцены, предваряющие невыносимую развязку, это подлинные кадры японского Рождества 1977 года. Школа на перекрёстке Школа на перекрёстке Nerawareta gakuen. Нобухико Обаяси, 1981 Умница Юка, лучшая ученица обычной средней школы, тоже сталкивается с инопланетным вторжением. На этот раз безумный пришелец Кёгоку захватывает умы учеников, чтобы навести на Земле порядок, очень уж напоминающий тоталитарный. Школьный совет организует зигующие патрули, а взрослые бессильны перед детьми, наделёнными сверхъестественными силами.
И только Юка, заручившись поддержкой своего парня, способна дать отпор тирану и спасти ребят от его власти. Потому что правила важны, а человечность важнее. Отсюда можно вести отсчёт японским фильмам с айдолами. Поставил ленту один из главных режиссёров страны и известнейший авангардист Нобухико Обаяси, чья карьера полностью отражала меняющийся ландшафт японского кино. В 1960-е Обаяси вместе с другими студентами-киношниками встал в авангарде независимого кино, и новая волна постепенно разрушила косную студийную систему. Многие авторские фильмы находились тогда под влиянием комиксов и рекламы. Но спустя несколько лет только Обаяси из всей группы единомышленников Film Independent на самом деле согласился снимать рекламные ролики. А затем, уже с 1970-х, начал делать коммерческое кино. Когда директор компании Kadokawa, производящей «медиамиксы», обратился к нему с просьбой: «Господин Обаяси, не могли бы вы сделать Хироко Якусимару звездой?
Школа на перекрёстке Nerawareta gakuen. Нобухико Обаяси, 1981 Во всём — будь то ролик с ожившими куклами, снятый в ночном Диснейленде, или экранизация манги «Девочка, покорившая время» — Обаяси применял авангардные техники, которые сделали его волшебником визуальных эффектов, создателем токусацу совершенно нового типа. И «Школа на перекрёстке» не исключение. Спокойные, будничные кадры вдруг расцвечиваются инопланетными цветами, раскалываются на пазлы, выжигаются глазами-лазерами до комикса — так действует сила Кёгоку, будто глядящего на землян огромным глазом, нарисованным у него на животе. Устраивая «порядок» на Земле, он обитает в крутящемся, блестящем хаосе и всех непокорных впечатывает в звёзды. Оборотной стороной тоталитаризма оказывается дешёвый китч. Под присмотром Обаяси первый кино-айдол спасал своих поклонников и от того, и от другого. Немногие из последователей Якусимару могут подобным похвастаться. Сого Исии, 1982 В 1980-е японская кинофантастика пережила панк-революцию.
Поднял её Сого Исии позже Гакюрю Исии — поначалу он сам высекал молнии из электрогитары, но потом взялся за кинокамеру. Будучи студентом, он шесть лет запечатлевал в грязном зерне 8- и 16-миллиметровой дешёвой пленки бешеные лики японской панк-сцены, и экраны взрывались от скорости и драйва. Именно он создал ту среду наэлектризованной техносвалки, из которой в 1989 году Синъя Цукамото прорастит своего эпохального «Тэцуо, железного человека». Кульминацией режиссёрского бунта Исии стал фантастический боевик «Взрывающийся город», снятый при поддержке студии Toei. Апокалиптическая Япония будущего создавалась в токийских промзонах, где из-за строительства атомной электростанции панки, байкеры, полиция, политики и мутанты устроили побоище вокруг клуба «20000В». Толпу статистов разжигали лидеры панк-сцены The Rockers, The Stalin и другие музыканты. А в один из дней хулиганы, бродящие в округе, приняли съёмки за сборище своих сородичей, и беспорядки вырвались за границы сценария. Успех «Взрывающегося города» был молниеносным, однако после него Исии поставил лишь один фильм, а затем на десять лет пропал из киноиндустрии. Панк-эпоха переживала закат.
Исии делал сумасшедшие музыкальные клипы для тех, кто хотел с ней попрощаться, или для тех, кто открывал музыку нового времени. Он собрал и собственную группу «Mach 1. Но только в середине 1990-х с трудом вписался в форматное студийное кинопроизводство. Электрический дракон 80 000 Вольт Electric Dragon 80. Сого Исии, 2001 На заре XXI века вместе с товарищами по группе он вдруг ещё раз пропустил сквозь экранную Японию мощный заряд тока — в авангардном чёрно-белом токусацу «Электрический дракон 80 000 Вольт». На этот раз в битву на токийских крышах вступают двое. Драконий Глаз Моррисон, гитарист и по совместительству детектив, ищущий пропавших домашних рептилий, — и Громовержец Будда, мастер по ремонту телевизоров. Оба обладают суперсилой электричества, оба с трудом контролируют первобытный животный гнев — для этих двоих современный Токио оказывается слишком тесен. Город сверкает от перепадов напряжения, взгляд с разгона врезается то в грязную подворотню, то в сияющую драконью чешую.
Живые хамелеоны глядят изнутри мира, ставшего похожим на комикс. А Таданобу Асано в исступлении терзает электрогитару отвёрткой, пока кадр не закоротит. Исии сыграл этот фильм, будто прощальный концерт. После него он ещё на десять лет выключил камеру и ушёл в университет — учить киноискусству новых студентов. Пиноккио 964 Пиноккио 964 964 Pinocchio. Сёдзин Фукуи, 1991 Сёдзин Фукуи, помощник режиссёра в фильмах Сого Исии, сам вскоре создал икону японского андеграунда под названием «Пиноккио 964» — кино, способное вызвать коллапс восприятия даже у самых прожжённых зрителей. Фукуи играл не панк, а нойз, был инженером по образованию и анархистом по амбициям. Он взялся за камеру, чтобы запечатлевать всевозможную «любовь к резине». Вслед за Цукамото, Фукуи исследовал территории киберпанка и боди-хоррора, но в своём подходе оказался куда радикальнее.