Менделеев Дмитрий Иванович (Род. в 1834 г. – ум. в 1907 г.) Великий русский химик и педагог, разносторонний ученый, интересы которого простирались в области физики, экономики, сельского хозяйства, метрологии, географии, метеорологии, воздухоплавания. Дмитрий Иванович Менделеев – известный российский ученый, химик, изобретатель, преподаватель, экономист, член многих академий наук и научных обществ. Биография Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счёту ребенком в семье директора Тобольской гимназии.
Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь
А в 87-м году был причастен к наблюдениям за полным солнечным затмением. Событие состоялось в поездке на аэростате в верхние слои атмосферы. Он летал на воздушном шаре «Русский» три часа, наблюдая затмение и фиксируя давление, температуру. В 1890-м Менделеев ссорится с крупным чиновником, и ему запрещают преподавать. Химика назначают в Депо образцовых мер и весов. В 1892 году ученый придумывал способ получить бездымный порох. Он трижды был кандидатом на Нобелевскую премию.
В 1906 году ему ее почти присудили, но Шведская академия наук опровергла решение комиссии. Главные открытия Дмитрий Иванович за свою продолжительную жизнь достиг многого сразу в нескольких сферах, что отражает глубину таланта и ума великого человека. Его главные открытия: Создатель пикнометра — прибора для определения плотности жидкости. Определил критическую температуру кипения жидкости. Основатель Главной палаты мер и весов — центрального учреждения Минфинансов. В нем занимались проверками торговой отрасли в Российской империи.
Создатель управляемого аэростата. Это значительный вклад в воздухоплавании. Разработал уравнение состояния идеального газа, установив зависимость между его абсолютной температурой, молярным объемом и давлением. Работая над «Основами химии», выразил установленный им закон в графическом изображении — периодической таблице химических элементов. Дмитрий Иванович очень много трудился Менделеев оставил большой вклад в науке, написал 1500 трудов. Трактат «Основы химии» впервые дал четкое представление о неорганической химии.
Частые вопросы О Менделееве часто говорят как о создателе водки. Но ученый лишь рассуждал о соединениях спирта с водою. В своей диссертации мыслитель не приводил никаких данных о пропорциях изготовления спиртного напитка. Вопрос о появлении водки относится к более раннему историческому периоду. Популярная легенда о появлении периодической химической системы во сне — красивый миф, созданным им самим. На самом деле он трудился над нею 25 лет.
Интересные факты О Менделееве ходили слухи, что он любит мастерить чемоданы.
Родители Менделеева — чисто русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов, фамилию «Менделеев» получил, по обычаям того времени, в виде прозвища, отец Менделеева в духовном училище. Мать Менделеева происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода. Дима Менделеев родился 8 февраля 27 января старому стилю 1834 года в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В том же году отец Менделеева ослеп и вскоре лишился места умер в 1847 г.
Другое дело, при его непосредственном участии были введены в эксплуатацию первые наливные баржи и железнодорожные цистерны. При нем же был построен первый керосинопровод в Баку. Дмитрий Иванович занимался далеко не только химией. На общую и физическую химии пришлось чуть больше трети его научных работ. Физике Менделеев посвятил 22,9 процента трудов, такая же доля работ по промышленности, еще 8,6 процента трудов было посвящено экономике, по пять процентов географии и сельскому хозяйству. Дело в том, что Иван вместе с тремя своими братьями поступили в духовную семинарию, а особенность заключалась в том, что после ее окончания духовные наставники могли дать им другие фамилии. В итоге Соколовым остался только Тимофей. Старший брат стал Покровским в честь церковного прихода, младший оказался Тихомандрицким в честь села , а Иван Павлович получил фамилию Менделеев. Сам Дмитрий Иванович писал: «Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседский помещик Менделеев менял лошадей и скотину. Учитель по созвучию "мену делать" вписал и отца под фамилией Менделеев». Но это только одна из версий. Возможно, соседский помещик имел отношение к семье, и по другой версии он был крестным отцом Ивану Павловичу, что и сказалось при выборе фамилии. Впрочем, никаких подтверждений этой связи не было. Будучи консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства, в 1892 году Дмитрий Иванович изобрел универсальный вариант бездымного пороха «пироколлодий». Многие считали, что он украл европейскую формулу. В действительности российский ученый ее во многом превзошел. Правда, так вышло, что сотрудники американского военного ведомства раздобыли рецептуру Менделеева и запатентовали ее у себя. В 1899 году Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения застоя железной промышленности. Итогом стала книга «Уральская железная промышленность в 1899 году», где ученый наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. Эта идея была претворена в жизнь уже в советское время. Рабочий кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1875 году он предложил проект стратостата объемом около 3600 кубических метров с герметической гондолой, предполагая использовать его для подъема в стратосферу.
Бунзен, Г. Кирхгоф, Г. Гельмгольц, Э. Эрленмейер и др. Есть сведения, которые говорят о том, что впоследствии Д. Менделеев имел в Гейдельберге встречу с Дж. Оборудование лаборатории Р. Бунзена не позволяло проводить такие «деликатные опыты, как капиллярные», и Д. Менделеев формирует самостоятельную исследовательскую базу: провёл в арендуемую квартиру газ, приспособил отдельное помещение для синтеза и очистки веществ, другое - для наблюдений. В Бонне «знаменитый стеклянных дел маэстро» Г. Гесслер даёт ему уроки, сделав около 20 термометров и «неподражаемо хорошие приборы для определения удельного веса». У известных парижских механиков Перро и Саллерона он заказывает специальные катетометры и микроскопы. Большое значение работы этого периода имеют для понимания методики масштабного теоретического обобщения, чему подчинены хорошо подготовленные и построенные тончайшие частные исследования, и что явится характерной чертой его универсума. Это теоретический опыт «молекулярной механики», исходными величинами которой предполагались масса, объём и сила взаимодействия частиц молекул. Рабочие тетради учёного показывают, что он последовательно искал аналитическое выражение, демонстрирующее связь состава вещества с тремя этими параметрами. Предположение Д. Менделеева о функции поверхностного натяжения, связанной со структурой и составом вещества позволяет говорить о предвидении им «парахора», но данные середины XIX века не способны были стать основой для логического завершения этого исследования - Д. Менделееву пришлось отказаться от теоретического обобщения. В настоящее время «молекулярная механика», основные положения которой пытался сформулировать Д. Менделеев, имеет лишь историческое значение, между тем, эти исследования учёного позволяют наблюдать актуальность его взглядов, соответствовавших передовым представлениям эпохи, и обретшим общее распространение только после Международного химического конгресса в Карлсруэ. В Гейдельберге у Менделеева был роман с актрисой Агнессой Фойхтманн, которой он впоследствии посылал деньги на ребёнка, хотя в своём отцовстве уверен не был. Декабрь 1868 года - февраль 1869 года - по поручению Вольного экономического общества проводил обследование артельных сыроварен Тверской и других губерний. Принимал участие в разработке технологий запущенного в 1879 году первого в России завода по производству машинных масел в посёлке Константиновский в Ярославской губернии, который ныне носит его имя. Планировался как первый ректор этого университета, но в силу ряда семейных причин в 1888 году в Томск не поехал. Через несколько лет он активно помогал в создании Томского технологического института и становления в нём химической науки. Ушкова впоследствии - имени Л. Карпова; п. Бондюжский, ныне г. Менделеевск использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха пироколлодия. Впоследствии он отмечал, что посетив «немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное». О посещении Д. Менделеевым института в дни защиты первых дипломных работ, в числе других воспоминал через 60 лет Иван Фёдорович Пономарёв 1882-1982. Член многих академий наук и научных обществ. Один из основателей Русского физико-химического общества 1868 год - химического, и 1872 - физического и третий его президент с 1932 года преобразовано во Всесоюзное химическое общество, которое тогда же было названо его именем, ныне - Российское химическое общество имени Д. Умер Д. Менделеев 20 января 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких. Похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Оставил более 1500 трудов, среди которых классические «Основы химии» ч.
Биография - Менделеев
Родители Менделеева — чисто русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов, фамилию «Менделеев» получил, по обычаям того времени, в виде прозвища, отец Менделеева в духовном училище. Дмитрий Менделеев — Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Соколов Д. И. Менделеев в своём кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт-Петербург). 1Менделеев1 Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Сибири, в городе Тобольске в семье директора местной гимназии. РИА Новости, 1920, 08.02.2024.
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
Менделеев Дмитрий Иванович (Род. в 1834 г. – ум. в 1907 г.) Великий русский химик и педагог, разносторонний ученый, интересы которого простирались в области физики, экономики, сельского хозяйства, метрологии, географии, метеорологии, воздухоплавания. В этих лекциях Менделеев как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудный и утомительный путь, который от сырого фактического материала науки приводит к истинному познанию природы. 6 марта 1869 года профессор Императорского Санкт-петербургского университета Дмитрий Менделеев представил членам Русского химического общества открытую им периодическую систему элементов. Мария Дмитриевна Менделеева, Иван Павлович Менделеев. В 1861 году Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и публикует работы, целиком посвященные органической химии. русский ученый, химик, создатель периодической системы элементов, профессор Санкт-Петербургского университета.
Менделеев Дмитрий Иванович
Привычка трудиться с полной самоотдачей, неутолимая жажда знаний, любовь к науке проявились у него еще в студенческие годы. Был даже случай, когда Менделеев, прикованный к лазаретной койке, готовился к экзамену. Он мог сдавать этот экзамен и осенью, но предпочел и в болезненном состоянии своевременно сдать его — и сдал блестяще. Мы знаем, что Менделеев был человеком эрудированным, разносторонним, знатоком самых различных областей знаний.
На своих лекциях по неорганической химии, которые всегда собирали полную аудиторию, он часто углублялся в область физики, механики, астрономии, астрофизики, геологии, агрономии, физиологии, техники, истории химии... Любил он при этом и пофантазировать, помечтать на химические или общественно важные темы, отмечая, что «эти отношения к философии и жизни придают нашей науке легкую усвояемость и определяют ее общественное значение». Но он видит и обратную связь: «В настоящее время уже вполне поняли всё значение естественных наук как твердой опоры философских воззрений, как средства для улучшения внешнего быта, без чего не может развиваться образованность».
А вот что пишет Менделеев применительно к конкретной науке, с которой была связана вся его жизнь: «Химия уже своим учением о самостоятельности химических элементов, очевидно, занимает серединное положение, оправдывающее тот интерес, который она представляет для философской мысли». Склонность Менделеева к философскому осмыслению обсуждаемых вопросов прослеживается из следующих слов: «Без определенного философского воззрения на науку… весьма трудно или даже невозможно составить... В учебнике...
Вся масса предлагаемых сведений должна связываться немногими ясными идеями; иначе не привыкнет ум учащихся к обобщениям... Чугаев тоже подметил эту черту педагогического творчества Менделеева: «Он умел быть философом в химии, в физике и в других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии. Он умел внести свет науки в задачи чисто практического характера и приблизить к жизни теорию, находя для нее возможность использования и различных приложений».
Менделеев учил глубине мышления и своих учеников: «Химик должен во всем сомневаться, пока не убедится всеми способами в верности своего мнения». Грум-Гржимайло 1864—1928 , слушая лекции Менделеева, восхищался его умением формировать у студентов химическое мышление. А лекции Менделеева были всегда глубокие, содержательные, яркие, убедительные, оригинальные, более обстоятельные, чем материал, данный в «Основах химии».
Читались они страстно и проникновенно. Комаров 1869—1945 назвал «творческим процессом, ибо на лекциях Менделеев часто просто думал вслух, решая близкие ему научные задачи». Счастливы были те, кому довелось прослушать полный курс теоретической химии в интерпретации и изложении Д.
Потребность этого ученого в постоянном поиске, постоянной работе мысли была сопряжена с его стремлением к полной научной самостоятельности, причем самостоятельность он любил во всем и приучал к ней своих лаборантов, студентов, детей. Своему сыну Ивану Дмитриевичу 1883—1936 уже в детстве предоставлял полную самостоятельность, давая возможность обращаться с химическими реактивами, электрической аппаратурой, что заставляло его изучать наблюдаемое по учебникам. Менделеев же только осуществлял общее руководство.
Не любил он втолковывать своим сотрудникам, что и как надо делать: чем объяснять, так проще самому сделать. Он требовал от сотрудников понятливости, самостоятельности и инициативы. В нешний облик Менделеева в различные периоды его жизни донесли до нас многочисленные фотографии, портреты и скульптуры.
Портреты Менделеева писали И. Репин, М. Врубель, И.
Крамской, Н. Длинные, ниспадающие до самих плеч серебристо-пушистые волосы, напоминающие львиную гриву, большая борода, высокий лоб, делающие голову Менделеева очень красивой и выразительной, сосредоточенно сдвинутые брови, густые ресницы, проникновенный взгляд синих, чистых и ясных глаз, могучая, широкоплечая, немного сутуловатая рослая фигура придавали внешнему облику Менделеева черты неповторимости, выразительности, сравнимые разве что с мифическими героями далекого прошлого. Яковлев , Гарибальди итальянский профессор Назини.
Портрет Д. Менделеева Обращал внимание на себя и его голос. Баритон — тембр его голоса, «звучный, приятный, металлический».
Выразительной была и его жестикуляция — внушительная, энергичная. Речь Менделеева не была гладкой, легкой. Начинал он всегда вяло, тяжело, запинался, делал паузы, подбирая нужные слова; его мысли опережали темп речи, в результате чего шло нагромождение фраз, грамматически не всегда правильных.
Чешихин 1866—1923. Но в его речи всегда была уверенность, убежденность, страсть, строгая аргументация — логикой, фактами, экспериментом, расчетами, плодами аналитической работы. По напору и глубине мысли, по богатству содержания, по способности увлечь и захватить аудиторию кто-то даже сказал, что на лекциях Менделеева стены потеют , по умению убедить и воодушевить слушателей, сделать их своими единомышленниками, по образности и меткости речи, по умению «вырубить сравнение» можно утверждать, что Менделеев был блестящим, хотя и своеобразным, оратором.
М енделеев и Россия. Эти два слова в сознании современников Менделеева были символами одного и того же. Россию Дмитрий Иванович любил беспредельно: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств».
Узнав, что на английском языке вышло очередное издание «Основ химии», он написал в предисловии к русскому изданию 1906 г. Менделеев верил в будущее России, призывал разрабатывать ее богатства — в научных трудах, исследуя экономику России, в статьях, лекциях. Переживал, что за границей мы закупаем костный клей, соду...
Хорошо зная русскую бюрократическую машину, он предсказывал, что пироколлодийный порох «так или иначе проникнет на Запад, и его ученые проведут этот совершеннейший порох в жизнь, прибавляя новую славу к своим именам, и заставят нас принять то, что делается теперь в самой России». Так оно и случилось. Дмитрий Иванович приложил много усилий к тому, чтобы отстоять приоритет русской науки в деле открытия периодического закона.
Широкая приложимость периодического закона, при отсутствии понимания его причины, — писал он, — есть один из указателей того, что он очень нов и глубоко проникает в природу химических явлений, и я, как русский, горжусь тем, что участвовал в его установлении». Он всячески защищал на различных уровнях власти идею о необходимости индустриализации сельского хозяйства. А как переживал и плакал Менделеев, когда в январе 1904 г.
Не о своем 70-летии думал Дмитрий Иванович, а о судьбе России. Капустина-Губкина 1855—1922 — племянница Менделеева. В Менделееве сочеталось два заметных начала — доброта и крутой нрав.
Вспыльчивость, вспышки возбуждения, граничащего с гневом, признавались всеми, кто его знал. Однако Дмитрий Иванович был отходчивым: покричит-покричит без зла! У Менделеева было на этот счет оправдание: «Ругайся себе направо-налево и будешь здоров.
Вот Владиславлев не умел ругаться, все держал в себе и скоро помер». Но есть один нюанс, на который обратил внимание его сын Иван: «Я не помню, чтобы он, горячий и часто несдержанный по отношению к взрослым и сильным человек, возвысил когда-нибудь на нас голос, сказал жесткое слово. Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал, но мы чувствовали, как он был огорчен всякой нашей слабостью — и это действовало сильнее уговоров и приказаний».
Менделеев всегда твердо стоял на своем, проводил свою линию, был последовательным и непреклонным в своих решениях. Он, например, был согласен с адмиралом С. Макаровым 1848—1904 на «Ермаке» «прорезать Северный полюс», но только по тому плану, который он предлагает.
Или такой характерный пример. Менделеев решил послать на Всемирную выставку в Париже всех служащих, механика и столяра, но получил отказ. На что Дмитрий Иванович спокойно сказал: «Подам в отставку, уйду.
Денег у них не прошу, посылаю за счет сбережений от личного состава. Распоряжаюсь деньгами я». И вот результат: командировали всех!
Просто знали решительность и твердую волю Менделеева. Независимость в суждениях, взглядах проявлялась и в том, что он не признавал рангов, чинов, что иных шокировало, а сановников возмущало. Он как-то сказал: «Я ведь не из этих, нынешних, которые мягко стелют».
Это неумение кривить душой проявлялось во всем. Он терпеть не мог, когда в его присутствии о ком-то говорили дурно или когда кичились своей «белой костью». Однажды один из студентов на экзамене представился так: «Князь В.
Реакция Менделеева была мгновенной: «На букву К я экзаменую завтра». Добрым советом, ходатайством, материально, он был всегда готов оказать помощь людям еще раз подчеркнем: Менделеев был человеком влиятельным! Зачастую инициатива шла прямо от него.
А это требовало и времени, и душевного беспокойства, и средств, а то и просто мужества. Его просьбы, как правило, имели успех. Младшим служащим установил обязательную прибавку к жалованью по случаю рождения ребенка, обеспечил их бесплатным помещением с отоплением и освещением , добился ассигнования на строительство квартир для служащих Главной палаты мер и весов.
Менделеев ознакомился с результатами переписи, осмыслил их и изложил собственные соображения и рекомендации по дальнейшему развитию страны. Что делает Менделеев? Менделеев использовал для своего прогноза модель экспоненциального роста Мальтуса, которая даже для животных популяций работает только в очень ограниченных условиях - пока в наличие много пищи, территории и других ресурсов. Для моделирования человеческой популяции модель Мальтуса неприменима.
Конечно, нет. Уже только из этого факта следует, что скорость роста не может быть неизменной константой. В России после отмены крепостного права в 1861 году произошел демографический взрыв, который привел к началу 90-х годов 19 века к острой нехватке земли на одного едока в европейской части страны, особенно острым положение стало к началу 20 века, голодоморы шли один за другим. В начале ХХ века в России голодными были: 1901-1902, 1905-1908 и 1911; 1912 годы.
В 1905; 1908. На грани смерти находилось 32 млн. Умерло от голода 1. По различным оценкам в 1901-1912 гг.
В 1911 году ввиду голода в России царем было принято решение закупать зерно за рубежом. Импортировать зерно в Россию. Дальше бы стало только хуже. Сытые года с очень высоким урожаем, как 1913, стали бы исключением, а значит в итоге население не только перестало расти, но и начало сокращаться, так всегда бывает в природе, когда популяция животных чересчур разрастается, что ей перестает хватать пропитания.
И Менделеев это отчетливо понимал, у него есть расчеты в данной книге, что так и будет, что надел земли на одного едока в России уменьшится до десятины. Его книга "Познание России" прежде всего обращена к чиновникам и к широкой общественности, что России нужны срочные реформы, что перенаселение страны грозит острой нехваткой еды и социальными катаклизмами. То, чего опасался Менделеев в итоге и произошло. Обе революции 1917 года были прежде всего крестьянскими и вызваны невыносимой бедностью жителей деревни.
Расчеты о будущей численности населения России, сделанные в начале 20 века на 100 лет вперед, - это не научные прогнозы Дмитрия Ивановича , предназначенные для ученых демографов, а социологические прикидки на глазок, чтобы заставить чиновников шевелиться перед угрозой социального взрыва.
Ко времени рождения Дмитрия в семье Менделеевых из детей оставались в живых два брата и пять сестёр. В то время в Тобольске пребывали ссыльные декабристы, с которыми тесно общалась семья Менделеевых. Так, сестра Дмитрия Ольга вышла замуж Н. Басаргина , а после смерти отца большую помощь семье Менделеевых оказывал И. В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил Тобольскую классическую гимназию, директором которой был поэт и писатель Пётр Павлович Ершов. В 1850—1855 годах Дмитрий Иванович обучался в Главном педагогическом институте и закончил его с отличием в звании старшего учителя. Во время учёбы опубликовал статью «Об изоморфизме». В 1856 году Менделеев защитил диссертацию на тему «Об удельных объёмах». Став приват-доцентом Петербургского университета, с 1857 года читал курс органической химии.
В 1867 году Дмитрий Иванович был назначен заведующим кафедрой химии Петербургского университета. В 1869 году Менделеев создал периодическую систему химических элементов, ставшую впоследствии основой атомно-молекулярного учения.
Здесь жила его двоюродная сестра Елизавета Тимофеевна Георгиевская. Летом 1854 года он вновь приехал в эти края. Здесь он собирал гербарий, часть которого даже сохранилась до настоящего времени. Связан с тверской землей и еще один любопытный эпизод в жизни Менделеева. В 1867 году он совершил из своего имения Боблово, которое располагалось рядом с Клином, полет на воздушном шаре, для того чтобы наблюдать солнечное затмение. Сначала решено было поднимать шар из Твери, однако затем все-таки выбрали окрестности Клина. Дмитрий Иванович Менделеев провел в воздухе почти три часа, пролетел около ста километров и приземлился в деревне Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. На тверской земле, в Удомле, с 1988 года проходят Менделеевские праздники.
Думаю, в этот юбилейный для Менделеева год они станут заметной вехой в жизни Тверской области. Интересные факты из жизни Дмитрий Менделеева Дмитрий Менделеев принимал у Петра Столыпина экзамен по химии и поставил «пять».
Краткая биография Дмитрия Ивановича Менделеева
Открытие критической температуры кипения жидкостей. Создание пикнометра, определяющего плотность жидкости. Создание аэростата. За огромный вклад в науку ученый получил более ста различных наград и наименований. Многие российские общества и университета, а также зарубежные, избрали его почетным членом. Менделеев был выдвинут на Нобелевскую премию трижды. Все разы — по инициативе зарубежных коллег.
В 1907-м её почти присудили, но в начале года великий ученый ушел из жизни. До сих пор регулярно проводятся Менделеевские съезды — научные форумы по вопросам химии. Они проводятся с 1907 года, хотя в истории были и перерывы. Крупнейшим стал московский съезд 2007 года, когда было прочтено более двух тысяч докладов. В память об ученом И при жизни, и после смерти имя Менделеева пользовалось славой одного из самых великих ученых России. За вклад в науку и общественную деятельность в память о нем: В Клине открыл дом-музей, посвященный жизни и работам ученого.
В Санкт-Петербурге установлено три памятника, в Москве — четыре, а также в Томске, Тобольске, Черкесске и других российских городах.
В те годы он работал над молекулярной механикой. В 1859 году ему удалось сконструировать пикнометр — прибор, позволяющий определять, какая плотность у жидкости. В 1860 году он открыл такое явление как «критическая температура». Вернувшись в Россию, Менделеев понимает, что у его учеников попросту нет хороших учебников, поэтому садится за написание такового. И в том же 1861 году издаёт свою «Органическую химию», за которую его удостаивают Демидовской премии. Этот труд сразу же начали переводить на другие языки. При жизни учёного книга переиздавалась только в России восемь раз, и пять — за рубежом.
Уже после выхода книги Менделеев продолжал развивать свою теорию о том, что у каждого химического элемента есть своё место в таблице, в зависимости от того, как сопоставляются его свойства со свойствами других элементов. Поэтому он внёс некоторые поправки в таблицу — изменил атомные массы девяти элементов. Воздухоплаватель, металлург и экономист В 1874 году он разработал уравнение состояния идеального газа, за 40 лет до этого основы этого закона начал изучать другой учёный — Клапейрон. Сейчас это уравнение носит имя обоих химиков. В 1875 году создал удивительный на то время механизм — стратостат, который можно было использовать для полёта в нижние слои атмосферы. Через три года, в Париже, сам Менделеев поднялся на похожем агрегате — аэростате французского учёного Анри Жиффара. В 1887 году он в одиночку поднялся на воздушном шаре на высоту несколько сот метров, чтобы понаблюдать за солнечным затмением. Наблюдение за солнечной короной, по его мнению, должно было бы ответить на вопрос о том, как появился наш мир.
А этой темой он увлекался уже давно. За этот полёт Менделеев получил медаль от французской Академии аэростатической метеорологии. В 1890 Менделееву пришлось уйти их университета — будучи всегда на стороне студентов, он принёс от их имени петицию министру образования. Тот её не принял, а Менделееву пришлось покинуть преподавательскую должность. Следующие два года он помогает в разработке бездымного пороха. В 1891 году был соавтором «Таможенного тарифа» в Российской империи.
Открытие Менделеевым периодического закона датируется 1 марта 1869 г.
Оно явилось результатом долголетних поисков. Он составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно. Но после открытия предсказанных им элементов галлий, германий, скандий , периодический закон стал получать признание. Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области. В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества.
В конце 1870-х гг. Во втором браке у Д. Менделеева родилось четверо детей. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. С 1876 г. Дмитрий Менделеев - член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г.
Учёный умер от воспаления лёгких 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге.
Его похоронили на Волковском кладбище на Литературных мостках. Интересные факты Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, а также изготовлять чемоданы. В Петербурге и в Москве его знали как лучшего в России чемоданных дел мастера. Менделеев придумал использовать трубопровод для перекачки нефти. На самом деле Менделеев не первый, кто создал периодическую таблицу элементов, и не первый, кто предположил периодичность химических свойств элементов. Достижением Менделеева было определение периодичности и на её основе составление таблицы элементов. Учёный оставил пустые клетки для ещё не открытых элементов.
Именем Менделеева назван химический элемент — менделевий. Полученный искусственно в 1955 году, элемент был назван в честь химика. Менделеев любил музыку. Друзья даже прозвали его «Леонорой» за то, что он часто напевал увертюру из оперы Бетховена «Леонора». В 90-х годах 19 века Д. Менделеев был избран членом Совета Академии художеств в Петербурге. Он любил живопись, даже публиковал рецензии на картины.
В 1894 г. Докторскую степень в Кембридже и Оксфорде дают как исключение — это университеты противоположных направлений. Получивший докторскую степень в Кембридже, не получает ее в Оксфорде, и наоборот. Менделеев получил обе. Менделеев первый русский ученный, получивший докторскую степень в Кембридже.
Дмитрий Менделеев – создатель периодической системы
У изобретателя периодической системы химических элементов Дмитрия Менделеева обнаружились глубокие тверские корни. российский химик, один из создателей периодической системы химических элементов, экономист и исследователь. Спросите любого школьника, кто является величайшим русским ученым за все время и с высокой долей вероятности он вам назовет имена Менделеева, Ломоносова и Ци. Детство Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске 27 января (8 февраля) 1834 года в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. А на стене висело генеалогическое древо рода Менделеевых.
От ледоколов до периодической системы: Главархив — о достижениях Дмитрия Менделеева
Менделеев получил мировое признание ещё при жизни. Научный авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева был огромен. Список его титулов и званий включает более 100 наименований. Именем учёного названы химический элемент, кратер на Луне, астероид и большое количество географических объектов во всём мире. В память о нём установлены памятники в Москве, Петербурге, Тобольске и прочих городах. Его именем названы населённые пункты и учебные заведения. С 1941 года проводятся ежегодные Всероссийские Менделеевские чтения — ежегодные доклады ведущих учёных по темам, затрагивающим все области химии и смежных с нею наук: физики, биологии и биохимии.
Менделеев Д. Деревнина Н. Фигуровский Н. Дмитрий Иванович Менделеев 1834—1907 : биография и главнейшие направления научной, педагогической и общественной деятельности.
Супруга Физа, нареченное имя была старше его на 6 лет.
В этом браке родились три ребёнка: дочь Мария 1863 — она умерла в младенчестве, сын Володя 1865—1898 и дочь Ольга 1868—1950. Во втором браке у Д. Менделеева родилось четверо детей: Любовь, Иван и близнецы - Мария и Василий. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. Наша работа посвящена жизни и деятельности гениального русского химика, физика и натуралиста — Д.
На примере жизни и деятельности выдающегося ученого нам представляется возможным изучить, что помогло ему стать выдающимся ученым. Гипотеза: родители в большей степени влияют на будущее своего ребенка. Ученые считают, что характер формируется под влиянием трёх условий: наследственности природные свойства, задатки , общественной среды окружения, воздействия других людей и самовоспитания. Все три фактора важны для формирования характера, все они могут сильно влиять на формирование умения целенаправленно и разумно найти полезное для себя дело, и стремится достичь в этом многого. Я хочу на примере жизни и деятельности Менделеева рассмотреть влияние некоторых факторов природные свойства и окружение.
Самое главное, как я считаю для детей - это родители, семья. Они помогают нам вырасти умными, смелыми, талантливыми, пытливыми. Дед Дмитрия Ивановича по отцовской линии, Павел Максимович Соколов 1751-1808 , был священником села Тихомандрицы Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, носил фамилию Соколов; фамилию "Менделеев" получил, по обычаям того времени, в виде прозвища от соседних помещиков Менделеевых. Священник человек образованный. Иван Павлович Менделеев — отец Д.
Окончив в 1804 году духовное училище, отец Дмитрия Ивановича Иван Павлович Менделеев поступил на филологическое отделение Главного педагогического института. Окончив его в числе лучших студентов в 1807 году, Иван Павлович был определён «учителем философии, изящных искусств и политической экономии» в Тобольск, где в 1809 году женился на Марии Дмитриевне Корнильевой. В декабре 1818 года он был назначен директором училищ Тамбовской губернии. С лета 1823-го по ноябрь 1827-го года семья Менделеевых жила в Саратове, а в дальнейшем — возвратилась в Тобольск, где Иван Павлович получил место директора Тобольской классической гимназии. В год рождения Дмитрия, его отец Иван Павлович ослеп, что вынудило его выйти на пенсию.
Для удаления катаракты он в сопровождении дочери Екатерины отправился в Москву, где в результате удачной операции доктора Брассе ему было возвращено зрение. Но вернуться к прежней работе он уже не мог, и семья жила на его небольшую пенсию. Мать Д. Менделеева происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников. Эта умная и энергичная женщина сыграла особую роль в жизни семьи.
Не имея никакого образования, она прошла самостоятельно курс гимназии со своими братьями.
Отдыхаешь душой…» А по возвращении — снова за работу. Высоко оценила учебник научная общественность. Прославленный химик-органик Н. Зинин впоследствии академик, первый президент Русского химического общества предрек славу детищу младшего своего коллеги: «В год все разойдется». И был прав: спустя всего год вышло второе издание учебника, автор его был удостоен весьма авторитетной Демидовской премии, на которую и отправился в свадебное путешествие по Европе. Избранницей двадцативосьмилетнего ученого стала Феозва Никитична Лещёва, уроженка Тобольска, падчерица П.
В этом браке у Дмитрия Ивановича было трое детей: дочь Мария, умершая во младенчестве, сын Владимир и дочь Ольга. Через всю свою жизнь пронес Дмитрий Иванович удивительно светлую любовь к детям. В 1865 году Менделеев купил имение Боблово в Клинском уезде Московской губернии. Отныне здесь каждое лето отдыхала вся его семья, здесь он смог заниматься агрохимией, которой очень увлекся. В 1867 году Дмитрий Иванович стал заведовать кафедрой общей и неорганической химии физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Вскоре ему предоставили долгожданную квартиру при университете. Все в его жизни складывалось вроде бы как нельзя более удачно.
А в один из дней наскоро, в один присест, составил таблицу и под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» отправил ее в типографию, в набор. Так 17 февраля 1869 года был открыт Периодический закон, гласящий: свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. Отпечатанную таблицу Менделеев разослал многим коллегам в России и за рубежом. Не все сразу поняли и приняли открытие Менделеева. Так, химик Роберт Бунзен из Германии, которому принадлежит открытие двух новых щелочных элементов — рубидия и цезия, — а также изобретение гигрометра, считал, что Менделеев увлекает химиков «в надуманный мир чистых абстракций». Точно вторя немецкому коллеге, Н. Зинин заявил, что Менделеев понапрасну тратит время, занимается чем-то пустячным.
Но очень скоро Николай Николаевич в корне изменил свое мнение и направил коллеге приветственное письмо: «Очень, очень хорошо, премного отличных сближений, даже весело читать, дай Бог Вам удачи в опытном подтверждении Ваших выводов. Искренне Вам преданный и глубоко Вас уважающий Н. Самое важное в открытии Периодического закона — возможность предсказывать существование еще не открытых химических элементов. В 1875 году французский химик Поль Эмиль Лекок де Буабодран в минерале вюртците сульфиде цинка открыл предсказанный Менделеевым экаалюминий и назвал его в честь своей Родины галлием от латинского Галлия — Франция. В 1905 году сам Дмитрий Иванович с гордостью напишет: «По-видимому, Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя как русского меня хотели затереть, особенно немцы». В 1869—1871 годах выходят в свет «Основы химии» в пяти частях Д. Менделеева — первое стройное изложение курса неорганической химии.
Книга эта получила чрезвычайно высокую оценку в России и за рубежом; по словам академика А. До конца своих дней Дмитрий Иванович продолжал совершенствовать эту книгу, выдержавшую при его жизни восемь изданий. Выдающийся популяризатор научных знаний и блистательный педагог, любимец университетского студенчества, умевший, по словам современника, «захватывать аудиторию и властвовать над нею», Менделеев неустанно доказывал, что «наука бесконечна, в ней являются с каждым днем новые и новые задачи, и университетское образование должно стараться возбудить желание внести свою лепту в сокровищницу науки». Совершенствованию образования в России посвящена «Заметка по вопросу о преобразовании гимназий», главная мысль которых — необходимость большего внимания к преподаванию естествознания и русского языка вот бы сегодня не забывать об этом! Спустя три десятилетия великий ученый вернется к волновавшей его теме в своих «Заметках о народном просвещении в России». В 1876 году, принимая во внимание огромный вклад профессора Менделеева в отечественную науку, его избирают членом-корреспондентом Академии наук. Тот год стал по-своему знаменательным в жизни Дмитрия Ивановича.
Много наслышанный об этой преуспевающей стране, Менделеев тем не менее не преминул отметить: «Новая заря не видна по ту сторону океана». Главенствующую роль в судьбах человечества он неизменно отводил славянству. Вскоре ученый совершил еще несколько путешествий для ознакомления с нефтяным делом, теперь уже на Кавказ, в район бакинских промыслов. Итогом всех этих поездок стала книга «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвании и на Кавказе», увидевшая свет в 1877 году. Удивительно актуальны мысли Менделеева и в наши дни, в XXI веке. И провидчески обращался к нефтяным воротилам: «Господа московские и всякие иные русские капиталисты! Пустите ли вы французов, немцев, шведов, англичан и американцев эксплуатировать и это русское богатство и нажить на нем хороший барыш или сами догадаетесь взять его, когда вновь вам указывает на большое наживное дело тот, кто давно следит за судьбой русской нефтяной промышленности и ничего больше не хочет, как того, чтобы она развивалась до тех размеров, какие соответствуют природным запасам страны?
Покажите миру хоть на этом деле, что можете сами справиться со своим богатством, когда дана вам широкая, разумная свобода и есть русский пример. Вам, господа русские капиталисты, предстоит осветить и смазать Россию и Европу, разделить эту службу с Америкой да по пути превратить четырехкопеечный продукт в пятирублевый, отчего пристанет кое-что и к вашим рукам, и к рукам тысяч рабочих, которые потребуются для того, чтобы поворотить эти миллионы пудов, втуне лежащие под землей». Инициаторами медиумических сеансов стали президент Русского общества экспериментальной психологии Н. Вагнер, издатель, публицист и переводчик А. Аксаков и химик академик А. Менделеев выступил с беспощадной критикой спиритического одурманивания людей. По его инициативе в Санкт-Петербурге была создана специальная комиссия Русского физического общества для разоблачения антинаучной сущности спиритизма и противодействия его распространению в России.
Дмитрий Иванович очень быстро понял, что спириты прикрывают оккультную сущность своего движения псевдонаучными рассуждениями, и легко доказал, что они, спириты, лишь пытаются помирить «сказку с наукой». Менделеев выступает с публичными лекциями против спиритизма, знакомится с Достоевским и беседует с ним о медиумизме. Высказывания Менделеева не сходят с газетных полос, имя выдающегося ученого становится широко известно среди самых разных слоев населения. Тем не менее в декабре 1880 года, когда проходили выборы в Академию наук, Менделеев был забаллотирован: за проголосовали девять академиков, против — десять. Особенно цинично высказался секретарь академии К. Веселовский: «Мы не хотим университетских. Если они и лучше нас, нам все-таки их не нужно».
Отчасти это произошло потому, что Менделеев не раз высказывался о необходимости реорганизовать Академию. Для того чтобы поучиться у них столь живому предмету, как химические знания, они вследствие того не только читали, не только рассказывали сущность науки, они не только делали для химии сами то, что делали пришельцы, возбуждавшие интерес, сами знавшие на самом деле науку и ее разработавшие, нет, они умели главное внимание обращать на то, чтобы внушить своим слушателям стремление к необходимости дальнейшего развития науки при помощи своих родных сил, и оттого родили хотя и слабые средствами, но сильные начинанием хорошие первые лаборатории, откуда вышли самостоятельные, в России научившиеся и в России действовавшие первые русские химики». И подчеркивал: «Издания Академии, конечно, должны быть на русском языке, потому что цель Академии есть, конечно, развитие самой науки, но по преимуществу в России и по преимуществу для России, и, следовательно, на коренном языке страны». Все ли, о чем радел Менделеев, решено в сегодняшней нашей действительности?.. Трудным, переломным стал в личной жизни Менделеева 1881 год: был расторгнут его брак с Феозвой Никитичной. Как ни горько это говорить, жена не понимала великого человека, его подвижничества, требовала все большего внимания к себе, не осознав за девятнадцать лет совместной жизни, что призвание его — общественное служение. Видимо, не без влияния Анны Ивановны Менделеев начинает интересоваться миром искусства, собирает коллекции картин и репродукций, готовит небольшие публикации о тех или иных проявлениях художественной жизни.
В 1894 году он избирается действительным членом Императорской Академии художеств. Среди его друзей — замечательные русские художники И. Шишкин, А. Куинджи, Н. Крамской, М. Врубель, И. Репин пишут его портреты.
Да это и понятно: столь своеобразен, ни на кого не похож был облик Дмитрия Ивановича Менделеева. Вот свидетельство М.
Оставил наследие в физике , химии , химической технологии, метрологии , воздухоплавании , метеорологии , в сельском хозяйстве , судостроении , экономике , просвещении : Периодический закон химических элементов , включающая 105 элементов. Предложил оригинальный способ функционирования разделения нефти. Изобрёл один из видов безымянного пороха.
Дмитрий Иванович Менделеев был не только великим учёным, но и выдающимся деятелем народного просвещения. Преподаватель доцент, профессор Петербургского университета, Технологического института, Бестужевских курсов, настоящим учителем студентов. В своих лекциях Менделеев приводил примеры не только из химии , но и физики , астрономии , биологии , геологии , ссылался на опыт применения химии в промышленности. Был патриотом России , призывал осваивать природные богатства Родины , поднимать её благосостояние и независимость. Прививал у студентов умения наблюдать и думать [7].
Значительное число трудов посвятил улучшению народного просвещения в России. В книге «Заветные мысли» 1905 две главы посвящены высшему образованию, подготовке учителей в России. Не менее восьми раз публиковал свои работы в журнале «Народное образование», чем редакторы очень гордились. При этом большая часть написанного Менделеевым содержала резкую и справедливую критику руководства Народного просвещения, в связи с чем много работ Менделеева не были опубликованы. Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества, ничтожность, ненужность и вред того гимназического образования, которое душило нас в течение долгих лет нашего детства и юношества.
На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый, чудный мир, и в переполненной аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого. Вернадский, ученик Д. Менделеева Д. Менделеев обладал гениальной научной интуицией, колоссальным запасом знаний , что помогло ему создать совершенную систему элементов, которая станет ключом к разгадкам внутренней механики атомов. Его открытие способствовало развитию всех естественных наук, формировании научного мировоззрения будущих исследователей [7].
Признание и память Именем учёного названы химический элемент менделевий [9] , кратер на Луне , астероид и большое количество географических объектов в России и мире. Прошедший в Москве в 2007 году последний XVIII съезд, посвящённый 100-летию самого этого мероприятия, был «рекордным» — 3850 участников из России, семи стран СНГ и семнадцати государств дальнего зарубежья. Наибольшим за всю историю мероприятия было число докладов — 2173. На заседаниях выступило 440 человек. Авторов, с учётом соавторов-докладчиков, было более 13 500 человек.
Менделеевские чтения Диплом чтеца Менделеева, 1977 В 1940 году менделеевские чтения были учреждены правлением Всесоюзного химического общества ВХО им.
Дмитрий Иванович Менделеев – талантливый человек талантлив во всем
Авторов, с учётом соавторов-докладчиков, было более 13 500 человек. Менделеевские чтения Диплом чтеца Менделеева, 1977 В 1940 году менделеевские чтения были учреждены правлением Всесоюзного химического общества ВХО им. Менделеева и стали проводиться ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук: физиков, биологов и биохимиков. Менделеевские чтения проходят с 1941 года в Ленинградском, ныне — Санкт-Петербургском государственном университете, в Большой химической аудитории химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в дни близкие ко дню рождения Д. Менделеева и к дате рассылки им сообщения об открытии периодического закона. Не проводились в годы Великой Отечественной войны. Возобновлены в 1947 году Ленинградским отделением Всесоюзного химического общества и Ленинградским университетом к годовщине 40-летия со дня смерти Д. В 1953 году — отменены. В 1968 году в связи со столетием открытия Д.
Менделеевым периодического закона прошло три чтения: одно — в марте и два — в октябре. Единственные критерии при выступлении: выдающийся вклад в науку и учёная степень доктора наук. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии. Нобелевская эпопея Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905 , 1906 и 1907 годах. Статус премии подразумевал ценз: давность открытия — не более 30 лет. Но фундаментальное значение периодического закона получило подтверждение именно в начале XX века, с открытием инертных газов. В 1905 году кандидатура Д. Менделеева оказалась в «малом списке» с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом.
В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д. Менделееву премию, но Шведская королевская академия наук отказалась утвердить это решение, в чём сыграло решающую роль влияние С. Аррениуса, лауреата 1903 года за теорию электролитической диссоциации, так как существовало заблуждение о неприятии этой теории Д. Менделеевым; лауреатом стал французский учёный А. Муассан за открытие фтора. В 1907 году было предложено «поделить» премию между итальянцем С.
Менделеев окончил институт с золотой медалью и был назначен старшим учителем гимназии в Симферополь, но из-за начавшейся Крымской войны перевёлся в Одессу, где работал учителем в Ришельевском лицее. В 1856 г. Менделеев защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию, в 1857 г.
В 1859-1861 гг. Менделеев находился в научной командировке в Германии, где работал в лаборатории Р. Бунзена и Г. Кирхгофа в Гейдельбергском университете. К этому периоду относится одно из важных открытий Менделеева — определение «температуры абсолютного кипения жидкостей», известной ныне под названием критической температуры. В 1860 г. Менделеев вместе с другими русскими химиками принимал участие в работе Международного конгресса химиков в Карлсруэ, на котором С. Канниццаро выступил со своей интерпретацией молекулярной теории А. Это выступление и дискуссия по поводу разграничения понятий атома, молекулы и эквивалента послужили важной предпосылкой к открытию периодического закона. Вернувшись в Россию в 1861 г.
В 1861 г. В 1864 г. Менделеев был избран профессором химии Петербургского технологического института.
Для удаления катаракты он в сопровождении дочери Екатерины отправился в Москву, где в результате удачной операции доктора Брассе ему было возвращено зрение. Но вернуться к прежней работе он уже не мог, и семья жила на его небольшую пенсию. Мать Д. Менделеева происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников. Эта умная и энергичная женщина сыграла особую роль в жизни семьи. Не имея никакого образования, она прошла самостоятельно курс гимназии со своими братьями.
Вследствие сложившегося из-за болезни Ивана Павловича стеснённого материального положения Менделеевы переехали в село Аремзянское, где находилась небольшая стекольная фабрика брата Марии Дмитриевны Василия Дмитриевича Корнильева, жившего в Москве. Менделеева получила право на управление фабрикой и после кончины И. Менделеева в 1847 году большая семья жила на средства, получаемые от неё. Дмитрий Иванович вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». Заметив особые способности младшего сына, она сумела найти в себе силы навсегда покинуть родную Сибирь, выехав из Тобольска, чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно и вести небольшой стеклянный завод, доставлявший вместе со скудной пенсией более чем скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Она умерла в 1850 году; Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память. Вот что пишет он в 1887 году, посвящая ее памяти свое сочинение "Исследование водных растворов по удельному весу".
Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать, и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Младший сын особенно обращал на себя ее внимание своими необыкновенными способностями; она решила сделать все возможное для того, чтобы облегчить развитие его природных дарований, поместив его сначала в тобольскую гимназию, затем в Главный Педагогический институт в Петербурге. Большое влияние на мировоззрение будущего учёного Менделеева оказал его дядюшка В. Корнильев, у него неоднократно и подолгу во время своего пребывания в Москве жили Менделеевы. Василий Дмитриевич был управляющим у князей Трубецких, и его дом на Покровке был часто посещаем многими представителями культурной среды, в числе которых на литературных вечерах или вовсе без всякого повода, запросто бывали литераторы, художники, учёные. Детство Д. Менделеева совпало со временем пребывания в Сибири ссыльных декабристов. Муравьёв, П.
Свистунов, М. Фонвизин жили в Тобольской губернии. Басаргина, и они долгое время жили в Ялуторовске рядом с И.
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева 1783-1847 , в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Из семнадцати детей восемь умерли ещё в младенчестве троим из них родители даже не успели дать имён , а одна из дочерей, Маша, умерла в возрасте 14 лет в середине 1820-х годов в Саратове от чахотки. История сохранила документ о рождении Дмитрия Менделеева — метрическую книгу духовной консистории за 1834 год, где на пожелтевшей странице в графе о родившихся по тобольской Богоявленской церкви записано: «27 января Тобольской гимназии директора — надворного советника Ивана Павловича Менделеева от законной его жены Марии Дмитриевны родился сын Дмитрий».
Дмитрий Иванович был женат дважды. Супруга Физа, нареченное имя была старше его на 6 лет. В этом браке родились три ребёнка: дочь Мария 1863 — она умерла в младенчестве, сын Володя 1865—1898 и дочь Ольга 1868—1950. Во втором браке у Д. Менделеева родилось четверо детей: Любовь, Иван и близнецы - Мария и Василий. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. Наша работа посвящена жизни и деятельности гениального русского химика, физика и натуралиста — Д.
На примере жизни и деятельности выдающегося ученого нам представляется возможным изучить, что помогло ему стать выдающимся ученым. Гипотеза: родители в большей степени влияют на будущее своего ребенка. Ученые считают, что характер формируется под влиянием трёх условий: наследственности природные свойства, задатки , общественной среды окружения, воздействия других людей и самовоспитания. Все три фактора важны для формирования характера, все они могут сильно влиять на формирование умения целенаправленно и разумно найти полезное для себя дело, и стремится достичь в этом многого. Я хочу на примере жизни и деятельности Менделеева рассмотреть влияние некоторых факторов природные свойства и окружение. Самое главное, как я считаю для детей - это родители, семья. Они помогают нам вырасти умными, смелыми, талантливыми, пытливыми.
Дед Дмитрия Ивановича по отцовской линии, Павел Максимович Соколов 1751-1808 , был священником села Тихомандрицы Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, носил фамилию Соколов; фамилию "Менделеев" получил, по обычаям того времени, в виде прозвища от соседних помещиков Менделеевых. Священник человек образованный. Иван Павлович Менделеев — отец Д. Окончив в 1804 году духовное училище, отец Дмитрия Ивановича Иван Павлович Менделеев поступил на филологическое отделение Главного педагогического института. Окончив его в числе лучших студентов в 1807 году, Иван Павлович был определён «учителем философии, изящных искусств и политической экономии» в Тобольск, где в 1809 году женился на Марии Дмитриевне Корнильевой. В декабре 1818 года он был назначен директором училищ Тамбовской губернии. С лета 1823-го по ноябрь 1827-го года семья Менделеевых жила в Саратове, а в дальнейшем — возвратилась в Тобольск, где Иван Павлович получил место директора Тобольской классической гимназии.
В год рождения Дмитрия, его отец Иван Павлович ослеп, что вынудило его выйти на пенсию. Для удаления катаракты он в сопровождении дочери Екатерины отправился в Москву, где в результате удачной операции доктора Брассе ему было возвращено зрение.