В субботу на третьей неделе Великого Поста с незапамятных времен выносится на середину церкви Крест, и вся следующая, четвертая неделя, называется Крестопоклонной.
Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная
Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя. DSC03791 7 апреля 2024 года — третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. 18 и 19 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения Крестопоклонной Недели Великого поста. Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Неделя Крестопоклонная: история, смысл, песнопения, цитаты (+видео, аудио)
Часть «крестов» селяне хранили до весенних посевов — их клали в сеялку к посевным семенам. В некоторых местах хозяйки в кресты что-либо запекали, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк — к печали, хлебные зёрна — к доброму урожаю, лучина — к смерти, чаинка — к нечаянной жизни, кусочек кирпича — к плохому жилью, овсяное зёрнышко — к благополучию, монета — к богатству. Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом. Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян [18]. На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе «переламывается» пост в переднем углу. Няни и бабушки, забавляя детей, садились в передний угол, за стол, и стучали под лавкой.
На всенощном бдении по уставу Церкви полиелей с чтением Евангелия совершался в алтаре храма. Затем под пение стихиры «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» совершалось поклонение Кресту. Вынося крест для поклонения, Церковь напоминает забывшим о предназначении поста, что путь Великого поста — это путь на Голгофу вместе со Христом на крест.
Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать Что такое Крестопоклонная неделя и зачем верующие поклоняются кресту 19 марта 2023, 06:30, ИА Амител Выскажись! Фото: armih. О том, что такое Крестопоклонная неделя и как её нужно проводить, читайте в нашем материале. В Крестопоклонную неделю в храмах во время службы поклоняются священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий якобы означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был. Поклоны — это дань уважения подвигу Христа. Есть ещё одно значение — нести свой крест, а значит, принять свою ношу.
В предыдущую неделю мы вспоминали Григория Паламу и разработанное им учение о Фаворском свете, о Божественных энергиях, об обожении человеческой души. Но как же достигается этот теозис, это преображение, какой путь ведет к нему? Вот именно об этом уже сегодняшнее чтение и название Недели. В центре внимания и в центре храма — Крест Христов! Всю третью седмицу мы молимся и размышляем о пути несения своего креста и распятии на нем человека с его страстями и похотями. То есть, из теоретической или созерцательно области мы переходим к максимальной практике. В этот день нам предлагается отрывок из восьмой главы Евангелия от Марка.
Крестопоклонная неделя Великого поста: история и традиции
Потому что в пятницу мы тоже вспоминаем непосредственно уже событие распятия Спасителя нашего на кресте. Борисова — А почему все-таки этот крест такой нарядно украшенный всегда? Ну казалось бы, все-таки пост, все наши мысли, по крайней мере мы стараемся, чтобы они были таковыми, такие сосредоточенные вроде как, не пестрые, а тут вдруг такая несвойственная вроде бы Великому посту, где все облачения черные, где свет притушен, и вдруг вот, пожалуйста, вам — клумба посреди церкви. Протоиерей Дионисий — Ну это наш с вами любимый разговор о том, что мы должны все время себя как бы вернуть к состоянию удивления, как будто мы еще ничего не знаем. И в отношении креста, мне кажется, это особенно важно.
Потому что крестов мы везде и всегда много — они из золота, они из серебра, у нас на шее и на храмах, блестят драгоценными камнями, выносятся священниками. Но тем не менее давайте вспомним, что это ни много ни мало как страшное, даже в какой-то степени, возможно, отвратительное для многих людей того времени орудие казни. То есть какие казни были в тот момент в истории? Для евреев это побивание камнями.
Ну груду камней изобразить — мало что скажет. Для римских граждан — усекновение мечом, но меч — в первую очередь это все-таки некое воинское оружие. Я думаю, что для того, чтобы понять, насколько это страшно и для человеческой природы просто неприемлемо, кажется, то что мы хотели бы избежать всеми силами и забыть об этом. Давайте представим, что мы поклоняемся виселице, или гильотине, или электрическому стулу.
На самом деле вот этот вопрос мне задала одна девочка — я понял, какой глубокий детский вопрос: батюшка, а если бы нашего Спасителя расстреляли из автомата, мы бы автомату поклонялись? Я был вынужден сказать, что да, но тут на самом деле давайте задумаемся именно об этом, о том, что изначально крест — это то, чего вот хочется отвернуться, избежать, даже есть какое-то отторжение внутреннее. И он тем не менее является нашей славой, он полностью как бы вот преображает нашу жизнь. Смерть уже не страшна, уже нет ничего, что даже орудие казни такой страшной не является для нас уже чем-то, что вызывает у нас страх и отторжение.
Потому что за пределами этой жизни и за пределами этой смерти начинается иная жизнь — жизнь райская, и отсюда эти райские цветы. То есть крест как орудие смерти становится орудием жизни — это райское древо, древо, которое испускает благоухающие цветы. Важно, что для нашей христианской жизни мы избавлены именно от страха. То, что изначально должно было вызывать у нас страх, на самом деле побеждается верой, побеждается тем, что Христос нас любит, и уже ничего поэтому нам не страшно.
Борисова — Я вот сейчас подумала, что почему не виселица и не автомат. Ну виселица — это спорный вопрос, для современников Христа это, собственно, и была виселица, по сути. Протоиерей Дионисий — Это именно так, да. Борисова — Но мне кажется, что Господь Сам выбрал.
Ну я имею в виду, что поскольку есть предопределение в Его земном пути именно такое. Ведь неслучайно очень много свидетельств в разные эпохи о знамении Креста в небе. Протоиерей Дионисий — Конечно. Борисова — Ну можете вы представить знамение кучи камней в небе?
Это как-то нелепо. Символичность креста, мне кажется, она предопределена просто промыслом Божиим. Протоиерей Дионисий — Да, конечно. То есть когда я до этого говорил о разных других казнях, это с известной долей условности, то есть просто ради того, чтобы мы пережили как бы другие варианты.
Но то, что крест спасительное орудие, действительно было и в Ветхом Завете предсказано — и когда евреи в пустыне скитались, и медный змий, который был на шесте повешен — та же самая идея. Страх перед смертью от жала змеи на самом деле, если смотреть на него бесстрашно, с упованием на будущее, то оно перестает быть смертельно опасным. Ну а самое главное, конечно, это то, что уже потом раскрыли нам апостолы и, в частности, в Апостольских Посланиях говорится о том, что крест — это высота и долгота, и глубина, и широта — то есть это все концы мироздания крестом охвачены. И как говорится в одном из текстов, что Христос на кресте нас обнял, раскрыл Свои объятия через распростертые руки на этой страшной казни.
Борисова — Поклонение Кресту ведь у нас, помимо Великого поста, вы уже напоминали нашим радиослушателям, происходит в праздник Воздвижения Креста Господня. В принципе, по чину церковному то же самое, а по смыслу, по сути? Ведь там тоже торжество, но, если мы здесь вспоминаем крестную смерть Спасителя, в которую вот-вот уже мы скоро погрузимся, в это созерцание ее на Страстной седмице, а там мы все-таки вспоминаем вот этот момент торжественного возвращения Креста, когда Патриарх его воздвигает, чтобы все могли видеть и поклониться. Вот, по сути, разница в том смысле, который мы этому поклонению придаем сегодня для себя, вот для нас как для верующих.
Протоиерей Дионисий — Ну действительно, сейчас наш путь идет к Пасхе. Мы в первую очередь хотели бы пройти вместе со Христом Его и путем страдания, и путем потом Воскресения. Потому что, как известно, если человек не прошел этот путь, не пережил его, не покаялся в подлинной степени, если он не совершил каких-то подвигов, для него Пасха пройдет просто как один из праздников, он не почувствует этой радости Воскресения и не совоскреснет со Христом. Поэтому сейчас вот этот вот акцент на Кресте — это как бы вот напоминание, как нечто, что нам дает возможность не потерять из вида то, к чему мы идем.
А ведь Страстная седмица и Пасха — это некий единый период, это, можно сказать, даже единый праздник, потому что без Креста невозможно Воскресение. И я на этом сегодня сконцентрировал наше внимание, когда мы говорили о том, что «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» — то есть мы идем-то к Воскресению, и именно от этого и наше поклонение Кресту — это путь к Пасхе. А праздник Воздвижения — это праздник торжества Церкви, это праздник того, что наконец Константин Великий издал указ о том, что христианство уже становится принимаемой религией, это стало религией господствующей. И как видимый знак того, что христианство почитается, были и построены главные святыни на месте страдания Христова Воскресения в Иерусалиме, храм святого Воскресения, в Вифлееме была построена базилика.
И, в частности, в рамках этих же мероприятий и было обретение Креста Господня, который лежал в поругании, в неизвестном месте, которое долгое время искали, но наконец его обрели, благодаря чуду воскресения умершего человека. Поэтому здесь как бы некие разные оттенки, хотя принципиально смысл все-таки где-то близкий. Борисова — Вы слушаете программу «Седмица». Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту.
Не переключайтесь. Борисова — Продолжаем программу «Седмица», в которой мы каждую субботу с помощью наших гостей стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Вот начинается у нас неделя, где, мне кажется, такое христианское доказательство гендерного равенства, скажем так, что все святые перед Богом равны, независимо от пола и возраста. Я имею в виду воспоминания о мученице Фотине, она же Светлана, римская, — 2 апреля.
Ну и о преподобной Вассе Псково-Печерской — 1 апреля. Это как раз тот самый символ гендерного равенства, на мой взгляд, по-христиански, по-православному. Но напомним сначала радиослушателям, кто такая была мученица Фотина. Собственно говоря, такая традиционная для первых веков христианства история, когда целая семья христиан пострадала — то есть при императоре Нероне сначала был выявлен «злостный» христианин сын Фотины, и за ним уже потянулась цепочка, потому что и три его брата, и мать с ее сестрами, все практически пришли к единому финалу, все пострадали от гонений императора Нерона.
Но мне вот всегда было интересно: мы, конечно, ужасаемся, читая жития мучеников первых веков, потому что там очень подробно, со вкусом описано, как их там страшным образом терзали. Возможно, когда жития эти писались писались они, как правило, ближе уже к средним векам , было актуально, по-видимому, нужно было такие жестокие картины показать тогдашним, уже в значительной степени обмирщившимся христианам, чтобы они вздрогнули и как-то прониклись. Но мне кажется, для нас это не самое значимое. А самое значимое, может...
Ну мы можем себе представить, сконструировать такую картину вот времена Нерона: там кожу сдирали без всякого христианства десятками на арене цирка, для того чтобы просто развлечение получить, там народ был такой присмотревшийся к этим ужасам, что его так сильно и не проймешь всякими пытками. А важно, мне кажется, другое — важно то, что происходило внутри у этих людей, и что для христиан мученичество было не столько мучением, сколько свидетельством. Почему нужно было так засвидетельствовать, что есть что-то, ради чего стоит умереть. Почему это, казалось бы, ведь вроде все были пускай язычниками, но назывались-то они религиозными людьми, почему же было это для них так важно, чтобы кто-то продемонстрировал, что за свою веру можно, не жалко отдать жизнь?
Протоиерей Дионисий — В этом и есть сила христианства, что люди проповедуют не только словами, но главное, своей жизнью. А что проповедуют? А проповедуют то, что есть ценности выше, чем это земная жизнь со всеми ее благами и жизнь сама по себе, что есть жизнь важнее жизни, которая начинается уже после смерти. И в этом смысле христиане уподоблялись Христу, Который пошел ради людей на смерть, но таким образом открыл Царствие Небесное.
Борисова — Ну, собственно, это то самое евангельское слово, о котором мы говорили, вспоминая воскресное чтение. Борисова — По сути дела, отвергнись себя, возьми крест свой. И кто захочет душу свою сохранить, тот ее потеряет, а кто ее потеряет ради Евангелия и Христа, тот обретет. Протоиерей Дионисий — Тот обретет.
И христиане, конечно же, эти слова Христа все время имели в виду, для них это была путеводная звезда, как, надеюсь, и для современных тоже христиан.
Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога. Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа.
Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог. Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания — несением креста… Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит». Седмица 4-я — Крестопоклонная: когда посещать храм Ну а что же дальше, после воскресного дня? Богослужения четвертой «средопостной» седмицы поста пойдут своим обычным чередом: великопостные службы понедельника, вторника, четверга; литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу.
Три поклонения Кресту Все дни до пятницы включительно древо лежит на аналое, ему можно поклониться в любое время — за службой или вне ее. Однако, трижды на седмице совершается особый чин поклонения Кресту. Это происходит в понедельник и среду — во время чтения Первого Часа; в пятницу — после Часов. Преполовение святой Четыредесятницы Это среда — ровно половина поста. Только в этот день поются особые песнопения, испрашивается Божие благословение на благополучное окончание Четыредесятницы. Так обращается Господь к каждому — и это не требование пострадать и умереть так, как Он. Наши немощи известны Христу лучше, чем нам самим, и Бог лишь просит нас нести крест личный — болезнь ли это, тесные материальные обстоятельства, сложная ли работа, иное ли что.
И, утешая, в конце пути обещает каждому «пришедшее в силе» Свое Царство, и вечную Пасху. По материалам сайта pravslov.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 16 Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица Твоего судьба моя изыдет, очи мои да видита правоты. Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию, искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.
Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока, в крове крилу Твоею покрыеши мя. От лица нечестивых острастших мя, врази мои душу мою одержаша. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я и запни им, избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея. Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим.
Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей. Псалом 24 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.
Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи. Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю.
Считалось, если доставался уголёк — к печали, хлебные зёрна — к доброму урожаю, лучина — к смерти, чаинка — к нечаянной жизни, кусочек кирпича — к плохому жилью, овсяное зёрнышко — к благополучию, монета — к богатству. Преполовение Великого поста часто понималось как его символический перелом.
Представление о переходном значении Средопостия нашло различное выражение в обрядах, магии и фольклоре восточных и западных славян [18]. На Руси говорили, что будто бы в среду на этой неделе «переламывается» пост в переднем углу. Няни и бабушки, забавляя детей, садились в передний угол, за стол, и стучали под лавкой. Они уверяли детей, будто этот стук происходит от «ломанья» поста. Говорили, что с этого дня щука разбивает хвостом лёд [19].
Третья неделя Великого поста Крестопоклонная.
Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, при пении «Святый Боже» Крест, украшенный зеленеющими цветами, знамениями жизни, выносится в среду верующих для поклонения и лобызания его. На Крестопоклонной неделе, празднуемой в самой середине Великого поста, церковь допускает некоторые послабления в пище. 19 марта 2023 года, в Неделю Крестопоклонную, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Никольском кафедральном соборе. Перевод: Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться исповедания. Домой Блог Новости Неделя Крестопоклонная. 18 и 19 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения Крестопоклонной Недели Великого поста.
19 марта 2023 года. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
В воскресенье, 7 апреля, церковь будет праздновать Неделю Крестопоклонную в церковном понимании Неделя — это воскресенье. В этот день все верующие поклоняются кресту Господню, на котором Он претерпел Свои страсти. В 2024 году торжество приходится на воскресенье. Другие факты В песнопениях третьей недели Великого поста появляется доминирующая тема, связанная с воскресным чтением древней иерусалимской традиции — притча о блудном сыне. В древнем Иерусалиме до XI века во второе воскресенье поста в качестве евангельского чтения литургии читали притчу о блудном сыне. Впоследствии библейские чтения были заменены на константинопольские, однако в песнопениях сохранились иерусалимские темы, так что 3-ю неделю можно назвать "седмицей о блудном сыне". Оно было установлено в древности, чтобы в середине поста поддержать духовные силы верующих. Это напоминание о том, что именно Крест является главным орудием спасения христиан, а также о том, что он — символ не только искупительной смерти Иисуса Христа, но и его воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Спасителем. Богослужения в третью неделю Великого поста Великий пост — совершенно особенный период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. С третьей седмицы Четыредесятницы церковь начинает особенно ободрять и укреплять тех, кто соблюдает пост.
В чтениях этой недели им приводятся примеры благочестивого подвижничества, самоотвержения и терпения. В среду и пятницу, как в среду и пятницу всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия преждеосвященных Даров. В субботу проходит поминовение усопших. Во время всенощной в воскресенье торжественно выносится украшенный цветами Животворящий Крест и трижды поется "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Это песнопение сопровождается совершением трех земных поклонов. После этого верующие подходят целовать крест. Вынос креста осуществляется для того, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа, а также укрепить постящихся в их маленьком духовном подвиге. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "Крестопоклонными". Верующие просят Господа о воздержании от пороков и об укреплении веры. В эти дни нужно уделять молитвам больше времени, чем обычно.
Нам не постичь глубину глубины смирения и чистоты Пресвятой Девы, избранной Богом из всего народа, из всего человечества! Традиция выпускать на Благовещение белых голубей восходит к народной традиции встречи весны. Как и многие другие, эта традиция «воцерковилась». Из Евангелия мы узнаем, что Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Из этого слияния народного обычая, крещенского образа Святого Духа и евангельских слов и появилась современная традиция. Пресвятая Богородица, спаси нас! С праздником, дорогие братья и сестры!
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
И это не пустые слова, мои дорогие. Они произнесены не для того, чтобы люди умилились или ужаснулись, — это прямое указание Господа всем нам. Что же тогда значит «отвергнуться»? Конечно, нужно продолжать питаться, дышать воздухом, одеваться, ведь если отвергнуться вообще всего, человек просто умрет. Но Господь не призывает нас к смерти. Не только о себе самом думать, не только самому себе служить, еще и создавая трудности для других людей. А что греха таить, иногда и беды им приносим, когда уж слишком себе угождаем, забывая о других. Так вот, Господь призывает нас по крайней мере осознать важность того, что означает «отвергнуться себя». Ведь это действительно Божественный призыв, а Бог не говорит ничего немудрого и ничего неисполнимого — Он учит нас высшей правде и смыслу человеческой жизни. А теперь давайте представим себе, что бы произошло, если бы не было таких, кто следует призыву Господа. А ведь таких очень много! Более того, есть те, кто даже не научен Евангелием и не знает этих слов, но и они отвергаются себя. А разве героизм, будь то трудовой героизм или, тем более, героизм на поле брани — это не отвержение себя, да еще какое, когда человек поднимается и идет в атаку навстречу смерти! Это абсолютное отвержение себя. И когда наступает некое пограничное состояние «могу — не могу», «способен — неспособен, уж слишком страшно», мы, христиане, должны вспоминать эти слова: Отвергнись себя и возьми крест свой. Ведь Господь не призывает нас к смерти. Он ведет нас к жизни, более того, к полноте жизни, то есть к счастью. Так, может быть, в этом отвержении себя и есть ключ к человеческому счастью?
Неделя Крестопоклонна
Третье воскресенье, 7 апреля, и следующая, четвертая, седмица Великого поста называются Крестопоклонными. Третье воскресенье Великого поста называется Неделей Крестопоклонной. Отсюда пошло название предстоящей недели – Крестопоклонная, т.е. неделя, в которую все верующие христиане призываются к особому почитанию Честного и Животворящего Креста Господня. Третье воскресенье Великого поста посвящено Животворящему Кресту Господню.
19 марта – Неделя Крестопоклонная
Кому нужна Его чистота и правда? Кому нужен Его свет?.. Мы могли бы тогда прислушаться к жизни и попробовать услышать не тот громкий гомон земной, который нас глушит, а те голоса, которые поднимаются в мольбе, в тоске, в радости, и отозваться на них. Мы могли бы спешить к Богу и к людям одновременно; и тогда мы были бы и с Ним, нося Его Крест, — потому что Его Крест — это Его любовь, готовая всем пожертвовать ради нас, — и могли бы следовать за Ним и в то же время забыть о себе, будучи поглощенными заботой о других: заботой не только нашей, а Христовой... Подумаем над этим и услышим Христа, говорящего нам: Будь Мной среди народа Моего, — и тогда легко будет, может быть, хоть на мгновение о себе забыть и вспомнить о ближнем вместе с Богом.
Третья неделя Великого поста Крестопоклонная. Позднюю Божественную литургию возглавил настоятель храма иерей Алексий Ишков. Накануне было совершено всенощное бдение с чином выноса креста, которое возглавил настоятель храма иерей Алексий Ишков.
С точки зрения исторической Литургики возникновение этого празднования имеет тот же мотив, что и память мученика Феодора Тирона в 1-ю субботу и памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской в 4-ю и 5-ю Недели поста и соответственно. Это — перенос праздников на субботние и воскресные дни. В константинопольском Месяцеслове существовал праздник перенесения частицы Древа Креста подножия из Апамеи в Константинополь, которое произошло в VI веке. По указанной выше причине этот праздник сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как праздники других Недель оформились позднее. Поскольку Неделя Крестопоклонная на довольно раннем этапе обрела свое богослужебное содержание, она в настоящее время является единственной среди первых пяти Недель Великого поста, служба которой проникнута единством содержания.
Крест свой может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут вослед Христу. Христос Спаситель наш "... Крест Христов стал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом. И сегодня у Креста Господня — благовествуемое Святое Евангелие и с Креста Господня — вид Божественного Страдальца возвещают нам для спасения нашего всесвятое заповедание: "... Други наши, восклонимся от земли, воззрим на Крест Христов, перед нами — пример полного и истинного самоотвержения. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. Нас же зовет Господь Спаситель отвергнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас. Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться всего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простираться до отвержения самой жизни, предания ее всецело воле Божией. Тебе все ведомо; сотвори со мной как изволишь. Свою житейскую правду мы должны признать пред Богом лютейшей неправдой, свой разум — совершеннейшим неразумием. Начинается самоотвержение борьбой с собой. И победа над собой — самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни. Борьба с собой, борьба с грехом всегда останется подвигом, а значит, будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба, рождает и другое, еще более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем подвижник все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим и болезненно переживать ее. А самоотвержение неминуемо продолжает требовать, чтобы мы во всей полноте начали жить для Бога, для людей, для ближних, чтобы мы сознательно и безропотно приняли и покорились всякой скорби, всякой душевной и телесной боли, чтобы приняли их как попущение Божие на пользу и спасение душ наших. Самоотвержение же становится частью нашего спасительного креста. И только самоотвержением можем поднять мы свой спасительный жизненный крест. Крест — орудие казни. На нем распинали преступников.
Четвертая седмица Великого Поста 2023. Крестопоклонная неделя
Кроме того, пекли также пироги в виде орудий труда земледельца — сохи, бороны, косы. Кроме того, воскресным днем малые дети ходили по домам, поздравляя родных, знакомых с «преполовением» поста краткими песенками, чем-то схожими с колядками. Тогда хозяева угощали ребят теми же сделанными из теста крестами. Ввиду того, что среда седмицы — это ровно середина поста, день этот считался особенным, когда «говение ломается» надвое — якобы треск от этого можно было накануне услышать в переднем углу дома. Особенности поста в этот период: существуют ли они?
Хотя речь идет о поклонении Кресту, воспоминании о Распятии, особой строгости поста на этот день нет. К тому же Церковь не благословляет строгий пост по воскресным дням. Поэтому можно вкушать пищу с растительным маслом. Русские крестьяне считали седмицу, следующую за Неделей крестопоклонной, временем особенно строгого воздержания.
Однако, Устав усиления его не предусматривает, замечая, впрочем, что во все дни седмицы отнюдь не благословляется вкушать по будним дням ни вино, ни елей. Однако, это обычный устав пощения. Видимо, замечание вызвано тем, что с древности некоторые христиане давали себе некоторые послабления последующие дни недели, так как открывающий ее воскресный день был праздником возвращения святыни. Высказывания святых отцов и современных проповедников о значении Крестопоклонной недели О Кресте как знамении помощи Божией говорит прп.
Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» Мк.
Крест Господень был возвращен в Иерусалим. С тех пор ежегодно праздновался день этого радостного события.
В тот период порядок великопостных церковных служб еще не был окончательно установлен и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, практиковался перенос праздников, которые прилучались на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста.
В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, таинство крещение которых было намечено на Пасху. Считалось верным начинать наставление в вере с поклонения Кресту Господню. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы Креста встречаются в некоторых ковчежцах. Богослужение в Крестопоклонную неделю.
Тропарь, кондак и канон На Утрени в Неделю крестопоклонную, после Великого славословия, священник выносит из алтаря Крест. При пении тропаря «Спаси22 гDи лю1ди своS…» Крест полагается на аналое в центре храма. После священнослужителей к аналою подходят попарно и все молящиеся, сперва мужского пола, затем женского, кланяются и лобызают Крест, а хор в это время поет особые стихеры, посвященные искупительным страданиям Христа Спасителя. Триодь постная, стихера в Неделю крестопоклонную Подобным образом поклонение Кресту Господню совершается еще два раза в году — в первый день Успенского поста 14 августа н. На Крестопоклонной седьмице, четвертой неделе Великого поста, при совершении ежедневной службы поклонение Кресту бывает также в понедельник, среду и пяток, особым чином во время чтения часов.
Тропарь, глас 1. Кондак, глас 7. Библиотека Русской веры Читать онлайн Народные традиции Крестопоклонной недели На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи. В крестах запекали или куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или, наконец, человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с одним из этих предметов, тот считался счастливым.
В среду же Крестопоклонной недели «ломается» пост, и маленькие дети ходили под окна поздравлять хозяев с окончанием первой половины поста. В некоторых местностях этот обычай поздравленья выражался в очень оригинальной форме: ребятишек-поздравителей сажали, как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами пели: «Здравствуйте, хозяин-красное солнышко, здравствуйте, хозяюшка-светлый месяц, здравствуйте, дети-яркие звездочки! Простодушных ребят-поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесенный испуг, им давали кресты из теста. Иконография Крестопоклонной недели По обыкновению на кресте изображается распятый Христос. Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста — доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» I.
I или надпись «Исус Христос». На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию, во время казни у самого креста. На иконе «Поклонение Кресту» изображается крест в окружении небесных сил. Поклонение Кресту. Двусторонняя выносная икона.
Оборот иконы — «Спас Нерукотворный». Новгород, вторая половина XII в. Утверждение креста перед Распятием Христовым. Около 1497? Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Старообрядческое киотное распятие с избранными праздниками Икона Распятие с предстоящими.
Новгород, XVI в.
Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками Быт. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки крестовидно простираемые и обращающее в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия: змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верою смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавший греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами Втор. Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» Ис. О, если бы мы, поклоняющиеся ему то есть Кресту , получили удел во Христе, Который был распят!
Крест Христов не только сосредотачивает в себе все главнейшие смыслы христианства, но и само начертание его наделено от Бога непостижимой силой. Эта сила опытно познается всяким христианином, любящим Крест, носящим его на груди, осеняющим себя крестным знамением. Без Креста нет Христа. Без любви ко Кресту, и хотя бы интуитивного понимания святости Креста нет и подлинного христианства. Любовь ко Кресту — это любовь ко Христу. Именно Крест — образец иконопочитания. Православные христиане поклоняются не кресту как предмету, а Распятому на нем Иисусу, освятившему Крест и сделавшему его духовным орудием.
Христианство немыслимо без Креста. Почитание икон и Креста — догмат Церкви, это означает, что непочитание оных — это не личное мнение или желание человека, а заблуждение, несовместимое с православной верой. Крест — главный символ Распятого Господа. Но что такое символ в христианском понимании? В древнегреческом языке «символ» означал соединение, а также средство, осуществляющее соединенность. Известный церковный деятель Русского зарубежья, протопресвитер Александр Шмеман 1921-1983 в своей книге «Великий пост» замечал, что во всех песнопениях этого воскресенья говориться о Кресте, но не о страданиях на нем, а о победе и радости. Некоторые песнопения прямо взяты из пасхальной службы.
Мы достигли середины Великого поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче»,- объясняет о. Александр Шмеман. Об этом жизнеутверждающем значении поклонения кресту говорится и в богослужебных текстах. Сам же Великий пост сравнивается в них с 40-летним пребыванием евреев в пустыне: «Как евреи Ветхий Израиль страдали тогда от жажды, а вода в Мерре месте их стоянки.
Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев подчеркивает: крест — это символ человеческого спасения, потому что за грехи всех людей на нем умер Христос. При этом Иисус умер « по писанию» - именно так, как писали и предсказывали об этом ветхозаветные пророки в священных книгах Но самое необычное в том, что Христос умирает в пространстве, которое представляет собой как бы «дворец дьявола»: в Библии небо считается принадлежностью Бога, а земля отдана Творцом «сынам человеческим». А Христос умирает на кресте, в пространстве между небом и землей — в понимании Его современников и первых христиан, именно «в поднебесной» обитают силы зла. Поэтому крест очень символичен», - добавляет о. Олег Стеняев. Святые отцы также сравнивают крест Христов с райским « древом жизни», чьи плоды даруют бессмертие, и называют его « новым живоносным древом». Потому — то православные и поклоняются Кресту как Христу, и обращаются к нему как к живому, что в Кресте обитает живая сила живого Бога.
Неделя Крестопоклонная: история, смысл, песнопения, цитаты (+видео, аудио)
Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане. © Все новости Новосибирской области. Такое действо совершается каждый Великий пост. Крестопоклонная неделя начнется с вечера субботы, когда в центр храма будет торжественно вынесен Животворящий Крест Господень. Третье воскресенье Великого поста — Неделя Крестопоклонная.