Новости картина демон сидящий врубель

«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Картину «Демон сидящий» приписывают к периоду модерна в творчестве Врубеля, ссылаясь на декоративность элементов, каменных цветов и неба, окружающих сидящего Демона.

13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. Идею Демона Врубель привезет в Москву, и уже там, в доме Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, напишет в 1890 году свое полотно «Демон сидящий». Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. «Демон сидящий» — это пришелец, сидящий на краю иной Вселенной, где цветут прекрасные и безжизненные кристаллические цветы. Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный. Просматривающиеся из главного зала большой рисунок «Голова Демона» (1890, ГТГ) и гипсовый бюст «Демон» (1894, ГРМ) раскрывают поразительные детали процесса подготовки и переосмысления картины «Демон (сидящий)» (1890, ГТГ). «Демон сидящий» — картина русского художника Михаила Врубеля. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Русский Ренессанс

  • Наши проекты
  • Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
  • Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
  • Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором
  • «Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890

Четыре демона Михаила Врубеля

Дервиз, В. Серов Наконец, Врубель любил женщин. Долгих и серьезных отношений он избегал, зато предпочитал волочиться за кафешантанными певичками и цирковыми актрисами. Но порой в душе живописца бушевали и серьезные страсти. Художник Константин Коровин вспоминал, как однажды летом на реке он увидел на груди Врубеля большие белые шрамы. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом: — Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Речь, конечно же, шла об Эмилии Праховой, его богине и кумире, которая была вовсе не восторге от настойчивого поклонника. Она еще терпела его ухаживания, когда шла работа над росписью собора, но едва Врубель получил расчет, как она решительно отказала ему от дома.

И Михаил едет в Одессу, в гости к приятелю, затем отправляется в путешествие по Италии — лечить сердечные раны и знакомиться с лучшими образцами итальянской живописи. И он снова и снова возвращается к образу падшего ангела, который, как говорил сам художник, «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе…» Еще цитата: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…» Что ж, так бывает: отворачиваясь от Христа, люди часто оказываются нос к носу с лжепророками и демонами, способными принимать самые пленительные и романтические образы. Собственно, и сам образ демона в мировой культуре стал следствием наваждения эпохи романтизма, когда люди, отворачиваясь от официальной и порядком наскучившей церкви, стали искать источник вдохновения в столкновении страстей и характеров. Ведь в библейских текстах практически нет наглядного описания сатаны — собственно, слово «сатана» означает всего лишь «противник». В Средневековье, изображая дьявола, художники стали наделять его исполинским телом уродливых пропорций, животными чертами, многорукостью — это была метафора всепроникающего зла. Но в начале XIX века образ сатаны — как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу и небесной монархии — становится почти положительным. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов, — и у Байрона, и у Гёте, и у Лермонтова, соблазнявших не одно поколение молодых душ. Например, не случайно в культовом советском романе «Молодая гвардия» приговоренные к смерти подпольщики читают наизусть лермонтовского «Демона» — как молитву нового мира.

Увы, слишком поздно многие обманутые люди понимали, что за всей этой пафосной мишурой на деле таится пустота и бездна. Там находилась собственная дизайн-студия миллионера Саввы Мамонтова, занятого разработкой русского народного стиля. Миллионер даже поселил художника в мастерской при своем особняке на Садовой-Спасской улице. Как утверждали некоторые современники, приглашение было сделано «не без внимания к его гувернерским навыкам». Впрочем, отношения с покровителем складываются далеко не безоблачно: супруга миллионера совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей». Поэтому Врубель довольно быстро переехал жить к новому заказчику — Алексею Морозову, выходцу из старинной купеческой семьи, который самым старательным образом вытравливал из себя какие бы то ни было следы русского и купеческого происхождения. Будь это возможно, он бы исправил и имя с отчеством: Алексей Викулович — разве это звучит по-европейски? Они с Врубелем словно нашли друг друга, и специально для эстетствующего миллионера Михаил Александрович взялся оформить кабинет хозяина особняка во Введенском переулке в «готическом» стиле — с иллюстрациями сцен «Фауста» Гёте.

Под крылом Морозова Врубель вновь вернулся к своим демонам — его в составе целой группы художников пригласили иллюстрировать юбилейный, к пятидесятилетию со дня гибели поэта, двухтомник сочинений Лермонтова. Оригинальное издание. Задумано было своего рода приношение мастеров изобразительного искусства гению поэзии. Каждый живописец мог выбрать наиболее близкие себе сюжеты, и Врубель взялся иллюстрировать «Демона» — поэму о соблазнении монахини скучающим посланцем преисподней. Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное — Люби меня!.. Иллюстрация М. Врубеля к поэме М. Лермонтова «Демон».

Тамара и Демон Одновременно с акварельными рисунками для книги он начал рисовать и огромное — метр на два — полотно «Демон сидящий», которое словно бы иллюстрировало лермонтовские строки: Как часто на вершине льдистой Один меж небом и землей Под кровом радуги огнистой Сидел он мрачный и немой… В письме к сестре Врубель пишет: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Крылатая фигура?!

Врубель добился такого эффекта, накладывая широкие плоские мазки.

Он печален, сидит со сцепленными руками, будто зажатый верхней и нижней границами картины, и с грустью смотрит вдаль. Вся его поза выражает одиночество — но в ней чувствуются мощь, сила, энергия. Демон летящий, 1899 3.

Демон поверженный, 1901—1902 4—6. Демон поверженный, эскизы, 1901 Спустя несколько лет после «Демона сидящего» Михаил Врубель вновь вернулся к этому образу. Так появились картины «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Непривычные по новизне формы даже Савве Мамонтову, готовому к самым бесстрашным по тому времени экспериментам, они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного, странного, декадента. Противоречия реальности, переживания из-за несовершенства мира окрашивали творчество мастера в тона грусти — любимы были меланхолические мотивы сумерек, заката, увядания. Эта тема пронизывает все творчество Врубеля 1880—1890-х от «Девочки на фоне персидского ковра» и «Демона сидящего » до «Царевны-Лебедь» , нашедшего подчас сложные метафорические решения.

В 1860-х годах при очередном поновлении стен храма под слоем штукатурки были открыты древние фрески, и новость об этом моментально достигла столицы. В Киев приехал профессор Прахов, который и начинал работы по расчистке старинных фресок. Там же, где восстановить старинную стенопись не представлялось более возможным а до наших дней дошло не более пятой части фресок , профессор Прахов предложил Врубелю заново сделать роспись в византийском стиле.

И Михаил принялся за дело, нарисовав несколько монументальных сцен, из которых выделяется знаменитая фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фреска "Сошествие Святаго Духа на апостолов" из Кирилловской церкви г. Киева Также он написал несколько икон для иконостаса, среди которых была и знаменитая «Богоматерь с младенцем». Лик Богородицы он списал с 32-летней супруги профессора Прахова — Эмилии Львовны, в которую он, как утверждали его друзья, был страстно влюблен. Следом поступил заказ и на роспись Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию Крещения Руси. Строительство этого храма, начавшееся в 1862 году, было настоящим «долгостроем» эпохи — работы растянулись почти на четверть века.

Когда же собор был достроен, все работы по стенописи отдали Виктору Васнецову. Сын священника, сам учившийся в духовной семинарии, Васнецов с огромным трепетом взялся за работу, которая вскоре стала для него делом всей жизни, путем постижения великого Божьего замысла. Но вот для Врубеля работа в соборе была чем-то иным. Именно тогда он и сделал свои первые наброски с изображениями падших ангелов, которых он предлагал изобразить во Владимирском соборе. Но Васнецов отверг эти наброски — уж слишком эти горделивые демоны были похожи на тех ангелов, которых за деньги писал Врубель. О чем же он думал в эти минуты, работая над образом Христа, но сердцем пребывая с «врагами небес»?

Возможно, он вспоминал древнюю фреску «Страшный суд», сохранившуюся в Кирилловской церкви. Эта картина и сегодня поражает воображение: грустный архангел с печальным и строгим лицом сворачивает небосвод в свиток. И все, никаких кошмарных пыток и казней, никаких змеев и рогатых чертей, пожирающих души грешников, ничего такого, чем так любят пугать наивную публику в храмах. Нет, просто небосвод стал больше не нужен Творцу, вот его и сворачивают, как старую декорацию, чтобы затем отправить в пыльные запасники. А вместе с ним в утиль отправятся и все мирские дела и царства, ставшие в один момент никому не нужными и бессмысленными, все наши надежды, страсти и мечты, представлявшиеся такими важными и значительными, но оказавшиеся суетными и абсолютно пустыми. Именно это полное обесценивание всего мирского и является тем Божьим судом, страшнее которого не может быть ничего… Как об этом узнал живописец XII века, современник крестовых походов, — уму непостижимо.

Но Врубель слишком любил этот мир, чтобы отвергнуть его, — даже ради Христа. Он любил жить с размахом. Порой жил впроголодь, но тратил последние деньги на парикмахера и портного, чтобы выглядеть настоящим лондонским денди. Мог купить самые дорогие духи и выпрашивать у друзей деньги на еду. Все, что он получал за свои работы, часто пропивал за один день — просто шел в самый дорогой ресторан и заказывал самые изысканные яства и вина. Он любил вкусно поесть.

В воспоминаниях Коровина есть характерный момент, повествующий о вечере в Абрамцеве, когда Врубель обедал с месье Таньоном, французом, бывшим ранее гувернером у Мамонтова. Стол с белоснежной скатертью, тарелки, вина, шабли во льду… Но что же это? Это не устрицы! Это из реки наши раковины, слизняки. Они не обратили на мой вопрос и на меня никакого внимания. Они оба так серьезно, деловито сели за стол, положили на колени салфетки, налили вина, выжали лимоны в раковины, посыпая перцем, глотали этих улиток, запивая шабли… — Ты этого никогда не поймешь, — обратился ко мне Врубель.

Вы все там — Репин, Серов и ты — просто каша. Нет у вас утонченности…» М.

«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890

Наваждение «Демоном» Через десять лет после создания «Демона сидящего» Врубель нарисовал еще одного, «Демона поверженного». Интересно, что именно после написания этой картины автор попал в психиатрическую лечебницу. Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. Описание картины «Демон сидящий». Начиная с 1890 года в творчестве Врубеля начинают появляться демоны. Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Среди ценителей искусства ходит множество историй о том, как знакомые их знакомых сошли с ума, потому что увидели Демона Врубеля. одно из самых загадочных произведений в мировой живописи.

Тайна картины Врубеля: украденная из ереванского музея картина нашлась в Москве

Опечаленный демон бросает свой задумчивый взор вдаль, его вид навеивает мысли об отчаянии, глубоком разочаровании и безысходности. Картина наполнена множеством противоречивых элементов — одухотворенный лик и мощное тело героя, расслабленная спина и напряженные, готовые разорвать оковы руки, сгущающаяся тьма и яркая мозаика солнечных бликов среди цветов. Картина написана в мрачном стиле, присущем этому художнику. Многие мазки сделаны при помощи мастихина — крошечного мастерка из металла, художественного шпателя. Использование данного инструмента помогло художнику добиться эффекта кристаллов, внеся в живописное полотно скульптурные элементы. Это позволило ему придать грани изображению и сделать живописное произведение похожим на каменное изваяние и мозаичный витраж. Эскиз картины «Демон сидящий» Как создавался «Демон сидящий»? Первого своего Демона, который, к сожалению, не сохранился, художник написал в Киеве в 1885 году.

В то время он занимался росписью Владимирского собора. Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов. Многие современники критиковали стенопись живописца. Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное. В это время к Михаилу Александровичу в гости приехал его отец, которого ужаснула не только бытовая неустроенность жившего в одиночестве сына, но и созданный им персонаж — «чувственный, агрессивный и отталкивающий». Отец Врубеля счел, что созданный Михаилом Демон напоминает своим внешним видом ужасную, грубую женщину.

Увидев реакцию отца и решив, что отзывы других людей будут аналогичными, Михаил Врубель уничтожил написанную им картину. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. Савва Мамонтов, хотя сначала и не разделял живописных пристрастий своего гостя, чувствовал, что тот наделен неординарным талантом. Во время работы над этой картиной художнику пришлось подклеивать и подшивать холст, чтобы увеличить его размеры, так как для изображения фигуры Демона ему понадобилось намного больше пространства, чем предполагалось перед написанием полотна. Фигура Демона заполняла собой все место на полотне, художник никак не мог разместить ее. Врубелю пришлось зажать героя между низом и верхом, после чего к нему пришло понимание того, что эта поза — то, что он искал.

Мрачный искуситель устремляет свой взгляд в неведомую даль... Голова Демона на фоне гор. Фото: соцсети Спустя почти десятилетие Врубель возвращается к демонической теме и создает «Демона летящего». На этот раз персонаж, изображенный на холсте, мрачен, его черты едва уловимы. Многие детали плохо прорисованы художником и замысел картины до конца не ясен. Картина наполнена движением - такое чувство, что вместе с демоном движутся и Кавказские горы, и снег, который укутал вершины горного хребта. Демон летящий. Михаил Врубель, 1899 год. Фото: соцсети Наконец, создание последнего демона - «Поверженного» - стало кульминацией в драме жизни художника. По свидетельству современников, над этой картиной художник трудился со страшным напряжением.

Как оно попало из Армении в Россию, как его нашли — информации в открытых источниках, похоже, нет. Это, впрочем, неудивительно — соответствующие службы не станут походя раскрывать детали своей работы, особенно в такой деликатной сфере, как похищение произведений искусства. Украсть картину и, допустим, кошелек из сумочки — вещи суть принципиально разные, воров картин немного, в этой области все друг друга знают, и малейшая утечка информации может сослужить в дальнейшем плохую службу. Поэтому стоит просто порадоваться тому, что картину нашли, и не только из-за ее высокой стоимости, конечно. Вообще, оценка произведений искусства условна и сиюминутна, каждая великая картина ведь бесценна и не зависит от модных веяний, хотя и может быть теоретически оценена в конкретную сумму. А на аукционе сегодня она может быть продана ниже своей оценочной стоимости, а завтра, глядишь, кто-нибудь выложит за нее на порядок больше. Возвращение Врубеля Известнейший искусствовед Нина Дмитриева сравнила творческую биографию Михаила Врубеля с драмой «в трех актах с прологом и эпилогом», при этом переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под «прологом» она подразумевала ранние годы обучения и выбора призвания. Акт первый — 1880-е годы, учеба в Академии художеств и переезд в Киев, погружение в византийское искусство и церковную живопись. Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Акт третий: 1903-06 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически. Демон сидящий, Врубель В своей жизни Врубель, кажется, испытал все, что возможно — и бытовую неустроенность, нужду и страдания, и непонимание окружающих, и несчастная любовь, и любовь состоявшуюся, подарившую художнику огромное счастье. Несмотря ни на что, даже на страшную болезнь, он все равно остался победителем в этой жизни.

После «Демона сидящего» живописец создаст «Демона летящего» со сверкающим горящим взглядом и «Демона поверженного» с опустошёнными глазами. В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве. Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен. Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих — увы, в трагическом контексте. Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли Судьба художника На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное. Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой К сожалению, эта активность переросла в болезненное возбуждение. Через некоторое время живописец уже считал себя то Христом, то русским царём, то Пушкиным. Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем. Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства. В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение.

Картины демонов Михаила Врубеля

1904. Картина написана после духовного перелома Врубеля. "Демон"В 1885 году Врубель возвращается в Киев. Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. В какой-то степени картина «Демон сидящий» открыла новую эпоху в искусстве. Это все о «Демонах» Михаила Врубеля. В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1902), о которых мы сегодня и поговорим в новой серии «Истории одного шедевра».

«Демон сидящий» Врубеля

Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)».
Врубель Демон сидящий: картина, описание «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера.
Картина Михаила Врубеля Демон сидящий , 1890 г.: история создания и интересные факты | Выставку Михаила Врубеля в Москве открывает картина "Царевна-Лебедь".
«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890 Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро.

Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа

Он утверждал, пишет Прахов, что «вообще "Демона" не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. Воплотить такой образ Демона средствами живописи и поставил своей целью Врубель». То есть мы можем узнать из этих записанных современниками художника высказываний, что для Врубеля прежде всего Демон и те циклы образов, которые он создает на эту тему, — это путь познания души, путь, полный своих спусков и подъемов, путь, полный драматической невозможности познания бесконечности. Если мы вспомним с вами его «Фауста», к которому он обращается еще в начале своего творчества мы немножко об этом говорили , то уже там осталась уникальная надпись на холсте, где он ставит эти вопросы: бесконечность и познание, бесконечность и догмат, бесконечность и наука. И вот эта трагическая невозможность познания всего ощущается, конечно же, в том мучительном состоянии, в котором мы застаем Демона в картине Врубеля. Что касается других терминов, которые мы с вами встречаем на эту тему, это еще сатана, что означает «противник», то есть тот, кто противостоит Богу в Его делах на земле, и слово само по себе «даймон», которое происходит как раз из античной культуры. И прежде всего связано свидетельство об этом с именем Сократа, знаменитого философа древнегреческого, который рассказывал, что он с детства слышит некий, как он называет это, голос у себя внутри, голос, который предостерегает его от совершения каких-то неблаговидных поступков. Иногда пишут, что это голос совести, но, наверное, скорее можно было бы сказать, что это голос вдохновляющий, это голос, который ведет по определенному пути предназначения.

Сегодня в современных терминах, может быть, мы назвали бы это высшим «Я» или как-то иначе после фрейдовской и юнговской психологии и их последователей. Именно этот голос даймона, который так важен для Сократа, заставляет его принять решение, которое буквально потрясло его сограждан, когда он был отдан под суд по доносу за то, что он якобы проповедует новых богов, которых нет, которые отсутствуют в традиции. И вот этот самый даймон и послужил причиной судилища над ним, и в выборе между изгнанием и смертью ему нужно было в этом случае принять яд Сократ принимает выбор смерти, говоря о том, что даймон его никогда не отвращал его от того пути, по которому он идет, а поэтому он не может жить со своими согражданами, которые этот путь не принимают. Вот такая трагическая история. Она записана во многих свидетельствах и современников, и последователей, его ученика Платона прежде всего, знаменитого философа. Позднее вот этот голос души или предназначения, высшего «Я» — мы можем спорить о том, какое конкретно содержание вкладывали в это в античности, — возникает в Риме, понятие похожее, хотя слово там другое. Это слово «гений», которое у нас в современном языке опять же означает талант прежде всего, особенные способности художника или иного человека, наделенного этими способностями.

Но изначально это было слово, похожее по значению своему на слово «даймон». И когда мы читаем в современных учебниках, что поклонялись, обожествляли римских императоров сограждане, это не совсем так. Обожествляли именно гения императоров. Вот перед нами одна из таких статуй гения императора Августа, которую можно отличить от статуи просто императора по тому, что у него рог изобилия в руках, чаша для жертвоприношений. Это такая иконография, которая сложилась в те далекие времена. Гений — это то, что рождается вместе с мальчиком у девочки есть своя Юнона и ведет его по пути достижения к победам, дает ему жизненную силу, мужскую мужчине, женскую женщине, и потом уже то, что в более поздние времена приобретает смысл именно особенных способностей и талантов, которыми наделены не все люди, а именно те, кого мы называем гениями. На границе миров: «даймоны» у Даниила Андреева и «Демон сидящий» Говоря сегодня о Врубеле, я хотела бы познакомить не только со взглядом искусствоведческим, но и взглядом таким неожиданным, который с иной точки зрения мы можем бросить на Врубеля.

Это взгляд писателя Даниила Андреева сына знаменитого писателя Серебряного века, Леонида Андреева , который написал, наверное, самую необычную книгу XX века под названием «Роза мира». Они разные: это миры и светлые, миры и демонические. И, в частности, он пишет о даймонах как об особом населении земли, которое когда-то было создано раньше человечества, которое представляет собой некие крылатые существа. И Врубель, когда только приступал к своей знаменитой картине 1890 года — перед нами один из акварельных эскизов одноименной картины, — написал своей сестре Анне, эти строки сохранились в его письме: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демонического» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Как видите, уже и в эскизе картины, в окончательном ее варианте мы не видим крыльев, и мы скорее видим в этом эскизе не цветы, а что-то такое, что напоминает пространство, где плавятся некие формы, которые, как будто сталактиты, застывшие со временем, и сталагмиты, струятся по некоему невидимому стеклу или границе. Состояние пребывания на границе миров ощущается в этом эскизе, где найдено почти все, но окончательный образ будет все-таки иным. И вот то, что пишет Андреев о даймонах, то, что было явлено ему в его путешествиях.

Это особенная судьба. Он был, как и многие люди, подвергнут аресту в сталинские времена, причем было это уже после Великой Отечественной войны. Мы не имеем с вами опыта подобных путешествий, поэтому можем либо принять их на веру, либо нет, но для нас в данном случае важно, какой свет бросают сведения, которые дает нам книга Даниила Андреева «Роза мира», на произведения Врубеля. Он пишет как раз о том, что даймоны, поколение более древнее, чем люди, одной из своих задач имеет вдохновлять людей: если есть даймон свой у человека, то действительно этот человек развивает свои творческие способности, он может пробудить тот талант, который в нем спит. И вот эта титаническая особенная нота, которая есть в произведениях Врубеля, прежде всего в его «Демоне сидящем», действительно рисует существо не столько человеческое, сколько существо, которое как будто бы сохранило родство свое с некоей скалой, из которой оно вырублено. Любимый метод работы Врубеля — когда он работает мастихином или широкой кистью. Это создает ощущение работы скульптора, который буквально вырубает из огромной скалы мощную фигуру Демона.

Кажется, что цветы за его спиной здесь не протягивают ветви, как пишет Врубель своей сестре, а кристаллами переливаются за спиной, будто их тоже вырубил какой-то грандиозный ювелир. Можно представить Господа Бога в этой роли. Закат, который выложен за спиной Демона, похож на мозаичный. Возникает ощущение некоей хрустальной оболочки, в которую заключена душа. Идея эта очень созвучна эпохе романтизма, а символизм, представителем которого и родоначальником стал Врубель у нас в живописи, на новом этапе эту волну возрождает. Ощущение прозрачного хрусталя, в который заключена душа, — это идея была особенно ярко явлена еще в эпоху романтизма, когда и в поэзии, и в живописи этого времени например, в женских портретах Кипренского есть очень ясное ощущение того, что душа, как в плену, заключена в телесной оболочке, она тоскует о той небесной родине, которую когда-то покинула. Это пребывание как бы на границе двух миров очень ощутимо в картине Врубеля.

Ощущение тоски о чем-то несбыточном, чью реальность ощущает персонаж картины, кем бы он ни был, душа ли это или действительно демон, потому что, как бы то ни было, мы живем в эпоху христианской культуры, когда уже другой смысл придается этому слову, и зритель, и сам Врубель не могли, конечно, не впитать это сознание. И здесь перед нами персонаж, как говорил сам Врубель, «скорбный и страдающий». Очень многие историки искусства совершенно справедливо сравнивали этот образ с лермонтовским, который действительно был исходным мотивом для Врубеля. Это был любимый поэт художника. Он знал «Демона» наизусть, он цитировал его постоянно, и многие сценки ставились им еще в Академии художеств по его инициативе на тему «Демона». И здесь тот самый образ, о котором мы читаем у Лермонтова: То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!

И хотя в данном случае действительно это вечер, закат, но тем не менее это не мрак, а еще свет. И, наверное, не такое очевидное сопоставление, но тем не менее оно тоже здесь приходит в голову. Это другое стихотворение Лермонтова, которое все мы в школе еще с вами учили: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. То есть познание порождает сомнение, а сомнение создает состояние бездействия, потому что непонятно, куда идти. И вот это драматическое противоречие, которое здесь уже очень ясно ощутимо, тоже становится важной темой в образах Демона, которые создает Врубель на протяжении всей своей жизни, возвращаясь к ним и в акварелях, и в иллюстрациях к Лермонтову, которые до сих пор остаются непревзойденными, и в скульптурных образах. Предельная меланхолия: параллели с «Падшим ангелом» Одилона Редона Опять же неоднократно приводилось сравнение среди историков искусства того состояния, в котором пребывает Демон, состояния тоски о несбыточном, о непонятном, о недостижимом, со знаменитой гравюрой Альбрехта Дюрера, которая называется «Меланхолия».

Множество инструментов, как видим мы здесь, и научных, и иных, казалось бы, способны разобрать мир буквально по мелким частичкам, по косточкам, и тем не менее фигура пребывает в состоянии глубокой неудовлетворенности и непонимания того, куда идти дальше, потому что все эти инструменты, видимо, уже использованы. И вот это состояние тупика некоего, когда все использовано для того, чтобы мир познать, но тем не менее он остается непознаваемым, ощущается в гравюре. Это, кстати, и тема Фауста, и цена познания. Тема Фауста — это тоже тема, которую затрагивает Врубель в своих знаменитых панно в особняке Алексея Викуловича Морозова. Похожая есть работа у Одилона Редона, одного из ведущих символистов западноевропейских, которая носит то же самое название, что и работа Дюрера. Она также называется «Меланхолия». Здесь, как и в «Демоне» Врубеля, мы видим женскую фигуру, которая словно пребывает где-то на вершине мира.

Солнце буквально всходит за ее спиной, как огромный нимб. Но тем не менее сама фигура также пребывает в состоянии печали, некоторой опустошенности, разочарования, после которого непонятно, куда идти дальше. И еще один вариант Демона, и это уже действительно Демон в данном случае, Одилона Редона, который создает свою работу на тему, сходную с Врубелем. Картина написана в 1880 году, то есть за 10 лет до «Демона сидящего» Врубеля. И вот здесь очень интересно привести слова о несохранившемся, первом варианте Демона, которого мы, к сожалению, увидеть уже никогда не сможем, он был уничтожен самим художником. Но его видели очень многие современники, и многие были этим образом потрясены. Здесь перед нами слова Владимира Дедлова — это один из писателей, который под псевдонимом Кигн создавал свои книги.

Вот что он пишет об этом несохранившемся, первом варианте Демона Врубеля: у него было «одутловатое скопческое лицо без возраста, выпуклые тусклые глаза с безумным выражением тупой, холодной, но невыразимо тяжкой тоски. На безобразном неподвижном лице — та же печать каменного отчаяния». Тамару погубил такой Демон, а не неосторожная интрижка с черноусым восточным человеком. И здесь видно, что Одилон Редон, вероятно, пошел тем самым путем, от которого Врубель в конце концов отказался. Он пишет падшего ангела как того, кто сгустил, затемнил свою светоносную материю — потому что Люцифер означает «несущий свет», то есть изначально он был несущий свет, — а здесь перед нами существо даже неприятное на вид, почти с дебильным оттенком на лице, с косным телом, которое словно не владеет само собой. Это то, от чего Врубель отказался, но что тоже может быть в этой теме, и именно к этому обращается Одилон Редон в своей работе. Еще знаменитейшая работа на тему Люцифера, как раз на тему Демона, то есть Демона уже именно в его дьявольском смысле, — это работа Франца фон Штука, знаменитого художника, который был одним из самых известных мастеров своей эпохи среди символистов.

Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Удивительно тонко найдено движение ее рук: одна — еще будто воздвигает преграду Демону, а другая — тянется к объятиям. Но ведь это жалкое представление разных отшельников: он "первый после Бога", "восставший против Бога", то есть ангелоподобный и даже богоподобный. Но не Бог. Его доброта чрезвычайно сравнительна с человеческой, его красота - удивительна". Розанов В. Заметки на полях непрочитанной книги. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступать ни в какое общение.

Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован. Врач клиники Московского университета Марина Цубина пишет: «При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Знаменитый психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев поставит диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» «третичный сифилис». Приступы мании Врубеля, которые в последние годы жизни становились все продолжительнее и продолжительнее, в истории остались в несколько романтизированном виде. С одной стороны, помог сам художник, который всю жизнь вспоминал, как рисовал первые эскизы для «Демона» поверх «Распятия»: «За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа», — написал он на обороте портрета одного из своих врачей — психиатра Федора Усольцева он помимо Врубеля лечил еще одного великого модерниста русской живописи Виктора Борисова-Мусатова. С другой, мифологизацией Врубеля занимались символисты и романтики. Образ сумасшедшего гения, провидца, которого свела с ума его самая знаменитая работа, очень хорошо ложился в их канон.

Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован. Врач клиники Московского университета Марина Цубина пишет: «При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Знаменитый психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев поставит диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» «третичный сифилис». Приступы мании Врубеля, которые в последние годы жизни становились все продолжительнее и продолжительнее, в истории остались в несколько романтизированном виде. С одной стороны, помог сам художник, который всю жизнь вспоминал, как рисовал первые эскизы для «Демона» поверх «Распятия»: «За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа», — написал он на обороте портрета одного из своих врачей — психиатра Федора Усольцева он помимо Врубеля лечил еще одного великого модерниста русской живописи Виктора Борисова-Мусатова. С другой, мифологизацией Врубеля занимались символисты и романтики. Образ сумасшедшего гения, провидца, которого свела с ума его самая знаменитая работа, очень хорошо ложился в их канон. Вполне конкретное инфекционное заболевание Врубеля, закончившееся среди прочего слепотой художника, описывалось предельно высокопарно — «он сгорел на костре собственного вдохновения», а про его главную картину писали: «Его безумие явилось логичным финалом его демонизма».

Печали и демоны Михаила Врубеля

2877живопись Михаил Врубель символизм художник. В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”. «Демон сидящий» На картине «Демон сидящий» главный герой предстаёт перед нами в синем одеянии, он сидит, трагически сцепив руки и смотрит куда-то вдаль печальными огромными глазами удивительного цвета. Картина Врубеля — глубоко личное высказывание художника, посмевшего запечатлеть образ Демона, немыслимого в своей красоте и одновременно пугающего экспрессивностью, который, по словам Лермонтова, «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Демон (сидящий) Михаил Врубель (1856-1910). Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий