Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную.
Гештальт-терапия – мифы и реальность
Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно. Терапевт терпеливо ждёт. Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности.
Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком. Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия.
Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать.
Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование.
Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей. Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти.
Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней. Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других. Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения?
И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера.
И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей. Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику.
И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее. Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать. Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их. За счет командной работы мы будем иметь целостную картину.
Я с огромным вдохновением жду начала программы. Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе. Это тоже практика. Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время.
Вы можете расположиться в комфортной локации и погрузиться в контакт со студентами и преподавателями, никуда не мчась, не опаздывая. Широкая география участников процесса — это тоже ценно. Я, например, в живу в Саудовской Аравии. И как бы я преподавала заинтересованным русскоязычным студентам, если бы не было онлайна? Если у абитуриента есть сомнения, можно ли обучиться психологии через экран, то мой ответ: безусловно, можно.
Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно. Причины появления гештальтов Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей. Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус. Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения.
Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей. Что такое гештальт-терапия? Если гештальт не закрыт, человек постоянно притягивает проблему, давно ставшую неактуальной, в свою жизнь.
Он сам не осознаёт, что уже несколько месяцев или даже лет тащит этот бессмысленный эмоциональный груз на собственных плечах. Гештальт-терапия — это эффективный способ избавления от таких деструктивных воспоминаний из далёкого прошлого, мешающих человеку жить полноценной жизнью в настоящем. Специалист по гештальт-терапии умеет находить психологические «зажимы», удерживающие человека в непрерывном напряжении. Это достаточно ответственная работа, поскольку незакрытый гештальт, в отличие от многих других психологических проблем, невозможно вылечить таблетками. Избавиться от него можно только одним способом: найти и обезвредить. Именно этим и занимается гештальт-терапевт.
Следует учитывать, что эта форма терапии не является такой уж приятной. Приходится вспоминать многие травмирующие события из прошлого, и обычно это весьма болезненно. Зато данный подход помогает избавиться от психологического блока, скинув со своих плеч бесполезный груз. Когда гештальт закрыт, воспоминания уже не мучают человека, даже если он случайно вспомнит о тех неприятных событиях. Как можно использовать гештальты? В большинстве случаев мы стараемся избавиться от гештальтов, но они вполне могут приносить пользу.
Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров: 1. Списки задач.
И потом, даже если вы отложите это дело, фокус внимания, мысли будут постоянно возвращаться к этому процессу, стимулируя продолжить и уже наконец-то завершить начатое. Сам Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии, тоже имел свой незакрытый гештальт. В 1936 году учёный приехал в Прагу на Международный психоаналитический конгресс с докладом и с целью встретиться с Фрейдом, которого почитал. Но эта встреча разочаровала его, не дав ответы на интересующие вопросы.
Она длилась всего четыре минуты. Перлз вспоминал, что приехал из Южной Африки, чтобы сделать доклад и увидеть легенду, но на вопросы получил лишь короткий ответ: «Ну и когда же вы уезжаете? Удовлетворять потребности нужно. Для этого важно уметь распознавать их. Понимать, какие запросы важные и первостепенные, находить способы удовлетворения, устанавливать контакт и присваивать себе полученный опыт. Но это не всегда возможно.
Человек способен прерывать себя сам, в силу своего травматического опыта или особенностей характера. Бывает, что не хватает опыта для решения какой-либо задачи. Например, человек не разбирается в интернете, не умеет пользоваться поисковиком и боится найти информацию. Тогда может получиться, что его интерес — узнать больше о чём-то — останется неудовлетворённым. Или он спросит у некомпетентного знакомого и, не получив достаточно информации, тоже останется не удовлетворён. В дело вмешиваются внешние факторы: стихийные бедствия, болезни, аварии и т.
Здесь многое будет зависеть от способностей человека выносить напряжение возникших переживаний и творчески приспосабливаться к обстоятельствам. Например, отключили электричество, и человек, естественно, чувствует, раздражение. Не распознавая злость или не понимая её источник или опасаясь звонить специалисту, он может просто выплеснуть раздражение на близких. Напряжение таким образом снять удастся, а вот удовлетворения всё-таки не будет. Чтобы его получить, нужно поступить конструктивно: набраться терпения и подождать, когда включат электричество. Или направить энергию возникшей злости на поиск другого источника информации.
Также можно добиться решения проблемы от ответственного лица — электрика. Бывает и так, что закрыть гештальт невозможно, так как контактировать не с кем или не с чем. Например, часто случается, что человека, от которого мы хотели бы получить любовь и принятие, уже нет в живых… Фото: istockphoto.
Обычно, когда я это говорю, страх снижается, а интерес остается. А что для вас самое сложное и самое приятное в работе преподавателя? А самое приятное — это, конечно, отклики и вопросы, наблюдение за процессом решения кейсов в заданиях, сопровождение в обучении и радость от того, что я делаю что-то интересное и важное для многих дело.
Как не выгорать, когда практикуешь, преподаешь и учишься одновременно — Ольга, опишите, пожалуйста, ваш стандартный рабочий день: как вы работаете и отдыхаете? Работаю и очно, и онлайн. А отдыхаю, как и все — преимущественно в выходные. Также я продолжаю поддерживать себя как психотерапевта — посещаю супервизорскую группу, учусь на специализациях. Знаете ли какой-то способ избежать выгорания? Мне помогает внимание к своему состоянию, смена деятельности и переключение: иногда уединение и отдых, иногда встречи с друзьями.
Также я хожу в бассейн, рисую, путешествую, спрашиваю себя «чего я хочу? А что касается дальнейшего профессионального развития, строите ли планы? Сейчас совместно с Институтом разрабатываю короткие программы по повышению квалификации в более узких темах гештальт-терапии. Также хочу запустить супервизорскую онлайн гештальт-группу для наших выпускников, чтобы коллеги могли с комфортом повышать свое мастерство. В частной практике у меня тоже есть планы: собираюсь участвовать в очных конференциях, запускать семинары и мастер-классы. А еще планирую запуск новой очной терапевтической группы в Москве.
Еще раз о гештальт-терапии
На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики. Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы. Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни.
Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход
Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье. Второй сезон подкаста «Гештальт для всех», в первом выпуске которого журналистка Анна Ягода разговаривает с основателем Уральского института гештальта и современной психологии — Михаилом Исуповым и ведущей ключевых программ института. Гештальт-психология на службе корпораций.
«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе что происходит и как происходит , а не на содержании что обсуждается , чтобы человек воскликнул то самое «ага! Встреча с реальностью часто вызывает большое сопротивление, потому что лишает человека иллюзий, розовых или зеленых очков, и бывает так, что город превращается из изумрудного в серый. Как сказала одна участница группы: «Да, это была правда. Но это какая-то вероломная правда». Кроме того, реальность иногда сталкивает человека с тем, что приходится-таки признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает. Здесь и сейчас Будущего еще нет, прошлое уже произошло. Мы живем только здесь и сейчас. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее.
Только здесь и сейчас возможно изменение. Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. В ситуации терапии жизненная ситуация клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет поведение. И, тем не менее, здесь и сейчас он разговаривает со мной - и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться здесь и сейчас? Диалог Диалог в ГТ — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда эти миры соприкасаются, то в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент иногда впервые получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не-мной» при одновременном сохранении собственной идентичности.
Это те Я-Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами, и то живое неповторимое, что происходит между нами происходит впервые сию минуту и больше никогда не повторится Это уникальный опыт для клиента, поскольку терапевт — человек извне его жизни, ему ничего от клиента не надо. Он действительно может позволить клиенту быть тем, кто он есть, и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства. ГТ — вне морали и политики. Единственная задача ГТ — сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нас нет воспитательных целей. Нам, как герою Баталова в фильме «Москва слезам не верит», совершенно не важно, будет ли человек выращивать капусту или править королевством — важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью. ГТ - глубокая индивидуализация и истинная социализация ГТ предполагает одновременное движение. С одной стороны — глубокая индивидуализация, с другой - истинная социализация.
В чем основная драма человеческой жизни? Как собственную уникальность встроить в социум. Кому мы нужны такие, какие есть? Как наша собственная индивидуальность может пригодиться другим людям? В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной человеческой жизни у нас часто бывает представление и ощущение , что другой ограничивает мою свободу, поскольку моя свобода заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем я от них дальше, тем более я свободен, тем легче мне быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество.
В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира. Сама этимология слова «индивидуализация» предполагает погружение в себя, одиночество, отделение себя от мира. И на начальном этапе это действительно может быть необходимо, чтобы услышать голос собственных потребностей и чувств. Но гештальт-терапия, и мы вместе с ней, утверждаем: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Как ни близка нам восточная философия, но здесь мы видим дзен наизнанку: иди к другому человеку и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир и там ты обретешь себя. Возможно, вам случалось увидеть отражение своего лица, но не тогда, когда вы намеренно хотите посмотреть на себя, а неожиданно — в подвернувшемся зеркале, в витрине магазина. Иногда вы себя не узнаете.
Лицо кажется чужим и незнакомым. Почему это так? Потому что, когда вы намеренно собираетесь посмотреть в зеркало, вы неосознанно подстраиваете свой образ под имеющуюся у вас «Я-концепцию». Вы видите то, что хотите увидеть. Не вашу уникальность, а ваше представление о ней. И только «случайное» зеркало отражает ваш истинный образ. Таким «случайным зеркалом» вашего внутреннего мира может стать другой человек. На этом стоит остановиться поподробнее, потому что, на первый взгляд, это утверждение парадоксально.
Почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? По очень простой причине. Когда я нахожусь наедине с собой, я могу думать о себе все, что угодно. Но я никогда не узнаю, правда ли это, пока не вступлю во взаимодействие с миром. Я могу думать, что легко подниму автомобиль, но пока не попробую — нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире. Реальное соприкосновение с миром.
О своих особенностях и способностях мы узнаем, конфронтируя, взаимодействуя, встречаясь на границе контакта с другим чужим. При этом мы не только узнаем о своей индивидуальности, но и находим некое применение, и получаем удовольствие, и пользу, и пространство для дальнейшей реализации себя в виде поддержки и внимания со стороны других. Так что путь индивидуализации может быть пройден только в мире, но никак не вдали от него. А что же с социализацией? Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? По определению, мой способ действия, обращения с информацией, мои идеи будут отличаться от того, что есть у другого человека. Можно ли оставаться вместе и при этом реализовывать свою уникальность? Не только можно, но и необходимо.
Лишь при соприкосновении с миром другим человеком моя уникальность начинает носить функциональный практический характер. Самобытность человека проявляется в самобытности и неповторимости его функций, и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других.
Действительно, смысл терапии в том, что целое собирается из частей, поэтому нельзя недооценивать значение любых событий в жизни человека. В первую очередь не спрашивает «почему», а интересуется «как» чувствует и проживает моменты пациент. Для выполнения задачи работа специалиста должна быть выстроена так, чтобы гештальт-терапия помогала выстраивать доверительный диалог. Для начала выслушать человека, обратившегося за помощью. Доброжелательно и с интересом расспрашивать о подробностях его жизни, внутренних переживаниях. Внимательно наблюдать за тем, как проявляет себя собеседник в процессе взаимоотношений с терапевтом «здесь и сейчас», полного присутствия в моменте.
Фиксировать поведение клиента, его речевые обороты, интонации, язык тела, за которыми предложить наблюдать и клиенту. Это помогает устанавливать контакт c собой и своим телом и снимать напряжение от тревожащих его ситуаций. Проявлять психологу собственные чувства — это также подход гештальт-терапии. Делиться наблюдениями и размышлениями, чтобы человек видел обратную эмоциональную связь. Предлагать клиенту участие в экспериментах, помогающих лучше осознавать личные потребности и то, как они прерываются, блокируются самим же человеком. Обоим предложено стремиться к тому, чтобы быть самим собой, на чем и строятся механизмы воздействия гештальт-терапии. А еще — особое внимание к процессу взаимодействия этих двух персон: обостренное осознавание этого процесса «здесь и теперь». Суть гештальт-терапии в том, что она практически незаметна, ее не всегда можно отличить от обычного межличностного контакта. Она не требует заумности — наоборот, всячески иронизирует над чрезмерным наукообразием и теоретизированием.
Также огромный плюс в том, что гештальт-терапевту позволено свободно выражать собственные мысли, чувства, переживания, а главное — быть искренним в контакте. Не нужно стремиться исправить клиента и во что бы то ни стало «нанести ему пользу».
Гештальт-терапевт может позволять себе делиться собственным откликом на рассказ клиента, что неприемлемо во многих других видах терапии и может оттолкнуть человека. В конце концов, этот метод просто не всем подходит, особенно разговоры с пустым стулом. Для людей с серьёзными расстройствами личности такая терапия не предназначена. Лучше не рисковать своим психическим здоровьем, а обратиться к психиатру, который подберёт медикаментозное и психотерапевтическое лечение. Критика гештальт-подхода У гештальт-терапии довольно слабая доказательная база на фоне многих других видов психотерапии. Метод сам по себе недостаточен без наличия у гештальт-терапевта общей и полной психоаналитической базы. Так что хороший психотерапевт должен уметь ещё что-то, кроме гештальт-терапии. Да и в принципе не обязательно зацикливаться только на этом методе, иногда его достаточно использовать один раз.
Некоторые психотерапевты считают гештальт-подход, скорее, видом бытовой философии, но не психотерапевтическим подходом. А быстрые курсы , по которым учат некоторых «специалистов», добавляют ещё больше недоверия к этому подходу. Гештальт-подход в других сферах Мода на «закрытые гештальты» ожидаемо перекочевала в другие сферы жизни, например менеджмент. Адепты такого подхода применяют его принципы в работе, например: взаимодействие начальства и подчинённых строится по принципу диалога, с равных позиций; все конфликты как можно скорее рассматриваются, так как незавершённая ситуация — это источник напряжения; работников стимулируют брать на себя ответственность за свой вклад в компанию. Особенности восприятия, открытые гештальтистами ещё сто лет назад, используют в рекламе, дизайне, искусстве. Например, логотип Олимпийских игр воспринимается как единое целое, а не как пять отдельных колец, благодаря принципу близости. При этом близкое расположение перевешивает даже цветовые отличия каждое кольцо отличается от другого по цвету. Принцип «фигура — фон» часто используется в логотипах и постерах. Человеческий мозг склонен воспринимать контрастные изображения как фигуру и фон. Например, у зоопарка в Питтсбурге США контрастный логотип: чёрный рисунок воспринимается как два дерева, а белый фон — как изображения обезьяны и пантеры.
Внутри сюжетов тоже часто встречается история о том, как герой пытается завершить незаконченное дело: например, в «Джуманджи» спустя 20 лет героям приходится доигрывать в настольную игру. Факт Фриц Перлз написал «молитву гештальт-терапии», в которой пропагандировал концепцию независимости личности: «Я делаю своё, а ты своё. Я в этом мире не для того, чтобы исполнить твои ожидания, а ты в этом мире не для того, чтобы исполнить мои. Если случайно нам доведётся встретиться — отлично, а если нет, то ничего не попишешь».
Данных об эффективности гештальттерапии мало. В специализированной литературе по гештальттерапии основное внимание уделяется ее теоретическим аспектам. В качестве подтверждения эффективности метода часто описывают различные клинические случаи, но этого недостаточно, чтобы делать далекоидущие выводы. Подходит не всем. Гештальттерапия — метод без четкой структуры: нет универсального алгоритма, по которому работает психотерапевт. В его взаимодействии с клиентом много спонтанности. Одним людям такой формат подходит. Другие же чувствуют себя некомфортно.
Гештальт в психологии: что это простыми словами
Кроме того, ощущения служат связующим звеном между разумом и телом. В гештальт-терапии акцент делается на переживаниях, а не на разговорах о проблемах. Настраиваясь на телесные ощущения, человек может соединиться со своими эмоциями и переживаниями на более глубоком уровне. Телесный опыт позволяет сохранять присутствие здесь и сейчас.
Часто мы зацикливаемся на своих мыслях, переживаниях, сожалениях о прошлом или беспокойстве о будущем. Сосредоточившись на ощущениях в теле, человек получает стимул направить свое внимание на проживание настоящего момента. Эта практика осознанности способствует чувству заземленности и позволяет полностью включиться в терапевтический процесс.
Работа со сновидениями Гештальт-подход делает акцент на переживании сновидения так, как если бы оно происходило в настоящий момент. Вместо того чтобы анализировать сон как набор символов или подавленных желаний из прошлого как в психоанализе , гештальт-терапевты побуждают человека полностью погрузиться в сновидение и исследовать свои ощущения и реакции на него фокус на настоящем моменте. В гештальт-терапии снов основное внимание уделяется субъективному опыту сновидца и его личному процессу создания смысла.
Универсальных интерпретаций тут нет — все зависит от уникального багажа знаний и навыков сновидца. Во время психотерапевтических сессий индивид вступает в диалог с различными элементами или персонажами своих сновидений, и это взаимодействие дает ему возможность лучше осмыслить и осознать свои внутренние конфликты, эмоции и желания. Гештальт-подход подчеркивает связь снов с реальной жизнью — в состоянии бодрствования — и придает особое значение интеграции полученных в ходе работы со снами знаний в реальную жизнь клиента.
Работа с речью Наши индивидуальные особенности находят отражение в том, что и как мы говорим, какие слова и формулировки выбираем. В гештальт-терапии особое внимание уделяется высказываниям от первого лица — так называемым «Я-высказываниям». Подобные утверждения позволяют выразить свое собственное мнение, обозначить собственную позицию и взять на себя ответственность за свои мысли и чувства.
Используя местоимение «я» вместо «вы» или «мы», люди учатся выражать свою точку зрения, избегая предположений или обобщений о других, прекращают проецировать на них свои собственные переживания и комплексы. Такой подход позволяет создать безопасную экологичную терапевтическую среду, в которой люди могут спокойно, не опасаясь осуждения, высказываться и будут услышаны. Это способствует развитию личной ответственности, самосознания и аутентичной коммуникации.
Развитие экспрессии и воображения Работа с экспрессией и воображением предоставляет людям мощное средство для доступа в свой внутренний мир и его выражения, для интеграции разрозненных частей себя — когнитивных, эмоциональных, телесных, для высвобождения чувств и содействия личностному росту и трансформации. Творческие задания такие, как нарисовать свои эмоции или изобразить часть своей личности помогают людям выразить свои внутренние состояния и переживания, способствуют интеграции различных аспектов личности, поиску новых идей и ассоциаций. Решая творческие задачи, люди могут исследовать различные перспективы и возможности.
Это улучшает навыки преодоления непростых ситуаций, способствует выработке неординарных решений проблем. Это становится стимулом исследовать и экспериментировать с новыми способами существования и отношения к себе и другим, что в итоге способствует большей уверенности в себе, самопринятию и самореализации.
Распавшийся, например, по инициативе мужчины любовный союз может стать причиной того, что женщина будет постоянно проживать разрыв отношений, пытаясь определить причину и виноватую сторону, попутно доказывая бывшему любимому, что у нее все отлично, и без него жизнь стала только лучше. При таком психологическом состоянии вряд ли для этой женщины доступны счастливые отношения. Все эти примеры свидетельствуют о том, что ситуация не прожита до конца и мысленно не отпущена. То есть, гештальт не завершен и будет и дальше доставлять человеку страдания. Известная поговорка «Время лечит» тут не сработает, необходима квалифицированная помощь специалиста. Чем поможет специалист гештальт-терапии? Гештальт-терапия — что это такое простыми словами?
Длительность терапии в каждом случае своя — кому-то удастся за 2-3 сеанса справиться с пагубной ситуацией и наладить психоэмоциональное состояние, а кому-то не хватит и нескольких месяцев. За время терапии психолог: поможет понять, что именно вызывает у вас тревогу и негатив; выявит ваши чувства и ощущения, связанные с первопричиной; при помощи специальных психотерапевтических техник поможет завершить гештальт и научит действовать в похожих случаях в будущем. Какие методы использует гештальт-терапевт в работе? В процессе психотерапевтических сеансов клиенту предлагается делиться с психологом искренними эмоциями, отвечать на вопросы и получать обратную связь. Психологи в гештальт-подходе используют следующие методы: работу с чувствами; упражнения и тесты для выражения своего состояния при помощи движений тела; анализ сновидений и воспоминаний; создание и проигрывание ситуации и ощущений с участием вымышленных персонажей. Согласно принципу гештальт-терапии, главными условиями счастливой жизни являются законченность незавершенных дел и осознание клиентом своих желаний и действий, поэтому терапевт на первых этапах работы старается привести пациента именно к моменту понимания своей проблемы и причин, ее вызвавших, а в финале терапии — научить его брать на себя полную ответственность за свои решения и поступки, чтобы уметь самостоятельно исправлять сложные моменты дальнейшей жизни и проживать события до конца. Овладеть техникой гештальт-подхода поможет наш курс - всего за 4 месяца опытные преподаватели расскажут вам о всех существующих методах гештальт-терапии, а после прохождения итоговой аттестации вы получите диплом установленного образца и сможете сами работать в должности психолога-консультанта.
Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус. Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу.
И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит. Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально. Это часть опыта. В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси. Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так!
Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный! Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими. От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль. Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается. Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость. Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом».
Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же. И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения. А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция. В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные. Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам. К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия». В конечном итоге, настолько, насколько опыт каждого человека уникален, уникальными являются и его способы прерывания. И настолько, насколько все люди похожи как представители одного биологического вида, мы способны описать главным образом — в целях диагностики наиболее общие механизмы, не позволяющие клиенту проходить цикл контакта от начала и до конца.
Итак: Интроекция — это «глотание без пережевывания». По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего! Например: «Не суй два пальца в розетку! Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей. Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру.
Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций.
Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты.
И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости. Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать? Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются.
То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент. В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т. Нам все равно не удастся действовать сразу во всех направлениях. Мы используем системный подход, предполагая, с одной стороны, что целое всегда больше суммы его частей, а с другой — что изменение любой части ведет к изменению целого. В этом особенность гештальт-методологии — пристальное внимание к деталям, связанным с процессом детализация. Как человек откликается на происходящее, что он чувствует, как это отзывается в его теле, что он думает?.. Очень-очень подробное прохождение всех этапов контактного процесса. Без пропусков, без лакун. Еще одна особенность гештальт-метода — стремление не оценивать то, о чем говорит человек.
Как только терапевт начинает оценивать факты с позиции «хорошо-плохо», «должно быть так» или «так не должно быть», он перестает думать. Не говоря уже о том, что тот, кого оценивают, переживает множество эмоций, не имеющих отношения к терапии, к тому, что происходит между двумя людьми здесь и сейчас. Приведу пример неосознанной оценки. Клиент рассказывает терапевту, что его клиента ограбили на улице. Буквально: «Жизнь или кошелек! Он говорит: «Наверное, вы очень сильно разозлились? Не потому, что он действительно разозлился, а потому, что он вроде бы должен был нечто такое почувствовать. На самом же деле, человек испытал сильнейший страх, а вовсе не злость. И работать здесь нужно было бы с травмой, позволив жертве прожить до конца мысли, импульсы, эмоции, которые были прерваны.
Тогда, возможно, у клиента через некоторое время возникло бы и чувство злости, и желание восстановить справедливость. Терапевт в нашем случае сильно поторопился. Он сразу же оценил ситуацию. И что произошло с клиентом? Он почувствовал стыд за то, что не отреагировал в соответствии с «нормой» «мужчина должен…» , и, конечно, да, стал говорить, будто он испытывает злость и хочет справедливости. Получилось не «я чувствую», а «я должен чувствовать». Ситуация «законсервировалась», она не была завершена. И, добавлю, клиент стал меньше доверять терапевту, поскольку последний взял на себя роль педагога, который склонен воспринимать человека не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. То есть, разумеется, терапевт не может совсем не иметь собственной позиции, совсем никак не оценивать то, о чем ему говорят.
Дело не в этом. Дело в том, что терапевт обучается переводить внимание на процесс, стараясь не пропускать его этапы и фокусируясь на деталях на их проживании , а не на оценке целого. Кстати, понимание того, как все это происходит, сильно меняет и саму оценку происходящего! Диагностика и терапия В отличие от клинической психологии, диагностика в психотерапии достаточно сильно зависит от направления, которого придерживается терапевт Гештальт, транзактный анализ, психоанализ и проч. Все дело в том, что клинический психолог и психотерапевт пытаются ответить на разные вопросы. Диагностика для клинического психолога — это постановка диагноза и составление прогноза. Примерно тем же самым занимаются психологи, отвечающие за профориентацию, подбор персонала, выявление лжи при тестировании сотрудников компании или кандидатов на должность и т. Такая диагностика основана на том, что человек сравнивается с другими людьми. Говоря упрощенно, его как бы помещают в некую более или менее широкую группу шизофреники, социопаты, люди с органическими нарушениями, без органических нарушений….
Благодаря клиническому опыту мы знаем, что у людей из определенной группы возникают те-то и те-то проблемы, прогноз — такой-то, показаны те-то и те-то методы лечения. Для терапевта, занятого консультированием и психокоррекцией, подобного рода диагностика интересна, но, в общем, не очень нужна. По сути, любая психотерапия занимается не лечением, а восстановлением способности человека к контакту с самим собой и окружающим миром другое дело, что восстановление контакта может стать частью лечения, например, при психических расстройствах. Поэтому, кстати, в большинстве терапевтических направлений не используется слово «пациент». Его заменяют словом «клиент», подчеркивая тем самым, что мы не лечим, а оказываем услуги по психокоррекции. Смысл диагностики для нас, прежде всего, состоит в том, чтобы понять, какие элементы психической системы конкретного человека мы будем считать здоровыми и значит, постараемся поддержать , а какие — патологическими тут мы попытаемся научить клиента как-то это компенсировать или реорганизовать. Для психотерапевта важно не отнесение человека к определенной категории, а то, как он сам понимает источник своих проблем. В связи с тем, что рассказывает о себе клиент, мы можем спросить: «Как вы думаете, как такое происходит? Мы начинаем видеть его картину мира, его модель, объясняющую, почему ему плохо.
Такая диагностика очень важна при психотерапии, поскольку от картины мира зависит, как действует человек, какой помощи он ищет. Для нас важно, что модель взаимоотношений с миром одновременно и объясняет человеку происходящее с ним, и запутывает его.
Представь себе мужчину — успешного, состоятельного, у него есть любимая жена и дети. Но вот ничего из этого не приносит ожидаемого удовольствия. Чем более успешным он становится , тем более несчастным себя ощущает. Почему так происходит? Если обратить внимание на детство нашего героя, то основополагающей эмоцией в нем было чувство вины. Как завершить гештальт в этом случае? По-разному: кто-то может простить мать за упреки и отпустить чувство вины, которое не дает возможности наслаждаться жизнью. Психолог спрашивает клиента не о том, какие события и мысли имели место в прошлом, а том, что он чувствует именно сейчас.
Задача специалиста — показать, что решение проблемы находится не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас. Это дает тебе уверенность, что ты можешь решить ситуацию — она под твоим контролем, даже если произошла очень давно. А какие отношения у тебя с N сейчас и т. На самом деле, психика человека так устроена, что жить здесь и сейчас нам сложно. Мы то витаем в постоянных воспоминаниях о прошлом, то живем мечтами о будущем. Машины времени у тебя нет: значит, увы, ничего сделать нельзя, остается только вздыхать об упущенных возможностях. Гештальт терапия предлагает принципиально другой метод управления своей жизнью. И чтобы принять его и найти силы жить здесь и сейчас, да еще и получать от этого удовольствие, нужно немало поработать над собой. Когда стоит обратиться к гештальт терапевту, и как проходит сеанс терапии Гештальт подход подойдет тем, кто хочет: научиться управлять своими эмоциями; разрешить проблему, которая давно беспокоит; быстро справляться со стрессовыми ситуациями, тревогой, эмоциональным выгоранием ; развиваться и перевести свою жизнь на качественно новый уровень; научиться легко принимать решения; избавиться от постоянных сомнений в своих силах; развить в себе творческое начало; избавиться от фобий; справиться с последствиями физического или эмоционального насилия. Особенно эффективна гештальт психология для тех, кто испытывает сложности в общении и эмоциональные проблемы гнев, страх, тревога, депрессия, агрессивность и пр.
Терапия бывает индивидуальной и групповой. Как ты проживаешь тот или иной опыт? Конечно, психолог не скажет тебе: вот твоя проблема такая-то, закрыть гештальт нужно так-то. Он только поможет научиться правильно мыслить, чтобы ты самостоятельно нашел выход. Подведем итог Человеческая психика — удивительна и загадочна.
Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций.
Примеры незакрытых гештальтов в отношениях
- Основные понятия и принципы гештальттерапии
- Как понять, что гештальт не закрыт
- Гештальт – Что Это Такое В Психологии?
- Как работает гештальттерапия
- One moment, please...
Что такое гештальт и как его закрыть
Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Ректор Института Гештальт-терапии и практической психологии, психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ведущий авторских обучающих программ, интенсивов, тренингов, опыт работы с 2004 года. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины (образы, ситуации и т. д.), объем и характеристики которых будут зависеть от особенностей восприятия конкретной персоны, нюансов работы его сознания.