Возместить клиенту деньги придется в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Деньги будут возвращены, если злоумышленник действовал по классическим сценариям — представился сотрудником банка, правоохранительных органов, служб безопасности банков и т.д., а хищение произошло вследствие разговора по номеру «Тинькофф Мобайла». Банк-отправитель должен будет вернуть клиенту все украденные с его счета средства в течение 30 дней с момента получения заявления от клиента. Деньги вернут в следующих случаях.
Банки будут возвращать россиянам похищенные мошенниками деньги по новой схеме
Известно, что изменения в закон о платежной системе Российской Федерации вступят в силу 25 июля 2024 года. Деньги вернут в следующих случаях: при переводе средств клиента на мошеннический счет, включенный в соответствующую базу Банка России; если клиент не получил уведомление банка о переводе, совершенном без его согласия; если карта была утеряна или использована без согласия держателя, но в случае уведомления об этом от банка. Кроме того, банкам дано право блокировать на 2 дня переводы на подозрительные счета с отправкой соответствующего уведомления клиентам. Владелец счета должен будет подтвердить свои действия или отказаться от перевода.
Другие игроки сообщили, что планируют успеть провести технические доработки для реализации функционала в установленные законом сроки. В Госдуме допустили, что, когда все игроки рынка подключатся к обмену информацией о счетах злоумышленников, число краж может снизиться в десятки раз. Защитит или возместит Сервис по защите операций и возмещению средств «Тинькофф» работает, если клиенты банка также пользуются и услугами связи от «Тинькофф Мобайл», сообщили «Известиям» в кредитной организации. Там уточнили, что такая технология бесплатна. Если трехступенчатая система защиты не сработала и телефонным мошенникам удалось украсть деньги, финансовая организация обязуется вернуть всю сумму.
Сервис покрывает разные случаи мошенничества — как переводы, так и ситуации, когда клиент сообщил злоумышленнику данные под воздействием социнженерии или снял деньги в банкомате и зачислил их на счет мошенника. Впрочем, для получения компенсации есть ряд исключений. Например, звонок злоумышленника обязательно должен проходить по телефону, но не через мессенджеры. Деньги должны переводиться только на чужие счета, а не на собственную карту в другом банке хотя мошенники используют и такие сценарии обмана, заставляя перечислить средства из более защищенной организации в менее защищенную. Также если клиента предупреждали о потенциальной угрозе, но он продолжил разговор, деньги не вернут.
Банк отправителя должен вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней в случаях: Когда банк допустил перевод на мошеннический счет, который находится в спецбазе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента»; Если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода, который был сделан без согласия клиента; Когда клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этом. Если банк не предупредили о потере контроля над картой, то он может не возмещать средства. В этом случае также указан срок для возврата трансграничного перевода — 60 дней. Кроме того, банки смогут на два дня блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов.
В настоящее время сведения о так называемых дропперах банки получают из базы данных регулятора. Новый комплексный подход повысит финансовую ответственность банков и усилит защиту людей от кибермошенников», — отмечает директор Департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров. Закон вступит в силу через год после официального опубликования. За это время все стороны информационного обмена усовершенствуют свои автоматизированные системы и бизнес-процессы. Банк России формирует базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» на основе информации, полученной от банков и других операторов платежных систем.
ЦБ хочет, чтобы банки возвращали похищенное мошенниками. Почему эксперты против этой идеи
Новый закон обязует российские банки возвращать клиентам переведенные мошенниками деньги: об особенностях закона рассказал эксперт ЮФУ. Банк-отправитель должен будет вернуть клиенту все украденные с его счета средства в течение 30 дней с момента получения заявления от клиента. Деньги вернут в следующих случаях. При трансграничном денежном переводе банк или другой оператор перевода обязаны возместить денежную сумму неподтверждённой клиентом операции, средства — уже в течение 60 дней. В апреле 2022 г. регулятор планировал обязать банки возвращать украденные мошенниками средства в течение 30 дней. В апреле 2023 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин поддержал идею ЦБ возвращать украденные деньги клиентам банков.
В России обязали банки возвращать украденные мошенниками деньги
Денежные средства придётся возвращать банкам, чьи антифрод-системы некачественно сработали и допустили мошенническое хищение. Отмечается, что банки и до закона вели работу по противодействию мошенникам. Для этих целей даже была создана база «Банка России», к которой у финансовых организаций есть доступ.
В механизме установлен минимальный размер возмещения по страхованию банковских карт — в случае несанкционированного списания средств страховщик должен будет возместить клиенту либо всю сумму, либо не менее 100 тысяч рублей если денег похищено больше, чем 100 тысяч. А в сентябре 2022 года председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внес в нижнюю палату законопроект , в котором прописал условия возврата денег пострадавшим от мошенников находится на стадии второго чтения. В частности, Аксаков предложил расширить антифрод-систему, которую уже используют для проверки счетов получателей. Если этот счет находится в черном списке, то банк блокирует транзакцию. Сейчас такими проверками занимаются только банки — отправители денег, которые присылают клиенту код для подтверждения перевода.
В законопроекте предлагают усилить контроль и проверять счета еще и в банках-получателях: речь идет о переводах с карт, со счетов и по Системе быстрых платежей. Кроме того, планируется приостанавливать сомнительные транзакции — в документе указано, что это позволит сократить случаи, когда люди добровольно перечисляют деньги под давлением мошенников. Теперь у людей будет время подумать. Если же банки исполнили перевод на счет мошенников вопреки новым правилам, то должны вернуть клиенту всю сумму в течение 30 дней с момента получения от него заявления по трансграничным переводам — в течение 60 дней. Юрист правовой компании «Довод» Данила Ахметов рассказал, что на сегодняшний день взыскать деньги с банка в случае действий мошенников можно лишь в нескольких случаях: если банк знал о краже данных или карты клиента, но всё равно произвел платеж; если банк не проявил должной осмотрительности; если банк плохо обеспечивал безопасность данных и счетов клиентов; если банк не уведомил клиента об операции. По словам юриста, эти пункты применимы в случае похищения карты, но сослаться на них не получится, если клиент перевел деньги мошенникам добровольно. Смогут ли справиться банки Эксперты уверены, что такая инициатива может очень сильно ударить по банкам.
Например, управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева в комментарии «Известиям» отметила, что в первую очередь это потребует увеличения затрат для технологической инфраструктуры и, соответственно, увеличение сложности самой инфраструктуры. Это может включать в себя внедрение новых систем мониторинга, расширение баз данных, обновление программного обеспечения и так далее, — рассказала Косарева. Также Екатерина Косарева уверена, что эта инициатива повлечет за собой рост риска негативного имиджа и репутационных потерь — это может стать следствием недостаточно эффективной работы механизма компенсаций или продолжающегося уровня мошенничества. В дальнейшем эти проблемы могут привести к снижению доверия со стороны клиентов и их оттоку, а также к уменьшению прибыльности.
Согласно данным Банка России, за 2021 год мошенники с помощью денежных переводов украли у банковских клиентов 13,5 млрд рублей. Отмечается, что уровень возврата средств падает второй год подряд на фоне роста объема хищений. Эффективность нововведений Неназванный представитель ВТБ сообщил РБК, что в случае принятия поправок можно будет оперативнее выявлять операции, совершенные без согласия клиентов, и блокировать «счета-дропы» мошеннические счета подставных лиц. Он также считает, что в первую очередь надо работать с причинами хищений средств, а не с их последствиями. Снизить мошенническую активность позволят контроль за движением средств и наделение банков полномочиями по их заморозке», — объяснил он.
Он пояснил, что средства, поступившие на счет получателя денег, в основной своей массе сразу же обналичиваются. Юрист уверен, что улучшить ситуацию с возвратом украденных средств могла бы блокировка счета на пять дней. Рекомендации ЦБ 15 апреля ЦБ рекомендовал банкам проводить оценку рисков нарушения правил использования электронных средств платежа карт, мобильных приложений и личных кабинетов интернет-банкинга , принадлежащих лицам, информация об операциях которых уже внесена в базу данных о переводах денежных средств без согласия клиента.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил: Речь идёт о случаях, когда мошенники c помощью обмана получают у своей жертвы согласие на перевод. Особенно уязвимы люди старшего возраста.
Доходит до того, что обманутые граждане отдают преступникам последнее: продают имущество, берут кредиты. Это необходимо пресечь.
В России обязали банки возвращать украденные мошенниками деньги
За этот период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников.
Этот законопроект готовился, чтобы защитить сбережения людей, и чтобы пресекать деятельность мошенников. Банкам и кредитным организациям дано время отработать эту схему, — сообщил Алексей Волоцков. Гражданин пишет заявление в банк, он возвращает средства. Этот вопрос будет прорабатываться Центробанком.
В том числе от преступников, которые во время общения с жертвой настаивают на немедленных действиях, например, предлагают срочно «отменить заявку на кредит» и перевести деньги на безопасный счет. Даже если клиент сообщит секретные данные или попытается провести такие операции, есть шанс, что с моментально списать деньги на подозрительный счет не получится. Право приостанавливать операции позволит сохранить деньги на счете и избежать ущерба. При этом банк обязан сообщить владельцу счета, что перевод приостановлен, объяснить причины и рассказать, как при необходимости возобновить транзакцию. А когда можно рассчитывать на компенсацию? Банк должен в полной мере возместить ущерб, если он не учел требования закона. Например, сделал перевод на счет из базы данных мошенников. В этом случае пострадавший клиент может подать в банк заявление, на основе которого ему должны вернуть всю похищенную сумму. Срок возврата — 30 дней при переводах по России и 60 дней, если деньги выведены за границу. Получить компенсацию не получится, если банк должным образом предупредил владельца счета и приостановил транзакцию, но клиент все равно подтвердил перевод и отправил деньги мошенникам.
Это необходимо пресечь. Володин уточнил, что после принятия закона банки и другие операторы обязаны будут не только тщательнее проверять подозрительные переводы, но и принимать меры, чтобы средства граждан к мошенникам не попадали. А тем банкам, которые будут пренебрегать этими обязанностями, придётся возвращать людям украденные деньги. Деньги должны быть возвращены в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, а в случае трансграничного перевода — в течение 60 дней.
Банки начали возвращать россиянам деньги, украденные мошенниками
«И только в той ситуации, когда предупреждения Банка России игнорируются и перевод совершается, кредитная организация возвращает все средства. То есть речь идет не о тотальном возмещении, а о случаях нарушения со стороны банков», – уточнил специалист. Как банки будут возвращать украденные мошенниками деньги? В правительстве предложили внести поправки в закон «О национальной платежной системе», которые будут касаться возврата клиентам банков денег, украденных мошенниками со счетов (или тех, которые клиенты передали мошенникам добровольно). Как банки будут возвращать украденные мошенниками деньги? Максимальная сумма возврата похищенных денежных средств не установлена.
Нижегородцам вернут украденные деньги. Кто в списках?
Банки должны будут проверять и приостанавливать транзакции, а если деньги переведут даже несмотря на сведения о мошенническом счёте — их придётся вернуть. Банки с 25 июля 2024 года начнут по новой схеме возвращать клиентам деньги, украденные мошенниками, сообщили в ЦБ. Средства будут поступать в течение 30 дней с момента подачи соответствующего заявления от клиента. Если же деньги «по недосмотру» банков попадут к мошенникам — они будут обязаны в течение 30 дней вернуть их клиентам. Кроме того, счета, на которые совершались подозрительные переводы, будут включены в специальную базу Центрального Банка России. Центробанк намерен обязать банки в течение 30 дней возвращать клиентам деньги, похищенные мошенниками. Российские банки начнут возвращать своим клиентам похищенные мошенниками деньги по обновленной схеме: в течение 30 суток с момента получения соответствующего заявления от владельца счета, а также в установленных законом случаях. Банк отказался возвращать деньги.
«Сбер» начал возвращать украденные мошенниками деньги
На данный момент банку удалось вернуть деньги «нескольким сотням клиентов». Станислав Кузнецов Зампредседателя правления «Сбера» Сейчас вернуть украденные деньги непросто, но возможно. Для этого нужно обратиться в суд и предоставить ему доказательства того, что средства были именно похищены. После этого нужно создать документ о требовании возврата средств и отправить его в банк. Звучит как что-то очень долгое. По словам Кузнецова, возврат денег — трудоемкое и долгое дело.
В ЦБ не ответили на запрос «Известий» о досрочной реализации требований законодательства. Когда оно было принято, директор департамента информационной безопасности регулятора Вадим Уваров говорил: хотя антифрод-системы банков сегодня предотвращают большой объем хищений денег у клиентов, количество пострадавших остается значительным. Новый комплексный подход повысит финансовую ответственность игроков рынка и усилит защиту людей от кибермошенников. Принять закон о защите от злоумышленников и возврате средств недостаточно: всем участникам информационного обмена нужно провести доработки, считает эксперт платформы «Народного фронта» «Мошеловка» и портала «Моя финансовая история» Александра Пожарская. Например, многие жертвы мошенничества подают заявление в полицию, совершенно забывая сообщить о произошедшем в кредитные организации, из-за чего срок попадания дропперского счета в базу регулятора сильно увеличивается.
Ведь если в базу будут вносить любой счет по огульному обвинению и по каждой жалобе и банк будет обязан немедленно возвращать деньги без всяких проверок, то рынок разорится на разбирательствах, а судебная система захлебнется в спорах между финансовыми организациями и напрасно обвиненными в дропперстве и мошенничестве, — пояснила Александра Пожарская. Злоумышленники используют копии паспортов и взлом банковских приложений Уже сейчас в дополнение к закону, который еще не вступил в силу, банки начали внедрять различные защитные технологии, чтобы предотвращать мошенничество, говорит генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. По мнению эксперта, симбиоз банковского игрока и оператора благодаря пересечению больших объемов данных о платежном поведении, входящих звонках и других вариантов Big Data позволит компании обеспечить работу этого защитного решения в проактивном режиме, то есть предотвратить процесс кражи еще до завершения операции. Большая вероятность, что оно будет пользоваться заметным спросом на рынке. Ведь для клиента это большое преимущество, даже если он поверит мошеннику и платеж будет проведен: есть защита от банка и человеку вернут полную сумму.
То есть банк получит право на два дня блокировать перевод. И если вы в течение этих двух дней подтвердите свое желание перевод сделать - деньги уйдут. Плюсы: мошенникам сложно будет два дня поддерживать легенду.
Минус - от перевода через банкомат не спасет. Не спасет и в случае, если человек очень верит в то, что ему лечат, и все равно подтвердит перевод. Большой плюс В случае, если, несмотря на направление клиентом подтверждения распоряжения или осуществление действий по совершению повторной операции, указанной в пункте 3 части 36 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает прием к исполнению подтвержденного распоряжения клиента на два дня со дня направления клиентом подтверждения распоряжения или отказывает в совершении клиентом повторной операции.
Станет обязательной сверка с формируемой Банком России базой «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем. В связи с принятием закона « Коммерсант » обратился к статистике: в ноябре 2022 года было выявлено более 110 тыс. А в первом квартале этого года был установлен рекорд по хищению средств у клиентов банков — более 4,5 млрд руб.
Право на ошибку. Банки начнут возвращать украденные мошенниками деньги
На полный возврат украденных средств граждане могут рассчитывать, если банк допустил перевод на мошеннический счет, расположенный в базе Центробанка РФ, или если клиенту не направили уведомление о транзакции, совершенной без его согласия. При трансграничном денежном переводе банк или другой оператор перевода обязаны возместить денежную сумму неподтверждённой клиентом операции, средства — уже в течение 60 дней. Сейчас вернуть украденные деньги непросто, но возможно.
Депутат Гаврилов разъяснил, в каких случаях банк вернет деньги жертвам мошенников
Об этом сообщили на официальном сайте. В частности, банки, которые не будут проверять переводы россиян на предмет мошенничества, должны будут вернуть им украденные деньги. Там отметили, что такой закон обязует операторов проверять подозрительные переводы и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физических лиц, даже если на то есть согласие клиента. Банки, которые не будут исполнять новые обязательства, отмечается на сайте Госдумы, должны будут вернуть россиянам украденные мошенниками средства. Ранее Госдума приняла закон о внедрении цифрового рубля.
Как продолжить проведение операции, если это нужно. Клиент может отправить подтверждение операции или запрос на повторный перевод в соответствии с условиями договора. А банк имеет право запросить у клиента подтверждение его добровольного согласия. Если получатель денег или сам счет числится в базе связанных с мошенничеством, то банк даже после подтверждения вправе задержать операцию еще на два дня. Если и после этого клиент подтвердит операцию и деньги попадут к мошенникам, то банк не будет нести за это ответственность: клиента предупредили и он сам принял решение.
Но не будут рассматриваться и приостанавливаться операции с участием денег, относящихся к зарплате или другим доходам, для которых установлены ограничения размеров удержания или введен запрет на взыскание. В каких случаях деньги можно вернуть.
Telegram Фото niekverlaan, pixabay. Банки обяжут проверять поступление денег на признаки мошенничества, возвращать клиентам похищенные деньги, если операции были совершены без их согласия. Проверять платежи на мошенничество будет не только банк плательщика, но и банк получателя. Соответствующие поправки внесли в закон «О национальной платежной системе».
Согласно источнику, ЦБ РФ предлагает установить фиксированную сумму возмещения украденных с карт или счетов клиента средств. По словам представителей ведомства, эта инициатива призвана повысить процент возмещения жертвам их потерь — осуществлять возврат будут банки. Сейчас финансовые организации в большинстве случаев отказываются что-либо компенсировать клиентам, но в будущем это может измениться. Минимальная сумма возмещения будет определяться статистически — то есть, исходя из подсчета среднего размера тех переводов, которые пользователи отмечают как мошеннические. Например, по данным «Тинькофф», в 2020 году мошенники «выуживали» у россиян примерно по 13,9 тысяч рублей за один раз.
В России обязали банки возвращать украденные мошенниками деньги
Банки начнут возмещать похищенные мошенниками средства. Россияне смогут возвращать деньги, похищенные мошенниками, даже если сами подтвердили перевод из банка. В 2024 году банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками денежные средства по новой схеме: в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента и в случаях, установленных законом. Если же деньги «по недосмотру» банков попадут к мошенникам — они будут обязаны в течение 30 дней вернуть их клиентам. Кроме того, счета, на которые совершались подозрительные переводы, будут включены в специальную базу Центрального Банка России. Тинькофф первым из российских банков начнет возвращать украденные средства клиентам, которые стали жертвами телефонных мошенников: возврат будет совершен независимо от того, в какой банк был осуществлен перевод мошенникам из Тинькофф.
Комментарии: 0
- Банки будут возвращать клиентам украденные деньги по новой схеме | Бробанк.ру
- Новый закон: Госдума обязала банки возвращать жертвам мошенников украденные деньги
- Банки будут возвращать россиянам украденные мошенниками деньги
- Как банки будут возвращать украденные мошенниками деньги? Новые правила
- РБК: В России банки начнут возвращать украденные деньги клиентов по новой схеме