Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. Цель группы БРИКС (BRICS) — коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счет активного сотрудничества друг с другом. В этом смысле влияние на политику России расшире-ния БРИКС лежит в плоскости роста возможностей взаимодействия в мире.
Метаморфоза БРИКСа: из фикции — в мирового игрока?
На саммите БРИКС приняли документ о принципах расширения группы. Это означает, что БРИКС в том виде, как сейчас, существовать больше не будет. Страны БРИКС выступают за мирные переговоры между Россией и Украиной, установление стабильной и безопасной обстановки в Афганистане, мирное урегулирование проблемы Корейского полуострова. BRICS ZONE это проект межгосударственного значения, освещающий зону влияния международного объединения БРИКС. БРИКС принял решение о трансформации из неформального клуба пяти стран в более широкий межконтинентальный союз, но при этом воздержался от конкретизации политических и экономических целей объединения. В широком смысле нужно стремиться к созданию в рамках БРИКС таких условий и механизмов сотрудничества, которые бы способствовали удовлетворению имеющегося «спроса» в экономике за счет создаваемого внутри объединения «предложения». Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего.
Страны БРИКС
Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. БРИКС принял решение о трансформации из неформального клуба пяти стран в более широкий межконтинентальный союз, но при этом воздержался от конкретизации политических и экономических целей объединения. К выступлению о значении БРИКС президент готовился до последней минуты.
БРИКС расширяется в поисках смысла
Своим горизонтом мы выбрали 15 лет, сопоставимые с глубиной инвестирования крупных инфраструктурных проектов, на плече которых можно реализовать сценарии развития. Исходя из того, что в следующие 15 лет смена субъектов международных отношений выглядит весьма вероятной, мы считаем, что рассмотренные выше типы реакций этих субъектов на глобальные вызовы — усиление политической или экономической интеграции — по сравнению с сегодняшним днем не изменятся. Комбинация интенсивности усилий по данным осям образует четыре возможных сценария развития БРИКС: Оставаться в статусе «клуба развивающихся держав», существующего для обсуждения глобальной повестки, формулируемой в других странах и наднациональных объединениях. Расширять свое влияние на мировую повестку дня при помощи инструментария политической интеграции — расширения членства и создания политического альянса. Усиливать экономический рост и взаимную торговлю стран БРИКС путем активизации экономической интеграции, строя полноценный экономический союз, который за счет развития внутренней экономической мощи сможет искать ответы на вызовы, стоящие перед странами. Усиливать экономическую интеграцию политической и культурной и транслировать экономическую в пространство глобальной конкурентоспособности для решения мировых проблем, стоящих перед человечеством. Каждый сценарий отличается тем или иным набором реализованных инициатив политической и экономической интеграции. К числу первых можно отнести, например, введение безвизового режима между странами, создание наднациональных органов, имеющих приоритет перед национальными, совместное решение вопросов безопасности, координацию внешней политики, формирование общих вооруженных сил быстрого реагирования и интеграцию вокруг себя регионов.
Когда-то весомая и представительная площадка, он превратился в один из многих голосов международной политики. Каждая из участниц БРИКС предпочла преследовать собственные геополитические и экономические интересы и участвовать во все расширяющемся наборе региональных и международных площадок, альянсов и клубов. При этом ухудшающаяся экономическая ситуация в мире подталкивает страны БРИКС к защите национальных рынков и протекционизму. Местные экономики остаются ресурсоемкими и зависимыми от заимствованных инноваций и институтов. Отказ национальных правительств от передачи какого-либо объема политического и экономического суверенитета и запутанность системы внешних обязательств каждой из стран привели к тому, что постоянные наднациональные органы так и не были сформированы, и БРИКС продолжает существовать в виде периодических встреч лидеров. При этом поколение политической элиты, которое стояло у истоков клуба, уже сошло со сцены, а его преемники не унаследовали достаточной воли для формирования общего видения. Развитие других, более динамичных организаций приведет к тому, что члены БРИКС будут уделять большее внимание альтернативным площадкам, и эксперты ожидают, что Саммит БРИКС 2030 года окажется последним саммитом пяти стран.
Этот сценарий является инерционным и потому вполне реалистичным, однако он не позволяет в полной мере раскрыть потенциал пятерки. Для усиления своего веса и возможностей реагировать на ключевые проблемы глобальной политики страны пятерки предпочитают «отложить в сторону» исторические противоречия и подписывают прорывной договор о мерах обеспечения взаимной безопасности. При этом каждая из них предпочитает искать ответы на общемировые экономические вызовы самостоятельно или через существующие международные площадки, и единственным значимым инструментом экономической интеграции является Банк развития БРИКС, который, тем не менее, используется большей частью для финансирования политически обусловленных проектов. Главными торговыми партнерами пятерки основателей по-прежнему являются ЕС и США, что не позволяет выносить на обсуждение по-настоящему острые вопросы. Для этого БРИКС начинает, с одной стороны, усиливать свою представленность в системе мировых институтов управления и на коммуникационных площадках, с другой — расширяет свою репрезентативность, открывая двери для других членов. Сначала входит Аргентина, потом в целях усиления евразийской повестки и сдерживания Китая России удается привести в организацию Турцию что считается огромным геополитическим успехом. В альянсе формируется многоуровневая система членства, и на очередном ежегодном Саммите развивающихся держав в Анкаре в 2030 году ожидается предоставление членства Индонезии и Саудовской Аравии.
Страны — основатели Альянса в ходе долгого и тяжелого переговорного процесса смогли определить ту долю суверенитета, от которой они отказались в пользу созданной организации. Секретариат находится в Мумбаи, штаб-квартира — во Владивостоке, Парламентская ассамблея — в Стамбуле. Ключевым вызовом в данном сценарии становится необходимость преодолеть внутренние противоречия: конкуренцию в ряде регионов, исторические споры о границе в первую очередь, между Индией и Китаем и неготовность делиться даже частью суверенитета в пользу интеграционного объединения. Хотя наличие одинаковых проблем у нескольких стран не означает, что они воспринимают эти проблемы как общие, позитивным примером здесь может послужить НАТО, где государства, имеющие исторические противоречия вековой протяженности, вполне успешно сосуществуют в рамках одной наднациональной военной структуры и сообща ищут ответы на политические и экономические вызовы. Сценарий 3 СОЮЗ Ухудшение экономической ситуации на развивающихся рынках вкупе со стартом третьей промышленной революции в развитых странах не позволяли БРИКС демонстрировать прежний экономический рост.
Четыре сценария развития БРИКС заданы интенсивностью политической и экономической интеграции альянса и рассматривают пределы его развития. Если изначально эта группа развивающихся стран была лишь одной из множества похожих аббревиатур, за которыми не стояла реальная деятельность как пример — MINT1 или CIVETS2 , то сейчас пятерка представляет собой действующую организацию ведущих развивающихся стран. В рамках БРИКС осуществляется многоуровневое взаимодействие — от ежегодных саммитов глав государств, за которыми следит весь мир, до студенческих обменов и молодежных форумов. На сегодняшний день БРИКС представляет собой клуб для обсуждения общих проблем, и его ближайшим аналогом можно считать G7. Она понимается не только географически, среди показателей удаленности — разные темпы роста экономик, малое количество прямых авиарейсов между крупнейшими городами даже в тех случаях, когда это технически возможно , низкая степень изучения языков других членов пятерки в школах и университетах, практически отсутствующее понимание истории и культуры других стран БРИКС даже среди образованных людей, различная этнорелигиозная структура общества.
Его члены, как отметил крупный российский политолог Федор Лукьянов, обладают полным суверенитетом — способны проводить независимую внешнюю политику, не ограниченную каким-либо альянсом или объединением, и располагают достаточным экономическим потенциалом, чтобы такую политику обеспечивать. Уже не в первый раз они выступают с политическими заявлениями по самому широкому спектру актуальных вопросов мировой повестки дня — начиная с сирийского конфликта и заканчивая международными санкциями, и зачастую эти заявления кардинально отличаются от мнения стран G7. Однако несмотря на совокупный потенциал и мощь отдельных членов, состоятельность БРИКС, как и любой другой международной организации, зависит от того, насколько она адекватна вызовам своего времени. Именно в этом контексте у БРИКС есть пространство для маневра, так как все существующие в настоящее время международные организации были созданы в другом пространстве глобальных вызовов и были ориентированы на решение других задач. Глобальные вызовы Подавляющее большинство действующих сегодня международных институтов сформировались после Второй мировой войны с главной задачей создать такую систему управления, в которой будут невозможны глобальные вооруженные конфликты и которая будет сохранять ялтинско-потсдамские принципы неприкосновенности. Соответственно, международные организации можно поделить на две группы в соответствии с типом их интеграции — политической или экономической — как ответа на современные ей вызовы. Задачей политической интеграции является в первую очередь усиление влияния на окружающий альянс контекст — так, высшей формой политического сотрудничества считается военно-политический альянс типа ОДКБ или НАТО. Более нейтральными формами являются крупные диалоговые площадки типа СНГ, ШОС или ЛАГ, вокруг которых строится та или иная экономическая инфраструктура, но она имеет лишь обслуживающий характер. Задача этих объединений — влияние и транслирование консолидированных мнений по поводу экономических вызовов в международные институты. Экономические альянсы, наоборот, создаются в первую очередь для поиска ответов на стоящие перед его членами внутренние вызовы, придавая наибольшее значение экономическому развитию своих членов путем создания инструментов синхронизации экономической деятельности, в том числе торгового и таможенного регулирования.
Альянсы типа АСЕАН и Восточноафриканского сообщества позволяют не только решать проблемы внутреннего развития, но и поднимать на международном уровне вопросы регионального масштаба. В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению. При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии. Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами. В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта. Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом. Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии? Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста?
Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность? Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой?
Аналитики говорят, что БРИКС может стать более геополитическим, нежели экономическим в своем стремлении восстановить баланс мировой мощи, особенно в связи с тем, что Китай и Россия стремятся привлечь его на свою сторону в условиях растущей напряженности в отношениях с Западом. И этому стремлению, считает CNN, могло бы способствовать расширение организации. По словам Бхасо Ндзендзе, адъюнкт-профессора политики и международных отношений Йоханнесбургского университета, вопрос о расширении может стать «первым стресс-тестом» БРИКС за почти полтора десятилетия его существования. По мнению аналитиков, то, решат ли лидеры объединения дать добро на расширение блока, и как они выберут новых потенциальных членов, будет иметь значительные глобальные последствия.
В настоящее время 22 страны официально выразили заинтересованность в присоединении к блоку, в то время как многие из них также направили неофициальные запросы, заявил в прошлом месяце представитель Южной Африки в БРИКС Анил Суклал. Страны глобального Юга «не хотят, чтобы им указывали, кого поддерживать, как себя вести и как вести свои суверенные дела. Сейчас они достаточно сильны, чтобы отстаивать свои соответствующие позиции», отметил южноафриканский дипломат. Эксперты объясняют, что у этих стран есть целый ряд причин для подачи заявок: от интереса к конкретным экономическим инициативам, таким как переход на местные валюты, до вызова Соединенным Штатам. Главным фактором привлекательности группы является ее растущий экономический вес. Несмотря на это, они получают лишь 15 процентов голосов в Международном валютном фонде МВФ.
В сочетании с недовольством по поводу таких дисбалансов на Глобальном Юге растут опасения, что США могут превратить доллар в оружие с помощью санкций, как это было сделано в отношении России.
Прежде всего с экономической точки зрения. Наоборот, страны "пятерки" всегда были заинтересованы в сотрудничестве с западными государствами. То же касается и России в досанкционный период. Некая глобализация нового типа, которая строится не на идеологическом, политическом и тем более не на военном, геостратегическом противостоянии. Изначальный тезис о том, что расширение какого-то объединения, куда входит Китай, на руку Китаю, - это очень фантазийное положение, которое, как правило, генерируется западными СМИ или наиболее правоконсервативными западными аналитическими мозговыми центрами", - считает Александр Ломанов. Но в таком случае речь будет идти не о противостоянии Западу, а о защите собственных интересов. Если Запад видит угрозу в том, что кто-то может жить и развиваться без его разрешения, то в таком случае БРИКС действительно будет угрозой, потому что это рост самостоятельности развивающихся и поднимающихся крупных держав.
Но говорить о том, что у БРИКС есть антизападный подтекст, не приходится совершенно", - сказал эксперт. Многие страны видят в этом объединении основу для создания нового миропорядка. Прежде всего с более справедливыми торгово-экономическими отношениями. Возрастающая роль БРИКС на международной арене знаменует собой наступление новой эпохи для развивающихся государств, заявил в беседе ТАСС член ЦК суданской компартии Камаль Каррар, который считается ведущим экспертом по проблемам Африканского континента.
Каково значение БРИКС в мировой экономике и в чем задачи саммита – 2023
Главные темы саммита BRICS — уход от доллара и перевод торговых расчетов стран-участниц организации в национальные валюты. Появится ли единая валюта BRICS, выясняли Финансы Группа БРИКС, первоначально созданная для выявления инвестиционных возможностей, с годами превратилась в сплоченный геополитический блок. Участники выразили уверенность в эффективном сотрудничестве в рамках БРИКС в новом составе.
БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира
Так он прокомментировал заявление главы Нового банка развития, созданного в рамках БРИКС, Дилмы Руссефф. В присоединении будет определенный экономический смысл, особенно если БРИКС будет создавать единую валюту, но ведь это случится не сегодня и не завтра», — сказал Лунев. Инвесторы с нетерпением ждут результатов долгожданной встречи БРИКС в 2023 году. БРИКС (англ. BRICS) –межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и РИА Новости, 22.08.2023.
БРИКС расширился за закрытыми дверями
Расскажем о БРИКС: чем примечателен этот блок и почему саммит 2023 года является столь знаковым. Группа БРИКС – это объединение государств, разделяющих стратегическое видение справедливого мирового порядка, но преследующих свои национальные интересы. Хотя дедолларизация не является как таковой целью БРИКС, он активно наращивает взаиморасчёты в национальных валютах, что не может бесследно пройти для США. беседует с экспертами о том, какое значение имеет вступление шести новых стран в состав БРИКС.
БРИКС: мечты о переустройстве мира и реальные перспективы
Подробности — в материале «Известий». Готовность присоединиться к форуму изъявляла и Турция. Еще часть стран выразила неофициальное желание стать членами альянса. Последними заявки подали Венесуэла и Боливия. По словам венесуэльского лидера Николаса Мадуро, «БРИКС играет лидирующую роль в строительстве нового мира и открывает динамичный путь к многополярному миру». Все страны приняли это приглашение.
При этом сообщения от родителей приходят и поздно вечером, и в выходные. Для них перестанут выходить обновления.
Ранее журналист Сергей Лисин сообщил в своем телеграм-канале, что организаторы Игр дружбы получили отказы от основных национальных сборных команд КНР и Бразилии участвовать в соревнованиях по спортивной и художественной гимнастике. Какой-то официальной или неофициальной информации от этих стран по поводу первых или вторых составов не было, в оргкомитет - точно нет.
В последнюю пару лет Саудовская Аравия изменила политику и сближается с Россией. Это, конечно, очень для нас интересно. Саудовская Аравия мощный игрок, сильная, богатая страна.
Если она присоединится со своими деньгами, то банк БРИКС, конечно, получит дополнительные фонды на развитие. Экономически — это большие деньги, возможность финансирования различных проектов. Саудовская Аравия — это уже не только бензоколонка, которая поставляет нефть, страна развивает туризм, высокие технологии, у них возобновляемая энергетика, идет опреснение воды, моря. У них масса научно-технических проектов», — объяснила экономист. Она находится в зоне влияния США.
Но ее стремление к БРИКСу говорит о том, что она хочет сохранить свою независимость от американского диктата, и это хорошо», — заметил он. Эмираты обладают большими фондами. Они, например, являются нашими соучредителями — финансировали российский проект по производству сжиженного природного газа на Севере, на Ямале. Эти богатые ближневосточные страны — хорошие союзники. Они и технологии, и деньги могут дать.
Сейчас активно строятся различные предприятия химической промышленности. Все это требует больших денег, которые сейчас негде найти», — подчеркнула Кузнецова. С Эфиопией та же, что и с Египтом. Ну плюс, нам еще важна Эфиопия, как частично православная страна, для нас это близко», — отметил директор Центра политического анализа. Однако экономически это самый невыгодный партнер.
Таким образом, Иран еще больше открывается миру, несмотря на внутриполитические сомнения в отношении Раиси в самом Иране. Главная цель иранского руководства — выйти из международной изоляции, и Тегерану это удается. Европейцы вновь выступили с инициативой вернуть Вашингтон и Тегеран к ядерному соглашению. Иран не против нормализации отношений и придерживается прагматичного подхода к этому вопросу, но он реалистичен: Запад ненадежен, нужно искать альтернативные пути, и в этом смысле БРИКС — идеальная организация, считает эксперт. БРИКС — это открытая международная структура, развивающаяся как новый полюс мира, заявила в интервью «Известиям» профессор политологии Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Еремина. БРИКС — это новое пространство для диалога, где страны договариваются и нет такого, что кто-то кого-то контролирует. По ее мнению, присоединение Аргентины укрепит позиции Бразилии и Латинской Америки в целом. Это также позволит укрепить Евразийский экономический союз.
Важно то, что расширение происходит за счет тех стран, которые действительно важны с точки зрения взаимосвязи новых коммуникационных потоков, новых центров власти и принятия решений. С ним согласен журналист и востоковед Андрей Онтиков. Месяцем ранее китайцы высказались за расширение БРИКС, и Россия заинтересована в этом, поскольку идея заключается в объединении стран-единомышленников в рамках единой структуры, готовой более тесно координировать их деятельность. Отношения Ирана с Россией и Китаем плотные и конструктивные. Возможно, мы увидим скоординированные инвестиционные проекты и сотрудничество в других областях. Страны готовы к взаимовыгодному сотрудничеству, причем на равных условиях, на основе уважения взаимных интересов, считает эксперт. Он отметил, что Россия прилагает все усилия для формирования крупных региональных связей. Учитывая кризисы последних лет, когда был свергнут Муаммар Каддафи, Россия настаивала на ведущей роли Африканского союза в разрешении ливийского кризиса.
Когда начался сирийский кризис, Москва призвала Лигу арабских государств стать центром силы. Должны быть созданы различные региональные политические центры, страны могут быть одновременно членами различных организаций и структур. Между странами-членами существует продуктивное сотрудничество, и оно может быть расширено за счет присоединения других стран — это очевидно. Иран и Аргентина — страны, которые могут внести свой вклад в укрепление этой структуры, сказал Онтиков. Семь к одному: министры иностранных дел G7 договорились усилить давление на Россию Почему министры из Украины и Молдовы приехали в Германию на встречу — На мой взгляд, это объединение не станет альтернативой G7. G7 останется чрезвычайно важной международной структурой, но ее роль изменится: она станет лишь одной из многих других платформ, привлекающих другие страны, считает эксперт. В своей статье для Die Welt журналист отметил, что антизападный альянс набирает силу как в политическом, так и в экономическом плане. В подтверждение своей точки зрения он приводит статистику: население стран «Большой семерки» составляет 771 миллион человек, а население стран БРИКС — более 3 миллиардов человек.
В действительности, возникает антизападный блок, такой мощный, какого еще не знала история. Ветры в мире изменились, в том числе и в Латинской Америке, которая когда-то считалась задним двором США.