Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Восстание в Твери против баскака Чолхана. Антиордынское восстание в Твери Антиордынское восстание в Твери — первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. В конце лета 1327 г. из Орды в Тверь прибыл посол Чолхан.
Почему Иван Калита подавил восстание в Твери
Оставшиеся спасались бегством. Согласно сведениям новгородского летописца, приказ убивать татар отдал Александр Михайлович. Отряд Чолхана целый день сражался с местными жителями, а к вечеру, когда силы ордынские ослабли, посол отступил в княжий двор и укрепился там. Тверской князь приказал поджечь двор, чем и предопределил участь Чолхана погибнуть в огне. Восстание в Твери стало одним из ключевых событий в политической борьбе Твери и Москвы.
На помощь начал сбегаться народ, зазвонили колокола, множество татар было убито. Оставшиеся спасались бегством. Согласно сведениям новгородского летописца, приказ убивать татар отдал Александр Михайлович. Отряд Чолхана целый день сражался с местными жителями, а к вечеру, когда силы ордынские ослабли, посол отступил в княжий двор и укрепился там. Тверской князь приказал поджечь двор, чем и предопределил участь Чолхана погибнуть в огне.
И гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всея изсекоша, а иных истопиша, а иных в костры дров складше сожгоша» Каргалов В. И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле. После этого, вскоре, за умножение грехов наших Бог попустил диаволу вложить злое в сердца безбожных татар и сказать беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь иметь власти над ними». Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: «Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу». И велел ему царь так и сделать. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени. И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте! Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 1326 г. Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю хану Узбеку «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании. Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Повести о Шевкале. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.
Узнав о событиях в Твери, Узбек пришёл в ярость. Убийства ордынского ставленника хан простить не мог. Наказание было неотвратимым, к тому же исполнителя ханского приговора долго искать не пришлось. Иван Данилович Калита, казалось, только и ждавший случая погубить тверского князя, тут же встретился с Узбеком и вместе с выделенным ему пятидесятитысячным татарским войском под руководством пяти темников, в частности, Феодора и Чюка, напал на Тверское княжество. Татары разорили и новгородские владения, а именно Новоторжскую волость. Сам Новгород от Калиты сумел откупиться. Александр Михайлович, сознавая, что противостоять московскому князю и татарам невозможно, укрылся со своим семейством в Пскове. Константин и Василий вместе с матерью и боярами также бежали из Твери. А владения тверские оказались разорены «Федорчюковой ратью», люди разбежались... Теперь старания Михайловичей должны были быть направлены на то, чтобы успокоить своих оставшихся подданных и исправить, насколько возможно, незавидное положение княжества. О притязании на великое княжение нечего было и говорить. Ярлык достался Калите, а Константин, старший из тверских князей после Александра, в 1328 г. Это известие в Твери, где, очевидно, ждали новых от татар бед, восприняли, как видно из летописи, с облегчением: «Божием милосердием выиде из Орды князь Константин в свою отчину в Тверь, и нача княжити тогды мирно и тихо». Тверитяне стали возвращаться в родные места, сожжённые храмы восстанавливались. Находившийся в изгнании Александр назвал своего брата «наставником и собирателем отчины». Словом, Константин, как того и требовала ситуация, направил все силы на восстановление княжества. Ни о каком противодействии Москве и речи быть не могло, не говоря уже о татарах... Избиения тверитя-нами Щелкана «сотоварищи» в Орде не могли скоро забыть.
Почему Иван Калита подавил восстание в Твери
15 августа вспыхнуло восстание против ордынского наместника Чолхана. Поводом для начала восстания послужило то, что монголы отобрали на торгу лошадь у дьяка Дудко, после чего горожане убили Чолхана и его свиту. Тверское восстание против Золотой Орды | Электронная библиотека. Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды. По крайней мере на первых порах, успех сопутствовал именно Твери. Иногда это соперничество доходило до открытых войн. Однажды в Твери вспыхнуло восстание против ордынцев. Оно было вызвано попыткой восстановить на Руси систему баскачества. Хан Узбек прислал в Тверь в качестве баскака Чолхана (на Руси его называли Щелканом), своего родственника. Восстание Твери против чолхана стало горьким уроком для горожан и всех жителей России. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против.
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году
Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Тверское восстание 1327, антиордынское выступление жителей г. Тверь. Тверское восстание 1327 года было одним из самых крупных на Руси народных выступлений против монгольского ига. Антиордынское восстание в Твери Антиордынское восстание в Твери — первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига.
Восстание в Твери в 1327 г.
Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами.
К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. История государства Российского. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии.
Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах. Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть.
Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар. Соловьев С. История России с древнейших времен: В 15 кн. Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника.
Сопоставление даты восстания 15 августа 1327 г. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской - инициатива избиения татар исходила от великого князя. Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца - современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в. Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду. Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков.
В 1329 г. Последний вынужден был бежать в Литву, но спустя два года вернулся оттуда и сел в Пскове «из руки» великого князя литовского Гедимина. Здесь он княжил 6 лет.
То, что случилось в Твери 15 августа 1327 года, нельзя было понять иначе, как бунт против ордынской власти. Вина тверичей усугублялась тем, что они напали на ханского «посла» Чолхана. Убийство посла татары считали тяжелейшим преступлением, совершившие которое подлежали полному истреблению.
Узнав о тверском мятеже, хан велел собирать большое войско для карательной экспедиции. К участию в походе на Тверь он решил привлечь и сильнейших русских князей, которые срочно прибыли в ханскую ставку. Для похода на Тверь хан велел собрать внушительные силы. Во главе армии стояли пять «темников великих», летопись называет имена некоторых из них — «Федорчюк, Туралык, Сюга». По имени первого из них этот поход остался в памяти русских людей под названием Федорчюковой рати. Прибывшие в Орду московский князь Иван Калита и Александр Васильевич, а также, вероятно, и другие русские правители присоединились к Федорчюковой рати, надеясь тем самым спасти свои владения от погрома.
Когда морозы сковали реки и болота, карательное войско из Орды двинулось на Тверь. Вероятно, татары шли по Волге. Замерзшее русло реки образовало гладкую дорогу, достаточно широкую для столь большого количества воинов. Путь по Волге позволял Ивану Калите и суздальским князьям уберечь свои владения от тех опустошений, которые несла с собой ордынская конница. Несомненно, князья призвали свои дружины на помощь карателям.
Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть сообщения источников о столкновениях между Русью и Ордой в течение первого столетия их противостояния. Избави Богъ от лютаго томленья бесурьменьскаго люди Ростовьския земля: вложи ярость въ сердца крестьяномъ, не терпяще насилья поганых, изволиша вечь, и выгнаша из городовъ, из Ростова, изъ Володимеря, ис Суждаля, изъ Ярославля. Окупахуть бо ти оканьнии бесурмене дани и от того велику пагубу людемъ творяхуть, роботяще резы и многы души крестьяньскыя раздно ведоша.
Видевше же человколюбець Богъ, послуша моленья Матерня, избави люди своя от великыя беды. Томь же лете оубиша Изосиму преступника, то бе мнихъ образомь точью, сотоне съсудъ; бе бо пьяница и студословець, празнословець и кощюньникъ, конечное же отвержеся Христа и бысть бесерменинъ, вступивъ в прелесть лжаго пророка Ма[х]меда; бе бо тогда Титямъ приехалъ отъ цесаря Татарьского, именемъ Кутлубии, золъ сый бесурменинъ, того поспехомъ оканный лишеникъ творяше хрестьяномъ велику досаду, кресту и святымъ церквамъ поругаяся; егда же люди на врагы своя двигшася на бесурмены, изгнаша, иныхъ избиша, тогда и сего безаконного Зосиму оубиша в городе Ярославли, бе тело его ядь псомъ и ворономъ». Лаврентьевская летопись. То был монах, "сосуд сатаны", пьяница и сквернослов. Он отрекся от Христа и стал басурманином, вступив в прелесть ложного пророка Магомета. В то лето приехал на Русь злой басурманин Титян от царя татарского именем Кутлубей. По его наущению окаянный Зосима творил христианам великую досаду, ругался над крестом и святыми церквами. Когда же люди по городам распалились гневом на своих врагов и восстали на басурман, изгнали их из города, а других убили, тогда и Зосиму, этого скверного беззаконника, законопреступника и еретика, убили в городе Ярославле.
Тело его стало пищей псам и воронам, и ноги его, быстрые на все злое, псы влачили по городу, всем людям на удивление" Какова была роль князя Александра в этих событиях? На этот вопрос можно ответить лишь предположительно. По-видимому, следует принять мнение некоторых историков о том, что выступление было направлено против чиновников Великого хана. В Монголии в это время была в полном разгаре война между новым правителем империи ханом Хубилаем и его братом Ариг-Бугой. Занятый борьбой с мятежником, а также дальнейшим покорением Китая, Хубилай мало внимания уделял далекому "улусу Джучи". Mонгольский полководец, пятый правитель Золотой Орды, внук Чингиз-хана, третий сын хана Джучи. Берке-хан стал правителем Золотой Орды в 1257 году, после того как один за другим умерли Сартак сын и Улагчи внук Бату-хана. По сведениям историков Сартак был отравлен Берке и его братом Беркечаром.
Взойдя на престол, Берке-хан, закрепил за всеми старшими и младшими братьями те уделы, которые были отданы им во владение Бату-ханом. У булгар и мордвы было установлено центральное управление взамен существовавших местных администраций. Башкирия сохранила автономию во главе с местной династией правителей. На Руси, и в других подвластных ордынцам странах, по приказу великого хана Мункэ, была организована всеобщая перепись населения для более правильного рекрутирования воинов и сбора налогов. В 1257 году ханские чиновники появились во Владимиро-Суздальском, Рязанском и Муромском княжествах. Ими была проведена перепись населения и имущества, а также организованы военные округа по стандартам монгольской десятеричной системы тумэны, тысячи, сотни, десятки. От налогов были освобождены лишь представители религии. Правитель этого улуса хан Берке именно в эти годы был крайне заинтересован в том, чтобы избавиться от чиновников, присланных из Монголии.
В связи с подготовкой к войне против Хулагу он нуждался в деньгах и не хотел ни с кем делиться русской данью. Однако хану удобнее было избавиться от имперских чиновников не прямо, личным повелением, а с помощью русских. При таком повороте событий он всегда мог отправдаться перед Великим ханом, свалив всю вину за мятеж на русских князей. Вероятно, Берке дал понять князю Александру, что не будет гневаться на изгнание из русских земель доверенных лиц Великого хана. В источниках есть сведения, что Александр и другие русские князья участвовали в подготовке мятежа. Однако большинство летописцев изображают восстание как случившийся по воле Божьей внезапный взрыв народного негодования. Но уже то, что выступление произошло одновременно в нескольких городах, заставляет задуматься. Примечательно и то, что, по свидетельству летописца, "бесермен" выгнали из городов, но, по-видимому, сохранили им жизнь, предав казни лишь таких русских изменников, как бывший монах Зосима.
Такая умеренность разъяренной толпы по части расправы с "бесерменами" возможна была лишь в том случае, если власти держали под контролем весь ход событий. Участие русских князей в восстании 1262 г. Однако и при таком понимании событий поездка Александра Невского в Орду в 1262—1263 гг. На этот раз, как и предполагал Невский, хан потребовал прислать русских воинов для участия в походе на Иран. Об этом важном обстоятельстве кратко сообщает автор "Жития Александра Невского". Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды". Князь стремился любой ценой уберечь русских воинов от принудительной мобилизации. Желая задобрить хана богатыми дарами и одновременно показать, что русским и так хватает забот по охране, западных границ "улуса", Александр осенью 1262 г.
Направление этого похода было вполне обычное — в Ливонию, на Дерпт Юрьев... Источники не сохранили сведений о том, как прошла встреча Александра с ханом Берке осенью 1262 г. Хан отказался от идеи провести набор русских воинов в свою армию, готовившуюся выступить против Хулагу. Они же посла царева не послушаша и его [Федора Ростиславича] не прияша на стол его». Четии Минеи, собр. Сентябрь 1282 г. И прииде ему весть изъ Руси, яко князь велики Дмитрей Александровичь собираеть рать и крепить градъ, не хощетъ цареву слову покоритися и съступитися великого княжениа по цареву слову». Никоновская летопись.
Началось противостояние. С татарским войском и с союзниками — ярославским, ростовским, стародубским князьями Андрей пришел к Переяславлю и взял его, в отсутствии Димитрия Александровича, которому не удалось укрепиться в Копорье и пришлось бежать на Черноморское побережье и возвратиться затем в город Переяславль уже не великим князем.
Их дружины были включены в состав татарского войска, получившего в исторической памяти России наименование Федорчуковой рати. Когда реки стали, татарское войско, включавшее до 50 тысяч воинов, двинулось на Русь. Татары повоевали города Тверского княжества — Кашин и Тверь: "И людей множество Погубиша, и иныа в плен поведоша, а Тверь и все гради огнем пожгоша".
Дошедшие до нас летописи, прошедшие через руки московских летописцев, пытавшихся скрасить разорение Твери и участие в этом Московского войска, не дают ни картины карательной экспедиции, ни даже точных сроков падения Кашина и Твери.
Антиордынское восстание в Твери 1327 года...
- Восстание в Твери
- «Щелканова рать» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Антиордынское восстание в Твери против Чолхана - дата, причины
- Отзывы и комментарии
- Действия Ивана Калиты
Русь и Орда. Первое столетие борьбы
Тверское восстание в 1327 году. Каковы причины антиордынского восстания в городе Твери против Чолхана, когда и как подавили бунт тверичей, и какими были его последствия – узнаем обо всем детально. Из этой же рубрики. Тверское антиордынское восстание произошло в 1327 году в Твери. 15 августа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, сыном Тудана-Дюденя, двоюродным братом Узбека); татарский отряд был перебит.
Главное меню
- Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды
- 5.3. Восстание в Твери . Отечественная история IX—XIX вв.
- Причины восстания Твери
- Ордынское иго в 13 веке
Накануне Куликовской битвы - русские против русских, Тверь и Москва (кое-что о прошлом)
первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. В 1327 году в Твери произошло восстание против Чолхана — двоюродного брата хана Узбека. Примерно год спустя в Тверь приехал Чолхан (Щелкан), двоюродный брат хана. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. В конце лета 1327 г. из Орды в Тверь прибыл посол Чолхан. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига.