Великий русский ученый-энциклопедист, педагог, химик и общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года. Ко времени рождения в семье Менделеевых осталось в живых два брата и пять сестер, восемь детей умерли еще в младенческом возрасте и троим из них родители не успели дать даже. Запись о семье Менделеевых в «Духовной росписи Богоявленской церкви о прихожанах» за 1814 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Предприятие принадлежало брату Менделеевой, он передал его сестре, чтобы поддержать её семью.
Любимые женщины Дмитрия Менделеева
Любовь Меделеева родила мальчика, которого назвала в честь своего отца — Дмитрием. Блок был в восторге, но недолго. Вскоре ребенок умер. Супруги были абсолютно опустошены. Отношения между ними начали еще больше ухудшаться. Вскоре Любовь попыталась наладить отношения, но ее хватило ненадолго.
Ее вновь увлек театр. После смерти отца у нее осталось немного денег, которые она быстро спускала на театральные постановки. В то время она познакомилась с молодым, но импозантным студентом театрального института Константином Кузьминым-Караваевым. Блок был поражен ее поступком. После долгих обсуждений они решили остаться «товарищами».
Там она работала почти 9 месяцев. Блок одновременно гордился и переживал за нее. В то время он начал часто болеть, пил. У него начали провяляться психические расстройства. В 1921 году поэт покинул этот мир.
Любовь пережила его аж на 18 лет. Умерла она в стенах любимого театра практически на руках у одной из актрис. После та рассказывала, что Любовь Менделеева сидела на стуле в одном из помещений театра.
Возник конфликт с министром просвещения, ученый ушел из университета. Практический вклад ученого в развитие страны Менделеев считал, что профессор, только читающий свой курс, — скорее вреден.
Он должен сам работать и в науке, и в сфере применения ее достижений. Поэтому его научная деятельность всегда сопровождалась практическими делами: Еще в 1860-е годы он разработал технологию производства машинных масел, которые стали выпускать в 1879-м. В Донецком бассейне в 1888 году ученый инспектировал месторождения угля, заодно составил проект расчистки Дона. Уйдя из университета, работал над вопросами таможенно-тарифной политики страны. Написал капитальный труд с обзором российской промышленности, который стал экономической энциклопедией России того времени.
Работал в научно-технической лаборатории Морского министерства, разработал технологию изготовления бездымного пороха. Тогда же редактировал близкие ему разделы знаменитого «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона», сам написал для него десятки статей. В 65 лет Менделеев возглавил экспедицию на Урал, которая несколько месяцев изучала, как активизировать промышленное развитие края. Менделеев интересовался воздухоплаванием создал аэростат , арктическим мореплаванием сконструировал ледокол , метрологией возглавил Главную палату мер и весов и многим другим. Его собрание сочинений состоит из 25 томов, каждый из них посвящен отдельной теме.
Юноша тяжело пережил расставание. В годы пребывания в Германии у него был роман с театральной актрисой Агнессой Вайтман, которая родила внебрачного ребенка.
Мейерхольда и в Театре В. Стала первой публичной исполнительницей поэмы "Двенадцать". Слайд 33 Слайд 34 Описание слайда: Дети Дмитрия Ивановича Любовь 1891 - 1939 После смерти Блока Любовь занималась историей и теорией балетного искусства, изучала школу преподавания Агриппины Вагановой и давала уроки актерского мастерства знаменитым балеринам Галине Кирилловой и Наталье Дудинской. Окончил гимназию в 1901 г. С 1924 г. Здесь он проводил исследования по теории весов и конструкциям термостатов.
Одним из первых в СССР изучал свойства тяжелой воды. С юных лет не чужды были Ивану философские проблемы: "Мысли о познании", "Оправдание истины" - вот названия книг, опубликованных им в 1909-1910 гг.
Поэтому при составлении книги составители ушли от банальных вещей, взяли за основу фонды объединения и редкий материал писателя из Тобольска Вячеслава Софронова.
И с тех пор они не переиздавались, стали музейным экспонатом. И обратились к тоболяку Вячеславу Софронову, у него оказался неизбитый сюжет "Сын сельского батюшки". Мы все это объединили в одно", - пояснил Шишкин.
Среди воспоминаний племянницы Менделеева есть письма его матери Марии. Из них понятно — она оказала на Дмитрия серьезное влияние, в чем он сам впоследствии признавался. Женщина, родившая его 17-м, сумела привить любовь к науке, воспитать достойным человеком.
Женщины и дети Д.И. Менделеева
После смерти Блока дочь Менделеева увлеклась историей и теорией балетного искусства, начала изучать педагогические методы Агриппины Вагановой, учила актерскому мастерству. Год закончился для семьи Менделеевых счастливым событием: дочь Мария родила сына Михаила. Наверное, великий ученый Дмитрий Менделеев уже не раз бы перевернулся в гробу, узнав о том, как сложилась судьба его потомков. 7. Дмитрий Менделеев стал первым русским химиком, приглашенным в Британию для участия в знаменитых Фарадеевских чтениях. Мария Дмитриевна Корнильева (в замужестве — Менделеева) произвела на свет семнадцать детей.
МБУК «Объединение «Новомосковский историко-художественный музей»
Открытие прошло в формате театрализованного представления о жизни молодой семьи Менделеевых, где мама с папой играли с детьми и принимали у себя родных и друзей. 8 февраля для учащихся 8 «Б» класса средней школы №1 сотрудники отдела обслуживания Центральной библиотеки провели познавательный час «Дмитрий Иванович Менделеев: семья. 27 января (8 февраля) - в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева родился сын Дмитрий 1841 - Поступление в гимназию 1847 - Смерть отца. Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о том, как жила семья Нобелей в Северной столице, и почему Дмитрий Менделеев считал, что они грабят страну. Год закончился для семьи Менделеевых счастливым событием: дочь Мария родила сына Михаила.
Дмитрий Менделеев: факты, личная жизнь, последние годы
- О Д.И. Менделееве
- Биография Дмитрия Ивановича Менделеева
- 110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
- Женщины и дети Д.И. Менделеева
- Роль семьи в становлении гения русской науки — Парламентская газета «Тюменские известия»
Кто на завалинке
- Кем была дочь Менделеева – Любовь
- Менделеев: биография, личная жизнь, открытия ученого
- Построим каркасный дом вашей мечты
- Менделеев: биография, личная жизнь, открытия ученого
- Мария Корнильева – мама Д.И.Менделеева
- Женщины и дети Д.И. Менделеева
Частная жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева (11 фото)
Вскоре Иван ослеп и потерял работу, а забота о семье легла на плечи его жены, Марии Менделеевой. Наверное, великий ученый Дмитрий Менделеев уже не раз бы перевернулся в гробу, узнав о том, как сложилась судьба его енно, до наших дней дожили всего два прямых. В Петербурге семья Менделеевых обосновалась в 1850 году.
Отношения Менделеевой и Блока
- Что еще почитать
- «Дмитрий Менделеев: периодическая система, покорившая мир» |
- Мария и Дмитрий Менделеевы - Радио ВЕРА
- Жена Дмитрия Менделеева, дети. Личная жизнь и национальность / Представители науки и искусства
- Случайные Менделеевы
- Роль семьи в становлении гения русской науки — Парламентская газета «Тюменские известия»
Они родились… семнадцатыми
Из них понятно — она оказала на Дмитрия серьезное влияние, в чем он сам впоследствии признавался. Женщина, родившая его 17-м, сумела привить любовь к науке, воспитать достойным человеком. Оставшись после смерти супруга одна, Мария перевезла детей из Тобольского района в Москву. О роли отца — учителя, влюбленного в русскую классику, писал сам ученый: "Во всей моей жизни есть какая-то поэтическая струя неизвестности…". Именно эта строка стала эпиграфом в книге.
Это трогательные взаимоотношения, это, действительно, глубоко патриотичная и верующая семья. Мы горды тем, что Дмитрий Иванович наш земляк", - сказала во время презентации директор департамента культуры Тюменской области Елена Майер.
В Боблове ему было хорошо. Он много гулял, ездил верхом, хлопотал на своем опытном поле. Он все это очень любил.
Но он хорошо понимал, что его наука должна принести людям конкретную пользу. Здесь он воспитывает в себе иное отношение к делу: труд ученого не должен быть вне связи с практикой. В Боблове он чувствует себя самим собой, вольготно и счастливо. Так думала, глядя на него, его жена. Она тоже любила деревенскую жизнь.
Она хотела, чтобы и муж ее, как примерный семьянин, все свободное от основной работы время проводил вместе с нею, в хозяйственных хлопотах, наслаждаясь радостями семейной жизни. Она думала, что так будет всегда, от одних только этих мыслей радость переполняла ее. Но она ошибалась. В ее муже в то время зрел великий ученый. Она этого просто не понимала.
Менделеев оправдывается в сем случае збережением суммы и утверждением отчета теми чиновниками, которые обязаны были в сем деле участвовать. Неопрятность и нечистота в Гимназии. Менделеев объясняет сие грязными осеним временем, в которое Господин Попечитель обозревал Гимназию, и когда классы в ожидании посещения Государя Императора переведен был в нижний этаж 3. Управление Гимназическим Пенсионом несогласное с положением онаго. Менделеев извиняется в сем упущении примерами предшественников своих. Несогласие его с учителями. Менделеев напротив жалуется строптивость учителей и его жалобы могут быть основательны. Непорядок по Гимназическому архиву.
Менделеев представляет в оправдание, что запутанные дела прежних Директоров невозможно было в короткое время привести в порядок при непрерывном занятии должностью, и что ныне будучи свободен от обязанностей Директора он привел архив в надлежащие устройство и представил у Университет описи дел. Малоуспешность учеников в Законе Божием. Менделеев представляет в извинение, что он по отзывам бывшего в Саратове Визитатора Лажечникова не принуждал детей затверживать уроки наизусть, во время строгого испытания ученики оробели и не могли порядочно рассказывать самых известных событий, и что сие упущение более относиться к Законоучителю, нежели к нему Директору. Ответы самого Менделеева весьма подробны; ограничимся лишь его объяснениями по одному из пунктов, содержащими весьма красочные детали гимназического быта тех лет [15]: Почему не наблюдал я за чистотою и опрятности по содержанию Гимназическаго Пансиона и в зданиях Гимназии? По приезде моем в Саратов нашел я, что Пансион помещался в двух комнатах; а в прочих по распоряжению Визитатора Лажечникова, жил учитель Феликс комнаты же, назначеныя для Директора, заняты были учителем Инспектором Миллером; но я просил сего последняго перейти в квартиру учителя Феликса, чтоб быть к пансионерам ближе. Поелики по распоряжению того же г. Визитатора двери были заколочены и защекатурены между моим кабинетом и квартирою Инспектора; то и приказал немедленно сделать новыя двери сообразно плану, дабы удобнее иметь надзор за воспитанниками; по отъезду же в Астрахань г. Миллера, пробив вторыя двери, поместил в комнате прежде им занимаемой часть пансионеров для большей удобности.
В течении двух лет строжайше наблюдал я за чистотою и опрятностию не только в Пансионе и классах, но и в самих кухнях и службах. Нечистота, замеченная Вашим Превосходительством в комнатах Пансионеров, произошла частию от того, что по причине перестроек в Гимназию классы помещены в нижнем этаже и большая часть учеников приходили до начатия учения в Пансион; частию от того, что дети, выходящия из классов за естественными нуждами, по отдалению сего места, особливо в ненастное время, наносили на ногах грязь и песок. Признаюсь, что кровать ученика Пустошкина, по болезни находящагося в доме своих родителей не была вынесена и делала безобразие своею ветхостью; но вместе с сем поставляю себе обязанность донести Вашему Превосходительству, что Пансионеры каждую неделю переменяют белье, а через две недели бывают в бане. Невымытие полов в Пансионе произошло от то, что служащие у меня наемные люди, видя меня озабоченным делами и разстроенным, забыли исполнить мое приказание. Представив, таким образом, подробно причины о безпорядках, найденных Вашем Превосходительством в Саратовской Гимназии, осмелюсь заключить сие словами Екклизиаста: Несть человек праведен на земле, иже сотворит благое и не согрешит. И мои попечения и заботы об улучшении Гимназии не достигли того, чего желал я в душе своей к пользе оной. Естли от внимательнаго взора Вашего не укрылись недостатки по вверенному мне заведению; то уповаю, что и заботливость и труды мои милостью приняты будут во уважении Вашим Превосходительством. А по тому усерднейше прошу особу Вашу неумышленныя погрешности по управлению моему как учебною так и хозяйственною частями покрыть милостивым благоснисхождением и явить мне те же милости, коими имел я счастие пользоваться до переезда моего в Саратов.
Я же с своей стороны, благодаря Бога смиряющаго меня, постараюсь доказать Вашему Превосходительству, сколько силы мои дозволят, что вы не на недостойнаго излили и изливаете Ваши благодеяния. Директор Иван Менделеев. Несмотря на просьбы о снисхождении к «неумышленным погрешностям», судьба директора Менделеева была заранее предрешена. Вот как сам он описывает окончательный вердикт Магницкого [11]: Таким образом после многих выговоров, публично мне делаемых, Господин Попечитель приказал мне проситься о перемещении в Вятку; а как я посоветовавшись со своим семейством на другой день, что было 22 Октября, явился с ответом, что не могу согласиться на переезд в помянутой город, велел немедленно подать прошение об отставке за болезнию с обещанием предоставить мне место Директора училищ в Тобольске по открытии вакансии; в противном случае отрешив от должности хотел предать меня суду яко ослушника. В итоге в Опекунский Совет Казанского Университета поступило следующее заявление [16]: 11 декабря 1825 г. Директору Саратовских училищ Менделеев предоставляет Господину Попечителю, что по слабости здоровья, разстроившегося от тамошнего климату не может исправлять настоящей должности, просит Его Превосходительство об увольнении его Менделеева от оной. Правление часть имеет уведомить о сем Совет Университета. Декан Ив.
Определено: принято к сведению. Это не конец истории об увольнении, это ее начало! Обратим внимание на личность некоего Миллера, назначенного на место опального директора. Яков Александрович Миллер по данным [7] — сын французского морского офицера , выпускник Полоцкого иезуитского училища, служил в Петербурге, где, по-видимому, и познакомился с Магницким. Примерно год с 1823 по 1824 Миллер прослужил старшим учителем физики и математики в Саратовской гимназии в тот самый момент, когда ее директором был назначен И. Затем последовал его стремительный карьерный взлёт: в 1824-1825 гг. Миллер — директор Астраханского училища, а затем, по приглашению Магницкого — адъюнкт Казанского университета. Именно Миллер в эпоху гонений на профессоров философии прочитал на торжественном собрании Казанского университета в сентябре 1825 г.
Казанские профессора, однако, забаллотировали Миллера в экстраординарные профессора, и Магницкий порекомендовал Миллера на должность и. В ноябре 1825 г. Миллер, уже будучи в Саратове, направил первый рапорт в Совет Казанского университета [17]: Заметим, однако, что простого предписания попечителя по смене одного директора на другого было недостаточно: требовалось, чтобы это решение утвердил сам министр. Наступил декабрь 1825 г. Понятно — почему. Вспомним, что именно в декабре 1825 г. За краткое время в России сменился монарх, наступил сначала паралич, а затем почти полная смена всей властной вертикали. О деле Саратовского директора на какое-то время попросту забыли.
Семье Менделеевых между тем удалось договориться с директором Тобольской гимназии о «перемене». Не понимая причин молчания начальства, Иван Павлович забеспокоился о том, что зима скоро закончится а с нею — и удобный санный путь в Сибирь через замерзшие реки. Он осторожно попытался напомнить о себе Казанскому университету [18]: Бывший Директор Саратовских Училищ Коллежский Асессор Менделеев от 29 декабря прошлого года вошел в Совет Университета с прошением в котором он указывает, что он находится с 10 декабря 1807 года в ведении Казанского Университета всегда имел счастие обращать на себя милостивое внимание одного и во все не предпологал оставить то служение, к которому уже привык, которое с душевными своими склонностями находил для него упражнением. По стечению обстоятельств по перемещению его в Саратов, постепенно давало ему и всем неожидаемое направление. Ваше Превосходительство при обозрении Саратовских Училищ приказал словесно, что бы он просился в Вятку, или, оставив свое служение, подал прошение об увольнении от занимаемой должности. Привыкнув покоряться продуставленым над ним властям, и вместе с тем удостоверясь по разнесшейся всюду молве, что на месте его заранее приезжает Адъюнкт Казанского Университета Миллер, в душевном прискорбии и сердечным соболезнованием он нашелся вынужденным наконец 22 октября подать просьбу на имя Вашего Превосходительства об увольнении его от должности Директора Саратовских Училищ, с присовокуплением в той просьбе, что он охотно желал бы продолжить служение в том же звании в Тобольске, куда, при настоящем его положении, призывают и семейные обстоятельства. Прошла зима, наступила весна 1826 г. Ответа всё не было.
Нервы сдали не только у Менделеева. Занервничал и Миллер. В апреле Совет Казанского университета вынужден был рассмотреть его жалобу [19]: Определено: Поелику решение участи его от сего нимало не зависит, а течение дел между тем останавливается то предписать через училищный Комитет бывшему Директору Менделееву к немедленной сдаче дел под оплачиванием штрафа. Исполнено от 21 мая. Эта жалоба, однако, была лишь первой искрой тлеющей неприязни. На самом деле 15 марта 1826 г. По версии Миллера, он не смог получить с Менделеева старые долги на что И. Дело кончилось тем, что Менделеев якобы оскорбил Миллера, «диким голосом» выставив его вон.
По версии Менделеева, Миллер первым нанес ему обиду намеком на полную неплатежеспособность и оскорбительной фразой «видно ты не выспался». Миллер подготовил донос, обвинив Менделеева не только в грубости, но и в наклонности к употреблению крепких напитков и бытовой неопрятности. В ответ Менделеев решил, что затронута его дворянская честь и направил жалобы на Миллера Саратовскому гражданскому губернатору Панчулидзеву, а также в Совет Казанского университета. К личной обиде Менделеев присовокупил более серьезное обвинение в том, что Миллер изначально добивался его кресла и даже нарочно настраивал против директора господина попечителя при проведении ревизии. Адъюнкта Миллера быть Директором Саратовских училищ доказать и чем именно», — честь имею Вашему Высокоблагородию сим покорнейше ответствовать, что сиё обстоятельство доказывается: 1 тем, что мать Г. Адъюнкта Миллера, возвратясь из Астрахани и живши со всеми своими домашними в колонии, переехала, вероятно по предварительному извещению от сына за несколько времени до приезда Господина Попечителя, в Саратов, а по занятии Г. Миллером моего места немедленно все они перешли в Гимназию, имея уже в готовности экипаж, лошадей, мебель и все принадлежности к дому, чем заниматься судя по справедливости, не предвиделось надобности, если б Г. Миллер не имел намерения, а может и уверения от Господина Попечителя быть перемещённым на моё место; 2 Очевидностию, что после разнёсшейся молве на счёт его приезда в Саратов, при неблаговолии Господина Попечителя ко мне, воспользовался сделанным ему предложением, не смотря на выгоднейшее своё служение при Университете пред служением в званию Директора Саратовской Гимназии; 3 Щастливым исполнением желаний в занятии того по службе места, какое бы занять не захотел: ибо Г.
Миллер, по оставлению Полоцкой Иезуитской Академии, в начале 1823 года был определён Инспектором Пансиона, потом Старшим учителем Саратовской Гимназии, чрез год или менее утверждён в звании Директора Астрахансхких училищ, а в 1825 г. Миллер, при отставке меня от должности узнав, что однажды Господин Попечитель; будучи тронут моим положением, с видом начальническаго снизхождения говорил мне, что он знает о моём усердии к службе и уверен, что и впредь буду добрым Директором только не в Саратове, и как бы опасался, чтоб высокий Начальник не возвратил мне своей благосклонности, немедля по определении своем взошёл к нему представлением о вменении мне в обязанность разобрать Гимназический архив с 1803 по 1825 год и, когда начал Господину Попечителю представлять о трудности сего дела при тогдашних стеснённых моих обстоятельствах, Г. Миллер настоял в том и на другой день объявил мне, чтоб я уже более не являлся к Господину Попечителю; 5 собственными словами его Г. Миллера, от которых не может он отрещися без нарушения справедливости. При свиданиях своих со мною в первыя два месяца по вступлению своем в настоящую должность неоднократно он разказывал мне, что приобретши дачу близ Саратова он решился вступить в службу, и что Господин Попечитель в бытность его в С. Миллера поездку узнав его лично говорил ему, что если бы он приехал раньше, мог бы получить место Директора Саратовских училищ, и что перемещение меня в Саратов по словам его столько его разстроило, что он в состоянии тогда был дать мне пять тысяч рублей, если бы знал, что я имел намерение из Тамбова по родственным связям перепрашиваться в Тобольск: но что он не осмелился мне тогда предложить, услышав от меня с самаго приезда, что из Саратова никуда не поеду, будучи разстроен перемещениями. Наконец 6-е узнав, что моя отставка остановлена, а потому не надеясь в скором времени приобресть Саратовское Директорство, начал видимо оскорблять и чернить меня пред начальством, что известно Вашему Высокоблагородию из моего прошения, посланнаго в Правление Императорскаго Казанскаго Университета от 23 марта сего 1826 года. Адъюнкта Миллер быть Директором Саратовских училищ.
Тем временем расстановка сил в министерстве окончательно прояснилась. В мае 1826 г. В июне 1826 г. В итоге Совету Казанского университета было предписано заняться делом Менделеева вплотную. Ректор был вынужден издать следующий приказ [21]: В ноябре месяце минувшаго 1825 года бывший Господин попечитель представил об увольнении Директора Саратовских училищ Менделеева, по его прошению, и об определении на его место Адъюнкта Миллера, изъявившаго на то желание. На сие Господин Министр дал знать Господин Попечителю, что по Уставу учебных заведений Директоры Гимназий избираются Университетом и по представлению Попечителя утверждаются Министерством, почему и предписано было дать сему делу законное течение. Между тем Директор Менделеев прислал прошение, что Господин Попечитель приказал ему подать прошение об увольнении его, и что он исполнил сие, с тем однако же, что бы дано было ему место Директора в Тобольске; но с 1-го ноября должность Директора Саратовских училищ заведовал уже Миллер. Почему, не зная ничего о своей участи около двух месяцев, просил защиты, и доставил копию с просьбы, посланной им в Совет Университета, о переводе его в Тобольск, или об ускорении увольнения его от службы.
Почему предлагаю о сем к сведению и надлежащему исполнению Совета Казанскаго Университета. Ректор Университета К. Определено: Предоставить Г. Ректору сделать выправку об их Менделеева по Канцелярии Г. Мнения членов Казанского Совета разделились. Бывший ректор университета Никольский явно встал на сторону Менделеева. Он рекомендовал бывшего директора с наилучшей стороны и настаивал на том, что в конфликте видна «личность», видимо имея в виду личную обиду, нанесенную Миллером [14]. Слушано: 7 августа 1826 г.
В Совет Казанскаго Университета. В последствии времени Менделеев просил Совет Университета или уволить его из учебнаго ведомства вовсе, или перевести Директором в Тобольск. В прошедшем июле месяце по предписанию Его Высокопревосходительства Господина Министра Народнаго Просвещения о возвращении Миллера в Университет; решении участи Менделеева и о прочем в Совете Университетском поставлено: предоставить Господину Ректору, учинив выписку из дела о ревизии Саратовской Гимназии по канцелярии Господина Попечителя, предложить оную Совету. Зная, что Менделеев почти год находится со своим семейством в весьма стесненном положении, в ожидании предложения Господина Ректора по сему делу долгом поставляю донести Совету о тех обстоятельствах службы Менделеева, которыя мне известны. Будучи студентом С. Петербургскаго Педагогическаго Института он отличался трудолюбием, кротостью нравов и постоянством. В 1808 г. Директоры оной всегда рекомендовали его с отличной стороны.
Из Тобольска переведен в Тамбов Директором училищ, где отправлял должность с отличным усердием и деятельностию. Из Тамбова, по распоряжению бывшаго Господина Попечителя Магницкаго, перемещен в Саратов в том же звании. Запутанныя дела сей Дирекции предшественниками его он старался привести в порядок и ясность, что свидетельствуют донесения его в Правление Университета, и помог Визитатору Лажечникову свести щоты о продажных книгах. Прилагал попечение о поновлении Гимназических и Училищных зданий. При поправках Гимназии зберег более двух тысяч рублей казенной суммы, о чем представлен в Правление подробный отчет за подписанием его, Губернскаго Архитектора, Гражданскаго Чиновника и Старших Учителей. Хотя письменныя причины, по которым бывший Государственный Попечитель приказал Менделееву подать прозбу об увольнении его от Директорской должности, мне не известны; но во время исправления мною должности Директора Университета по словесным отзывам узнал я, что обвинения противу Министерства суть следующия: Поелику Воля Государя Императора есть, чтобы дела, особливо важныя, где страждет человечество и отягощается участь подсудимых, решимы были в непродолжительном времени; то по долгу службы и в отвращение неприятных последствий, какие могут произойти в случае жалобы Менделеева на медлительность решения, честь имею представить Совету, не благоугодно ли ему будет принять деятельныя меры к окончанию сего дела. К сему нужным щитаю прибавить, что между Менделеевым и Миллером приметна личность, как доказывает прозба Менделеева вначале сего года в Правление присланная, в которой он ищет законной защиты от обиды причиненной ему Миллером. Профессор Григорий Никольский.
Между тем симпатии самого ректора Фукса явно на стороне Миллера; Фукс полностью разделяет все обвинения Магницкого, причем его, как ректора, явно раздражает попытка Менделеева вынести сор из избы, обратившись за поддержкой к гражданским властям [13]. При обозрении Саратовской Гимназии, Директор оной Менделеев, представлял бывшему Господину Попечителю, что 16 человек обязаны, по его распоряжению, подписками, не обучать детей без дозволения училищнаго начальства. Господин Попечитель предписывал Адъюнкту Миллеру, кому поручена должность Директора Саратовских училищ, собрать подробныя сведения о лицах, кои, без дозволения учебнаго начальства, занимаются в Саратове обучением юношества. Миллер нашел, что из 16 лиц, выше означенных, 9 продолжал обучать детей, и вообще открыл 54 лица, кои обучают более 1000 детей, без ведома учебнаго начальства. Миллер отнесся о прекращении сего обучения к Г. Саратовскому Губернатору, донес Попечителю и Учебному Комитету, и представлял список таковых учеников Коллежскому Советнику Есипову, осматривавшему Саратовскую Гимназию в сем 1826 году, сей последний Господину Министру народнаго просвещения, а Его Высокопревосходительство доводил сие обстоятельство до Высочайшаго сведения Государя Императора. Почему и было от бывшаго Господина Попечителя требовано объяснение.
Эта идея захватила Менделеева. Одновременно он начал собирать материал для второго выпуска учебника, куда должно было войти описание химических элементов. Основатели Русского химического общества члены химической секции 1-го съезда русских естествоиспытателей и врачей, вынесшие постановление об учреждении — 4 января 1868 года. Стоят слева направо: Ф. Вреден, П. Лачинов, Г. Шмидт, А. Шуляченко, А. Бородин, Н. Меншуткин, Н. Соковнин, Ф. Бейльштейн, К. Лисенко, Д. Менделеев, Ф. Савченков; сидят: В. Рихтер, С. Ковалевский, Н. Нечаев, В. Марковников, А. Воскресенский, П. Ильенков, П. Алексеев, А. Энгельгардт подписи сделаны рукой Д. Менделеева Менделеев тщательно изучил описание свойств элементов и их соединений. Но в каком порядке их проводить? Никакой системы расположения элементов не существовало. Тогда ученый сделал картонные карточки. На каждую карточку он заносил название элемента, его атомный вес, формулы соединений и основные свойства. Постепенно корзина наполнялась карточками, содержащими сведения обо всех известных к этому времени элементах. И все равно долгое время ничего не получалось. Говорят, что периодическую таблицу элементов ученый увидел во сне, оставалось ее лишь записать и обосновать. Постепенно Менделеев понял, что с изменением атомного веса меняются и свойства элементов. Приближался к концу февраль 1869 года. Через несколько дней рукопись статьи, содержащей таблицу элементов, была закончена и сдана в печать. Менделеев уехал в срочную командировку на один из химических заводов. Любопытно, что вначале русские химики не поняли, о каком великом открытии идет речь. С того дня, когда за простыми рядами символов химических элементов Менделеев увидел проявление закона природы, другие вопросы отошли на задний план. Он забросил работу над учебником «Основы химии», не занимался и исследованиями. Распределение элементов в таблице казалось ему несовершенным. По его мнению, атомные веса во многих случаях были определены неточно и поэтому некоторые элементы не попадали на места, соответствующие их свойствам. Взяв за основу периодический закон, Менделеев изменил атомные веса этих элементов и поставил их в один ряд со сходными по свойствам элементами. История жизни Дмитрия Ивановича Менделеева В статье, вышедшей на немецком языке в «Анналах», издаваемых Либихом, Менделеев отвел большое место разделу «Применение периодического Закона для определения свойств еще не открытых элементов».