Его коллега, сотрудница Музея Эрьзи Мария Григорьева заслужила премию «За лучший выставочный проект» — «Отрытые грани ментального», позволивший широкой аудитории увидеть незаурядные творческие способности детей с особенностями здоровья. Дом-музей Степана Эрьзи открыт в 1976 году, к 100-летию со дня рождения скульптора как и основное здание музея в Саранске.
Премия имени Степана Эрьзи. Поздравляем коллег!
Впервые показал их широкому зрителю в марте 2022 года на выставке «Возрождение» проекта творческой молодёжи Саранска «Поток». В ходе работы выставки будут проходить творческие встречи с художником и мастер-классы.
Помимо впечатляющих творений Эрьзи, базовой коллекцией музея стало и творческое наследие его современника, классика национальной художественной культуры, уроженца Мордовии, «певца радости бытия», выпускника Императорской академии художеств, живописца Федота Васильевича Сычкова. Обе эти монографические коллекции, по сути, были сформированы самими авторами к середине прошлого века. Кроме того, музей хранит работы уроженца Саранска, русского художника 19-го века, Академика портретной живописи Ивана Кузьмича Макарова, подаренные музею внуком художника. Ядром всего собрания музея выступает более двухсот работ великого Эрьзи. А всего в настоящее время в музее находится более 16 тысяч единиц хранения, представляющих русское изобразительное искусство 18-19 веков, современное отечественное, декоративно-прикладное, искусство художников Мордовии.
Лучшие произведения находятся в постоянной экспозиции, которую ежегодно посещают более 60 тысяч человек. Самая яркая и заметная часть музейной работы — выставочная. За последние годы она стала настолько насыщенной, что является определяющей в культурном пространстве республики. Этому способствуют специально оборудованные площади, нестандартная методика и концептуальный подход в экспозиционном решении, разнообразие форм подачи и спектра проводимых мероприятий во время работы выставок. Громкими событиями здесь становились экспозиции работ таких всемирно известных деятелей культуры и искусства как: Илья Глазунов, Зураб Церетели, Валентин Сидоров, Сергей Андрияка, Дмитрий Белюкин, Иван Черапкин и многих других. Только за несколько последних лет в стенах музей Эрьзи выставлялись работы многих участников межрегиональных и всероссийских выставок, авангардистов, этнофутуристов, итальянских, финских, китайских художников, таких известнейших представителей отечественного арт-бомонда как Никас Сафронов и Екатерина Рождественская. Традиционны многочисленные выставки мордовских художников.
Во всероссийский туристический проект «Малое Золотое кольцо России» входят проводимые в музее праздничные мероприятия из цикла «Календарные обряды и мы» и «Мордовское гостеприимство». Они всегда вызывают постоянный интерес гостей Мордовии. Огромный общественный и культурный резонанс имели проекты, проходившие в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, которое широко отмечалось в 2012 году. Сотрудники галереи ведут большую научную, исследовательскую и просветительскую работу, за год проводят полторы тысячи экскурсий, читают более двухсот лекций. Коллектив постоянно расширяет творческие межмузейные связи. Коллеги-музейщики из России, Италии, Аргентины принимают участие в семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях, проводимых музеем Эрьзи. Регулярно издаются сборники научных статей, альманах «Наш музей», журнал «ART-M», печатаются буклеты, путеводители, монографии о художниках Мордовии, альбомы, каталоги выставок и базовой коллекции.
Вышел в свет уникальный альбом «Степан Эрьзя», в котором используются элементы 3D-визуализации скульптур. В 2014-м году была завершена двухлетняя капитальная реконструкция музея, и он предстал перед своими посетителями в совершенно новом облике. Для проведения экскурсий сейчас используются многоязычные аудио-гиды. Развернута бесплатная беспроводная сеть Wi-Fi, действует система QR-кодов. Работают информационные системы, созданные на базе сенсорных киосков. С их помощью гости смогут совершать виртуальные экскурсии по всем выставочным залам, просмотреть электронный каталог картин из коллекции музея, познакомиться с работами художников Мордовии и получить информацию о самих творцах. Звуковые колпаки с направленным звуком на экспозиции декоративно-прикладного искусства помогут получить локальную информацию.
Начал работу виртуальный филиал Русского музея и Ресурсный центр, что явилось новой ступенью в современной образовательной деятельности музея. Широкое применение новых информационных технологий и мультимедийного оборудования повышает интерактивность экскурсий, помогает полно и творчески донести информацию до посетителей, дает больше ярких впечатлений, существенно стимулирует интерес молодежной аудитории, а главное — выводит музей на новый технологический уровень, делает его современным, комфортным, привлекательным даже для самого требовательного зрителя. Как видите, музей не стоит на месте, он постоянно развивается, причем как технологически, так и прирастая новыми локациями. В настоящее время Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи помимо основных зданий имеет три филиала: Дом-музей Степана Эрьзи в селе Баево Ардатовского района, Дом-музей Федота Сычкова в селе Кочелаево Ковылкинского района и Музей мордовской народной культуры в Саранске. Первоначально экспозиция здесь размещалась в маленьком уголке местной школы, затем она заняла небольшой домик, крытый соломой и напоминавший избу Нефедовых. К сожалению, настоящий дом Эрьзи не дошел до наших дней. Нынешнее здание представляет собой типичную для мордовских сёл одноэтажную деревянную избу с четырёхскатной крышей, состоящую из жилого помещения и сеней.
Дом построен недалеко от места, где прежде находилась изба Нефёдовых. В экспозиции дома-музея документы и фотографии, посвящённые различным периодам жизни Эрьзи, репродукции некоторых из его произведений, личные вещи скульптора, работы его учеников. У входа в музей установлен памятник Эрьзе работы московского скульптора Алдоны Ненашевой. Это старинное русское село на берегу реки Мокша стало местом рождения, жизни и творчества выдающегося живописца. Уникальный самородок родился в простой крестьянской семье в 1870 году. Когда ему было 22, уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова, обратившего внимание на талантливого художника-самоучку.
В экспозиции — 20 прекрасно иллюстрированных книг, в том числе такие интересные издания как «Монумент героическим защитникам ленинграда в годы Великой Отечественной войны», «Памятники архитектуры Ленинградской области», «Саранск столичный» и «Саранск уездный». Они рассказывают о наиболее интересных страницах архитектурного зодчества России; посвящены скульпторам и их творчеству. Посетители узнают, какую роль развитие пластического искусства играло в создании памятников, служивших не только украшением городов и площадей, но и свидетельствовавших о национальной и культурной идентичности России.
Все работы были им выполнены из различных редких пород деревьев типа Кебраччо, специальной бормашиной, которая также выставлена в зале.
Это пульт управления от неё.
Доступное искусство Мордовии: в гостях у музея имени С. Д. Эрьзи
Глубокая, искренняя поклонница гения Степана Эрьзи, Лия Аранович часто приезжала в Саранск (впервые в 1966 году) и буквально «жила» в музее, напитываясь вдохновением, что дарили ей творения великого скульптора. Музей изобразительных искусств имени Эрьзи находится в доме №61 на Коммунистической улице. Добро пожаловать на канал Музея Эрьзи #МузейЭрьзи, единственного музея, где представлена крупнейшая в мире коллекция работ великого скульптора Степана Дмитри. Выставка в Саранске 19 января 2024 в Музей Эрьзи, стоимость билетов от 350 руб.
Знакомство с Мордовией. Часть 4: музей Эрьзи.
Некоторое время он работал в Аргентине. Там он создал большое количество произведений, проникнутых глубинным пониманием национального характера своего народа. Это скульптуры "Голова крестьянина", "Портрет мордовки", "Крестьянин-мордвин", "Портрет отца", "Старик-мордвин". Только в 1950 году он вернулся на родину. С собой он привез лучшие произведения, которые передал народу. Со всем многообразием его творчества и лучшими оригинальными образцами его творений можно познакомиться в саранском музее. Филиалы музея Музей славится еще и тем, что имеет целых три филиала. Один из них расположен прямо в Саранске - это музей, который посвящен народной культуре республики. Он находится по адресу: улица Советская, дом 19. А в селе Кочелаево Ковылкинского района находится дом-музей еще одного выдающегося мордовского живописца Федота Сычкова. О нем также нужно рассказать отдельно.
Федот Сычков Второй по значимости человек в мордовской национальной культуре - художник Федот Сычков. Он появился на свет в 1870 году. Окружающие рано обратили внимание на его талант. В юности он писал портреты знакомых и иконы. В 1892 году перебрался в Петербург, где поступил в рисовальную школу. Позже начал заниматься в учебном заведении при Академии художеств. К тому периоду относится его знаменитая картина "Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника". Во время учебы мечтал заниматься у Репина, тот принял молодое дарование. Затем Сычков не раз обращается к нему за советом. Окончив учебу в Петербурге, вернулся на родину.
В своих работах ему удавалось воплотить самые заурядные стороны крестьянского быта, бесхитростные забавы деревенских жителей - картины "Катание на масленице", "С гор". Писал произведения, посвященные и трудовой жизни - "Мыльщицы льна", "Возвращение с сенокоса".
Огарёва В 2019 году в Мордовском государственном университете им. Огарёва был создан центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им....
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им.
Эрьзи содержит крупнейшую в миру коллекцию работ Степана Дмитриевича Нефедова, известного под псевдонимом «Эрьзя». Это 208 работ, в основном скульптур.
Приехав в Южную Америку в возрасте 50 лет, Эрьзя удивительно быстро освоился в новой для себя среде. Его работы были хорошо известны в Европе, и аргентинские художественные круги его очень тепло приняли. Бенито Квинкела Мартин, один из самых популярных аргентинских художников, создал Музей изящных искусств в 1936 году как пространство, предназначенное для экспонирования произведений аргентинских художников. Тем не менее, одна из первых зарубежных работ музея принадлежит именно Эрьзе. С одной стороны, он жил как одиночка, окруженный котами.
Когда уехал из страны, оставил около 50 кошек в своем доме. В то же время — достаточно активно вел социальную жизнь, участвовал в выставках, поддерживал дружеские отношения с Квинкелой. Аргентинцы помнят Степана Эрьзю и очень ценят его творчеству. При желании вы можете найти большое количество материалов о скульпторе на испанском языке. Недаром самая масштабная работа по изучению творчества и жизни великого мордовского скульптора документальная кинопоэма «Возвращение гения» частично снималась в Аргентине [район Боэдо Буэнос-Айреса], где находилась мастерская скульптора, а также в музеях, в коллекции которых входят творения мастера. Фильм российского режиссера Андрея Новоселова был премьерно показан в прошлом году — в честь 140-летия со дня рождения «русского Родена». Андрей Новоселов рассказывает: «Я хотел своими силами, как режиссер этого фильма вернуть гения людям, чтобы они насладились его произведениями.
К сожалению, этот человек незаслуженно забыт.
Художники и музейщики Мордовии отмечены премией Эрьзи
The numerous exhibitions of Mordovian artists are also traditional here. They always arouse the constant interest of tourists. The projects held within the framework of the celebration of the 1000th anniversary of the unity of the Mordovian nation with Russian people, which was widely celebrated in 2012, had a huge public and cultural resonance. The staff of the gallery carries out a great scientific, explorative and educational work.
For a year, they take 1500 guided tours and give more than two hundred lectures. The team constantly expands creative inter museum ties. Colleagues from Russia, Italy and Argentina take part in seminars, round tables and scientific conferences held by the Erzia Museum.
Booklets, tour guides, monographs about Mordovian artists, albums, catalogs of exhibitions and basic collections are published. In 2014, a two-year major reconstruction of the museum was completed, and it finally appeared to its visitors in a completely new look. Multilingual auto-guides are used for excursions today.
There is a free Wi-Fi network and a QR-code system in operation. There are also information systems based on the sensor stands. Guests will be able to take virtual tours around all the exhibition halls, look through the electronic catalog of paintings from the museum collection, get acquainted with the works of Mordovian artists and get information about the artists themselves by means of such a system.
Sound caps with directional sound at the exhibition of decorative art will help to obtain local information. The wide use of new information technology and multimedia equipment increases the interactivity of tours, helps to convey information to the visitors fully and creatively, gives more vivid impressions and significantly stimulates the interest of the young audience. But the most important thing is that it takes the museum to a new technological level, makes it modern, comfortable and attractive even for the most demanding visitor.
Initially, the exposition was located in a small local school, then it moved to a small house, covered with straw and resembling the cottage of the Nefyodovs. The present building is a typical Mordovian one-storied wooden house with a hipped roof, consisting of a living room and a canopy. This ancient Russian village on the banks of the Moksha river became a place of birth, life and creativity of the outstanding painter.
The unique artist was born in an ordinary family of peasants in 1870. The general was the person who paid attention to a talented self-taught artist. In the summertime, he always visited his native village and after graduation he finally returned to his homeland.
It was in Kochelaevo, where many of his remarkable paintings were created. The characters of my paintings are mainly the residents of the village Kochelaevo of the Republic of Mordovia. I like to portray ordinary people not only while working, but also to show their cheerfulness, fun and games.
Before finally moving to Saransk in 1956, Fedot and his wife Lydia lived in Kochelaevo, in a small one-room house with a workshop, where the ceiling light was designed by the artist himself. The House-Museum of Sychkov was opened in 1970, on the 100th anniversary of the birth of the outstanding painter. In front of the house, there are still peonies, dahlias and lush asters that were loved to be painted by Sychkov as during his life.
The exhibition of the museum presents the real belongings of the artist, who was modest and unassuming at home. A significant place in the room was occupied by the traditional White Russian countryside stove. There is a copper samovar and other kitchen utensils next to it.
A high chest of drawers is on the opposite side, a carpetbag, used by the Sychkovs while travelling around Europe in 1908, is next to it. There is a small round table on carved legs near the window. Old armchairs, upholstered with colored tapestry, are on both sides of the table.
The Sychkovs read a lot, listened to music, started a gramophone or a phonograph during long winter evenings. They had a nice library and a big record collection. In the right front corner, there is a wooden bed, covered with a white blanket.
A massive round clock, which was the witness to the busy life of the inhabitants of the house, is above the door. Here is his easel, his sketchbook, his brushes and palettes.
Во Всемирный день искусства объявляем старт розыгрыша книги Сьюзи Ходж «Главное в истории искусств.
Ключевые работы, темы, направления, техники» Издательство МИФ, 2017.
Реконструкция музея велась 2 года. Средства на эти цели были выделены из федерального и республиканского бюджетов. К церемонии открытия Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Эрьзи подготовил выставку "Русский ренессанс".
Его видение Моисея и Иоанна Крестителя до сих пор включают в хрестоматийные учебники по искусству. Вторая по размерам, но не по значимости, часть коллекции — собрание из 300 работ художника Федота Сычкова, того самого, чьим именем звалась созданная галерея в шестидесятых.
Наравне с ним представлены полотна Ивана Макарова, ещё одного уроженца Саранска, но его классические портреты XIX века незаслуженно обходили вниманием. К сокровищам музея относят подлинные работы легендарных передвижников и пейзажистов — Шишкина, Айвазовского, Саврасова, Репина и Поленова. Ещё один немаловажный формат экспозиции — отразить творчество современных авторов, родившихся, или постоянно проживающих в Мордовии. Имена эти не столь известны широкому кругу посетителей, оттого сильнее приятное удивление. Каждое полотно или скульптура проходит тщательный отбор, прежде чем попадает в залы. Для многих начинающих художников республики именно дебютные выставки на музейной базе становятся шагом в профессиональную творческую жизнь. Цены в Музей изобразительных искусств имени Эрьзи: официальный сайт С сезонными и привозными выставками дела обстоят ещё интереснее. Музей Эрьзи не ограничивается дидактической работой.
Тут проводятся международные симпозиумы с привлечением спикеров из европейских стран, а география художников охватывает самые экзотические регионы. Тематика инсталляций также постоянно расширяется — не забывая о корнях и традициях мордовского народа, музейные помещения знакомят гостей с современным искусством. Эрьзя — всего лишь псевдоним, который означает самоназвание коренного мордовского народа, наряду с мокшей составляющего ключевую этническую группу русских финно-угров. Несмотря на заявленную малочисленность в 400 тысяч человек, известных представителей народности многие знают со школьного курса истории — атаман Степан Разин, комдив Василий Чапаев, лётчики Валерий Чкалов и Алексей Маресьев. Во время парижской эмиграции Степан Эрьзя вступил во французский кружок «Салон Независимых», где состояли художники и скульпторы, попавшие в опалу официального искусствоведения и не имевшие возможности выставляться в музеях. Именно участие в «Салоне» помогло скульптору заработать денег на переезд в Латинскую Америку. На возвращение Степана Эрьзи из эмиграции в 1950-м году советское правительство потратило огромное количество средств.
Музей Эрьзи готовит особую выставку к юбилею Саранска
Музей изобразительных искусств имени Эрьзи находится в доме №61 на Коммунистической улице. Музей Эрьзи по праву может назваться центральным ядром всего современного и прогрессивного, что имеется в культуре края, а также настоящей жемчужиной всей величественной Российской державы. часть совместного выставочного проекта «Во имя жизни», посвященного празднику Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и представляющего работы из собрания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. В Саранске прошел праздничный концерт, посвященный 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.
В Музее им. Эрьзи откроется юбилейная выставка Людмилы Нарбековой
Коллектив постоянно расширяет творческие межмузейные связи. Коллеги-музейщики из России, Италии, Аргентины принимают участие в семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях, проводимых музеем Эрьзи. Регулярно издаются сборники научных статей, альманах «Наш музей», журнал «ART-M», печатаются буклеты, путеводители, монографии о художниках Мордовии, альбомы, каталоги выставок и базовой коллекции. Вышел в свет уникальный альбом «Степан Эрьзя», в котором используются элементы 3D-визуализации скульптур. В 2014-м году была завершена двухлетняя капитальная реконструкция музея, и он предстал перед своими посетителями в совершенно новом облике. Для проведения экскурсий сейчас используются многоязычные аудио-гиды. Развернута бесплатная беспроводная сеть Wi-Fi, действует система QR-кодов. Работают информационные системы, созданные на базе сенсорных киосков. С их помощью гости смогут совершать виртуальные экскурсии по всем выставочным залам, просмотреть электронный каталог картин из коллекции музея, познакомиться с работами художников Мордовии и получить информацию о самих творцах.
Звуковые колпаки с направленным звуком на экспозиции декоративно-прикладного искусства помогут получить локальную информацию. Начал работу виртуальный филиал Русского музея и Ресурсный центр, что явилось новой ступенью в современной образовательной деятельности музея. Широкое применение новых информационных технологий и мультимедийного оборудования повышает интерактивность экскурсий, помогает полно и творчески донести информацию до посетителей, дает больше ярких впечатлений, существенно стимулирует интерес молодежной аудитории, а главное — выводит музей на новый технологический уровень, делает его современным, комфортным, привлекательным даже для самого требовательного зрителя. Как видите, музей не стоит на месте, он постоянно развивается, причем как технологически, так и прирастая новыми локациями. В настоящее время Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи помимо основных зданий имеет три филиала: Дом-музей Степана Эрьзи в селе Баево Ардатовского района, Дом-музей Федота Сычкова в селе Кочелаево Ковылкинского района и Музей мордовской народной культуры в Саранске. Первоначально экспозиция здесь размещалась в маленьком уголке местной школы, затем она заняла небольшой домик, крытый соломой и напоминавший избу Нефедовых. К сожалению, настоящий дом Эрьзи не дошел до наших дней. Нынешнее здание представляет собой типичную для мордовских сёл одноэтажную деревянную избу с четырёхскатной крышей, состоящую из жилого помещения и сеней.
Дом построен недалеко от места, где прежде находилась изба Нефёдовых. В экспозиции дома-музея документы и фотографии, посвящённые различным периодам жизни Эрьзи, репродукции некоторых из его произведений, личные вещи скульптора, работы его учеников. У входа в музей установлен памятник Эрьзе работы московского скульптора Алдоны Ненашевой. Это старинное русское село на берегу реки Мокша стало местом рождения, жизни и творчества выдающегося живописца. Уникальный самородок родился в простой крестьянской семье в 1870 году. Когда ему было 22, уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова, обратившего внимание на талантливого художника-самоучку. В летнее время, учась в Рисовальной школе, а затем и в Высшем художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств, Федот Васильевич всегда приезжал в родное село и после окончания учебы окончательно вернулся на родину. Именно в Кочелаеве были написаны многие из его замечательных полотен.
Впечатления от малой родины и любимой природы дали богатейший материал для творчества Сычкова, которое фактически стало художественной летописью жизни родного села. Как-то, подводя творческие и жизненные итоги, Федот Василевич написал: «Свое творчество я посвятил изображению простого народа. Героями моих картин являются, главным образом, жители села Кочелаева Мордовской республики. Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее…». До окончательного переезда в Саранск в 1956-м году, Федот и его жена Лидия прожили в Кочелаеве в маленьком однокомнатном доме с мастерской, верхний свет в которой спроектировал сам художник. Дом-музей Сычкова был открыт в 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца. Планировка дома и внутреннее убранство были восстановлены по воспоминаниям вдовы художника, фотографиям, письмам.
Перед домом, как и при жизни Федота Васильевича, цветут, сменяя друг друга, пионы, георгины, пышные астры, которые так любил писать Сычков. В экспозиции музея представлены подлинные вещи художника, который в быту был скромен и непритязателен. Значительное место в комнате занимала традиционная в русских деревенских домах беленая печь, возле которой на скамье — медный самовар и другая кухонная утварь. Напротив — высокий комод, рядом — саквояж, с которым супруги Сычковы в 1908 году путешествовали по Европе. Возле окна стоит круглый столик на резных ножках. По обеим сторонам от него — старинные кресла, обитые цветным гобеленом.
Художник не смог вписаться в художественные направления постреволюционных лет и в 1926 году уехал из России сначала во Францию , а затем перебрался в Аргентину. В раннем творчестве российского периода Степан Эрьзя использовал дерево — дуб, орех — но в Южной Америке он открыл для себя субтропические деревья с очень плотной тяжелой древесиной. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, и у каждого свои симпатии к тому или иному периоду творчества мастера. Но нам больше всего понравились работы аргентинского периода. В основном, в музее представлены женские скульптурные портреты и работы на христианскую тематику. В экспозиции есть инструмент, при помощи которого мастер работал с очень плотными породами деревьев кебрачо и альгарробо. Кстати, каждый желающий может сам «попробовать» на ощупь экзотическую для нас древесину. В музее организовали специальный тактильный отдел, где разрешается дотронуться к экспонатам и материалу, из которого они сделаны. Художник не только высекал из «вечного» дерева образы людей. После шлифовки и обработки мастикой скульптуры приобретают особый свет, передают теплоту человеческого тела, выглядят как живые. Степан Эрьзя вернулся в Советский Союз в 1950 году. С собой из Аргентины он привёз вагон древесины кебрачо и альгарробо, с которой и работал до конца своих дней.
Эрьзи появилась в Москве не случайно — так его руководители воплощают давнишнюю мечту художника. Постоянная экспозиция «Мы не музей, мы более мобильны, нам интересно не выставлять известные произведения, а искать утраченные», — говорит вице-президент фонда Елена Бутрова. В постоянной экспозиции представлена коллекция слепков работ Эрьзи. В этом есть плюсы: экспонаты можно трогать, а некоторые даже крутить. Да и копии эти не совсем обычные. С 2007 года фонд ищет по всему миру малоизвестные и гибнущие работы скульптора. Реставратор Александр Толокин много лет проработал в мастерской Мордовского республиканского музея изобразительных искусств на родине Эрьзи в Саранске восстанавливает их по собственной методике и делает идентичные слепки. Затем оригиналы возвращаются своим правообладателям, а копии попадают в коллекцию фонда. И за каждым стоит своя история спасения. Например, «Еву» из уральского мрамора Эрьзя создал в Екатеринбурге в 1919 году, а через год уехал в Марсель, и скульптура с другими работами попала в Новосибирск. Там в конце 1990-х на одной из свалок ее обнаружили местные краеведы — полуразрушенную «Еву» хотели раздробить на строительную крошку. Однако специалисты узнали стиль Эрьзи и передали работу в детскую художественную школу. Туда же она вернулась после реставрации. В затылочную часть бюста поместили капсулу с его прахом и установили его в гроте на берегу реки Уругвай.
Фестиваль организован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект удостоился гранта на сумму 475 074 рублей. Выступят творческие коллективы и исполнители песен на родных языках из Мордовии и регионов с компактным проживанием мокши и эрзи. Вход свободный.
Выставка работ Архипа Куинджи из коллекции Русского музея открылась в Саранске
Выставка «В памятниках — наша история» с 23 апреля по 30 апреля 2024, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи в Саранске — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. К 145-летию российского скульптора Степана Эрьзи 30 ноября в Москве открылось новое арт-пространство — «Эрьзя-центр». К 145-летию российского скульптора Степана Эрьзи 30 ноября в Москве открылось новое арт-пространство — «Эрьзя-центр».
Премия имени Степана Эрьзи. Поздравляем коллег!
Музей Эрьзи (Саранск) предстал перед гостями не только в обновленном внешнем облике, но смог удивить современной «начинкой». И тот, и другой достигли совершенства в своей стилистике", – рассказал зав. научно-исследовательским отделом Мордовского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи Виктор Махаев. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи содержит крупнейшую в миру коллекцию работ Степана Дмитриевича Нефедова, известного под псевдонимом «Эрьзя». 20:10, 31-08-2023Марий Эл ТВ: Корреспонденты телеканала МЭТР посетили музей Степана Эрьзи в Саранске. Напомню, что наш музей был образован в 1960 году после того, как Русский музей передал в Саранск самую большую в мире коллекцию работ великого мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Наравне с произведениями именитых творцов в стенах музея Эрьзи представлены работы авторов — только начинающих свой путь.
Музей Эрьзи в Саранске
Выставка с успехом прошла в самой восточной точке России — во Владивостоке, самой западной точке страны — городе Калининград и теперь доступна для жителей и гостей центрального региона — в Саранске. Выставка, несомненно, поможет представить искусство акварели города Циндао на международной арене и будет способствовать контактам китайских и российских профессиональных художников и деятелей сферы культуры», - отметил художник Жень Гуанжуй. Акварель китайских и российских художников» - первый совместный выставочный проект Музея изобразительных искусств имени С. Эрьзи, Дальневосточного государственного института искусств, Академии изящных искусств университета Циндао и Приморской государственной картинной галереи. Выставка будет работать по 8 октября.
Эрьзи откроется юбилейная выставка Людмилы Нарбековой 10:12, 8 апреля 2024 Фото: Музей имени Эрьзи 10 апреля в 16. Эрьзи ул.
Коммунистическая, 61 откроется персональная выставка Людмилы Нарбековой. Она приурочена к юбилею автора. В экспозиции будут представлены более 50 произведений живописи и графики, выполненные в период 1990-2020 годы. В рамках торжественного открытия также пройдет дефиле коллекции модной одежды, созданной под руководством Людмилы Нарбековой.
In 2012, a major reconstruction of the facade and interior was made. That time, two buildings were integrated into one building by a passage on the second floor. In fact, both monographic collections were formed by their authors themselves by the middle of the last century.
In addition, the museum keeps the works of another person from Saransk. It is a 19th century Russian artist and an academician of portraiture, Ivan Kuzmich Makarov. His works were donated to the museum by the grandson of the artist. In total, the museum currently contains more than 16 thousand units, representing Russian art of the 18-19 centuries, modern national and decorative art of Mordovian artists. The best works are in a permanent exhibition, which is visited by more than 60 thousand people every year. In recent years it has become so saturated that it is defining in the cultural space of the republic. It is facilitated by specially equipped areas, unusual methods and conceptual approach in the exposure solution, a variety of forms and a range of events held during the exhibitions.
Just in last few years, the Erzia Museum has exhibited works by many participants of interregional and all-Russia exhibitions, avant-garde, ethnic futurist, Italian, Finnish and Chinese artist, such well-known representatives of the Russian art-beau monde as Nikas Safronov and Ekaterina Rozhdestvenskaya. The numerous exhibitions of Mordovian artists are also traditional here. They always arouse the constant interest of tourists. The projects held within the framework of the celebration of the 1000th anniversary of the unity of the Mordovian nation with Russian people, which was widely celebrated in 2012, had a huge public and cultural resonance. The staff of the gallery carries out a great scientific, explorative and educational work. For a year, they take 1500 guided tours and give more than two hundred lectures. The team constantly expands creative inter museum ties.
Colleagues from Russia, Italy and Argentina take part in seminars, round tables and scientific conferences held by the Erzia Museum. Booklets, tour guides, monographs about Mordovian artists, albums, catalogs of exhibitions and basic collections are published. In 2014, a two-year major reconstruction of the museum was completed, and it finally appeared to its visitors in a completely new look. Multilingual auto-guides are used for excursions today. There is a free Wi-Fi network and a QR-code system in operation. There are also information systems based on the sensor stands. Guests will be able to take virtual tours around all the exhibition halls, look through the electronic catalog of paintings from the museum collection, get acquainted with the works of Mordovian artists and get information about the artists themselves by means of such a system.
Sound caps with directional sound at the exhibition of decorative art will help to obtain local information. The wide use of new information technology and multimedia equipment increases the interactivity of tours, helps to convey information to the visitors fully and creatively, gives more vivid impressions and significantly stimulates the interest of the young audience. But the most important thing is that it takes the museum to a new technological level, makes it modern, comfortable and attractive even for the most demanding visitor. Initially, the exposition was located in a small local school, then it moved to a small house, covered with straw and resembling the cottage of the Nefyodovs. The present building is a typical Mordovian one-storied wooden house with a hipped roof, consisting of a living room and a canopy. This ancient Russian village on the banks of the Moksha river became a place of birth, life and creativity of the outstanding painter. The unique artist was born in an ordinary family of peasants in 1870.
The general was the person who paid attention to a talented self-taught artist. In the summertime, he always visited his native village and after graduation he finally returned to his homeland. It was in Kochelaevo, where many of his remarkable paintings were created. The characters of my paintings are mainly the residents of the village Kochelaevo of the Republic of Mordovia. I like to portray ordinary people not only while working, but also to show their cheerfulness, fun and games. Before finally moving to Saransk in 1956, Fedot and his wife Lydia lived in Kochelaevo, in a small one-room house with a workshop, where the ceiling light was designed by the artist himself. The House-Museum of Sychkov was opened in 1970, on the 100th anniversary of the birth of the outstanding painter.
In front of the house, there are still peonies, dahlias and lush asters that were loved to be painted by Sychkov as during his life.
Эрьзи имеет статус особо ценного объекта национального и культурного достояния народов Республики Мордовии, неоднократно удостаивался государственных наград. За годы своей деятельности музей внес большой вклад в развитие культуры Мордовии, способствовал возрождению национального искусства и в настоящее время является одним из крупных культурных центров Поволжья. Так же это привлекательный туристский объект Республики Мордовии.
Музей открылся 10 января 1960 года в бывшем здании пожарного депо и назывался «Мордовская республиканская картинная галерея им. В 1976 году, к 100-летию со Дня рождения С. Эрьзи, было построено новое здание, с 1995 года музей носит имя Степана Эрьзи. Базовыми коллекциями являются работы классиков национальной художественной культуры: великого сына мордовского народа скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи 1876-1959 и «певца радости бытия», нашего земляка, выпускника Императорской академии художеств, живописца Федота Васильевича Сычкова 1870-1958.
Обе эти монографические коллекции, по сути, были сформированы самими авторами. Кроме того, музей хранит работы уроженца Саранска Академика портретной живописи И.
Музей Эрьзи в Саранске: описание, режим работы, адрес
часть совместного выставочного проекта «Во имя жизни», посвященного празднику Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и представляющего работы из собрания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Саранск Музей Эрьзи Выставка Владимир Илюхин Мы пройдём сквозь шторм и дым Портрет эпохи. Реализованные проекты Реализованные проекты мини Новая прогулка с Эрьзей по Москве мин Яркие мгновения «Дня знаний в музее» «И в сентябрьский день погожий» admin-ajax Десятый этап проекта «Мы нашли таланты»! phoca_thumb_l_6_ Встречи у Мольберта все проекты.