Новости памирцы и таджики чем отличаются

Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира.

Таджикистан. Памир.

Со столицей Российской империи связана интересная страница истории памирских народов. В 1912 г. Ага-хан высоко ценил присоединение Памира к России. А пшеница у нас не растет… Памир считался оплотом оппозиции в той войне. Местные называли это блокадой. Вот в это время Ага-хан напомнил о себе, организовав снабжение Памира через Афганистан и Киргизию. В Бадахшане он строит мосты, дороги, электростанции, школы. С приездом памирцев в Северную столицу у нас появились приверженцы редкого для России религиозного направления — исмаилизма. Шииты считали, что возглавлять мусульман должен имам — потомок пророка, а не выборный халиф. В 760 г. Они отбросили шариат и предельно упростили обряды, уйдя таким образом от «исламской глобализации».

Исмаилиты считают, что обращенные народы должны оставаться такими, какие они есть.

Скорее всего, это всё связано с тем, что там небольшая зарплата в 1400 сомони 11 тысяч рублей. Да и престиж этой работы резко стал падать. По рассказам моего знакомого, знающего ситуацию изнутри, депутаты делят машину одну на двоих. А как же те, кто живет в кишлаках?

В основном они стараются уехать в большие города типа столицы либо сразу едут в Россию на заработки. Надо сказать, что тех, кто приезжает в Душанбе из сёл, столичные жители не очень любят. Посудите сами: работы нет, а если и есть, то низкооплачиваемая, а тут ещё и приезжие. Рынок труда Таджикистана не в состоянии обеспечить всех жителей и может «лопнуть». Чтобы как-то выжить, в стране принято жить одной большой семьёй.

Нормальное явление, когда родители живут вместе со взрослыми детьми. Например, мужчины работают, а женщины следят за хозяйством. Так проще оплачивать ту же коммуналку. При средней зарплате в 1600 сомони 13 тысяч таджикистанец каждый месяц платит 350—375 сомони 2500—3000 рублей за коммунальные услуги. В среднем на пропитание остаётся 1250 сомони десять тысяч.

Естественно, что денег хватает на минимальный набор продуктов. При том что я заходила в сетевой супермаркет в центре города и смотрела цены на продукты и их наличие. Например, в том магазине бутылка литрового масла стоила 28,5 сомони. Это примерно чуть больше 200 рублей. Томатная паста — 27,9 225 рублей.

Макароны — 10,2 82 рубля. Это примерный порядок цен, но разброс, думаю, понятен. Что творится в сёлах с работой и покупкой продуктов, боюсь даже представить. Поэтому в Душанбе проживает огромное количество приезжих из других регионов страны. Очень часто у них нет никакой культуры и воспитания.

Наверное, поэтому и были созданы Telegram-каналы, в которых публикуют фото и видео тех, кто мусорит. Общественное порицание на Востоке никого не щадит. Это их национальная черта, что к гостю нужно относиться как к родному брату.

А главное, у людей совсем нет времени искать работу, получать опыт, повышать квалификацию.

С первого дня в Москве мигрант должен что-то зарабатывать, чтобы оплачивать трудовой патент, квартиру, питание, а еще и отправлять что-то домой. Поэтому большинство выходцев из Бадахшана трудятся простыми рабочими. Средний заработок небольшой — от 40 тыс. Это при том, что рабочий день может длиться и 10, и 12 часов, а выходных может и вовсе не быть.

Карамшо Мамаднасимов В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. Торговля на Памире действительно никогда не была в почете. Крестьяне и ремесленники, поэты и музыканты, горцы даже в советское время почти никогда не работали в торговле. На памирских базарах продавцы, как правило, приезжие.

Чаще всего узбеки из Оша. Сейчас руководство диаспоры с завистью смотрит на другие этнические общины, которые, бывает, контролируют целые сектора экономики. Карамшо Мамаднасимов говорит: — Нет, никакого своего бизнеса у нас пока нет. К сожалению.

Я говорю «к сожалению», потому что сейчас памирцы выходят на рынок труда поодиночке. И поэтому находятся в уязвимом положении. А есть как минимум две сферы, в которых мы могли бы преуспеть. Во-первых, медицина.

Несмотря ни на что, у нас только в Москве сейчас более 120 практикующих врачей. Ну и, во-вторых, строительная отрасль. Если здесь создать какой-то проект, то он бы генерировал дополнительный капитал, который нам нужен для наших социальных задач. Если в бизнесе памирцы пока не преуспели, то в социальной и культурной сфере у них есть чему поучиться.

За четверть века трудовой миграции они выработали здесь огромный опыт. Началось все с организации. Выходцы из одной деревни связаны друг с другом. Когда-то, еще до эры интернета, они лично встречались каждую неделю, обсуждали свои проблемы, планировали общие дела.

Теперь вместо уличных встреч — чаты в вотсапе. В таком чате может быть от сотни до 300—400 человек. Во главе группы стоит «раис», на иранских языках — председатель. Он отслеживает, какие проблемы возникают у земляков.

Кто заболел, кто потерял работу, у кого трудности с жильем или с документами, а кто не может оформить ребенка в школу или детский сад. Кишлачные группы объединяются по районам Бадахшана — шугнанский, рушанский, ишкашимский и т. Все вместе они образуют единую сеть, которая в 2012 году была зарегистрирована как региональная общественная организация «Нур». Каждый памирец ежемесячно отчисляет из своих заработков несколько сотен рублей в общий котел.

Это основной доход диаспоры. Правда, есть и еще один источник дохода. Небольшие суммы памирское землячество получает от Фонда развития духовного лидера исмаилитов Ага-хана IV. На эти деньги «Нур» арендует офис и платит две ставки — бухгалтеру и офис-менеджеру.

Но вся остальная деятельность финансируется из членских взносов. В составе «Нура» девять отделов: по спорту, культуре, социальным вопросам, образованию, по делам женщин и т. Культурный отдел организует мероприятия вроде тех, на которых выступает Абдумамад. Иногда это камерные встречи для земляков.

Но проходят и огромные фестивали , например «Памир—Москва» и «Крыша мира», где выступали не только памирские, но и известные российские музыканты. Образовательная работа сосредоточена преимущественно в офисе организации на «Кожуховской». Там ежедневно идут уроки для детей. Община оплачивает учителей русского и английского языков, а также математики для памирских детей, которым трудно учиться в московских школах.

Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность. Когда в 1996 году Рахмонов носивший тогда ещё такую фамилию обратился в ЮНЕСКО с просьбой объявить 1999 год Годом 1100-летия таджикской государственности, это вызвало протест Узбекистана. Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара.

Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов. Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани 893-907 основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики — сомони. Парадокс заключается в том, что Самани проводил всё ту же политику ликвидации зороастризма и насаждения ислама.

Впрочем, культ Самани, которому в сегодняшнем Таджикистане поставлены величественные монументы на месте снесённых памятников Ленину, ничем, по существу, не отличаются от культа Владимира, крестителя Руси, в Российской Федерации — ведь его столица также находилась за пределами нынешней России, и он также искоренял религию предков русского народа, заменяя её монотеизмом. А поскольку слово «арийский» имеет вполне конкретное этнографическое и лингвистическое значение, никак не связанное с нацистской лженаукой, то и в чествованиях арийской цивилизации в Таджикистане тоже невозможно усмотреть принципиальных отличий от, например, ежегодных праздников в честь славянской культуры и письменности. В связи с арийской направленностью таджикской государственной идеологии нельзя не вспомнить, что подобный опыт в ХХ века уже провела царствовавшая в Иране шахская династия Пехлеви.

07. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ @okasca_history

Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии. памирцы и таджики чем отличаются: 50 фото и видео. ГБАО населена памирскими народностями, родственными таджикам, но имеющим собственные языки и свою этническую идентичность. Серенко напомнил, что памирцы пытаются договориться с правительством Рахмона о новых условиях сосуществования, они не отличаются непримиримостью, им чужды сепаратистские идеи. Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и. памирцы живут на памире и внешне немного отличаются, еще многие исмаэлиты. таджики.

Таджикистан от Ферганской долины до Памира

Уникальность языка памирцев заключается в том, что они говорят на памирских диалектах, которые отличаются от таджикского языка. 33 фото. Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков? изображения. Зеленоглазые и светловолосые: чем уникальны лица таджиков? Как живут таджики у себя на родине: 02 февраля 2015, 11:01 - новости Памирцы отличаются от таджиков в плане внешности, они более светлые, и являются приверженцами иного направления исламской веры. Памирцы проживают в высокогорной области Бадахшан, которая разделена между четырьмя государствами: Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. Памирцы и ягноби не отличались от таджиков. таджикистан style, все новости, истории успешных таджиков, таджикистан, ташкент.

Памирцы - загадка Средней Азии.

И в школе, бывает, дразнят. Мы, таджики, более уважительные, что ли. У них все учатся, женщины имеют высшее образование, ведут себя свободно. Таджичка, жительница Душанбе Предвзятое отношение к памирцам и стереотипы о них базируются на ряде факторов. После войны памирцы вообще боялись гово- рить по-своему на улице, в транспорте, на базаре. Мы, например, сейчас в Ду- шанбе спокойно говорим по-шугнански, а уж на Памире тем более.

Это потому, что наш язык на слух похож на немецкий, нам даже легко немецкий учить, звуки похожие. Хлопнул дверью и ушел. Негативно воспринимается то, что у исмаилитов во время молитвы женщины и мужчины находятся в одном помещении хотя и сидят разными группами. Да, мы молимся не пять раз в день, женщины молятся вместе с мужчина- ми, мы не держим Рузу. Памирец, частный предприниматель Религиозный лидер исмаилитов в своих регулярно рассылаемых посланиях провоз- глашает ценность образования и призывает обращать особое внимание на образование девочек и женщин.

Относительная свобода памирских женщин, их большая эмансипи- рованность по сравнению с ситуацией в средней таджикской семье в глазах патриар- хального таджикистанского общества оценивается негативно. Родители так настраивают. А им по 10 лет только! Я вот думаю, что мне свою дочку надо ограждать от таких разговоров. Памирка, сотрудница международной организации Опрошенные нами памирцы поддерживают усилия правительства Таджикистана по противодействию радикальному исламу, считая его угрозой для мирного сосущество- вания религиозных групп в Таджикистане и конкретно для собственной безопасности.

После войны и кризисов у нас образовались целые поколения необразованных люмпенов, и этот вакуум необразованности стал заполняться религиозными идеологиями, особенно с салафитским влиянием. Наши ре- спонденты высоко ценят то, что власти Таджикистана разрешили строительство Исмаи- литского центра в Душанбе и не противодействуют его просветительской деятельности. Наконец, еще один аспект стереотипно негативного восприятия памирцев в Таджи- кистане связан с событиями недавней истории страны: гражданской войной 1992-1997 гг. Определенная часть памирцев же восприняла события в Хороге как попытку этнической чистки, агрессию в отноше- нии народа в целом. Подобные высказывания на официальном уровне не отмечены, но наши респонденты допускают, что выдавливание памирского населения из Таджикистана может быть негласной целью правительства.

Плюс патронирование Ага-ха- на. Все это вызывает огромное раздражение властей, и я не удивляюсь, что они хотели бы нас всех послать в миграцию. Только в Москве и Московской области живут, по неофициальным данным, до 40 тыс. Если Россия перекроет границу, тут будет такой же ужасный кризис, как в 90-е. Памирец, сотрудник коммерческой фирмы, житель Москвы Респонденты отмечали, что автономия ГБАО во многом номинальная: местный пар- ламент имеет мало полномочий даже в экономической сфере.

Большинство наших ин- формантов считает представительность памирцев в органах власти неадекватной, особо отмечая, что этнических памирцев не допускают к должностям в силовых структурах даже на территории ГБАО. В основ- ном, памирцы если и есть на государственных должностях, то не выше первого заместителя, и это именно те работники, на которых все держится. Нам не доверяют, счи- тают, что мы какие-то сепаратисты, хотя для этого нет вообще никаких ос- нований.

Женщины носят платья, украшенные вязаными элементами, золотыми украшениями и платками на голове. Мужчины предпочитают носить традиционное платье «чахона». Памирцы также известны своим музыкальным наследием. Они играют на таких инструментах, как рубаб, сетор и гитара сарод. Местные песни повествуют о любви, природе и исторических событиях. Традиции памирцев включают такие обычаи, как гостеприимство, трактовка гостей, свадьбы и другие праздники, а также уход за старшими и уважение к авторитету.

Таджики: Таджики имеют богатую историю и культуру, которая была сформирована под влиянием таких народов, как персы, монголы и русские. Традиции и обычаи таджиков также передаются из поколения в поколение и являются важной частью их культурного наследия. Традиционная таджикская одежда отличается своей красотой и яркостью. Женщины носят яркое и украшенное платье, украшенное вышивкой и камнями. Мужчины предпочитают носить традиционное платье «курта» и «чалма». Музыка также играет важную роль в культуре таджиков. Они исполняют народные песни на таких инструментах, как рубаб, сетор и дойра. Таджики славятся своими виртуозными музыкантами и народными артистами. Традиции таджиков включают уважение к старшим и трактовки гостей, праздники и различные обряды, связанные с религиозными и национальными праздниками.

Памирцы Одной из особенностей памирцев является их язык. Они говорят на диалекте памирского языка, который принадлежит к горному иранскому языковому семейству. Памирцы также известны своим кочевым образом жизни. Они предпочитают переезжать с места на место в поисках пастбищ для скота. Этот образ жизни позволяет памирцам приспосабливаться к горной местности и экстремальным погодным условиям. Кроме того, памирцы славятся своими традиционными ремеслами и художественной культурой. Они умеют создавать изделия из шерсти, ковры, текстильные изделия, а также выполнять узоры на дереве и расписывать керамику. Памирцы хранят свои традиции и обычаи, передавая их из поколения в поколение. Они оставляют свой след в культуре и истории Таджикистана, делая их национальное наследие богатым и уникальным.

В частности, после драматических событий конца прошлого века, распада советского государства и его коммунистической идеологии, как написано в книге Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизации», молодые поколения очень заинтересованы в том, чтобы знать и узнавать историю, идентичность, язык и культуру своих предшественников. Конечно же, язык, на котором были описаны тысячи лет их истории и культуры, был персидским языком. Это основная причина, по которой многие из этих иранских народов Центральной Азии начинают высказываться о своем языке и самобытности, и это применимо к таджикам Узбекистана, Афганистана, Пакистана и Китая. Вы живете в Европе уже долгое время, где также происходят разные обсуждения этнической идентичности, как в Великобритании, так и в других частях континента. Насколько популярны такие этнические дискуссии среди обычного населения? Например, немецкоязычные жители Швейцарии или Австрии задумываются о самоидентификации или такие вопросы уже полностью урегулированы геополитически — у меня есть паспорт Австрии, я австриец, я не немец? Конечно, в этой части мира все немного отличается, хотя невозможно забыть ужасный опыт двух мировых войн. Однако с тех пор европейцы продвинулись дальше, и одно из самых больших достижений является уважение к другим культурам, традициям и языкам. Я могу говорить, что такие вопросы об идентичности менее политизированы и на этих основаниях они пытаются создать Конфедерацию европейских стран, утверждая, что Европа является домом для всех людей, живущих на этом континенте. Вернемся из Европы в наш Бадахшан.

Всякий раз, когда мы говорим о Бадахшане, мы в основном говорим о памирцах, таджиках, исмаилитах и т. Но часто мы забываем о проживающих там тюркских народах. Это очень важный вопрос, и мы попытались рассмотреть его во введении книги. Важно отметить, что Памир населяют и другие группы, в том числе киргизы, которые живут в восточной части ГБАО Таджикистана. Наша книга не предназначена для охвата всех общин, проживающих в регионе Памира, а фокусируется на памирских общинах, которые объединяют общее религиозное исповедание, исмаилизм, ветвь шиитского ислама, присутствие которого в регионе датируется еще с 10-го и 11-го веков и связано с деятельностью Насира Хусрава 1004-1088. Кроме того, памирцы говорят на гетерогенных языках, включенных в восточно-иранскую группу иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Мальчик-киргиз в Мургабе В эпоху глобализации и когда экономика стоит на первом месте, а деньги играют главную роль, в чем важность изучения и продвижения таких вопросов? Консолидировать Таджикистан с точки зрения политической идентичности? Заработать имидж среди определенных групп населения в соседних странах и получить политический вес в будущем в этих странах? Я бы сказал, что никогда не было важнее знать собственную идентичность, чем в эпоху глобализации.

Это не значит закрывать двери инаковости, а наоборот: только будучи уверенным в том, кем вы являетесь и откуда вы пришли, вы можете открыть в себе терпимость. Действительно, терпимость не является точным словом: это принятие разнообразия во всех аспектах: культурном, политическом, лингвистическом, религиозном. Процессы глобализации или интернационализации не должны вызывать гомогенизацию, а наоборот, открыть дверь для тех, кто не похож на нас. Доктор Дагихудо Дагиев является научным сотрудником Департамента академических исследований и публикаций в Институте исследований исмаилизма в Лондоне.

Они предпочитают переезжать с места на место в поисках пастбищ для скота. Этот образ жизни позволяет памирцам приспосабливаться к горной местности и экстремальным погодным условиям. Кроме того, памирцы славятся своими традиционными ремеслами и художественной культурой. Они умеют создавать изделия из шерсти, ковры, текстильные изделия, а также выполнять узоры на дереве и расписывать керамику. Памирцы хранят свои традиции и обычаи, передавая их из поколения в поколение.

Они оставляют свой след в культуре и истории Таджикистана, делая их национальное наследие богатым и уникальным. Таджики Таджики говорят на таджикском языке, который является письменностью на основе персидского алфавита. Они также владеют русским языком, который является вторым официальным языком в Таджикистане. Традиционно таджики исповедуют ислам, и исламская культура оказывает значительное влияние на их образ жизни, обычаи и традиции. Таджики известны своим гостеприимством и добросердечностью. Семейные ценности и уважение к старшим являются важными аспектами Таджикской культуры. Таджики имеют свои национальные традиции и праздники, такие как Навруз, которые отмечаются с древних времен. В этих празднествах таджики исполняют танцы, играют на музыкальных инструментах и наслаждаются национальной кухней. Одежда также является важной частью Таджикской культуры.

Традиционная мужская одежда называется чапан, а женская — рубои, курта и паранджа. Таджики во многих отношениях схожи с памирцами, но есть и ряд различий. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира. Язык и культура памирцев также отличаются от таджикских. Таджики являются важной составляющей многонационального таджикского общества и вносят свой вклад в историю и культуру региона. Их традиции и обычаи делают народ Таджикистана уникальным и интересным. География и среда обитания Памирцы и таджики приспособились к жизни в горной местности и имеют некоторые общие черты в своей среде обитания. В этих условиях они развили уникальные навыки, позволяющие им выживать и процветать. Однако, в то же время, среда обитания Памирцев и таджиков имеет некоторые различия.

Памирцы, живущие в горных районах Памира, сталкиваются с более суровыми климатическими условиями, чем таджики, проживающие в других районах Таджикистана.

Чем отличаются Памирцы от Таджиков все ответы тут

Мировой опыт показывает, что снижение брачного возраста, уровня эксплуатации де- тей и их вовлеченности в антиобщественные действия находятся в прямой зависимости от их интеграции в школы. Поэтому наиболее действенны для прекращения вредных традиционных практик не репрессии, а позитивные меры поддержки образования детей. Рекомендация Принять и реализовать государственную программу комплексной под- держки этнического меньшинства джуги: гарантировать их документиро- вание, регистрацию по месту жительства, легализацию жилищ, доступ к ресурсам, медицинской и социальной помощи. Особое внимание следует обратить на обеспечение прав детей, особенно девочек, обеспечив им до- ступ к качественному образованию, защиту от эксплуатации и вредных традиционных практик. Следует поощрять проекты общественных организаций по продвижению толерантности и солидарности с уязвимыми группами населения. Нам никак нельзя, потому что считают, что мы таджики испокон веков. Это так принято.

И в школе, бывает, дразнят. Мы, таджики, более уважительные, что ли. У них все учатся, женщины имеют высшее образование, ведут себя свободно. Таджичка, жительница Душанбе Предвзятое отношение к памирцам и стереотипы о них базируются на ряде факторов. После войны памирцы вообще боялись гово- рить по-своему на улице, в транспорте, на базаре. Мы, например, сейчас в Ду- шанбе спокойно говорим по-шугнански, а уж на Памире тем более.

Это потому, что наш язык на слух похож на немецкий, нам даже легко немецкий учить, звуки похожие. Хлопнул дверью и ушел. Негативно воспринимается то, что у исмаилитов во время молитвы женщины и мужчины находятся в одном помещении хотя и сидят разными группами. Да, мы молимся не пять раз в день, женщины молятся вместе с мужчина- ми, мы не держим Рузу. Памирец, частный предприниматель Религиозный лидер исмаилитов в своих регулярно рассылаемых посланиях провоз- глашает ценность образования и призывает обращать особое внимание на образование девочек и женщин. Относительная свобода памирских женщин, их большая эмансипи- рованность по сравнению с ситуацией в средней таджикской семье в глазах патриар- хального таджикистанского общества оценивается негативно.

Родители так настраивают. А им по 10 лет только! Я вот думаю, что мне свою дочку надо ограждать от таких разговоров. Памирка, сотрудница международной организации Опрошенные нами памирцы поддерживают усилия правительства Таджикистана по противодействию радикальному исламу, считая его угрозой для мирного сосущество- вания религиозных групп в Таджикистане и конкретно для собственной безопасности. После войны и кризисов у нас образовались целые поколения необразованных люмпенов, и этот вакуум необразованности стал заполняться религиозными идеологиями, особенно с салафитским влиянием. Наши ре- спонденты высоко ценят то, что власти Таджикистана разрешили строительство Исмаи- литского центра в Душанбе и не противодействуют его просветительской деятельности.

Наконец, еще один аспект стереотипно негативного восприятия памирцев в Таджи- кистане связан с событиями недавней истории страны: гражданской войной 1992-1997 гг. Определенная часть памирцев же восприняла события в Хороге как попытку этнической чистки, агрессию в отноше- нии народа в целом. Подобные высказывания на официальном уровне не отмечены, но наши респонденты допускают, что выдавливание памирского населения из Таджикистана может быть негласной целью правительства. Плюс патронирование Ага-ха- на.

Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни. В приданом невесты джурабы есть обязательно. Обычаи и нравы Каждый элемент памирского дома имеет символическое значение. Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан.

Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Интересны свадебные традиции памирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты. Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда она приходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы.

Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка — это символ плодородия. Поднимая платок, друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка».

Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20].

Религия [ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём.

Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты-исмаилиты- низариты и следуют Ага-хану [22]. Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23].

Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24]. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам.

Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25].

Этническая самоидентификация [ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26].

Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27]. Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» [28] [11] [29] [30]. Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане.

По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками [31]. Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [4] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев.

Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик.

Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4]. Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации.

Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов.

По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами.

Но также они обычно владеют таджикским это вариант персидского языка фарси , урду и дари. Говорят они на них потому, что это государственные языки стран, в которых памирцы проживают. Ну, и просто людей, владеющих ими, значительно больше. Общая численность памирцев составляет около 300 тысяч человек. Это, конечно, мало, учитывая многонаселённость вышеназванных стран. Да к тому же надо учесть, что это цифра ВСЕХ представителей памирских народов.

А не какого-то одного. Различают две веточки памирцев — северные и южные. К северным относят шугнанцев, рушанцев, сарыкольцев и язгулямцев. Все они проживают в Таджикистане, а также немного в Афганистане шугнанцы и в Китае сарыкольцы. К южным памирцам относят ишкашимцев, сангличцев, ваханцев и мунджанцев. Проживают во всех вышеперечисленных странах, но в первую очередь, в Таджикистане.

МИД Таджикистана выразил обеспокоенность массовыми случаями отказа во въезде в РФ

Памирцы – это другой народ, сильно отличающийся от таджиков. Будьте в курсе новостей IT-индустрии. Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм.

Глубинка Таджикистана

Что значит Памирец? Ответы пользователей Отвечает Маша Джатанова 30 июн. Называют жениха... Отвечает Фёдор Мельн Что бы ни делали памирцы, чем бы ни занимались, они никогда не торопятся. Здесь невозможно увидеть человека возбужденного, кричащего или куда-то спещащего. Отвечает Миша Федагин Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных.

К северным относятся: Шугнанцы - Википедия, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Живут в высокогорных долинах Памира и Вост.

Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.

Фактически до XIX в. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в.

Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев.

Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времен имел хождение этноним таджик. В наше время таджиками себя считают как персоязычный народ Центральной Азии , язык которого относится к западно-иранской группе, так и носители восточно-иранских языков в лице ягнобцев , язгуламцев , рушанцев , бартангцев , шугнанцев , сарыкольцев , ваханцев , ишкашимцев , сангличцев , мунджанцев. В Афганистане таджиками себя называют ещё и ормури и пашаи и различные группы других народов в том числе пуштунов , говорящих на языке фарси. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности». Ученые отмечают [2] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации.

Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами. Между тем язгуламцы хотя и исповедуют суннизм, но по этноязыковому признаку относят себя к памирцам. Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, язгуламцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами.

Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [2]. Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат.

Враги таджикской нации с самого начала пытались отрицать существование нации под названием таджикская, но не смогли, ибо таджикская литература была доказательством великой культуры и цивилизации таджикской нации. Потом эти враги таджиков попытались разделить таджиков на классы и ветви и отдалить их от своей идентичности. Самаркандцев, бухарцев, хорезмийцев и согдийцев называли узбеками, а поморских таджиков — памирцами. Памир — это название региона, а не название нации или племени. Уйгуры и киргизы называются по своим национальным именам, а таджики этого региона называются нетаджиками. В истории древнего Китая таджики говорили и записывали их еще в 8 веке.

В то время таджики из других регионов еще называли себя иранцами.

Женщины просвещённого ислама. Они принадлежат семьям, в которых мусульманские традиции не входят в противоречие с современностью. Такие есть в городах и на селе. Женщины получают образование, специальность, работают преподавателями, врачами, работниками торговли и сферы услуг, занимаются наукой и спортом, делают карьеру на государственной службе. Независимые женщины. В этом случае подразумевается личная независимость, хотя женщина может состоять в браке и быть многодетной матерью. Про таких раньше говорили «освобождённые женщины Востока». Среди них большой процент получивших высшее образование в том числе за границей.

Эти женщины работают на высокооплачиваемых должностях или делают индивидуальную карьеру в коммерции, юриспруденции, науке или искусстве. Они известны за пределами Таджикистана и не чуждаются правозащитной деятельности. Как живётся таджикским пенсионерам Восточное почитание старшего поколения не вполне соответствует финансовой обеспеченности пенсионеров. Таджикские мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, женщины — в 58 лет. Средняя пенсия составляет 230 сомони около 30 долларов США. Обеспечением стариков занимается Агентство социального страхования и пенсий при правительстве республики В 2015 г. Власти Таджикистана с удовлетворением встретили результаты исследования. Простой народ — со скепсисом. Возможно, иностранные специалисты чрезмерно доверились официальной статистике.

Культурная жизнь Таджикская культура своими корнями уходит в средневековую персидскую. Персы и таджики близкородственные народы. И те и другие почитают Рудаки, Авиценну, Фирдоуси как своих. С XIX века среди таджиков усиливается просветительская роль России. Совместное проживание русских и таджиков в одном государстве породило феномен современной таджикской культуры. Мирзо Турсун-заде прославил свою родину в стихах В 1929 начал действовать драматический театр, в последующие годы открылся музыкальный театр и балетная школа. С 1931 г. В советское время происходило формирование национальной творческой интеллигенции и научно-преподавательских кадров. Наиболее популярны и любимы в народе выступления фольклорных ансамблей.

Выдающийся просветитель Мирзо Турсун-заде 1911—1978 является классиком как таджикской, так и советской литературы.

Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев

Само толкование слова «Памир» до сих пор вызывает многочисленные споры: одни считают, что оно произошло от сокращения слов «упа-Меру», то есть «страна над Меру», божественной горой индийцев, местом обитания бога Шивы, обозначающей центр Вселенной она упоминается в индийской поэме «Махабхарата», VI век до н. Но последние историко-лингвистические исследования склоняются к тому, что слово «Памир» нужно переводить как «Страна ариев» также как Иран и Кашмир. В преданиях иранцев это — легендарная страна Арьяна-Вайджа, у истоков Окса Аму-Дарьи , откуда пришел Заратустра и откуда они в глубокой древности начали свое расселение по Передней Азии. В индийской традиции это мистический центр вселенной, где земля соединяется с небом, источник знания и миропорядка. По преданию человек, отягощенный грехами, не смеет к нему подходить, а праведник, ступивший на эту землю, уже никогда не возвращается назад. Издавна Памир привлекал к себе внимание ученых, но многие тайны его истории так до конца остались не раскрыты. Несмотря на то, что в течение длительного времени на Памир проникали небольшие группы родственных племен с соседних территорий, за прошедшие века мало что изменилось в материальной культуре, социальной структуре и народных верованиях местных жителей. Благодаря своей труднодоступности, Памир сохранил не только древнеарийские верования и уклад жизни, но и десяток реликтовых восточно-иранских языков, происходящих от древнеарийских диалектов они были метко определены в начале XX века крупнейшим ученым из Петербурга, лингвистом и филологом профессором И. Зарубиным как «клубок языков».

Рано еще — все закрыто, нашли какую-то столовую. Ничего личного, но я есть не смог Только лепешку. Достали бутылку водки, говорят — а вот теперь уже пригодится! Отъехав немного от Куляба и преодолев небольшой перевал мы выехали к Пянджу. Вернее, только мы преодолели перевал перед нами внизу открылась долина такой потрясающей красоты, что начинаешь забывать где ты вообще находишься. Афганский кишлак И вот тут началась настоящая дорога на Хорог. Дорога идет вдоль русла Пянджа, которое одновременно является и границей с Афганистаном, на протяжении 300 км. В некоторых местах машина одним колесом едет по краю пропасти так, что из под колес камни вниз сыпятся, а с другой стороны отвесная скала. Но Алик уверенно ведет машину. Кое где приходится преодолевать и такие мосты Алкоголь принимали регулярно, но хватало его буквально на пару минут — только посмотришь в окно вниз, а там пропасть и дна не видно, только камни сыпятся и никаких следов алкоголя уже нет. Как нам сказали — это нужно с целью акклиматизации. Не уверен — но без этого было бы тяжко. А какие виды вокруг! Насколько разнообразны горные ландшафты. Такого разнообразия как в Таджикистане я нигде не встречал, хоть и видел достаточно много. Конечно, красивых гор в мире очень много, но в каждом месте они преимущественно однотипные, а здесь собраны, пожалуй, все возможные варианты. Особенно впечатляет, когда на высоте 3000 метров над уровнем моря видишь обнажившиеся, в результате оползня, осадочные породы, а под ногами хрустят доисторические ракушки, причем в таком количестве, что можно промышленным способом добывать когда-то Памир был дном океана. Такого добра тут на каждом шагу хватает Вдоль дороги, то тут то там лежат сгоревшие БТРы, танки с оторванными башнями и прочее военное имущество. На другой стороне Пянджа встречаются афганские кишлаки, ходят бородатые моджахеды, причем это очень близко, даже лица их хорошо видны. Иногда это вид через узкое ущелье, а иногда дорога спускается в долину и ширина реки всего 50 метров. Самый распространенный способ пересечения границы — на автомобильных баллонах, чем местные жители и занимаются. Изредка попадаются пограничные патрули, но пересечь незаметно границу вообще никаких проблем. Афганские кишлаки отличаются от таджикских тем, что как правило, оштукатуренный и побеленный дом там только один и принадлежит, обычно, куратору переправки товара через границу ну вы поняли. Еще в этом доме есть окна со стеклами, потому что во всех остальных домах окон нет. Но самое поразительное отличие, когда едешь в темное время, свет на афганской стороне в кишлаках горит, а на таджикской нет — все из-за того что Таджикистан продает эл. Остановились мы как-то по нужде. Выходим из машины, смотрим впереди красные вымпелы висят и написано что-то. Смеясь, что кто-то рекламную компанию тут проводит, подходим ближе и видим надпись — "Осторожно мины" и рисунок на котором от человека руки и ноги отлетают. Сразу, почему-то по нужде всем расхотелось. Знаки Мины установлены на протяжении всей дороги и можно проводить конкурс на креативность художников по изображению отлетающих конечностей. Таких флажков по дороге масса. Также встречаются саперы, которые под эгидой Красного Креста проводят разминирование — прям едешь и видишь как они на обочине из земли что-то выкапывают. По дороге растет много диких гранат, тутовника шелковицы , хурмы и прочих растений. То тут то там постоянно встречаются водопады, подземные ключи… В одном месте проезжаем, Алик говорит — Хотите Нарзана? Остановился, взял стакан и занырнул в заросли — Вот попробуйте, говорит. Действительно, холодная, минеральная, сильногазированая вода — источник бьет прямо из горы, в метре от дороги. Кстати, здесь можно не только на деревьях гранат нарвать, но и в горах накопать легко мешочек камней Алик хорошо знает эти места поскольку сам он с Памира. Причем, когда чем-нибудь недоволен постоянно говорит — Да, эти таджики опять… Мне поначалу так это слух резало, потом я не выдержал и спросил — Алик, как понять "эти таджики", а ты кто? Он — Я не таджик, я — Памирец! Памирцы считают себя отдельной народностью, даже высшей кастой. У них все по своему.

В то время как афганские и узбекские правители соперничали за контроль над горным Бадахшаном, где памирцы жили на протяжении XVIII и XIX веков, эти земли также были желанными для русских и британцев. К 1904 году Россия аннексировала данные земли. После трех лет непрерывной борьбы земли Памира были переданы под власть Советского Союза и в 1925 году объявлены Горно-Бадахшанской автономной областью, которая позже вошла в состав Таджикистана. Памир уже давно населен людьми. Зачастую они используются лишь в бытовой сфере, так как главенствующую роль среди языков Памира занимает таджикский. Этот язык там давно используют в литературной, религиозной и фольклорной деятельности, что позволяет изучать его детям в школах, а также использовать в качестве международного во время встреч с иностранными делегациями. Постепенно многие диалекты, существующие на территории горного массива, тоже вытесняются таджикским языком. Афганские памирцы. Фото: pamirtrips. Люди стремились измельчить в муку все зерновые и бобовые, которые у них имелись. Местные также ели блюда из лапши с добавлением кусочков баранины, говядины или мяса яка. Были распространены молочные продукты в виде сметаны и масла. В советский период в список сельскохозяйственных культур Памира были добавлены картофель и капуста, которые значительно улучшили местный рацион. Советские власти также стали регулярно поставлять консервы. На застольях и праздниках главным кулинарным блюдом является мясо.

По данному поводу в этой республике целый год проходили многочисленные мероприятия, призванные нести народу страны и всему миру истину про глубокие корни таджикской культуры и про её преемственность от древних ариев. Возвращение к национальным истокам объявлено основой государственной идеологии Таджикистана при президенте Эмомали Рахмоне сам он назывался до 2007 года Рахмоновым, но переименовал себя и повелел всем своим подданным, чьи фамилии также имели русифицированные окончания, переписать их на иранский манер. При этом Рахмон синкретически сочетает в этой своей доктрине ислам и уважение к древней религии иранцев — зороастризму. Были сожжены авестийские рукописи, книгохранилища, храмы, …силой меча вытесняли религию наших предков и насаждали свою… Тюрки в XI веке, стремясь покорить таджикское государство, …переняли у таджиков принципы государственного управления, традиции, этикет, оставался государственным и таджикский язык… Таджики и после завоевания их кочевниками продолжали выполнять роль цивилизаторов по отношению к своим покорителям». В сентябре 2006 года, на торжественном заседании в Душанбе, посвящённом празднованию 15-летия независимости Таджикистана и Году арийской цивилизации, Рахмон, в частности, сказал: «Арийская цивилизация заложила основы истории наших предков, зарождения и формирования традиций государственности, культуры, других национальных ценностей, более того, она сыграла роль исторической арены для формирования самосознания и познания мира… Сегодня в мировой науке термин арийский в основном используется как этническое имя и название языка индоиранских народов… Арийская цивилизация приобрела мировую славу ещё до VII века, то есть до появления исламской религии». С тех пор любое торжественное государственное мероприятие в Таджикистане не обходится без апелляции к арийским истокам. Соответствующим образом построена вся учебная программа по истории, где ведущую роль играют высказывания Рахмона. Насколько обоснованны притязания современного Таджикистана на наследие древней индоиранской культуры? Необходимо признать, что этническая преемственность здесь действительно прямая. Таджики — народ иранской группы. В современной науке термины «арийцы», «арии» применяются лишь к той ветви индоевропейской семьи, которая включает в себя иранскую и индоарийскую языковые группы некоторые выделяют ещё дардскую группу, к которой относят некоторые малочисленные народности Гималаев, Каракорума и Гиндукуша.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий