Фильм «Чучело» — это фильм, который не может оставить равнодушным, ведь это фильм обо всем сразу: о дружбе и предательстве, о боли и счастье, о жестокости и прощении, но самое главное — это фильм о любви.
10 интересных фактов о фильме «Чучело»
- Железные запреты
- Психология кино. Чучело
- Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова | Онлайн-журнал Эксмо
- Чучело (фильм) — Википедия с видео // WIKI 2
- Сообщить об опечатке
- Краткое содержание «Чучело»
Рецензия на фильм «Чучело» (1983)
о кинодраме Ролана Быкова «Чучело». Драма, фильм. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. В обычную школу в провинциальном городке поступает новенькая. Она приехала к деду, которого здесь недолюбливают за чудачества и замкнутый образ жизни. 40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм.
14 сентября. Чучело
Позже Лена скажет о Диме: «Он думал, что он герой. Он тогда не знал, что он трус». Лишенные долгожданной поездки в Москву, дети решаются на самосуд — по всем правилам, с очной ставкой и грядущей расправой. Для спасения Димы предателем себя признает Лена. Из-за жертвенной любви она подписывает себе приговор в глазах общественности и встает на путь страстей Христовых. Самые напряженные сцены связаны с издевательствами — дети ведут интенсивную моральную и физическую атаку. В дальнейшей судьбе Лены повторяются мотивы Евангелия: одноклассники подвергают «Чучело-предателя» преследованию, избиению, поруганию, оплевыванию горохом из стеклянных трубочек , осмеянию. В кульминационной точке сюжеты объединяются, и Лену ведут на условную казнь — костер — с завязанными глазами. Вместо дома первосвященника Каифы и Голгофы местом действия выступает разрушенная белокаменная церковь, а условным терновым венцом и распятием — сложенное в форме креста чучело, наряженное в платье героини. Нравственные и телесные муки Лены проходят на фоне бушующего веселья: ликующих «ура!
Тема предательства раскрывается в образе Иуды — Димы Сомова — такого же хранителя апостольской кассы, которой в «Чучеле» стала общая копилка с деньгами, заработанными детьми на вожделенную и сорвавшуюся поездку в Москву. Поцелуй Иуды в повести, замененный в фильме на Димино объятие «Он меня обнял. При всех» , связан не только с Лениной влюбленностью, но и верой девочки в добро. Она рушится, когда именно Дима поджигает костер. Душевное падение героя символично передано в сценах запугивания Лены. Еще до казни мальчик пытается сподвигнуть подругу к побегу и пробирается к окнам ее дома с надетой на палку кабаньей головой. У Железникова голова была медвежьей, но Быков заменил животное, тонко отметив идейную связь «Чучела» с «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. Образ мнимого врага Зверя, Вельзевула — насаженная на кол кабанья голова — необходим героям Голдинга для укоренения новой веры и оправдания насилия. Потеря нравственной невинности, над которой рыдают Ральф, Джек и другие мальчики в конце романа, рифмуется с кадром смотрящих на зрителя героев «Чучела», начинающих осознавать содеянное.
Одержанная ими победа — избавление от Лены — не приносит ожидаемой радости. Возведенная во враги, в финале героиня приобретает статус некоторой святости. Она отмечена в фильме как на событийном уровне, так и в деталях. Одна из них — характерный оттенок зеленого, постоянно присутствующий в одежде Лены. Это явное наследование литературной традиции с прямым цитированием «Преступления и наказания» и обращением к образу Сонечки Мармеладовой, чей «фамильный» драдедамовый платок зеленого, «Богородичного» цвета символизировал душевную непорочность героини и предвещал возрождение к новой жизни для Раскольникова. Используя этот литературный код, кинематографическое «Чучело» тоже обращается к образу «маленького человека». Активно боровшийся с его стереотипным изображением, Быков-актер разыгрывал этот образ в кино — от Акакия Акакиевича Башмачкина в «Шинели» А. Баталов, 1959 до беспартийного трубача Колпакова в «Звонят, откройте дверь» А. Тарковский, 1966.
В «Чучеле» Быков-режиссер доводит образ до предела и рассказывает историю буквального маленького человека — ребенка. Вслед за Достоевским, выразившим жертвенную любовь в спасительном образе Сонечки, Быков говорит о бессмертном благородстве. Главные Ленины черты — душевное мужество, принципиальный отказ верить в подлость, способную одолеть милосердие. О Сомове она говорит: «Дедушка, они держат его силой! Заставляют его пугать меня. Дедушка, они связали ему руки! Подобная позиция граничит с наивностью, которую высмеивает Ленино окружение. На пиковой точке конфликта заданные вначале образы чудаков Бессольцевых получают новое, стремительное развитие — герои уподобляются юродивым. После «казни» костром, будто пройдя инициацию и воскреснув, Лена сбривает волосы.
Дрейер, 1928. С голой головой, в обожженном на костре платье Лена утверждает собственную духовную победу и приходит незваной гостьей на празднование дня рождения Сомова. Ее облик похлопывая по голове: «Хорош качанчик? Для общества всепрощающие Лена и Николай Николаевич лишены рассудка именно нравственного.
Только подростки, в чьем возрасте важен статус и солидность, прозвали его заплаточником. Лена быстро стала жертвой травли буллинга среди одноклассников. Из-за того, что она хотела спасти своего друга, которого полюбила, Диму Сомова, ее прозвали предателем и чучелом. Каждый участник травли — это испуганный недолюбленный ребенок, который за счет унижения Лены Бессольцевой мечтает стать своим, признанным в подростковой социальной стае. Лидер — маленькая девочка Миронова по прозвищу «Железная кнопка». Предположительно, ее мама нарциссична, для женщины самое главное, чтобы девочка шла к целям, была прилично одета, читала и цитировала умные книги.
Эльвира Гарайшина Психолог, психоаналитик «Железная кнопка» не позволяла себе быть слабой. Ее боялись даже самые сильные мальчики в классе. Лидер красоты — Шмакова. В 12 лет она поняла, как выгодно жить с папой-алкоголиком. Ее мама научила просить деньги, когда тот «добренький». А девочка Мотя стыдится своей одинокой курящей матери-парикмахера и мечтает уехать к папе в Москву. Кино с психологом: травма насилия в фильме «Повелитель приливов» У каждого в этом фильме ребенка своя боль, свой дефицит любви.
И все дело в том, что данная история вовсе не была вымыслом. Родная племянница Владимира, как и главная героиня картины, подверглась травле своих одноклассников потому, что взяла на себя чужую вину. А в это же время учитель, который должен был грамотно во всем разобраться и уладить конфликт, попал в больницу с инфарктом. Девочка мучилась несколько недель, пока правда не всплыла на поверхность. Железные запреты После того как в первой половине 70-х годов сценарий Железникова был готов, советская власть в пух и прах раскритиковала его. Они сказали, что все это вымыслы, мрачные истории, которые могут пошатнуть советскую идеологию. Ну, мол, не могут быть наши школьники такими экстремистскими и негативными, такими жестокими и бессердечными. Они даже не догадывались о том, что история имела реальную почву под собой. Фильм попал на экраны лишь 10 лет спустя - после того, как попал в руки Ролана Быкова. Он, невзирая на критику и запреты, экранизировал историю, и, кстати, не без помощи Андропова. Реакция общественности В самые первые дни, после релиза, в газетах и новостях фильм был охарактеризован как излишне жестокий, совершенно не отображающий действительность. Быкова обвинили в том, что он слишком сгущает краски, нагнетает обстановку и пытается кому-то доказать, что советские школьники плохие.
Кино не хотели выпускать на экран, так как обычные советские школьники показаны чрезвычайно жестокими. К зрителям фильм попал только по личному распоряжению Андропова. Быков никак не мог выбрать сюжет для нового фильма и сильно переживал из-за разногласий с руководством Госкино. На следующее утро, по веселому настроению Быкова, его жена поняла, что книга ему приглянулась. На съемочную площадку Дмитрий попал случайно — пробы проходил его друг и парень пришел «за компанию». Поначалу Егоров не хотел сниматься в роли Димки Сомова, уж очень, по его словам, несимпатичным был его герой. Против съемок сына выступила и Наталья Кустинская, но тут парню повезло — отец в это время был в Америке. Матери же Ролан Быков заявил со свойственной ему прямотой: «А тебя вообще никто не спрашивает! Когда стало известно, что это дочь Аллы Пугачевой, практически никто не сомневался, что известная певица применила административный ресурс и попросту протолкнула дочь на главную роль. В одном из дублей Кристина неудачно споткнулась, результатом стала сломанная рука. Девочке наложили гипс, и она продолжила съемки пряча руку в зеленый шарф. Алла Пугачева требовала остановки съемочного процесса, но Кристина мужественно настояла на продолжении работы. В свое время девочка тоже взяла на себя чужую вину, за несколько недель ее совершенно затравили еще вчера вполне приветливые одноклассники. Возможно в этой ситуации смог бы разобраться учитель, но он как раз в это время оказался в больнице с инфарктом. Автор книги не захотел вводить в сюжет тяжелое заболевание педагога, а просто описал замужество классной руководительницы. Схожая с показанной в фильме была ситуация и в семье Ролана Быкова — его младший пасынок также подвергался в начальной школе гонениям одноклассников.
«Чучело» — советский фильм, который надо смотреть во всех российских школах
Фильм «Чучело» — это фильм, который не может оставить равнодушным, ведь это фильм обо всем сразу: о дружбе и предательстве, о боли и счастье, о жестокости и прощении, но самое главное — это фильм о любви. Фильм Ролана Быкова, снятый по мотивам одноименной повести Владимира Железникова "Чучело"(0+) – о детской жестокости, поражающей до глубины души. В 1983 году на советские экраны вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый по одноименной повести Владимира Железникова.
Интересные факты, о том как снимали фильм Чучело
Культовый советский фильм мог так и не выйти на экраны. Как снимали фильм «Чучело» | это еще и история борьбы режиссера Ролана Быково за главный фильм своей жизни. |
Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» | Фильм «Чучело» снят Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова. |
«Чучело» всепрощающее | Я, конечно, знала о существовании книги Железникова "Чучело" и фильма с известными актерами. |
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме | Фильм «Чучело» снят режиссёром Роланом Быковым и основан на реальных событиях. |
Жестокое «Чучело» | В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. |
Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»
Все о фильме «Чучело» | Смотрите онлайн фильм Чучело на Кинопоиске. |
Фильм "Чучело" часть 1 | Фильм «Чучело» -очень тяжелый и жестокий фильм, после него долго приходишь в себя. |
"Чучело" – правдивое кино о советских школьниках | Фильм «Чучело» — это фильм, который не может оставить равнодушным, ведь это фильм обо всем сразу: о дружбе и предательстве, о боли и счастье, о жестокости и прощении, но самое главное — это фильм о любви. |
Все о фильме «Чучело» | так ее прозвали одноклассники. |
«Чучело» (1983)
Фильм Чучело повествует о девочке, пожертвовавшей собой ради дружбы. Эта историческая закономерность выступает как художественная реальность благодаря таким, кто может сделать фильм «Чучело». Фильм снят по одноименной повести Владимира Железникова. Содержание фильма Ролана Быкова «Чучело».
Пример интонации: «Чучело»
Кадр из фильма «Чучело» (1983). Маленький старинный городок на берегу Оки. Литературной основой сценария фильма "Чучело" послужила повесть писателя Владимира Железникова, опубликованная в издательстве "Детская литература" в 1981 году. Еженедельно по выходным дням на канале «Абаза-ТВ» из серии советской классики транслируются художественные фильмы. О фильме «Чучело» режиссера Ролана Быкова Элеонора Гилоян. В 1983 году на советские экраны вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый по одноименной повести Владимира Железникова.
Непростое кино: фильму «Чучело» исполняется 40 лет
В какой-то момент он даже хотел сам исполнить эту роль, но появление на пробах Юрия Никулина решило ситуацию. Ролан Быков пригласил Таню Проценко Мальвину из "Приключений Буратино" на роль Железной Кнопки, но актриса отказалась, потому что не хотела играть отрицательного персонажа. Натурные съёмки проходили в городе Калинин ныне Тверь , а также в Торжке. Съёмки начались осенью 1982 года. Молодым актёрам на съёмках картины было настолько весело, что Кристину Орбакайте приходилось изолировать от детворы, чтобы она вжилась в свою драматическую роль. На пятый день съёмок девочка упала на лестнице и сломала руку. Гипс в кадре, конечно, нельзя было показывать, и режиссёр постоянно придумывал какие-нибудь ухищрения — снимал с другой стороны, со спины, в развороте. Кристина воспринимала все тяготы съёмок с честью и не жаловалась, но пошла наперекор режиссёру только раз, когда нужно было подстричься наголо.
Сожжение чучела — предмета неодушевленного, куклы, сделанной из распяленного на палках платья героини, имитирует ее умерщвление.
И это символическое убийство стало крайней точкой проявления детской жестокости. Смешение правдоподобности происходящих на экране событий с неправдоподобностью этой кульминационной сцены ставит зрителя в замешательство. Этот момент особенно ценен для восприятия фильма, он заставляет зрителя замереть на секунду и задуматься о пределах «обыденного зла»: ведь герои на экране — не средневековая толпа, это всего лишь «заигравшиеся дети». Высказывания зрителей о своих эмоциональных состояниях при восприятии этого эпизода демонстрируют страх, жалость к главной героине, презрение к предавшему ее Диме, а также негодование и отвращение к другим одноклассникам. В трудах Л. Выготского подобное «аффективное противоречие» определяется как непременное условие для восприятия всякого художественного произведения, обуславливающее его «истинный эффект» [2, с. Кроме того, обнаруживается еще одна существенная деталь восприятия кульминационной точки этого художественного фильма. Наблюдая за сценой символического убийства главной героини, зритель как бы оказывается одновременно во всех трех ролевых позициях ситуации школьной травли.
С одной стороны, он находится в позиции невольного «свидетеля», наблюдающего за тем, как герои фильма издеваются над девочкой Леной. С другой — он идентифицирует себя в этот момент с героиней — «жертвой». Зритель смотрит на пламя, пожирающее платье героини, ее глазами, ее устами шепчет: «Не надо! Известно, что публичная казнь страшна еще и тем, что наблюдение за смертью призвано унизить жертву. Особая форма подачи этой сцены, позволяющая зрителю ощутить себя одновременно и «свидетелем», и «жертвой», и «обидчиком», делает ее очень сложной для восприятия. Но именно эта сцена оценивается зрителями, вне зависимости от опыта переживания схожих жизненных ситуаций, как наиболее эмоциональный эпизод фильма, вызывающий самые сильные чувства. Мнения зрителей о главном эпизоде фильма Чтобы ответить на вопрос о центральном эпизоде фильма, раскрывающем его основную мысль, необходимо проведение особого анализа: выделение отдельных смысловых частей художественного текста, нахождение ведущих тем произведения и понимание их подтекстового содержания. Главная мысль художественного текста, его «идейное содержание», по словам Ю.
Лотмана, не содержится в каких-либо даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре [5]. Понимание главной мысли художественного произведения требует воссоздания ее смыслового содержания и раскрытия целостной идеи автора. На рис. Как мы видим, в качестве главного эпизода зрителями было выделено 14 моментов, существенно различающихся по частоте фиксации. Прослеживается отчетливое преобладание нескольких эпизодов, на которые приходятся «пики» частоты их называния. Это: «Лена берет вину на себя», «дети поджигают чучело» и «Лена приходит на день рождения к Диме». Наличие нескольких «пиков» свидетельствует о явном расхождении в понимании подростками центрального эпизода. Обратимся к более детальному рассмотрению выделенных эпизодов, опираясь при этом и на анализ критических статей, посвященных фильму «Чучело».
Этот эпизод, фиксирующий зарождение конфликта между главной героиней и ее классом, описывается критиками так: «Случилась банальная история: класс сбежал с урока в кино, за что и был лишен страстно ожидаемой поездки в Москву. Разочарование детей сменилось ожесточением: «кто накапал? В этом «кто? Предателем был ее «герой» — Димка. И в тот момент, когда Железная кнопка твердой рукой идеолога и борца за чистоту рядов коллектива повела дознание, Димка сник, полинял, струсил. А Лена сделала шаг вперед и сказала: «Это я! Мы видим, что «свидетели» школьной травли фиксируют свое внимание на «завязке», определяющей развитие сюжета фильма. В своих объяснениях выбора данного эпизода эти зрители пользуются следующими мотивировками: «вокруг этого события все происходит»; «эпизод является стержнем сюжета»; «вокруг него развивается картина, не было бы этого эпизода сюжета, не было бы и фильма».
Напомним, что именно этот эпизод, с точки зрения большинства зрителей вне зависимости от опыта переживания ими ситуаций школьной травли , был назван как наиболее эмоциональный, вызывающий самые сильные чувства. По описанию критиков, в этой сцене обострение конфликта принимает «театрально-аффектированный характер». И эта сцена, отражающая всю неприглядность феномена детской жестокости, которую оператор фильма А. Мукасей снял с подчеркнутой экспрессией, становится для зрителей- «жертв» воплощением основной идеи фильма, смысловым центром художественного повествования. Объясняя свой выбор, они утверждают, что в этой кульминационной точке художественного повествования «открываются настоящие характеры персонажей» и проявляются «истинные отношения героев». В рецензиях на фильм этот эпизод определяется следующим образом: «За свое первородство, достоинство Лена вступила в бой. Да, вот я перед вами — чучело чучелом, а вы такие красивые, не дети — настоящие картинки, но что-то мне с вами скучно. Бедные вы, бедные вы люди.
Тут даже не вызов, не перчатка, брошенная в лицо, — выстраданное сознание своего морального превосходства, восстановление себя в человеческих правах» [3, с. Эпизод отражает нетипичное поведение героини. В нем девочка как бы преображается, ее поведение активно и вызывающе по отношению к сверстникам.
Более того, сейчас представить себе, что в школе поднимется такой резонанс из-за одного прогулянного урока несколько сложно. Однако же Железникову и режиссёру фильма Ролану Быкову это событие служит лишь отправной точкой, чтобы основательно покопаться в душах и головах персонажей. Есть такая избитая, но всё равно верная фраза: «Дети неуёмны в своей жестокости». Потому что наверное только в детском и подростковом обществе можно встретить настолько откровенное выражение эмоций и мыслей, которые вместе с тем будут граничить с замкнутостью, скрытностью и ложью. Как мне кажется на примере этого фильма, дети находятся в том возрасте, когда большей частью ошибочно думают, что всё предельно просто и понятно.
Но при этом уже, порой неосознанно, начинают делиться на группы по образу взрослых. Одно сталкивается с другим и даёт совершенно термоядерную и взрывоопасную смесь. Плюс, что тоже очень важно, общество яростно ненавидит тех, кто «не такой». Это не к вопросу об идиотских потугах некоторых авторов, а-ля « Дивергент », вспомните хотя бы ту же школу. Сколько народу будет издеваться, подкалывать и так далее стеснительного паренька с заиканием? При этом всегда крайне интересно смотреть на других, но считать свои проступки незначительными. Ну и что, что мы урок сорвали? Эта сволочь на нас наябедничала, а это в сто раз хуже!
Везде такая грызня и травля, только на разных уровнях. При этом создатели этой истории очень достоверно и безо всякой фальши рисуют характеры детей и описывают их чувства. Про любовь, предательство, трусость и смелость, отвагу и низость, равнодушие взрослых и полное неумение а то и нежелание находить со своими чадами общий язык. Самое интересное же здесь в том, что фильм смотрится по-разному в разном возрасте. В 10-12 лет ты в основном видишь центральную историю и негодуешь. А в 23 замечаешь множество мелочей вроде школьной директрисы, вся роль которой недвусмысленно сводится к киванию головой в виде приветствия ученикам, вернувшимся с каникул и натурально офигеваешь от ужаса. Лента вообще смотрится как самый натуральный хоррор, только страшнее любого из них раза в два.
Молодым актёрам на съёмках картины было настолько весело, что Кристину Орбакайте приходилось изолировать от детворы, чтобы она вжилась в свою драматическую роль. На пятый день съёмок девочка упала на лестнице и сломала руку. Гипс в кадре, конечно, нельзя было показывать, и режиссёр постоянно придумывал какие-нибудь ухищрения — снимал с другой стороны, со спины, в развороте. Кристина воспринимала все тяготы съёмок с честью и не жаловалась, но пошла наперекор режиссёру только раз, когда нужно было подстричься наголо. Тогда была придумана альтернативная версия, Кристину подстригли покороче, а из Москвы заказали парик, имитирующий бритую голову. Погода так подпортила съёмки, что ранний снег в ноябре приходилось растапливать и раскидывать бутафорские листья, чтобы в кадре создавалось впечатление осени. Павильонные съёмки проходили на "Мосфильме", где были сделаны декорации классной комнаты, дома Бессольцевых и квартиры Сомова. Съёмки закончились весной 1983 года.
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме
Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. Драма, фильм. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. В обычную школу в провинциальном городке поступает новенькая. Она приехала к деду, которого здесь недолюбливают за чудачества и замкнутый образ жизни. «Чу́чело» — художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и жестокостью со стороны одноклассников. Фильм «Чучело» стал первым советским фильмом, где детей выставили злодеями, а для Кристины Орбакайте лента стала знаковой и дебютной. 5 февраля 2023 года дети посмотрели фильм «Чучело» режиссера Ролана Быкова (1983 г.), который гениально обнажает всю уродливость травли, её разрушительное влияние на всех действующих лиц.
информация о фильме
- Как выбирали исполнительницу главной роли
- Малоизвестные факты о фильме "Чучело" (1983)
- Чучело — 14 ответов | форум Babyblog
- "Чучело" – правдивое кино о советских школьниках
- Что известно о ремейке фильма «Чучело», который снимают под Калугой?
Кино с психологом: настоящие причины буллинга в фильме «Чучело»
14 сентября. Чучело | смотрите кино полностью на «Кино ». |
Краткое содержание фильма Чучело 1984 | Я, конечно, знала о существовании книги Железникова "Чучело" и фильма с известными актерами. |
Чучело (1983) | И «Чучело» именно такой фильм, убеждал Ролан Антонович своих зрителей. |
14 сентября 1984 года официальная премьера фильма Ролана Быкова «Чучело» | Лена Бессольцева (Чучело) – открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось перенести тяжелые испытания. |
#От книги к фильму. «Чучело» | "Чучело" — советская драма 1984 года режиссёра Ролана Быкова по одноимённой повести Владимира Железникова, основанной на реальных событиях, произошедших с племянницей автора, которая взяла на себя чужую вину и друзья объявили ей бойкот. |