Новости эпопея челюскина год

16 июня в библиотеке провели информационный час «Знаменитая челюскинская эпопея», приуроченный к 90-летию со дня начала полярной экспедиции на пароходе «Челюскин».

Большая авантюра

  • Большая авантюра
  • Навигация по записям
  • Эпопея «Челюскина» . 100 великих загадок истории флота [с иллюстрациями; litres]
  • Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? - Статьи и репортажи РГО
  • 90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея

90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея

85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива. В 2020 году с помощью глубоководных аппаратов удалось провести трёхмерную съёмку корпуса затонувшего «Челюскина». 2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска в свое первое и последнее арктическое плавание.

Челюскинцы: два маленьких эпизода большой героической эпопеи

Шмидту и Воронину ничего не оставалось, как решать, что делать в случае гибели спасателя, и отпустили «Литке». Теперь участь «Челюскина» целиком зависела от поведения льда. В ночь с 12 на 13 февраля 1934 г. Одновременно лопнули трубы паропровода.

Пароход начал быстро погружаться под воду носовой частью и затонул в течение двух часов. Опасаясь подобного исхода, экипаж заранее подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили О.

Шмидт и В. Единственной жертвой стал завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич, который погиб, будучи придавлен сместившимся палубным грузом во время затопления судна [14]. В результате катастрофы на льду оказались 104 человека.

Шмидт с Ворониным не представляли, что за этим последует. Воронин еще на что-то надеялся, а Шмидт прямо говорил — расстреляют... Но судьбе было угодно распорядиться иначе.

Связь с Большой землей радист Э. Кренкель установил на следующий день. Была отправлена знаменитая радиограмма О.

Вскоре из Москвы по радио поступило сообщение: «Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой... Сталин, Молотов, Ворошилов» [17].

В первые же дни после гибели «Челюскина» в ледовом лагере Шмидта вспыхнул своеобразный бунт — часть членов экспедиции стала настаивать на походе на материк. В основном это были люди из бригады строителей, которых должны были оставить на острове Врангеля, все из крестьян средней полосы России, люди физически крепкие, но абсолютно незнакомые с Арктикой. Против этого выступили опытные полярники из научной группы экспедиции и большинство команды, состоявшей из архангельских поморов.

Они утверждали, что из мужчин, может быть, кто-то и дойдет до суши, но большинство, а прежде всего женщины, обречены на гибель. Дело зашло так далеко, что О. Шмидт, взяв винчестер, пригрозил застрелить любого, кто сделает попытку пойти к материку: ростки паники и сомнений необходимо было подавить сразу и ждать помощи с материка.

Сначала на челюскинской льдине был разбит палаточный лагерь. Когда первые, самые тяжелые дни миновали, суровый полярный быт наладился. Плотники соорудили из спасенных материалов барак, переселив туда половину «челюскинцев», выстроили камбуз под крышей и сигнальную вышку.

Много работы предстояло выполнить на ледовом аэродроме, который постоянно разрушали подвижки льда. Участники экспедиции построили свою пекарню и выпускали стенгазету под названием «Не сдаемся! Шмидт стал душой лагеря, каждый вечер устраивал собрания, на которых информировал о том, что предпринимается на Большой земле для их спасения, читал лекции по истории, философии и психоанализу, которым увлекался с юности, о музыке и поэзии.

В течение всего времени пребывания на льдах челюскинцы не прекращали научных наблюдений. Особенно интересны полученные ими данные о поведении льдов в зависимости от ветра, морских течений и приливов. Кренкелем и другим коллегой по плаванию на «Сибирякове», гидробиологом П.

Ширшовым, Шмидт обсуждал идею создания дрейфующей станции на Северном полюсе, считая, что дрейф надо рассматривать как репетицию, пусть невольную, но полезную [18]. Операция по спасению полярной экспедиции Тем временем вся страна следила за судьбой полярной экспедиции. Сообщение о том, что на льду оказались более 100 человек, в считанные часы облетело и потрясло мир.

Куйбышева собрали совещание у С. Каменева, где наметили первые шаги по организации спасения челюскинцев. Совещание еще не закончилось, еще редактировался проект постановления о намечаемых мероприятиях, как стало известно, что по инициативе И.

Сталина создана правительственная комиссия по оказанию помощи челюскинцам. Через несколько часов она приступила к работе. Операция по спасению разрабатывалась с поистине глобальным размахом.

По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, которые предполагалось перебросить на Чукотку морем. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы «Смоленск», «Сталинград» и «Совет». В конце марта из Ленинграда на запад и далее через Панамский канал вышел ледокол «Красин» [19].

При этом в возможность спасения верили далеко не все специалисты. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Северного Ледовитого океана, тогда еще не было.

Поэтому основные надежды возлагались на авиацию, и именно полярная авиация сыграла главную роль в спасении полярников. В это время на Чукотке находился экипаж А. Ляпидевского с самолетом АНТ-4.

Первую посадку в лагере челюскинцев он совершил 5 марта 1934 г. До этого экипаж совершил 28 вылетов, удачным оказался только 29-й: найти дрейфующий полярный лагерь в периодически опускающемся тумане было нелегко. При этом А.

Первым же рейсом самолет АНТ-4 вывез из лагеря 10 женщин и двоих детей, однако в следующий раз у самолета отказал двигатель, и его экипаж вынужден был присоединиться к челюскинцам [20]. Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов. Первая группа летчиков — М.

Слепнев и С. Леваневский — была отправлена из Москвы через Европу, Атлантику, Соединенные Штаты на Аляску, где их ждали закупленные советским правительством у компании «Pan American» два самолета «Флейстер». Слепнев был опытным полярником.

Северный же опыт Леваневского составлял около года. От Москвы до Аляски летчики добирались на поездах и пароходах, но заключительный этап с Аляски до Чукотки был самым трудным: из-за непогоды С. Леваневский с Г.

Ушаковым лишь 26 марта сумели вылететь из Фербенкса, но до Нома добрались только 28-го. Ушаков на этот раз выступал представителем высших партийных и государственных инстанций, ему предстояло ввести руководство погибшего «Челюскина» в курс принятых «наверху» решений и руководить работами по устройству взлетно-посадочной площадки, которая из-за движения льдов часто повреждалась. В Номе Ушакова ждала телеграмма обеспокоенной положением дел правительственной комиссии: немедленно вылететь с Леваневским в Ванкарем, а Слепневу до прояснения ситуации ждать в Номе.

Вылетев из Нома 29 марта, Леваневский с Ушаковым и американским бортмехаником Армстидтом до Ванкарема так и не добрались. Этот перелет и произошедшую аварию впоследствии широко обсуждали, считая, что Леваневский нарушил приказ приземлиться в Уэлене и самовольно полетел в Ванкарем. Но ни Ушаков, ни Леваневский не подтвердили этот «щекотливый» момент.

Оба писали, что по сводке, полученной в Номе, до Уэлена было безоблачно, а в Ванкареме высота нижней кромки составляла 500 м. Ушаков: «Не заметив над аэродромом Уэлена никаких предупредительных знаков, пилот направил машину дальше на запад к Ванкарему». Сам Леваневский писал, что снизился до 150 м, но «сигналов на аэродроме никаких не выложено» [21].

Наткнувшись над Колючинской губой на большую облачную стену, пилот не сумел забраться выше нее и перешел на бреющий полет, когда самолет начал обледеневать. Дважды счастливо избежав столкновения со скалами, он все-таки сбил правую лыжу о торос, после чего произвел аварийную посадку на фюзеляж у мыса Онман. При посадке Леваневский разбил голову и потерял сознание, остальные не пострадали.

Самолет ремонту не подлежал, но есть сведения, что позже, заменив мотор, его восстановили. Добравшись на собаках до Ванкарема, Ушаков возглавил руководство спасательными работами, а Леваневский, немного придя в себя, отправил по адресу «Москва. Сталину» радиограмму: «Чувствую себя работоспособным и снова готов к работе».

Позже утверждали, что она была опубликована, и в ней в высокопарных выражениях сообщалось о готовности к дальнейшему выполнению заданий правительства [22]. Но самолета у Леваневского не было, поэтому летчика на собаках отвезли в Уэлен, на льдину он так и не попал и никого из «ледового лагеря Шмидта» не вывез. Вторая авария до предела накалила обстановку на Чукотке.

Снова остро встал вопрос о спасательной партии на собаках. Такую экспедицию подготовили, она могла выступить в течение двух-трех дней, но на льдине оставалось много слабых и пожилых людей. На самолетах необходимо было вывезти как минимум 30—40 человек.

Слепнев, но из-за непогоды вернулся и в Уэлен попал лишь 5 апреля. К этому моменту население ледового лагеря уменьшилось на двух человек: 2 апреля со льдины на своем Ш-2 улетели Бабушкин с Валавиным. Масштабная эвакуация людей со льдины началась 7 апреля.

Затертый льдами пароход начал дрейфовать обратно на восток, в Чукотское море, пока 13 февраля 1934 года не был раздавлен льдами. Все находившиеся на его борту к тому моменту, за исключением завхоза, погибшего во время эвакуации, переселились во временный лагерь на льдине и подали сигнал SOS. Уже на следующий день в Москве была спешно сформирована правительственная комиссия по организации спасения челюскинцев во главе с председателем Комиссии советского контроля при Совнаркоме Валерианом Куйбышевым. Основные надежды возлагались на корабли, поскольку это был привычный и проверенный способ. Но в этот раз именно он и не сработал. Самый мощный советский ледокол «Красин» , лидер ледокольного флота СССР, пришлось отправлять на спасение челюскинцев вокруг света — через два океана и Панамский канал. А оказавшиеся ближе всех к месту трагедии на Дальнем Востоке ледорез «Литке» и пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск» еще с осени, когда стало понятно, что «Челюскин» ложится в дрейф, сами застряли во льдах и были вынуждены зимовать. В этих условиях оставалось только два реальных варианта спасения: собачьи упряжки и самолеты. Но первые без вторых были беспомощны: точных координат льдины, на которой зимовали челюскинцы, не было. Искать их лагерь предстояло с воздуха.

А найдя, было проще придумать, как посадить на лед самолеты, чем заставлять людей ждать нарты, которые могли бы и не пробиться через торосы. Самолет «Флитстер» Маврикия Слепнева с поврежденным шасси в лагере челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года Источник: nekrasovka. За самолетами отправили летчиков Сигизмунда Леваневского и Маврикия Слепнева: оба имели опыт полетов в Арктике и были хорошо известны в Америке как участники экспедиций по эвакуации потерпевших катастрофы американских пилотов. К середине марта советские летчики через Западную Европу, Атлантику и всю Америку добрались до Аляски, где в их распоряжение передали два новых девятиместных одномоторных самолета «Флитстер» с механиками. Здесь их уже ждала правительственная телеграмма, которая требовала ускорить переброску самолетов. Сигизмунду Леваневскому предписывалось немедленно лететь в поселок Ванкарем, где был организован аэродром для участвующих в спасательной операции самолетов, а Маврикию Слепневу — ждать распоряжений в Номе.

Бедствие тогда сплотило всю страну. Больше 100 человек дрейфовали на льдине в ожидании помощи. Помогла авиация. С этого началась мифология полярников и полярники вошли в каждый дом.

Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.

День в истории: Как спасали челюскинцев

Пароход «Челюскин» отбывает из архангельского порта, 1933 год. Фото: РИА Новости. 2 августа 1933 года “Челюскин”, только что построенный по советскому заказу в Дании пароход, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток. 13 февраля 1934 года "Челюскин" ушел под воду. 13 февраля 1934 года в Чукотском море, раздавленный льдами, затонул пароход «Челюскин». началась героическая челюскинская эпопея!

«Челюскин» начало

  • Информационный час «Знаменитая челюскинская эпопея» в Новобахтиаровском б/п
  • Арктическая эпопея: Северный морской путь начинали штурмовать из Архангельска
  • Подвиги во льдах: в эти дни 90 лет назад началась челюскинская эпопея - Евгений ТРОСТИН
  • Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
  • Памятнику «Челюскинской эпопее» - быть - Аргументы Недели

Челюскинская эпопея

Поделиться 90 лет исполняется с начала операции по спасению челюскинцев 90 лет исполняется с начала операции по спасению челюскинцев Перед экипажем легендарного "Челюскина" стояли амбициозные задачи: освоить Северный морской путь на ледокольном пароходе всего за одну навигацию. И это в 1933 году. Он не является кораблем, который выдержит натиск льдов, и отказывался от капитанства", — рассказал Владимир Воронин, внук капитана парохода "Челюскин" Владимира Воронина. До сентября 1933 года пароход шел точно по маршруту даже с деформированным корпусом и пробоиной, полученной в Карском море. Роковыми для "Челюскина" стали чукотские льды. Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека. Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте.

Здесь их уже ждала правительственная телеграмма, которая требовала ускорить переброску самолетов. Сигизмунду Леваневскому предписывалось немедленно лететь в поселок Ванкарем, где был организован аэродром для участвующих в спасательной операции самолетов, а Маврикию Слепневу — ждать распоряжений в Номе. Полет экипажа Леваневского закончился катастрофой: 29 марта в тридцати километрах от чукотского поселка Ванкарем, где развернули главный аэродром спасательной операции, он не сумел пробиться через густую облачность и совершил вынужденную посадку на лед, повредив самолет настолько, что тот уже не мог больше подняться в воздух. Сам Сигизмунд Леваневский довольно скоро сумел добраться до Большой земли и даже дал в Москву телеграмму, что он готов участвовать в спасательной операции, но лишних самолетов в Ванкареме не было, и совершать полеты к челюскинцам Леваневскому не довелось. Маврикий Слепнев сумел 5 апреля долететь до Уэллена, а два дня спустя — до Ванкарема, и в тот же день добрался до лагеря челюскинцев, но при посадке его «Флитстер» ударился о торосы. Только 11 апреля Слепнев с пятью эвакуированными на борту вылетел из лагеря в Ванкарем, куда накануне был доставлен тяжело заболевший начальник экспедиции Отто Шмидт. Его требовалось срочно эвакуировать в американский Ном, где был госпиталь, и сделать это можно было только на скоростном и дальнем «Флитстере», так что больше Слепнев в эвакуации не участвовал, поскольку она завершилась на следующий день после его вылета в США. Челюскинцы тянут самолет АНТ-4 Анатолия Ляпидевского к месту старта с ледяного аэродрома, Чукотское море, апрель 1934 года Источник: valerongrach. В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря. Он прилетел сюда, чтобы быть наготове к эвакуации заболевших с «Челюскина» и других зазимовавших во льдах пароходов, а в итоге стал первым из всех, кому удалось не только найти лагерь невольных зимовщиков, но и совершить в нем посадку. Правда, для этого ему пришлось совершить в общей сложности тридцать с лишним полетов. Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб. Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек.

Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности. Мы не говорим уже об охране заключенных. Какова их судьба при наличии второго парохода, затопленного по приказу, выполненному лично Кандыбой? Жестокость сталинского режима и методов обращения с заключенными сотрудников НКВД давно перестали быть тайной. Были опубликованы и документально подтверждены неоднократные случаи казни заключенных путем затопления их в трюмах старых барж. Допустим, что для уничтожения всех свидетелей транспортировки заключенных и их потопления, было принято трудно реализуемое одним человеком решение об уничтожении вместе с заключенными всех охранников и членов команды парохода. Но даже реализация такого решения не уничтожает опасных свидетелей. Северный морской путь в те годы уже совсем не был ледовой пустыней. Многомесячное плавание сопровождалось неоднократными встречами с другими кораблями, периодическим участием ледоколов в проводке экспедиции. Мы указывали на встречу шести кораблей на мысе Челюскин, встречу с большой группой чукчей. Белимов описывает неоднократные контакты команд «Челюскина» и «Пижмы», как до гибели «Челюскина», так и после. Для уничтожения свидетелей пришлось бы принять столь же радикальные меры по отношению ко всем людям, которые были или могли быть свидетелями плавания второго корабля. Тем более не реальной с этих позиций является отправка О. Шмидта, старого интеллигента, человека с безупречной репутацией в научном мире, на лечение в США сразу после эвакуации с льдины. Хорошо известно, что обладатели секретов ни в каком случае не имели возможности выезда за границу, тем более без надежного сопровождения. Флотилия насчитывала с дюжину судов. В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно, зимовали во льдах. Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР. Отдельные работы посвящены лагерям смерти в Арктике и перевозкам заключенных. Им составлен полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г. Поиск дал возможность обнаружить фотографии гибели «Челюскина», координаты затонувшего корабля, ряд сообщений о дрейфующем ледовом лагере, этапах подготовки и спасения челюскинцев, об участие в этом американцев, транспортировке и лечении О. О других сигналах SOS из советской Арктики или нахождения спасшихся заключенных ни одного сообщения в газетах не было обнаружено. Единственным упоминанием о радиосигналах, связанных с заключенными, является заметка корреспондента «Труда» из Казани, относящаяся к 2001 году. Не были обнаружены такие сообщения в зарубежных исследованиях о советской Арктике. За прошедшие 70 лет нам не известно ни об одной публикации в зарубежной печати о спасшихся или погибших в 1934 г. Советские руководители часто применяли принцип, что цель оправдывает средства. И в мирное и в военное время превращение людей в лагерную пыль было обычным делом. С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой. Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход. С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г. Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков. По версии Белимова, большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30-х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью. Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир. Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков. Доказательством установления двухсторонней связи было наличие в принятой информации позывного, принадлежащего пославшему сигнал. Ссылки на наличие сигналов бедствия от коротковолновиков, не принадлежавших «Челюскину», были приведены журналистами от третьих лиц уже после публикации версии «Пижмы». Каждый из них включал подробности, в точности повторяющие текст Белимова. Личного позывного на эту фамилию зарегистрировано не было. Это имя не встречается среди участников соревнований коротковолновиков в1930-33 гг. Остановимся на некоторых менее существенных деталях рассказа Э. Белимова, плохо согласующихся с реальностью. Явная неувязка связана с названием корабля. Автор указывает, что на небольшой медной пластинке по-английски было написано примерно вот что: «Челюскин» спущен на воду 3 июня 1933 года». Фиксированная строителем дата спуска парохода на воду — 11 марта 1933г. При спуске на воду пароход имел другое имя - «Лена». О втором корабле аналогичной информации вообще не приводится, хотя по сути очерка Белимова именно она была необходима. С математикой у филолога Белимова, по-видимому, дела обстояли неважно. Об этом, в частности, говорят следующие два эпизода. Он пишет: «Во встрече приняло участие пять человек: четверо мужчин и одна женщина». И сразу вслед за этим говорит, что выступила мать Карины, а за ней и сама Карина. Уже после гибели «Челюскина» по версии Белимова новым домом для женщин и детей оказывается «Пижма»: «14 февраля вечером к правому борту "Пижмы" подкатили аэросани, сначала одни, а потом и вторые. Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов». И это притом, что на корабле были только две девочки, одной из которых было меньше 2 лет, а второй несколько месяцев. Документальный очерк, на форму которого претендует «Тайна экспедиции «Челюскина», требует точности в определении действующих лиц. У Белимова нет ни одного человека с именем, отчеством и фамилией. Главный герой очерка, раскручивающий всю интригу парохода-призрака, так и остается Яковом Самойловичем без фамилии - человеком невысоким, плотным, с круглой головой, как это бывает у математиков. Можно было предположить, что автор не хочет раскрыть инкогнито, но очерк пишется в 90-е годы, и автор и его главный герой находятся в Израиле.

Роковыми для "Челюскина" стали чукотские льды. Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека. Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, что-то ничего не трещит, все нормально. Вот самолет прилетел, а они улетели.

Подвиги во льдах: в эти дни 90 лет назад началась челюскинская эпопея

Отто Шмидт, описывая полярную эпопею, подводит в книге «Поход «Челюскина» итоги: «Челюскин» не вышел в Тихий океан, а погиб, раздавленный льдами. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась челюскинская эпопея, когда советские лётчики совершили подвиг, спасая участников полярной экспедиции, находившихся на арктическом льду после крушения парохода «Челюскин». 13 февраля 1934 года в Чукотском море произошла трагедия: огромный сухогруз "Челюскин", совершавший очередной рейс, в течение двух часов ушел под воду.

13 февраля 1934 года – Началась «челюскинская эпопея» на льдине

В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов в Карском море и 13 февраля его раздавила ледяная гряда. 31.12 Книжная выставка «Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»» 12+ В Центре краеведческой информа. началась героическая челюскинская эпопея!

Полярная эпопея челюскинцев

Профессор Отто Шмидт пытался доказать необходимость сквозного прохода по Северному морскому пути. Через два месяца корабль был готов, он назывался «Лена», а затем переименован в «Челюскин». Пароход был построен по заказу советского правительства в Дании. Это был сухогруз для речных и морских перевозок. Более того судно не совершило ни одного испытательного плавания. Капитаном парохода «Челюскин» был назначен Владимир Воронин — капитан дальнего плавания с большим опытом. Прибыв в порт приписки 11 июля 1933 года, Воронин осмотрел судно. То, что увидел капитан, сильно расстроило его: «…Набор корпуса слаб. Ширина ледокола «Челюскин» большая.

Скуловая часть будет сильно подвергаться ударам, что скажется на прочности корпуса. Он был не первым кого насторожил пароход. Оказывается, что судно не было принято комиссией Наркомвода. Позже предпочли забыть еще об одном факте. Когда «Челюскин» строился в Дании, за всем процессом наблюдал Петр Визайс, который и пошел на этот пароход капитаном, а Владимир Воронин согласился идти в Арктику только пассажиром. В Ленинградском порту пароход явно перегрузили. Часть экспедиции составляли геодезисты, которые ехали на остров Врангеля на зимовку и большинство груза, включая бревна для постройки домов «Челюскин» вез для них. Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин», а ледорез «Федор Липке» встретит «Челюскин» в Чукотском море и поведет дальше.

Для них «Челюскин» тоже вез 3000 тонн угля. Кроме того на пароход погрузили 500 тонн пресной воды, коров и свиней, в результате судно на 80 см ушло ниже ватерлинии. Об этом знал Отто Шмидт, но освоение Арктики имело большое значение. Ленинградцы провожали в плавание чудо датского кораблестроения. Контингент на «Челюскин» подобрался интернациональный и разношерстный. Костяк составлял сплоченный коллектив сибиряковцев — кинооператоры, журналисты, художники, плотники. Также на «Челюскине» было и несколько женщин. Члены экспедиции знали, что отправляются в нетуристический морской круиз.

Как только вышли из порта, у судна сразу же обнаружилась неполадка — перегрелись подшипники. Через четыре дня пароход прибыл в Копенгаген, где на месте его отремонтировали.

Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море.

В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло. Гибель "Челюскина" К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей. Летчики Ляпидевский, Конкин и Петров стали отрабатывать на самолетах спасение людей в ледовой обстановке. Полярный радист Эрнст Кренкель отправил в Москву радиограмму, в которой сообщалось о гибели судна.

На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей. Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка. Это была единственная гибель среди членов экспедиции.

Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт.

В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты.

Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир.

Через рупор «Прагер Пресс» чехи проклинали метеоусловия. Герр Геббельс штурмовал печатные станки своим «Штурмом», крушившим евреев и красных. Итальянцам хватало боевого пилотажа над Средиземноморьем и Эфиопией. США тактично смолчали, памятуя про спасение лётчика Д. Маттерна С. Леваневским, в тех же чукотских местах год назад...

Датчанам было жаль людей и пароход. Газета «Политикен» постаралась ответить едино за всех: «На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого ещё никто не мог победить! Неохватные расстояния Родины победили... Челюскинцы эмоционально верили в помощь с Большой земли. Истина в том, что ни одна из «Правд» не создала матрицу правды, в которой русскоязычно значилось бы первое, пока незримое сметение учёных и мореходов, в дни, когда ледовый «круиз» переступил месячный срок. Консервно-крупяная еда - она, конечно, была, тяжёлые меходежды держали телесное тепло, НЗ - соответствовал обозначению и составу... Пилоты Р-5 спешили.

Мчались смелые ребята Совдепии на выручку, силой воли, характеров и мощью моторов проявляли чудеса пилотирования в условиях непогоды, в открытых кабинах. Небольшого росточка Н. Каманин ощущал шквал исторических сквозняков, прихватив блокнот, ставший дневником. Будущий участник первых бомбардировок Берлина М. Водопьянов тоже находил кроху минут, позднее вылившихся в мемуары. До лагеря оставались считанные километры. Я с нетерпением выставил голову из-за козырька кабины - холодный ветер жёг щёки.

Впереди мелькнула чёрная точка. Через минуту я увидел дым, потом деревянный барак, вышку с красным флагом на мачте, палатки и людей, которые карабкались на торосы и махали руками. Самолёт посадил точно. Его быстро окружили полярники. У многих на глазах блестели слёзы. Я вылез из кабины и попал в объятья Шмидта.

В ходе плаванья в высоких широтах ему приходилось постоянно приходилось участвовать во всех авралах, в ходе которых он проявил себя с самой лучшей стороны. Фёдор Решетников на борту "Сибирякова" в 1932 году. На "Челюскине" Решетников рисовал для судовой стенгазеты "СМП" — "Северный морской путь", редактором которой был Баевский Илья Леонидович — заместитель начальника экспедиции по науке, а также время от времени выпускал номера "Ледового крокодила" с карикатурами и дружескими шаржами. После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся!

Все выпуски были иллюстрированы Решетниковым. Первые рисунки в переименованную стенгазету ему приходилось рисовать в нечеловеческих условиях: сидя на корточках, сгорбившись, или лёжа на животе в тесной палатке. И лишь позже, когда из брёвен, предназначенных для домиков на острове Врангеля, уже был построен просторный барак, это можно было делать без такого экстрима. Первый номер стенгазеты "Не сдадимся! Здесь можно найти эту стенгазету в лучшем разрешении.

Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить

5 ноября 1933 года "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе и отброшен на север в Чукотское. Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска. Однако судьба «Челюскина» оказалась короткой: 13 февраля 1934 года в водах Чукотского моря, сжатый льдами, он пошёл ко дну.

Большая авантюра

  • Большая авантюра
  • 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году
  • Эпопея «Челюскина» . 100 великих загадок истории флота [с иллюстрациями; litres]
  • В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи

История спасения «Челюскина»

Все участники экспедиции, кроме двух девочек получили ордена Красной Звезды. Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены звания героев Советского Союза — награды, учреждённой в апреле 1934 года. Ордена Ленина получили все бортмеханики самолётов, в том числе двое американцев, помогавшие Слепнёву и Леваневскому. Гигантский памятник челюскинцам в Москве так и не построили, но и без этого участники экспедиции и их спасители стали героями официальных легенд, прославлявших коммунистический строй. В постсоветское время большинство подобных легенд подверглось ревизии. Не стала исключением и история челюскинцев. Некий Эдуард Белимов в начала 2000-х опубликовал сенсационную историю, согласно которой из Мурманска к Берингову проливу отправился не один пароход, а два. Позади «Челюскина» шёл корабль «Пижма», перевозивший в трюме две тысячи заключённых для работы на чукотских оловянных рудниках. Нескольким из них удалось спастись, добраться до радиостанции и передать сигнал S. Его услышали американцы и спасли недоутопленных каторжников.

Несмотря на все признаки художественной литературы, вроде развёрнутых диалогов Сталина со своими приближёнными, явную путаницу с датами и фактами, некоторые приняли историю Белимова за чистую монету. До сих пор в Интернете всплывают рассуждения о том, что челюскинцев спасли ценой жизни несчастных каторжников. Ещё в советское время неоднократно предпринимались попытки отыскать на океанском дне останки раздавленного льдами «Челюскина». В течение 70 лет они не приносили результата. Это позволяло сторонникам версии о взорванной «Пижме» утверждать, что точные координаты гибели «Челюскина» были специально сфальсифицированы участниками ледовой казни заключённых. В 2007 году очередной поисковой экспедиции удалось поднять со дна металлические фрагменты какого-то парохода. Их отправили в Копенгаген, и на верфи, где в начале 1930-х годов строился «Челюскин», узнали свою работу. Таким образом, конспирологи были в очередной раз посрамлены. Оказалось, что затонувший пароход так долго не могли найти из-за мощного подводного течения, поднимавшего со дна муть.

В 2020 году с помощью глубоководных аппаратов удалось провести трёхмерную съёмку корпуса затонувшего «Челюскина». Возможно, в недалёком будущем легендарный пароход будет поднят со дна Северного Ледовитого океана. Сафонов С. Спасение челюскинцев: Как погиб пароход и выжили люди во льдах Арктики. Паулсен, М.

В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить «Стерегущего». То, что команда открыла кингстоны и затопила миноносец — это фантазия, придуманная пропагандистами. На миноносце этого типа нет кингстонов как таковых, нечего открывать. Но вот то, что экипаж и кимандир судна вели бой до последней возможности, причем бой безнадежный, на потерявшем ход кораблике, окруженном врагами — это есть факт.

На корабле было брошено всё как было — даже трупы его защитников и секретная документация, и его аккуратно затопили открытием клапанов выравнивания и кингстонов. Затопили на мелководье. Как будто специально чтобы японцы потом легко его подняли. С 10 февраля корабли Уриу несли сторожевую службу вблизи корпуса корабля, на котором был поднят японский флаг. С 18 февраля специальный отряд, сформированный японцами для подъёма, приступил к обследованию русских кораблей и извлечению из них различного оборудования и имущества. В первую очередь был снят паровой катер «Варяга» совершенно целый , который в дальнейшем использовался для нужд судоподъёмной экспедиции.

Затонувшие корабли были обследованы водолазами, обнаружившими в помещениях «Варяга» штурманские карты, различные документы и наставления, схемы корабля и техническую документацию, что в дальнейшем значительно облегчило работы по подъёму. Трофеями японцев стали также 24 корабельных и шлюпочных андреевских флага. С марта по октябрь 1904 года с «Варяга» была снята большая часть артиллерии, в том числе 10 орудий калибра 152 мм, признанных пригодными для использования. Подъём крейсера проходил в несколько этапов и был завершён 8 августа 1905 года. После обследования состояния механизмов, демонтажа оставшегося вооружения и выгрузки боеприпасов, монтажа временных дымовых труб и мачт изначально установленные были демонтированы в ходе судоподъёмных работ 5 ноября 1905 года корабль своим ходом вышел из Чемульпо в Сасебо. В дальнейшем после ремонта и частичного перевооружения был введён в состав японского флота под именем «Соя» и активно использовался как учебный корабль.

Еще раз повторю — если это не измена, то что тогда измена?

Стараниями сотрудников музея, вологодских коллекционеров, а также художников, был оформлен и открыт для посещения специальный выставочный зал «Полярные Робинзоны». Представлены уникальные артефакты той поры: измерительные и навигационные приборы, карты, личные вещи полярников, радиостанция «ПР 4П», предметы их быта. К этой же дате был приурочен конкурс детского художественного творчества «Во льдах Арктики». В музее. В организации и проведении мероприятия приняло активное участие наше отделение Русского Географического Общества.

Михаилом Кутюмовым подготовлен один из экспонатов карточка-квитанция о проведенной радиосвязи от Э. Кренкеля , прочтена лекция о роли радиосвязи в спасении челюскинцев, с демонстрацией архивных аудиозаписей старшего радиста Э. Кренкеля 1937 и 1964 года о том, как проходила эвакуация с борта судна и со льда на материк, о жизни в ледовом лагере.

Присутствующие так же узнали всё о пароходе «Челюскин», как он дрейфовал, когда и как затонул, кто руководил экспедицией, об организации ледового лагеря Шмидта, сооружении аэродрома. А также о лётчиках, совершивших несколько рейсов, чтобы спасти челюскинцев, и в честь которых была учреждена высшая степень отличия в СССР — Герой Советского Союза.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий