Используя уникальный пластический язык современного психологического балета, режиссер постановки Борис Эйфман пишет чувственное и творческое полотно. Театр балета Бориса Эйфмана будет выступать на Матче всех звёзд во второй раз, впервые его шоу было показано в 2018 году в Санкт-Петербурге. Балет Бориса Эйфмана на музыку Л. Бетховена, Г. Малера. Артистка Театра балета Бориса Эйфмана Полина Павленко рассказывает о гастролях в Китае, о повседневном и закулисном. Студенты балета Бориса Эйфмана из 12 стран мира выступят в Александринке.
Труппа Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана выступит в Казани
Премьера балета, посвященного судьбе и творчеству скульптора Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель, состоялась в 2011 году и с успехом шла на ведущих театральных площадках Америки, Европы и Азии. Балетная история» по пьесе Чехова откроет литературно-хореографическую тетралогию «Иное пространство слова». Применяя инструментарий языка балета, мы размышляем о мятежной попытке взлета души и разрушительном гнете повседневности, многоликости любви и обреченности человека на одиночество, наконец, о самой сути театра», — говорит Борис Эйфман. Достоевского «Братья Карамазовы».
Фото: Майкл Кури Будто вся эта советская, шершавая, неудобная, серая жизнь остается за давно немытым окном, в которое он никогда сроду и не заглядывал. А есть жизнь больших страстей, взлетов и падений, которые он без устали инсценировал в своих балетных спектаклях. И нервную, издерганную пластику Валерия Михайловского — князя Мышкина. Это были, возможно, еще не слишком совершенные спектакли, пугавшие ревнителей классики и поклонников эпических полотен а-ля Григорович. Но в них чувствовался нерв, молодой драйв и какая-то упрямая непреклонность человека, который привык стоять на своем, чего бы это ему ни стоило. Эйфман никогда не боялся нарушать табу, идти против течения и даже не замечать балетную моду. Кажется, давно уже никто не ставит сюжетные, многоактные балеты, а он их сочиняет с небывалым и даже каким-то вызывающим упорством.
Никто больше не рассчитывает на эмоциональное потрясение от танца, а Эйфман никаких других зрительских реакций просто не признает. Если за спектаклем не следует овация стоя, он считает его провальным. При этом во всех неудачах Эйфман склонен обвинять прежде всего самого себя. Чем, кстати, выгодно отличается от многих своих коллег, готовых переложить собственные просчеты на плечи артистов или начальства. Может быть, поэтому так легко общаться с Борисом Яковлевичем, что нет в нем этой вековечной обиды на всех, кто недодал, не признал, не наградил, не восхитился. Хотя успех пришел к нему довольно поздно, давно обещанный Дворец танца так до сих пор и не построен, а балетные критики не очень-то жалуют его спектакли. Почему это происходит? Они считаются мобильными, могут поставить все, что угодно и где угодно. И, наверное, это хорошо, что я не модный. Ведь искусство, создаваемое мной, тяготеет к вневременности.
Говорю так не потому, что у меня мания величия. В творчестве я стремлюсь затрагивать только самые сильные эмоции. И мое искусство столь глубоко проникает в человека, что остается с ним навсегда. Люди приходят к нам на спектакли как на сеансы к психотерапевту. Мы стараемся разбить четвертую стену, которую балет так долго и упорно возводил. Подобного взаимодействия сцены и зала в мире танца никогда не было. Как вы думаете, это был комплимент? Представляете, раскрываешь газету и читаешь про себя: «Борис Эйфман — Дональд Трамп в балете». Что с этим делать? Однако в конце статьи говорилось: можно любить или ненавидеть Эйфмана, но он — как и Трамп — победитель.
А в другой рецензии меня назвали «гениальным манипулятором». Тогда за время тура мы дали в общей сложности 27 спектаклей. И каждый заканчивался овациями, криками «браво! Причем не имели значения ни название балета, ни состав исполнителей, ни даже город, где труппа выступала. Везде реакция была одна и та же — восторженная, почти экстатическая. Поэтому, очевидно, пресса и писала, что я умею манипулировать публикой, гипнотизировать ее. Фото: Хана Кудряшова — Но согласитесь, что в этой реакции есть оттенок какого-то плохо скрываемого недоверия? Как будто речь идет не о высоком искусстве, а о шоу иллюзиониста или цирковых номерах. У них ведь все разложено по полкам. Балетные обозреватели приходят на спектакль и уже заранее знают, что про него напишут.
Вот полка Баланчина, или Петипа и его наследников, или Форсайта. А у меня — своя ниша, в которой критики почему-то мне отказывают, даже не попытавшись вникнуть в законы моего театра. Для этого надо просто чуть приподняться над своими пристрастиями и предрассудками. Сегодня публике полагается сдержанно восторгаться и изредка хлопать, но она отвыкла быть эмоционально захваченной, как на наших спектаклях. В театре больше не принято плакать во время действия, не принято после представления бросаться к хореографу со словами восхищения.
Балет «Эффект Пигмалиона» — хореографическая трактовка мифа о художнике и его творении, новый взгляд на тему сложной переплетенности и вечной нетождественности искусства и жизни. В центре спектакля — дерзкая обитательница трущоб. Повстречав чемпиона по бальным танцам, она врывается в мир богатства и изумительного исполнительского мастерства.
Здесь красота и обманчивая легкость движений достигаются жестоким трудом, а внешне притягательные плоды сценической славы не спасают от одиночества. Под руководством именитого танцовщика героине предстоит пройти путь пластического перевоплощения, которое, начавшись как курьезный эксперимент, завершается настоящей драмой. Необычайное упорство, душевные достоинства, прежде скрытые под накипью грубости, а также вспыхнувшая в девушке любовь к учителю и партнеру помогают ей вырасти в звезду. Однако фатальная пропасть между нищетой и роскошью может быть преодолена лишь в мире танца, уравнивающем жителей хижин и дворцов.
Мне просто некогда завидовать. Я сочиняю балеты. И кстати, может, вы мне подскажите: по отношению к кому я мог бы сегодня испытывать зависть? Окажись я в любом другом городе, моя судьба сложилась бы совсем иначе. Помню, когда был студентом, часто приходил в Александро-Невскую лавру, где часами просиживал на могилах Чайковского, Достоевского. Там я чувствовал, как энергия великого прошлого и этих гениальных людей наполняет меня, меняет мою жизнь. Но Москва тоже очень дорога мне. Так сложилось, что ставил я свои балеты в Ленинграде, а показывал их в столице. Сейчас уже можно сказать однозначно: Москва буквально спасала наш театр от неминуемой гибели. Поддержка ведущих столичных критиков, известных деятелей искусства в советскую эпоху значила бесконечно много. На какое-то время под воздействием их доброжелательных статей и выступлений ленинградское начальство оставляло нас в покое, и я мог продолжать нормально работать. Кстати, в Москве есть балетоманы, которые сопровождают наш театр больше 40 лет. Многие из них стали важными и влиятельными людьми. А я их помню еще юными поклонниками нашего балета. Кажется, столько лет прошло, а на гастроли в Москву всегда еду как на любовное свидание. Как вы ощущаете свой нынешний возраст? Признаюсь, что сейчас у меня нагрузки больше, чем когда мне было, скажем, 40. Вот для примера распорядок моего сегодняшнего дня: в семь утра я уже находился в студии, где на протяжении трех часов работал с музыкой для нового балета. Далее — трехчасовой прогон спектакля. Час отводится на встречу с вами журналистами. Потом мне надо ехать в Академию танца, где меня ждут ученики. Затем вечерняя репетиция с балетом до 22 часов. И так почти каждый день. Ответственности и нагрузок стало в разы больше, а сил, как понимаете, не прибавляется. Но я счастлив, что могу позволить себе существовать вне быта и концентрироваться исключительно на работе. И кто берет решение этих проблем на себя? Что касается административных задач, то в сравнении с созданием и выпуском спектакля мне они кажутся сущими пустяками. В управленческих вопросах требуется лишь найти правильный механизм работы, и тогда дальше все будет делаться на автомате. А вот заполнить пустое пространство репетиционного зала осмысленным движением, которое потом должно стать самостоятельным балетом, суметь увлечь артистов новыми творческими задачами — это самое сложное. Когда-то я мог сам показывать движения, выполнять все поддержки и прыжки. Я был молодой, сильный, неутомимый. Сейчас физическая форма уже не та. Но знаете что интересно: я часто сравниваю свою хореографию 30-летней давности с тем, что сочиняю сегодня, и вижу, насколько она стала изобретательнее, изощреннее. Значит, дело не в физических кондициях и возрасте хореографа, а в чем-то другом. Сегодня я иду не от тела, а от духа. На самом деле это намного интереснее. Когда твой дух ничем не скован, и танец становится свободнее. Достаточно вспомнить имена Нуреев, Плисецкая, Барышников. Их не с кем сравнить, некем заменить. Если вы согласны с этим утверждением, то с чем это связываете? Причем это касается всех творческих сфер. Проще сказать, что природа отдыхает, и ничего с этим не поделаешь.
Артистку из театра балета Эйфмана госпитализировали с травмой ноги
академический театр балета Бориса Эйфмана продемонстрировал постановку «Евгений Онегин» на сцене Большого, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости». Главная» Новости» Балет эйфмана санкт петербург афиша. Выступления труппы Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана в Китае проходят при полных залах. В этом поистине напряженном графике народный артист России Борис Эйфман нашел время и рассказал «Культуре Петербурга» о последних новостях, гастрольной жизни театра, значимых. Афиша Plus - 20 июня 2023 - Новости. Театр балета Бориса Эйфмана: покупка билетов онлайн в Санкт-Петербурге, полное расписание, афиша на 2024 год.
билеты на концерты
Билеты на балет «Эффект Пигмалиона» (Театр балета Бориса Эйфмана) продаются онлайн на сайте Балет Эйфмана имеет свой собственный театральный центр в Санкт-Петербурге. Официальный канал Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана В 2024 году балет Эйфмана представит своим зрителям несколько новых постановок, а также продолжит гастрольную деятельность по разным странам и городам. Я приветствую Вас на сайте Академического театра балета. Театр балета Бориса Эйфмана будет выступать на Матче звёзд во второй раз, впервые его шоу было показано в 2018 году в Санкт-Петербурге. В 2024 году балет Эйфмана представит своим зрителям несколько новых постановок, а также продолжит гастрольную деятельность по разным странам и городам.
Выставка «Театр балета Эйфмана. Только любовь»
О том, в чем особенности хореографического языка Бориса Эйфмана, рассуждает театральный обозреватель «Комсомольской правды» Анастасия Плешакова: Анастасия Плешакова театральный обозреватель «Комсомольской правды» «В пластике, в том, как актеры живут на сцене, как они выражают эмоции. Спектакли у него очень эмоциональные. Страсти всегда кипят, и это он передает через пластику. Все время с героями происходят сложные психологические переживания — просто взрыв страстей. Во всяком случае, в тех постановках, которые я видела в Москве. То, что я видела, шло на Новой сцене, и это было ближе не к классической, а к современной хореографии. Но это очень интересно, другое выражение задач через пластический рисунок. Кому-то, кто любит классический балет, это категорически не нравится. Но очень много поклонников такой современной хореографии».
Только любовь» Событие завершилось я посетил Посетителей ожидает выставка, посвященная 45-летию всемирно известного Санкт-Петербургского государственного академического театра балета. Масштабная экспозиция, основная часть которой разместилась в залах парадной анфилады дворца, погрузит зрителя в увлекательную историю становления коллектива Бориса Эйфмана как одной из ведущих балетных трупп современности. Борьба за творческую независимость в условиях советской цензуры и выход в международное культурное пространство, мучительная работа в репетиционном зале и опыты исследования тайн человеческой души с помощью языка тела — вот лишь некоторые сюжетные и смысловые точки юбилейного выставочного проекта.
Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии. В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент». Собственный театр[ править править код ] В 1977 году Эйфману удалось создать собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте , который в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, и которым он руководит по сей день. Этот авторский театр долго не имел своего постоянного помещения. Уже в конце 1970-х годов с этой труппой Эйфманом были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes главным образом Рика Уэйкмана , «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока , «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd главным образом за авторством Сида Барретта , «Жар-птица» 1978 на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» 1979 на музыку А. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством. К концу 1990-х годов театр стал выезжать на гастроли в Нью-Йорк , которые со временем стали ежегодными [10].
Та самая простая кровать, на которой человек рождается, зачинает ребенка и умирает, как и в балете «Чайковский», становится грандиозным символом этого спектакля, вырастая до размеров мифологического обобщения. Или другая, предваряющая сцену постели сцена скачек… Тоже «эротическая» в своей основе, когда хореограф показывает на сцене изумительных по экстерьеру набриолиненных самцов под предводительством Вронского, лихо гарцующих на воображаемых лошадях, — как метафору эротического наваждения героини, которое в ходе балета накроет ее с головой, заставив пожертвовать ради любимого мужчины «долгом матери перед сыном». Центральная во втором действии сцена наркотического бреда Анны извивающаяся масса обнаженных тел также работает на общую идею: героиня, попавшая в эротическую ловушку, превращается в оборотня. Психологический надлом, истеричный надрыв, накал страстей, существование героев на грани — отличительная черта творчества хореографа. Возможности человеческого тела, его пластику он использует как инструмент познания души. Поэтому так много в репертуаре созданного им авторского театра балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы… Создание нового для балетного мира русского психологического театра, драматического балета в высоком а не вульгарно понимаемом как драмбалет значении этот слова, как театра открытых эмоций что Эйфману нередко ставится в упрек — огромное достоинство, а не недостаток этого хореографа. За это его, собственно, и обожает публика. Как и за выращенных им актеров. А актерские работы, показанные на гастролях, действительно потрясали… Рядом с такими непревзойденными мастерами сцены, как Мария Абашова, Любовь Андреева, Олег Марков, Сергей Волобуев, Дмитрий Фишер в его спектаклях на московских гастролях можно было видеть и очень перспективных молодых исполнителей — необычного для театра Эйфмана Леонида Леонтьева на гастролях он удачно показался в роли Алеши Карамазова , Лилию Лищук Роза Бере в балете «Роден» , наконец Дмитрия Крылова, который стал еще одним открытием гастролей. Но и по этим партиям было видно, как за год вырос этот артист. В прошлом году я видел его дебют в роли Партера в гениальном балете Эйфмана «Красная Жизель» на гастролях этот балет не показывали. Роль у дебютанта получилась и тогда: была видна его индивидуальность и выбивающаяся из актерских штампов харизма, которая в московских спектаклях проявилась уже в полную мощь. Подкупила в этот раз и тонкая прорисовка характеров исполняемых им героев, а также элегантная манера танца, красивые линии танцовщика. Видно было, что после ходульных партий, которые артисту приходилось танцевать раньше в классических балетах казанской и пермской трупп, ему интересно работать у Эйфмана. Образы Ленского и Тонни вышли у него живыми и наполненными. Нельзя не сказать и о настоящей движущей силе этих гастролей, которой, собственно, как и всегда, оказался эйфмановский кордебалет. Но, несмотря на это, кордебалет в нужный момент выступает единой и мощной силой, подобной хору в древнегреческой трагедии. У хореографа это единое тело, один из главных героев его спектаклей. Ведь именно эта организованная масса людей заставляет, например, протагонистку балета «Анна Каренина» броситься под поезд. Да, собственно, и становится этим поездом в конце спектакля. Про самого яркого артиста труппы Олега Габышева без преувеличения можно сказать, что он вытянул гастроли на себе. Техника артиста виртуозна на грани возможного.
Новый взгляд на хрестоматийные сюжеты покажут артисты театра балета Бориса Эйфмана
Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты , которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться. Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку.
Участникам конкурса была поставлена задача превратить территорию ГИПХа в пешеходный парк, который станет «образцовым произведением мирового ландшафтного дизайна». Сложности, которые отмечали эксперты: территория маленькая, 8 гектаров, часть отнимает театр Бориса Эйфмана. Парк должен быть рассчитан на прием 6,7 млн человек в год это очень много — Петергоф в 2019 году посетило 6,2 млн. Представители Смольного говорили, что при хорошем раскладе парк может появиться уже в 2021 году. Хорошего расклада не случилось. Участок до сих пор находится в федеральной собственности, пишет «Деловой Петербург».
Появились у балета и новые исполнители. В ключевой партии Константина Треплева их сразу два. Во втором составе эту партию прекрасно исполнил Евгений Грачев, молодой артист, пришедший в театр совсем недавно, после окончания Московского губернского колледжа искусств в Химках. А на премьере в первый день в этой партии блистал 22-летний Владимир Афоничкин. Партия досталась талантливому юноше после отъезда в Бостонский балет блестящего эйфмановского танцовщика Даниела Рубина, танцевавшего на премьере в прошлом году. Владимир танцевал на сцене Большого театра вместе со своим старшим на 15 минут братом-близнецом Даниилом Афоничкиным, который вышел в роли Ротбарта — злого волшебника из «Лебединого озера». Именно этот балет ставит на сцене у Эйфмана известный хореограф Борис Тригорин — редкую версию, где партии Одетты и Одиллии разделены подобное случалось в истории балета лишь дважды: у Горского, в версии, поставленной на сцене Большого театра вместе с Немировичем-Данченко, и через 10 лет — у Вагановой. Оба закончили Красногорское хореографическое училище в 2020 году и сразу были приглашены в театр Эйфмана. Владимир первый раз танцевал на Исторической сцене Большого театра и копной черных кудрявых волос чем-то напоминал Треплева своего предшественника Даниела Рубина, приближаясь к нему и по уровню исполнения, однако сумев привнести в танец собственную индивидуальность. Треплев — вторая большая партия, которую Владимир Афоничкин исполнил в театре Эйфмана.
Он, как и его брат, танцует Ленского, но самой сложной в его репертуаре стала роль царевича Павла в балете «Русский Гамлет», который Эйфман когда-то ставил в Большом театре. А первой была роль Алеши Карамазова. И партию Ленского, и партию Алеши Владимир исполнил на этих гастролях. Мария Абашова и Олег Габышев в сцене из балета «По ту сторону греха». Фото Катерина Кравцова.. Предоставлено пресс-службой Театра балета Бориса Эйфмана Центральный момент танца Алеши в «По ту сторону греха» артисты называют «хлопки». Этот запоминающийся танец Владимир Афоничкин исполняет с такой экспрессией и отдачей, что кажется, будто его тело излучает невидимые, но ощутимые лучи. Я себя словно взрываю, и эти лучи разлетаются во все стороны», — говорит Владимир Афоничкин. Созданный еще в 1995 году балет был в свое время увенчан всеми мыслимыми и немыслимыми премиями, вплоть до «Золотой маски», получил международное признание. Надрывно-болезненная атмосфера романа и всего творчества Достоевского постоянно влекут Эйфмана.
Психологический надлом, истеричный надрыв, существование героев на грани — отличительная черта творчества хореографа. То, как это почти запредельное, метафизическое состояние балансирования «на краю» как в песне Высоцкого выражает в спектаклях потрясающий артист Олег Габышев, кажется, не сможет выразить никто другой.
А я их помню еще юными поклонниками нашего балета. Кажется, столько лет прошло, а на гастроли в Москву всегда еду как на любовное свидание.
Как вы ощущаете свой нынешний возраст? Признаюсь, что сейчас у меня нагрузки больше, чем когда мне было, скажем, 40. Вот для примера распорядок моего сегодняшнего дня: в семь утра я уже находился в студии, где на протяжении трех часов работал с музыкой для нового балета. Далее — трехчасовой прогон спектакля.
Час отводится на встречу с вами журналистами. Потом мне надо ехать в Академию танца, где меня ждут ученики. Затем вечерняя репетиция с балетом до 22 часов. И так почти каждый день.
Ответственности и нагрузок стало в разы больше, а сил, как понимаете, не прибавляется. Но я счастлив, что могу позволить себе существовать вне быта и концентрироваться исключительно на работе. И кто берет решение этих проблем на себя? Что касается административных задач, то в сравнении с созданием и выпуском спектакля мне они кажутся сущими пустяками.
В управленческих вопросах требуется лишь найти правильный механизм работы, и тогда дальше все будет делаться на автомате. А вот заполнить пустое пространство репетиционного зала осмысленным движением, которое потом должно стать самостоятельным балетом, суметь увлечь артистов новыми творческими задачами — это самое сложное. Когда-то я мог сам показывать движения, выполнять все поддержки и прыжки. Я был молодой, сильный, неутомимый.
Сейчас физическая форма уже не та. Но знаете что интересно: я часто сравниваю свою хореографию 30-летней давности с тем, что сочиняю сегодня, и вижу, насколько она стала изобретательнее, изощреннее. Значит, дело не в физических кондициях и возрасте хореографа, а в чем-то другом. Сегодня я иду не от тела, а от духа.
На самом деле это намного интереснее. Когда твой дух ничем не скован, и танец становится свободнее. Достаточно вспомнить имена Нуреев, Плисецкая, Барышников. Их не с кем сравнить, некем заменить.
Если вы согласны с этим утверждением, то с чем это связываете? Причем это касается всех творческих сфер. Проще сказать, что природа отдыхает, и ничего с этим не поделаешь. Однако это не аргумент.
У меня есть свое объяснение происходящему. Я считаю, что развитие новых технологий несет немалую опасность для творческой личности, поскольку уничтожает креативную энергию. Ты входишь в виртуальное пространство экрана и растворяешься в нем. Тебя затягивает как в воронку.
Каждый художник — это индивидуальный мир, который должен аккумулировать не информацию, но энергию. А ее приходится постоянно тратить на фикцию, иллюзию, пустоту. Я убежден, что переизбыток информации подавляет личностное начало, творческую сущность, связь со Всевышним. В конечном счете ты становишься таким же обывателем, как и все остальные.
Из личности превращаешься в молекулу. Говорю об этом с искренней болью и растерянностью, потому что вижу вокруг себя много молодых людей, «подсевших» на все эти гаджеты и уже не мыслящих свою жизнь без них. Вот одна из причин отсутствия ярких личностей, причем не только в России, но и на Западе. Я не вижу там спектаклей, подтверждающих, что балет — великое искусство.
Новый балет Бориса Эйфмана. О чем танцуют Лион и Гала?
Неизменным в проектах оставалось одно: наличие Дворца танца Бориса Эйфмана. Афиша и билеты в театр балета Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. Купить билеты онлайн. Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана даст свой первый спектакль после перерыва, вызванного пандемией коронавируса. При постановке балета «Эффект Пигмалиона» артистам театра Бориса Эйфмана и самому хореографу предстояло преодолеть зрительские клише.
Борис Эйфман — о танце, Петербурге и заслуженном озарении
Это наш первый серьезный юбилей. Хотя если сравнивать с главными балетными училищами России чья история насчитывает несколько столетий мы находимся в самом начале пути. И все же, как я считаю, пришло время для подведения первых итогов. А они выглядят достаточно оптимистичными. За прошедшие годы Академия доказала, что выбранное нами инновационное педагогическое направление — воспитание универсальных танцовщиков XXI века — обладает колоссальными профессиональными и творческими перспективами. Неслучайно наши студенты уже сейчас побеждают на всероссийских и международных конкурсах, а после окончания школы получают приглашения на работу от Большого и Мариинского театров, других ведущих коллективов страны. Сегодня хореографические училища по-прежнему опираются на классическую систему. В результате в труппы приходят артисты, которые оказываются не в состоянии качественно танцевать современный репертуар и решать сложные творческие задачи, поставленные балетмейстером. Мы стремимся преодолеть этот дисбаланс и готовить исполнителей, превосходно владеющих не только классикой, но и другими стилями и техниками. Вы спрашиваете, что является главным в воспитании танцовщика. В данном случае все важно, ничем нельзя пренебрегать.
Но одной из ключевых задач я считаю привитие нашим учениками той любви к сцене, даже зависимости от нее, без которой немыслима жизнь настоящего артиста. Каковы ваши требования к танцовщикам? Подобное дано далеко не каждому танцовщику. Даже прекрасная выучка не гарантирует, что артист сможет раскрыться у нас. Для этого необходимо обладать не просто безупречной техникой, но и специальным типом сценического мышления. А еще — незаурядным драматическим талантом, умением психологически погружаться в роль, создавать многомерные, сложные образы. Что мы увидим в ближайшей перспективе и в отдаленной? Планируем выпустить его в следующем сезоне. Я очень аккуратно говорю о своих замыслах, потому что порой до самого последнего момента хореограф не знает, каким получится его спектакль. Творчество — непредсказуемый, мистический процесс.
Мне было интересно вновь после балетов «Идиот», «Карамазовы» и «По ту сторону греха» обратиться к художественному и идейному миру великого писателя. Сегодня, когда порочность и отсутствие внутреннего морального стержня стали чуть ли не нормой, мысли Достоевского о непрерывной борьбе добра и зла в душе человеческой, о невозможности отступления от высшего нравственного закона без последующего раскаяния выглядят особенно актуальными. Нет ли желания вернуться к теме популярных советских балетов? Однако вы затронули очень важный вопрос. Где-то на рубеже1980-х и 1990-х, когда пал «железный занавес», наша страна смогла наконец познакомиться с продукцией западных хореографов. И великое балетное наследие советской эпохи мгновенно оказалось задвинутым на периферию.
Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты — лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит», премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и премии Правительства РФ в области культуры: М. Абашова, Л. Андреева, С. Волобуев, О. Габышев, Д. Фишер и другие. Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В сентябре 2013 года Академия начала свой первый учебный год.
Это знаменитые спектакли по шедеврам русской классической литературы: «Чайка. Артём Лепков в балете «Анна Каренина». Фото Евгений Матвеев. Те самые вопросы, которые не давали покоя блестящим умам русской философии и литературы: Владимиру Соловьеву, Николаю Бердяеву, Павлу Флоренскому, Дмитрию Мережковскому, Николаю Розанову... Действия двух первых балетов происходят в наши дни. Эйфман переносит «Чайку» и «Евгения Онегина» в жгучую современность, немного меняя сюжет, но сохраняя главное — те потаенные мысли, которые мучают нас и сегодня. Например, что такое пресловутая русская душа, «рабское сознание» человека. Эти вопросы остро поставлены в балете «По ту сторону греха» по «Братьям Карамазовым» Достоевского. В этом произведении Эйфмана — уже не только музыка, но и пророческие слова писателя звучат со сцены на фоне музыки Вагнера. Под них, словно заведенные механизмы, «новые» унифицированные люди те самые «новые люди», о которых мечтал Чернышевский в романе «Что делать? Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» — эти слова Достоевского как нельзя лучше подходят для описания творческого пути Бориса Эйфмана. В чеховской «Чайке», показанной первой из четырех балетов, более скрупулезное возвращение к чеховскому первоисточнику, который, по словам хореографа, не отпускал его годами. Это знаковое произведение на тему, биографически близкую Эйфману: о том, как разные художники по-разному реализуют себя в искусстве. Центральный для всех авторов источник творческой рефлексии. Перед нами новая, существенно переработанная редакция известного балета Эйфмана «Чайка», которую он впервые осуществил еще в 2007 году. Не зря к прежнему названию прибавляется пояснение: «Балетная история». Действие Эйфман переводит из сельской усадьбы в балетный класс. Новая «Чайка» — спектакль о театре, его сути, о закулисье, артистах и их взаимоотношениях с хореографом. Владимир Афоничкин в балете «Чайка. Балетная история». Предоставлено пресс-службой Театра балета Бориса Эйфмана После показа балета в Москве год назад в нем произошли некоторые изменения. Вернулась яркая сцена из прежней версии Эйфмана, где подвыпившие искатели приключений развлекаются тем, что пуляют из пугача в ушедшую из театра, опустившуюся до борделя Заречную то ли краской, то ли взбитыми сливками.
Как и за выращенных им актеров. А актерские работы, показанные на гастролях, действительно потрясали… Рядом с такими непревзойденными мастерами сцены, как Мария Абашова, Любовь Андреева, Олег Марков, Сергей Волобуев, Дмитрий Фишер в его спектаклях на московских гастролях можно было видеть и очень перспективных молодых исполнителей — необычного для театра Эйфмана Леонида Леонтьева на гастролях он удачно показался в роли Алеши Карамазова , Лилию Лищук Роза Бере в балете «Роден» , наконец Дмитрия Крылова, который стал еще одним открытием гастролей. Но и по этим партиям было видно, как за год вырос этот артист. В прошлом году я видел его дебют в роли Партера в гениальном балете Эйфмана «Красная Жизель» на гастролях этот балет не показывали. Роль у дебютанта получилась и тогда: была видна его индивидуальность и выбивающаяся из актерских штампов харизма, которая в московских спектаклях проявилась уже в полную мощь. Подкупила в этот раз и тонкая прорисовка характеров исполняемых им героев, а также элегантная манера танца, красивые линии танцовщика. Видно было, что после ходульных партий, которые артисту приходилось танцевать раньше в классических балетах казанской и пермской трупп, ему интересно работать у Эйфмана. Образы Ленского и Тонни вышли у него живыми и наполненными. Нельзя не сказать и о настоящей движущей силе этих гастролей, которой, собственно, как и всегда, оказался эйфмановский кордебалет. Но, несмотря на это, кордебалет в нужный момент выступает единой и мощной силой, подобной хору в древнегреческой трагедии. У хореографа это единое тело, один из главных героев его спектаклей. Ведь именно эта организованная масса людей заставляет, например, протагонистку балета «Анна Каренина» броситься под поезд. Да, собственно, и становится этим поездом в конце спектакля. Про самого яркого артиста труппы Олега Габышева без преувеличения можно сказать, что он вытянул гастроли на себе. Техника артиста виртуозна на грани возможного. Он закручивает тело в вихревых вращениях и прыжках, создавая глубокий и емкий образ. Перед нами уже зрелый актер, один из самых интересных на сегодня в балетном пространстве. И это давало такую необходимую перестройку. Меняться мне, между прочим, помогает и грим… В «Родене» я седой, у меня бородка, мне делают морщины. В «Русском Гамлете» я, наоборот, все сбриваю, получается такой юнец. Потому что действительно из юного царевича Павла превратиться в старика Родена очень непросто… И хорошо, что между этими спектаклями есть такой промежуточный этап, как Онегин — взрослый, уже окрепший мужчина. Мне кажется, гастроли были выстроены очень грамотно.
Репертуар Театра балета Бориса Эйфмана
Подробнее Премьера в театре балета Бориса Эйфмана состоялась 31 марта 2005. Спектакль идёт с одним антрактом. По роману Л. Толстого Хореограф-постановщик.
Та самая простая кровать, на которой человек рождается, зачинает ребенка и умирает, как и в балете «Чайковский», становится грандиозным символом этого спектакля, вырастая до размеров мифологического обобщения.
Или другая, предваряющая сцену постели сцена скачек… Тоже «эротическая» в своей основе, когда хореограф показывает на сцене изумительных по экстерьеру набриолиненных самцов под предводительством Вронского, лихо гарцующих на воображаемых лошадях, — как метафору эротического наваждения героини, которое в ходе балета накроет ее с головой, заставив пожертвовать ради любимого мужчины «долгом матери перед сыном». Центральная во втором действии сцена наркотического бреда Анны извивающаяся масса обнаженных тел также работает на общую идею: героиня, попавшая в эротическую ловушку, превращается в оборотня. Психологический надлом, истеричный надрыв, накал страстей, существование героев на грани — отличительная черта творчества хореографа. Возможности человеческого тела, его пластику он использует как инструмент познания души.
Поэтому так много в репертуаре созданного им авторского театра балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы… Создание нового для балетного мира русского психологического театра, драматического балета в высоком а не вульгарно понимаемом как драмбалет значении этот слова, как театра открытых эмоций что Эйфману нередко ставится в упрек — огромное достоинство, а не недостаток этого хореографа. За это его, собственно, и обожает публика. Как и за выращенных им актеров. А актерские работы, показанные на гастролях, действительно потрясали… Рядом с такими непревзойденными мастерами сцены, как Мария Абашова, Любовь Андреева, Олег Марков, Сергей Волобуев, Дмитрий Фишер в его спектаклях на московских гастролях можно было видеть и очень перспективных молодых исполнителей — необычного для театра Эйфмана Леонида Леонтьева на гастролях он удачно показался в роли Алеши Карамазова , Лилию Лищук Роза Бере в балете «Роден» , наконец Дмитрия Крылова, который стал еще одним открытием гастролей.
Но и по этим партиям было видно, как за год вырос этот артист. В прошлом году я видел его дебют в роли Партера в гениальном балете Эйфмана «Красная Жизель» на гастролях этот балет не показывали. Роль у дебютанта получилась и тогда: была видна его индивидуальность и выбивающаяся из актерских штампов харизма, которая в московских спектаклях проявилась уже в полную мощь. Подкупила в этот раз и тонкая прорисовка характеров исполняемых им героев, а также элегантная манера танца, красивые линии танцовщика.
Видно было, что после ходульных партий, которые артисту приходилось танцевать раньше в классических балетах казанской и пермской трупп, ему интересно работать у Эйфмана. Образы Ленского и Тонни вышли у него живыми и наполненными. Нельзя не сказать и о настоящей движущей силе этих гастролей, которой, собственно, как и всегда, оказался эйфмановский кордебалет. Но, несмотря на это, кордебалет в нужный момент выступает единой и мощной силой, подобной хору в древнегреческой трагедии.
У хореографа это единое тело, один из главных героев его спектаклей. Ведь именно эта организованная масса людей заставляет, например, протагонистку балета «Анна Каренина» броситься под поезд. Да, собственно, и становится этим поездом в конце спектакля. Про самого яркого артиста труппы Олега Габышева без преувеличения можно сказать, что он вытянул гастроли на себе.
Техника артиста виртуозна на грани возможного.
Гала-концерт представляет собой двухактную концертную программу, которая искусно выстроена и позволит зрителям погрузиться в яркую историю художественной эволюции Театра балета Бориса Эйфмана. Это отличная возможность для ценителей танца насладиться высоким искусством и увидеть выдающиеся произведения балетной компании. Мы приглашаем всех любителей и профессионалов балета на этот уникальный гала-концерт, который пройдет в прекрасном Кремлевском Дворце. Это место, известное своей роскошью и величием, создаст особую атмосферу и подчеркнет значимость мероприятия.
Под музыку Штрауса танцовщица рука об руку с Лионом проходит путь до чемпионки по бальным танцам. Гала влюблена. Только вот партнер не разделяет ее чувств. Балет «Эффект Пигмалиона» многие уральцы видят впервые и пропустить премьеру в Екатеринбурге просто не могли. Увидеть постановку еще раз зрители могут сегодня. А в четверг театр Бориса Эйфмана представит зрителям театральный бестселлер «Евгений Онегин».