Миссионерство начинается с того образа, который дал нам Христос — образа проповеди, образа всех трех лет Своего служения.
Миссионерская деятельность
Значение слова «миссионер» и само миссионерство окутано миллионом тайн, домыслов и предрассудков, иллюзий и стереотипов. Что такое миссионерство? И другие вопросы в беседе с о. Сергием Тимошенковым. По сути, миссионеры — это люди, которые выполняют поручение Христа. Первый вопрос, с которым сталкивается миссионер — нужна ли миссионерская проповедь в России, «ведь мы и так православная страна». Вопрос: Что такое миссионерская деятельность? Отвечает помощник прокурора Волжского района Лысиков Н.П. Что такое миссионерское служение в Церкви?
Прокуратура Волжского района: Что такое миссионерская деятельность?
Фото ка — Что такое миссионерская деятельность при нашем храме? Что такое миссионер, какую работу они выполняют и являются ли они христианами? Главным элементом миссионерской службы многие миссионеры сегодня видят богословские комментарии, поэтому основная нагрузка литургической экзегезы ложится на них. Например, миссионер думает о том, чтобы вырос приход, чтобы этот человек мог потом помочь церкви (материально или еще как-то, не суть важно). Его участники попытались понять, чтоизменилось за десять лет, прошедшие после принятия Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
Новое на сайте
Она провозглашает права человека, провозглашает источником нравственности самого человека, и человек сам определяет, что для него нравственно, и тем самым впадает в оправдание греха человеческого. То есть то, что изначально считалось греховным, сейчас, к сожалению, в рамках европейских ценностей является дозволенным и даже нормой. Вот хотя бы легализация гомосексуальных браков я всегда студентам привожу такой пример. Если бы еще несколько десятилетий назад в Европе такой тезис появился, его бы просто не поняли. Но, видите, все меняется молниеносно, поскольку действительно владеет умами человеческими информация и возможности ее преподнесения. Современный миссионер — это человек, который может расставить все точки над «i» в плане нравственной, ценностной и аксиологической ориентации человека, да и самого общества. Так что перед миссионерским образованием, если мы будем говорить об образовании, стоят действительно большие задачи.
Если говорить о роли миссионера как человека, направляющего людей в определенное русло в духовно-нравственном воспитании и так далее, то все-таки эта тема больше не общественно-государственная, не общественно-политическая, ведь, в первую очередь, миссионер должен говорить о Церкви как о сообществе людей во главе со Христом. И, с другой стороны, Вы говорите, что о Христе многие слышали, если не все. Как минимум раз в год «Христос Воскресе! Другое дело, кого человек понимает под Христом. И, к сожалению, бывают случаи, когда никто толком и не знает, Кто Воскрес. Посмотрите, современный мир перед нами выдвигает все новые и новые вызовы, причем такие, которые в истории христианской цивилизации в принципе не были известны.
Например, такие, как терроризм. Это очень сложное религиозно-политическое явление. И чтобы разобраться во всех тонкостях, нужен теолог. Кто-то из великих сказал, что самые страшные войны — религиозные. Потому что религия затрагивает всю мою плоть и кровь, она входит в меня до мозга костей, и ради данных ценностных ориентаций я готов на многое. И, к сожалению, существуют религиозные модели, которые заставляют человека идти вопреки общепринятым нормам человеческого общежития.
И чтобы помочь государству выработать определенную стратегию и модель поведения духовной безопасности, как никогда, необходим специалист. На сегодняшний день таким специалистом является профессиональный теолог, как в плане православной теологии, так и исламской теологии. Это очень важно, поскольку какой вектор дальнейшей деятельности развития теологии, в том числе и исламской, даст государство, таков и будет ислам у нас в стране. Я думаю, вы понимаете, о чем идет речь. Можно так преподать, что ого-го... А можно сообразно существующей религиозной традиции.
Это очень важный момент. Благо, на сегодняшний день государство у нас это понимает, теология вошла в научный реестр специальностей. Теология признана наукой, и никакие диспуты по этому поводу уже не приемлемы. Теология в Российской Федерации, как и в других европейских странах, — это наука, которая имеет место наравне с другими гуманитарными науками, поскольку она помогает человеку адаптироваться в социальной среде, привить некие нормы человеческого общежития. То есть для государства теология — это все-таки определенные знания, которые находятся в рамках социального института, то есть Церкви как таковой. Это государство интересует, а от сакральной стороны, к сожалению, государство дистанцируется.
Тем не менее, даже то, что государство признает право теологии быть, — это большая победа в наш секулярный век. Это просто социальная необходимость, без этого никуда. Вопрос телезрителя из Белгорода: «Как известно, первым миссионером был Сам Христос. А у меня вопрос такой: может ли современный миссионер своей деятельностью принести не пользу, а вред? И что является главным мерилом деятельности современного миссионера? Действительно, миссионерство может принести и социальный вред, когда мы порой не разбираемся в тех или иных моментах вероучения, когда мы просто своим поведением, связанным с чрезмерным эмоциональным восприятием чего-то, отпугиваем людей.
Есть такой анекдот, что пьяный поп лучше работает, чем двести сектантов. Понимаете, о чем идет речь? То есть если даже сам человек, будучи миссионером, ведет себя вразрез с требованиями благочестия, то, естественно, будет и соответствующий результат. Миссионерство — это не просто научение вере, это образ жизни. И каждый православный человек призван к данному виду деятельности. Апостол говорит: «Горе мне, аще я не благовествую».
Горе нам, если мы не миссионерствуем.
Этому, в частности, поспособствовала миссионерская деятельность католической церкви, создававшей свои общества и помогавшей колонизаторам осваивать новые земли. В своей колониальной политике они использовали протестантское миссионерство. В XIX веке в связи с борьбой европейских держав за новые территории организации стали появляться в Америке. Поддерживаемые и субсидируемые правительством, они быстро обогащались, им принадлежали крупные капиталы и огромные земли. Их основной целью было миссионерство в Африке, позволяющее государству осуществлять контроль над подавляющим большинством школ, больниц, культурных, спортивных и прочих организаций. Общественная деятельность затрагивала лишь небольшой процент местного населения. Дети, посещавшие миссионерские школы, в большинстве случаев не имели свободы выбора дальнейшей жизни, так как сразу после обучения поступали на службу в колониальную администрацию.
Новейшее время Вторая мировая война привела к краху колониальной системы. Многие насильственно захваченные страны стали бороться за независимость, а миссионерские организации развернули деятельность против национально-освободительского движения. Это привело к возникновению новой системы неравноправных экономических и политических взаимоотношений между капиталистическими странами и неразвитыми государствами. То, что провозглашалось как помощь в развитии, на самом деле было лишь эксплуатацией бедных стран. Многие национальные и оппозиционные лидеры понимали это и продолжали бороться, поэтому методы миссионерства стали подстраивать под новые условия. В Африку было отправлено почти 50 тысяч членов христианских орденов. Они занялись созданием церковной иерархии из местных жителей, провозгласили недопустимость расизма, разрешили совмещать христианский культ с другими религиозными обрядами, в том числе предполагавшими использование музыки и танцев. Богослужения проводились на понятном населению языке, для пропаганды широко использовались средства массовой информации.
Миссионерские организации всячески старались подчеркнуть, что не имеют ничего общего с колонизаторами, и выступали против них. Тем не менее поначалу народное движение против них только усиливалось. Ситуация более или менее нормализовалась только сейчас. Положение дел в России Миссионерская деятельность в России преследовала важную цель укрепления государства. В ее рамках славяне и представители нерусских народностей коми, татары принимали веру в Христа, иногда по принуждению. Также происходила борьба со старообрядчеством, неверием, распущенностью и бунтами, в большом количестве строились монастыри. Существовали миссионеры, действовавшие поодиночке, например епископ Стефан Пермский, но чаще люди, стремящиеся к популяризации христианства, объединялись в братства и общества. Миссионерская деятельность Русской православной церкви вышла далеко за рамки одной страны.
Разрозненными организациями управлял Синод, регулярно проводивший съезды. Миссионерство практически прекратилось после установления советской власти в России, так как осталось без государственного финансирования. Но к концу XX века, когда стало разрешено открывать храмы, монастыри и духовные школы, деятельность возобновилась с новой силой. В настоящее время представители церкви участвуют во многих государственных мероприятиях, издают свои книги и фильмы, каналы теле- и радиовещания, интернет-сайты. Постоянно проводятся выставки, конференции и крестные ходы, укрепляющие положение христианства. Закон о миссионерской деятельности РФ не препятствует различным религиозным объединениям распространять информацию о своем вероучении на территории собственных зданий, в местах паломничества, на кладбищах. Но встречи, имеющие своей целью вовлечь в состав последователей новых участников, не должны происходить в помещениях, принадлежащих другим религиозным организациям. Все в том же законе о миссионерской деятельности РФ регламентируется порядок проведения мероприятий.
Так, осуществлять ее может глава или священнослужитель организации.
Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: ежовник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вообще само название уже уникальное — Миссионерский институт. Я думаю, в любой поисковой системе в Интернете, если вы два этих слова запишете, то однозначно выйдете на Миссионерский институт Екатеринбургской епархии. Изначально действительно стояла задача подготовки людей, которые занимались бы просвещением как таковым. Но мы видим, что задачи миссии многогранны, поэтому на сегодняшний день Миссионерский институт ориентируется на реализацию бакалавриата в области теологии, он имеет государственную лицензию и, что немаловажно, государственную аккредитацию, которая позволяет получить диплом государственного образца. Для чего все это необходимо? Для того, чтобы подготовить соответствующего теолога, который бы отвечал не только требованиям Церкви, но и требованиям государства. Что касается требований Церкви, например, — Миссионерский институт имеет профессиональную, церковную аккредитацию, что позволяет выпускнику быть действительно подготовленным к различным видам социального служения. Такие учебные заведения существуют, наверное, в ряде областей нашей епархии. Всем пример — Свято-Тихоновский университет, один из первых институтов в нашей стране, который стал реализовывать бакалавриат в области теологии. Ряд других вузов подтянулись за данным учебным заведением. Все это говорит о том, что теология востребована, в том числе и как научная специальность, и как возможность получить образование. Вот я всегда студентам говорю, что теология ведь не профессия, это прежде всего образование. Например, философ — это профессия? Прежде всего образование. Вот теология — это прежде всего образование. То есть, как изначально мы сказали, определенная система ценностных координат. И данное образование позволяет человеку найти себя в дальнейшем. Я думаю, и Вы, и телезрители, наверное, так или иначе, ставите перед собой вопрос: ну вот теолог, получил ты образование, в дипломе написано, что ты бакалавр теологии, и куда ты пойдешь работать? Это проблема. И мы его прекрасно понимаем. В Миссионерском институте на сегодняшний день, когда есть понимание, что наш выпускник должен быть социально востребован и реализован, мы для студентов старших курсов реализуем программы профессиональной переподготовки, чтобы, получая диплом бакалавра теологии, он еще получил диплом профессиональной переподготовки в области педагогики по духовно-нравственному воспитанию. То есть, придя в учебное заведение, он уже имеет диплом теолога как некое базовое образование и профессиональную переподготовку в рамках педагогики, для того чтобы войти в государственное учебное заведение. То есть на сегодняшний день необходимо не просто стать теологом как таковым, а иметь такой широкий спектр профессий, чтобы вписаться в существующие профессиональные модели. Поэтому Миссионерский институт в этом плане прекрасно понимает требования рынка и возможности самих выпускников. Для тех, кто еще раздумывает, поступать или не поступать, получать богословское образование или нет: в Миссионерском институте идет второй набор, и до 31 августа у вас есть возможность подать документы и поступить в Миссионерский институт Екатеринбургской епархии, благо обучение у нас бесплатное. То есть получить диплом государственного образца возможно, но придется пять лет потрудиться. Это люди уже социально состоявшиеся, которые имеют соответствующий источник дохода, работают. И люди, которые несут различные послушания в Церкви. Поэтому теолог — это не тот, который пошел заниматься воспитанием в школу или в другое образовательное учреждение, это прежде всего человек, который найдет себя еще и в Церкви, будет иметь различные послушания в Церкви, будь то преподаватель воскресной школы либо ответственный за социальную, молодежную работу, благотворительную деятельность. Это должен быть профессионал, который понимает сущность, структуру и историю Церкви, чтобы не нарушать существующую традицию и не привносить то новое, что ее разрушало бы, а, наоборот, созидать уже то, что имеется. Потому что очень сложно, наверное, на вопрос, кем ты работаешь, сказать: «Я работаю богословом». Здесь не идет речь о каком-то засилии церковности в государственном отношении или в государственной системе образования. Речь идет просто о нормальном, здравом, адекватном понимании сути вещей, что без теологии в XXI веке, веке мультикультурности, просто не обойтись. Я не помню, у кого вычитала может быть, у Иоанна Златоуста ; он говорил так, что в каждом периоде жизни преобладают свои грехи. Скажем, в юном периоде — это грехи блуда, а уже в более преклонном возрасте, в пожилом — страсть сребролюбия. Мне бы хотелось узнать, почему именно страсть сребролюбия, а не какая-то другая? Ведь человек понимает, что он заканчивает жизнь, что это все пустое и тленное, с этим не уйдешь в вечность». Вы думаете, в преклонном возрасте страсть блуда, что ли, человека не беспокоит? Все беспокоит. Все, что не уврачевано, все беспокоит. Здесь я Вам, матушка, вот что скажу. Что-то Вы не о том думаете: что сребролюбие, блуд, другие грехи для каждого возраста. Вы знаете, грех есть грех, не надо здесь классифицировать, для какого возраста что свойственно и тому подобные вещи, необходимо просто здраво смотреть на свою жизнь и понимать, что по большому счету все эти грехи и страсти нам свойственны. Просто милостью Божией мы сейчас находимся в таком положении, что какой-то грех и не знаем, слава Богу. Но были бы другие обстоятельства, мы бы познали, что это такое. Поэтому червоточина греха есть в каждом человеке, а уж формы зависят от личного опыта, от обстоятельств, от каких-то возможностей, пристрастий и так далее. Поэтому мне кажется, что такие суждения о возрасте не совсем полезны, не совсем правильны. Вы что-то у отцов церкви прочитали, но там, может быть, какой-то конкретный пример разбирается в этом плане. Поэтому какому возрасту что свойственно? Все каждому возрасту свойственно, таков лукавый и греховный человек. И получается, что я не исполняю благословение, из-за этого у меня все неправильно и все в жизни опять получается плохо». Все, точка. Поэтому не надо брать горы на свои плечи; есть благословение, я думаю, оно Вам по силам. Мне так думается: возьмите себе за правило читать хотя бы по странице, положите после утренних молитв прочитать страницу из святого отца, то или иное его творение. Это уже и будет некая польза: хотя бы по странице карабкаться. Ведь что греха таить, наш век очень суетный; порой действительно не хватает времени, возможностей, а порой и просто желания. И здесь нужно себя просто заставлять, вот и все. Иного пути нет. Либо так, либо вообще никак. То есть понуждать и заставлять себя, хотя бы понемножку, надо. Вот я всегда своим студентам говорю, с первого курса: приучите себя читать святых отцов. Пусть понемногу, по странице, но должна быть система. Тогда постепенно придет вкус и осознание того, что это чтение просто необходимо. Принципы, по которым человек поступает в вуз, бывают самые разные: кто-то действительно очень хочет стать архитектором-суперпрофессионалом, врачом; кто-то просто поступает по принципу, куда проходит по баллу, куда возьмут, а там, мол, посмотрим, как карта ляжет.
Миссионерство
Миссионерский отдел Детский крестный ход В гостях у преподобного Саввы Дорога за Урал «Дорогою добра» О миссионерском отделе Стратегии православного миссионерства Что такое миссионерство? Что такое миссионерская работа? Миссионерское служение осуществлялось Церковью на протяжении всей ее истории. Современные миссионерские усилия в православных церквях: ограничения и возможности. В статье рассматриваются перспективы и трудности миссионерской деятельности православных церквей на современном этапе. Современные миссионерские усилия в православных церквях: ограничения и возможности. В статье рассматриваются перспективы и трудности миссионерской деятельности православных церквей на современном этапе. Член религиозной группы, посланной для евангелизации Католические миссионеры в Папуа-Новой Гвинее A миссионер является членом религиозной группы, посланной в местность для распространения веры или выполнения служения, например образование, грамотность.
Кто такой миссионер? Что такое миссионерство? И другие вопросы в беседе с о. Сергием Тимошенковым
Это высказывание послужило автору доклада импульсом для собственного свидетельства: Сергей Бурлака исполнил сочинение Баха на альте, чем растрогал и вдохновил присутствующих в зале. В конференции приняли участие представители Санкт-Петербургской духовной академии, Сретенской духовной академии, Минской духовной академии, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Екатеринодарской духовной семинарии, Костромской духовной семинарии, Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена, Костромского государственного университета. Институт реализует программы высшего профессионального образования по теологии бакалавриат, магистратура и истории магистратура , а также дополнительного профессионального образования по теологии, религиоведению, истории и социальной работе. Учредитель: РОО «Сретение».
Однажды преподобный Силуан Афонский беседовал с миссионером, проповедующим в Китае. Миссионер жаловался старцу на неуспех своей проповеди. Старец Силуан на это вот что сказал горе-миссионеру: «Вы могли бы пойти в капище тихо, просто посмотреть, как молятся люди, с которыми вы собрались разговаривать о своей вере. Вы бы увидели, сколько в них благоговения.
Нужно было бы вам позвать нескольких из них и сказать: «Давайте сядем на ступеньки и поговорим, расскажите мне о своей вере». И каждый раз, когда они говорили бы что-то, близкое к христианству, вы могли бы замечать: «Как это прекрасно! Но чего-то не хватает. Хотите, объясню — чего?
Вот если бы вы так делали, постепенно язычники усвоили очень многое из христианской веры; а когда вы им кричите, что все, во что они верят, неправда, они не могут согласиться и гонят вас». Игумен Нектарий Морозов : — Миссионер никогда не должен в человеке, в его жизни отрицать то хорошее, что в нем есть. Хорошим пренебрегать нельзя. Если начать разговор с людьми о том, что их добродетели ничего не стоят, что они не ведут ко Христу, то люди этого не поймут.
Тем более сейчас, когда просто добрых людей ничтожно мало. Нужно этим малым добром пользоваться. Брать его и стараться вырастить нечто великое. Если человек делает что-то хорошее, нужно его за это похвалить и научить его творить добро во имя Христа.
Следуя принципам ранних миссионеров, он выучил их язык и не упускал ни одной возможности проповеди Евангелия, но кочевники никак не реагировали на это. Святой Макарий не отступил, он говорил: «Не существует народа, из среды которого Господь не избрал бы Себе Своих людей; нет такой глубины неведения и тьмы, куда не смог бы проникнуть Господь». И он изменил подход к миссионерской деятельности — стал просто слугой кочевников, давая пример диким людям в медицине и гигиене, сам убирал их жилища. Он делал это с таким смирением, что уподоблялся Христу и свидетельствовал о Нем самым доходчивым способом.
Со своими товарищами он вел общее житие, пользовался всем имуществом, что у них было, вместе с ними — это пример той жизни, которая должна быть свойственна христианской общине. Этот пример показывает, что образ жизни человека не безразличен Богу, не безразличен окружающим людям, особенно если человек — христианин и миссионер, а окружающие люди — те, кого он пытается привести к вере. Павел Савабе — первый японец, крещенный в Православие равноапостольным святителем Николаем Японским. До своего обращения он был человеком, непримиримым к чужестранцам, суровым самураем, хотел убить православного священника, но для начала решил выслушать то, ради чего он явился на Японские острова, и… уверовал во Христа, приведя за собой многих.
Савабе жертвовал ради других личным благополучием, даже сидел в тюрьме во время гонений на христианство. Однажды, чтобы спасти погибающих от голода людей, Павел продал свой самурайский меч — совершил поступок, неслыханный для самурая, но христианский, подлинно достойный. Для Савабе примером был святой Николай, которого даже иноверцы считали величайшим миссионером. Ричард Драммонд, американский профессор, специалист по истории религии, писал о святителе так: «В соответствии с православной традицией он глубоко уважал язык и культурные традиции народа, которому проповедовал.
Он уважал людей и лично был к ним привязан… Он был в своем неповторимом роде апостолом мира среди людей. Его метод евангелизации был сосредоточен на семье, и он особо подчеркивал важность воспитания служителей Церкви из местного населения и сохранения национальной самобытности, хотя часто напоминал, что Церковь есть отражение Царства Божия на земле». Наверное, правило святителя Николая Японского: «Сначала полюби того, к кому ты обращаешься, потом вызови любовь к себе, и только потом что-то ему говори о Боге и Христе», может стать правилом любого миссионера. Вот как Владыка Антоний писал об этом: «Когда дело доходит до жизни и смерти, некоторые вопросы совершенно снимаются, и под знаком жизни и смерти появляется новая иерархия ценностей: ничтожные вещи приобретают какую-то значительность, потому что они человечны, а некоторые большие вещи делаются безразличными, потому что они не человечны».
На самом деле, ничтожные вещи — это и есть миссия. Напои того, кто испытывает жажду, накорми голодного, обогрей холодного, поговори с тем, кому нужно сочувствие, дай денег бедному — вот Он, Христос, уже перед нами. Река начинается с родника, вера — с малых добрых дел. Игумен Нектарий Морозов : — Миссией может заниматься не только священник.
Всем верующим людям необходимо понимать, что нельзя довольствоваться только тем, что они христиане. Нужно что-то обязательно стараться передать окружающим людям. Преподобный Феофан Затворник говорил, что христианин должен быть как зажженный факел, который светит тем, кто его окружает, и зажигает других тем же светом, тем же огнем. И это естественно для того, кто понимает, что вера — это не только то, что наполняет жизнь смыслом, делает ее иной, а то, что необходимо человеку для вечного спасения.
Если человек смотрит на жизнь в перспективе вечности, ему становится страшно за других: он понимает, что они просто не знают самого главного в жизни, не знают полноты бытия. Христианин понимает, что близкие нехристиане в вечности наследуют не вечную жизнь, а вечную смерть. И каждого человека, который может откликнуться на слово Божие, нужно обязательно пытаться довести до храма, до познания того, что познали мы сами. Может, это произойдет не сразу, постепенно, через месяц, год или десятилетие, но никого в своем окружении нельзя оставлять.
Христианин должен для себя с миссионерской точки зрения понять, каковы перспективы его частной деятельности: в отношении своего начальника, своего подчиненного, коллеги по работе. Нельзя ни в ком отчаиваться, считать совершенно неспособным воспринять слово о Христе. Часто верующие люди боятся, например, поститься среди своих непостящихся сослуживцев. Кто-то боится осуждения, кто-то боится, что кого-то обидит этим, а на самом деле пост для мирянина — это молчаливая проповедь.
И когда человека начинают спрашивать, почему он не ест чего-то, у него появляется возможность окружающим дать хотя бы первое представление о том, что такое христианская жизнь, одна из сторон которой — воздержание от пищи в соответствии с канонами Церкви. Благодаря посту выявится и отношение окружающих к христианству. Если человек не боится свою веру не прятать, тогда у него появляется все больше и больше поводов для того, чтобы говорить с окружающими. Протоиерей Владимир Пархоменко: — Мой опыт — прост.
Мне удается миссионерствовать в школах, вузах, иногда в рабочих коллективах. Проповедь в молодежной среде вне вузов более затруднена — не вся молодежь у нас учится, а для того, чтобы проповедовать скинхедам, нужна определенная решимость. Другими словами, нет у меня опыта проповеди вне вузов. А миссионерство в школе трудно даже миссией назвать, потому что миссия — это десант, отряд быстрого реагирования.
Для меня лично идеал миссионера — святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он жил не в Папуа-Новой Гвинее, а в городе Кронштадте, недалеко от Петербурга, в России, то есть там, где свет Христовой истины торжествовал, на первый взгляд, давно. Он жил в портовом городе, где было много людей опустившихся, порочных. Что он делал?
Он просто шел по домам, беседовал, приносил деньги, помогал, чем мог. Как это сделать в современных условиях? Нужно найти в себе силу духа и… пойти, навещая бедных и страдающих. Сегодняшняя наша действительность такова: вот в деревне открыли храм, люди сюда тянутся, но сам пастырь к людям не идет… Это в большинстве случаев так происходит.
При этом, конечно, есть и активные священники, которые зовут людей. Да и святой Иоанн не всех в Церковь приводил, но его деятельность имела результат. Игумен Пахомий Брусков : — Конечно, очень интересно общаться со школьниками, с солдатами, рабочими, чиновниками, интересно открывать им мир Церкви. Но это вовсе не значит, что священник должен проповедовать только вне церковной ограды.
Или, напротив, оставаться только в храме. У нас в соборе ежедневно дежурит священник. Он отвечает на вопросы всех пришедших в храм людей. Многие нуждаются в том, чтобы им объяснили что-то, подсказали, направили, но удивительное дело: переступая через порог храма, люди подходят не к священнику, а к какой-нибудь старушке.
И батюшке нужно подойти к людям самому, завести разговор, может быть, на какую-то отвлеченную тему, проявить активность. При этом нельзя строго отделить внутреннюю миссию от внешней. Вот тот же священник после службы идет в подряснике по городу — и уже проповедует, видом своим только. Это может вызывать недоумение, ненависть, но в любом случае вызывает реакцию, мысли.
Какие же способы приемлемы для настоящего миссионера? Очень распространены сейчас проповедь на рок-концертах, крестные ходы на мотоциклах, занятия парашютным спортом в ограде церковной… Игумен Нектарий Морозов : — В Церкви все лучшее находится не в будущем, а в прошлом. Но это прошлое для нас — актуальное настоящее. Это первая христианская община, Спаситель и его ученики, Церковь времен апостольских, когда в жизни христианских общин в максимальной степени воплощался идеал христианства.
Это было время первой христианской миссии, когда сами апостолы были миссионерами, не говоря о том, что первым проповедником будущего христианства был Сам Господь. Поэтому когда мы пытаемся понять, каким должен быть миссионер, то только Христос, Его ученики — наш ориентир. Миссионер может делать то же, что делали апостолы и не могут делать того, на что даже не было намека в их действиях. Апостол Павел в своей миссионерской деятельности был человеком очень смелым и не ограничивался какими-то внешними барьерами, но тем не менее можно понять, что он считал для себя допустимым, а что — нет.
Понять, что допустимо или недопустимо для миссионера, можно, посмотрев на результат его деятельности. Изменяется ли мир вокруг него или беднеет он сам? Если мир вокруг воцерковляется, а миссионер остается на том, на чем стоял, не растворяется в мире, то, наверное, он все делает правильно. Если же проповедник чувствует, что не столько он влияет на мир, сколько мир оказывает влияние на него, тогда это очень опасно: через какое-то время он перестанет быть собой.
Хотя сегодня, приступая к проповеди Евангелия, не имея тех благодатных даров и той ревности ко спасению, которые были у апостолов, мы, безусловно, при общении с миром все равно многое теряем. Любой миссионер может сказать, что он чувствует в себе некую потерю. Преподобная Синклитикия Александрийская говорила: «Светильник светит другим, но сгорает сам». В этом и заключается причина того, почему отцы более поздних времен старались не выходить на большую аудиторию.
Это был удел немногих: либо великих святых, либо просто тех, кто нес служение по преимуществу в миру. Игумен Пахомий Брусков : — Церковь должна занять активную, ясную позицию по отношению к миру, государству, чтобы люди видели и понимали, что Церковь жива. Однако на пути к этому возникает несколько «но». Ведь что произошло в Католической Церкви?
Мир стал стремительно меняться, люди — отрываться от своих корней, традиций, в том числе — и в церковной жизни. Католические храмы начали пустеть, поэтому возник вопрос: как привлечь людей в Церковь? Католики избрали путь компромиссов и — ошиблись. Богослужение было переведено с латыни, сокращено, произошло нарушение канонов, их умаление, упрощение.
Но это стремление сделать христианство более доступным нанесло значительный урон духовной жизни Католической Церкови и при этом не привело людей в храмы, ко Христу. Это большая трагедия. Церковь не может идти на поводу у этого мира, характер ее — «не-от-мирен». Даже если очень стараться, она не угонится за миром.
Православную Церковь часто обвиняют в косности, в медлительности. Но эта косность — традиционализм. Церковь воспитывает в человеке бережное отношение к традиции, к тому образу жизни, который ведет верующий человек. В чем уникальность Православной Церкви, православной веры?
Православие призывает человека не к мирскому благополучию, не к внешнему успеху, а к успешному следованию за Христом в Царствие Небесное. Перед православными сегодня открыты почти все двери. Священники могут найти слушателей во всех слоях общества. И Церковь должна идти этим путем, но очень аккуратно, так как существует опасность увлечься внешним: PR-кампаниями, покорением информационного пространства,— и потерять главное.
Когда церковный человек много и часто общается с людьми нецерковными, у него потихонечку меняется психология. Церковному человеку, пастырю необходимо не просто отдавать всего себя без остатка, но сохранить что-то для своей паствы, для ближних. В «Отечнике» есть такая история: молодой монах спросил у старца: «Когда у тебя что-то спрашивают, то мешают ли тебе этим?
Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» 1 Кор. Конечно, не каждый священник и не каждый миссионер способен быть «для всех всем», как первоверховный апостол, но эти слова задают общий принцип — по возможности говорить с каждым на его языке.
Практическое применение этого принципа описано в книге Деяний святых апостолов: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Конечно, миссионерский ход в большинстве случаев уникален и неповторим. Иногда он остается актуальным на все времена. Апостол обращался к носителям эллинистической культуры, в которой было понятие о «Логосе» — Слове.
Гераклит учил, что некий непостижимый Логос лежит в основании мира. Стоики, школы которых были очень распространены во время пришествия Христова, от Гераклита взяли мысль о мироправящем Логосе или законе, определяющем все происходящее. Вот им и было сказано, что Логос, Слово — это Бог, который стал Человеком ради спасения всех людей. Интересны случаи, когда при переводе Священного Писания на языки разных народов миссионеры творчески подходили к тому, чтобы текст был органично воспринят носителями другой традиции. Например, на китайский язык упомянутые нами строки были переведены как «В начале было Дао».
Слово «дао» означает «путь» — это одна из важнейших категорий китайской философии. Просветитель Северных земель, Дальнего Востока и Америки святитель Иннокентий Вениаминов перевел для алеутов молитву «Отче наш» со словами «Рыбу нашу насущную дай нам на сей день», а в якутском переводе Евангелия фразу Спасителя «вы делаете дела отца вашего» Ин. Что делать?
Он приезжает с проповедью к народу, который некогда был христианским и православным, но потерял за годы советского атеизма и разгульной вседозволенности последних десятилетий свою духовную основу и нравственный стержень. Часто люди и рады бы верить, но толком не знают в Кого, как и зачем. Все перепуталось в их сознании. Христианство порой причудливо совмещается с жертвоприношениями домовым, верованиями в русалок, суевериями, астрологией, оккультизмом и сектантством. Задача современной миссии сводится к фильтрации этой духовной путаницы.
Часто приходится объяснять, например, что расплодившиеся по русским городам и селам «знахари» и «целители» не могут «помогать людям» с благословения Патриарха или местного правящего архиерея, потому что их деятельность построена на взаимодействии с бесовскими силами. Провинция живет намного беднее столицы, и камнем преткновения для миссии там часто является извечная проблема: «Нет денег! В прошлом году такие группы совершили двенадцать путешествий, в ходе которых сотни людей познакомились с Православием, узнали о Его таинствах, получили ответы на свои вопросы. Люди действительно интересуются, и вопросы у них самые разные: «Кто такой Бог? Наконец, сотни людей крестились, исповедались и приобщились Святых Таин. Надо сказать, что миссионерские отделы работают практически во всех епархиях Русской Православной Церкви. Однако объем просвещения настолько велик, что на подмогу приходится приглашать еще и студентов-миссионеров. Ведь в сложном деле воцерковления никак не обойтись без крепкого молодого здоровья и юношеского задора.
Тогда студенты посетили Пинегу Архангельская область и Якутию. За семь лет, по благословению епископа Архангельского Тихона, нами было осуществлено восемь путешествий. Такими их сделала суровая природа-матушка этой стороны. Поморы осваивали не только прибеломорье, а также Сибирь и даже Дальний Восток. На своих «кочах» они дошли до Аляски, составляли костяк в экспедиции Дежнева. И нам хочется узнать истоки подобной удивительной силы духа и найти хотя бы какие-нибудь остатки этой особенной стати. В советское время был разрушен весь уклад жизни поморов. Основанные на месте артелей совхозы и колхозы не смогли реализовать поморскую природу.
Сейчас жизнь этих легендарных людей являет собой печальную картину: процветает алкоголизм, молодежь вынуждена покидать родные места. Многие села стоят пустые, а прекрасно сохранившиеся дворцы-дома из лиственницы, некогда до отказа наполненные многодетными семьями, остались сиротами. Хорошо, если бы на помощь пришли приходские организации, которые стали бы и духовными, и культурными центрами селений, смогли бы заниматься сельским хозяйством. Тогда и край оживет. Подобная практика работы уже существует во многих уголках России. Известно, что на Камчатке одно приходское хозяйство помимо своего прямого назначения еще морковку-капусту-картошку выращивает, и даже диковинную для тех мест ягоду — виноград. Мне кажется, что вновь жизнь может затеплиться только вокруг храма. Под лежачий камень вода не течет.
Нам необходимо освежить свою память и вспомнить, что когда-то здесь находился потенциал «России молодой», которая впоследствии стала мощной православной империей. Ведь со временем может случиться так, что богатые природными ископаемыми пустующие земли русского Севера станут свободной зоной экономического предпринимательства иностранных фирм. И здесь уже будет не Россия, а чужая территория. Это несправедливо: русские люди разрабатывали и осваивали этот край более пятисот лет.