Новости. Богослужение. Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток. Вечернее богослужение совершается накануне праздника, а утреннее — собственно в день праздника утром.
Изучаем чинопоследование часов
Часы (церковная служба) | Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. |
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем | Сегодня суточный круг богослужения представляет собой изумительное сочетание строго отшельнического пустынного устава и песенного, которое совершается монахами, живущими рядом с городскими центрами. |
Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
Вечернее богослужение совершается накануне праздника, а утреннее — собственно в день праздника утром. Недельный круг богослужения в православной церкви. Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?
Схемы вечерней службы и сколько она длится, пояснения и тексты
Схема всех четырех часов почти одинакова. Отличаются они тем, что каждый час посвящен воспоминанию какого-либо священного события и совершается в определенное время. Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них. Как уже говорилось выше, и в Ветхозаветной церкви существовал обычай, который переняли апостолы, совершать молитвы в определенное время суток, в том числе в 3-й, 6-й, 9-й часы. Древние христианские подвижники исполняли свое молитвенное правило также в определенные часы нижеперечисленные 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и в другое время дня и ночи.
В монастырях в назначенное время суток служились церковные службы, в том числе и службы часов. Счет времени суток по Св.
Часы — это короткое богослужение, во время которого вспоминаются определенные события Священного Писания.
История часов восходит к древней иудейской традиции, когда ночь условно делилась на 4 «стражи», а день — на 4 «часа», получившие название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого». В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению.
Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения.
Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя.
Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. В 1539 году по благословению Новгородского архиепископа Макария владычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древнейшие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней 17.
Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелиске на лаврской площади между Успенским и Троицким соборами в обители преподобного Сергия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичьем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось возрождение духовных школ в Русской Церкви. Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой.
Одна стража состоит из трёх косых часов. В книге пророка Исаии говорится: И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь Ис 62:6. В русском переводе читаем: На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью.
О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним Ис 62:6—7. Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, о четвертей стражи нощней прииде к ним Мк 6:48 18.
В последующее время часы и стражи нашли отражение в структуре христианского богослужения, в богослужебном круге. В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также песочные, водяные и огненные часы, функционирование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако со временем в связи с развитием технической мысли появляются механические часы, функционирование которых было продолжительным, ограничено только износом механизма.
Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы, которые соответствовали косым часам только во время равноденствия в марте и сентябре. Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой.
Западное пение с итальянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации. В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака, зафиксированного невматически. Наиболее известны у нас куранты Спасской башни Московского Кремля 26.
В древности благочестивые люди после захода солнца, то есть с наступлением ночи, ничего не вкушали. Теперь этот обычай относится к 24 часам ночи. Но в монастырях Афона древнее часомерие сохраняется реально, по нему построена монастырская богослужебная жизнь.
Оно более соответствует структуре богослужения. Такое время реально даёт нам чувство сопричастности древним отцам, создателям православного богослужения. Петел Естественным будильником русского человека, встававшего с восходом солнца, был петух.
Кур на древнерусском языке означает петух 33. Пение петуха предшествовало наступлению утра. Говоря о евангельских птицах и зверях, один поэт пишет, как собравшиеся у райских дверей звери и птицы свидетельствовали о своих заслугах пред апостолом Петром, у которого ключи от дверей рая.
Некоторые богослужения например, требы, молебны и др. Храмовое богослужение в основном определяется богослужебными кругами: суточный, недельный седмичный , восьминедельный осмогласный, годовой неподвижный, годовой подвижный круги. Вне этих кругов — требы, молебны и прочее. Изначально Богослужения совершались свободно на открытых местах.
Не было ни святых храмов, ни священных лиц. Люди молились такими словами молитвами , какие подсказывало им собственное чувство и настроение. По повелению Божию во времена пророка Моисея была устроена скиния первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу , были избраны священные лица первосвященник, священники и левиты , определены жертвы на разные случаи и установлены праздники Пасха, Пятидесятница, Новый год, День очищения и другие. Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем.
Так же поступали и святые апостолы Его, пока не началось открытое гонение на христиан со стороны иудеев. Во времена апостолов, как видно из книги Деяний Апостольских, были особенные места для собраний верующих и для совершения Таинства Причащения, называвшиеся церквами, где богослужение совершалось поставленными на то через Рукоположение в таинстве священства епископами, пресвитерами священниками и диаконами. Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, под руководством Духа Святого и по данной им от апостолов заповеди: «все должно быть благопристойно и чинно» 1 Кор. Этот установленный порядок Богослужения строго сохраняется в нашей святой Православной Церкви Христовой.
Православным церковным Богослужением называется служение или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий обрядов , совершаемых по определенному чину, т. От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство священства святою Православною Церковью, и совершается преимущественно в храме. Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него, и получить успокоение нашей душе.
А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, отделов из Священного писания, песнопений и священных действий для выяснения какой-нибудь определенной идеи или мысли. Благодаря тому, что в каждой службе православного Богослужения последовательно развивается определенная мысль, каждая церковная служба представляет стройное, законченное, художественное священное произведение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, песенных вокальных и созерцательных впечатлений, создать в душе молящихся благочестивую настроенность, укрепить живую веру в Бога и подготовить православного христианина к восприятию Божественной благодати.
Найти руководящую мысль идею каждой службы и установить связь с нею составных частей - есть один из моментов изучения Богослужения. Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах «чином» или «доследованием» службы. Каждый день является днем недели и в то же время днем года, поэтому на каждый день приходится троякого рода воспоминания: 1 воспоминание «дневные» или часовые, соединенные с известным часом дня; 2 воспоминания «недельные» или седмичные, соединенные с отдельными днями недели; 3 воспоминания «годовые» или числовые, соединенные с определенными числами года. Благодаря троякому роду священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой, причем, основным «кругом» является «круг повседневный», а два других дополнительными.
Суточный круг богослужений Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Святой Православною Церковью на протяжении суток.
Изучаем чинопоследование часов
Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Недельный круг богослужения в православной церкви. Продолжительность церковной службы в обычные дни составляет около двух часов, в выходные и праздничные дни — около трех часов. Отсюда и богослужения часов в определенное время.
Суточный круг богослужений
Хор заканчивает пение догматика — молитвословия в честь Девы Марии, выражающего догматическое учение о Воплощении Сына Божьего. Встав перед открытыми царскими вратами, диакон произносит: «Премудрость. Прости», начертывая при этом в воздухе кадилом знак креста. Священнослужители входят в алтарь, проходя мимо изображения Благовещения, расположенного на царских вратах. Вход в Царство Божие, символом которого на земле является алтарь, открылся для человека через Воплощение Сына Божьего, возвещенного в день Благовещения, и Его крестную жертву. В этом Божья премудрость, которой мы призваны внимать всей душой, это и означают слова: «Премудрость. Прости» буквально «прямо». Это древнейший гимн, который мы приносим, «пришедши на запад солнца», то есть в конце дня. Далее следует прокимен — краткое, состоящее из одного стиха псалма песнопение с припевом, также стихом псалма. Свои прокимны существуют для каждого дня седмицы, праздников, святых. Воскресный прокимен «Господь воцарися, в лепоту облечеся» сопровождают три стиха.
Прокимен означает «предлежащий», и на богослужении он предшествует чтению Писания. На вечерне прокимен предваряют паремии — чтения из ветхозаветных книг. Слово «паремия» означает «притча». В дни памяти апостолов на вечерне читают их послания. Паремий обычно три, но на Благовещение их пять, на Рождество Христово восемь, на Богоявление тринадцать, больше же всего чтений на вечерне Великой Субботы — пятнадцать. Чтение паремий Исполнение прокимна, который на вечерне возглашает диакон и повторяет хор, предваряют те же возгласы, что и перед чтением Писания: «Премудрость», «Вонмем», то есть будем внимать, и благословение: «Мир всем». Этими словами Господь и Его апостолы благословляли учеников. Особое значение они имели в период гонений, но и сегодня Христос, Который, по слову Апостола, есть наш мир, сохраняет человека посреди бурного моря житейского. Далее следуют сугубая и просительная ектении, разделенные молитвенным песнопением «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам». Сугубая и просительная ектении дополняют друг друга.
В сугубой, которую мы приносим «от всея души, и от всего помышления нашего», перечисляются все, о ком молится Церковь: патриарх, правящий архиерей «и вся во Христе братия», богохранимая наша страна, власти и воинства, все, кто уже покинул мир, все, кто трудится в храме, поет и предстоит Богу в молитве. Сугубой ектении соответствует произносимое хором трехкратное «Господи, помилуй». Просительная ектения с припевом «Подай, Господи» называет все то полезное, что мы испрашиваем для себя, и даже то, что должно стать результатом всей нашей жизни — доброго ответа на последнем Божьем Суде. В дни больших двунадесятых, великих и некоторых других праздников совершается лития — усердное моление, которое открывается торжественной процессией — выходом духовенства из алтаря. В древности монахи в монастырях выходили из храма, а теперь духовенство выходит в притвор. Раньше притвор был местом для кающихся и оглашенных, готовящихся принять Крещение. То есть на литии Церковь будто бы выходит в мир, и этому соответствует вселенский характер литийной молитвы, на которой звучит прошение «о мире и состоянии всего мира» то есть о мире и его бытии, существовании. Ектения Литийные стихиры, которые исполняет хор, сопровождаются каждением. Стихиры посвящены либо празднику, либо храмовому святому. Священник произносит молитву из пяти пространных прошений, заканчивающихся возгласом что роднит ее с ектенией.
Молитвенные прошения разделяет пение хора: «Господи, помилуй». Оно звучит символическое число раз: сорок после первого прошения, пятьдесят после второго и еще дважды по три.
На этих часах после трех псалмов читается кафизма, вместо обычного тропаря поется тропарь часа со стихами и земными поклонами. На шестом часе читается паремия отрывок из Священного Писания. В конце каждого часа читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.
Царскими они стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Чинопоследование этих часов имеет свои особенности. Все часы читаются вместе перед Евангелием на аналое. Перед каждым часом совершается каждение, поются особые тропари, читаются паремии, Апостол, Евангелие. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме.
На них не читаются псалмы, другие молитвы. Вместо них поются пасхальные песнопения: тропарь Пасхи, «Воскресение Христово видевшее» и др. Вседневные часы совершаются во все остальные дни года. Правила поведения На чинопоследовании часов не поются особенные песнопения, не совершается торжественных шествий. Поэтому часто прихожане задают вопрос: можно ли во время чтения часов ходить по храму, ставить свечки, важно ли не пропустить их чтение или можно и нужно сосредоточиться на основной службе Литургии или вечернего богослужения?
И можно ли уходить с первого часа? Однако нужно помнить, что каждое богослужение важно.
Отличаются они тем, что каждый час посвящен воспоминанию какого-либо священного события и совершается в определенное время. Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них. Как уже говорилось выше, и в Ветхозаветной церкви существовал обычай, который переняли апостолы, совершать молитвы в определенное время суток, в том числе в 3-й, 6-й, 9-й часы. Древние христианские подвижники исполняли свое молитвенное правило также в определенные часы нижеперечисленные 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и в другое время дня и ночи. В монастырях в назначенное время суток служились церковные службы, в том числе и службы часов.
Счет времени суток по Св. Писанию и Типикону отличается от современного.
Каждое междочасие так же, как и час, состоит из чтения предначинательных молитв, трех псалмов, Трисвятого по «Отче наш», тропаря, «Господи, помилуй» 40 раз, «Честнейшую херувим…» возгласа священника и заключительной молитвы; нет только молитвы: «Иже на всякое время». Молитвословия междочасий помещены в Следованной Псалтири и Иерейском Молитвослове. По уставу, междочасия совершаются только в седмичные, и притом будничные, дни. Отменяются междочасия в период времени празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря по 14 января, в седмицы мясопустную и сырную, в течение всей Страстной и Пасхальной седмицы, а также седмицы, следующей за праздником Пятидесятницы. В настоящее время междочасия почти повсюду вышли из употребления.
В те дни, когда по уставу литургия соединяется с вечерней, а также в те дни, когда литургия вообще по той или иной причине не совершается, бывает особое последование, которое носит название «Изобразительных», или «Обедницы». Если последование Изобразительных бывает вместо литургии не в посту, то оно совершается непосредственно после службы 6—го часа; а в дни поста последование Изобразительных совершается после 9—го часа. Изобразительные начинаются двумя псалмами, обычно входящими в состав первой части литургии: псалма 102—го «Благослови, душе моя Господа…» и 145—го «Хвали, душе моя, Господа…» Затем, как на литургии поется песнь, славящая воплотившегося Господа «Единородный Сыне и Слове Божий…» затем заповеди Блаженства, после которых, если Изобразительные совершаются вместо литургии, читается Апостол и Евангелие, затем после троекратного «Помяни нас, Господи…» воссылается Ангельское славословие Триединому Богу: «Свят, свят, свят», читается символ веры который опускается, если потом следует полная литургия , молитва: «Ослаби, остави…» «Отче наш», кондаки по уставу, 40 раз «Господи, помилуй», «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…» возглас иерея, молитва «Всесвятая Троице…» и отпуст, если следует дальше литургия, а если литургии нет, то далее идет «Буди имя Господне…» чтение псалма 33—го «Благословлю Господа на всякое время… «и «Достойно есть…» и отпуст. Великим постом первые два псалма 102—ой и 145—й и «Единородные Сыне» пропускаются, и Изобразительные начинаются прямо с пения заповедей Блаженства, причем после каждой заповеди Блаженства, припевается: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем».
Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?
В завершение проскомидии иерей благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, покрывает дискос и потир двумя небольшими и одним большим покровцами «воздухом» , кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин. История Проскомидии Из истории: по описанию, данному в труде «Евхаристия» проф. Постепенно процесс усложняется: упоминания о начертании креста, прободении, вынимании Агнца и иных действиях появляются у Николая Кавасилы ХIV в. Когда появились дополнительные, кроме агничной просфоры, установить трудно, но можно Афоно-Есфигменовский Илитарий ХIV в. Требовалось увеличение числа проскомидийных просфор, и по сей день их число может увеличиваться до семи при особом поминовении светской власти, отдельно от духовной В чем смысл Проскомидии Смысл Проскомидии не просто в том, чтобы подготовить все для Евхаристии. Каждый предмет напоминает нам одновременно о Рождестве и о Распятии. Дискос — и Вифлеемский Вертеп и Голгофа, звездица — не только вифлеемская звезда, но и крест, покровцы — одновременно рождественские и погребальные пелены Спасителя; потир — Чаша Тайной Вечери, приготовление Агнца — суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием — прободение ребер Спасителя.
Все частицы в единстве — это Церковь Божия, сочетающая в себе Божию Матерь, ангелов, всех святых, всех верующих живых и упокоившихся. Каждение — осенение Святым Духом.
Изобразительны возникли в практике келлиотского монашества Палестины.
Монахи-келлиоты, которые причащались чаще одного раза в неделю, получали уже освящённые Св. Дары и сами себя приобщали, совершая чин изобразительных. Чинопоследование Часов содержалось в Часослове.
Различают два вида часословов — великий для шести служб и малый, сокращение первого. На Руси по «малому» учили читать, и он даже специально издавался с учебной целью.
Во время анафоры согласно воззрениям христиан происходит чудо преложения пресуществления , хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа см.
Чин др. Чины или чинопоследования чаще всего излагаются в таких... Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих строф тропарей данной песни.
Тексты ирмосов гимнографические в основном, парафразы Священного Писания. Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия. Начинается с 1 августа по 14 августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.
Как песнопение в богослужебном обиходе — тропарь вечерни в составе воскресного всенощного бдения, поётся четвёртым гласом. В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение» например, Литургия часов. Молитва верных лат.
Oratio fidelium , Всеобщая молитва лат. Oratio universalis — в западных литургических обрядах один из элементов литургии, завершающий Литургию Слова. В ординарном чине мессы следует непосредственно за провозглашением Символа веры Credo и перед офферторием.
В византийских литургиях Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных даров первой и второй молитвами верных называются фиксированные тайные молитвы епископа или пресвитера, открывающие последование литургии... На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Текст канона находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей строф и считается самым длинным каноном из существующих.
Упоминания в литературе продолжение Божественная литургия, за которой совершается Таинство причащения, служится только утром, до 12 часов дня. Но зато ежедневно: и в выходные дни, и в праздники. Приходить на богослужение нужно до начала службы.
Она начинается обычно в 9 или в 10 утра в разных храмах по-разному. Пархоменко, Православие в деталях. Ответы на самые популярные вопросы, 2009 На утрени Великой субботы, во время пения «Святый Боже…», Плащаница выносится из храма и в присутствии священников и верующих обносится вокруг храма в память о сошествии Иисуса Христа в ад и победы его над адом и смертью.
В этот день литургия объединяется с вечерней и начинается позднее, чем обычно. После чтения 15 паремий в которых собраны наиболее важные ветхозаветные пророчества о спасении человечества через Воскресение Христово на клиросе слышно продолжительное пение «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время черные убранство престола и одежды священников сменяются на светлые так же, как и во всем храме. Это — отражение тех новозаветных событий, когда жены-мироносицы утром увидели возле Гроба Господнего ангела в светлых одеждах и услышали от него радостную весть о Воскресении Христа.
После пения диакон в светлой одежде выходит на середину храма и перед Плащаницей объявляет всем присутствующим о Воскресении Христа. После окончания Литургии Василия Великого происходит благословение хлебов и вина для верующих. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полуночи.
В двенадцатом часу ночи начинается ночное богослужение, на котором поется канон Великой субботы. В конце его священники молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она находится до праздника Вознесения в память о сорокодневном нахождении Иисуса Христа на земле после его воскрешения [27]. Верещагина, Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси, 2009 Будничная утреня продолжалась четыре часа, полиелейная — более пяти часов, обедня — два-три часа, вечерня — полтора-два часа, вечернее правило — около часа.
Кроме того, в Пантелеимоновском монастыре, хотя не в главной церкви, в продолжение седмицы бывали всенощные бдения, которые начинались в 9 часов вечера и продолжались до 4—5 часов утра. В воскресные и праздничные дни и в дни великих святых всегда совершались бдения. Эти бдения были более торжественны, продолжались не менее 10—12 и иногда даже и 15 часов.
Например, в память святого великомученика и целителя Пантелеимона бдение продолжалось с 5 вечера до 8 часов утра. Маевский, Афон и его судьба, 2009 Отмечается этот праздник точно так же, как Рождество Христово. Накануне совершаются Царские часы, литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим повечерием.
Но есть у Крещения и отличительная черта — 2 великих водоосвящения. Первое происходит накануне в храме, а второе проводится уже в день праздника под открытым небом у реки, пруда или колодца. В древности первое водоосвящение совершалось для крещения оглашенных тех, кто прошел обряд оглашения и готовится принять крещение , а второе произошло от древней традиции иерусалимских христиан в день Богоявления выходить на реку Иордан и вспоминать Крещение Спасителя.
Именно поэтому Богоявленский крестный ход в Православной церкви называется также крестным ходом на Иордан.
Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут. Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь — в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время. Это можно сравнить с монашеской трапезой.
Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее — в небесное. Часы, мне думается, имеют ту же функцию — отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу. О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» Деян.
О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день. Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле. Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи менялись часовые, охраняющие населенный пункт , а день — на четыре часа изменения движения солнца относительно земли. Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час — девятому часу утра. Шестой — двенадцати часам — полудню. Девятый час — трем часам дня.
В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви. Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера вечерни , то первым не в арифметическом или хронологическом смысле часом является девятый.
Что такое часы в православном богослужении?
богослужебная книга, излагающая состав и порядок общественного богослужения; содержит тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (кроме священнических), — то есть для всех служб ежедневного богослужения (утрени. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Служба совершается только праздника (по Триоди). Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам (неделям) и месяцам.
Словарь. Богослужение
В этом учебном пособии рассматривается ежедневное богослужение Русской Православной Церкви с точки зрения усвоения его чина и приобретения практического навыка по составлению служб, необходимого для священнослужителей и особенно – для руководителей клироса. Храм и богослужения в нем это огромная часть тех традиций, которые неотъемлемы от Православия в целом. В православной церкви часы — это особая форма богослужения, которая проводится в определенное время суток. Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца. Первый Час. Служба Первого Часа является первой службой дня и как бы продолжением Утренней службы, и, исключая дни, когда служатся Царские Часы, всегда совершается сразу же после Утрени.
О чем мы молимся на вечерне?
Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца. Примерно соотнесение богослужения и времени суток, в которое оно должно в идеале служиться, вы можете увидеть на изображении ниже. Источник: wikipedia. Соответствие страж ночи современному счету времени условное и актуально только для дней весеннего и осеннего равноденствий. Изначальное время совершения служб привязано не к нашим часам, а к заходу и восходу солнца. Вечерня Вечерня — основная служба вечера, то есть 1-й ночной стражи с 18:00 до 21:00 , начинающая новый церковный день. Однако отдельные ее элементы связаны с предыдущим днем. Основные смыслы вечерни — это поклонение Христу как «радостному Свету», освещающему мир даже в темноте ночи; благодарение Богу за прошедший день; молитва о безгрешном прохождении вечернего периода суток.
А как на практике? На практике, вечерня служится обычно около 17:00 — 18:00 и занимает около 40 минут. Чаще всего, она входит в состав всенощного бдения. По средам и пятницам Великого пост, а также в сочельники вечерня соединяется с Литургией. Из-за этого возникла практика служить в такие дни вечерню в утренние часы, что нарушает целостность ее смыслов. Повечерие и полунощница Повечерие — вторая служба ночи, соответствующая 2-й ночной страже с 21:00 до 00:00. Служиться должно после братской трапезы перед отходом ко сну.
Основные смыслы повечерия — это испрашивание у Бога прощения прегрешений и покоя на сон грядущий. На практике, повечерие в обычных храмах служится только в первые 4 дня Великого поста в соединении с Великим каноном Андрея Критского и в дни сочельников в составе Всенощного бдения.
Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда. Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, Подателю жизни. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. В православном богослужении за утренней прославляется пришествие в мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь людям.
Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На первом часу вспоминается суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся действительно около этого времени. На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, совершившееся приблизительно в то же время. На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа, случившееся с 12-й по 2-й час дня. На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа, происшедшей около 3-х часов пополудни. Обедня или Божественная Литургия есть самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное. Вечер 1. Девятый час 3 часа дня. Утро 1. Полунощница 12 час. Первый час 7 час. День 1.
Третий час 9 час. Шестой час 12 час. Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час.
Решать — священникам и прихожанам. Но для начала стоит понять, для чего это нужно. Убивает меня Вифлеемлянин, вездесущий и все наполняющий! Божественная Литургия есть центр жизни христиан, именно в ней максимально полно раскрывается значение поста, именно на ней возносится самая высокая молитва, именно на Литургии мы можем, оставаясь на земле, оказаться на Небе. Будем же учиться любить нашу главную в этом мире радость, будем вникать в её смысл, будем участвовать в ней. Вот уже два тысячелетия подходя на Божественной Литургии к Чаше, христиане свидетельствуют, что обещание — исполнено.
Вечернее причащение Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных Даров — это вечернее богослужение. Выражаясь точнее, — это Причащение после вечерни. В ранние времена церковной жизни это богослужение было лишено теперешней его торжественности, и тогда его связь с вечерней была ещё более очевидна. Поэтому первый вопрос касается именно этой характерной черты Литургии, связанной с вечерней. Литургия совершается в разное время Мы уже знаем, что православное предание требует совершенного поста перед Евхаристией о разнице между совершенным и аскетическим постом читайте в предыдущей публикации. Этот общий принцип объясняет то, что Евхаристия, в отличие от всех других богослужений, не имеет своего определенного часа, ибо время её совершения зависит главным образом от того дня, в который она совершается. Так, по большим праздникам по Типикону полагается служить Литургию очень рано, т. Но когда праздник менее значителен и не бывает всенощной, Евхаристия совершается позднее, т.
Первая ектения на вечерне, утрене и литургии называется великой, потому что она больше малой, которая является ее сокращенным вариантом, или мирной, потому что она открывается призывом «миром Господу помолимся». Слово «мир» несет в себе разные значения, а в церковнославянском языке имеет и два разных написания. После грехопадения человека этот мiр перестает быть Божиим, уходит от Бога. Но Бог так любит Свое творение, что Сам приходит в мiр, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И посреди падшего мiра человек может обрести мир Христов, быть с Богом. Мира Христова, с которым мы призваны молиться, мы просим у Бога как дара. Об этом первое прошение ектении: о «свышнем мире» мире, дарованном свыше и о том, что должно стать его плодом, о самом главном — «о спасении душ наших». Душа в Священном Писании — это не только невидимое начало в человеке, но и весь человек во всей его психофизической полноте. Господь есть Спаситель и души, и тела, и мы «чаем» то есть ждем с надеждой воскресения мертвых, то есть будущего, при Втором Христовом Пришествии, восстановления тел умерших из праха и соединения их с некогда отошедшими к Богу душами. Спасение и есть цель и смысл человеческой жизни: соединиться с Христом Спасителем, Богом Живым, над Которым не властна смерть и в Котором мы обретаем жизнь вечную. Испросив у Бога важнейшее — спасение, мы молимся о мире, в котором пребываем, а также о Церкви, в которой живем и спасаемся: «О мире всего мира, о благостоянии пребывании в добре святых Божиих Церквей и соединении всех». Соединение всех — это единство людей в Боге. Соединяясь в таинствах и молитвах с Господом, мы оказываемся перед удивительной возможностью быть в духовном единстве со всеми христианами, дальними и ближними, живыми и усопшими — со всеми, кто составляет Единую Христову Церковь. Церковь Христова. Икона Прошения великой ектении идут от самых главных к более частным: помолившись о всей Церкви, мы молимся о храме, в котором собрались на службу, о своем приходе, обо всех, кто «с верою, благоговением и страхом Божиим» вошел в этот храм. Страх Божий — это духовная категория, высшая форма благоговения перед святостью Божьей, боязнь оскорбить Бога неподобающим чувством или помышлением. Каждый приход — частица Поместной Церкви, поэтому далее мы поминаем в молитве церковную иерархию. Мы молимся о том, кто возглавляет Русскую Православную Церковь, — о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси; о епископе, который управляет нашей церковной областью — епархией; о пресвитерах, диаконах и «всем причте и людях» — обо всех церковных служителях и обо всех людях, которые составляют нашу Церковь. Вслед за этим мы молимся о «богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». За две тысячи лет, прошедших от Рождества Христова, отношение власти к Церкви менялось не раз, но сама Церковь Христова всегда молится и о стране, в которой пребывает, и, по апостольской заповеди, о власти: как о той, которая ее поддерживает, так и о той, которая ее гонит. Церковь живет в истории, сосуществует с разными формами общественной и государственной жизни; все они «прейдут» — закончатся, а Церковь «пребудет вечно», и от «мира сего» останется лишь то, что будет воцерковлено, освящено и приведено к Богу — станет «миром Божиим». Сотворенный Богом человек был поставлен господствовать над всем творением, но в результате грехопадения первых людей вся земля оказалась отделенной от Бога — проклятой. Она восстает на человека, и мы молимся, чтобы Господь, посетивший мир и восстановивший связь Творца и творения, благословил нас жить в гармонии с природой. Об этом прошение «о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных». Церковь исполняет свою миссию среди трудностей и соблазнов земного бытия, поэтому мы молимся о тех, кто особенно нуждается в помощи Божьей: «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных». Мы молимся также «об избавлении от скорби, гнева и нужды», которые всегда возникают там, где теряется упование на Божественную помощь. К каждому прошению, произносимому диаконом или священником, хор добавляет: «Господи, помилуй». В этой краткой молитве заключена вся глубина, вся красота отношений человека с Богом, Который нас милует и спасает, вся полнота благ земных и Небесных, которые может даровать человеку Бог. Оставаясь неприступным и надмирным по Своей природе, Бог благоволил открывать Себя человеку и посещать людей «Своею благодатью», даром Своей Божественной любви. И так как Бог «Своею благодатью» может обитать и действовать в нас тогда только, когда мы сами открываем Ему свои сердца, то, молитвенно испросив помощи у Богородицы и всех святых, то есть тех, кто составляет Церковь Небесную, мы сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь «весь живот наш» вручаем «предаем» Христу Богу. Этим молитвословием, выражающим готовность посвятить нашу жизнь Богу, и завершаются прошения великой ектении. После возгласа священника «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу» и завершительного «Аминь» начинается песнопение «Блажен муж» в большие праздники оно отменяется , состоящее из шести стихов трех первых псалмов и припева «аллилуйя», что значит «славься». Это начало Псалтири, книги песнопений: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Роль часов в православном богослужении
По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. Расписание архиерейских богослужений. Новости. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Служба совершается только праздника (по Триоди). ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ! Уважаемые подписчики и зрители! Канал существует на частные пожертвования, и мы будем благодарны вам за любую финансовую помощь, для.
Новости по теме
- Что такое часы в церковной службе
- Суточный круг богослужений
- 12. Часы и Изобразительные
- рТБЧПУМБЧЙЕ ДМС "ЮБКОЙЛПЧ" [43] - вПЗПУМХЦЕОЙС (ОБЮБМП)
Альтернатива молитвослову: часослов
Наконец, в те дни, когда положен строгий или совершенный пост, к Причастию «нарушению поста» подходят уже после полудня. Час совершения Литургии зависит от поста, предшествующего ей К сожалению, в настоящее время эти правила забыты и ими пренебрегают, хотя значение их очень просто: Евхаристия всегда бывает завершением приготовления к ней, как исполнение ожидания, и потому час её совершения соотносителен с постом, приготовляющим к ней. Этот пост либо отождествляется с всенощным бдением, либо же должен быть исполнен индивидуально. А так как Великим постом среда и пятница суть дни совершенного воздержания, то причащение, как завершение поста, совершается за вечерним богослужением. Следуя той же логике, в Сочельники Рождества и Богоявления, два дня совершенного поста, Евхаристия совершается после вечерни.
Однако, если канун этих праздников случается в субботу или воскресенье, т. Другой пример: если Благовещение попадает на один из этих будних дней Великого поста, Литургия совершается после вечерни. Эти правила, которые стольким кажутся устарелыми, второстепенными, на самом деле показывают основной принцип православной богослужебной духовности: Евхаристия всегда — конец приготовления и завершение ожидания; а т. Поэтому именно эти дни Великого поста выбраны для Причащения, которое, как мы уже сказали, является главным оружием в великопостной духовной борьбе.
Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием Причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; цель этого подвига становится радостью ожидания вечернего Причащения. Каким серьезным и важным становится день… Каким серьезным и важным становится день, который я должен провести в обычных занятиях, но который весь проходит во свете приближающейся встречи с Христом; как все то обычное и незначительное, заполняющее мое ежедневное существование, то, к чему я привык и на что не обращаю никакого внимания, приобретает новое значение. Всякое слово, сказанное мной, всякое действие, всякая мысль, приходящая мне в голову, становятся важными, единственными, непреложными; или они по существу связаны с ожиданием Христа, или противоречат ему. Само время, которое мы обычно так легко тратим, приобретает свое настоящее значение, как время либо спасения, либо погибели.
Вся наша жизнь становится тем, чем она стала после пришествия Христа на землю: вознесением к Нему или уходом от Него во тьму и погибель.
Суточный богослужебный круг схема. Богослужебный круг православной церкви схема. Суточный богослужебный круг православной церкви. Схема суточного круга православного богослужения. Суточный круг богослужений схема. Седмичный круг богослужения православной церкви. Вечерня утреня часы. Расписание богослужений на седмицу. Вечерня утреня 1 час.
Часы перед Божественной литургией. Годовой богослужебный круг православной церкви. Недельный круг богослужения в православной церкви схема. Годовой богослужебный круг православной церкви схема. Церковный суточный круг богослужений. Суточный богослужебный круг православной церкви схема. Седмичный богослужебный круг православной церкви. Годовой круг богослужений православной церкви. Богослужебные часы. Богослужебный круг.
Суточный и недельный круг богослужений. Суточный круг богослужения для мирян. Богослужебный суточный круг для мирян. Недельный круг богослужения в православной церкви. Годовой круг богослужения в православной церкви схема. Богослужебные круги в православной церкви. Суточный богослужебный круг. Седмичный круг богослужений схема. Византийские Богослужебные часы. Византийские часы и церковные службы суточного круга.
Церковная книга на богослужении. Структура православного богослужения. Часы в православии схема. Православные праздники годовой круг богослужений. Дневной круг богослужений схема. Литургия часы схема.
Этой молитвой стоит заняться и прихожанам. Когда приготовление заканчивается, идет чтение Третьих и Шестых часов, на который вспоминают Рождество Христа и пророчества об этом. Некоторые ошибочно считают, что первая часть — это некая литургия о здравии. Что это такое, не совсем понятно: во время приготовления Даров читаются молитвы и за здравие, и за упокой, чтится память святых, пророков и апостолов.
Литургия оглашенных призвана приготовить молящихся к таинству. Названа она так потому, что в древности на нее ходили люди, не принявшие Крещения, но готовящиеся к нему. Их и называли оглашенными. Начинается она с антифонного пения гимна «Единородный Сыне». Затем идет малый вход с Евангелием, а за ним — пения и чтения. Пение псалмов, называемое прокименом, предваряет чтение Апостола, после которого идет Проповедь. Чередование Аллилуйя со стихами из Псалтири стоит перед чтением Евангелия. После этого опять следует Проповедь. Завершается эта часть литургии ектенией — молитвенным прошением, исполняемым священником и хором. Это узнаваемая часть богослужения — на каждый стих, зачитанный священником, хор отвечает пением «Господи, помилуй», «Тебе, Господи» или «Аминь».
Прихожане в это время осеняют себя крестным знамением. В древности после этого оглашенные уходили, а двери храма закрывались для продолжения. Сейчас этого не делают, но некрещеные в дальнейшей службе участия не принимают. Литургия верных начинается с пения Херувимской песни, во время которой осуществляется Великий вход. Открываются Царские врата алтаря, диакон обходит с кадилом престол, алтарь, иконостас, священника, народ. При этом он читает Псалом 50. Вино и хлеб переносятся с жертвенника на престол, после чего врата закрываются. После вынесения Даров читают Символ Веры. Делается это всеми прихожанами, а перед произнесением Символа Веры нужно перекреститься. Далее следует самая древняя и основная часть литургии — анафора.
В православных церквях она представляет собой евхаристическую молитву, состоящую из пяти частей и читаемую священником. Порядок ее чтения таков: Вступление, или префация; Анамнезис — воспоминание о Тайной Вечере; Эпиклеза — призывание Святого духа на освящение Даров; Интерцессия — ходатайство за живых и усопших. Во время анафоры происходит переложение, или пресуществление Даров — они становятся Телом и Кровью Христовыми. После анафоры читается «Отче наш», и начинается само Причащение. Детей на него можно водить просто так, а вот взрослым следует предварительно исповедоваться и держать трехдневный пост. Первым причащается духовенство, за ним следуют мужчины, а в конце — женщины и дети. В конце службы прихожане целуют напрестольный крест. Символическое значение литургии Как уже было сказано ранее, литургия воспроизводит основные моменты земной жизни Христа. Некоторые богословы рассматривают ее как вневременное воспоминание. Каждое литургическое действие несет в себе не один смысл.
Так, на проскомидии вино разбавляют водой — это прямая отсылка к тому моменту, когда один из воинов пронзил распятого Христа копьем, и из отверстия полилась кровь и вода. Инструмент, которым на проскомидии отрезают частицы от просфор, называется копием и по форме напоминает то самое копье.
В комментариях к богослужебному уставу, имеются схемы богослужения всех видов церковных служб, где изложены изменяемые и неизменяемые молитвословия в той последовательности в какой они чередуются в ходе служб. Зная схемы служб, можно легко разобраться в текущем моменте богослужения и соучаствовать в общественной молитве. Христиане помнят слова Иисуса, Который сказал: «Где двое или трое соберутся для воспоминания Меня, там Я буду посреди их», утвердив этими словами превосходство общественной молитвы над частной. Группа авторов, Правила православного богослужения, 2012 Так как верующим по причине разнообразных житейских занятий неудобно собираться ко всем этим службам отдельно, то уже с древнейших времен христианства Церковью постановлено совершать богослужение три раза в день: вечером — вечерню, утром — утреню и днем около полудня — литургию. K этим трем главным службам присоединяются и остальные 6 кратких служб, для которых в древности первоначально собирались особо. K вечерне присоединяются 9-й час перед вечерней и повечерие после вечерни ; к утрене — полунощница перед утреней и 1-й час после утрени ; к литургии — 3-й и 6-й часы перед литургией. Вечер, утро и полдень избраны как времена, самые удобные для освящения через молитву всего дня. Группа авторов, Православие.
Словарь-справочник, 2007 Каждое из этих трёх богослужений слагается, в свою очередь, из трёх частей: вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа, дневное — из третьего часа, шестого часа и литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений церковных образуется девять служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час и литургия, наподобие того, как, по учению св. Дионисия Ареопагита, из трёх чинов ангельских образуется девять ликов, день и ночь славословящих Господа. Коллектив авторов, Смысл и значение православного ежедневного богослужения, 2014 Внес преп. Антиох свой, пусть и небольшой, вклад в православное литургическое предание. В сочинении преп. Антиоха содержатся несколько авторских молитв, некоторые из них вошли в православное богослужение: в слове 19-м — молитва, читаемая на повечерии; в слове 84-м — молитва, вошедшая в вечернее молитвенное правило «Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу» ; в слове 85-м — молитва, читаемая после 12-й кафизмы. В нашем издании, чтобы читателю было легче ориентироваться в книге, эти и другие подобные им молитвенные тексты отмечены на полях словом «молитва». Предполагается также, что преп. Антиох составил и известную молитву «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли…», повторяемую при чтении каждого из часов и на великом повечерии[31].
Как правило, присоединяется чтецом по окончании чтения часа, в связи с чем название «почасие» более точно: это продолжение службы часов. Всего есть четыре междочасия... Исполняется перед чтением Апостола, Евангелия или паремий и служит своеобразным «предисловием» к этому чтению. Реже прокимен может и не предварять чтение из Библии. Состоит из стиха... Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях. У греков кафизмы называются... Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на средину храма при пении псалмов 134-го и 135-го в греческой нумерации : 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне». В некоторых случаях, например в Богослужебных указаниях на каждый год, полиелеем называются только эти два...
Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской. Пасхальное богослужение — праздничное богослужение, совершаемое на праздник Пасхи. Например: «Чинопоследование всенощного бдения», «Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров» и т. Чинопоследованиями называются как отдельные службы ежедневного суточного богослужебного круга, так и различные таинства, требы и некоторые обряды... Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. Эта молитва представляет собой соединение песни славословия серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Также тропарь в широком смысле - понятие, включающее в себя многие разнообразные но, как правило, небольшие формы гимнографии, отдельные самостоятельные или созависимые песнопения. Тропарь в каноне — строфа, следующая за ирмосом, с распевом стихов по его ирмоса мелодико-ритмической модели. В западной литургии аналогичные... Литургия преждеосвященных Даров в строгом смысле литургией не является, так как в этом богослужении нет анафоры, и во время этого богослужения не совершается...
Канон входит в состав утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других богослужений, а также может читаться на молебнах и в келейной домашней молитве. Присутствует в большинстве существующих богослужебных обрядов. Богородичны входят в состав всех служб, помещены во всех богослужебных книгах, кроме Евангелия.