Итоговое сочинение в отличие от обычного сочинения по русскому языку начать без клише можно и нужно. Аргументы итоговые итоговые для итогового сочинения. На этой странице представлена подборка книг «Аргументы к итоговому сочинению», в нее входит 31 книгa.
База аргументов для итогового сочинения
Аргументы для Итогового – покупайте на OZON по выгодным ценам! Подборка аргументов для реальных тем итогового сочинения 7 декабря 2022 год. Реальные темы итогового сочинения по регионам. к Итоговому сочинению.
Клише для итогового сочинения
Аргументы итоговые итоговые для итогового сочинения. На этой странице представлена подборка книг «Аргументы к итоговому сочинению», в нее входит 31 книгa. Аргументы для итогового сочинения 2022/23. Несмотря на то, что темы заранее не известны, для вас подготовлен банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. Направления итогового сочинения упразднены еще несколько лет назад и в 2024-2025 году, подбирая аргументы ориентироваться необходимо на три раздела, содержащих 11 подразделов. Эти комплекты помогут вам проверить свою готовность к предстоящему итоговому сочинению, а также потренироваться в выборе темы для написания сочинения.
Итоговое сочинение 2023 Структура, тезисы, аргументы Русский язык ЕГЭ 2023 | Ирина Кривенкова
Говорит об основных чертах нашего народа, которые помогли одолеть врага. Это терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к отечеству. Это качества подлинного патриотизма, «проверенные огнём войны». В одной из своих публицистических статей писатель В. Астафьев рассказал о том, как отдыхал в южном санатории. В приморском парке росли растения, собранные со всех сторон мира. Но вдруг он увидел три берёзки, которые чудом прижились к чужой земле. Автор глядел на эти деревца и вспоминал свою деревенскую улицу. Любовь к своей малой родине — проявление истинного патриотизма. Толстого «Война и мир» некоторые герои мнят себя патриотами и громко кричат о любви к отечеству. Другие отдают жизнь во имя общей победы.
Это простые русские мужики в солдатских шинелях, бойцы из батареи Тушина, сражавшиеся без прикрытия. Истинные патриоты не думают о своих выгодах. Они чувствуют потребность просто защищать землю от вражеского нашествия. У них в душе неподдельное святое чувство любви к родине. Говорится о тяжких последствиях бездумного вмешательства в жизнь природы. Проблема бездумного, жестокого человека к миру природы отражена во многих литературных произведениях. Чтобы бороться с ней, нужно осознать и увидеть ту гармонию и красоту, которая царит вокруг нас. В этом помогут произведения А. С какой любовью он в своих стихах описывает русскую природу! Необъятные дали, бесконечные дороги, полноводные реки, вьюги и серые избы.
Такова блоковская Россия в стихотворениях «Русь», «Осенний день». Истинная, сыновняя любовь поэта к родной природе передаётся читателю. Приходишь к мысли о том, что природа самобытна, прекрасна и нуждается в нашей защите. Сладков раскрывал проблему «Человек и природа». Он признаётся, что любит русскую природу за красоту, за загадки, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие. Всё это надо бережно сохранять. Улучшать, а не разрушать. Аксаков признавался, что никогда не мог равнодушно видеть вырубленные рощи, но даже падения одного большого дерева. В этом он чувствовал что — то невыносимо грустное. Трудно не согласиться с писателем.
Ведь многие десятки лет достигало дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибло, нередко от пустой прихоти человека! Такое отношение человека к природе недопустимо. Читая стихотворение Твардовского «Лес осенью», проникаешься первозданной красотой окружающего мира, природы. Слышишь шум ярко-жёлтой листвы, треск обломившегося сучка. Видишь лёгкий прыжок белки. Хочется не просто любоваться, а постараться сохранить всю эту красоту как можно дольше. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Сейчас, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль автора об ответственности человека за природу.
Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга. Пришвин «Жень-шень». Человек и природа. Эта тема вызвана к жизни нравственно — этическими мотивами. К ней обращались многие писатели и поэты. В повести М. Пришвина «Жень-шень» герои умеют молчать и слушать тишину. Для автора природа — это сама жизнь. Поэтому у него скала плачет, камень имеет сердце.
Именно человек должен сделать всё для того, чтобы существовала и не умолкала природа. В наше время это очень важно. Глубокую и нежную любовь к природе высказал И. Тургенев в «Записках охотника». Сделал он это с проникновенной наблюдательностью. Герой рассказа «Касьян» с Красивой Мечети исходил половину страны, с радостью узнавал и изучал новые места. Этот человек ощущал свою неразрывную связь с матушкой — природой и мечтал, чтобы жил «всяк человек» в довольстве и справедливости. Не мешало бы нам у него поучиться. Непревзойдённым мастером, описывающим жизнь природы и её влияние на человека, был Ф. Читая стихи поэта, сразу замечаешь, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты.
Становится ясно, что природа полна движения, благодаря которому, может быть, существует человек. Тютчев «Слёзы людские…» стихотворение. Неразрывную связь природы с жизнью людей показывает в своих стихах Ф. Его произведения о природе — не что иное, как выражение дум о человеке. Например, в стихотворении «Слёзы людские…» дождевые капли — это слёзы человека. Так, поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи людей с окружающим миром. Астафьев «Царь — рыба». В процессе эволюции общества люди отделялись от земли, возвышались над нею. Человек тешил свою гордыню и тщеславие. О том, как бесконечно терпелива наша природа, говорит В.
Астафьев в «Царь — рыбе». Писатель также беспощадно карает распоясавшихся в стрельбе по зверю и птице туристов. Ведь насилие над природой грозит уничтожением самому человеку. Алексеев роман «Рой». О наступлении человека на природу говорит С. Алексеев в романе «Рой». Вырубка тайги, браконьерство — вот интересы людей. Природа живуча. Однако так продолжаться не может. Правда, нелегко изменить мировоззрение современного человека, но это необходимо.
С Пушкин. Он равнодушен к судьбам других людей, делает их и самого себя несчастливыми. Взаимопонимание, гуманное отношение к окружающим отсутствует. Всё это порождает глубокое разочарование и одиночество героя. Ю Лермонтов. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде, получает телеграмму о том, что её мать больна, но важные дела не дают ей поехать к матери. Когда же она приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… Иногда даже родные люди равнодушны к судьбе друг друга. Распутин«Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни.
Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно , Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен. Лермонтов «Герой нашего времени». Целая галерея неординарных личностей, а потому и «лишних» людей создана писателями-классиками. Так, Печорин, лермонтовский герой, — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Приложить свои незаурядные способности негде, а он жадно ищет этого. Поэтому хочется надеяться, что не всегда такие люди обречены на одиночество. Ведь если человек любит сомневаться во всём, то он уже не равнодушен к своей судьбе. Наверное, не зря мы много говорим о нравственной слабости, эгоизме, приспособленчестве.
Ведь это вечные человеческие проблемы. Ещё в 19 веке Островский в пьесе «Гроза» показал купеческий мир, основанный на страхе и денежном расчёте. Почтителен был Борис с «ругателем» Диким. Безропотно послушен матери был Тихон. Хитрили и изворачивались Кудряш, Варвара. Как ни больно об этом говорить, эти человеческие черты не исчезли и из современной жизни. Человек—хозяин своей судьбы, нельзя быть похожим на героя пьесы Островского «Гроза» Тихона, разучившегося жить «своим умом». Таким людям остаётся лишь проклинать себя за то, что у них нет воли. Не надо стараться угождать и бояться, что тебя «съедят, живого проглотят». К сожалению, ограниченность, порождённая общей отсталостью жизни давних лет, часто встречается и сегодня.
Салтыков — Щедрин «Господа Головлёвы». Научить ценить подлинные чувства, преодолевать мелочность и эгоизм могут произведения М. Иудушка из романа «Господа Головлёвы» стал жертвой собственного пустословия, за которым он скрывал своё безразличие к судьбе семьи. Итог жизни людей, подобных Иудушке, — одиночество. Пословицы: — Хочется есть, да не хочется с печи лезть. Маяковский «Баня». Проблема взаимоотношений чуть ли не основная в творчестве многих писателей и поэтов 20 века. Бесполезных трутней на теле общества изобразил В. Маяковский в пьесе «Баня». Тип бюрократа, ограниченного чиновника актуален и по сей день.
Герой пьесы, Победоносиков, озабочен лишь тем как он выглядит в глазах окружающих. Интересы дела ему безразличны. Чехов «Человек в футляре». Герой рассказа А. Чехова Беликов «Человек в футляре» в любую погоду, даже когда ярко светило солнце, носил с собой зонтик. Любимое его выражение — «как бы чего не вышло». Гипертрофированная осторожность и подозрительность таких людей показывают их неспособность радоваться жизни и полное равнодушие к судьбе других. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.
За безнравственные поступки взятки, воровство… необходимо наказывать, а не поступать, как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшем мёд. Они «Отставку Мишке дали Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведёт». Трудно бороться с воровством, если царит безнаказанность. А ведь всем должно быть ясно — каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки. Пословицы: — В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем. Солоухин в одной из публицистических статей говорит о том, что красота живёт в душе человека. Однако у строителей, увлёкшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий: насколько эстетично сооружения будут выглядеть сегодня и тем более завтра. Действительно проблема ответственности за свои дела ещё остро стоит в нашем обществе. О том, что жизнь коротка и человеку порой остаётся с «неопределённым сожалением» на склоне лет вспоминать о «прошлых вёснах», размышляет А.
Куприн во многих своих произведениях. Читая их, невольно задумываешься о том, что жить надо интересно, содержательно, с пользой для себя и других. Тогда не придётся сожалеть ни о безответственных поступках, ни о напрасно проведённом времени. Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и не ладно. Можно жить, как Федя Лебеда, герой произведения Астафьева. Он имеет дачу в три этажа на скромную милицейскую зарплату и остаётся безнаказанным. Другой герой поддался на уговоры жены и перешёл на «добычливое место». Ему не повезло. Придётся детям и жене ждать его пять лет из колонии. Таким образом, надо отвечать перед обществом за свои дела и поступки.
Показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. О взаимопонимании не может быть речи. Конфликт неизбежен. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев, постепенно познавая мир, понимает, что многое в нём несовершенно. Он сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их главы «Классы», «Наталья Савишна». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна. Дела, которые кажутся ей важными, не позволяют поехать к матери.
Когда же она приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… Подлинная любовь детей к родителям проявляется в заботе о них. Раздумьями о взаимоотношениях родителей и детей, а также о конфликте поколений полны произведения И. Писатель чутко угадал назревшие в обществе проблемы и противоречия, а споры «отцов» и «детей» актуальны и по сей день. В принципиальном столкновении Базарова и Павла Кирсанова мы видим противостояние прошедшего и настоящего. Так всегда происходило, когда в обществе назревали перемены. С течением времени всё изжившее себя уступает дорогу новому. Сменяя друг друга, уходили всегда в небытие одни государства, на их обломках рождались другие. Таков объективный ход истории. Всё в мире течёт и изменяется. Эта мысль очень стара и восходит своими корнями к временам расцвета Древней Греции.
Естественно, старое освобождает дорогу не сразу. К этой мысли подводят читателей и И. Тургенев в романе «Отцы и дети». Писатель показал, что замена старого прогрессивным богата конфликтами. К тому же, построить новый мир, полностью и бесповоротно отвергнув ему предшествующий, невозможно. Выход — во взаимном уважении и любви «отцов» и «детей». Как этого добиться? Вечный вопрос! Стихотворение «Весна» Связь поколений — вечный вопрос человеческой жизни. Статья «Базаров» Связь поколений — вечный и трудноразрешимый вопрос : «Старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях».
Конфликт старого и нового обычно происходит на фоне социально-экономических преобразований. Поэтому мировоззренческие позиции людей старшего и нового поколения не совпадают. Эту проблему показал в своём романе И. Первый из них не хотел лишаться своего сытого и легкомысленного стиля жизни крепостника. Евгений настойчиво придерживался философии практической пользы. В данной ситуации избежать конфликта было невозможно. Изображению новых людей и их конфликт со старым обществом особое внимание уделяли писатели-классики. Например, И. Тургенев в р. В этой борьбе он отдал победу «новому» герою.
Таким образом, идейная позиция человека наглядно проявляется в спорах, в совместном поиске истины. Идейная позиция человека может наглядно проявиться в спорах. Так было во все времена. Конфликт спорящих представлен, например, в р. Тургенева «Отцы и дети». В нём автор противопоставляет яркие индивидуальности.
Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля. Проблема сострадания, человечности, цена человеческой жизни Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие. Проблема отношения к войне, бесчеловечность войны Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна. Каждый человек живет во множестве миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, в обществе и т. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми. Его любимым героям свойственно стремление обрести гармонию в общении с людьми. Все они в конечном итоге приходят к мысли о необходимости духовного единения людей Андрей Болконский, Пьер Безухов. Это важнейший критерий нравственной оценки личности. Наиболее непосредственно к духовному единению приходят люди из народа, так как именно народ, по Толстому, является носителем духовных ценностей. В духовном единении Толстой видел путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года — реальное историческое дело, где идеал духовного единения людей осуществился. Для Болконского, презирающего свет с его ничтожностью и извращенным нравственным миром «Эта жизнь не по мне», — скажет он в разговоре с Пьером , это выражено в стремлении воздействовать на ход событий личным деянием, подвигом. Для Пьера, перед которым после дуэли его собственная жизнь, как и жизнь всеобщая — современная и историческая, предстает в беспорядке и разрушении, как «завалившееся» здание, возможностью благоустройства становится идея самосовершенствования. Но умозрительные идеи «наполеоновская» у Болконского, масонская у Пьера не способны справиться с жизненным беспорядком, бессмысленной и неподвластной человеку стихией. Эти этапы закончатся крушением — разочарованием в масонстве для Пьера, Аустерлицкой катастрофой для князя Андрея. Их путь к истине становится движением к другим людям, и обретается человеческое единение не путем мысли, а путем интуитивного познания и опытом жизни с людьми. В 1812 г. Для Пьера главными уроками жизни станет понимание «простоты и правды», которые он увидит в солдатах при Бородине, а потом видение той истинности общей народной жизни, которую он почувствует в Каратаева. Как и другие героини Толстого, Марья свои лучшие качества раскрывает, переживая любовь. Через общение с Николаем Марья преображается несмотря на внешнюю некрасивость, неоднократно подчеркиваемую Толстым, становится прекрасной. От сравнения с Соней Марья только выигрывает. Она более искренняя, более цельная, самостоятельная личность. Семейная жизнь Николая и Марьи обоим приносит счастье и покой, потому что супруги взаимно обогащают друг друга. Марья Болконская посвятила всю свою жизнь служению близким, в частности, своему отцу. Она терпела упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца. Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе. Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные. Проблема истинной, духовной красоты Элен — единственная «вполне красивая» женщина, описанная Толстым, однако это едва ли не самый непривлекательный образ в романе. В ее красоте нет возвышающего душу начала, она возбуждает «гадкое чувство». Элен исключительно беспринципна и эгоистична, во всех своих действиях она руководствуется исключительно собственными прихотями. В своей беспринципности она не останавливается ни перед чем история с вельможей и принцем. Элен противопоставляется Толстым княжне Марье — Марья, несмотря на свою некрасивость, богата внутренне, Элен — блестяща внешне, но духовно уродлива форма без содержания. Элен неразвита и вульгарна, ее суждения примитивны, однако она принимает законы, по которым живет светское общество, и оборачивает их в свою пользу. Элен «проверяется» войной 12-го года, обнаруживая при этом собственное ничтожество, — все ее мысли о новом браке при живом муже, для чего она даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменами православия. Смерть Элен закономерна. Толстой даже не приводит истинной причины ее смерти, ограничиваясь скандальными слухами об этом, так как это для него не важно — Элен уже давно мертва духовно. Проблема семьи, роль воспитания На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху напр. Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность именины Наташи, поведение Николая на войне, святки. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью эпизод с мадемуазель Бурьен. Анатоль на редкость ординарен и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от своих претензий. Чем выше стоит человек на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе. Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории». Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра Первого в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова. Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий, в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа, то есть он может быть сознательным проводником хода истории. Кутузов сам близок народу, он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой главная задача Кутузова во время Бородинского сражения — поднять дух армии. Наполеон лишен понимания происходящих событий, он — пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек, он не может определить нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной дели — устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни применением грубой силы сцена с мозаиковым портфелем , ни интригами и проч. Поначалу Борис пытается сопротивляться воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они живут, подчиняются только одному правилу — прав тот, у кого власть и деньги. Борис принимается «делать карьеру». Его не увлекает служба Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице. Для него не существует ни искренних чувств отказ от Наташи , ни искренней дружбы холодность к Ростовым, которые много для него сделали. Даже женитьбу он подчиняет этой цели описание его «меланхолической службы» у Жюли Карагиной, признание ей в любви сквозь отвращение и т. В войне 12-го года Борис видит только придворные и штабные интриги и озабочен лишь тем, как обратить это себе на пользу. Жюли и Борис вполне устраивают друг друга: Жюли льстит наличие красивого, сделавшего блестящую карьеру мужа; Борису же нужны ее деньги. Проблема ценностей В сценах частной жизни и в исторических сценах, расположенных в разных частях романа, обнаруживается общий смысл. Так, кардинальная для Толстого мысль об истинных и ложных жизненных ценностях равно открывается Николаю Ростову после огромного карточного проигрыша, князю Андрею, лежащему после ранения на Праценской горе, Пьеру, наблюдающему за солдатами, идущими к Бородину перед сражением. Общность ситуации в том, что во всех трех случаях происходит решительный сдвиг — жизнь нарушает свое обычное течение перед лицом смерти Николаю невозможность заплатить «долг чести» грозит самоубийством, князь Андрей смертельно ранен и истекает кровью, Пьер думает о том, что эти веселые люди завтра, возможно, погибнут , — и тогда обычные и не вызывающие сомнений ценности, для каждого свои офицерская честь, слава, удобство и комфорт , обнаруживают свою ложность и в силу вступает настоящее и всеобщее в жизни — сила молодости и искусства, открывшаяся Николаю в пении Наташи, истина высокого неба, как будто впервые увиденного князем Андреем, спокойная уверенность в необходимости общего дела, которую почувствовал в солдатах Пьер. Проблема измены, моральных принципов Элен Курагина в романе представлена как человек с отсутствием моральных принципов, потому и понятие верности ей чуждо. В жизни она руководствуется только выгодой, чувства других людей для нее ничего не значат. Выходя замуж за Пьера, она не осознавала, что может причинить ему боль, и думала только о материальной выгоде. Элен не любила Пьера и не хотела от него детей. Поэтому брак был обречен на гибель. Ее многочисленные измены не оставили шанса их союзу. В итоге Пьер предложил ей расстаться, так как не мог больше терпеть позора. Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она изменила ему духовно с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним. На измену ее толкнули две причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью девушки, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай. Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времени можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам.
Итоговое сочинение является, вроде как, пред предметным испытанием, то есть служит для оценивания общих речевых способностей учащегося, раскрытия уровня культуры речи, проверки умений ученика размышлять о выбранном направлении, а также обосновывать определенную точку зрения. Обычно у учеников есть возможность написать эту работу в три даты: декабрь, февраль и май. На работу выделяется 235 минут. Предлагаемый объем работы — не менее 200 слов, а лучше 350. Параметры выставления оценки К оцениванию по стандартам составления принимаются работы, отвечающие этим параметрам: Объём написания не менее 150 слов; Уникальность содержания. Представляем пять параметров выставления отметки: Соответствие теме; Обоснованность при помощи литературного материала ; Структура и логика размышлений; Характер языка письма; Грамотность. Учитывайте, что первый и второй параметры — основополагающие!
Во всех регионах страны для информирования участников ЕГЭ созданы специальные сайты. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые, разработанные в 2022-м и 2023-м годах. По согласованию с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый подраздел «Язык и языковая личность». В связи с этим уточнен комментарий к разделу. Открытый банк итогового изложения пополнен новыми текстами. Порядок и процедура проведения итогового сочинения изложения , критерии их оценивания в новом учебном году не меняются. Он включает в себя около 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые, разработанные в последние годы. Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения новым, как я уже писал, является подраздел «Язык и языковая личность».
Какие привести аргументы к итоговому сочинению?
Узнайте, как готовится к итоговому сочинению в 2024 году (разделы, направления, темы), а также, нужны ли к темам аргументы и где их искать. Аргументы для Итогового – покупайте на OZON по выгодным ценам! Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Война и мир». В данной статье мы подобрали максимально подходящую литературу для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе в 2023/2024. Инфоурок › Литература ›Другие методич. материалы›Аргументы для итогового сочинения по направлениям 2023. Рабочий лист.
Готовые аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по всем направлениям
На протяжении всего жизненного пути Пьер Безухов без устали искал себя и истинный смысл жизни. После мучительных испытаний он стал способным не только размышлять о смысле жизни, но и совершать конкретные поступки, требующие воли и решительности. В эпилоге романа Л. Толстого мы встречаем Пьера, увлекающегося идеями декабризма, протестующего против существовавшего общественного строя и борющегося за справедливую жизнь того самого народа, частью которого он ощущает себя сам. В этом органичном соединении личного и народного и есть, по Толстому, и смысл жизни, и счастье. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям.
Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. Роль книг в жизни человека 1. Книги были для Горького спасительным контрастом «свинцовым мерзостям», жестокости и несчастьям окружающей жизни. В повести «В людях» повар Смурый говорит: « Читай книги — это самое лучшее!
В романе Николая Островского «Как закалялась сталь» герой Павка Корчагин в ответ на удивлённый вопрос хирурга о том, откуда берётся мужество так стойко переносить невыносимую боль, отвечает: «Читайте «Овод», тогда поймёте». Часто книга помогает принять единственно верное решение, побуждает к подвигу. Твардовского, повесть «Всем смертям назло! Достижение цели 1. Гончаров «Обломов» Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт.
Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. В своем позднем романе «Острие бритвы» У. Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности.
Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной. Значимость труда 1. Жизненная драма героя одноименного романа в стихах, написанного величайшим русским поэтом А. Пушкиным, Евгения Онегина, человека умного и незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен».
Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви». В одном из выпусков журнала «Вокруг света» был описан такой случай. Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жите- лей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой.
Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. Хамство 1. Главный герой повести М. Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик.
Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности.
Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям. Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка?
Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его. Искусство 1.
Очевидцы свидетельствуют, что симфония дала людям новые силы для борьбы с врагом. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то рудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. Человек и власть 1. История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу.
Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. Их заставляли любить, работать, учиться … И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.
Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля. Любовь и милосердие 1. Маргарита способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь, и потому она нравственно неуязвима.
Даже несимпатичный автору Анатоль Курагин поддаётся её очарованию, и в этот момент Наташа впервые оступается, идёт на поводу у внезапно нахлынувших чувств. Но после этого случая героиня меняется, и князь Андрей перед смертью прощает её. В эпилоге Л. Толстой пишет, что Наташа Ростова всецело отдаёт себя семье и совсем не интересуется светским обществом.
Забота о муже и здоровье своих детей становится для неё смыслом жизни. Таким образом, мы видим эволюцию человека, который постепенно обретает желанное счастье. Булгаков «Мастер и Маргарита» «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — эта цитата из философской драмы И. Гёте «Фауст» является эпиграфом к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно сказать, что именно она достаточно чётко определяет противоречивый характер Воланда. С одной стороны, булгаковский герой — воплощение нечистой силы. Он обличает человеческие пороки и наказывает людей за их грехи.
Каждый отступник получает по заслугам: взяточник Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику, лживый Варенуха становится вампиром, ленивый Стёпа Лиходеев «отправляется в путешествие», доносчик барон Майгель лишается жизни. Тем самым Воланд пытается восстановить справедливость. Он совершает и по-настоящему благородные поступки: помогает Маргарите и дарует мастеру покой. Таким образом, Воланд — это сочетание двух противоположностей, он сам служит прекрасным доказательством собственного тезиса: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла? Семья, общество, Отечество в жизни человека 1. Тургенев «Отцы и дети» В романе И. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема конфликта поколений. Можно считать закономерным то, что «отцы» зачастую не понимают своих «детей», как будто их разделяет непреодолимая пропасть.
Базаров кажется семье Кирсановых странным молодым человеком, для которого нет ничего святого, потому что он отрицает любые принципы и идеалы. Герой-нигилист насмехается над Николаем Петровичем, который читает Пушкина и играет на виолончели. По натуре аристократ, Павел Петрович становится главным оппонентом Базарова в философских спорах. Однако взгляды нигилиста не выдерживают проверку реальностью, и в финале мы видим, что вечные ценности всё-таки побеждают рациональность и скептицизм. Аркадий не идёт по стопам товарища, а становится прекрасным семьянином. Для Тургенева очень важна мысль о преобладании духовного над материальным. Кроме того, крепкая дружная семья для писателя — основа жизни, именно поэтому таким индивидуалистам, как Базаров, не находится места в обществе. Чехов «Вишнёвый сад» Лирическая комедия А.
Чехова «Вишнёвый сад» посвящена теме разрушения дворянских гнёзд. Второе действие пьесы предваряет подробная ремарка, содержащая важную антитезу. Прекрасный вишнёвый сад — символ юности и счастья — противопоставляется ряду телеграфных столбов. На смену дворянскому обществу приходит новое поколение купцов-приобретателей, представителем которого в произведении является Лопахин. Он не сентиментален и совершенно не восприимчив к красоте. Время и деньги — вот те ценности, которые герой ставит во главу угла. Стук топора в финале и заколоченный дом с забытым всеми, больным слугой Фирсом подчёркивают мысль Чехова о неотвратимой смене поколений. Многие традиции уходят в прошлое, уступая место новаторствам, влиянию которых бессмысленно сопротивляться.
Рассуждения об искусстве В повести «Портрет» Н. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага. Рассуждения об искусстве Пьеса А. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное — вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.
Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечив ему блестящее будущее. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение. Аргументы для духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1. Достоевский «Преступление и наказание» «Тварь я дрожащая или право имею? Достоевского «Преступление и наказание». Он задумывается о том, можно ли совершить убийство ради тысячи добрых дел. Персонаж считает, что все люди делятся на две категории: первые — сильные и властные личности имеют право вершить человеческие судьбы, а вторые — слабые — вынуждены подчиняться воле тиранов. Раскольников решает проверить антигуманную теорию на практике, но в конечном счёте разочаровывается в самом себе.
На каторге герой видит сон о микроскопических существах — трихинах, которые вселялись в тела людей и делали их сумасшедшими. Заражённые считали себя носителями истины, и этот подчёркнутый эгоизм, гордыня, твёрдая уверенность в собственном всемогуществе привели к росту страшных преступлений. Сновидение доказывает Раскольникову несостоятельность его теории. Достоевский подчёркивает, что никто не может посягать на жизнь другого человека и отнимать его естественное право. Лермонтов «Герой нашего времени» Главный герой романа М. Лермонтова Печорин неслучайно относится к литературному типу «лишний человек». Он подвергает каждый свой поступок строгой критике и, по словам В. Белинского, «судит себя самым страшным судом». Например, в повести «Тамань» герой сознательно рискует собственной жизнью, соглашаясь на свидание с ундиной.
В дневнике Печорин отмечает, что не умеет плавать, и всё-таки садится в лодку с девушкой-контрабандисткой. Этот эпизод доказывает, что лермонтовский персонаж почти не дорожит жизнью, а единственное чувство, во власти которого он постоянно оказывается, — это любопытство. В постоянных поисках смысла Печорин подчиняется первому порыву, но достаточно быстро теряет интерес к людям. Он чувствует себя глубоко несчастным человеком, потому что не знает, «для какой цели родился» и зачем живёт, если всё равно всегда оказывается «топором в руках судьбы». Островский «Гроза» Главная героиня драмы А. Островского Катерина — глубоко верующий человек. Она делится с Варварой сокровенными мыслями о тяжёлой семейной жизни, противопоставляя ей милую сердцу юность. Тогда Катерина была нравственно чистой девушкой, которая с благоговением думала о Боге и видела ангелов во время молитвы. Ей снились «золотые храмы», «необыкновенные сады», прекрасные песни, а временами казалось, что она может подняться в воздух и улететь.
После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась: «Да здесь всё как будто из-под неволи! Желание обрести личное счастье толкает Катерину на измену, но это оказывается невозможным, и девушка решается на самоубийство. Мы видим, как религиозный человек, задавленный средой, идёт против Бога и совершает грех, не выдерживая внутреннего разлада и угрызений совести. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее «Война и мир» поднимается проблема духовного поиска, и каждый любимый персонаж Л. Толстого решает её по-своему. Так, например, Наташа Ростова проходит большой и тернистый путь, совершает ошибки и благодаря этому получает бесценные нравственные уроки. Она с честью выдерживает жизненные испытания и становится толстовским идеалом жены и матери. На протяжении всего произведения писатель подчёркивает близость Наташи к русскому народу. Толстой восхищается героиней, когда она вкладывает всю душу в народный танец, будучи «графинечкой, воспитанной эмигранткой-француженкой».
Наташа Ростова обладает необыкновенным обаянием, которое никого не оставляет равнодушным. Даже несимпатичный автору Анатоль Курагин поддаётся её очарованию, и в этот момент Наташа впервые оступается, идёт на поводу у внезапно нахлынувших чувств. Но после этого случая героиня меняется, и князь Андрей перед смертью прощает её. В эпилоге Л. Толстой пишет, что Наташа Ростова всецело отдаёт себя семье и совсем не интересуется светским обществом. Забота о муже и здоровье своих детей становится для неё смыслом жизни. Таким образом, мы видим эволюцию человека, который постепенно обретает желанное счастье. Булгаков «Мастер и Маргарита» «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — эта цитата из философской драмы И. Гёте «Фауст» является эпиграфом к роману М.
Можно сказать, что именно она достаточно чётко определяет противоречивый характер Воланда. С одной стороны, булгаковский герой — воплощение нечистой силы. Он обличает человеческие пороки и наказывает людей за их грехи. Каждый отступник получает по заслугам: взяточник Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику, лживый Варенуха становится вампиром, ленивый Стёпа Лиходеев «отправляется в путешествие», доносчик барон Майгель лишается жизни. Тем самым Воланд пытается восстановить справедливость. Он совершает и по-настоящему благородные поступки: помогает Маргарите и дарует мастеру покой. Таким образом, Воланд — это сочетание двух противоположностей, он сам служит прекрасным доказательством собственного тезиса: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла? Тургенев «Отцы и дети» В романе И. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема конфликта поколений.
Можно считать закономерным то, что «отцы» зачастую не понимают своих «детей», как будто их разделяет непреодолимая пропасть. Базаров кажется семье Кирсановых странным молодым человеком, для которого нет ничего святого, потому что он отрицает любые принципы и идеалы. Герой-нигилист насмехается над Николаем Петровичем, который читает Пушкина и играет на виолончели. По натуре аристократ, Павел Петрович становится главным оппонентом Базарова в философских спорах.
Верность в любви. Как, на ваш взгляд, связаны понятия верности и любви? Маша Миронова — символ верности в любви.
В сложной жизненной ситуации, когда перед ней стоит выбор: выйти замуж за Швабрина без любви или дождаться любимого человека Петра Гринева , она выбирает любовь. Маша остается верна Гринёву до самого конца произведения. Несмотря на все опасности, она защищает честь возлюбленного перед императрицей и добивается помилования. Солоухин «Мститель» В рассказе для детей «Мститель» Владимир Солоухин утверждает мысль о том, что месть вредит человеку, губит его, а прощение приносит облегчение. Главный герой рассказа вместе с другими детьми работал на благо общества, копая картошку. Это занятие доставляло детям удовольствие, ведь не было строгого надзора и требований, как на уроках. Мальчики стали соревноваться, кто скорее выбросит мяч из земли.
А когда главный герой наклонился, чтобы сделать свой мяч, он почувствовал предательский удар в спину. Он обернулся и увидел, что Витька, с которым они когда-то дружили, убегает. Герой обиделся, почитав такой поступок нежеджильным, ведд он прогистал Витю, а если бался с ним, тоцо что помериться силиоми. Мальчик решает отмстить предателю за обиду. Он долго думает, как он это сделает. В итоге он приглашает его в лес якобы для того, чтобы развести костер. Витя сомневался, стоит ли ему идти, скорее всего, подозревая, что бывший друг хочет ему отомстить.
Но герою удалось его переубедить. Они пошли в лес, и юный мститель хотел ударить обидчика в ухо, но тот отвлекся на общие мероприятия в лесу: выкопали нору, где жил шмель, запекли грибы на костре и поели куриных яиц. Потом они пошли купаться в реке. Проведя время счастливо, главный герой забыл о своей обиде и больше не мучился необходимостью отомстить обидчику. Они снова стали хорошими друзьями. Мальчик смог простить и почувствовал облегчение, отчасти потому, что в его душе не было склонности к мести, и он искусственно пытался заставить себя мстить. Герой не мог вести себя как предатель, потому что он был великодушным человеком.
Повесть «Мститель» поднимает нравственную тему мести и великодушия, учит прощать обиды, ведь они не только вредят обидчикам, но и мучают самих мстителей. Главный герой подает правильный пример того, как сохранить свое достоинство, не опускаясь до друга. С другой стороны, он также подал хороший пример великодушия, когда вместо того, чтобы отомстить, провел с ним много времени. Анализ романа Л. Толстого «Анна Каренина» Толстого слова Л. Эти слова не следует понимать буквально. Широта постановки проблемы национального и, более того, общечеловеческого масштаба — проблемы, далеко выходящей за рамки традиционного «семейного» романа, — обусловила всемирное признание, которое «Анна Каренина» получила вскоре после его выпуск.
Именно в связи с «Анной Карениной», оцененной как «факт особого значения», Достоевский впервые заговорил о Толстом как о писателе, сказавшем «новое слово» в мировой литературе. Время его действия совпало со временем написания, в котором много прямых откликов на текущие события, от научных споров тех лет до войн на Балканах. Примечательно, что в «Анне Карениной» действие не заканчивается даже после того, как основной конфликт вроде бы исчерпан: в последней части романа сюжет разворачивается дальше — уже после смерти Анны. Анна у Толстого — природная незаурядная, душвно рочатая, наделиная вивым нравственным чувсов. Любовь к Вронскому побудяет ее яснее, чем прежде, осознать себя как личность, обостряет ее критическое чувство по отношению к окружающему миру и к самой себе. И главная причина ее смерти — не столько лицемерие мирского окружения или препятствие к разводу, сколько разрушительное действие страсти на собственную душу, невозможность примирить свои чувства к Вронскому и привязанность к сыну, и более того — невозможность оказаться в мире, где «все неправильно, все ложь, все обмен, все зло». Критерием подлинной семьи для Толстого было взаимопонимание, душевное согласие супругов.
Но брачный союз Анны с нелюбимой территорией, втрерннне чуждым ей сановником Карениным не мог бы стать составной частью семи. Семья не могла возникнуть из совместной жизни Анны с Вронским, который потерпел крах в своей военной и светской карьере, но был кровно связан с той общиной, которая его отвергла. И Толстой не осуждает Анну она остается для него «жалкой и невиновной» , но неизбежно ведет ее к трагической развязке. Исследование неразрешимых проблем частной жизни людей из «вышего общества» позволяет автору с новой стороны проникнуть в социальные, нравственные, мировоззренческие проблемы эпохи. Радом с линии Анна в романе нережденно и без мейлишейтяжки на пралланной ей линии Левина. Внутренняя связь этих строк — не в общности судеб героев, а скорее в психологических ситуациях. Оба они — каждый по-своему — не могут, не хотят мириться с ложью и злом своего мира места трагедия Анны, отсюда драма Левина.
Фет, один из первых читателей «Анны Карениной», обращаясь к литературным недоброжелателям Толстого, сказал: «И ей-богу все слышат, что этот роман есть строгий, нетленный суд над всей нашей жизнью». Это действительно так. Толстой на этот раз создает свой суд, сводя роль рассказчика к самому строгому минимуму. Здесь почти нет комментариев автора. Нравственная оценка людей и событий полностью вытекает из самого действия, из взаимодействий и поступков персонажей. В «Анне Карениной» действие занимает немного времени, не более трех лет, и здесь по-новому выражается толстовское искусство воспитания человека. Одни и те же персонажи престают в разных жизнях, они судят друг о друге по-разному.
Авторский и читательский приговор вы переносили в начинающийся счет, в эти выходные «за» и «против». Так строится противоречивый характер Карениной. Он не глуп и не зол, способен на порывы великодушия что особенно видно в сцене примирения с Вронским у постели больной Анны , он может даже вызвать жалость у читателя. Но по ходу действия все яснее вырисовываться сидящей Каренина к миру царской бурократии, скачать его желностно в фальшивой, призрачной жизни, в ловле наград и нов. Важная и новая особожанисть поэтики «Анна Карениной» — элементы симобилоски или алегории, представляющие характер лейтмотивов. В романе возникают и повторяются мотивы, имеющие не только непосредственное сюжетное, но и символическое значение. Толстовская железная дорога почти как в известном стихотворении Некрасова — это своего рода символ того времени, которое развивается в пореформенной России, неся людям новые бедствия.
Мысль о всеобщем торжестве несправедливости и зла, одна из последних мыслей, пронесшихся в голове Анны перед смертью, подобна тем печальным рассуждениям, которые долго не давали покоя второму главному герою романа Константину Левин. Левин, как и сам Толстой, видит, что нарождавшиеся буржуазные порядки не уничтожили вековую крестьянскую бедность, а принесли с собой новые формы социальной несправедливости. В этом — основа той растерянности, неуверенности, в которой находится Левин и в которой находился в те годы создатель «Анны Карениной». Среди толстовских правдолюбцев Левин наделен наиболее явными автобиографическими чертами. Толстой дал своему герою свою бескомпромиссную честность, свое отвращение к праздной варварской жизни, светским условностям, государственному лицемерию. Он подарил Левину свою органическую привязанность к земле, к русской природе, даже тягу к физическому крестьянскому труду. Размышления и просьбы Левиной отражают многие искания Толстого.
Левин мечтает о «бескровной революции», о новых отношениях помещика и крестьянина. Но мужики не хотят тех усовершенствованных методов управления, которые предлагает им хороший хозяин. И эта трудность коренится вовсе не в упрямстве или косности крестьянина, а в том, что, как ясно видит сам Левин, интересы помещика и интересы крестьян на самом деле «фатально» противостоят друг другу сила вещей. Вкладывая в историю жизни Левина немало собственного жизненного опыта, Толстой передает переживания и мысли своего героя в связи с событиями его личной жизни. Женитьба Левина на его горячей любовнице Кити, рождение ребенка, а с другой стороны — смерть брата, — все это побуждает Левина подвергнуть сомнению свое отношение к религии и церкви, напряженно задуматься о тайнах жизнь человека и цель его жизни.