При этом оператор системы «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — прокомментировал РИА Новости, что эта мера принимается потому, что ранее недобросовестные поставщики могли реализовывать через маркетплейсы немаркированные. Ассоциации игроков рынка e-commerce просят власти не запрещать платный возврат товаров и отказаться от ряда других положений нового законопроекта о маркетплейсах. Кроме того, законопроект устанавливает, что в тех случаях, когда маркетплейс является продавцом собственного товара, распространяется требование законодательства о защите прав потребителей. Все эти проблемы и должен решить новый законопроект о маркетплейсах, который депутаты планируют рассмотреть в первом чтении уже в мае, а окончательно принять осенью 2024 года.
Что говорят в Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркете»
- В ГД внесли законопроект о деятельности маркетплейсов для защиты потребителей
- Суровый закон против маркетплейсов. Госдума решила защитить селлеров и ПВЗ от произвола
- Маркетплейсы под угрозой: юристы оценили поправки об онлайн-торговле - новости Право.ру
- В Госдуму внесли законопроект о запрете платного возврата на маркетплейсах
- Регистрация
Новый проект о торговле через маркетплейсы внесен в Госдуму
С этой целью авторы, по ее словам, предлагают обязать продавцов доводить до сведения покупателя ссылки на реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций. Согласно пояснительной записке, наиболее полная информация о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии товаров содержится в государственном реестре. Однако был обнаружен «пробел»: закон о защите прав потребителей не обязывает продавца или владельца маркетплейса предоставлять покупателю ссылки на указанный реестр. Авторы предлагают это исправить.
Маркетплейсы даже разработали специальные правила взаимодействия с селлерами и владельцами ПВЗ, так называемые "Стандарты". Об этом документе Оборот. Об этом говорят все новые забастовки и недовольство партнеров", — написал Гусев в своем телеграм-канале. То же самое сказано и в пояснительной записке к законопроекту: "Серия происходящих в 2022 — 2023 годах событий, связанных с действиями владельцев платформ в отношении их партнеров, сотрудников и потребителей, которые активно освещались в СМИ и разрешались при участии депутатов Государственной Думы, показали несовершенство действующей системы регулирования отрасли электронной коммерции". Как утверждают депутаты, сейчас маркетплейсы пользуются правом сильного в отношениях с партнерами и диктуют выгодные только им условия. Правоприменительная практика обязывает стороны исходить из недопущения злоупотреблений правом сильной стороны", — утверждается в пояснительной записке.
Итак, какие же основные пункты внесены в Закон о маркетплейсах? Законопроект предлагает внести изменения в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", закрепив в нем понятия "агрегатор информации о товарах услугах маркетплейс ", "владелец маркетплейса", "продавец товаров на маркетплейсах", "пункт выдачи заказов ПВЗ " и другие. Это необходимо для того, чтобы закрепить в законодательстве специфику ecommerce, ее отличия от традиционного ритейла. Маркетплейсы должны будут размещать договоры оферты прямо на сайте маркетплейса. Менять их условия можно будет не чаще раза в год.
Предполагалось, что новые правила должны вступить в силу 1 марта 2025 года. В ГПУ раскритиковали предложения парламентариев: «оснований для поддержки законопроекта не усматривается». Чиновники указали, что он «характеризуется низким качеством юридической техники», авторы выбрали неточные либо некорректные определения ряда терминов, которые фигурируют в документах. Ранее правительство не поддержало другой проект закона, определяющий ответственность площадок за качество продаваемых товаров.
Так, после истечения срока действия договора маркетплейсы смогут предлагать дальнейшее сотрудничество по новым договорам с уже иными условиями; не урегулирован вопрос прекращения договоров, поэтому маркетплейс будет вправе предусмотреть возможность отказаться от исполнения договора, если контрагент отказывается от изменения его условий; предусмотренная возможность блокировки личных кабинетов продавцов и операторов ПВЗ только в случае неправомерного доступа третьих лиц не позволит заблокировать кабинеты при их неправомерном использовании самими владельцами; запрет взимания штрафов без согласия партнера существенно увеличит издержки на их взыскание, а также увеличит нагрузку на судебную систему; ограничение права крупных маркетплейсов самостоятельно продавать товары может привести к существенному снижению инвестиций в их развитие. Более реалистичным видится установление возможности привлечения владельца маркетплейса к ответственности, если он злоупотребляет своим положением на своем же маркетплейсе; возложение на маркетплейсы дополнительной обязанности по перепроверке информации, предоставленной самими продавцами, не сможет эффективно защитить потребителя, когда продавец продает товар напрямую со своего склада, поскольку маркетплейсы физически не смогут гарантировать соответствие такого товара информации, размещенной на маркетплейсе; с учетом предлагаемого ограничения права маркетплейсов самостоятельно продавать товары, возложение на них новых обязанностей, аналогичных обязанностям продавца товара, является противоречивым, поскольку для их исполнения маркетплейсы должны иметь собственные запасы, например для замены бракованного товара на товар надлежащего качества. Таким образом, на данный момент предлагаемые Законопроектом положения не только не устраняют существующие проблемы, но и создают ряд новых. Остается надеяться, что Законопроект будет доработан в ходе его предстоящего рассмотрения Госдумой.
В Думе предложили запретить маркетплейсам платный возврат товара
Ведь торговые онлайн-площадки не закупают его у производителей, их вообще не связывают никакие отношения - это ключевое значение. В обычной торговле система немного другая. Продавец по договору поставки закупает товары у производителя, который отвечает за качество продукции перед партнером. Поэтому если покупатели предъявляют рознице претензии, связанные с товаром, ритейлер компенсирует им вред, а затем эти затраты перекладывает на производителя.
В нее входят, в частности, требование размещать форму договоров владельца агрегатора с продавцами или владельцами пункта выдачи заказов, на собственном сайте.
Есть в ней пункты об идентификации продавцов, владельцев пункта выдачи заказов и так далее. Они, в соответствии с проектом закона, признаются имеющими значимое положение на рынке и подвергаются более существенным ограничениям. Это, например, запрет включать в договор условия об отказе от конкуренции, то есть запрет продавцу заключать договоры с владельцами других маркетплейсов. Есть пункт о запрете навязывать невыгодные условия поставщикам и владельцам пунктов выдачи и так далее.
Кроме того, законопроект обязывает владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменениях договора, ухудшающих положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за тридцать дней до его вступления в силу.
Впрочем, сегодня обеспокоенность выражают не только предприниматели, но и банки. Лидеры отрасли считают, что маркетплейсы получают серьёзное преимущество, интегрируя финансовые услуги непосредственно в процесс покупки. Такая деятельность должна вестись под строгим контролем государства, чтобы избежать потенциальных рисков и злоупотреблений. Как отмечает сопредседатель Союза потребителей России по цифровой сфере и международным связям Алексей Койтов, число конфликтов между участниками рынка маркетплейсов за последние годы выросло в разы, а значит, без вмешательства государства не обойтись. Если динамика конфликтов растёт больше, чем сам рынок, значит, что-то не так. За последнее время маркетплейсы росли двукратными темпами год к году, а число судебных дел в арбитражах у них в 2021 году увеличилось в 2,9 раза, в 2022-м — в 2,4 раза, в 2023-м — в 3,5 раза. То есть конфликтность зашкаливает, и это, к сожалению, говорит ровно о том, что маркетплейсы не справляются с теми проблемами, которые возникают на рынке, — заявил Алексей Койтов в ходе круглого стола, организованного юридическим факультетом МГУ.
В итоге отечественные заводы работают с недозагруженностью, и производство не может развиваться. Если же российские производители получат приоритет на полках магазинов и маркетплейсов, то они начнут вкладываться в расширение производства, в новые линейки товаров и в новые кадры. Производство станет дешевле, товары — качественнее, рабочих мест — больше, а у производителей появится возможность развивать потенциал не только внутри страны, но и на экспорт.
Риски для продавцов
- Свежие материалы
- Законопроектов о маркетплейсах в Госдуме все больше - Своё дело плюс
- Еще материалы
- Законопроект о маркетплейсах столкнулся с сопротивлением общественников - ИА "Финмаркет"
Процесс запущен. В мае Госдума может рассмотреть новый закон о маркетплейсах
Законопроект, отмечает РИА Новости, устанавливает требования к договорам, заключаемых владельцами маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов. По новым законам маркетплейсы не смогут требовать от продавцов эксклюзивных прав на реализацию. Главная Новости Лента новостей Бизнес В России ужесточают контроль за маркетплейсами: что это значит для покупателей. Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Законопроект о маркетплейсах, который предлагает закрепить права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Торговля на маркетплейсах: проект о правилах взаимодействия ряда ее участников внесен в Госдуму.
Картина дня
- Империи под ударом: перед маркетплейсами замаячили новый закон и старые проверки — ADPASS
- Законопроект о маркетплейсах столкнулся с сопротивлением общественников - ИА "Финмаркет"
- Как изменится работа маркетплейсов
- Что еще почитать
- В Госдуму внесли законопроект о запрете платного возврата на маркетплейсах
- В Думе предложили запретить маркетплейсам платный возврат товара // Новости НТВ
Ozon и Wildberries раскритиковали законопроект об электронной торговле
В Госдуму внесли новый законопроект о регулировании маркетплейсов. Помимо регулирования работы маркетплейсов законопроект очерчивает права и обязанности продавцов, сотрудничающих с агрегаторами, а также пунктов выдачи товаров. В компании Ozon считают, что законопроект о регулировании маркетплейсов ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей и мешает в борьбе с мошенничеством. В Госдуму внесли на рассмотрение законопроект, который регулирует деятельность маркетплейсов, в том числе взаимодействие между онлайн-платформами и партнерами. Президент подписал закон, который вводит антимонопольные ограничения для российских маркетплейсов и товарных агрегаторов. В Госдуму внесли новый законопроект о регулировании маркетплейсов.
Новый законопроект о маркетплейсах внесен в Госдуму
Уже второй законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов не нашел поддержки властей. Помимо регулирования работы маркетплейсов законопроект очерчивает права и обязанности продавцов, сотрудничающих с агрегаторами, а также пунктов выдачи товаров. 1 сентября вступил в силу закон о введении антимонопольных ограничений для маркетплейсов. В Госдуму внесли законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов. Президент подписал закон, который вводит антимонопольные ограничения для российских маркетплейсов и товарных агрегаторов.
ФАС в СМИ: ФАС усилит контроль за сделками агрегаторов и маркетплейсов
Инициатива была подготовлена главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и главой комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым "Единая Россия". Авторы разработали проект отдельного закона, регулирующего деятельность маркетплейсов, а также изменения в закон о торговле. Документ определяет права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Так, согласно законопроекту, владелец маркетплейса не вправе требовать от покупателя компенсационные и иные платежи в связи с возвратом товара, а также будет обязан проводить проверку возраста покупателя при попытке обращения к карточке товара, продажа которого или предоставление информации о котором ограничены законодательством РФ для лиц, не достигших определенного возраста. Документ устанавливает требования к договорам, которые владелец маркетплейса заключает с продавцом договор об оказании услуг маркетплейса и с владельцем пункта выдачи заказов. Как отмечают авторы, одним из обязательных требований является явное и понятное изложение условий сотрудничества.
Установка предельно низкой и высокой стоимости услуг. Создание дискриминационных условий, ограничение входа или выхода с площадки для селлеров. Антимонопольщики России будут контролировать исполнение закона со стороны маркетплейсов. Как антимонопольный закон поможет селлерам Эксперты считают, что закон приняли по следам мартовского конфликта Wildberries с владельцами ПВЗ, когда площадка решила штрафовать предпринимателей на полную стоимость товара, если покупатель возвращает брак или в посылке был другой товар. Предприниматели стали бастовать, закрывать ПВЗ, а проблема стала настолько шумной, что ее обсудили в Госдуме, а в итоге появился новый антимонопольный закон.
На бумаге все довольно позитивно и селлеры становятся более защищенными. Все-таки, когда маркетплейсы стали главными торговыми площадками в e-commerce, то многие селлеры жаловались, что у них не так много прав, а сами площадки особо не идут на диалог. Особенно это касается Wildberries, где в течение недели могут несколько раз поменяться правила. Выделим 2 пункта, которые особенно пригодятся селлерам: Запрет дискриминации.
По закону все операторы должны быть включены в специальный реестр Банка России. Проверить, состоит ли оператор в таком реестре, можно будет на сайте регулятора. Для работы на платформе клиенту необходимо зарегистрироваться на ней один раз, после чего он сможет беспрепятственно открывать вклады, приобретать иные финансовые продукты во всех подключенных к ней банках, страховых компаниях и так далее. Например, можно будет собрать в одну «корзину» на финансовой платформе несколько вкладов в разных банках и перевести деньги в один клик. Высокую надежность — одно из преимуществ системы «Маркетплейс» — обеспечивает в том числе регистратор финансовых транзакций, где хранится юридически значимая информация по совершенным на платформах сделкам.
Среди ключевых предложений: Запрет на требование с покупателей компенсации за возврат товара. Запрет на создание преимуществ для собственных торговых марок и изменение условий сотрудничества без предварительного уведомления партнёров. Данные меры направлены на защиту интересов как продавцов, так и покупателей, а также на обеспечение честной конкуренции на рынке электронной торговли.
Закон о маркетплейсах – о чем он, что даст и когда примут
К отечественным относятся товары брендов, принадлежащих гражданам Российской Федерации и произведенные на территории Российской Федерации. Отмечается, что владельцами фабрик «российской» продукции могут быть только россияне или белорусы. Товарам брендов, признанных «российскими», онлайн-магазины должны будут отдать первые 50 карточек товара в поисковой выдаче. Контролировать исполнение закона будет Роспотребнадзор, а общую долю российской продукции определит Минпромторг.
Об этом говорят все новые забастовки и недовольство партнеров", — написал Гусев в своем телеграм-канале.
То же самое сказано и в пояснительной записке к законопроекту: "Серия происходящих в 2022 — 2023 годах событий, связанных с действиями владельцев платформ в отношении их партнеров, сотрудников и потребителей, которые активно освещались в СМИ и разрешались при участии депутатов Государственной Думы, показали несовершенство действующей системы регулирования отрасли электронной коммерции". Как утверждают депутаты, сейчас маркетплейсы пользуются правом сильного в отношениях с партнерами и диктуют выгодные только им условия. Правоприменительная практика обязывает стороны исходить из недопущения злоупотреблений правом сильной стороны", — утверждается в пояснительной записке. Итак, какие же основные пункты внесены в Закон о маркетплейсах?
Законопроект предлагает внести изменения в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", закрепив в нем понятия "агрегатор информации о товарах услугах маркетплейс ", "владелец маркетплейса", "продавец товаров на маркетплейсах", "пункт выдачи заказов ПВЗ " и другие. Это необходимо для того, чтобы закрепить в законодательстве специфику ecommerce, ее отличия от традиционного ритейла. Маркетплейсы должны будут размещать договоры оферты прямо на сайте маркетплейса. Менять их условия можно будет не чаще раза в год.
При этом нужно будет получить согласие всех заинтересованных сторон и уведомить об изменениях как минимум за месяц. Если закон примут, это будет разительным контрастом с нынешним положением дел, когда маркетплейсы меняют оферту когда им заблагорассудится, сообщая об этом иногда и постфактум.
Предлагаем рассмотреть вопрос о целесообразности включения такой задачи в предмет регулирования данного проекта», — уточнил Шелищ. Еще одна рекомендация союза — обязать маркетплейсы-витрины предоставлять покупателям максимально полную информацию о продавцах, включая электронную почту для связи, а также принимать максимальные меры для того, чтобы все жалобы, вопросы и обращения дошли до адресата. В целом же союз оценивает законопроект положительно и также подчеркивает его важность.
Однако в этом процессе проявились и масштабировались негативные последствия таких пробелов для основных контрагентов владельцев агрегаторов — потребителей, продавцов товаров, исполнителей логистических услуг». В то же время Владимир Гутенев отметил, что со всеми предложениями, конечно, ознакомятся, и те из них, которые действительно приведут к улучшению законодательства, возьмут на заметку. Сохранить баланс прежде всего в интересах граждан — наша основная задача. Что же касается мнения комитета, то оно будет базироваться на мнении экспертного сообщества». Сам законопроект, отметил Гутенев, рассчитывают рассмотреть в первом чтении уже в течение мая.
Сейчас мы собираем отзывы, в том числе ждем отзыва от Правительства.
Генеральный директор ООО "Вайлдберриз" Татьяна Бакальчук призвала не забывать про социальную значимость "молодой развивающейся отрасли" электронной торговли. Мы, действительно, очень молодые, несмотря на те впечатляющие цифры", - сказала Татьяна Бакальчук. Она подчеркнула, что Wildberries выступает за введение правового законодательства для отрасли e-com, однако призвала не забывать, что многие решения, как выстроить взаимоотношения с продавцами и покупателями, придумываются в процессе работы. По ее словам, одним из проявлений мошеннических схем становится использование маркетплейсов для публикации различных призывов и фотографий, не связанных с торговлей. Поэтому мы, конечно, приветствуем предложение государства в том, что нужно уже вводить регуляторику, потому что отрасль значима, потому что затрагиваются интересы десятков и сотен миллионов людей.
Единственное, что бы мы хотели, чтобы в диалоге выработать позицию, которая позволит нам продолжать развиваться", - отметила Татьяна Бакальчук. Кто все это придумал Она добавила, что сравнение маркетплейсов и мобильных операторов в плане неизменности договора оферты некорректно, потому что отрасль электронной торговли постоянно меняется. Причем никто не говорит, что те самые права, которые мы предоставляем [продавцам], это тоже беспрецедентно. Например, кто раньше, вообще в практике и в офлайне, разрешал деньги выводить каждый день или хотя бы раз в неделю? И даже вперед - мы их, по сути, беспроцентно кредитуем. Это мы с коллегами придумали.
Кто придумал возможность бесплатной доставки в любой регион? До этого такого не было", - напомнила гендиректор крупнейшего маркетплейса России. Она добавила, что, когда в России не было интернет-торговли, одежда продавалась только на рынках и в "каких-то бешеных бутиках". Ну и цены значительно снизились, не только на какие-то товары первой необходимости, но и одежда стала стоить дешевле. Я считаю, это тоже заслуга маркетплейсов", - подчеркнула Татьяна Бакальчук. Оферта должна меняться, а штрафы - остаться Она предложила предусмотреть в законе возможность изменения договора оферты хотя бы раз в квартал, потому что изменений в работе происходит много, в том числе меняются способы доставки товаров, правила их маркировки.
А вот обычные, простые технические изменения, чтобы они не влияли [на неизменность оферты]", - предложила Татьяна Бакальчук. Также гендиректор Wildberries выступила против запрета на взимание штрафов с продавцов. Мы считаем, что штрафы должны оставаться, просто они должны быть разумными", - считает Татьяна Бакальчук. Для решения споров и выработки ключевых решений она предложила ввести институт арбитража, в который войдут не только представители маркетплейсов и продавцов, но и "незаинтересованные лица". То есть, условно, имеет ли продавец право нарушить сроки поставки и не понести за это никакого наказания. Вот рассматривается этот кейс, принимается коллегиальное решение, и дальше все подобные кейсы трактуются исходя из этого коллегиального случая, который был обсужден.
Служба доставки за товар не отвечает Солидарную ответственность за качество товара Татьяна Бакальчук призвала рассматривать с точки зрения того, что маркетплейсы - это всего лишь способ доставки товара от продавца к покупателю. То есть мы отвечаем за то, чтобы товар пришел качественный, в срок, за то, чтобы, если человек размещает товар на наших площадках, мы его максимально проверили, что все правильно, что все, что он обещает [соответствовало действительности] - те же самые КИЗы контрольно-идентификационные знаки - прим.