В истории князь Ярослав остался под именем Мудрого за многие великие деяния, которые изменили и улучшили жизнь народа. Историк Игорь Данилевский о приходе Ярослава к власти, эсхатологических ожиданиях XI века и попытке обрести политический и религиозный суверенитет от Константинополя.
5 марта – День памяти князя Ярослава Мудрого
При Ярославе Мудром в Киеве были построены храм Святой Софии и Золотые ворота, составлен первый свод законов – "Русская правда". около 30 местночтимых (почитаемых в пределах какой-то одной епархии) святых, в том числе легендарных участников Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби и благоверного князя Ярослава Мудрого, сообщает РИА «Новости». Русский князь Ярослав Мудрый (978 – 1055) из рода Рюриковичей — сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Добавим, что сегодня, в день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого, митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском соборе в сослужении духовенства. 4 марта 2024 года Церковь отмечает день памяти князя Ярослава Мудрого.
Содержание
- Забытое ремесло (2019-2021)
- История Европы дохристианской и христианской
- Святой князь Ярослав Мудрый.
- Житие Ярослава Мудрого и почитание святого, иконография и тексты молитв
День св. блгв. Великого князя Ярослава Мудрого
Многих православные россияне чтят ещё с глубокой древности.
Князь Ярослав, прозванный в последствии, Мудрым был сыном святого равноапостольного князя Владимира. После смерти отца Святополк решил захватить власть и подчинить себе других братьев. Он подослал убийц к святым Борису и Глеб, такая же участь могла ждать и князя Ярослава, но он выступил против Святополка и, поддерживаемый новгородцами победил. Летописи описывают князя Ярослава, как мудрого и книжного, храброго в ратях — сражениях. Подчеркивается и скромность князя — шумным пирам он предпочитал церковные службы.
В 987 году, будучи девяти лет от роду, отец послал его княжить в Ростове. В конце своего ростовского княжения князь Ярослав основал город Ярославль, после чего около десяти лет княжил в Новгороде.
Уже в XIX веке вблизи ярославского кремля существовал монумент в честь основателя города, на рубеже XIX — XX веков в Ярославле широко обсуждались проекты создания мемориального комплекса, посвященного деятельности Ярослава Мудрого. В 1993 году на Богоявленской площади был установлен памятник по проекту О. Комова, ставший одной из знаковых достопримечательностей Ярославля. Таким образом, празднование Дня памяти Ярослава Мудрого имеет важное значение для сохранения традиций и исторической памяти ярославцев, способствуя осознанию глубоких корней ярославской истории и развитию культурной идентификации горожан.
День св. блгв. Великого князя Ярослава Мудрого
Князь Ярослав, сын святого равноапостольного Владимира, Крестителя Руси, является одним из наиболее знаменитых и почитаемых древнерусских князей. Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого". По данным информационной службы Собора, в числе канонизированных в лике святых Русской церкви — преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий. Образ же Ярослава Мудрого, несмотря на все недостатки его правления, в русской истории остаётся позитивным и монументальным, что ощущает каждый современный россиянин, доставая из кошелька купюру в 1000 рублей с изображением памятника знаменитому. Святой Благоверный Великий Князь Ярослав I Владимирович Мудрый (в св. крещении Георгий) (978 — Вышгород, 20 февраля/5 марта 1054). Почему и за что Ярослава Мудрого можно и нужно считать великим и именно русским князем?Подкасты «Захар Прилепин. Святой Ярослав Мудрый был великим князем Киева и всея Руси, сыном Владимира I Святого и полоцкой княжны Рогнеды.
Князь Ярослав Мудрый вошел в общецерковный список святых
Второе, в летописи нет никаких указаний, по какой конкретно причине умерли Владимир и Ярослав Мудрый». По словам историка, князья умерли «в таком возрасте, когда в XI веке смерть была обычным явлением, умерли от старости и все».
Современники Ярослава Мудрого говорили о том, что он был достаточно жестким и непреклонным во внутренней политике. Его путь к власти был трудным: князю пришлось воевать с братьями, противостоять непокорным воеводам. Известно, что Ярослав жестоко расправился со своим братом Судиславом — псковским князем, лишил власти племянника Брячислава Изяславовича, посадил в темницу, а после приказал казнить Константина — посадника Новгорода, сына Добрыни — воеводы, который оказал помощь юному Ярославу во время его княжения в этом городе торговцев и ремесленников. Он жестоко расправился с волхвами, которые еще сохраняли влияние и власть в северных частях Киевской Руси. Таким образом, Ярослав завершил миссию Владимира — крещение Руси. Фото: tOrange. Он укрепил ее границы, избавил от набегов кочевников.
Во времена его правления расцвело христианство, появились культовые и градообразующие сооружения. Некоторые сохранились до нашего времени. Детальнее разобраться в том, почему Ярослав Мудрый — знаменательная историческая личность, поможет перечень его достижений: Оборона границ, расширение владений киевских князей. Испокон веков огромной проблемой Киевской Руси были набеги кочевников, противостояние с польскими князьями. Немало сил тратил князь на усмирение скандинавских наемников, которые длительное время составляли военное и политическое ядро страны. С печенегами он покончил в 1036 году, надолго запечатав для них южные границы: Ярослав приказал на степных рубежах выстроить огромные на сотни верст земляные валы с укрепленными крепостями. В народе их назвали «Змеиными валами». Завоевательные походы Ярослава Мудрого в основном проходили в балтийском направлении.
В них князю удалось победить чудь и отвоевать у поляков Червенские города, покорить ятвягов литовские племена и ямь — финское племя. Совместный поход с Мстиславом в 1029 году в Тмутаракань теперь — Краснодарский край позволил прогнать с земель ясов — венгерские племена и присоединить эти южные земли к своим владениям. Во времена Ярослава Мудрого Киевская Русь существенно разрослась в территориальном плане и стала не менее влиятельной на политической арене, чем Византия. Внутренняя политика. Укрепление границ, прекращение грабительских набегов кочевников позволило Ярославу Мудрому заняться внутренней политикой. Князь: Ограничил влияние варяжской военной знати на внутригосударственную жизнь Киевской Руси. Важные военные и административные должности распределялись между полянами. Добился прекращения внутреннего противостояния между русскими князьями.
Ни один княжич за более чем двадцать лет не посмел идти походом на Ярослава. Составил и реализовал свод законов — «Древнейшая правда», или «Правда Ярослава». Эти предписания 18 статей регламентировали гражданские отношения в обществе, предусматривали криминальное наказание за преступления. Таким образом ограничивалась кровная месть допускалось только при убийстве , за большинство проступков русичей наказывали денежным взысканием. Ярославу Мудрому принадлежит первенство по формированию различных государственных институтов в Киевской Руси, что обеспечивало единство законов и централизованное управление. Дипломатические проекты Ярослава Мудрого: внешняя политика. Ярослав Мудрый отлично понимал, что нужно укреплять международные связи Киевской Руси, искать среди европейских государств союзников. Причина тому противостояние Руси и Византии и необходимость экономического развития государства.
Династические браки — самый простой и надежный способ достижения этих целей. Фото: uk. Удачные стали такие матримониальные проекты киевского князя: старший сын Илья женился на дочери английского и датского короля Кнута; Изяслав создал семью с Гертрудой — дочерью польского короля Казимира; Святослав стал мужем внучки Генриха II — германского цесаря; Всеволод сделал предложение Марии — византийской принцессе; Игорь взял в жены Кунигунду — германскую принцессу; старшая дочь Анастасия обвенчалась с венгерским королем Андрашем I; Елизавета Олисава стала женой Харальда III Сигурдарсона — короля Норвегии; Анна стала французской королевой, выйдя замуж за Генриха I; Агата стала супругой Эдуарда Изгнанника — короля Англии. Благодаря династическим связям Ярослав Мудрый оказывал влияние на европейскую политику и имел разностороннюю поддержку правителей сильных держав.
Это период, когда христианский проект будущего Западного мира прекращал свое существование. Германский историк Г.
Вебер в своей многотомной «Всемирной истории» описывает это время: «Всеми сословиями овладела жажда наслаждений… люди думали только о чувственных удовольствиях, о еде, питье, вешнем блеске, красивых женщинах, высшие блага утратили всякую цену для этих изнеженных и нравственно грубых людей… Единственной связью между людьми был расчет выгод, всеми поступками управлял эгоизм, и духовенство отдалось чувственным страстям одинаково с мирянами. В нем почти не было людей, которые вели бы такую жизнь, как требовала церковь, религиозность ограничивалась исполнением обрядов, в монастырях не осталось следов нравственного порядка»1. Главным фактором разложения христианской души Запада стала сама Римская церковь, которая в 1054 году выходит из поля ценностей Единой Апостольской Соборной церкви и вырывается «на свободу» для самых античеловеческих преступлений перед Богом и историей в реализации жажды Власти земной и стяжания богатств. При этом Римская церковь становится уже не носителем Святого духа, но крупнейшим феодалом, играющим по кровавым правилам феодалов в старании подмять их под себя, как и королевские дома Европы. Поэтому с IX-Х веков Римская церковь уже не мешает христианам предаваться сатанинским культам, а для реализации своих целей заручается поддержкой авантюристов и маргиналов. Это последнее прямо касалось Русского государства и образа Святой Руси — великого православного идеала мирного и немятежного бытия русского народа в Русской земле.
Это уже в ХХ-XXI веках будут говорить о «борьбе двух систем», холодной войне и ее возвращении, как о чем-то, неведомо откуда взявшимся. Однако, корни этого разлома следует искать здесь, в X-XI веках, в отторжении Римо-католическим западом христианского проекта мира и отличии западной цивилизации интересов от цивилизации ценностей, контуры которой складываются основателями Русского государства князьями Владимиром Святым и Ярославом Мудрым при поддержке русского народа. Ярослав Мудрый не увидит, но после «великого церковного раскола» 1054 года, Запад отделяет себя «железным занавесом» от христианского мира — Византии и России, организуя против них грабительские нашествия и «крестовые походы», планируемые самой Римо-католической церковью. То, что Запад позднее стал мягко именовать «решением русского вопроса», с XII века объединяло страны Европы. С XIII века против Руси Рим организует датчан, венгров, военизированные монашеские католические ордена, шведов, германцев. Еще в 1147 году папа Евгений III благословляет «первый крестовый поход против славян», начиная от «Вендского похода» германцев, датчан и поляков под знаменами Генриха Вёльфа и Альбрехта Балленштедтского 1147 , до Конрада I Мейсенского и Фридриха Саксонского 1160 , и объединенного «крестового похода» на Русь подготовленного Григорием IX в 1230-1242 годах.
Вооруженные походы на Русь, с поистине патологическим упорством, организуются кровавой чередой на протяжении всего тысячелетия — до объединения Запада против России уже в XXI веке. Всего этого, как и того, что в XXI веке Западный проект, по сути, полностью рабовладельческий, исчерпает себя в глазах миллионов людей и большинства народов, Ярослав Мудрый не знал, но отчетливо понимал главное — ценностное направление, в котором следует двигаться, чтобы достичь расцвета истории человека, его духа и его свободы. Важнейшей частью представлений об идеальном человеке и обществе становятся и образы великих князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Например, Владимир преображается в памяти народной во Владимира Красное Солнышко — героя народных былин, сказок и легенд. Оба князя являются не только великими деятелями Русского государства, его защитниками и полководцами, но основоположниками всего цивилизационного Русского проекта. И если Владимир заложил духовное основание Русского проекта, как историко-культурного фундамента российской цивилизации ценностей, то уже при Ярославе Мудром Русский проект обретает универсально-всечеловеческие черты, которые пройдут через историю страны, вполне раскрываясь в духовной и общественной деятельности Ярослава и митрополита Илариона — автора знаменитого «Слова о законе и благодати» сер.
Сам Ярослав Мудрый, брат русских святых Бориса и Глеба и отец святых Владимира и Святослава, закладывает основы Русской земли: он сплачивает земли славянские в единую Русь, основывает города, строит православные храмы, возводит первые монастыри в Новгороде и Киеве, издает общественный свод законов — «Русскую правду» и Церковный устав. При нем берет начало знаменитая русская иконопись и начинается работа по переводу священных книг Византии на церковнославянский и древнерусский языки. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Его деятельность укрепляет образ Святой Руси, который включает в себя немало сказочного.
В летописной статье под 1016 6524 годом говорится о вокняжении Ярослава в Киеве. Если верить этому известию, то Ярослав должен был родиться в 988 или 989 году. Объясняется это по-разному. Татищев считает, что имела место ошибка и должно быть не 28, а 38 лет. В несохранившихся до нашего времени летописях, бывших у него в распоряжении Раскольничья, Голицынская и Хрущёвская летописи , было 3 варианта - 23, 28 и 34 года, а согласно Оренбургскому манускрипту дату рождения Ярослава следовало отнести к 972 году. При этом в некоторых поздних летописях читается не 28 лет, а 18 Софийская первая летопись, Архангелогородский летописец, Ипатьевский список Ипатьевской летописи. А в Лаврентьевской летописи было указано, что «И бы тогда Ярослав Новегороде лет 28», что дало основание С. Соловьёву предположить, что известие относится к продолжительности новгородского княжения Ярослава: если принять правильным 18 лет - то с 998 года, а если 28 лет - то совокупное правление в Ростове и Новгороде с 988 года. Соловьёв также сомневался в правильности известий о том, что Ярославу в год смерти было 76 лет. С учётом того, что брак между Владимиром и Рогнедой по устоявшемуся сейчас мнению был заключён в 978 году, а также того, что Ярослав был третьим сыном Рогнеды, он не мог родиться в 978 году. По мнению историков датировка в 76 лет появилась для того, чтобы представить Ярослава старше Святополка. Однако есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира. В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав, таким образом, его право на великое княжение. Если же принимать традиционную дату рождения и старшинство Святополка, то это ведёт к пересмотру летописного рассказа о борьбе Владимира и Ярополка за киевский престол, и отнесению захвата Полоцка и женитьбы Владимира на Рогнеде к 976 или к началу 977 года, до его ухода за море. Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939-1940 годах. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986, а В. Гинзбург - 60-70 лет. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами. Кроме того, некоторые историки вслед за Н. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам. Ярослав Мудрый документальный фильм Ярослав в Ростове В «Повести временных лет» за 6496 988 год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года. В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала. Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды или Будый ». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения. Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. Ленивцевым в 1827 году. Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города. В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля. Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. В «Степенной книге» XVI век сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» 1000 год. Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой. Другую версию привёл в «Истории Российской» В. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава. Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище».
Святой князь Ярослав Мудрый.
После смерти Владимира Святого в междоусобице победил Ярослав Мудрый, который соправительствовал с Мстиславом Тмутараканским. Незадолго до этого, в 1031 году Харальд III Суровый сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Князь Ярослав Мудрый прославлен Русской православной церковью в лике святых.
Последние новости
- Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси
- Другие новости раздела «Культура»
- Тайна мудрого Ярослава.Почему исчезли останки киевского князя?
- Последние выпуски
Благоверный князь Ярослав Мудрый
Об этом святого Ярослава Мудрого предупредила сестра Предслава, и он решил нанести упреждающий удар. Войдя в Киев, Ярослав Мудрый сразу пожелал почтить память погибших братьев и похоронить их по-христиански. О роли Ярослава Мудрого в истории наверняка вспомнят еще раз 11 марта. В области внешней политики Ярослав Мудрый добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.
5 марта – день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого
Житие Ярослава Мудрого и почитание святого, иконография и тексты молитв. Князь Ярослав, потомок легендарного Рюрика, был вторым сыном крестившего Русь князя киевского Владимира. Святой благоверный князь Ярослав Муромский (в крещении — Константин), сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, внук Ярослава Владимировича Мудрого. Ярослав Мудрый с новгородцами и нанятой варяжской дружиной снова отправился к Киеву.