В 1991 году на митингах в Москве демократически настроенные демонстранты окрестили Горбачёва «Михаилом Сергеевичем Хусейном», подразумевая слишком авторитарный, на их взгляд, стиль правления президента СССР. Сенат США одобрил рассмотрение законопроекта об отмене разрешений на ведение боевых действий в Ираке, которые приняли в 1991 и 2002 годах. Военная операция сил США и Европы против Ирака началась 17 января 1991 г. №Около 3.00 ночи 17 января силы коалиции нанесли серию мощных авиационных и ракетных ударов по ключевым объектам иракской военной и экономической инфраструктуры.
“Шоссе смерти”: как американцы уничтожали отступающих иракцев (1991 г.)
Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). БУРЯ В ПУСТЫНЕ 1991 г. Операция по освобождению Кувейта от иракских захватчиков, проведенная силами многонациональной коалиции с применением самых современных итую военную операцию, направленную против Ирака в 1991 г. Смотрите видео онлайн «Вторжение в Ирак. 20 лет спустя» на канале «Телеканал RTД на русском» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2023 года в 17:23, длительностью 00:26:45, на видеохостинге RUTUBE. В январе-феврале 1991 года его армия участвовала в боях с многонациональными силами антииракской коалиции, собранной по решению Совета Безопасности ООН, и потерпела поражение. Спецпроект "Война в Ираке" представляет краткую историю этого конфликта. война 1991 года между Ираком и возглавляемыми США коалиционными силами. Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам.
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"
Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. Ровно 25 лет назад, 17 января 1991 года, началась операция многонациональных сил (МНС), получившая название «Буря в пустыне». Санкционированная Совбезом ООН, эта война была направлена на освобождение захваченного Ираком Кувейта. Война в Персидском заливе («Война в Заливе», «Gulf War») — военный конфликт между армиями одного знаменитого усача и сборной командой ООН по военным действиям. — Исторический итог американской военной агрессии против Ирака — окончательное превращение нашей страны в «failed state» (несостоявшееся государство). Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. Военное командование Ирака не только сохранило часть оперативно-тактических ракет класса «земля-земля», но и нанесло примерно 130 ракетных ударов по территории Саудовской Аравии, Бахрейна и Израиля начиная уже с 18 января.
Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq
Война в Персидском заливе (1990-1991) – самый крупный по масштабу конфликт после окончания Второй Мировой войны — стала образцом ведения войн нового поколения. Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. 17 января 1991 года началась разгромная для иракской армии операция "Буря в пустыне", ставшая первой дистанционной войной в мире и последней легитимной для США. В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов.
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"
Почти сразу же стали происходить пограничные инциденты, связанные с нарушением иракскими подразделениями международной границы между странами. Намерения президента Ирака Саддама Хусейна оставались неясными. Ряд западных аналитиков предполагал, что теперь он может попытаться вторгнуться в Саудовскую Аравию, располагавшую явно недостаточной армией для отражения подобной агрессии. Контроль над двумя странами, обладающими огромными запасами нефти, позволил бы Ираку существенно влиять на мировой нефтяной рынок. Ввиду этих соображений США, ещё десятилетие назад объявившие Персидский залив зоной своих национальных интересов, предложили Саудовской Аравии разместить на её территории свои воинские подразделения. После некоторых колебаний король страны Фейсал дал своё согласие.
Уже 7 августа в Саудовскую Аравию начали прибывать американские войска. Операция по обеспечению безопасности страны получила название «Щит пустыни» Desert Shield. Резолюция предоставляла Ираку полтора месяца для того, чтобы прекратить оккупацию Кувейта. Если этого не произойдёт, государства-члены ООН, сотрудничающие с правительством Кувейта, уполномачиваются «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 1990 и все последующие соответствующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом регионе [3] ». Многонациональные силы Ирак и страны МНС В различных источниках указывается разная численность воинских группировок стран МНС и предоставленной ими техники и снаряжения.
Ниже приведены обобщённые данные. Данные по странам, внёсшим небольшой вклад в МНС, взяты в основном из этого компилятивного источника pdf-файл.
Какова на вкус американская "свобода"? Попытка реванша. Что предшествовало интервенции в Ирак? Оно стало перекрестком, с которого началась история американского падения", - писал обозреватель журнала Rolling Stone Мэтт Тайби. После терактов 11 сентября 2001 года, в результате которых погибли около 3 тыс.
В стремлении доказать, что Америка по-прежнему великая, американцы погубили сотни тысяч невинных жизней - в Афганистане, Ираке и других государствах. Теракты 11 сентября в каком-то смысле развязали Соединенным Штатам руки. Американские власти ввели в оборот термин "ось зла". Им обозначались страны, которые, по мнению Вашингтона, спонсировали терроризм или разрабатывали оружие массового поражения. В американскую "ось зла" попал и Ирак. Фото wikipedia. Американцы утверждали, что Хусейн связан с террористами "Аль-Каиды".
И это несмотря на то, что иракский лидер в то время воевал с исламистскими группировками. Кроме этого, США заявляли, что Ирак якобы разрабатывает оружие массового поражения. При этом данные американской разведки говорили об обратном. Инспекторы должны были удостовериться в том, что за время их отсутствия с 1998 года Ирак не начал производить оружие массового поражения. В итоге иракские власти приняли резолюцию и впустили в свою страну международных инспекторов. Комиссия ЮНМОВИК проводила поиск оружия массового поражения в Ираке вплоть до начала войны, однако так и не обнаружила никаких следов возобновления его производства. Как Колин Пауэлл стал символом американской лжи?
Колин Пауэлл, который при Буше-младшем занимал пост госсекретаря США, перед своей смертью в 2021 году с горечью говорил, что его запомнят как человека, который выступил в Совбезе ООН с оправданием готовившейся войны против Ирака. Конечно, это не Пауэлл начал войну в Ираке. Однако именно Пауэлл с лабораторной пробиркой в руках стал символом большой американской лжи и манипуляции. В Белом доме понимали, что Пауэлл пользуется авторитетом среди иностранных дипломатов и имеет репутацию осторожного человека. Поэтому именно на него была возложена миссия отворяющего двери войне. У Пауэлла было всего четыре дня, чтобы подготовить речь, но, войдя в зал Совбеза ООН, он сказал, что чувствует себя уверенно. Госсекретарь, размахивая пробиркой с белым порошком, объявил, что у Ирака есть оружие массового уничтожения и у США имеются все доказательства.
То, что мы даем вам, - это факты и выводы, основанные на надежных разведданных", - сказал Пауэлл в здании Совбеза ООН. Госсекретарь сослался на информацию, полученную от иракского перебежчика Рафида Ахмеда Альвана аль-Джанаби. Пауэлл представил его как иракского инженера-химика, который работал на одном из передвижных комплексов по производству биологического оружия в Ираке. Спустя годы британская газета The Guardian взяла интервью у аль-Джанаби. Мужчина рассказал, что сознательно лгал о биологическом оружии Хусейна. При этом он даже не ожидал, что ему так просто поверят. Но спецслужбы не отказались от его информации даже после того, как проверка источников, на которые в своих показаниях ссылался аль-Джанаби, опровергла его показания.
Вот что спустя время говорил по этому поводу Пауэлл: "В разведывательном сообществе были люди, которые в то время знали, что некоторые из источников ненадежны и на них нельзя полагаться, и они не говорили об этом. Это опустошило меня". Пауэлл называл свою речь в ООН грандиозным провалом разведки. Мы ее тщательно изучили и рассмотрели источники данных по мобильным лабораториям производства оружия массового поражения, базирующимся на грузовиках и в поездах. К сожалению, со временем выяснилось, что источники были неточными и неверными, а в ряде случаев сознательно вводили в заблуждение. Я этим глубоко разочарован и сожалею об этом", - сказал бывший госсекретарь в 2004 году в интервью NBC. Я не думаю, что доверие к Вашингтону в ООН когда-либо полностью восстановится после войны в Ираке и ложных заявлений об оружии массового уничтожения.
Сейчас Байден снова находится в режиме перестройки, но незападные дипломаты по-прежнему приводят события в Ираке как доказательство того, что ООН нельзя доверять США. Говорят, что зло порождает зло. В этом можно убедиться на примере Пауэлла. Согласно расследованию, проведенному общественным телевидением США PBS, это помогло повысить авторитет аз-Заркави среди боевиков, обеспечив массовый приток к нему экстремистов. В итоге данное событие проложило путь к формированию террористической организации "Исламское государство". Шок и трепет. Как начиналось вторжение в Ирак?
Несмотря на все усилия, Вашингтону так и не удалось убедить международное сообщество в необходимости вторжения в Ирак. Против военного вмешательства выступили даже союзники - Франция, Германия и Канада. В феврале 2003 года в ряде стран прошли массовые акции протеста против войны в Ираке. В связи с этим он попросил дополнительное время для инспекций. У нас нет другой цели, кроме как устранить угрозу и вернуть контроль над страной в руки собственного народа… Мы будем защищать нашу свободу. Мы принесем свободу другим, и мы победим", - заявил Джордж Буш-младший 20 марта 2003 года.
Он утверждает, что Соединенные Штаты специально лишили Ирак возможности обеспечивать население питьевой водой. В докладе РУМО от 18 января 1991 года, который был озаглавлен "Уязвимости иракских систем водоочистки" и направлен в передовые командования союзных войск, представлен подробный технический отчет об иракских водоочистных сооружениях и даются детальные объяснения о том, какое воздействие можно оказать на Ирак и его население, если разрушить такие объекты и не дать их восстановить. О значении доклада РУМО мы подробно поговорим позднее. Разрушение предприятий по производству хлора В рассекреченном американском докладе сообщается об уничтожении предприятий по производству хлора, предположительно в результате бомбардировок союзников: Восстановление мощностей по подготовке пригодной для питья воды в масштабах всей страны замедлено благодаря 1 разрушению мощностей по производству хлора и 2 большим финансовым затратам на восстановление разрушенных нефтехимических производств и необходимости импортировать продукты хлора из-за рубежа.
Водоочистные системы и переносные генераторы, предоставленные в рамках гуманитарной помощи, в лучшем случае могут стать временной мерой. Министерство здравоохранения Ирака продолжает публиковать инструкции для населения о необходимости кипятить воду, доводить еду до полной готовности, а также хранить пищу и воду в чистых емкостях. В июне 1991 года газета New York Times сообщила со ссылкой на иракские правительственные источники, что во время войны было повреждено шесть заводов по производству хлора. На одном был начат ремонт, и его удалось ввести в строй в короткие сроки, однако он мог обеспечить потребности Ирака в хлоре для водоочистки всего на 20 процентов. Разрушение сети связи Иракская системе телекоммуникаций была выведена из строя в первые дни войны в Персидском заливе. Миссия по выявлению фактов из Международного союза электросвязи МСЭ , работавшая в Ираке в июне-июле 1991 года, сообщила: "400 000 из 900 000 иракских телефонных линий уничтожены. Чтобы не допустить распространения информации, новостей и предупреждений для населения, было уничтожено шесть беспроводных широковещательных станций, 12 телевизионных станций и пять радиостанций. Без электричества даже неповрежденные радиопередатчики и приемники оказались бесполезны. Разрушение транспортной системы В стране, которая строилась в основном по берегам двух больших рек, было повреждено и уничтожено 139 автомобильных и железнодорожных мостов, в том числе, 26 в одной только провинции Басра. Главные автомагистрали и прочие дороги подверглись бомбовым ударам, и их не дали восстановить.
Кроме того, бомбовым ударам подверглись объекты по ремонту и обслуживанию дорог. Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры Среди разрушенных в ходе войны объектов был единственный в стране ветеринарный центр вакцинации, из-за чего домашние животные оказались незащищенными от болезней. Этот центр проинспектировала миссия бывшего финского президента Мартти Ахтисаари. Она сообщила, что в ходе бомбардировок центра, являющегося региональным проектом Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, были уничтожены запасы вакцины. Удары были также нанесены по "всем ирригационным системам, обслуживающим орошаемые земли", в том числе, по плотинам водохранилищ, по дамбам и запрудам, по насосным станциям и осушительным системам. Крестьяне лишились возможности поливать и осушать свои земли, в результате чего производство продовольствия сократилось наполовину, а в провинции Басра началось масштабное засоление почв. Разрушение важных в гуманитарном отношении промышленных предприятий В дополнение к разрушению пищевых предприятий и заводов по переработке продукции в ходе бомбардировок были уничтожены другие объекты, имеющие отношение к производству продуктов питания, в том числе, заводы фосфорных удобрений, склад пестицидов и тракторосборочный завод. В ходе бомбовых ударов был разрушен крупный завод по производству удобрений, где погибли 16 человек. Разрушение медицинских предприятий Кларк сообщает, что в Хилле ракетами с лазерным наведением был уничтожен крупный завод по изготовлению инъекционных шприцев. Разрушение продовольственных складов и пищевых предприятий В ходе авиационных ударов союзники повреждали, разрушали и уничтожали продовольственные склады: как минимум три в провинции Багдад, семь в провинции Басра, все склады иракской Генеральной компании продовольственных складов в провинции Аль-Кадисия, крупнейший в стране центр хранения и распределения замороженного мяса, а также зернохранилища по всей стране.
Кроме того, союзники повреждали, разрушали и уничтожали предприятия по производству продуктов питания: три завода Иракской финиковой компании, завод по производству детского питания в Абу-Грейбе, являвшийся уникальным для региона предприятием, завод растительного масла и сахарные заводы. Подразделение организации Human Rights Watch под названием Middle East Watch представило дополнительные свидетельства авиаударов по сахарному заводу и заводу по производству топливного газа в северном Ираке, а также по сахарному заводу на юге страны, птицеферме в провинции Аль-Анбар, маслозаводам в провинции Багдад, продовольственным складам, зернохранилищам, мелькомбинатам и молокозаводу в Басре. В ходе бомбардировок союзников были также уничтожены склады семян, которые проинспектировала группа Ахтисаари.
Восстание в Басре было совершенно стихийным и неорганизованным.
Новости об этом событии и радиопередачи Буша побудили иракский народ к восстанию против режима в других городах. В Наджафе демонстрация возле большой мечети Имама Али превратилась в перестрелку между армейскими дезертирами и силами безопасности Саддама. Повстанцы захватили святыню, когда представители партии Баас бежали из города или были убиты; заключенные были освобождены из тюрем. Восстание в считанные дни распространилось по всем крупнейшим шиитским городам на юге Ирака: Амара , Дивания , Хилла , Кербела , Кут , Насирия и Самава.
Меньшие города тоже были захвачены революцией. Многие изгнанные иракские диссиденты, в том числе тысячи базирующихся в Иране Бригад Бадра боевиков SCIRI, пересекли границы и присоединились к восстанию. SCIRI сконцентрировала свои усилия на священных городах шиитов Наджаф и Кербела, оттолкнув многих людей, которые не подписались под их шиитскими исламистскими программами и проиранскими лозунгами, за которые SCIRI позже подверглась критике. Вы повстанцев по всему региону входили мятежники сунниты военные, левые, такие как фракции Коммунистической партии Ирака ИКП , антисаддам Арабские националисты и даже разочаровали баасистов.
К несчастью для них, все различные революционные группы, ополчения и партии были только в своем желании смены режима , поскольку у них не было общей политической или военной программы, единого руководства, а координация между ними была очень слабой. Северные восстания Вскоре после этого в курдском населенном севере Ирака вспыхнула новая волна мятежа. В отличие от спонтанного восстания на Юге, восстание на Севере было организовано двумя соперничающими органами курдских партий: в первую очередь Патриотическим союзом Курдистана ПСК и в меньшей степени Демократическим Курдистаном. Партия ДПК.
На севере дезертирство набранных правительства курдских ополченцев ополчения, известных как джаш , придало восстанию значительную силу. Восстание на севере Иракский Курдистан вспыхнуло 5 марта в городе Рания. В течение 10 дней курдский националист Пешмерга , исламист Исламское движение Курдистана и коммунист из ИКП и Коммунистической партии Курдистана ; Рабочая партия Курдистана также была в некоторой степени активна , к которым присоединились десятки тысяч дезертировавших ополченцев и армейских дезертированных по сообщениям, их было более 50 тысяч по всему региону , взяли под свой контроль все города на севере, кроме Киркука который в итоге перешел к ним 20 марта и Мосул.
Операция «Буря в пустыне» 1991 года
Представители ВС США под разным соусом несколько раз заявили, что американская инфраструктура не пострадала, как и «живая сила». Никто из американских военнослужащих и ни один американский объект не пострадал», — прокомментировал пресс-секретарь Совета национальной безопасности Белого дома Эдриен Уотсон. Позже добавили, что поддерживают суверенитет, независимость и территориальную целостность Ирака. Конечно, США может и, возможно, нанесет ответный удар по Ирану. Но на этот момент в Белом доме не готовы даже на грозные заявления. Понять администрацию Джо Байдена можно.
США в последнее время и так ведут себя на Ближнем Востоке словно слон в посудной лавке. Об этом уже не раз заявлял Президент Реджеп Тайип Эрдоган. Так чем же ответят США и Израиль? Они будут бить по иранским «прокси», прежде всего на территории Сирии и Ливана. Но американцы и так это делают.
Поэтому слишком большой эскалации, видимо, не будет», — считает Марков.
В 1973 г. Ирак закрыл государственную границу с Кувейтом. Относительная нормализация отношений последовала в июле 1977 г. В 1980 г. Кувейт поддержал Ирак в войне с Ираном правда, на то были свои основания — монарх Кувейта опасался распространения идей Исламской революции на монархии Персидского залива. Кувейтской стороной Ираку был предоставлен даже крупный денежный займ, поскольку Ирак нуждался в финансировании военной кампании против Ирака. Следует отметить, что во время ирано-иракской войны Багдаду оказывали поддержку и Советский Союз, и страны Запада, и суннитские монархии Персидского залива, включая Кувейт и Саудовскую Аравию. Ирано-иракская война длилась восемь лет и стоила обеим странам колоссальных человеческих жертв и экономических затрат.
Но уже спустя два года иракский лидер Саддам Хусейн вновь обратился к агрессивной риторике — на этот раз в адрес соседнего Кувейта, казавшегося ему легко уязвимой целью в силу небольшой территории и численности населения». В статье подчеркнуто, что причина резкого изменения позиции Саддама Хуссейна обусловлена стремительным падением цен на нефть к 1990 году. И президент Ирака обвинил в этом страны Персидского залива, увеличившие объемы добычи нефти, что, в свою очередь, способствовало падению цен на нефть. Кроме того, Багдад был должен Кувейту 14 миллиардов долларов США, и аннексия этого государства позволила бы не платить по счетам. Ирак обвинил Кувейт в краже нефти из иракских месторождений и в соучастии в международном заговоре против Ирака, инициированном западными странами. В качестве повода для предъявления претензий к Кувейту было использовано и вхождение Кувейта в вилайет Басра во время османского господства в Ираке. Саддам Хусейн видел Кувейт не иначе, как исторической провинцией Ирака, отрезанной от него британскими колонизаторами. При этом, естественно, что сами кувейтцы не жаждали вхождения своей небольшой страны в состав Ирака, поскольку уровень жизни граждан Кувейта был значительно выше. От Кувейта иракский лидер потребовал компенсации в размере прощенного иракского долга в 14 миллиардов долларов и уплаты еще 2,5 миллиардов долларов «сверху».
Но эмир Кувейта шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах не пошел на выполнение иракских требований. Монарх Кувейта рассчитывал на помощь со стороны своих британских и американских союзников и надеялся, что Саддам Хусейн не рискнет напасть на соседнее государство. Как оказалось, он ошибался. Вскоре после выступления Саддама Хусейна началась передислокация иракских сухопутных войск к иракско-кувейтской границе. Одновременно Саддам Хусейн продолжал уверять египетского президента Хосни Мубарака, пытавшегося выступать в качестве посредника между двумя арабскими государствами, что готов к мирному диалогу с эмиром Кувейта. Однако уже 1 августа 1990 года Ирак выдвинул заведомо невыполнимые требования к Кувейту, рассчитывая, что эмир откупится от них и правда предоставит Багдаду миллиарды долларов. Но этого не произошло. Шейх Джабер отказался удовлетворять требования своего северного соседа». Подчеркивается, что «военный потенциал Ирака и Кувейта накануне конфликта был, конечно, несравним.
Расходы на оборону занимали важнейшее место в иракском государственном бюджете. К 1990 г. Ирак обладал одной из самых многочисленных армий в мире. Численность вооруженных сил страны составляла 1 млн. То есть, более, чем каждый двадцатый иракец находился на военной службе. В конце июля 1990 г. Сухопутные войска Ирака двигались на столицу страны по двум направлениям — основной дороге в Эль-Кувейт и южнее, чтобы отрезать столицу от Южного Кувейта. Одновременно в Эль-Кувейте высадились отряды иракской морской пехоты, а военно-воздушные силы Ирака совершили авиаудары по кувейтской столице. Иракский спецназ предпринял попытку захвата эмирского дворца, высадившись с вертолетов, но гвардия шейха Джабера смогла дать отпор иракским коммандос.
Пока шел бой иракского и кувейтского спецназа, эмир и его ближайшее окружение эвакуировались на вертолете в Саудовскую Аравию. Лишь к вечеру 2 августа иракским войскам удалось взять штурмом дворец эмира Кувейта, но самого монарха там уже не было. Еще одно крупное сражение произошло в тот же день в Аль-Джахре — между частями 35-й танковой бригады сухопутных войск Кувейта, которой командовал полковник Салем аль-Масуд, и танковой дивизией «Хаммурапи» Республиканской гвардии Ирака. В результате битвы было уничтожено 25 иракских танков Т-72, тогда как кувейтская бригада потеряла только 2 танка «Чифтен». Столь высокие потери иракской дивизии «Хаммурапи» объяснялись неожиданностью атаки кувейтского танкового батальона. Однако, в конечном итоге, 35-й кувейтской бригаде все равно пришлось отступить на территорию Саудовской Аравии. К 4 августа 1990 года вся территория Кувейта оказалась под контролем иракской армии. В результате двухдневной войны погибло 295 иракских военнослужащих. Кувейт понес куда более серьезные потери — в боях погибли 4200 кувейтских солдат и офицеров, а 12000 военнослужащих кувейтской армии попали в плен.
Фактически кувейтские вооруженные силы прекратили свое существование, за исключением тех подразделений, которым удалось отступить в Саудовскую Аравию. В состав «Временного правительства» вошли 9 кувейтских офицеров, перешедших на сторону Ирака. Вернувшись в Кувейт, служил в кувейтской армии и к моменту вторжения иракской армии имел звание лейтенанта. После перехода на сторону Ирака он возглавил коллаборационистское правительство Кувейта, 8 августа 1990 г. Алаа Хусейн Али был произведен в полковники иракской армии и назначен заместителем премьер-министра Ирака. Губернатором 19-й провинции был назначен генерал Али Хасан аль-Маджид 1941-2010 — двоюродный брат Саддама Хусейна, известный под прозвищем «Химический Али» и прославившийся подавлением курдских повстанцев в Северном Ираке. Али Хасан аль-Маджид считался одним из ближайших соратников Саддама Хусейна и жестким военным руководителем. В октябре 1990 г. Но всё это не осталось без внимания со стороны мирового сообщества.
Так, руководство США открыто выражало обеспокоенность действиями иракских властей. Против Ирака было введено эмбарго на поставки оружия, к которому на следующий день, 3 августа 1990 г. В тот же день началась переброска частей 82-й воздушно-десантной дивизии американской армии в Саудовскую Аравию. С другой стороны, Ирак также начал готовится к обороне своей территории, строя т. Отметим, что Советский Союз, несмотря на то, что был одним из главных военных партнеров Ирака и до вторжения в Кувейт осуществлял масштабные поставки вооружения иракской армии, был вынужден присоединиться к остальным странам. С 1972 г. СССР и Ирак связывал Договор о дружбе и сотрудничестве, а на территории Ирака находились около 5 тысяч советских граждан — военные и гражданские специалисты и члены их семей. Казалось бы, Москва должна была предпринять все возможные усилия, чтобы разрешить конфликт мирным путем и заставить США отказаться от планов вооруженных действий против Ирака. Но реализовать эту задачу у Советского Союза не получилось.
С одной стороны, США и их союзники были настроены крайне решительно, с другой стороны — и Саддам Хусейн не желал идти на уступки и выводить войска с территории Кувейта.
У Кувейта, по его словам, были основания думать, что он может полагаться на силу американского оружия [21]. Кроме того, король Иордании Хусейн Hussein рассказал, что незадолго до иракского вторжения министр иностранных дел Кувейта заявил: «Мы не собираемся реагировать [на действия со стороны Ирака]… если им это не нравится, пусть они оккупируют нашу территорию… мы собираемся пригласить американцев». А эмир Кувейта сказал своим военным, что в случае вторжения они должны будут удерживать иракцев в течение 24 часов. За это время «американские и иностранные войска высадятся в Кувейте и выбьют иракцев из Кувейта». По мнению короля Иордании Хусейна, арабы понимали, что Саддама Хусейна подстрекают к вторжению, загоняя тем самым в приготовленную для него ловушку [22]. Эмир Кувейта отказался удовлетворить финансовые требования Ирака. Вместо этого он предложил Багдаду оскорбительные полмиллиона долларов.
В записке эмира, адресованной его премьер-министру перед вторжением, говорится о поддержке проводимой Кувейтом политики со стороны Каира, Вашингтона и Лондона. После войны кувейтский министр нефти и финансов признал: «Но мы знали, что США не позволят Ираку нас захватить. Я провел слишком много времени в Вашингтоне, вел переговоры с большим количеством лиц и мог сам убедиться в своей правоте. Американская политика была ясна. И только Саддам Хусейн не понимал этого» [24]. Итак, мы ознакомились, вероятно, с достаточным количеством причин, по которым Саддам Хусейн не смог предположить истинную ситуацию. Министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз Tariq Aziz заявил, что Кувейт, инвестировав большие средства в западные страны, мог легко пережить резкое падение цен на нефть. Однако резкое падение цен на нефть лишит Багдад, остро нуждавшийся в долларах, источника дохода.
Азиз сказал: «Кувейт мог так рисковать и принять участие в столь масштабном заговоре против такой крупной и сильной страны, как Ирак, только в одном случае — если бы его действия поддерживала сильная держава. И такой сильной державой были Соединенные Штаты Америки» [25]. Действительно, не существует никаких публичных свидетельств того, что Соединенные Штаты, несмотря на свои очень тесные финансовые связи, пытались убедить Кувейт прекратить провокационные действия против Ирака. Так, за неделю до иракского наступления эксперты американских спецслужб настойчиво докладывали в администрацию Буша, что, вероятнее всего, Ирак оккупирует только часть Кувейта. Такие прогнозы, «похоже, не вызвали серьезного отклика со стороны правительственных структур». В течение этого времени Буш был лично проинформирован о ситуации директором ЦРУ Уильямом Уэбстером William Webster , который показал президенту спутниковые снимки иракских войск, сосредоточившихся вблизи границы с Кувейтом. Буш, как сообщается, большого интереса не проявил [27]. Ирак вторгнется в Кувейт к концу этого дня».
Что в действительности и произошло. Но и это сообщение также не вызвало никакой реакции у государственных чиновников [28]. Наконец, кувейтский дипломат, находившийся в Ираке до вторжения, слал своему правительству множество рапортов, пытаясь предупредить его о возможном иракском вторжении. Его сообщения также были проигнорированы. Причем последнее сообщение даже называло точную дату вторжения по кувейтскому времени — 2 августа. После войны этот дипломат провел пресс-конференцию в Кувейте, в ходе которой собирался рассказать о том, как его информация была проигнорирована правительством Кувейта. Однако пресс-конференция была прервана по распоряжению государственного министра и ряда армейских офицеров Кувейта [29]. В июле, в то время когда все вышеприведенные предостережения якобы игнорировались, Пентагон проводил командно-штабные учения с использованием компьютерного моделирования.
По замыслу учений, Ирак вторгался в Кувейт или Саудовскую Аравию, либо в оба этих государства [30]. На военных учениях в Военно-морском колледже в Ньюпорте, штат Род-Айленд, участников также просили определить наиболее эффективные действия американцев в ответ на возможное вторжение Ирака в Кувейт [31]. На протяжении мая и июня специалисты Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета активно информировали Пентагон, Конгресс и представителей ВПК о результатах своих исследований по теме будущих военных действий с применением обычных видов оружия. Специалисты Центра пришли к выводу, что, скорее всего, новая война, в которой потребуется американское военное участие, возникнет между Ираком и Кувейтом или Саудовской Аравией [33]. Еще одним, судя по всему, хорошо осведомленным человеком был Джордж Шульц George Shultz , бывший госсекретарь во времена президента Рейгана. Покинув пост госсекретаря, Шульц вернулся на работу в корпорацию «Бектэл» Bechtel Согр , крупнейшую межнациональную строительную компанию. Весной 1990 года Шульц убедил компанию отказаться от нефтехимических проектов в Ираке. Тогда я посоветовал представителям компании не лезть в Ирак» [34].
Наконец, в газете «Вашингтон пост» была напечатана статья с разоблачением: «С самого начала вторжения, согласно совершенно секретным оценкам американской разведки, Саддам Хусейн считал заявления Вашингтона о нейтралитете… зеленым светом администрации Буша для вторжения. Один высокопоставленный иракский военный рассказал сотруднику Управления [ЦРУ], что Хусейн, похоже, искренне удивился последовавшей агрессивной реакции со стороны Вашингтона» [35]. С другой стороны, мы имеем заявление министра иностранныхдел Ирака Тарика Азиза, который присутствовал на встрече Гласпи с Хусейном: «Она не давала зеленый свет, она не упоминала и о красном, потому что вопрос о нашем присутствии в Кувейте не поднимался… И мы не воспринимали как зеленый свет… тот факт, что американцы не отреагируют, если мы начнем вторжение в Кувейт. Это было не так. Мы ожидали, что американцы атакуют нас утром 2 августа» [36]. Однако нужно скептически относиться к так называемому небрежному отношению Ирака к нападениям со стороны США. Все эти замечания, по сути отрицающие, что Ирак обвели вокруг пальца, следует рассматривать в контексте упорного нежелания правительства Ирака на протяжении определенного периода времени признавать тот факт, что стране в результате американских бомбардировок был нанесен большой ущерб и погибло много иракцев. Согласно позиции, которой придерживалась администрация Буша, арабские соседи Ирака, в частности Египет, Саудовская Аравия и Иордания, призывали Соединенные Штаты все это время не говорить и не делать того, что могло бы спровоцировать Саддама Хусейна.
Кроме того, как подчеркнула посол Гласпи, никто не ожидал, что Хусейн оккупирует «весь» Кувейт. Все думали, что Хусейн захватит только те части, о которых он неоднократно заявлял — острова и нефтяное месторождение. Но, конечно, Ирак предъявил права на «весь» Кувейт, к чему стремился на протяжении столетия. Вторжение Когда Ирак вторгся в Кувейт, время для противоречивых сигналов закончилось. Вне зависимости от наличия или отсутствия предварительного коварного плана в отношении Ирака, теперь американский президент в полной мере воспользовался предоставленной ему возможностью. Прошли даже не часы, а минуты с момента вторжения иракских войск в Кувейт — и Соединенные Штаты уже начали мобилизационные мероприятия, Белый дом осудил действия Ирака, назвав их «вопиющей военной агрессией» и потребовал «немедленно и безоговорочно вывести все иракские войска». В Белом доме также подчеркнули, что «рассматриваются все возможные варианты действий». Спустя 24 часа американское оперативное соединение ВМС США, усиленное истребителями и бомбардировщиками, было на пути в Персидский залив.
Буш искал возможности привлечь мировых лидеров к коллективным действиям против Ирака. На торговлю с Ираком было наложено эмбарго, а все иракские и кувейтские активы в США были заморожены. Сенату США удалось «решительным образом нейтрализовать попытки прекратить либо заморозить производство бомбардировщиков В-2, выполненных с использованием технологий «стеле», после того как сторонники этой программы ухватились за иракское вторжение в Кувейт как за предлог, позволяющий Соединенным Штатам активизировать работы по снижению заметности боевой техники в радиолокационном спектре обнаружения». Сторонники программы утверждали, что нападение Ирака на Кувейт «служит подтверждением того, что постоянно существует риск начала войны, и это, в свою очередь, требует создания современных вооружений». Сенатор Доул Dole заявил: «Мы можем поблагодарить Саддама Хусейна, по крайней мере, зато, что он «разбудил» нас» [38]. Спустя день после того, как сенаторы использовали ирако-кувейтский кризис для спасения производства высокотехнологичного бомбардировщика В-2, они снова, сославшись на войну, предотвратили консервацию двух кораблей ВМС времен Второй мировой войны [39]. Через несколько дней тысячи американских солдат и бронетанковая бригада были дислоцированы в Саудовской Аравии. Этой масштабной операции было дано название «Щит пустыни».
Возникла необходимость увеличения затрат на военные нужды США. Менее чем через год после политических изменений в Восточной Европе, когда предприятия оборонно-промышленного комплекса Советского Союза были вынуждены работать на фоне масштабного сокращения вооруженных сил и недостаточного дофинансирования, представители исполнительной власти и аналитики США заявили, что кризис в Персидском заливе стал лучом надежды для американских военных компаний.
Некоторые западные аналитики предполагали, что он решится на вторжение в Саудовскую Аравию, располагавшую недостаточной армией для отражения вторжения. Установление контроля над двумя странами, обладающими запасами нефти, позволило бы Ираку влиять на мировой рынок. Операция по обеспечению безопасности получила название «Щит пустыни». Она давала Ираку полтора месяца для прекращения оккупации Кувейта. В противном случае государства-члены ООН уполномочиваются «использовать необходимые средства, чтобы поддержать и выполнить соответствующие резолюции и восстановить мир и безопасность в регионе».
Это означало, что ООН предоставил сформировавшейся коалиции Многонациональных Сил право на осуществление военной операции по освобождению Кувейта. Ирак отверг ультиматум 30 ноября. Ирак ответил обстрелами Саудовской Аравии и Израиля не участвовавшего в войне баллистическими ракетами и акциями «экологического терроризма» — сливами нефти в Персидский залив. Операция «Меч Пустыни» 24 февраля — 28 февраля 1991 года проходила наземная операция, приведшая к освобождению Кувейта и восстановлению статуса независимого государства. Командующий МНС генерал Шварцкопф нанёс удар не на кувейтском направлении, где иракское командование подготовило статичную оборону, а в пустынном районе саудовско-иракской границы.
«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли?
Сенат США одобрил рассмотрение законопроекта об отмене разрешений на ведение боевых действий в Ираке, которые приняли в 1991 и 2002 годах. Военное командование Ирака не только сохранило часть оперативно-тактических ракет класса «земля-земля», но и нанесло примерно 130 ракетных ударов по территории Саудовской Аравии, Бахрейна и Израиля начиная уже с 18 января. Сенат США одобрил рассмотрение законопроекта об отмене разрешений на ведение боевых действий в Ираке, которые приняли в 1991 и 2002 годах. Ровно 25 лет назад, 17 января 1991 года, началась операция многонациональных сил (МНС), получившая название «Буря в пустыне». Санкционированная Совбезом ООН, эта война была направлена на освобождение захваченного Ираком Кувейта.
Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран
Хотя с ее окончанием ситуация относительно стабилизировалось, в регионе осталось много нерешенных противоречий и конфликтов. Из-за них через десять с лишним лет началась вторая война в Персидском заливе. Предпосылки для новой войны После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения химического, бактериологического и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. Она успешно следила за исполнением решения ООН вплоть до конца 90-х, когда власти Ирака отказались сотрудничать с этой структурой. Проблема наличия у Хусейна запрещенного оружия стала одной из причин очередной войны в Персидском заливе. Не было других поводов для вторжения сил США и их союзников вплоть до 2001 года. Тогда 11 сентября в Нью-Йорке произошли теракты, устроенные группировкой «Аль-Каида». Позже американское руководство обвинило Хусейна в связях с этими исламистами. Претензии США подвергались сомнению с самых разных сторон.
До сих пор распространена точка зрения о том, что американское вторжение было не только ошибочным, но и незаконным. Второе вторжение в Ирак 20 марта 2003 года началось новое вторжение международной коалиции в Ирак. В союз, помимо США, вошли еще 35 стран. На этот раз, в отличие от Первой войны в Персидском заливе, не было такой тщательной авиационной бомбардировки. Упор делался на сухопутное вторжение, плацдармом для которого стал все тот же Кувейт. Активная фаза операции в марте-мае 2003 года сегодня известна как Иракская война, или Вторая война в Персидском заливе хотя фактически бои шли по всей стране, а не только на побережье. За три недели коалиции удалось захватить все крупнейшие города страны. Битва за Багдад шла с 3 по 12 апреля. Международные войска почти не встречали сопротивления.
Иракская армия была деморализована. Кроме того, значительная часть местного населения была недовольна диктаторской властью Саддама Хусейна и поэтому только с радостью встречала иностранцев. Сам президент страны бежал из столицы, и долгое время находился в бегах. Его обнаружили только 13 декабря 2003 года в подвале непримечательного дома в небольшом селении Эд-Даур. Хусейн был арестован и предан суду. Его обвинили в геноциде курдов и многочисленных военных преступлениях в том числе во время войны в Кувейте в 1990-1991 гг. Итоги очередной войны Свержение прежней власти партии Баас в Ираке стало главным итогом второй войны в Персидском заливе. Фото арестованного и судимого Саддама Хусейна облетели весь мир. После того как территория Ирака была оккупирована войсками международной коалиции, в стране были проведены демократические выборы, по итогам которых избрана новая власть.
Американские войска оставались в Ираке до 2011 года. Связано это было с тем, что, несмотря на падение режима Хусейна, обстановка в регионе стала только хуже. Документальные фильмы про войну в Персидском заливе, критиковавшие американское вторжение, наглядно показывали, как в Ираке активизировались исламистские движения. Радикалы объявили джихад интервентам. В Багдаде стали регулярно происходить теракты в основном взрывы смертников или заминированных автомобилей. Сейчас в Ираке идет гражданская война, которая приняла форму одиночных атак радикалов против мирного населения.
Кроме того, в годы, предшествовавшие вторжению США, Ирак неоднократно угрожал применить военную силу против соседних государств. Некогда иракская армия считалась сильнейшей армией региона, однако перед началом последней войны она находилась в плохом состоянии. Причина: Международная безопасность.
Об этом говорили Буш, Дэшл, Пауэлл и Рамсфелд. Причина: Необходимость поддержки усилий ООН. За нее выступали Буш, Пауэлл и Райс. Причина: США способны одержать легкую победу в Ираке. Авторы аргумента — Перл и Рамсфелд. Восстановить боеспособность своей армии Хусейн не смог. Результаты известны: если в 1991 году война длилась 43 дня, то в 2003 году об окончании активного периода военных действий было объявлено через 26 дней. В ходе боев с регулярной иракской армией погибло 114 солдат и офицеров антииракской коалиции. Потери иракских вооруженных сил составили, по различным оценкам, 4.
Причина: Чтобы защитить мир во всем мире. Джордж Буш. Причина: Ирак представляет собой уникальную угрозу. Дональд Рамсфелд. Причина: Необходимость трансформации всего Ближнего Востока. Ричард Перл. Американские неоконсерваторы, в том числе и Перл, считают, что государства и народы Ближнего Востока чувствуют себя аутсайдерами, проигрывающими соревнование с Западом. Эти народы с ненавистью и завистью смотрят на богатый Запад. Однако, по мнению неоконсерваторов, подобная ситуация стала результатом неразвитости демократических институтов в этих государствах — давления религиозных фундаменталистов, засилья диктаторов, несвободы прессы, фактического отсутствия гражданского общества и т.
Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта. Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку. Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией.
Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака.
Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН.
Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях.
С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния.
Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель. Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств.
Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника.
О ней говорили те же лица. Саддам Хусейн постоянно входил в неформальные «хит-парады» самых жестоких диктаторов современности. Он развязал две войны. Ирано-иракская война унесла жизни 100 тыс. Вторжение иракской армии в Кувейт и последовавшая операция «Буря в Пустыне» привели к гибели 50 тыс. Хусейн также уничтожил 20—30 тыс. В Ираке отсутствовали гражданские свободы. Хусейн уничтожал политических противников, в тюрьмах Ирака широко применялись пытки. Причина: Для борьбы с международным терроризмом. Те же, кроме Дэшла. Ирак предоставлял условия для подготовки и политическую поддержку многочисленным террористическим группам, в том числе таким как «Муджахеддин Хальк», «Рабочая партия Курдистана», «Фронт освобождения Палестины» и Организация Абу Нидаля. Ирак также предоставлял политическое убежище террористам. Причина: Ирак нарушил многочисленные резолюции ООН. Эта резолюция стала продолжением резолюции N687, принятой в 1991 году, которая обязывала Ирак обеспечить полное и окончательное раскрытие всех аспектов его программ по созданию оружия массового уничтожения и баллистических ракет дальностью более 150 км. Однако Ирак далеко не единственная страна мира, которая не выполняет или не полностью выполняет решения Совета Безопасности. Причина: Саддам Хусейн — жестокий диктатор, виновный в убийствах мирного населения. Причина: Потому что инспектора ООН, ответственные за поиски иракского оружия массового уничтожения, столкнулись с противодействием Ирака и не смогли выполнить свои задачи. Инспектора ООН действовали в Ираке на протяжении семи лет — с мая 1991-го по август 1998 года, когда Ирак отказался от проведения дальнейших проверок. Многократно власти Ирака оказывали противодействие инспекторам. Тем не менее, «охотничьи трофеи» инспекторов были достаточно солидными. Были уничтожены ракеты дальнего радиуса действия и пусковые установки и запасы химического оружия.
56. Итоги операции «Буря в пустыне»
коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта. Интифада Шаабания — восстание 1991 года в Ираке, ряд протестов, выливавшихся в беспорядки, приведшие к нестабильности в регионах южного и северного Ирака. В Ираке вновь атакована колонна с американскими военнослужащими. Как сообщает корреспондент НТВ, один человек погиб, двое получили ранения. БУРЯ В ПУСТЫНЕ 1991 г. Операция по освобождению Кувейта от иракских захватчиков, проведенная силами многонациональной коалиции с применением самых современных итую военную операцию, направленную против Ирака в 1991 г. 3 марта 1991 года иракские военные и руководство многонациональных сил подписали на авиабазе Сафван (Ирак) документы, регулирующие режим прекращения огня.