В честь трудового подвига новосибирцев в годы Великой Отечественной войны в городе воздвигли памятный знак. 80-летие подвига», приуроченная к 80-летию начала освобождения Крыма и Севастополя от оккупации в ходе Великой Отечественной войны. До войны здесь располагались главные вагонные мастерские Курской железной дороги, а во время войны на площадях завода производили снаряды, отдельные детали для «катюш», собирали бронепоезда и санитарные поезда.
Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне
Темпы производства всё ускоряли. Броневую сталь для танков, которую варили в специальных печах по 13 часов, научились изготавливать за восемь. Девушки улучшали технологию, не обращая внимания на неподъёмные спецовки и оборудование — Каждый пятый снаряд, который разорвался на фронте, был из кузнецкой стали, — рассказывает Любовь. Женские руки должны были сделать кожух, начинить снаряд, подобрать правильное соотношение пороха, чтобы орудия не взорвались до отправки. Ответственность была колоссальная. Взрыв или пожар мог начаться после любой неурядицы, вплоть до попадания пыли. К концу войны на каждом третьем рабочем месте в промышленности Кузбасса трудилась женщина. В оборонной промышленности 70 процентов работников были женщинами. В учебниках не рассказывается, какой ценой им это далось, не обсуждаются бытовые вопросы, вплоть до элементарной гигиены. К примеру, во время менструаций женщины привязывали к ногам траву или подкладывали в бельё мох.
Женский организм находился в постоянном стрессе, — вздыхает сотрудница музея. Недетское время Из-за того, что рабочих рук на производстве и в колхозах всё равно не хватало, с мая 1942 года работать на производстве разрешили подросткам старше 14 лет. Для этого Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения», который устанавливал для детей шестичасовой рабочий день. Обучали молодёжь без отрыва от производства. К концу войны кузбасские подростки в возрасте 14—17 лет составляли около 10 процентов от общего числа работающих в промышленности, строительстве и на транспорте. В колхозах — 20 процентов. Для юных работников в колхозе был установлен минимум в 50 трудодней в год, чтобы можно было совмещать работу и учёбу в школе. Получалось ли учиться и трудиться одновременно — вопрос риторический. Подростки шли на заводы, заменяя старших родственников и желая помочь фронту.
Многие пытались уйти на фронт, но были слишком молоды. По воспоминаниям, дети взрослели очень рано — вынуждали голод, рабочая обстановка вокруг, необходимость помогать советской армии. Сёстры, остававшиеся дома, отдавали старшим братьям, идущим работать, свою пайку хлеба.
Есть архивные исторические справки. Есть живые свидетели того, какими физическими усилиями и силой воли люди на заводах, фабриках, полях давали все необходимое воинам советской армии для Великой Победы», — сказала Павлова. Она объяснила, что уже в первые месяцы войны Казань стала мощным военно-промышленным комплексом СССР. В Татарстан были переведены 70 из 226 заводов, эвакуированных в Поволжье. Всего они выпускали продукцию около 600 наименовании.
Каждый шестой самолет, участвующий в воздушных сражениях, был собран в Казани.
Получить её могли рабочие, инженерно-технический персонал и служащие промышленности и транспорта; колхозники и специалисты сельского хозяйства; работники науки, техники, искусства и литературы; работники советских, партийных, профсоюзных и других общественных организаций. Надо отметить, что награда не вручалась автоматически всем трудившимся в годы войны. В соответствии с Положением о порядке вручения медали, утверждённым Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 21 августа 1945 года, существовал ряд критериев, определяющих требования получения медали. Так, вручение награды колхозникам производилось при условии перевыполнения ими установленного в колхозе минимума трудодней и соблюдении трудовой дисциплины. Ещё один момент: после смерти награждённого медаль необходимо было вернуть на хранение в государственные инстанции. И только в 1951 году было внесено изменение, по которому медаль с наградными документами оставалась в семье награждённого.
По состоянию на 1 января 1995 года медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. В тылу, как в бою Материалы Государственного архива ЯНАО свидетельствуют, что с декабря 1945-го по апрель 1948 года медалью было награждено более трёх тысяч человек, трудившихся в округе. Среди первых удостоенных награды были депутат Совета национальностей Верховного Совета СССР Николай Тимофеевич Няруй, который во время войны председательствовал в колхозе имени Куйбышева в посёлке Панаевск Ямальского района, и Дмитрий Григорьевич Тэсида, председатель Тазовского районного исполнительного комитета. Изготовление тёплой одежды для фронта. Шемановского В окружном музейно-выставочном комплексе имени И. Шемановского также хранятся документы и фотографии награждённых. Особый интерес представляют воспоминания тружеников тыла, их родных.
Вот что говорится о Владимире Ивановиче Ядне: «С октября 1942 г. Около 300 человек, в том числе ненцев, хантов, были отправлены на этот завод. Призвали ненцев, не знающих языка, с небольшими физическими недостатками, не призванных на фронт.
Опубликовано: 28 февраля 2022 В колледже проходят классные часы, посвященные трудовым подвигам земляков во время Великой Отечественной войны. Во время войны было эвакуировано много заводов на Урал, они стали базой для создания новых предприятий.
Досрочно и сверх плана. Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах
Эти уникальные материалы рассказывают о героическом труде наших родителей, дедушек и бабушек во время великой отечественной войны 1941-1945 гг. Перед оккупацией района немецко-румынскими войсками все документы о деятельности предприятий и организаций. Новосибирская область во время войны находилась в глубоком тылу, но на заводах и фабриках, на полях колхозов женщины и подростки тоже совершали подвиги. Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. Новосибирская область во время войны находилась в глубоком тылу, но на заводах и фабриках, на полях колхозов женщины и подростки тоже совершали подвиги. 80-летие подвига», приуроченная к 80-летию начала освобождения Крыма и Севастополя от оккупации в ходе Великой Отечественной войны.
Другие новости:
- Домен припаркован в Timeweb
- Вы точно человек?
- На «Уралтрансмаше» вспоминают трудовой подвиг времен ВОВ
- Промышленность в годы Великой Отечественной войны
- Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ |
Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу
Прошёл всю войну. Ветеран Великой Отечественной войны Приморской Армии, 95-й стрелковой дивизии. Награждён боевыми орденами и медалями. В его трудовой книжке лишь одна запись - с 1948 по 2008 год работал в школе, посвятив всю свою послевоенную жизнь детям. Москвы «Школа Марьина Роща им. Борис Сизов — молодой учитель истории из Ивановской области, воевал в составе 3-й кавалерийской дивизии.
Текстиль, вышивка. Учитель стремилась своим примером развить в учениках чувство стиля и элегантности. Преподавала основы этикета. Дорожка на стол Вышивка гладью по бархату ручная работа. Харламова Т.
Она учила девочек готовить, шить, вышивать. Педагог воспитывала в ученицах аккуратность, усидчивость и умение видеть прекрасное в повседневной жизни. Патриса Лумумбы, кандидат педагогических наук, Таисия Николаевна Матулис. Во время войны, лишенная семьи и крова, она в составе шефской бригады регулярно посещала военный госпиталь, ухаживала за ранеными, писала им письма домой, пела песни. Уроки проходили в три смены и длились по 35 минут.
На первом уроке проводили «политинформацию»: 5 минут учитель рассказывал, как обстоят дела на фронте. Также были введены экзамены по окончании начальной, 7-летней и 10-летней школы, золотые и серебряные медали лучшим выпускникам, пятибальная система оценок вместо прежних «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».
Основная трудность в перестройке экономики на военный лад состояла в том, что все мобилизационные мероприятия пришлось проводить в условиях уже начавшейся войны, вынужденного отступления Красной армии и потери огромной территории, насыщенной крупными промышленными предприятиями. Эвакуации подлежали важнейшие промышленные и оборонные предприятия с территории Европейской части СССР. Конечно, они переводились не в чистое поле. Для предприятий в восточных регионах страны заранее были подготовлены площадки, создавались резервы мощности, обеспечивалось резервирование по потреблению электроэнергии и готовились помещения, как для размещения заводского оборудования, так и для эвакуированных работников и членов их семей. При этом учитывался опыт Первой мировой войны, в ходе которой пришлось эвакуировать предприятия Варшавского и Прибалтийского промышленных узлов. В течение июля — ноября 1941 года на Восток было эвакуировано 1523 промышленных предприятий.
Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыло более 10 млн. Большинство эвакуированных предприятий были размещены в Омске, Новосибирске, Кирове, Нижнем Тагиле, Кемерово, Чебоксарах, Челябинске, Красноярске, Казане и другие промышленные центры страны. Огромная нагрузка легла на железнодорожный транспорт, который с началом войны был переведен на военный график работы. О значении, которое руководство страны придавало железнодорожному транспорту, свидетельствует и тот факт, что народным комиссаром путей сообщения стал заместитель наркома обороны СССР А. Всего же по железным дорогам за вторую половину 1941 года прошло около 1,5 млн. Для эвакуации одного только сталеплавильного завода «Запорожсталь» потребовалось 8 тысяч вагонов [7]. Как же железнодорожникам удалось перевезти такое количество груза и людей с учетом того, что паровозов в стране было всего около 26 тысяч, часть из которых попала под вражеские бомбежки или находилась в ремонте? Во многом это стало возможным благодаря новым методам организации работы: были внедрены скоростное формирование и скоростное продвижение маршрутов, вождение большегрузных составов весом 600-800 тыс.
Причем сделано это было в условиях, когда немцы захватили Донбасс, и страна потеряла основного поставщика угля. Интенсивность движения была такова, что бывали дни, когда поезда шли на расстояние 800-1000 м друг о друга. Железнодорожники своим героическим трудом обеспечивали нужды фронта и тыла, несмотря на регулярные налеты немецкой авиации на важнейшие железнодорожные узлы, станции, мосты, воинские эшелоны и поезда. Только с 22 июня по декабрь 1941 года фашистская авиация совершила 5939 налетов на прифронтовые дороги и сбросила на железнодорожные объекты свыше 46 тыс. Сроки, в которые удалось эвакуировать основной промышленный потенциал, разместить предприятия на новом месте и организовать выпуск продукции просто поражают. Так, распоряжение вывезти трубопрокатный завод из Днепропетровска было отдано 7 августа, первый эшелон с заводским оборудованием отправился в путь 9 августа, а 24 декабря завод уже начал давать продукцию! Последняя группа работников Харьковского танкового завода покинула город 19 октября, а уже 8 декабря харьковские танкостроители собрали первые 25 танков Т-34 и отправили их на фронт [8]. К концу 1941 года в новых местах дислокации было размещено 1910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 — наркомата вооружений, 96 — наркомата боеприпасов, 199 — наркомата черной металлургии, 80 — наркомата минометной промышленности, 91 — наркомата химической промышленности, 65 — наркомата среднего машиностроения, 57 — наркомата тяжелого машиностроения [9].
Во многом благодаря хорошо организованной и проведенной масштабной эвакуации промышленности и трудовых ресурсов на Восток, к концу декабря 1941 года падение промышленного производства было приостановлено, а с марта 1942 года его объем стал возрастать. Именно это позволило к началу 1943 года иметь такую военную экономику, которая обеспечила проведение крупнейших стратегических операций: Курская битва и Киевская наступательная операция. Верт, побывавший на многих фронтах и долгие годы живший в СССР, в своей книге «Россия в войне: 1941-1945 гг. Наркоматы: путь на Восток! В сентябре 1941 года был образован Наркомат танковой промышленности, а в ноябре — Наркомат минометного вооружения. Еще до войны были учреждены наркоматы авиационной промышленности, вооружения и боеприпасов. Намечалось строительство новых заводов в восточных районах страны. Так, для увеличения добычи угля планировалось ввести в действие 59 каменноугольных шахт и заложить еще 23 угольные шахты и 3 разреза.
Броневую сталь для танков выпускал Мариупольский завод имени Ильича, чей самый мощный в СССР бронепрокатный стан «1250» был эвакуирован в Магнитогорск еще в июле. К производству танков были также подключены Челябинский и Сталинградский тракторные заводы, Сормовский судостроительный завод. Ряд предприятий привлекались к выпуску танковых двигателей, бронекорпусов, башен. Московские предприятия на военный график работы были переведены уже 23 июня, но только 14 октября ГКО принял решение об эвакуации всех оборонных предприятий. Одним из первых в Новосибирск по особому распоряжению Л. Берии был эвакуирован Московский завод цветных металлов. К концу ноября было вывезено 498 предприятий и около 210 тыс. Для их перевозки потребовалось около 71 тыс.
Ленинградские предприятия раньше других столкнулись с необходимостью эвакуации, поскольку немцы уже 12 июля вышли к Лужскому укрепрайону. Но успели эвакуировать только некоторые цеха Кировского завода, с 1939 года выпускавшего тяжелые танки КВ, и Ижорского завода, производившего для танков бронекорпуса, а также 92 предприятия, специализировавшихся на военном производстве. Перемещение производительных сил в восточные районы страны без преувеличения приняла гигантские размеры. Некоторые промышленные наркоматы были вынуждены эвакуировать почти все свои заводы. Например, Наркомат тяжелого машиностроения эвакуировал свои заводы: им. Кирова и Невский им. Ленина, Харьковский трубный, Новокраматорский и Старокраматорский машиностроительные, Луганский, «Красный котельщик», Людиновский и другие. И опять приходиться удивляться тому, как в сжатые сроки, под бомбежками, в условиях, когда с фронта приходили известия о захвате фашистами все новых городов и сел, проходила эвакуация промышленных предприятий.
Женщина и мать — слова — синонимы. Многое пережили наши женщины в годы Великой Отечественной войны. Какая безумная тяжесть легла на их хрупкие плечи! Вместе с воинами они ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери и жены за мужчин, ушедших на фронт! Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает слово милосердие.
Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое — Мать.
Группа технологов, которой руководил К. Мамонтов, при обработке пазов ствольной коробки применила протягивание и добилась повышения производительности в 5-6 раз. Много ценных предложений дал бывший питерский рабочий, специалист по обработке стволов Н.
Только одна его работа по переводу нарезки резьбы с токарных станков на резьбофрезерные разгрузило дефицитное оборудование и снизило затраты времени на 63,2 человеко-часа на 1000 изделий. Среди героев труда было много женщин. Вот что написал в книге «Завод заводов» историк-краевед, доктор исторических наук Евгений Шумилов: «Если парнишки, подрастая, прорывались через «бронь» и уходили на фронт, то матери, сестры и жены фронтовиков оставались на заводе безотлучно. Были и вдовы, работавшие с особым ожесточением.
По горячим цехам все-таки процент сильного пола сохранялся близ мирных норм.
Трудовой подвиг на войне
В годы Великой Отечественной войны Фаине Шаруновой было доверено производства особого сплава – ферромарганца, необходимого для производства броневой стали. С первых же дней войны все промышленные предприятия страны были переведены на военные рельсы."Школфильм", 1975Школьные фильмы о Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война. Трудовой подвиг на войне. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. О трудовом подвиге забайкальцев в годы Великой Отечественной войны.
Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне
Вспоминая героев Великой Отечественной войны, не стоит забывать и о тех, кто работал в тылу. Эти люди ежедневно совершали трудовые подвиги и приближали Победу. Трудовые подвиги стахановцев в годы Великой Отечественной войны. На протяжении всей войны советский народ совершал многочисленные подвиги как на первых фронтовых линиях, так и в глубоком тылу. Это был великий трудовой подвиг строителей, в том числе и женщин, стоивший им жизни. В годы Великой Отечественной войны одной из главных задач Наркомздрава СССР была организация лечения раненных в боях воинов. «Город трудовой доблести» ― почетное звание, установленное Федеральным законом от 1 марта 2020 года «в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности.
Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу
- Эвакуация промышленности в годы ВОВ
- Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны
- Вся Россия узнала о трудовом подвиге Магнитки в годы ВОВ
- трудовой подвиг земляков во время Великой Отечественной войны.
- Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны