Что такое Евангелие, почему его нужно читать каждый день. Что такое Евангелие, почему его нужно читать каждый день. Священник Александр Востродымов рассказал, как следование посту позволяет усилить работу над собой и взять под контроль свои желания.
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Проходцев. 26 апреля 2024
Советы священника 16 века о саморазвитии | Блог 4brain | Лень молиться Что делать? Практический совет. Священник Валерий СосковецКак научиться молиться с вниманием? Практический совет. Священник Валерий. |
Андрей Мельников. Как соблюдать Великий пост: советы священников | Священник читал проповедь еще 15 минут, и снова спросил, готовы ли они простить своих врагов. |
Священнослужитель дал совет, как победить бесцельное сидение в смартфоне | ИА Красная Весна | Что такое Евангелие, почему его нужно читать каждый день. |
Конференция. Совет отцов | «Лучше священнику просто со вниманием принимать исповеди, а советы давать, если спрашивают», — считает протоиерей Роман Братчик, настоятель храма Успения Пресвятой. |
Священник провёл беседу со школьниками о духовности и нравственности
Правда в том, что мы живем в мире, который стремится забыть Бога, и когда мы грешим, мы только нарушаем Его волю. Поэтому он оставляет Вас справляться с ними самостоятельно. Вы должны вернуться к Богу как можно скорее и сказать: Я был неправ, оставив Тебя, я ошибся, полагаясь только на себя и веря, что мне хватит сил, но я убедился, что слаб и прошу Тебя о помощи», — объяснил прот. Николай Чобану.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Мне сложно ответить на Ваш вопрос. Когда у человека проблемы в общении, логично отвечать на его запрос, но запроса от самой дочери нет. Я так понял, что у нее все хорошо в ее семье: есть муж, с которым у них двое детей, и сама она не испытывает потребности задавать вопрос священнику. Стало быть, говорить мы можем о Вас, а не о дочери, и надо констатировать, что вопрос в том, что у Вас есть проблемы в общении с дочерью, которые Вас беспокоят.
Господь пошлет благословение на ваши труды, на вашу семью, на ваши дома, на вашу земную деятельность.
Но если мы даже и не работаем в воскресные и праздничные дни, то грешим тем, что ленимся пойти в храм. А знаете ли вы, что 80-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: Аще... Многие из нас, стоящих здесь, наверно, утешают себя мыслию: Мы-то уж в храм ходим, и даже чаще, чем раз в неделю!
В этом смысле громадное значение исповеди и вообще всей жизни в связи с благодатной помощью Церкви. Первая, слишком ранняя исповедь есть дети, в 6 лет — совершенные младенцы не нарушает ли простоту, цельность, непосредственность искусственно пробуждаемым самоанализом?
Для некоторых детей, особенно "детских", я бы переносил ее на год, два позже. Сегодня дети 10-12 лет спросили меня очевидно после большого спора между собой , что такое аскетизм. Я ответил — "система упражнений, приводящих тело в подчинение духу". Это может быть темой для большой самостоятельной беседы с детьми. Мы, допуская частую исповедь и причащение, иногда забываем спасительную силу продолжительности говения, которое возможно только в Великом Посту — частые и особенные службы.
Тогда в течение недели человек имеет живой и убедительный опыт борьбы с грехом, радость победы над ним, видит результаты своей молитвы. Безвыходность положения многих кающихся, кажущаяся безнадежность их положения "все равно, вернусь к тому же, нет сил бороться с грехом" — в том, что люди эти стоят вне Церкви. Спасение их в том, чтобы войти в Церковь, в общение любви с братьями. В нашей церковной практике утрачивается соборный характер наших таинств, в том числе и таинства покаяния. Замечаю часто в исповедующихся желание безболезненно для себя пройти через исповедь: или отделываются общими фразами, или говорят о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно бы тяготить совесть.
Тут есть и ложный стыд перед духовником и вообще — малодушный страх всерьез начать ворошить свою жизнь, полную мелких и привычных слабостей. Настоящая же исповедь, как благое потрясение души, страшит своей решительностью, необходимостью что-то переменить, да даже просто хоть задуматься над собой. Здесь священник должен проявить решительность, не бояться разрушить эту успокоенность и пытаться вызвать чувство настоящего покаяния. Мнительным людям, подозрительным ко всякому движению своей души, истязающим себя и своего духовника непрестанным копанием в своей душе, приходящим в конце концов к полной путанице — им нужно запретить самоанализ и детальное испытание своей совести и перевести их на простую, но питательную диету: молитва и добрые дела. В этих двух упражнениях упрощается душа и развивается чувство Истины; после чего можно опять вернуться к испытанию себя.
Для нераскаянных, окаменелых, думаю, нужна бы публичная исповедь перед всей церковью, как в древней церкви. В практике нашего пастырства мало разработан вопрос о том, как вести духовнику нервнобольных, истеричных, людей с ненормальной психикой. По моим наблюдениям, молитвенное напряжение и подвиги поста часто еще больше усиливают их внутренний хаос и не только не выправляют их, но причиняют явный вред. Тут нужны свои приемы, может быть иногда прямо противоположные тем, которые применимы к людям нормальным. Человек часто не знает, как приступить к исповеди.
Надо помочь ему, разбудить в нем покаянное чувство, задать наводящие вопросы — была ли за этот период какая-либо духовная жизнь борьба с грехом, молитва, самопринуждение, усилия стать лучше , успел ли в чем-нибудь, не двинулся ли назад? Какой грех считает самым тяжким? Какую добродетель самой важной? Необходимо советовать возможно частое прибегание к таинству Причастия. Урок, получаемый раз в год, ничему не научит.
Священник дал совет новичкам, как соблюдать Великий пост: «Чтобы не превратился в трагикомедию»
Здесь священник должен проявить решительность, не бояться разрушить эту успокоенность и пытаться вызвать чувство настоящего покаяния. Мнительным людям, подозрительным ко всякому движению своей души, истязающим себя и своего духовника непрестанным копанием в своей душе, приходящим в конце концов к полной путанице — им нужно запретить самоанализ и детальное испытание своей совести и перевести их на простую, но питательную диету: молитва и добрые дела. В этих двух упражнениях упрощается душа и развивается чувство Истины; после чего можно опять вернуться к испытанию себя. Для нераскаянных, окаменелых, думаю, нужна бы публичная исповедь перед всей церковью, как в древней церкви. В практике нашего пастырства мало разработан вопрос о том, как вести духовнику нервнобольных, истеричных, людей с ненормальной психикой. По моим наблюдениям, молитвенное напряжение и подвиги поста часто еще больше усиливают их внутренний хаос и не только не выправляют их, но причиняют явный вред. Тут нужны свои приемы, может быть иногда прямо противоположные тем, которые применимы к людям нормальным. Человек часто не знает, как приступить к исповеди.
Надо помочь ему, разбудить в нем покаянное чувство, задать наводящие вопросы — была ли за этот период какая-либо духовная жизнь борьба с грехом, молитва, самопринуждение, усилия стать лучше , успел ли в чем-нибудь, не двинулся ли назад? Какой грех считает самым тяжким? Какую добродетель самой важной? Необходимо советовать возможно частое прибегание к таинству Причастия. Урок, получаемый раз в год, ничему не научит. Во время исповеди очень многие, если не все, больше всего нуждаются, чтобы священник помолился с ними. Этой совместной молитвой смягчается сердце, обостряется покаяние, утончается духовное зрение.
Как бы ни был утомлен, прояви максимальную внимательность, не торопись. Лучше всем оказывать полную любовь, снисхождение, сочувствие, никого не отпугивать строгостью. Если даже неправильно ведут исповедь тщеславятся, перечисляют свои добродетели, рассказывают подробно свои жизненные обстоятельства — не будь резок, не останавливай — многие несчастные для того и приходят, чтобы поплакаться о своей тяжелой жизни. Внятно читать исповедующемуся молитву перед исповедью: "... Коснись сердца его, отверзи очи его сердечные, даждь ему, Господи, зрети его прегрешения, пошли скорбь о грехах его, дух сокрушения сердечного и покаяние, да очистится, освятится... Часто у равнодушных, после молитвы, пробуждается чувство покаяния. Главное — добиться искреннего покаяния, если можно — слез, при которых не нужны подробности, но для появления которых часто нужен подробный и конкретный рассказ.
Давать эпитимии всем. Эпитимия — это памятка, урок, упражнение; она приучает к духовному подвигу, рождает вкус к нему; необходимо ее ограничивать точным сроком, например, прочесть 40 акафистов и т. Возможные виды эпитимии — поклоны, молитва Иисусова, вставание на полунощницу, чтение, пост, милостыня — кому что нужнее. Нормальный порядок исповеди: Молитва и краткий совет, как исповедываться. Дать выговориться, не перебивая, только помогая, если молчит.
И если люди имеют какие-либо заболевания, то строгие ограничения для них тоже неприемлем, иначе пост будет истязанием. Повторюсь, поститься надо разумно и согласовывать все с духовенством. Какие могут быть послабления для начинающих? Тоже касается и молочных продуктов: если батюшка благословит после беседы с вами — то это возможно. В пост можно питаться очень вкусно, разнообразно, питательно и сытно. Постных продуктов очень много — с голоду точно не помрешь. Запреты Великого поста Кроме воздержания в еде, какие еще есть ограничения? В пост надо не просто молиться и ограничивать себя в еде, но и совершать добрые дела, посещать больницы, тюрьмы, помогать нуждающимся. Этот спектр очень широкий.
Рекомендуется освободить пространство для души и мыслей. Третьим советом является очищение души. Поддерживая правила Великого поста, необходимо очищаться не только физически, но и духовно. Стоит уделить время молитве, особенно в течение Страстной недели. И наконец, нельзя забывать о посещении храма.
Даже один дополнительный поклон — это уже труд подвижничества, за который будет своё воздаяние от Бога. Те немногие поклоны, что мы творим, копятся потихоньку у Бога на Небе, и когда мы отправимся в Горняя, обретём их там в большом количестве. И это поможет нам дать добрый ответ в страшный час Суда. Итак, мы молимся утром по долгу, потому что молитва подаёт нам свет, и свет этот светит в течение всего дня, а дальше мы отправляемся каждый по своим делам: кто на работу, кто в школу, кто в путешествие. Но и потом нужно нам не оставлять памяти Божией, ведь за утренней молитвой мы получаем от Бога Благодать, силу, благословение; одесную нас становится Ангел, и мы принимаемся за работу. И где бы мы ни оказались, не будем оставлять памятования о Боге. Что значит памятование о Боге? Это молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя! Старец Ефрем Филофейский На работе будем внимательны: рядом работает много людей и говорят всякое. Говорят слова подчас очень скверные, так как пребывают в страстном состоянии и ни о чём не помышляют, только о временном, суетном, о земных наслаждениях. Если молящийся человек внимателен, то не последует им; он жалеет таких людей и молится, чтобы Бог просветил их, чтобы они освободились от такого удушливого духовного состояния, вышли на чистый и вольный воздух. И вечером перед сном вновь будем преклонять колена и приносить наши молитвы Богу. А среди дня или вечером откроем Новый Завет и прочитаем оттуда хотя бы одну главу. Ведь святой Златоуст говорит, что из дома, где есть Евангелие, диавол бежит. Дни, годы, века проходят как тень и все мы приближаемся к своему концу. Жизнь любого человека — книга, а каждый день жизни — одна её страница. У каждой книги есть конец, конец есть и у человеческой жизни. На страницах этой книги есть и плохое и хорошее, записаны и светлые и тёмные дела человека. А когда окончится жизнь, тогда откроется пред Богом эта книга и на основании того, что в ней написано, человек даст ответ. Будем молиться по силам так, чтобы при исходе из сей жизни у нас не было больших тяжких грехов, а если и оставались, то небольшие и не тяжкие. Большой помощью нам, конечно, будут тогда молитвы Церкви за Литургией, панихиды, милостыни, молитвы близких, дабы и за мельчайшие грехи — ведь кто без греха! Самую большую опасность для спасения представляют грехи смертные, и таких грехов очень много. Однако если мы проводим внимательную жизнь, то бываем свободны от таких грехов. Так человек, склонный к болезни, если часто посещает врача и следует его рекомендациям, то сохраняет своё здоровье. Но если же пренебрежёт посещениями, то нанесёт своему здоровью вред. Потому, часто посещая духовного врача, мы соблюдаем здоровье своей души, которая ценнее всего мира. Ведь целый мир не стоит одной бессмертной души! Мир проходит, а душа не умирает никогда. В одном церковном тропаре говорится о трезвении. Он читается каждый день за полунощницей, особенно в монастырях: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, его обрящет бдяще, недостоин же паки, его же обрящет…» [5] Блажен, говорится в нём, человек, которого Жених, придя, найдёт бодрствующим, недостойный же тот, которого застанет унывающим и нерадящим. Человек удерживается в трезвении бодрствованием. Кто избегает травм? Тот, кто бодрствует, трезвится, кто внимателен, кто следит за собой и за дорогой, потому он реже падает. Кто получает травмы? Тот, кто невнимателен в пути, и потому легко падает. И часто причиной этого является нерадение.
Не бывает плохой работы! Советы священника о том, как обрести радость
КАК ПРОВОДИТЬ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ? Интервью со священником Владимиром Крючковым | Священник Николай Бабкин дал советы, как провести Успенский пост. |
Советы Оптинских старцев мирянам | Правмир | Советы, как избавиться от привычки проводить время впустую в интернете дал архиепископ Амвросий 7 августа в своем Telegram-канале. |
Беседы с Батюшкой
В этой статье Вы найдёте советы Оптинских старцев для христиан, живущих в миру. Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Ранее священники рассказали, чем грозит нарушение церковного венчания.
Видеоблоги священников Русской Православной Церкви: рекомендации и советы
Все это раздадут жителям в гуманитарных пунктах. Привезти столь необходимый груз помогли представители «Единой России». Кастюкевич: В ближайшее время здесь будет открыт большой хаб и будет выполнять работу многофункциональный центр партии «Единая Россия». Медикаменты здесь нужны.
Его применяют к людям, которые долго болеют и уже надоели своим родственникам. Тогда зовут священника, он соборует больного, и тот сразу умирает. Поэтому, если вам предлагают собороваться, надо отказываться!
Вообще, всё, что направлено против здоровья, считается греховным. Но человека ведь никто не заставляет курить, он делает это сам. И я хочу, чтобы все курящие задумались, зачем они вредят сами себе? Но хорошо уже то, что человек осознал проблему и задумался.
Значит, он на пути к ее решению. И этот путь не один. Одним из духовных ресурсов, которые есть у христианина, является обращение к Богу. Господь помогает тем, кто обращается к Нему с молитвой и искренним желанием исправить свою жизнь. Также есть разные методики выздоровления, в том числе и 12-шаговая программа, по которой лечатся зависимые от алкоголизма и наркомании.
Дочку Вы привыкли видеть скромной и застенчивой не понял, правда, считаете Вы это хорошим или дурным , а теперь оказалось, что она способна вступать в конфликты с родственниками и новыми знакомыми. Плохо ли это? Смотря с кем и по какому поводу и в какой форме.
О медсёстрах, сопении ёжиков и веб-священниках: советы дня от «НР»
Это может навредить находящимся в церкви иконам, передает слова батюшки Алексия информационное агентство «МедиаПоток». Проповеди православных священников Свято-Елисаветинского монастыря после литургии. Тут вы найдете слово священника на все православные церковные праздники. Сестры надеются, что слово отца Авраама, исходящее из его многолетнего опыта, будет полезно всем, кто стремится вести духовную жизнь. Дайте нашим читателям духовный совет – как выдержать этот непростой период, чтобы он принёс пользу для души?
Практические советы относительно повседневной жизни христианина
В результате священники, противодействующие этим тенденциям в своих видеоблогах, оказываются зачастую в агрессивной среде, что требует от них развития добродетелей любви. Священник Иван Снегирев призвал православных верующих к выполнению определенных действий на Пасху. Многие российские священники отправились в зону СВО, чтобы оказать духовную помощь и поддержку людям, рискующим жизнью на фронте, потерявшим друзей и близких в боях и. В этом разделе нашего сайта Вы найдете мнения священников по темам, актуальным для каждого из нас: от советов, куда съездить в отпуск до рецептов любимых блюд.
Совет отца
В этот день можете узнать новое о мире и, возможно, о себе. Вам может открыться тайное знание сути, могут прийти в голову новые идеи и свежие оригинальные решения Здоровье Необходимо быть особенно внимательным к тазобедренному поясу, крестцу, нижней части позвоночника. Избегайте резких движений.
Как и все мы. Всего лишь люди. И нам нужно быть настоящими.
Грешными, недостойными, но такими, какие мы есть. Иначе постоянное притворство сведет нас с ума. Андрей Конанос советует сначала открыть душу самому себе, а после открыть ее своему духовнику. Это принесет огромное облегчение. Проверка на смирение Что, если кто-то в вашей компании вдруг скажет вслух: «А ведь среди нас тут есть по-настоящему смиренный, святой человек!
Если же все, кто это услышит подумают: «Кто же этот человек? Уж не я — это точно! Старец Порфирий, прославленный в лике преподобных, рассказывал, как сурово в юности обращались с ним наставники. Но он смирялся, считал их святыми людьми и любил их. К сожалению, говорит Андрей Конанос, других путей обрести смирение не существует, как бы нам не хотелось.
Только через трудности и испытания, которые мы принимаем. Совет Аввы Пимена Авва Пимен, египетский святой, чье имя переводится как пастырь рассказал, как однажды к нему пришел монах за советом: Отец, что мне делать, я возделываю землю, сею семена, а все плоды, что дает мне Господь раздаю бедным. Монахам в то время запрещено было заниматься земледелием, но Авва ответил ему: Ты молодец, продолжай свое дело. Другой монах, услышав их разговор, позже подошел к Авве Пимену и стал возмущаться: Как же так? Почему ты разрешил этому монаху заниматься земледелием?
Ты должен был запретить ему! Хорошо, сказал Авва, я сделаю как ты говоришь.
Отец Николай Савченко поразмышлял над вопросом употребления пасхального кулича до наступления праздника, отмечая, что этот символический праздничный хлеб доступен для всех, включая людей, не прошедших крещение, и представителей других вероисповеданий. Среди православных христиан куличи занимают особое место как один из главных символов Пасхи, часто выбираемых с заботой и предвкушением. Тем не менее, отец Николай подчеркивает, что уступать искушению и употреблять кулич до праздника не стоит, поскольку в его составе могут присутствовать продукты, запрещенные для потребления во время Поста. Священник также рассказал, что делать, если кулич, купленный заранее, подсох.
Николай Чобану. Священнослужитель призывает людей приблизиться и повиноваться Слову Божьему, потому что Он — лучший друг, который может когда-либо существовать. Таким образом, Бог никогда не оставит нас, и, когда кто-то бросит в нас камни, Он станет перед нами и примет на себя удары.
Оптина пустынь
Что ему теперь делать? Что советует Церковь и как это конкретно помогает человеку? То же, что и матери, потерявшей сына: молиться. Когда я в первом классе семинарии учился, там был такой предмет — катехизис. У нас преподавал удивительный профессор Константин Ефимович Скурат. Он мой любимый преподаватель был. Я ему тогда задал вопрос: «А как вот Матерь Божья там в раю смотрит на то, что у нас здесь на земле столько зла, горя, несчастья? В раю ведь нет ни слез, ни печали, ни воздыхания. Как она может радоваться, глядя на то, что здесь происходит? Когда человек научается вот так молиться и достигать единения с Богом, такая любовь изливается в его сердце, что он уже с такой сильной болью свою жизненную скорбь не переживает. Когда Матерь Божия стояла на Голгофе, когда распинали ее сына божественного и «оружие проходило ее сердце», как говорил святой праведный Симеон Богоприимец, конечно, у нее сердце разрывалось, но пережила она это в итоге благодаря тому, что умела молиться с детства и уповала на Бога.
А наше смятение берется из того, что мы не умеем молиться, у нас на сердце нет покоя, что мы к Богу приходим, как Достоевский. Как он говорил: «Через такое горнило сомнений моя осанна прошла», — это путь всей нашей интеллигенции. Этот совет помогает людям? Злые языки говорят, что Церковь все это придумала, чтобы держать в повиновении низшие слои общества. Но не получится одними уговорами ничего подобного добиться. Человек и народ не настолько глупы, чтобы верить каким-то сказкам и самовнушению. Человек опытным путем может почувствовать божественный покой, тишину на сердце после всех своих смятений и метаний. В таком состоянии ум охладевает и приходят ответы на все вопросы. Со мной лично такое происходило, когда я пришел к Богу. Вы привозите на фронт что-то еще, кроме икон и другой церковной утвари?
Да, мы стараемся помогать не только духовно. Нас просят привезти какие-то вещи нужные, и мы закупаем всей епархией. К примеру, оборудование для РЭБ радиоэлектронной борьбы — прим. Растерянность от невозможности поверить в происходящее. Тревожные мысли и бессонница. Уныние от бессилия что-либо сделать, страх перед будущим, предчувствие тысяч, десятков, сотен тысяч смертей самых лучших парней, зрелых мужчин, мирного населения, ни в чем не повинных детей и стариков, чья жизнь и так была преисполнена скорбей и лишений. С такими мрачными и тревожными мыслями на третий день я прибыл на свою малую родину, в Сергиев Посад. По обыкновению, первым делом поспешил к раке мощей преподобного Сергия Радонежского. В Троицком соборе пели акафист Преподобному. У меня один безмолвный истошный вопль к нему: «Отче Сергий, вразуми, что происходит, как ко всему этому относиться?!
Нет у них никакого такого ожесточения, которое им зачастую приписывают. Это живые люди, не утратившие способность сопереживать. Многие из них уже искусные воины с уникальным боевым опытом. Таким трудно вернуться к мирной профессии. Такие, как правило, возвращаются на фронт после излечения и отдыха. Но они, наверное, еще рассказывают вам о несправедливости в отношениях с начальством, о неправильных решениях командиров и так далее? Это тоже гнетет людей. Рассказывают, спрашивают. Но такое было всегда, во всех войнах. Если тебя посадили в тюрьму за подвиг, а не медаль дали, то тебя потом наградит сам Христос.
В трудных и несправедливых обстоятельствах, с которыми разум не может совладать и смириться, которые невозможно принять, верующий человек способен ощутить максимальную близость к Богу. Так было со святыми новомучениками, прошедшими через лагеря в советское время. И, наоборот, если кто-то хитростью получил твой орден — то это его проблемы. Он за это ответит. У выживших штурмовиков таких вопросов не возникает вообще. Это люди, которые уже перешагнули грань между жизнью и смертью. Они уже заглянули в ад и возвратились оттуда. А в итоге они оказались готовы к раю благодаря этому опыту Вот мы все, кто в тылу, не готовы. Мы еще неизвестно куда попадем, а они — готовы к вечной жизни. Не у меня одного, но и у сопровождавших меня священников после разговора со штурмовиками возникало ощущение, что они общались не с воевавшими зэками, а со старцами и святыми.
Разница в том, что вернувшийся с фронта штурмовик не осознает своего духовного опыта, не осмысливает его. Помню, мы служили молебен вместе со штурмовиками. Смотрю на них — молодые парни еще совсем... Но они настоящие герои.
И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».
Как надо беречь свою совесть учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие. Помните слова отца Амвросия: «Где просто, там ангелов сто, а где мудрёно, там ни одного». Достигайте простоты, которую даёт только совершенное смирение.
Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех… Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен. Достигайте простоты, которую дает только совершенное смирение. Словом этого не объяснишь, только опытом познается. А в Боге и для Бога можно жить только в смирении и простоте.
Достигайте в смирении любви простой, святой, совершенной, обнимающей молитвой всех. А милосердием к немощным, больным, непонятным, несчастным, в грехах погрязшим подражайте своим небесным покровителям — святым. Радость небесную постарайтесь стяжать, чтобы с ангелом радоваться покаянию всякого заблудшего человека». Преподобный Симеон Желнин : «Все науки и знания суть ничто без науки спасения… Надо знать, что путь спасения — путь Креста… В деле спасения важнейшую роль играет Священное Писание и писания святых Отцов — это лучшее руководство к спасению… После чтения священных книг немалую также роль для спасения души играет покаяние. Кроме покаяния, нет иного пути ко спасению.
Ныне люди спасаются только скорбями и покаянием. Без покаяния нет прощения, нет и исправления… Покаяние есть лестница, вводящая в рай… Бремя грехов наших снимается покаянием и исповедью. Спасение еще заключается в борьбе с нашими страстями… Кто занят познанием самого себя, своими недостатками, грехами, страстями, тому некогда замечать за другими. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда не подумаем… Осуждающий вредит, троим: себе самому, слушающему его и тому о ком говорит… Будем лучше замечать в других добродетели, а в себе находить грехи… Узнать самого себя — самое трудное и самое полезное знание… Познание себя, своей греховности и есть начало спасения… Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем, дабы Господь исправил его, надо воздохнуть о ближнем, дабы вместе с тем воздохнуть и о себе. Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние его неизвестно.
Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить; и другое: никогда не говорить худо об отсутствующих. Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым, ибо добрый помышляет доброе, а злой злое. Будем помнить старинные народные поговорки: «В чем кого осудишь — в том и сам побудешь»; «Знай себя — и будет с тебя». Краткий путь ко спасению — не осуждать.
Вот путь — без поста, без бдения и труда. Не всякое дело угодно Богу, а только сделанное правильно с рассуждением… Например, можно поститься, но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовителя пищи; можно поститься, но осуждать не постящихся, поститься и тщеславиться постом, языком обежать ближнего. Можно терпеть болезнь или скорбь, но роптать на Бога или людей, жаловаться на свою участь… Такие «добрые дела» бывают неугодны Господу, так как делаются без рассудительности…» Архимандрит Афиноген Агапов : «Ты живи проще — как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения.
Только не унывай — будь как ребенок. Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, все равно с плачем идет к отцу, а отец, видя свое дитя плачущее, забывает тот дорогой сосуд. Он берет это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает свое дитя, чтобы оно не плакало. Так и Господь, хотя, бывает, что мы делаем и смертные грехи, Он все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием… Без Бога — ни до порога. Если все твои дела идут хорошо, гладко, значит, Господь их благословил, и любое задуманное дело делается, а если какие препятствия будут в чем, значит, верно, это против Божией воли; лучше и не крутись — все равно ничего не получится, а подчинись воле Божией… Кто даст тебе по шапке, а ты поблагодари его — вот тебе и милостыня… Живи, не тужи, никого не бойся.
Если кто поругает — смолчи; а если мимо идешь, когда кто кого ругает или осуждает — ты не слушай». Преподобный Севастиан Карагандинский: «Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно. Оно — главное, а не спешка, не чрезмерность… Тише едешь — дальше будешь». Схиигумен Савва Остапенко : «Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях.
Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать «Царю Небесный», трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Только надо иметь живую веру и уповать на Бога». Схиигумен Савва советовал верующим ежедневно дома читать следующую молитву: «Именем Господа Иисуса Христа и Его страданий за род человеческий, изыди, враг рода человеческого, из сего дома на 24 часа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Живите христианской жизнью.
Раз в месяц причащаться надо, дома употреблять крещенскую воду и часть святой просфоры по утрам. В Евангелии говорится: «Вера твоя спасла тебя», то есть первые христиане обладали великой верой. Господь напоминал им, чтобы они имели живую веру и высокое христианское благочестие. Вот они и старались жить по-настоящему. Господь их благословлял на труды, на подвиги.
Они крепко исповедовали Христа, веровали Ему и часто отдавали свою жизнь — как святой целитель Пантелеймон, Георгий Победоносец первый министр Диоклетиана , великомученица Варвара, великомученица Параскева, великомученица Екатерина и другие… Вот светочи первых христианских людей! Им подражайте, их читайте, следуйте им.
Снимая свою одежду, он неизбежно приобретает "несвященническое" самочувствие, в какой-то степени изменяет своему священству. Всякий человек — христианин, а особенно священник, должен быть всегда готов отказаться для Бога от всего, когда Бог этого потребует. Не надо колебаться посещать самые даже сомнительные в церковном смысле семьи. По опыту знаю — будут рады, всюду принимают с большой радостью, не отпускают, благодарят. Советы О.
Сергия Булгакова идет от о. Кронштадтского : Не привыкать служить, даже требы — всегда с благоговением. Тщательно готовиться к Литургии можно разделять на весь день. Не поднимать глаз во время службы. Не актерствовать. Не закрывать дверей приходящим, кто бы ни был. Не отказываться от денег гордость.
Исповедывать каждого приходящего так, как будто это его последняя, предсмертная исповедь. Выслушивает священник раздирательные исповеди и выслушивает с полным участием, и, вместе с тем, он не устает, не чувствует себя сломленным этой лавиной человеческого греха и скорби, которая на него обрушивается, — потому, что он принимает ее силой благодати священства не на свое сердце. Так и надо жить. Нам нужно кроме приходов и общей церковной жизни то, что в древней Руси называлось "малой церковью" — то есть такие сгустки церковной теплоты, малые церкви отдельных семей, где осуществлялось бы общение людей, невозможное в больших, пестрых по составу и текучих приходах. Обязанность священника руководить такими группами, цели которых могут быть разными — изучение Евангелия или церковных служб, обслуживание больных и бедных. Но главное даже не эти задачи, а общение людей друг с другом. Трудно даже представить себе, сколько одиноких и дичающих в этом одиночестве людей живет среди нас.
Когда я обдумываю, что сказать, почти всегда у меня начинается настоящий процесс богословского и словесного творчества, и сама проповедь, таким образом, становится репродукцией. Значит, надо этот первый процесс совершать вслух, при людях. Но для этого два условия — наполненное сердце и полная простота. Чтобы говорить не приготовившись, надо иметь в голове точную тему, расчлененную на главные мысли. Но главное творчество должно происходить во время проповеди; иначе перегораешь готовясь, и слушающим преподносишь только холодный пепел. Надо как-нибудь в проповеди или общей беседе разобрать типичные "претыкания", "домашние ереси", которыми заражено большинство приходящих на исповедь. Вот некоторые, наиболее распространенные: Бога не надо бояться, примат морали; святые — эгоисты; отрицание постов; отрицание Ветхого Завета; превосходство домашней молитвы.
Члены Christian Science укоряют нас, православных, в маловерии и неумении силой духа преодолевать свои болезни.
А еще — детское питание. Все это раздадут жителям в гуманитарных пунктах. Привезти столь необходимый груз помогли представители «Единой России». Кастюкевич: В ближайшее время здесь будет открыт большой хаб и будет выполнять работу многофункциональный центр партии «Единая Россия».