Новости советская лунная программа

Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе. 3 запуска, 3 неудачных (все - аварии.

Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия

Так что давайте все-таки обратимся к прошлому и настоящему лунной программы России, чтобы знать, что нас ждет в будущем на самом деле. Первые шаги советской лунной программы Лунная программа СССР представляет огромный интерес для современной науки. Она является отражением непоколебимой воли и уничижающей силы бюрократии, способной свести на нет любые усилия. Уже доподлинно известно, что на появление и развитие советской лунной программы было затрачено сил ничуть не меньше, чем американцами на лунную программу США.

Первые лунные станции начали разрабатываться в ОКБ Королева с конца 1957г. И уже в декабре 1957г. В начале 1958г.

Королев и М. От ядерного взрыва на Луне к этому времени уже отказались [2]. В 1960 году начались работы по созданию сверхтяжёлого носителя, без которого осуществить лунную экспедицию не представлялось возможным.

Параллельно, в 1963, начали разрабатываться корабли Л1 для облёта вокруг Луны и Л3 для посадочной миссии. Компьютерная модель корабля 7К-Л1 Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро далее КБ проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них.

Соответственно силы и средства на испытания утекали как вода, не принося видимого результата. Различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ С. Королева и В.

Королева и ОКБ-52 В. Челомея ОКБ-52 В. Чаломея пользовалось симпатией Н.

Однако, после того, как 13 октября 1964 года тихо и без лишнего шума был смещен Никита Сергеевич Хрущев, ОКБ-52 оказалось не удел. Самое обидное для В.

Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2". По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта.

В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности. Современная лунная программа В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими. В частности, как и во времена СССР, общая концепция подразумевает исследование естественного спутника Земли сначала автоматическими и орбитальными аппаратами. Только после этого на Луну в экспедицию должен полететь человек, а в дальнейшем планируется возведение обитаемых баз. Так, в 2021 году на поверхность естественного спутника Земли с космодрома Восточный отправится автоматическая станция "Луна-25". Планируется, что аппарат осуществит посадку недалеко от кратера Богуславского и проведет исследования в районе Южного полюса Луны. В 2024 году Роскосмос планирует отправить на орбиту к естественному спутнику Земли аппарат "Луна-26". Затем будет запущен тяжелый аппарат "Луна-27", который начнет бурение реголита и проведет научную работу на поверхности.

Особое внимание они уделяли лунным программам. Уже в то время учёные знали, что селенографические исследования исследования лунной поверхности нужны не только для того, чтобы изучить саму Луну, но и потому, что изучение ее поверхности, состава, внутреннего строения дает важный материал для понимания эволюции нашей планеты — Земли. В январе 1959 года к естественному спутнику Земли стартовала советская автоматическая станция «Луна-1». По результатам миссии «Луна-2» автоматический аппарат доставил вымпелы Советского Союза на поверхность Луны, их копию Никита Хрущев подарил президенту США Дауайту Эйзенхауэру, что подогрело ещё больший интерес к космической гонке. Последующие миссии СССР позволили облететь Луну, после чего ученые смогли составить карту всей Луны, включая её обратную сторону. И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе — 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю.

Их задача — исследовать поверхность единственного естественного спутника нашей планеты, изучить грунты, а также выбрать оптимальное место для будущей лунной базы в районе Южного полюса. В рамках этих миссий космонавты начнут устанавливать первые элементы инфраструктуры полигона, а также обсерваторию и объекты для мониторинга Земли. Его запуск будет нести, в первую очередь, демонстрационный характер. На нем планируется установить минимум исследовательского оборудования, ведь главная цель — это декларация о намерениях нашей страны вернуться на Луну. Это будет первый элемент будущей постоянной инфраструктуры российской лунной базы. Луна-25 и Луна-26 На космическом аппарате «Луна-27» на естественный спутник Земли будет доставлен бур длиной в несколько метров, который необходим для попыток обнаружить лунный грунт с неким содержанием водяного льда, необходимого для будущего функционирования обитаемой базы. Доставлять необходимое для функционирования поселения количество воды на Луну с Земли невозможно, а потому следует добывать ее на месте. Предполагается, что такой грунт находится на глубине 2 метра. Цель аппарата «Луна-28», также как и у предшественника, заключается в заборе лунного грунта с предполагаемым наличием водяного льда. Но он, в отличие от предыдущего, не будет исследовать материалы на Луне, а вернется с полученными образцами на Землю. После запуска «Луна-28» на естественный спутник Земли также будет отправлен космический аппарат «Луна-29», который доставит туда луноход. И лишь в зависимости от результатов этих первых запусков, будет принято решение, когда и в каком формате отправлять на Луну и ее орбиту пилотируемые космические аппараты.

Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы

Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. 2 января 1959 года в СССР с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полёта к Луне автоматическую межпланетную станцию (АМС) «Луна-1». Несмотря на закрытие лунной программы СССР, эксперты считают запуск «Зонда-5» и работы в рамках проекта 7К-Л1 большим достижением советской конструкторской школы. Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. Следующие советские аппараты составили карту лунной поверхности и осуществили мягкую посадку. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества.

Похожие новости

  • Станция «Луна-25»: успех или провал? Часть первая: Предыстория · 29.08.23 ·
  • «Пастораль» «Роскосмоса»: что осталось от российской лунной программы и есть ли у нее перспективы
  • Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
  • «Зонд-5» – первый облет Луны. Из истории советской лунной пилотируемой программы

Рассекречена лунная программа СССР

А рисковать людьми не захотели. Во-вторых, решили не соревноваться с американцами. Но подозреваю, что они тоже не летали. Лучше продолжим разговор о наших экспериментах. В отделе работал Леонид Гримак. Выдающийся ученый, долго занимавшийся проблемами гипноза, исследованиями резервов психики человека.

Интереснейшая штука! Оказалось, я гипнабельный, подвержен воздействию. Леонид Павлович сразу это вычислил и стал при моем участии отрабатывать разные методики. Вводил меня в транс и давал разные задания. Во сне я двигался по-другому, организм вел себя иначе.

Такие вот чудеса. Расскажу конкретный эпизод. Леонид Павлович загипнотизировал меня и говорит: "Володь, выставь руки". Я послушно протянул обе вперед. И он начал класть на них толстенные тома энциклопедий, которые лежали у нас в отделе.

Добавлял по книге. Одна, вторая, третья. В итоге соорудил гору из восьми талмудов. Я находился в состоянии сна, спокойно стоял и держал руки вытянутыми, не замечая возрастающую нагрузку. Гримак позвал в затемненную комнату, где проводил эксперимент, командира, показал ему: "Видите?

Разумеется, того, что происходило во сне, я не помнил. Тогда Леонид Павлович попросил: "Володя, после сна должен быть прилив сил, возьми эти энциклопедии и отнеси на подоконник". Я попытался приподнять всю кипу, но ничего не получилось. Даже от пола не смог оторвать. Они же тяжеленные, заразы!

Решил брать по одной. Гримак говорит: "Нет, все вместе". Отвечаю: "Извините, пупок развяжется". Это происходило на глазах у командира, который видел, как под гипнозом я держал тома на вытянутых руках и даже не морщился. Вот они, резервы человека.

Мы даже приблизительно не представляем, на что способны, используем отпущенный нам свыше ресурс в лучшем случае на пятую часть... Об отряде, которого не было - Многие испытатели ломались, что называется, сходили с дистанции, не выдерживая нагрузок? Называется "Наземные космонавты - первопроходцы космических трасс". Тут собрана информация о нашей команде, людях, в ней работавших. Описано, чем и когда они занимались.

Автор - Борис Иванович Бычковский, тоже наш испытатель. Перечислил всех, о ком сумел найти сведения. Если полистаете книгу, наверняка обратите внимания, что напротив некоторых фамилий написано: переведен в другую часть, уволен из рядов Советской Армии. Таких было процентов пятнадцать, хотя изначально брали физически крепких ребят без каких-либо ограничений по здоровью. Они могли заниматься самой разной тематикой - высотными экспериментами, работой на центрифуге, в сурдобарокамере...

Но некоторые выбывали в процессе непростых испытаний. Это с 1953-го по 2004-й. Фактически же команда просуществовала до 2009-го. Самым активным периодом были семидесятые годы, что и понятно. Бум космической эры...

Космонавты В. Комаров, Ю. Гагарин и В. Быковский в гостях у испытателей. Фото: из личного архива - В трудовой книжке у вас что записано?

Я подполковник в отставке. Но испытателем никогда не значился. Как и никто из моих коллег. Официально нашего отряда не существовало. Мы в обязательном порядке давали подписку о неразглашении, по документам ребята значились механиками да лаборантами.

А вот Сереже... Хотя бы слово "испытатель" присутствует. Пусть и приборов... Он полностью, даже с большим запасом откатал программу, по которой потом полетел Юрий Алексеевич. Однако эта информация была закрыта.

Или вот Богдан Гук, который занимался и высотными экспериментами, и крайне тяжелыми ударными. Человека поднимали на определенную высоту, потом оттуда сбрасывали, проверяя, как переносится ударная перегрузка, что в этот момент происходит с ногами, головой, позвоночником. Когда готовили к полету корабль "Восход" с тремя космонавтами, нужно было понять, под каким углом расположить кресла в спускаемом аппарате, чтобы они выдержали перегрузку. И наших ребят все время сбрасывали в этом шарике. Ложементы делались индивидуально под каждого.

Они лежали, а их роняли об землю... Но это редчайшее исключение. Володю Ященко на Крайний Север забросили. Выживать при минус сорока градусах и без какого-либо дополнительного утепления. Дышал через носовой платок.

Правда, ноги обморозил. Владика Еремеева поднимали на высоту пятьдесят километров. Смотрели, как там себя человек поведет. В то время ни один самолет в такую высь еще не забирался, лишь перспективы строили, а Владька уже был... Невесомость на земле испытывают В.

Щербинский и В. Фото: из личного архива - Но после снятия грифа секретности Сергея Ивановича Нефедова тезку и однофамильца дублера Гагарина и Евгения Кирюшина все-таки удостоили звания Героя России. Да, мужики получили Золотые Звезды в 1997-м. Но больше никому из наших ребят ничего не досталось. И дело не только в орденах и медалях, хотя, конечно, это важно.

Ветераны отряда говорят, что даже пенсию получают по той гражданской специальности, которая значится в трудовой книжке. Например, Слава Перфилкин занимался тяжелейшими ударными перегрузками, а должность по штатному расписанию у него была "инженер отдела выживания". Он работал с легендарным Виталием Георгиевичем Воловичем, совершившим первый в мире прыжок с парашютом на Северный полюс. Они вместе уезжали на различные эксперименты. Их сажали в лодку посреди океана и смотрели, сколько выдержат.

Рядом находился катер для подстраховки, но экипаж до последнего момента не мог ничем помочь испытателям. А у тех был только НАС - носимый аварийный запас. Вроде как спускаемый аппарат приводнился посреди Атлантики, вот и болтайтесь, пока спасательное судно не подойдет. Выживайте, терпите. Станет совсем невмоготу, кричите: сил нет, сдаемся.

Но русские ведь не сдаются. Вот и держались до упора. А ученые наблюдали, замеряли по дням, как меняется у мужиков физическое и моральное состояние. Непростая работенка, согласитесь. Не очень похожа на ту, которой обычные инженеры занимаются...

О потерянном здоровье - Хотя бы материальные поощрения были? Не знаю - квартиры, машины... О подобном даже речь не заходила, никто и не заикался. Для понимания: перегрузка на центрифуге в 7g стоила семь рублей, за эксперимент в герметичной кабине добавляли к зарплате четвертной, подъем в барокамере на высоту двадцать километров оценивали в 10-15 рублей. Космонавтам за ту же барокамеру платили по двести пятьдесят.

Это так, к слову... ИМБП организовали в 1963 году, они - наши последователи. И некоторые ребята уходили туда, их приглашали с удовольствием. Там они стали основными закоперщиками, на них проводились главные эксперименты. Поэтому и звания Героев России получили.

Отряд испытателей в Институте медико-биологических проблем сформировался относительно небольшой - около сорока человек. Но и там побаивались официально заявлять, что проводят опыты на живых людях. Тут ведь затрагиваются права человека. Биомедицина, конечно, хорошо, но приоритет всегда отдавали здоровью. Официально считалось: если риск высок, науку - к чертям собачьим.

Хочу лишь с удовлетворением сказать, что у нас ни один человек, извините, не помер на экспериментах. Видели книжку о нашем отряде. Ребят, у которых возникали проблемы, отсюда переводили, они дослуживали в других частях. Статистику никто не вел, но известно, что многие испытатели умирали рано, хорошо, если доживали до пятидесяти лет. Да, у нас есть девяностолетний Алек Зорабович Мнациканьян, который в основном участвовал в экспедициях на Крайний Север, был парашютистом в группе Виталия Воловича по спасению летчиков и космонавтов.

Несколько бывших испытателей перешагнули порог восьмидесяти лет, но это скорее исключения. Один вот недавно умер в пятьдесят восемь лет, про другого спрашиваю у коллеги: "А Коля где? А было Коле пятьдесят семь... А вы что же? Не возьму никак в толк.

Испытатели у памятника Лайке. Вспомнили, значит...

Разумеется, некоторые советские наработки были использованы, но многое в российской лунной программе пришлось делать, фактически, с «чистого листа». Не будем забывать и о том, что в постсоветские годы многие облеченные властью государственный мужи просто не понимали, зачем России нужны космические программы. Как следствие этого, не было понимания, зачем нужно растить инженерные кадры и уж тем более, зачем им платить большие зарплаты. Не удивлюсь, если для многих чиновников, с 1991 года восседавших в высоких кабинетах, космонавтика вообще являлась чем-то вроде чемодана без ручки. Тащить чемодан надо, хотя бы ради престижа страны, но какой со всего это «выхлоп» — мало кто понимал. Более того, огромное количество чиновников, засевших на всех вертикалях и горизонталях власти, наверняка разделяли мнение незабвенного Егора Тимуровича, вопрошавшего — зачем нам ваши дерьмовые станки читай - ракеты и межпланетные станции? Не из-за такого ли подхода выполнение программы «Луна-25» заняло почти двадцать лет? Можно, конечно, списать все это на недостатки финансирования, но всем хорошо известно, что, например, на всякие помпезные мероприятия типа Чемпионата мира по футболу деньги находились, причем деньги колоссальные.

И как результат, задолго до «Луны-25», ещё в 2011 году, прозвенел первый тревожный звонок, когда неудачей закончилась миссия станции «Фобос-Грунт». А ведь помимо этого были и другие, не менее тревожные звоночки. Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity. А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун». И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа. В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным.

Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные.

Принудительное продолжение полета не предусматривалось при неправильной работе автономных средств управления в экстренных ситуациях. Согласно проекту Л1, космонавты должны были выполнить облет Луны в специально разработанном корабле "Союз-7К-Л1". В программе было заложено изготовление 15 таких кораблей и проведение трех беспилотных и двух пилотируемых полетов. В трех полетах "Зондов" были происшествия, которые, скорее всего, привели бы к гибели экипажа при пилотируемом полете, — в двух полетах вход в атмосферу проходил с 20-кратными перегрузками, а в другом произошли разгерметизация кабины и отказ парашютной системы.

Еще пять кораблей Л1 и два корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей "Протон" и Н-1 на этапе выведения. В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась. В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли. Высадка на Луну Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем.

Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными. В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту.

Маршрут «Лунохода-2» на снимках LRO. Кроме того, космические наблюдения с орбиты позволили восстановить весь путь, пройденный луноходом. Напомним, навигационные устройства прибора вышли из строя во время посадки.

Именно благодаря этим наблюдениям удалось уточнить как сам маршрут, так и расстояние пройденное «Луноходом-2» по поверхности Луны: след, оставленный колесами ровера, до сих пор просматривается с орбиты при правильном освещении. Маршрут «Лунохода-2» по поверхности Луны. У миссии «Луноход-2» должно было быть продолжение : предполагалось, что третья версия устройства, разработанная конструкторским бюро НПО имени Лавочкина и оснащенная дополнительными научными приборами, достигнет поверхности Луны в 1977 году на борту космической станции «Луна-25».

Однако запуск был отменен, и советская лунная программа завершилась в 1976 году доставкой на Землю последней партии лунного реголита. Предполагается, что эта миссия доставит в приполярную область Луны новый луноход и станет первым шагом к созданию лунной базы. Хотя космическое агентство неоднократно объявляло различные сроки запуска, миссия неоднократно переносилась.

По последним данным, озвученным представителями «Роскосмоса» и Института космических исследований РАН все доработки должны быть завершены к лету 2023 года и запуск может быть запланирован уже на 2023 год. Если все пройдет успешно, российский исследовательский модуль начнет движение по поверхности Луны через 50 лет после своего предшественника. Ранее «Хайтек» рассказывал об этой миссии и планах других государств по исследованию Луны в 2023 году.

«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР

Звездный каталог» Космическое оборудование» История лунной программы СССР и создания советских Луноходов. 3 запуска, 3 неудачных (все - аварии. А всего в рамках советской лунной программы с 1959 по 1976 годы было осуществлено 24 запуска станций серии "Луна". "Роскосмос" обнародовал документы по лунной программе ация посвящена 50-летию полета межпланетной станции "Луна-16", которая привезла в 1970 году на Землю 101 грамм лунного реголита.

Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР

И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе – 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон". 31 января в 19:00 в Центре «Космонавтика и авиация» пройдет лекция «Советская лунная программа».

«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата

Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР Какой была лунная программа Советского Союза и какие она принесла результаты.
Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу? Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро.
«Луна-16»: триумф после поражения / Offсянка Прошлое и будущее лунных программ СССР, США и Китая.

"Лунная гонка" СССР и США

А всего в рамках советской лунной программы с 1959 по 1976 годы было осуществлено 24 запуска станций серии "Луна". первый пилотируемый полет советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961, едва не поставивший крест на американской лунной программе. Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24».

Лунная программа СССР

Советское руководство, явно не ожидавшее такого поворота событий, схватилось за голову. Поражение в лунной гонке могло нанести серьезный удар по авторитету страны в мире и не только: США планировали построить на Луне военную базу, с которой в рамках секретной программы PAMOR Passive Moon Relay рассчитывали вести наблюдение за всей территорией СССР, установив, в частности, местонахождение радаров ПВО и зон хранения ядерных боеприпасов. Этого допустить было нельзя, поэтому выступивший за заседании Политбюро Никита Хрущев прямо заявил: «Американцам Луну не отдавать! Ракета-носитель «Протон». Источник: Пресс-служба Роскосмоса Большая часть запусков «Зондов» опять закончилась неудачей: они либо сгорали, либо самоуничтожались путем автоматического подрыва. Из 15 аппаратов только 5 удалось выполнить поставленные задачи. Так, «Зонд 5», облетел Луну, произвел торможение в земной атмосфере и удачно приводнился в Индийском океане. Параллельно с этим шла работа над сверхтяжелыми ракетоносителями и лунными кораблями. К тому же в качестве топлива здесь использовались токсичные высококипящие компоненты, что с большой вероятностью могло привести к взрыву комплекса в момент запуска, и как следствие, техногенной катастрофе.

Большинство из первых советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Луны, не выполнили свою задачу: успешными оказались только запуски «Луны-1», «Луны-2» и «Луны-3»: «Луна-1» сумела пролететь на расстояние порядка 6000 км от поверхности Луны, а «Луна-3» успешно выполнила гравитационный маневр. Остальные запуски закончились неудачей.

Ставка на пилотирование В 1961 году в США была принята программа «Аполлон» — программа пилотируемых космических полётов с посадкой на Луну. Советское руководство, явно не ожидавшее такого поворота событий, схватилось за голову. Поражение в лунной гонке могло нанести серьезный удар по авторитету страны в мире и не только: США планировали построить на Луне военную базу, с которой в рамках секретной программы PAMOR Passive Moon Relay рассчитывали вести наблюдение за всей территорией СССР, установив, в частности, местонахождение радаров ПВО и зон хранения ядерных боеприпасов. Этого допустить было нельзя, поэтому выступивший за заседании Политбюро Никита Хрущев прямо заявил: «Американцам Луну не отдавать! Ракета-носитель «Протон». Источник: Пресс-служба Роскосмоса Большая часть запусков «Зондов» опять закончилась неудачей: они либо сгорали, либо самоуничтожались путем автоматического подрыва. Из 15 аппаратов только 5 удалось выполнить поставленные задачи.

По "улице" едет тяжёлый космический внедорожник "Муравей". Над ним летит "Цикада" — лунолёт. Для транспорта предусмотрен гараж. И, разумеется, было бы преступлением не воспользоваться шансом понаблюдать всегда идеально чистое и незасвеченное звёздное небо. Обсерватория на Луне — это всенепременно. Макет основного модуля долговременной лунной базы. Но головным проектировщиком города было Конструкторское бюро общего машиностроения — то самое, которое было создано через неделю после начала Великой Отечественной войны для усовершенствования "Катюш". А поскольку предводителем там был академик Владимир Бармин, то для его команды будущий лунный город мог иметь только одно название — Барминград. В числе всех прочих проблем, которые надо было решить для его строительства, стояла проблема создать такую микроэлектронику, которая может работать на Луне или на Марсе желательно лет десять. Именно об этом говорится в недавно опубликованном документе 1969 года. Это научно-технический отчёт, в котором сформулирована задача разработать максимально "живучую" бортовую технику для космоса, а потом расписано, для чего конкретно это было нужно в тот момент. В 1971—1972 годах — развернуть на Луне базу, на которой можно будет находиться до десяти дней.

Несмотря на то, что станция на Луну не попала, «Луна-1» стал первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца. Это был огромным прорыв в области освоения космоса, но главная цель — перелёт с одного небесного тела на другое так и не была достигнута. Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-2» Прошло совсем немного времени и 12 сентября 1959 года вторая ракета стартовала к Луне. На борту её был космический аппарат «Луна-2». Впервые в истории осуществлен космический полет с Земли на другое небесное тело. Королев хотел официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны, поэтому, было принято решение отправить туда вымпел с гербом Советского Союза. В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь, 1959 год». Это два шара состоящие из пятиугольных стальных сегментов. Шар большего диаметра 150 мм был установлен на третью ступень, шар меньшего диаметра 90 мм — на контейнер с аппаратурой. На каждый шар приходилось по 72 пятиугольника двух видов — правильной 12 шт. Внутри полых шаров размещалась взрывчатка. Имелся ударный взрыватель, который срабатывал при ударе о поверхность Луны. При взрыве вымпелы разлетались во все стороны, как осколки. Энергия взрыва должна была погасить хотя бы у некоторых из них скорость падения, и они должны остаться лежать на поверхности. Начиная с этих первых пятиугольников, все космические вымпелы чеканились на Ленинградском монетном дворе ЛМД.

Лунная программа СССР

От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся. В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта.

Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров. На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров. Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей. Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы. Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5». Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1. Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1. Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели. Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя. Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож». Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо.

На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых. Для этого нужны другие носители». Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали. В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня. На ее первой ступени были установлены мощные двигатели РД-170 — кислородно-керосиновые, как когда-то и хотел Королев. Свою роль сыграли и конкуренция между Королевым, Янгелем и Челомеем, и конфликт Королева с Глушко, и распыление внимания конструкторских организаций на многочисленные параллельные проекты, и недостаток должного финансирования со стороны государства.

В конце лунного дня, когда крышку закрыли частицы почвы попали внутрь лунохода. Пыль вызвала перегрев лунохода и выход его устройств из строя. В результате, 10 мая связь с аппаратом прекратилась, и миссия была завершена. Маршрут «Лунохода-2» на снимках LRO. Кроме того, космические наблюдения с орбиты позволили восстановить весь путь, пройденный луноходом. Напомним, навигационные устройства прибора вышли из строя во время посадки. Именно благодаря этим наблюдениям удалось уточнить как сам маршрут, так и расстояние пройденное «Луноходом-2» по поверхности Луны: след, оставленный колесами ровера, до сих пор просматривается с орбиты при правильном освещении. Маршрут «Лунохода-2» по поверхности Луны. У миссии «Луноход-2» должно было быть продолжение : предполагалось, что третья версия устройства, разработанная конструкторским бюро НПО имени Лавочкина и оснащенная дополнительными научными приборами, достигнет поверхности Луны в 1977 году на борту космической станции «Луна-25». Однако запуск был отменен, и советская лунная программа завершилась в 1976 году доставкой на Землю последней партии лунного реголита. Предполагается, что эта миссия доставит в приполярную область Луны новый луноход и станет первым шагом к созданию лунной базы. Хотя космическое агентство неоднократно объявляло различные сроки запуска, миссия неоднократно переносилась.

Он, конечно, очень ругался» В итоге на Земле удалось принять 17 фотографий. Фотографии были не очень четкими, однако с их помощью были открыты два моря на обратной стороне — Море Москвы и Море Мечты. Сегодня многие удивляются, почему России не удавалось 10 лет запустить станцию «Луна-25». Однако статистика запусков 1959 года показывает, что в тот год СССР запускал ракеты к Луне в среднем раз в месяц. Сам Королев до этого события не дожил — он умер за три недели до посадки аппарата. По характеру отраженного гамма-излучения ученые смогли определить химический состав и тип пород, залегающих на лунной поверхности. Аппарат передал данные о напряженности лунного магнитного поля и отсутствии радиационных поясов на ее орбите. В это время в США уже вовсю шла подготовка к анонсированной в начале десятилетия президентом Джоном Кеннеди высадке американских астронавтов на Луну, поэтому СССР старался не отставать и в пилотируемой программе изучения спутника Земли. Пилотируемые корабли планировалось доставлять на поверхность Луны с помощью крупнейшей советской ракеты Н-1. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс «Л-3М», который смог бы находиться на Луне до 20 суток. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции. В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли.

Настоящей катастрофой стал второй пуск Н-1 : ракета сразу после отрыва от земли загорелась и упала на стартовый комплекс, практически полностью его уничтожив. Последний пуск ракеты Н-1 состоялся 23 ноября 1972 г. После чего было решено, что перспектива побывать на Луне намного позже того, как американцы завершили свою лунную программу, не оправдывает затраченных на неё сил и средств. В мае 1974 г. Результаты программы Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных и технических просчётов и неудач, включая конкуренцию и распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий в 1966 году умер Королёв , в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля « Союз-1 », являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров , наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин. Ещё до разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной программ в СССР были разработаны технические предложения по созданию и использованию в лунных экспедициях тяжёлого лунохода Л2 и лунной орбитальной станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1 — Л3, был составлен новый проект Н1Ф — Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиций на Луну к 1979 году с перспективой сооружения на её поверхности в 1980 -х гг. Глушко , назначенный в мае 1974 года генеральным конструктором советской космической программы вместо В. Мишина, своим приказом с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в 1974 году формально программа была закрыта в 1976 году. Более поздний проект советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»—"ЛЭК" рассматривался, но также не был реализован. Провал советской лунной программы главным образом отразился на карьере В. Мишина , которого 22 мая 1974 г. Глушко его руководителем и главным конструктором. Первое, что сделал Глушко на новом месте, — закрыл лунную программу с участием ненавистной ему ракеты Н1 , издав при этом приказ о её полном уничтожении. Уже в октябре 1974 года он предоставил правительству план работы НПО «Энергия» и развития советской космической отрасли в целом на ближайшие годы.

Инновации и наука

  • Проблемы лунной программы после смерти С. Королева
  • Как зародилась и развивалась лунная гонка?
  • «Луна-25» разбилась. Какое место в лунной гонке теперь занимает Россия
  • Маленький шаг для человека, большой скачок для человечества
  • Что случилось с «Луной-25»?
  • Рассекречены фото советской лунной программы -

«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Советская лунная программа стала всего лишь ответом США.

Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия

Во-первых, в циклограмму полёта закралась ошибка при выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени блока «Е» , которая выдавалась с Земли. И во-вторых, не было учтено уже довольно значительное время прохождения сигнала от командного пункта до станции. Тем не менее, ракета-носитель и вся бортовая аппаратура станции отработали правильно. На выполнении бортовых экспериментов указанные наземные ошибки не сказалась.

В марте 1958-го ЦК КПСС совместно с Советом Министров выдает постановление, согласно которому требуется начать работу над созданием автоматических аппаратов, способных достичь естественного спутника Земли. Речь идет о двух типах объектов.

Первые предназначены для облета Луны, вторые — для попадания на ее поверхность. Именно попадания. Словно речь идет о запуске боевой ракеты. Технологии пока что не на том уровне, чтобы вести речь о мягкой посадке. Параллельно проводятся работы по усовершенствованию ракетоносителей, которым предстоит выводить будущие станции на орбиту, так как имевшаяся в распоряжении ученых на тот момент двухступенчатая «Р-7» была неспособна доставить в космос требуемый вес.

Американцам отказали, так как Советы опасались кражи своих технологий. Космическая гонка продолжилась. Второго января 1959-го ракета-носитель «Восток-Л» стартует с Земли и выводит на орбиту объект «Е-1». Автоматическая межпланетная станция благополучно приближается к естественному спутнику. Но из-за ошибки в расчетах и задержки сигнала от командного пункта на передачу корректировки и отсечки двигателей проносится мимо Луны.

Зато обошлось без сбоев в работе носителя и бортовой аппаратуры. Миссия признана учеными успешной, так как в ходе ее выполнения удалось провести регистрацию внешнего радиационного пояса Земли, измерить параметры солнечного ветра, выявить наличие ионизированного газа в межпланетном пространстве и провести ряд других важных исследований. АМС «Е-1», позже переименованная в «Луну-1», стала первым космическим аппаратом, сумевшим выйти на вторую космическую скорость, преодолеть земное притяжение и стать искусственным спутником Солнца. Окрыленные успехом, советские ученые продолжили работу. Однако до старта «Луны-1» было как минимум два неудачных запуска объектов серии «Е-1».

Многие материалы о них до сих пор засекречены. Уже летом 1959 года «Восток-Л», ракетоноситель из этого семейства «семерки», готовился отправить к естественному спутнику Земли аппарат серии «Е-1А». Он стал логическим продолжением АМС класса «Е-1». Среди существенных доработок можно отметить перемещение ионных ловушек, предназначенных для изучения солнечного ветра и установку более чувствительного магнитометра. Однако запуск в июне заканчивается провалом.

Выходит из строя гирогоризонт. Как следствие, ракету подрывают спустя 153 секунды после старта. Следующий запуск был запланирован на 6 сентября. Сброс автоматики. Перенос старта на 48 часов.

Технические проблемы не позволяют ракете взлететь в рамках «стартового окна». Очередной сбой автоматики и, по некоторым данным, РН снимают с площадки для замены.

Всего было произведено четыре пуска ракеты Н-1. Все они завершились авариями ещё до окончания работы первой ступени. Настоящей катастрофой стал второй пуск Н-1 : ракета сразу после отрыва от земли загорелась и упала на стартовый комплекс, практически полностью его уничтожив. Последний пуск ракеты Н-1 состоялся 23 ноября 1972 г.

После чего было решено, что перспектива побывать на Луне намного позже того, как американцы завершили свою лунную программу, не оправдывает затраченных на неё сил и средств. В мае 1974 г. Результаты программы Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных и технических просчётов и неудач, включая конкуренцию и распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий в 1966 году умер Королёв , в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля « Союз-1 », являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров , наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин. Ещё до разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной программ в СССР были разработаны технические предложения по созданию и использованию в лунных экспедициях тяжёлого лунохода Л2 и лунной орбитальной станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1 — Л3, был составлен новый проект Н1Ф — Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиций на Луну к 1979 году с перспективой сооружения на её поверхности в 1980 -х гг. Глушко , назначенный в мае 1974 года генеральным конструктором советской космической программы вместо В.

Мишина, своим приказом с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в 1974 году формально программа была закрыта в 1976 году. Более поздний проект советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»—"ЛЭК" рассматривался, но также не был реализован. Провал советской лунной программы главным образом отразился на карьере В. Мишина , которого 22 мая 1974 г. Глушко его руководителем и главным конструктором.

Конечно, нет. Так что давайте все-таки обратимся к прошлому и настоящему лунной программы России, чтобы знать, что нас ждет в будущем на самом деле. Первые шаги советской лунной программы Лунная программа СССР представляет огромный интерес для современной науки. Она является отражением непоколебимой воли и уничижающей силы бюрократии, способной свести на нет любые усилия.

Уже доподлинно известно, что на появление и развитие советской лунной программы было затрачено сил ничуть не меньше, чем американцами на лунную программу США. Первые лунные станции начали разрабатываться в ОКБ Королева с конца 1957г. И уже в декабре 1957г. В начале 1958г. Королев и М. От ядерного взрыва на Луне к этому времени уже отказались [2]. В 1960 году начались работы по созданию сверхтяжёлого носителя, без которого осуществить лунную экспедицию не представлялось возможным. Параллельно, в 1963, начали разрабатываться корабли Л1 для облёта вокруг Луны и Л3 для посадочной миссии. Компьютерная модель корабля 7К-Л1 Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша.

Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро далее КБ проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них. Соответственно силы и средства на испытания утекали как вода, не принося видимого результата. Различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ С. Королева и В. Королева и ОКБ-52 В. Челомея ОКБ-52 В. Чаломея пользовалось симпатией Н. Однако, после того, как 13 октября 1964 года тихо и без лишнего шума был смещен Никита Сергеевич Хрущев, ОКБ-52 оказалось не удел.

Выбор редакции

Тайна спутницы: рассекречены детали лунной программы СССР | Статьи | Известия Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья.
Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы — Росбалт Получается, без сверхтяжелой ракеты российская лунная программа для высадки космонавтов потребует трех-четырех пусков даже самых мощных имеющихся носителей (пока что в планах четыре старта).

Технический отчет «Основные положения по объекту Е-8»

  • Это была славная работа
  • В СМИ высказали мнение, почему провалилась советская лунная программа
  • Первые запуски
  • Лунная программа СССР
  • Цитаты о СНГ

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий