В Гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю»
Главная» Новости» Шостакович концерт 2 ноты. Ведь если бы дед не попал в этот оркестр, не готовился к исполнению симфонии Шостаковича, вряд ли он выжил бы. В самом центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова, состоялся торжественный концерт, приуроченный к 80-летию со дня первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде.
В Самарской области исполнили Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича
Как Седьмая симфония Шостаковича помогла ленинградцам пережить блокаду. «Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. Как Седьмая симфония Шостаковича помогла ленинградцам пережить блокаду. Ее часто обходят вниманием дирижеры, с удовольствием исполняющие другие симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Позднее Шостакович вновь обратился к событиям Октябрьской революции в своей Двенадцатая симфония, с субтитрами 1917 год. Симфония 2. Октябрю.
Евгения Петросяна атакуют мошенники
- «Гимн мужеству Ленинграда» — Путин о премьере 7-й симфонии Шостаковича
- Главные новости
- Седьмую симфонию Шостаковича исполнят дважды
- Симфония грядущей Победы. Музыка Шостаковича прозвучит вновь через 80 лет
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю»
Секретное оружие Ленинграда
У Шостаковича много вальсов, даже в этой сюите три. А потому, что он очень известен на Западе, даже имеет название «Русский вальс», но почти совсем неизвестен в России. Живущий в США пианист Саша Избицер сообщает о том, что его много раз просили исполнить этот вальс, называя его «Русским», иностранцы. А русские — не просили.
Что вдруг произошло с 2000 года? Отчего вальс получил такую известность на Западе? Почему же Второй вальс, музыка яркая, своего рода гимн страны, не стал известен в России?
Точного ответа нигде нет. Валерий Лебедев считает: потому, что так хотел Шостакович. Потому что он как бы не автор этой музыки.
И вместе с тем — это именно он ее написал. Тогда как понять эту диалектику в духе «песня слышится и не слышится»? Валерий Лебедев напоминает, что для композитора юмор, сатира, гротеск и сарказм в музыке были любимыми приемами.
Далее Лебедев пишет: Что ж, вам не нравится мой голос, мои интонации?
Заверяю вас от имени всех ленинградцев, работников культуры и искусства, что мы непобедимы и что мы всегда стоим на своем боевом посту». В октябре 1941-го Дмитрия Шостаковича с семьей самолетом вывезли из блокадного Ленинграда вначале в Москву, а затем в Куйбышев. К тому времени основа симфонии уже была готова. Вспомним: широкий распев русской души прерывает вероломное, жестокое нашествие врага, но жуткую какофонию захватчиков пересиливает мужественная и мелодичная тема Родины, где слышатся память, скорбь и надежда. Как вспоминал композитор, первые части произведения были написаны на одном дыхании: нужно было перенести на ноты пульс обороны Ленинграда. Работа над финалом монументального произведения продвигалась не столь стремительно. Безусловно, Шостакович ни на секунду не сомневался в нашей победе, что и должна была предвосхитить мощная концовка симфонии во славу русского народа, его духа и оружия. Между тем ситуация на фронте оставалась тревожной и непросто было представить музыкальное воплощение будущей Победы. Ведь нужно было так сформировать звуковую палитру радости, гордости, памяти о погибших, уверенности в светлом завтра, чтобы не пережать, не сфальшивить.
И это удалось. И под Новый год Дмитрий Шостакович в квартире на улице Фрунзе, куда его поселили, с пианистом Львом Обориным в четыре руки сыграли на фортепиано симфонию по только что завершенному клавиру. Первым оценил произведение живший по соседству тоже эвакуированный главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд. Музыка настолько захватила участников импровизированного прослушивания, что незамедлительно было принято решение — исполнить. Нотную бумагу доставили из Москвы. Артисты оркестра Большого театра сами расписали партии для своих инструментов. Репетировали в фойе Дворца культуры имени Куйбышева.
Уже на следующий день после премьеры партитура Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву, где ее с триумфом исполнили в Колонном зале Дома союзов 29 марта 1942 года. Ольга Берггольц вспоминала: «Мне выпало счастье быть на исполнении Седьмой симфонии 29 марта 1942 года в Колонном зале, когда я находилась в Москве в кратковременной командировке. Не буду подробно рассказывать о том потрясении, которое я, как и все присутствовавшие больше половины из них были фронтовики , испытала, слушая эту симфонию, нет, не слушая, а всей душой переживая ее как гениальное повествование о подвиге родного города, о подвиге всей нашей страны.
Помню, как на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не защищенный. А народ стоя все рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который, взволнованный и невероятно смущенный, без малейшей улыбки неловко кланялся, кивал головой слушателям, и я думала: «Этот человек сильнее Гитлера, мы обязательно победим немцев»… Создание Седьмой симфонии стало событием для всего музыкального мира. Такой же запрос пришел из Англии. Но самой памятной, дорогой, пронзительной стала премьера Седьмой симфонии в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 года. Когда обескровленный оркестр радиокомитета укрепили музыкантами, отозванными с фронта. Когда во время исполнения на город не упал ни один вражеский снаряд — фашистские позиции подавила наша артиллерия. Когда в условиях блокады специалисты Ленинградского радио организовали трансляцию симфонии из Большого зала филармонии на весь мир, благодаря чему планета узнала: город жив, борется и уже точно не будет покорен. Сегодня Седьмая симфония Шостаковича входит в репертуар ведущих оркестров мира. Каждое поколение находит в великой музыке наиболее близкие и понятные ассоциации, интонации.
И наверное, не случайно именно это произведение, символизирующее победу Добра над Злом, маэстро Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра исполнил 21 августа 2008 года в разрушенном грузинскими войсками Цхинвале, который защитила от агрессоров Российская армия. Музыкальный символ Победы русского народа продолжает служить Отечеству.
Как признавался композитор: Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание. Так как для ее исполнения требовался расширенный состав, к коллективу Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета присоединились фронтовые музыканты. Участница премьеры Ксения Матус вспоминала: Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории искусства, — «дуэт» симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео
Творческая активность Шостаковича обратила на себя внимание не только в Ленинграде: постепенно он утверждался как один из самых деятельных, талантливых молодых композиторов страны. Симфония №12 “Памяти Дмитрия Шостаковича”; “Золотой ключик”, сюита №4 из балета. Овацию новосибирцы устроили и в тот вечер, в 1942 году, когда Седьмую симфонию Шостаковича исполнили в нашем городе впервые. 5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялась Премьера 7 симфонии Дмитрия Шостаковича Но с особым нетерпением свою Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Шостакович ему говорил, что написал эту симфонию “как реакцию на сталинский режим, его репрессии”», – привел слова композитора заслуженный деятель искусств РТ, бывший дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Рустэм Заляй.
На Стрелке Васильевского острова прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича
«80 лет назад в блокадном Ленинграде была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. 5 марта 1942 на сцене Куйбышевского оперного театра состоялась мировая премьера одного из самых выдающихся сочинений XX столетия — Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Shostakovich: Symphony No.2/Festival Overture/Song of the Forests, etc. Главная» Новости» Шостакович концерт 2 ноты. Ее часто обходят вниманием дирижеры, с удовольствием исполняющие другие симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу
Вчера, в день начала Великой Отечественной войны, не зря звучала именно эта композиция. Дмитрий Шостаков писал её с июля по декабрь 1941 года и посвятил её Ленинграду. Впервые симфонию исполнили 9 июля 1942-го эвакуированные музыканты Ленинградской филармонии под руководством дирижёра Евгения Мравинского.
Вторая, неофициальная, исходит от ученицы Шостаковича Галины Уствольской, которая в поздние свои годы относилась к Шостаковичу с большим презрением и, в пику общепринятому образу Шостаковича как великого композитора, человека высоких моральных принципов и музыкального летописца своего времени, пыталась доказать, наличие у него совершенно обратных качеств — мелочности, подлости, приспособленчества и, как бы сейчас сказали, меркантильности. Она говорила, что Шостакович «почти закончил» симфонию к 1939 году, и намеревался посвятить ее Ленину, но потом, держа нос по ветру, просто изменил название. Шестая симфония была написана в 1938-1939 годах и впервые исполнена 5 ноября 1939 года.
Они отличаются друг от друга по музыкальному языку и замечательно вписываются в логику его развития именно в существующем порядке. Шостакович работал над симфонией неустанно, даже во время пожарных дежурств на крыше консерватории брал партитуру с собой Шостакович, как и его учитель Глазунов сочинял без рояля. Появляющаяся через несколько минут главная тема первой части — тема нашествия, является пассакальей траурным шествием или танцем на инверсированную тему «Болеро» Равеля.
Концерт проходил в рамках филармонического абонемента «Диалоги с Брамсом», но титульный автор несколько потерялся на фоне своего более масштабного и всеохватного «визави». Брамс был представлен Вторым концертом для фортепиано с оркестром. Лазарев начал его широким мазком, словно бы намереваясь превратить в еще одну симфонию. Брамс, безусловно, его композитор, а Третья симфония, продирижированная им пару месяцев назад в том же зале, стала настоящим откровением. На сей раз подобного не случилось, и, прежде всего, потому, что для этого требовался солист, способный оказаться на одной волне с маэстро. Но Вадим Руденко — крепкий и культурный профессионал — не обладает соответствующей харизмой, как и ярко выраженной индивидуальностью.
И концерт Брамса оказался в итоге неким необязательным привеском к главному блюду — Одиннадцатой симфонии «1905 год» Шостаковича. До сравнительно недавнего времени к этому произведению принято было относиться с предубеждением, не делая особых различий между ним и действительно конъюнктурной Двенадцатой симфонией «1917 год». В том, что это абсолютно несправедливо, многие смогли убедиться шесть лет назад благодаря Владимиру Юровскому, исполнившему Одиннадцатую со светлановским ГАСО, предварительно расставив все необходимые акценты во вступительном слове. И ныне Александр Лазарев еще раз доказал, что симфония эта — во многих отношениях шедевр. Вопреки проявившемуся у маэстро в последние десятилетия пристрастию к крупному штриху, в его интерпретации Одиннадцатой симфонии присутствовал широчайший спектр динамических оттенков. При этом все нарастания, все кульминации были тщательно подготовлены. Кроме того, Лазарев, чье вдохновение порой уносит его и слушателей в неведомые дали, на сей раз целиком и полностью следовал в русле авторской драматургии. В первой части «Дворцовая площадь» слушатели почти физически ощущали постепенно сгущающуюся предгрозовую атмосферу, внутренние содрогания вулкана, вот-вот готового извергнуть лаву. Слышался, казалось, даже лязг оружия, которое скоро будет пущено в ход… Во второй части «9 января» , где накопившееся напряжение выплеснется наружу, а мирное шествие утопят в крови, маэстро, как и в двух последующих, не позволял себе никаких перехлестов, отнюдь не будучи в то же время эмоционально нейтральным.
Пафоса тоже хватало, но — в меру. И главное послание композитора — насилие, как бумеранг, за каждым «кровавым воскресеньем» рано или поздно следуют события, подобные тем, что произошли в 1917—18 годах, — считывалось четко и внятно. Зал оценил это в полной мере — как, впрочем, и качество игры РНМСО, — устроив по окончании симфонии такие овации, какие нечасто услышишь после произведений, не относящихся к разряду классических хитов.
Шостаковича, ставшей символом мужества и стойкости Блокадного Ленинграда. Ее впервые исполнили в Ленинграде в Большом зале Филармонии в 1942 году. Сегодня в 20.