И именно Пурим стал самым веселым еврейским праздником.
Какого числа отмечают Пурим в 2024 году
- Навигация по записям
- Какого числа отмечают Пурим в 2024 году
- Что это за праздник и когда будет
- Законы праздника
- Про историю праздника
- Что празднуют на Пурим
Пурим. История праздника
Читать дальше… Ещё не запутались? Добавим сложноты: в високосные годы, когда в еврейском календаре два месяца адара что? Соблюдающие иудеи в такие годы отмечают в первом адаре ещё и «маленький Пурим», Пурим катан, а в некоторых общинах Пурим катан отмечают просто в годовщины любых дней, когда удалось счастливо избежать какой-нибудь неминуемой катастрофы, угрожавшей этой общине, — но за пределами религиозного мира об этом обычае мало кто знает. И в чём смысл? Собственно, главная тема Пурима — спасение евреев от смертельной угрозы. Хотя Г-дь и не упомянут в «Свитке Эстер», с точки зрения иудея, всё это происходит не просто так, а по Б-жественному плану. Пурим — один из самых любимых праздников в еврейском году, это радостный день, когда все себе позволяют как следует повеселиться. История Пурима — это надежда, что, как бы ни были ужасны текущие обстоятельства, в конце концов всё наладится.
Разумеется, всем отзывается легенда о маленьком еврейском комьюнити, которое, будучи в смертельной опасности, находит возможность спастись и отпраздновать свою полную и окончательную победу над врагами. Это сильный образ для общин диаспоры, которым в течение многих столетий то и дело угрожало уничтожение. Как отмечать? Пурим — это не домашний, а общинный праздник; нам заповедано есть, пить и веселиться. Но и дома делают всякое, например, пекут специальные треугольные печенья с начинкой: на идише они называются гоменташен — «карманы Амана», а на иврите озней аман — «уши Амана».
Мардохей говорит Есфири в ст. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?
Так же, как и сегодня, Он всегда работает в поддержку тех, кто Его любит, пусть это и не столь очевидно. Уроки скромности и ответственности для нас Праздник Пурим для нас, современных христиан , содержит ряд уроков и поучительных моментов. В этой книге есть ценные уроки по принятию ответственности на себя, самопожертвованию. Просто делай то, что правильно, даже в смутные времена. Трагичный урок есть и о гордыне. И о награде за мужество и смирение. Мардохей — еврей, пленный, никто и звать никак.
Бог поднимает его до уровня национальной знаменитости. С другой стороны, Аман Вугеянин, кто думал про себя, что он значимый, кто-то, кто чести достоин, вынужден был сглотнуть свою гордость, ну и несколько других неприятных моментов, в том числе, виселица, которую от построил для другого, приняла его самого. Веселые обычаи Пурима В Пурим, после прочтения книги Есфирь, принята традиция устраивать пир, наряжаться в яркие костюмы, восстанавливать эту историю, есть национальные печенья, называемые Hamentashen, заглушать любое упоминание имени Амана. Существуют особые традиции дарить подарки бедному населению. Hamentashen представляет собой три треугольных печенья с желе, традиционная выпечка на Пурим. Треугольная форма напоминает треугольную шляпу злодея Амана. Праздник Пурим напоминает об угрозе антисемитизма У всех праздников есть серьезный подтекст: Пурим более других праздников напоминает об интересе евреев как о статусе меньшинств.
Кроме того, это формальный повод посмеяться над историей, выражая страх перед физическим уничтожением. Сосредоточение на этом празднике помогало народу выстоять на протяжении истории. Например, идея Гитлера по поводу «Финального решения» не была ни первой, ни оригинальной. На протяжении всей Торы мы видим, как дети Авраама были близки к уничтожению. Намеки на вражду возвращают нас в начало Бытия. Начиная с сатаны в Саду, вражда между Исааком и Иаковом, атака Амаликитян, после освобождения от египетского рабства Исход 17. Даже в книге Откровений Откровение 12 говорится о борьбе, с которой связан приход Мессии в мир.
Дух Исава, позже дух Амалека раннего потомка Амана , пытается стереть с лица земли еврейскую нацию. И сегодня не угас конфликт на ближнем востоке. Эхо Пурима в истории Пурим является единственным еврейским праздником, который рассматривает явление антисемитизма.
Однако даже это предприятие связано с большим риском, так как ей необходимо обратиться к Ксерксу с просьбой о нарушении установленного порядка. Это может привести к ее гибели. Мордехай придумывает рискованный план по поводу того, как привлечь внимание Атртаксеркса, а не вызвать гнев. Все остальное полностью зависит от обаяния и бесстрашия царицы. Рискуя жизнью, Есфирь провела несколько пиров для Ксеркса. В течение долгих бесед она смогла убедить своего мужа в преданности еврейского народа, напомнив ему о том, кто именно спас его от заговора. В итоге царь уверовал в вероломство и предательство Амана.
Узнав, что стало истинной причиной нападок на избранный народ, грозный властитель Персии обрушил весь гнев на Амана и его семью, обернув все свои указы против него. Спасение еврейского народа Первое, что повелел грозный царь — повесить Амана на виселице, приготовленной Мардехаю. Так как персидский правитель не мог отменять собственные указы, он разрешил евреям защищать свои жизни и жизни своих детей с оружием в руках от всех, кто поднимет на них руку. Таким образом, 12 и 13 айдара еврейский народ встретил своих убийц лицом к лицу. Два дня продолжалось сражение по всей Персии, в результате которого все нападавшие были уничтожены или бежали. Всего говорится о 70 тысяч погибших, среди которых 10 сыновей Амана, возглавивших неудавшийся геноцид. Начался великий праздник, который продолжался весь день. Мардехай повелел сделать этот день особенным, чтобы он был напоминанием грядущим поколениям о роковых событиях. В книге Эстер праздник назван днями пиршества и веселья. Свое имя иудейский Пурим получил от слова «пур» жребий.
Таким образом, название символизирует то, что судьбу народа пытались решить, бросая жребий. Когда празднуют Пурим? Как отмечено выше, Пурим празднуют 14 айдара. Однако чему соответствует этот день? Практически всегда Пурим выпадает на март или конец февраля. Каждый год эта дата приходится на разное число, так как лунный год короче солнечного на 10 дней. Так, в 2014 году празднование пришлось на 15 и 16 марта, в 2015 — на 4 и 5, а в 2016 — на 23 и 24 числа. В Иерусалиме Пурим традиционно отмечается на день позже, это позволяет многим израильтянам отметить праздник дважды. В период еврейского рассеяния праздник оказал свое негативное влияние на отношение христиан к иудеям. В первую очередь из-за того, что его празднование практически всегда совпадало с Великим Постом.
Нередко это провоцировало погромы со стороны христианских общин. Яркое веселье, диссонирующее с днями поста, породило суеверие о том, что праздник несет антихристианский смысл. В наше время бытует предубеждение, что Пурим - еврейский праздник 8 марта. Однако на этот день он выпадает только один раз в 25-30 лет. В каждой национальной или религиозной традиции существует праздник, выпадающий на конец зимы, начало весны. Так, в России — это Масленица, в исламской традиции — Новруз и так далее. Как празднуют Пурим? Существует четыре незыблемых традиции празднования Пурима. Главная из них - чтение Свитка Эстер.
На утренней службе в синагоге в этот день читается свиток Эстер, а вечером на улицах и площадях устраиваются карнавальные шествия и шуточные представления — пуримшпили. Одна из важнейших традиций Пурима — Мишлоах Манот, когда друзьям посылают подарки. На Пурим предписывается оказывать благотворительность всем: «Кто бы ни протянул руку за милостыней в Пурим, — ему необходимо подать». Пурим — праздник безудержного веселья и карнавала. В Пурим можно то, чего нельзя в другие дни.
Пурим в 2023 году
Также в Тиша-бе-ав запрещено мыться, использовать косметику и носить изделия из кожи. Еврейский Новый Год с 2 по 4 октября Рош ха-шана или еврейский Новый Год — время радости и подведения итогов. Название праздника переводится как "голова года". В этот период евреи вспоминают события прошедшего года и размышляют о планах на будущий. Праздник не обходится без традиционного угощения, на стол подают халу — хлеб по особому рецепту, который символизирует вечную жизнь. С Рош ха-шана начинается десятидневный период Дней покаяния, который заканчивается с приходом праздника Йом кипур Дня искупления.
Иудеи верят, что когда человек старается улучшить свои отношения с другими, он вносит вклад в улучшение всего мира. Во время праздника Йом кипур принято одеваться в белое и отказываться от кожаной обуви, которая в давние времена считалась символом богатства. Многие евреи в этот день воздерживаются от работы, постятся и идут в синагогу. Суккот с 16 по 23 октября Суккот — один из самых радостных праздников в еврейской традиции, который длится целых семь дней. Название торжества переводится как "шалаш", оно относит к временам, когда после исхода из Египта евреи, согласно преданию, 40 лет скитались по пустыне и жили в шатрах.
Во время Суккота проводятся праздничные шествия с ветвями финиковой пальмы, ивы и миртового дерева. А в древние времена торжество обязательно сопровождалось паломничеством. Богословы утверждают, что праздник Шмини Ацерет зародился после того, как царь устроил семидневный пир, а когда дети его стали расходиться, упросил их остаться еще на один день. Вечером в Шмини Ацерет в синагогах также заканчивается годовой цикл чтения Торы. Поэтому два праздника, Шмини Ацерет и Симхат-тора, выпадают на один день.
Ханука с 25 декабря 2024-го по 2 января 2025 года Это радостное событие справляют в течение восьми дней. Праздник свечей Ханука напоминает евреям всего мира о чуде, произошедшем в Израиле за 164 года до наступления новой эры. Тогда войска греческого царя Антиоха захватили Иерусалимский храм, но еврейским повстанцам удалось его отбить. Вот только святилище было осквернено греками — храм нужно было заново очистить. По преданию, у евреев почти не было "чистого" масла, чтобы зажечь менору, запасов хватало лишь на одну ночь.
В Пурим нет времени для грусти, символ дня — радостное событие, которое должно сопровождаться только смехом и весельем. Употребление алкоголя. Во время трапезы можно в неограниченных количествах пить вино. Но не стоит забывать о самоконтроле под воздействием этого алкогольного напитка. Поднесение подати нуждающимся. Необходимо проявить милосердие минимум два раза. Обычно посылается готовая еда или напитки.
Чтение Торы — священного свитка. Факты о празднике О празднике спасения еврейского народа есть множество занимательных фактов. Приведем наиболее интересные: Слово «Пурим» имеет персидское происхождение. Оно переводится как «жребии». Название символизирует жребий, который бросал Аман для выбора месяца массового убийства евреев. Аман был повешен на виселице, приготовленной им же для Мордехая. Отмечать желательно в необычных нарядах.
К примеру, можно скрыть свое лицо за маской. В Израиле устраивается карнавал. Во время чтения Книги Эстер при произнесении имени Амана принято шуметь трещотками в знак ненависти и презрения. В Пурим заканчивается пост и траур.
Якоб де Вет. Фото wikipedia. Не так давно еврейской красавице удалось очаровать царя и стать царицей Персии. О ее происхождении он пока не знает. Несмотря на то, что в империи патриархальные нравы и за ослушание царь Ахашверош уже расстался со своей первой женой, Эсфирь решается проявить недозволенную женщинам инициативу. Сначала она вместе с дядей и другими евреями несколько дней постится и молится, а затем приглашает мужа на пир, где открывает ему правду о своем происхождении, раскрывает коварные планы Амана и умоляет спасти свой народ.
Царь впечатлен, и поняв коварство Амана, приказывает казнить его, но к сожалению уже не может отозвать назад свой указ. Все, что он может сделать — разрешить евреям обороняться и использовать оружие. В результате евреи одерживают победу, а тысячи персов и все сыновья Амана погибают в битве. На следующий день проходит грандиозный праздник и становится одним из самых главных в календаре иудеев. Конрад Виц. Художественный музей.
В праздник иудеи молятся, помогают нуждающимся, отправляют подарки друзьям, устраивают праздничную трапезу. Также принято надевать карнавальные костюмы и разыгрывать спектакли - "пуримшпили". Поддержка малоимущих в Пурим является одной из центральных его заповедей, и каждый год ФЕОР устраивает праздничные акции, в рамках которых в 2023 году около 40 000 семей по всей России получили праздничные наборы, а также оказана адресная помощь малоимущим.
Народный репортер
- ПЬЯНЫЙ ПРАЗДНИК В ИЗРАИЛЕ - ПУРИМ 2024 - YouTube
- Пурим — Википедия
- История возникновения
- "Праздник" 8 марта – кровавый сионистский Пурим
Свиток изгнания
Еврейский праздник Пурим традиционно открывается однодневным постом 13 Адара в честь священного поста Эстер и Мордехая. Какого числа будет Пурим в 2024 году, исторические корни торжества, символический смысл и точная дата праздника, что значит пост Эстер, как принято отмечать Пурим. это еврейский праздник, который отмечается 14-го дня месяца Адар в соответствии с еврейским календарем. Какого числа будет Пурим в 2024 году, исторические корни торжества, символический смысл и точная дата праздника, что значит пост Эстер, как принято отмечать Пурим. Пурим. Начинается с вечера Суббота, 23.
Когда отмечают Пурим в 2024 году
- Содержание:
- Еврейский культурный центр - Статьи
- Праздник Пурим 2023: когда и как отмечают евреи важное торжество
- Пурим в 2024 году: когда отмечают, история, традиции и праздника — 05.03.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Пурим в 2023 году: история и традиции еврейского праздника
Пурим 101: всё, что нужно знать про веселье по-еврейски
Малый Пурим — день памяти чудесного спасения евреев в Персидском царстве. ПУРИМ (евр. פורים – жребии), иудейский праздник, установленный в память о спасении от истребления в 5 в. до н. э. находившихся в Персии евреев. П. – т. н. малый праздник, в этот день разрешено работать. Пурим считается самым веселым еврейским праздником в году и отмечается 14 числа месяца Адар (в этом году его празднуют 24 марта). Почему еврейский праздник Пурим – самый веселый: история происхождения, заповеди, традиции и значение. Непосредственно сам Пурим, как и все еврейские праздники, начинается в сумерках одного дня и заканчивается через день, когда солнце также начинает клониться к закату.
Пурим 2024: когда и как евреи отмечают праздник пира и веселья?
Еще один важный аспект праздника — это благотворительность, или «матанот лаэвьоним»: подаяние нуждающимся, чтобы и они могли отпраздновать Пурим. Малый Пурим — день памяти чудесного спасения евреев в Персидском царстве. Пурим — это еврейский праздник. Отмечаемый в четырнадцатый день месяца адар по традиционному лунному календарю. Пурим от РЕК 2024 года.
Пурим. Смысл и значение еврейского праздника
Фото: pexels. В 2024 году Пурим начинается с вечера 23 марта и заканчивается вечером 24 марта, в 2025 году Пурим начинается вечером 13 марта и заканчивается 14 марта. Этот праздник относится к событиям, произошедшим более 2400 лет назад, когда евреи были спасены от грозящей им угрозы уничтожения в Персидском царстве при царе Ахашвероше. Современные празднования Пурима включают карнавалы, театральные постановки и угощение друг друга специальными треугольными пирожками с джемом, известными как гаменташен.
Getty Images Раввин напомнил, что Пурим установлен еврейскими мудрецами в память о чудесном избавлении еврейского народа от физического уничтожения в IV веке до н. Веселье этого дня мы поддерживаем карнавальными костюмами и спектаклями, мы дарим подарки друг другу и стараемся сделать так, чтобы у каждого нуждающегося человека была возможность провести Пурим достойно, - обратился с письменным поздравлением к еврейским общинам глава ФЕОР. В праздник иудеи молятся, помогают нуждающимся, отправляют подарки друзьям, устраивают праздничную трапезу.
Аман почему-то решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по улицам столицы, громко объявляя: «Так поступает царь с теми, кто оказывает ему услугу». Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так.
Аман разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался Мордехая повесить 13 адара. Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать все для спасения евреев. Эстер пригласила царя и Амана на пир, который так понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание. Бросившись царю в ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев. Ахашверош страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись, застал Амана у ложа Эстер! Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман покушался на честь царицы, Ахашверош приказал повесить его на том самом дереве, на котором советник собирался повесить Мордехая. Но царский указ не мог быть отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них нападал.
И многие люди приходят, одетые в карнавальные костюмы. Это очень интересный обычай — таким образом человек показывает, что внутри он не совсем такой, каким его привыкли видеть. При этом, конечно, все карнавальные костюмы отсылают публику к положительным героям.
Никто не оденется, к примеру, злодеем Аманом или Фантомасом. Но кто-то придет в костюме праведника Мордехая, кто-то — в костюме врача, задача которого лечить людей, а кто-то, возможно, оденется Суперменом — защитником справедливости, или полицейским — защитником закона и порядка. Если удавалось отпраздновать Пурим, то только дома, да и то тайком от соседей. За религиозную пропаганду можно было остаться без работы, а то и угодить в ссылку. Слава Богу, сейчас мы живем в стране, уважающей права верующих. Выглядит это примерно так: ты входишь в здание, и тут к тебе подходит кто-то из наших молодежных активистов и направляет, куда тебе надо. Если ты пришел на чтение Свитка Эстер, тебя проводят в молельный зал; если хочешь поучаствовать в праздничной трапезе, твой путь — в ресторан при МЕОЦ или трапезную, которая будет действовать в каждой московской синагоге. А еще тебя обязательно проводят в особую комнату, где для каждого члена общины припасен сверток со сладкими подарками. Про правило веселья без границ В Талмуде есть такая фраза: в Пурим можно даже напиться так, что не отличишь праведника Мордехая от злодея Амана. Но не думайте, что это пропаганда пьянства и алкоголизма.
Мы эти слова понимаем в иносказательном смысле — как указание на то, что веселье в Пурим может быть безграничным. Главное, чтобы человек радовался.
Праздник Пурим
Евреи пользовались значительными правами и самоуправлением. Персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм. Для этого выделялись значительные средства из царской казны, а также возвращались храмовые ценности, которые когда-то были увезены вавилонянами. Указ Кира был издан за два года до того, как Артаксеркс Ахашверош стал царём и за четыре года до событий, описанных в свитке Эсфирь. Хотя Кир и разрешил евреям вернуться на свою родину, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, остальные предпочли остаться в Персии.
Начались работы по восстановлению Храма, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. В Вавилоне возродилось изучение Торы, однако, даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными союзу с Богом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле. Кир перевёл свою столицу в Сузы Шушан в земле Элам. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля.
Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало всё больше препятствий. Политика веротерпимости продолжалась и при наследниках Кира. Могущество нового царя не знало границ.
Надпись на здании в Персеполисе гласит: «Я — Артаксеркс, великий царь, единственный царь, царь всех стран в которых говорят на всех языках, царь этой большой и простирающейся далеко земли, сын царя Дария, Ахеменида, перса, сына перса, — так говорит царь Артаксеркс: Вот страны, в которых в придачу к Персии я являюсь царем под сенью бога Ахурамазды, которые платят мне дань; все, что я требую у них, они исполняют и подчиняются моему закону. Она яростно возражала против любых попыток восстановить Храм и настояла, чтобы Ахашверош положил конец делу, начатому Киром.
Пурим относится к категории религиозных еврейских праздников. Евреи постятся в двенадцатом месяце своего календаря, его название — адар, и длится этот отрезок времени с 20 февраля по 24 марта. Непосредственно сам Пурим, как и все еврейские праздники, начинается в сумерках одного дня и заканчивается через день, когда солнце также начинает клониться к закату. Журналисты pronedra. Если брать более привычное григорианское летосчисление, то дата всеобщего еврейского веселья наступает в середине первого весеннего месяца.
Таким образом, Пурим в 2023 году должен начаться вечером 6 марта и завершиться вечером 7 марта. В некоторых частях Земли обетованной в дате этого торжества есть временные подвижки. В частности, в Иерусалиме, Хевроне и Теврии Пурим могут отмечать на день позже. Это связано с историческими особенностями, приведшими к возникновению праздника.
Это однозначно доказывает, что даже когда приходят самые возвышенные откровения с Неба и люди откликаются и принимают их, это не создает устойчивую опору в отношении к Творцу само по себе. Связь между Ним и людьми не обретает прочности и полноты, само ее существование зависит от продолжения эманации Свыше. А поскольку наш мир основан на сокрытии и исчезновении, эта подпитка откровения не может продолжаться бесконечно. После света раскрытия наступает темнота, а с ней приходят неустойчивость и падение.
Пробуждение снизу Совсем иначе обстояло дело во времена Персии и Мидии. И там большая часть народа пребывала в изгнании а оно всегда представляет собой сравнительно низкую ступень состояния , и тогда тоже начался период пробуждения. Однако на этот раз происходящее носило совсем другой характер. Указы Амана и Ахашвероша должны были привести к истреблению евреев. Но это была даже не столь физическая, сколь духовная война — война потомков Амалека против духа народа Израиля. Час, когда в полной мере исполняется сказанное: «А Я совершенно скрою лицо Мое» Дварим, 31:18. В дни Мордехая и Эстер Амалек-Аман находился на пике своего могущества. Аман, высказывавший вслух тайные пожелания Ахашвероша, был всесильным правителем.
Амалек, правивший в мире, стремился сломить народ Израиля, оторвать его от его духовных корней. Вне всякого сомнения, в те дни евреям все вокруг представлялось темным и беспросветным — казалось, весь мир против них, и нет никакого способа спастись от беды. В отличие от дней Исхода из Египта, в которые происходило откровение, в дни Пурима тьма была двойной — наружная и внутренняя, неизвестность и невозможность сделать чтото, чтобы изменить свою участь. И именно в этот час — когда Амалек угрожает завоевать весь мир и кажется, что он на это способен, — усиливается внутренняя искра, частица Свыше, которая присутствует в душе каждого еврея. Внезапно Амалек утрачивает свое место в душе еврея, еврей отвергает предложенный Аманом соблазн уподобиться ему самому; теперь он готов пожертвовать всем ради сохранения своего еврейства. Готовность евреев к самопожертвованию ради сохранения верности Всевышнему и Его Торе — это более глубокое и имманентное возвращение к Творцу, нежели получение Торы на горе Синай, и об этом сказано: «Установили и приняли на себя евреи» Эстер, 9:27. Тора, которая была дана на горе Синай с использованием принуждения, теперь принимается всем сердцем, несмотря на сокрытие и тьму, в дни Мордехая под тенью Амана. Там не было принуждения при помощи «горы любви»; напротив, все «противостоящие» силы сражались против Израиля и его веры, и тем не менее евреи отказались от своего эго и даже от стремления к выживанию и вернулись к изначальной ситуации: «Установили и приняли на себя».
И в результате этого единодушного и всеобщего, от мала до велика, принятия на себя заповедей, то есть «пробуждения снизу» — обращения людей к Всевышнему, по принципу соответствия и дополнения «как в воде: лицо — к лицу» Мишлей, 27:19. Новое откровение по своей внутренней сути было даже еще более возвышенным, чем откровение на горе Синай: оно смогло произойти не только посредством сверхъестественных явлений и знамений, как в дни Исхода из Египта, но и в рамках материального мира. В этом откровении приняли участие силы, постоянно работающие в мире, которые по своей природе связаны с аспектом сокрытия, и сама природа стала частью чудес, приведших к избавлению Израиля. Пурим подобен дню Йом Кипур В свете того что откровение явилось результатом великого самоотречения евреев ради Единого и того, что оно приравнивается по внутреннему значению к дарованию Торы на Синае, становится понятно удивительное высказывание, которое можно часто услышать: «Йом Кипур «День искуплений» — день «как Пурим» См. Обыгрывается созвучность слов: «Йом Кипур — Йом ке-Пурим». Сравнение, при котором самый святой день в году рассматривается лишь как подобие Пурима, на первый взгляд кажется очень странным. Осознав, сколь масштабно было проявление сущности еврейской души в событиях Пурима, когда народ Израиля достиг вершин самоотречения ради Всевышнего, мы понимаем, в чем сходство Пурима с Йом Кипуром, временем, когда евреи стремятся приблизиться к Нему. Духовные явления Пурима возвращаются к нам каждый год, когда наступает этот праздник.
Так проясняется, почему мудрецы многократно давали самую высокую оценку этому дню, который не будет отменен никогда. В это время евреи побеждают не только земного Амалека, материализовавшегося в Амана, но и Амалека духовного, воплощающего соблазны ереси и неверия — да не будет у него власти над Израилем вовеки. Вследствие особых духовных явлений Пурима, отражающихся как в душе каждого еврея, так и в высших мирах, столь велико веселье в Пурим, более чем в другие праздники, ведь по своей духовной сущности они превосходят все, что произошло в иные времена. Подготовка к опьянению в Пурим Связь между Йом Кипуром и Пуримом известна, и сходство между ними в том, что оба они выходят за пределы обычной, повседневной рутины. Мы вырываемся за рамки своего Я и ведем себя так, словно это вовсе не мы: в Йом Кипур приходит раскаяние, а в Пурим — освобождение от здравого смысла обывателя, опьянение до степени, когда «не различит между Аманом и Мордехаем». Однако существует принципиальная разница между этими двумя видами выхода за рамки обыденного: Йом Кипур — это по своей сути день прощения и отпущения грехов, «сущность этого дня как такового очищает и искупает грехи» Мишна, Йома, 8:9, а также в Вавилонском Талмуде. Там же, 86а. В то же время веселье в Пурим требует серьезной подготовительной работы заблаговременно; временная утрата рассудка должна происходить осознанно, так, чтобы человек понимал, чего он хочет этим достичь, иначе ничего путного не произойдет.
И Пурим может быть всего-навсего днем, который прошел, не оставив после себя ничего, кроме головной боли и запачканной одежды и тогда жалко усилий, ведь можно было ограничиться минимумом в отношении «до того, как не различит» Шулхан Арух, Орах Хаим, 2. Под масками Обычным элементом праздника Пурим является маскарад. Хотя он и не упоминается в источниках, в книге Эстер — книге Сокрытия — присутствует целый ряд «переодеваний»: мудрецы, благословенной памяти, рассказывают, что Аман на самом деле был всего лишь банщиком и цирюльником из деревни Карцум Мегила, 16а. Эстер тоже «переоделась», утаив свой народ и свое происхождение. А самое главное состоит в том, что чудо Пурима совершается в «переодетом» виде. Бывает, что спасают явные чудеса, здесь же чудо словно спрятано под маской, так что все выглядит простым и кажется, что спасение совершается в силу естественных законов. Сама природа — это маска мира, и гематрия Гематрия — один из трех методов «раскрытия тайного смысла» слова, при возможности атрибутации букв числам. Широко применяется в каббалистических текстах на иврите и арамейском языке.
Источники сообщают, что природа названа так, поскольку в ней тонет смысл На иврите слова «природа» и «тонуть» являются однокоренными. Видна только поверхность, но не то, что таится внутри. Таким образом, в Пурим требуется опьянение для того, чтобы разглядеть вещи, которые прячутся под масками. Чудо Пурима не заканчивается на том, что многие из народов той земли приняли иудаизм, поскольку и это, в конечном итоге, было лишь маской. Чудо, в частности, состоит в том, что маски сбрасывают с себя сами евреи. Потребовался жестокий указ Ахашвероша для того, чтобы они сняли их с себя и решили, что они евреи. Почему полезно пить вино С точки зрения физиологии алкоголь представляет собой вещество, которое подавляет деятельность мозга крайнюю степень этого подавления можно видеть у того, кто выпил большое количество алкоголя и погрузился в сон, от которого его очень трудно пробудить. Подавление происходит постепенно: на первой стадии подавляется деятельность тех центров в мозге, которые контролируют определенные виды поведения, — снимаются запреты или побуждения, и тогда могут выйти наружу вещи, обычно дремлющие и затаенные внутри.
Алкогольный напиток не задает никакого направления, его роль — дать возможность раскрыться другим вещам. То, что проявляется при опьянении, может быть весьма разнообразным: одни люди впадают в состояние веселья, другие могут начать плакать. У некоторых выходит на свет всевозможная скверна, а у иных, наоборот, могут всплывать только святые вещи. Для того чтобы опьянение принесло человеку пользу, а не сделало его низменным и безобразным, следует заранее определить, какова цель этого процесса и в какой форме должен произойти выход за рамки привычного. Необходимо заблаговременно продумать, куда должен привести этот прорыв, рассчитать, как будет происходить высвобождение из пут обыденности. Если пьют для того, чтобы напиться, чтобы побуянить или для того, чтобы поскорее заснуть, эти цели в итоге и будут достигнуты. Но если намерение заключается в том, чтобы достичь чего-то значительного — даже если не знают, чего именно ведь Пурим — это день сюрпризов , это предоставляет особую возможность действовать не по обычным соображениям рассудка, но возвыситься над ними. Человек должен сказать: я сейчас выхожу за рамки рассудка и здравого смысла, это возможность освободиться от обычных ограничений, в Пурим я могу воспользоваться походящим случаем для того, чтобы открыть вещи, до которых я не в силах добраться во все остальные дни.
Превыше ограничений разума В жизни много раз случается, что мы боимся проявить инициативу; порой мы стоит на пороге важных решений, но нам не хватает воли или смелости, чтобы их принять. Жизнь устроена так, что никогда не бывает пауз и ни в одной точке нельзя остановить круговорот времени. Мы привыкаем смотреть на все статично, каждый говорит себе: «Я такой, какой я есть, все знают меня таким, и таким я и должен быть». В Пурим предоставляется возможность отклониться от стереотипов мышления, поскольку все движется и меняется. Это касается не только исполнения заповедей и служения Всевышнему, но и иных сфер жизни. Мы нуждаемся в помощи, которая могла бы расшевелить нас и сдвинуть с места, и, хотя смелость из бокала вина — это не настоящая смелость, все же хорошего глотка может хватить на то, чтобы мы приняли решение изменить что-то в своей жизни. Рассказывают, что один человек пришел в Пурим к своему ребе и сказал ему: «Ребе! Я хочу у вас кое-что попросить».
Так вот, сейчас я прошу, чтобы ребе дал мне это, и еще вот это, и вот то». Правило, что в Пурим «подают всякому, кто протягивает руку», распространяется как на материальное, так и на духовное.
Таким образом, в Пурим требуется опьянение для того, чтобы разглядеть вещи, которые прячутся под масками. Чудо Пурима не заканчивается на том, что многие из народов той земли приняли иудаизм, поскольку и это, в конечном итоге, было лишь маской. Чудо, в частности, состоит в том, что маски сбрасывают с себя сами евреи. Потребовался жестокий указ Ахашвероша для того, чтобы они сняли их с себя и решили, что они евреи.
Почему полезно пить вино С точки зрения физиологии алкоголь представляет собой вещество, которое подавляет деятельность мозга крайнюю степень этого подавления можно видеть у того, кто выпил большое количество алкоголя и погрузился в сон, от которого его очень трудно пробудить. Подавление происходит постепенно: на первой стадии подавляется деятельность тех центров в мозге, которые контролируют определенные виды поведения, — снимаются запреты или побуждения, и тогда могут выйти наружу вещи, обычно дремлющие и затаенные внутри. Алкогольный напиток не задает никакого направления, его роль — дать возможность раскрыться другим вещам. То, что проявляется при опьянении, может быть весьма разнообразным: одни люди впадают в состояние веселья, другие могут начать плакать. У некоторых выходит на свет всевозможная скверна, а у иных, наоборот, могут всплывать только святые вещи. Для того чтобы опьянение принесло человеку пользу, а не сделало его низменным и безобразным, следует заранее определить, какова цель этого процесса и в какой форме должен произойти выход за рамки привычного.
Необходимо заблаговременно продумать, куда должен привести этот прорыв, рассчитать, как будет происходить высвобождение из пут обыденности. Если пьют для того, чтобы напиться, чтобы побуянить или для того, чтобы поскорее заснуть, эти цели в итоге и будут достигнуты. Но если намерение заключается в том, чтобы достичь чего-то значительного — даже если не знают, чего именно ведь Пурим — это день сюрпризов , это предоставляет особую возможность действовать не по обычным соображениям рассудка, но возвыситься над ними. Человек должен сказать: я сейчас выхожу за рамки рассудка и здравого смысла, это возможность освободиться от обычных ограничений, в Пурим я могу воспользоваться походящим случаем для того, чтобы открыть вещи, до которых я не в силах добраться во все остальные дни. Превыше ограничений разума В жизни много раз случается, что мы боимся проявить инициативу; порой мы стоит на пороге важных решений, но нам не хватает воли или смелости, чтобы их принять. Жизнь устроена так, что никогда не бывает пауз и ни в одной точке нельзя остановить круговорот времени.
Мы привыкаем смотреть на все статично, каждый говорит себе: «Я такой, какой я есть, все знают меня таким, и таким я и должен быть». В Пурим предоставляется возможность отклониться от стереотипов мышления, поскольку все движется и меняется. Это касается не только исполнения заповедей и служения Всевышнему, но и иных сфер жизни. Мы нуждаемся в помощи, которая могла бы расшевелить нас и сдвинуть с места, и, хотя смелость из бокала вина — это не настоящая смелость, все же хорошего глотка может хватить на то, чтобы мы приняли решение изменить что-то в своей жизни. Рассказывают, что один человек пришел в Пурим к своему ребе и сказал ему: «Ребе! Я хочу у вас кое-что попросить».
Так вот, сейчас я прошу, чтобы ребе дал мне это, и еще вот это, и вот то». Правило, что в Пурим «подают всякому, кто протягивает руку», распространяется как на материальное, так и на духовное. И можно обратиться ко Всевышнему, протянуть к Нему руку, ибо это день, когда дают всем нуждающимся! Иногда человек опасается последствий тех глубинных перемен, которые он собирается совершить. Он говорит себе: «Если я начну подниматься на разные ступени и уровни, то кто знает, где я окажусь в конце? Подавление контроля рассудка, с одной стороны, дает человеку способность совершить прегрешения, которые его всегда тянуло совершить, однако, с другой стороны, предоставляет возможность исполнить те заповеди, которые ему всегда хотелось исполнить, но он не решался.
Пурим — это время для скачка, для перехода с одного берега на другой с тем, чтобы назавтра остаться там, где оказался. Выход за пределы происходит не только на время опьянения: это подходящий случай для того, чтобы высвободиться — ведь так или иначе человек уже выбился из привычной колеи; Пурим — это двигатель, влекущий к переменам, из которых мы надеемся выйти обновленными. Освобождение от тормозов На протяжении всего года есть немало вещей, которые мы хотели бы сделать или сказать, но нам это не удается. Иногда это вещи, которые не соответствуют правилам вежливости и некрасиво выглядят, а иногда мы не уверены, что они действительно выражают наше мнение. Когда наступает Пурим, из нас внезапно выходят слова, которые мы обычно не произносим, высказывания, имеющие особое значение. Мне хотелось бы сказать кому-то: «Когда я вижу тебя, мне делается тепло на душе», но у меня не получается, потому что мы слишком давно и хорошо знакомы и уже както неудобно выразить словами тот факт, что мы закадычные друзья.
В Пурим можно высказать самые разные вещи. Возможно, назавтра мы оба забудем эту хмельную беседу, но где-то внутри навсегда останется какой-то след. Откуда выходят эти слова? Подобно тому, как в Йом Кипур человек может сказать: «Сегодня времени не существует, можно вернуться в прошлое и вести себя так, как будто грех не был совершен», в Пурим возможно все, любые слова и поступки, как будто бы мир только что был сотворен. Пурим — это праздник, когда скидывают маски, и заранее нельзя узнать, что окажется под ними. Что именно обнаружится, зависит в основном от ответа на вопрос, как мы вступаем в этот праздник.
В жеребьевке какого сорта мы участвуем? Что определяется в ней — получим ли мы приз побольше или поменьше или же сколько мы потеряем — много или очень много? Выбор правильного жребия, выходящий за рамки человеческого рассудка и логики, позволяет нам принять решения, превосходящие обычные наши возможности. Пурим — это день неудержимого веселья и буйства, единственный день, в который еврею дозволяется выйти из равновесия, день, в который намзаповедано отключить сознание для того, чтобы перед нами открылись новые горизонты. Что откроется нам там? Это зависит от того, кем мы были до этого.
Стереть Амалека Сотри память об Амалеке На протяжении всей своей истории народ Израиля страдал от ударов, нанесенных его многочисленными ненавистниками, которые его притесняли и преследовали. Тем не менее полное неприятие и месть заповеданы только по отношению к Амалеку, подобное отношение не предписано даже по отношению к семи кнаанейским народам. Амалек заслужил столь особенное отношение к себе высочайшей степенью ненависти к Израилю — ненавистью, у которой нет ни смысла, ни причины. В нападении Амалека во время Исхода из Египта невозможно углядеть логику. У евреев, скитавшихся в пустыне, была стоянка столь огромных размеров, что напасть на нее можно было только под влиянием иррациональной ненависти; эта сила, лишающая ненавидящего способности мыслить, является самим воплощением ненависти. В пророчестве Билама: «Первый из народов — Амалек» Бемидбар, 24:20 — содержится намек на то, что Амалека характеризует не обычная, фоновая ненависть, соответствующая сказанному: «Известное правило: Эсав ненавидит Яакова» Сифрей , а ненависть, побуждающая к активному действию, к агрессии.
Ненависть, которую испытывает Амалек к Израилю, проистекает из противостояния между двумя силами, находящимися в вечном противоборстве. На какой бы ступени ни находился Израиль, он сохраняет самосознание и внутреннюю веру. Даже когда кажется, что все потеряно, в мире царит полный произвол, и тогда Израиль продолжает верить простой, нерассуждающей верой, без доводов — сам не зная почему. Это упорство проникающей в самую суть «жестоковыйного народа» Шмот, 32:9, и во многих других местах. Антитеза Израиля — Амалек. Амалек воплощает крайнюю степень низости, это самая низшая ступень в иерархии сил зла.
Всюду, где только есть какая-то слабость и неуверенность, в момент, когда еврей не видит перед собой пути, указанного Всевышним, появляется Амалек. Особенно велика его опасность там, где человек движется вперед, ведомый лишь верой, лишенной понимания. Война эта продолжается до тех пор, пока Амалек существует в мире в какой-либо форме; пока всходы посеянных Амалеком семян сомнения в вере и охлаждения порывов сердца не искоренены из сердец. Ненависть Амана произрастает из того же корня. Хотя Книга Эстер рассказывает о том, как Мордехай вызвал гнев Амана, обобщение, которое делает последний, распространяя свой гнев на весь «народ Мордехая» Эстер, 3:6. Аргументы Амана схожие высказывали антисемиты во все времена : «Есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них; и законы у них иные, чем у всех народов» Эстер, 3:8 — верны, если смотреть на факты, но не они лежат в основе борьбы Амана с евреями — теми, кто, в отличие от всех остальных, находится на противоположной стороне: на стороне веры.
Корень зла Есть такая книга воспоминаний — «Беседы с Гитлером», написанная бывшим членом партии нацистов и другом диктатора. В одной из бесед заходит речь о евреях, и автор книги говорит Гитлеру: «Между нами, мы оба знаем, что большинство обвинений против евреев несостоятельны, почему же тогда ты их так ненавидишь? Этот ответ можно назвать архетипическим для Амалека: это не неприязнь, вызванная личной обидой, но сопротивление внутренней сущности евреев, символизирующей в его глазах Всевышнего: «Они — народ Г-спода» Йехезкель, 36:20. Ведь Амалек хотел бы уничтожить все, что связано с Всевышним, а поскольку это принципиально невозможно, он обращает свою ненависть на Его представителей на земле — на народ Израиля. Ишмаэля злит запрет «не укради», для Эсава мучителен запрет «не убий»; однако Амалек, в отличие от них, противится принципу: «Я — Г-сподь». Каждый народ символизирует тот или иной недостаток или порок, но Амалек, «первый из них», олицетворяет корень всех пороков — антитезу святости.