Национальные праздники башкир в 2023 году.
В Бурзянском районе прошел национальный праздник «Сабантуй-2023»
Традиционные праздники исламского календаря в культуре башкиров Один из наиболее значимых праздников для башкир — это Рамадан. В Башкортостане стало доброй традицией отмечать День национального костюма всех народов, проживающих на территории региона. Праздник проходит согласно Указу Главы республики Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. Плодотворно и насыщенно прошел в Кумертау XIII Курултай башкир, посвященный выборам делегатов на VI Всемирный курултай башкир, который состоится в Уфе в ноябре текущего года.
Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй
Народы России. Башкиры. Обычаи и традиции. | Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. |
Традиции башкир – подарки для гостей и запросы невест | Йыйын — народное собрание (джиен) у башкир, орган самоуправления рода, по свое сути — народный праздник. |
В Кумертау прошел XIII Курултай башкир по выборам делегатов VI Всемирного курултая башкир | Среди национальных праздников башкир выделяются следующие: Сабантуй — праздник весны и начала посевной кампании, который проводится в конце мая или начале июня. |
Жителей Башкирии в 2023 году ждет 121 праздничный и выходной день | Народный праздник Сабантуй стал общеизвестным и широко отмечаемым среди многих народов, и особенно среди татар и башкир, в настоящее время Сабантуй отмечается и в крупных городах за пределами Татарстана и Башкортостана и в каждом поселении. |
Народные праздники башкортостана (42 фото) | Праздники Башкортостана — официально установленные в Башкортостане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. |
Сегодня в Башкирии отмечают недавно установленный праздник
Также к их числу относят День подписания Соглашения Российского Рабоче-Крестьянского правительства с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии 20 марта ; День образования территориально-национальной автономии Башкортостана 29 ноября и другие. Сюда же входят профессиональные праздники, даты установки памятников культуры и архитектуры и прочее. В эти дни принято проводить общественные, просветительские мероприятия в отдельных регионах, организациях, учебных заведениях, которые направлены на укрепление в сознании граждан важности памятных для их народа дат. Народные праздники Сабантуй, или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами.
Дата «праздника плуга» назначается отдельно в каждом регионе, поэтому дни проведения разбросаны от конца мая до начала-середины июня. В современных условиях приуроченность этого праздника полевым работам отошла на второй план. Однако, как и прежде, этот день — целый карнавал из песен, танцев, поздравлений, праздничных угощений из традиционной выпечки, конкурсов, спортивных состязаний и призов.
К подобным датам относится также фольклорный праздник Салауат йыйыны, который проводится летом и направлен на развитие у детей почетного отношения к своему народу, любви к своей нации, а так же выражение чувства благодарности старшим. Еще один традиционный башкирский праздник Сабантуй отмечается обычно в знак окончания посевных работ весной. Участниками общего действия обычно становятся жители соседних аулов, которые собираются на возвышенную площадку «майдан» , огораживают ее кругом и проводят всевозможные спортивные соревнования, курэш, скачки на лошадях, народные танцы и пение, а также вознаграждение участников призами и угощение едой.
Историко-культурное, этническое богатство Республики Башкортостан отображается во всех сферах жизни граждан, даже в том, какие праздники существует у ее народа. Здесь, как ни во многих местах, можно до сих пор увидеть сочетание современности, стремления к развитию и почтительного отношения к историческим истокам и религии. Это интересно:.
Джиины собирались не только межродовые, но и более мелкие, локальные. Например, по случаю приезда гостя. Такой джиин являлся поводом для общения, обмена информацией отдельного родового подразделения или рода. В древности джиины собирались во время поминок влиятельного при жизни члена рода. Так, например, юго-восточный джиин проводился на летней кочевке в начале июня. А северо-восточный проводился непосредственно после сева.
Во всех вариантах праздника неизменными являлись: 1 подготовка к празднику сбор средств, для проведения праздника, украшение площадки ; 2 проведение соревнований, награждение победителей, 3 вечерние молодежные игрища. На джиинах в прошлом решались и брачные вопросы. Не случайно свадьба у юго-восточных башкир называлась туй йыйьмы или баллы йыйын. Праздник майзан был известен в некоторых селениях северо-восточной Башкирии, а также в Аргаяшском, Кунашакском районах Челябинской области. Следует отметить, что в северо-восточной Башкирии был известен и праздник джиин, но в селениях, где он праздновался, не проводился праздник майзан. В группу «приглашающих» входили обычно самые лучшие танцоры аула, так как они должны были встречать гостей азартной пляской.
Они же оповещали соседние деревни о дне празднества. Обычно гости приезжали непосредственно в день празднования майзана. Многие шли пешком. Праздничную одежду несли в узелках. Остановившись у реки, гости умывались, переодевались в праздничные одежды, а затем шли к майдану. Лица отбеливали или мазали глиной.
На головы надевали шапку из березовой коры, сшитую в форме папахи. В таких одеяниях ряженые поджидали гостей где-нибудь в укромном месте. Завидев приближение гостей из соседних деревень, ряженые выскакивали из своего убежища и начинали приближаться к гостям в азартном танце. Танцующие изображали всадников, скакали на палках. Площадь на празднике майзан также устраивалась в форме круга. Раньше на месте празднества устанавливались юрты или временные шалаши.
В центре площади устанавливали гладко выструганный столб длиной приблизительно в 10 метров. Вокруг него на расстоянии 20—25 м от центра очерчивали круг, который и назывался майдан площадь. Отличительной особенностью праздника майзан было то, что он был известен на ограниченной территории, о нем нет упоминаний в эпических сказаниях, легендах, народных песнях. Основными элементами майзана северо-восточных башкир были: 1 сбор призов; 2 сбор денег на покупку мяса; 3 подготовка площади праздника; 4 проведение соревнований в беге, борьбе, скачках под руководством старшины, старосты; 5 совместная трапеза, угощение гостей; 6 пляска ряженых во время встречи приглашенных гостей; 7 исполнение песен, плясок; 8 вечерние игры молодежи. Женская площадка была украшена более красочно, ярко. Женщины соревновались в беге, прыжках, стрельбе из лука,борьбе.
В старину женщины участвовали и в скачках. К празднику примыкал и цикл обрядов, совершавшихся в период весенних полевых работ сабанная помощь, сабанная вода, сабанная каша. Многие исследователи считали, что название праздника произошло от слова сабан — плуг. Для празднования сабантуя чаще выбиралась пятница. Кочевые башкиры в прежнее время, по окончании праздника, начинали готовиться к выезду на кочевку, а оседлые другие к севу. У кочевников рядом с полями оставались дети и старики, чтобы следить за птицами и урожаем.
Известно, что у многих тюркоязычных народов аналогичное празднество проводилось в день откочевки на летние пастбища и знаменовало собой приход весны. Некоторые группы юго-восточных башкир засевали небольшие поля до откочевки на летние пастбища. О древности традиций земледелия у башкир-кочевников говорит наличие блюд из яровых злаков. Среди них особое место занимали обрядовые кушанья из проса, ячменя, дробленой пшеницы. Можно предположить, что эти празднества родились в древности на тюркской основе, чем и объясняется большое сходство татарского сабантуя с башкирским. В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканые полотенца, вышитые платки, рубахи.
Участники празднества садились, образуя большой круг. В центре этого круга происходили различные спортивные состязания, юмористические игры борьба, прыжки, бой горшков, бег в мешках, бег с наполненными водой ведрами и др. В центре круга исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах. Праздник этот справляется по деревням так: сегодня здесь,завтра в другой ближней деревне, послезавтра в третьей и т. Башкирская кухня Башкирский народ в прошлом вел кочевой образ жизни, поэтому основу национальной кухни составляют густые и сытные блюда с большим количеством мяса. Было много блюд из конины.
Из пряностей при приготовлении используют красный и черный перец, остальные травы и специи не в почете. Едят здесь преимущественно конину. Традиционное угощение — мясо с большим куском жира в дополнении с бульоном и кумысом.
Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному — живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах. Государственные праздники Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и государственные праздники. Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года 1 января , День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы колбаса , губадия, баурсак, бэлиш с мясом. Религиозные праздники Башкиры — мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии. Так, в Башкортостане празднуют уже упомянутые ураза и курбан-байрам, а также мавлид, сафар, день Арафат и другие. Башкирские праздники во многом сходны с подобными событиями в Татарстане, у культур выработались очень похожие религиозные традиции. Разница состоит больше всего в песнях, костюмах, танцах, которые у башкир сохранили национальный колорит.
В Башкирии рассказали о Дне национального костюма На портале «Объясняем. Башкортостан» рассказали о праздниках, посвященных национальному костюму. В Башкирии рассказали о Дне национального костюма День национального костюма народов Республики Башкортостан отмечают дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября.
Башкирские традиции
Основа лексики — слова древнетюркского происхождения. Смыслоразличительную функцию играет ударение и аффиксы, а вот предлоги, приставки и родовые формы в этом языке не используются. Пишут в Башкирии кириллицей с 9-ю дополнительными буквами для обозначения специфических звуков, хотя еще 70 лет назад в использовании было поволжское среднеазиатское письмо. Семья Формирование семейных традиций народов Башкирии шло под влиянием двух религий: христианства и ислама. До XIX века в приоритете была малая семья, когда молодые после свадьбы уходили жить в отдельный дом. Случаи, когда сыновья приводили в свою семью девушек, были редкостью, и связано это было с крайней необходимостью вести общие дела, как сегодня говорят, бизнес. От православных устоев у башкиров сложилась традиция моногамной семьи, но при этом двоеженство полностью не отрицалось. В прошлом полигамность была характерна для баев и представителей духовенства. Могли жениться второй раз и богатые мужчины, но только в том случае, если первая жена была больна или не могла иметь детей.
Вдовцам новую супругу подыскивал отец покойной при условии, что за нее ранее был полностью выплачен калым. Если вдовой оставалась женщина, то она могла выйти замуж за родственника почившего супруга. По традиции, у башкиров Урала действует патриархат. Главным в семье считается отец. Его слово определяет не только финансово-имущественные расходы, но и судьбу детей. Права женщин в башкирских семьях меняются в зависимости от возраста. Мать всегда в почете, она отвечает за все домашние дела и имеет право голоса по отношению к будущему детей наравне с отцом. Если в одном доме живут несколько поколений, то тяготы домашнего хозяйства всегда ложатся на плечи невестки: она убирает, стирает, готовит на всю большую семью, а также ухаживает за скотом.
Башкиры очень ценят свои традиции, и именно поэтому процент разводов, по сравнению с другими регионами, у них на низком уровне. Ранее чтобы разорвать отношения с супругом, женщина должна была доказать, что с ней плохо обращаются. Это был крайний шаг, так как после развода повторное замужество было под запретом. Свадьба По традиции, башкирская свадьба — это обряд, который остается неизменным на протяжении многих веков и подчиняется законам шариата. Даже сегодня невесту жениху присматривают родители, но в отличие от суровых реалий прошлого, в приоритете остается симпатия молодых друг к другу. Сватал девушку отец парня. Он должен был получить согласие не только родителей невесты, но и ее самой, в противном случае о свадьбе не договаривались. Обряд сватовства у башкир завершался отпитием родителями из одной емкости кумыса и меда.
После этого расторгнуть помолвку было нельзя.
Второй вариант праздника характерен для северо-восточной Башкирии. Празднество проводилось перед сенокосом в июне. Составными элементами празднества были: 1 сбор крупы пшённой или пшеничной ; 2 приготовление каши и праздничных угощений; 3 совместное угощение; 4 спортивные соревнования в борьбе, беге, прыжках; 5 исполнение игр, плясок; 6 переворачивание казана с остатками каши на возвышенном месте. Праздник проводился у реки. Третий вариант праздника зауральский отличается от первых двух следующими особенностями: 1 обрядовой пищей служила жидкая каша из дроблёной пшеницы, сваренная на сметане; 2 на празднике устраивались импровизированные шалаши из шалей, деревья украшались цветами; 3 сооружались заслоны из берёз, возле которых совершалась коллективная трапеза; 4 исполнялись игры, пляски, спортивные соревнования. Четвёртый вариант южный : 1 и 2 пункты, как в первом варианте; 3 выборы встречающих гостей; 4 варка каши на месте празднества; 5 встреча гостей; 6 совместная трапеза; 7 исполнение игр, плясок; 8 кормление птиц. Пятый вариант праздника западный : 1 сбор крупы любой ; 2 приготовление каши; 3 совместное угощение; 4 купание в реке, обливание водой. Праздник проводился перед сенокосом. Одним из главных ритуалов празднества считалось пожелание дождя.
Во время празднества огромное значение придавалось спортивным соревнованиям: прыжки через яму, перетягивание полотенца, борьба на кушаках, бег на различные дистанции, погоня за платком и т. Почти все игры сопровождались четверостишиями, речетативом, скороговорками. На празднестве исполнялись песни, в которых воспевались красота природы родной деревни, с детства знакомых мест. Это женское празднество было широко известно в восточной Башкирии, как встреча лета.. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причём, загадывание вслух не произносилось. Если «в ответ» кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием. В течение дня на месте празднества не смолкали песни, игры на кубызе, исполнялись пляски, игры.
Женщины раскладывали пищу на листья, камни, приговаривая: «Вот тебе, кукушка, твою долю отдаём». По словам информаторов, кукушка кукует ровно 60 дней: примерно с 18 мая по 18 июля. Особенно звонким становится её голос в начале июня. С этого времени кукушка «зовёт» особенно настойчиво. Вот тогда женщины с угощением для кукушки выходят на природу.
Выделено несколько вариантов празднества. Первый вариант юго-восточный проводился ранней весной, непосредственно перед откочёвкой на летние пастбища.
Составные части празднества следующие: 1 сбор крупы пшенной ; 2 приготовление праздничных блюд; 3 украшение деревьев; 4 варка каши; 5 совместная трапеза; 6 игры, пляски; 7 «кормление» ворон; произнесение благопожеланий. Для первого варианта женского праздника характерны и другие особенности: проведение праздника на горе и непосредственное обращение к воронам, природе с просьбой даровать благополучие в новом году. Второй вариант праздника характерен для северо-восточной Башкирии. Празднество проводилось перед сенокосом в июне. Составными элементами празднества были: 1 сбор крупы пшённой или пшеничной ; 2 приготовление каши и праздничных угощений; 3 совместное угощение; 4 спортивные соревнования в борьбе, беге, прыжках; 5 исполнение игр, плясок; 6 переворачивание казана с остатками каши на возвышенном месте. Праздник проводился у реки. Третий вариант праздника зауральский отличается от первых двух следующими особенностями: 1 обрядовой пищей служила жидкая каша из дроблёной пшеницы, сваренная на сметане; 2 на празднике устраивались импровизированные шалаши из шалей, деревья украшались цветами; 3 сооружались заслоны из берёз, возле которых совершалась коллективная трапеза; 4 исполнялись игры, пляски, спортивные соревнования.
Четвёртый вариант южный : 1 и 2 пункты, как в первом варианте; 3 выборы встречающих гостей; 4 варка каши на месте празднества; 5 встреча гостей; 6 совместная трапеза; 7 исполнение игр, плясок; кормление птиц. Пятый вариант праздника западный : 1 сбор крупы любой ; 2 приготовление каши; 3 совместное угощение; 4 купание в реке, обливание водой. Праздник проводился перед сенокосом. Одним из главных ритуалов празднества считалось пожелание дождя. Во время празднества огромное значение придавалось спортивным соревнованиям: прыжки через яму, перетягивание полотенца, борьба на кушаках, бег на различные дистанции, погоня за платком и т. Почти все игры сопровождались четверостишиями, речетативом, скороговорками. На празднестве исполнялись песни, в которых воспевались красота природы родной деревни, с детства знакомых мест.
Это женское празднество было широко известно в восточной Башкирии, как встреча лета.. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причём, загадывание вслух не произносилось. Если «в ответ» кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием. В течение дня на месте празднества не смолкали песни, игры на кубызе, исполнялись пляски, игры.
Женщины раскладывали пищу на листья, камни, приговаривая: «Вот тебе, кукушка, твою долю отдаём». По словам информаторов, кукушка кукует ровно 60 дней: примерно с 18 мая по 18 июля. Особенно звонким становится её голос в начале июня. С этого времени кукушка «зовёт» особенно настойчиво. Вот тогда женщины с угощением для кукушки выходят на природу. К этому времени расцветают луга, душистые травы покрывают долины и горы. Женщины должны полюбоваться на цветы, деревья, травы, послушать пение птиц, кукушек, покормить их.
Женщины на празднике усаживались все вместе и исполняли популярные в данной местности песни. Также на празднике исполнялись различные игры и хорооды. Были популярны такие игры: «капка» — «ворота», «борсак сясеу» — «посев гороха», «самовар», «Наза», «арпа тапау» — «молотить ячмень» и т. За 2-3 дня до праздника хозяйка обходила дома родственниц, соседей, подруг, приглашая принять участие в ощипывании и потрошении гусей. Такое приглашение воспринималось с радостью. Женщины, девушки доставали из сундуков яркие платки, фартуки, платья, одевались во всё чистое, тщательно прятали волосы под платок. Хозяин забивал гусей, женщины ощипывали, девушки мыли гусей в проруби у реки.
Весь берег реки был заполнен молодёжью, так как помощь устраивалась сразу у нескольких хозяев. Юноши с гармошками поджидали девушек. С реки девушки и парни шли вместе. В праздничном ужине участвовали и молодые люди. После угощения начинались игры в фанты. Одна из девушек собирала «фанты»: платки, гребешки, ленты, кольца и др. Другая участница вставала к водящей спиной.
Взяв в правую руку один из фантов, водящая спрашивала: «Хозяйке этого фанта какое задание? Главным блюдом был густой наваристый суп-лапша. Ко дню «гусиной помощи» хозяйка пекла свежий хлеб, к чаю подавался мёд, сметана, молоко, баурсак. Источник Древний тюркский народ, башкиры, смогли за свою многовековую историю сохранить многие традиции, язык, обряды. Башкирские праздники представляют собой сложную смесь языческих и мусульманских истоков. На культуру народа повлияли и годы существования в составе Российской империи и советское прошлое. Расскажем об основных праздничных традициях башкир и их особенностях.
История башкирского народа Многие древние источники упоминают о народе, проживающем на Южном Урале, занимающемся разведением скота и тщательно охраняющем свои территории. Историки полагают, что это и есть башкиры. Документированные источники подтверждают, что уже в 9 веке на склонах Уральских гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола проживал самостоятельный народ. Башкиры говорили на собственном языке, поклонялись силам природы и многочисленным богам, не были агрессивным захватчиками, но яростно охраняли свои земли. К 9 веку началась постепенная исламизация народа, но старые языческие традиции гармонично вплетались в новую религию. Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась… Единого обращения народа в мусульманство не происходило, это была мягкая замена существующих верований новыми правилами и обычаями. В 9 веке часть башкир переселилась в Венгрию и со временем стала частью венгерской народности.
Уральские башкиры в 13 веке активно сопротивлялись татаро-монгольскому нашествию и получили право на автономию. После распада Золотой Орды башкиры входили в состав нескольких ханств, а с середины 16 века началось постепенное включение в состав Российской империи. Сначала башкиры запада и северо-запада стали подданными русского царя, а позже и весь народ принял российское подданство, но сохранил право на свой уклад, язык, веру. Но дальнейшая жизнь народа не была совсем благополучной. Многие русские цари пытались лишить башкир их привилегий, это вызывало ожесточенное сопротивление. Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией. У каждого народа есть свои обычаи и традиции.
Многие из них — необычные и интересные. Чтобы жить в… Культура и традиции Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру. Этот народ изначально вел полукочевой образ жизни, и это повлияло на его бытовые привычки. Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры.
У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях. Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры — очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Республика Башкирия занимает первое место в России по объёмам производства многих товаров…. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности.
Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало.
Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством.
Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода. Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места.
10 Календарные праздники башкирского народа
Народные праздники башкортостана | Уникальный национальный праздник «Барда-Йыйын» прошёл накануне в Пермском крае. С культурой и традициями проживающих в Бардымском районе башкир и татар познакомились и представители делегации из нашей республики. |
Башкирские Народные Праздники | Воронья каша (Ҡарға буткаһы) самый известный древний праздник башкир, который не имеет точной даты, но обычно отмечается в конце марта, когда прилетают вороны. |
Башкирские народные праздники.
Главная» Новости» Башкирские национальные праздники на 2024 год. Зимние национальные праздники башкир – это особое время, когда жители этого региона отмечают и празднуют свою национальную культуру и традиции. Уникальный национальный праздник «Барда-Йыйын» прошёл накануне в Пермском крае. С культурой и традициями проживающих в Бардымском районе башкир и татар познакомились и представители делегации из нашей республики. Главная Наша деятельность Новости В Бурзянском районе прошел национальный праздник «Сабантуй-2023». Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.
Сегодня в Башкирии отмечают недавно установленный праздник
Сегодня в Башкортостане отмечается яркий праздник - День национального костюма | У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. |
Башкиры — хранители традиций и культуры | Туй — национальный праздник Башкиров, который проводится в конце августа. |
В Кумертау прошел XIII Курултай башкир по выборам делегатов VI Всемирного курултая башкир | Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний – скачек, бега, борьбы на кушаках. |
В Кумертау прошел XIII Курултай башкир по выборам делегатов VI Всемирного курултая башкир
Особым уважением в башкирской семье пользуются дедушки и бабушки. Старейшины организовывают праздники, регулируют конфликты и являются хранителями обычаев. Немного о некоторых традициях, обрядах и праздниках: - к приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих одаривают подарками; - преподношение даров грудному ребенку гостей; - рождение ребёнка сопровождается обрядом — наречение имени; - обряд взаимопомощи Каз умахэ - оказание помощи в заготовке тушек гусей, уток, с чаепитием, блинами и угощением из гусиного мяса и потрохов; - праздник Сабантуй, сопровождается различными состязаниями, военно-спортивными играми, песнями и плясками. Башкирские традиции — не только часть истории башкирского народа, это часть современной жизни России.
А помощницу Лымыныл удмурдскому Дед Морозу соткала из снежинок сама метель. Татарский дуэт — Кыш Бабай и Кар Кызы Кыш Бабай с внучкой Кар кызы фото из открытых источников Как рассказали в татарском историко-культурном центре Буздякского района, легенда о зимнем волшебнике тесно связана с религиозными представлениями древних тюрков. Главным божеством у них был Тенгре. А зима подчинялась божеству рангом пониже — Кыш Тонгресе.
Народ этого зимнего бога называл Кыш Бабаем. Именно он устраивал в честь Тенгре веселое празднество. Кыш Бабай всегда приглашал на праздник других богов и духов тюркского пантеона. Обязательно присутствовали любимая дочь зимнего волшебника Кар Кызы, лесной дух Шурале, дух воды Су Анасы. В наше время они материализуются и помогают Кыш Бабаю принимать гостей. Сам праздник Нового года назывался Нардуган и продолжался с 21 декабря по 1 января. Белорусы знают, как задобрить дедушку Зюзю Зюзя со своей внучкой Снягуркой фото из открытых источников В Белоруссии на Новый год всегда ждут Зюзю.
Его имя произошло от слова «зюзець» — мерзнуть. Исследователи считают, что позднее некоторые черты Зюзи воплотились в знакомом всем нам образе Деда Мороза.
Пишут в Башкирии кириллицей с 9-ю дополнительными буквами для обозначения специфических звуков, хотя еще 70 лет назад в использовании было поволжское среднеазиатское письмо. Семья Формирование семейных традиций народов Башкирии шло под влиянием двух религий: христианства и ислама. До XIX века в приоритете была малая семья, когда молодые после свадьбы уходили жить в отдельный дом. Случаи, когда сыновья приводили в свою семью девушек, были редкостью, и связано это было с крайней необходимостью вести общие дела, как сегодня говорят, бизнес. От православных устоев у башкиров сложилась традиция моногамной семьи, но при этом двоеженство полностью не отрицалось. В прошлом полигамность была характерна для баев и представителей духовенства. Могли жениться второй раз и богатые мужчины, но только в том случае, если первая жена была больна или не могла иметь детей. Вдовцам новую супругу подыскивал отец покойной при условии, что за нее ранее был полностью выплачен калым.
Если вдовой оставалась женщина, то она могла выйти замуж за родственника почившего супруга. По традиции, у башкиров Урала действует патриархат. Главным в семье считается отец. Его слово определяет не только финансово-имущественные расходы, но и судьбу детей. Права женщин в башкирских семьях меняются в зависимости от возраста. Мать всегда в почете, она отвечает за все домашние дела и имеет право голоса по отношению к будущему детей наравне с отцом. Если в одном доме живут несколько поколений, то тяготы домашнего хозяйства всегда ложатся на плечи невестки: она убирает, стирает, готовит на всю большую семью, а также ухаживает за скотом. Башкиры очень ценят свои традиции, и именно поэтому процент разводов, по сравнению с другими регионами, у них на низком уровне. Ранее чтобы разорвать отношения с супругом, женщина должна была доказать, что с ней плохо обращаются. Это был крайний шаг, так как после развода повторное замужество было под запретом.
Свадьба По традиции, башкирская свадьба — это обряд, который остается неизменным на протяжении многих веков и подчиняется законам шариата. Даже сегодня невесту жениху присматривают родители, но в отличие от суровых реалий прошлого, в приоритете остается симпатия молодых друг к другу. Сватал девушку отец парня. Он должен был получить согласие не только родителей невесты, но и ее самой, в противном случае о свадьбе не договаривались. Обряд сватовства у башкир завершался отпитием родителями из одной емкости кумыса и меда. После этого расторгнуть помолвку было нельзя. По народной традиции, у башкир действует правило выплаты калыма за молодую. Его размер определяется финансовым положением обеих семей и оговаривается сразу после сватовства.
Это торжество берет свое начало еще в тот период, когда имели место доисламские верования. Оно неразрывно связано с башкирским культом птиц. Праздник, обычно, проводится в период с апреля до июля. Точная дата устанавливалась по времени прилета кукушек. Сабантуй Многие татарские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному — живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить. Нардуган Нардуган - это крупный праздник, который отмечают 21-22 декабря после дня зимнего солнцестояния. Считается, что именно в это время рождается главное светило, а значит, дни будут становиться все более длинными. В этот день принято готовить угощения для родных и соседей. Также проводятся веселые гуляния с театрализованными постановками. Пожалуй, самая интригующая часть праздника - это гадания на судьбу. Эта неделя начинает год по православному календарю. В нее включены праздники Рождества, Старого Нового года, Крещения. В эти дни молодежь гадает на суженых. Происходят обрядовые колядования, посевания, ряженье, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Считается, что в эти дни присутствие духов среди людей особенно значимо, поэтому открывается будущее. С конца декабря светлый день начинал увеличиваться, люди связывали это с победой добра над злом. Поэтому в святочные дни после Рождества повсеместно царила радость, безудержное веселье, общение, песни и гуляния с обильной трапезой и душевными разговорами. В святочные дни запрещена охота на животных и птиц.
VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу.
Таким образом в 2024 году нерабочими праздничными днями будут 10 апреля, когда отмечается Ураза-байрам, а также 16 июня – праздник Курбан-байрам. Напомним, что в этом году Курбан-байрам будет праздноваться в среду, 28 июня. Йыйын — народное собрание (джиен) у башкир, орган самоуправления рода, по свое сути — народный праздник. В Башкортостане стало доброй традицией отмечать День национального костюма всех народов, проживающих на территории региона. Праздник проходит согласно Указу Главы республики Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. День народного единства — государственный праздник, который отмечается 4 ноября. Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв., этнологам и историкам хорошо известно, что у различных башкирских родов праздник назывался по-разному (майдан, йыйын, зиен, жыйын).