«Я не сомневаюсь, что в среднесрочном периоде мы перейдем на отечественное ПО в критических областях, в которых мы работаем. Сейчас у отечественных разработчиков программного обеспечения есть больше возможностей для развития. Субъекты КИИ с мая 2020 года ожидали утверждённого нормативного акта, регулирующего переход на отечественное ПО и оборудование. Российская платформа CommuniGate Pro – готовое решение для перехода на отечественный продукт. По словам главы Минцифры Максута Шадаева, правительство в скором времени может принять дополнительные меры для стимуляции перехода на отечественное ПО.
Анна Шарипова («Ростех») о переходе на отечественное ПО к 2025 году
Минстрой России: Массовый переход на отечественное ПО случится не раньше 2024 года | Такой фактор делает переход на отечественные решения неизбежным для крупного бизнеса. |
Ставропольский эксперт объяснил необходимость перехода на отечественное ПО | Утверждены методические рекомендации по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ. |
Госкомпании обязали перейти на отечественное ПО до конца 2025 года
Сейчас у отечественных разработчиков программного обеспечения есть больше возможностей для развития. Власти разработали директиву, предусматривающую переход на преимущественное использование российского программного обеспечения, еще в конце 2018 года. Теперь ушедшие компании должны заменить отечественные — для этого правительство выделяет гранты. Кабмин внес в Госдуму законопроект о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры РФ на использование российского программного обеспечения (ПО). В процессе работы на иностранных платформах компании достигли технологической зрелости, при переходе на отечественное ПО она может быть утеряна.
Полный переход на отечественное ПО в сфере пространственных данных намечен на 2025 год
Они направлены на оказание методической помощи по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ, органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, организаций, подведомственных органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам, госкорпораций и компаний с государственным участием, иных организаций, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ за исключением организаций с муниципальным участием , а также других организаций, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры и которым принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры РФ. Признаны утратившими силу методические рекомендации, утвержденные приказами Минкомсвязи России от 29 июня 2017 г. N 334, от 20 сентября 2018 г.
В сжатые сроки При переходе на новый продукт важна роль каждого участника цепочки. Так, во главе угла стоит непосредственно вендор, далее дистрибьютор, который решает вопросы логистики и маркетинга. Следом — сервисная компания или интегратор, задача которого — подобрать наиболее подходящую финансовую модель и технически адаптировать продукт в имеющуюся инфраструктуру так, чтобы это отвечало задачам, поставленным перед IT-системами предприятия. Крупные западные вендоры создавали свои продукты порядка 50 лет, у нас же стоит задача сделать подобное за полтора-два года, хотя и не с нуля. Тем не менее сжатость сроков усложняет задачу, — обращает внимание Иван Рудианов. Проблемными являются промышленные и медицинские, поскольку зачастую обнаруживается несовместимость продуктов с ОС". По данным РСПП, в 2022 году российские промышленники смогли заместить импортное оборудование отечественным примерно на треть.
Вместо части запчастей же стали закупать китайские аналоги. Защитить данные Самую острую необходимость компании испытывают в аппаратном обеспечении — безопасности, поскольку число угроз для инфраструктуры растёт, их природа меняется. По информации участников рынка, в 2022 году многие организации пострадали от массовых утечек данных, в том числе такие компании, как "СДЭК", "Яндекс.
Пользователь согласен с тем, что Компания не несет ответственность и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями, или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, интеллектуальной собственностью, товарами или услугами, доступными на нем или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные ожидания Пользователя, которые возникли в связи с использованием размещенной на Сайте информации или ссылки на внешние ресурсы. Ни при каких условиях, включая, но не ограничиваясь невнимательностью или небрежностью Пользователя, Компания не несет ответственности за любой ущерб прямой или косвенный, случайный или закономерный , включая, но не ограничиваясь потерей данных или прибылей, связанной с использованием или невозможностью использования Сайта, информации, файлов или материалов на нем, даже если Компания или ее представители были предупреждены о возможности такой потери. В случае, если использование Сайта приведёт к необходимости дополнительного обслуживания, исправления или ремонта любого оборудования, а равно восстановления данных, все связанные с этим затраты оплачиваются Пользователем самостоятельно. Вся представленная на Сайте информация предоставляется «как есть», без каких-либо гарантий, явных или подразумеваемых. Компания полностью, в той мере, в какой это разрешено законом, отказывается от какой-либо ответственности, явной или подразумеваемой, включая, но не ограничиваясь неявными гарантиями пригодности к использованию, а также гарантиями законности любой информации, продукта или услуги, полученной или приобретенной с помощью этого Сайта. Пользователь согласен, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Компания не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой. Условия обработки и использования персональных данных. Предоставление своих персональных данных, включающих имя, номера контактных телефонов; адреса электронной почты; место работы и занимаемая должность; пользовательские данные сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес своей волей и в своем интересе. Цель обработки персональных данных: предоставление Пользователю услуг Сайта; направление уведомлений, касающихся услуг Сайта; подготовка и направление ответов на запросы Пользователя; выполнение регулярной информационной рассылки; направление информации о продуктах и услугах Компании, а также рекламно-информационных сообщений, касающихся продукции и услуг Компании и ее партнеров. Перечень действий с персональными данными, на которые Пользователь выражает свое согласие: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , использование, обезличивание, передача третьим лицам для указанных выше целей, а также осуществление любых иных действий, предусмотренных действующим законодательством РФ как неавтоматизированными, так и автоматизированными способами. Компания обязуется принимать все необходимые меры для защиты персональных данных Пользователя от неправомерного доступа или раскрытия. Настоящее согласие действует до момента его отзыва Пользователем путем направления соответствующего уведомления заказным письмо с уведомлением на адрес Компании.
Частично для госкомпаний горнодобывающей, химической и оборонной промышленности. По данным Минпромторга, в госкомпаниях металлургической промышленности уровень проникновения российского софта на объектах КИИ значительно разнится в зависимости от вида того или иного ПО. Как сообщалось, в настоящее время действует указ президента РФ, согласно которому госкомпании не могут закупать иностранное ПО для его использования на значимых объектах КИИ, а с 1 января 2025 года начнет действовать полный запрет на использование иностранного ПО на значимых объектах КИИ, принадлежащих госкомпаниям. В России насчитывается более 50 тысяч объектов КИИ в ведении более чем 5 тысяч организаций. К объектам критической информационной инфраструктуры относятся значимые объекты промышленности, энергетики, связи, транспорта, здравоохранения, обороны, банковского сектора и других ключевых отраслей экономики.
Ключевые предприятия перейдут на отечественный софт и IT-оборудование к 2030 году
Например, отечественная индустрия начала переход в режим «самостоятельности» — использование «своего» оборудования и программного обеспечения. Мы разработали методику с учетом ключевых показателей эффективности и факторов риска перехода на отечественное ПО. О том, как организован переход на отечественное ПО в индустрии, Российской газете рассказал заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак. «Ряд госкомпаний и ведомств уже перешли на отечественное ПО в соответствии с утверждёнными планами», — рассказал он ТАСС. Михаил Мишустин призвал не затягивать с переходом компаний на отечественное ПО, так как все ключевые типы систем будут отнесены к объектам критической информационной инфраструктуры.
Полный переход на отечественное ПО в сфере пространственных данных намечен на 2025 год
Правда, для этого ведомству предстоит совершить «колоссальный объем действий» — вместе с крупнейшими компаниями, выступающими соинвесторами и функциональными заказчиками данного проекта министерства, представителями бизнеса, способными предложить новые технологические решения, и российскими регионами, запускающими у себя пилотные проекты. Поэтому чем раньше мы все начнем с ним работать, тем активнее отрасль будет развиваться», — добавил замглавы Минстроя.
Компания Microsoft объявила о приостановке продаж новых продуктов в России, действующие подписки ещё работают, но возникают трудности с оплатой новых продуктов. Также компания SAP сообщила о приостановке деятельности и продаж в России, при этом техническая поддержка пользователей и обновления для имеющихся клиентов пока сохраняются. В связи с этим тема импортозамещения снова вышла на первое место. С учётом упомянутых выше проектов документов 2020 и 2021 годов по импортозамещению, принятие нового Указа не стало сюрпризом. Субъекты КИИ с мая 2020 года ожидали утверждённого нормативного акта, регулирующего переход на отечественное ПО и оборудование. Следует также отдельно обратить внимание, что предыдущие проекты документов распространяли своё действие на всех субъектов КИИ вне зависимости от наличия у них значимых объектов КИИ.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития в своём отрицательном заключении дало рекомендации, в частности, по распространению сферы действия проектов документов только на значимые объекты КИИ. Подробнее о предыдущих проектах документов в части импортозамещения можно почитать в обзорах изменений законодательства, публикуемых компанией УЦСБ обзоры: май 2020 года , февраль 2021 года , апрель 2021 года. Под действие Указа попадают практически все субъекты КИИ, которые осуществляют закупки по Федеральному закону от 18. Исчерпывающий перечень организаций определён в ст. Следует заметить, что принятый Указ учитывает заключение Минэкономразвития по предыдущим непринятым документам, то есть распространяет своё действие не на всех субъектов КИИ, а только на часть из них — на тех, кто выступает заказчиками в закупках по 223-ФЗ. Кроме того, Указ распространяется только на значимые объекты КИИ. Значимый объект КИИ — тот, которому присвоена одна из категорий значимости всего их три, самая высокая — первая.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 17 апреля 2024, 15:10 На собрании Ассоциации разработчиков программного обеспечения обсуждают развитие отечественной IT-сферы Развитие нашей IT-сферы и создание российского качественного и надежного программного обеспечения — задача стратегической важности. Что уже сделано для поддержки отрасли и что в планах, обсуждают сегодня на собрании Ассоциации разработчиков программного обеспечения. Статистика показывает: введение санкций стало стимулом для отечественной отрасли. Сейчас у нас уже 283 компании.
Этот большой разброс подходов в отечественном ПО как раз и создаёт продукции российского ИТ-сектора репутацию чего-то сложного, непонятного и неудобного. Офис переезжает В процессе перехода компании на отечественное ПО важна работа как вендора, так и интегратора, который смотрит на ситуацию изнутри. Именно он должен осмыслить бизнес-процессы и понять, какое именно необходимо программное обеспечение, чтобы поддержать их новыми средствами. На примере работы нашей компании могу сказать, что зачастую самое сложное — заменить отечественным ПО офисные приложения. Даже подобрать решения для телекоммуникационного оборудования бывает проще. Дело в том, что Excel и Word сделали мир хранения данных, — документов, таблиц, презентаций, — очень закрытым. Стандарты упаковки файла расширения. Таким образом, полноценно обрабатывать и модифицировать такие файлы может только MS Office. И если у компании накопилось множество документов в Word и Excel, то перенести их на другие платформы без потерь будет крайне сложно: понадобится объемная работа программиста, которого нужно еще и переучивать. При этом есть многочисленные открытые форматы, которые поддерживают все свободные офисные приложения. И успешные кейсы перехода компании на отечественное ПО часто связаны именно с ситуациями, когда компания уже использовала облачный офис: например, от Google. Все процессы в таком случае происходят максимально быстро, просто и безболезненно. Пираты и гранды Импортозамещение в сфере ИТ дало российским разработчикам возможность попробовать себя в новых отраслях и побороться там с западными корпорациями, практически монополизировавшими рынок операционных систем, графических приложений, автоматизированных систем управления.
В Минпромторге сообщили о переходе ряда российских компаний на отечественное ПО
Следует заметить, что принятый Указ учитывает заключение Минэкономразвития по предыдущим непринятым документам, то есть распространяет своё действие не на всех субъектов КИИ, а только на часть из них — на тех, кто выступает заказчиками в закупках по 223-ФЗ. Кроме того, Указ распространяется только на значимые объекты КИИ. Значимый объект КИИ — тот, которому присвоена одна из категорий значимости всего их три, самая высокая — первая. Категорирование обязаны провести все субъекты КИИ, процедура определена постановлением Правительства от 08.
Что означает принятие Указа для заказчиков по 223-ФЗ? Уже со вчерашнего дня заказчики не могут проводить закупку иностранного оборудования и ПО для использования их на значимых объектах КИИ без согласования с уполномоченным органом власти, который будет определён Правительством РФ в течение месяца, как и правила согласования таких закупок. Например, сейчас компания «Газпром» в том числе её дочерние общества или государственная больница фактически не имеют возможности легитимно закупать иностранное оборудование для их установки в значимых объектах КИИ, и это касается любого оборудования — серверов, принтеров, межсетевых экранов.
Однако для закупки этого же оборудования в целях их использования на незначимых объектах КИИ, например в системе электронной почты или документооборота, такого запрета нет. Указ также распространяет запрет на закупку услуг, необходимых для использования иностранного ПО на значимых объектах КИИ заказчиков, то есть услуги по установке ранее закупленного иностранного ПО или техническому обслуживанию имеющегося у заказчиков иностранного оборудования на значимых объектах КИИ без соблюдения процедуры согласования теперь также не удастся закупить. В дополнение к этому, с 1 января 2025 г.
Таким образом, у указанных организаций есть менее трёх лет для формирования планов по импортозамещению на значимых объектах КИИ. Можно ли теперь закупать иностранное ПО и оборудование, необходимое заказчикам? Если предполагается закупка ПО и оборудования, необходимого для установки на значимых объектах КИИ, то такая закупка сейчас нелегитимна.
Они направлены на оказание методической помощи по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ, органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, организаций, подведомственных органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам, госкорпораций и компаний с государственным участием, иных организаций, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ за исключением организаций с муниципальным участием , а также других организаций, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры и которым принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры РФ. Признаны утратившими силу методические рекомендации, утвержденные приказами Минкомсвязи России от 29 июня 2017 г. N 334, от 20 сентября 2018 г.
Субъектам КИИ придется провести комплексный аудит, предоставив отчетность по текущему оборудованию, и получить отдельное ведомственное разрешение на использование иностранных продуктов. Продолжить работу с имеющимся ПО можно будет только в случае отсутствия аналогов, обладающих соответствующими характеристиками — при условии, что техническая поддержка будет осуществляться российскими компаниями, не подчиняющимися зарубежным структурам или физическим лицам прямо или косвенно. Все ли готово для подобного перехода На данный момент вопрос можно считать открытым, поскольку представители крупнейших субъектов КИИ, как и организаций, выступающих в роли поставщиков по импортозамещению, пока не дают развернутых комментариев относительно проекта, опубликованного Минкомсвязи.
Отдельные эксперты считают целесообразным предоставление правительству полномочий по самостоятельному определению регламента использования отечественных программных продуктов и технических средств на объектах, относящихся к критической инфраструктуре. Отмечается, что алгоритм должен зависеть от степени значимости отдельно взятого производственного, научного или иного учреждения. Логично, что обеспечение безопасности на АЭС, сбой работы которой может спровоцировать техногенную катастрофу, и сопровождение деятельности подведомственного НИИ, в большей степени формально отнесенного к реестру ключевых субъектов, определяет различные уровни тщательности и строгости контроля. Реально ли уложиться в отведенные сроки Учитывая тот факт, что вопрос перехода на преимущественно отечественное ПО в России обсуждается уже не первый год, специалисты по информационной безопасности в сфере ИТ не считают рассматриваемое решение спонтанным и критичным с точки зрения озвученных временных рамок. При этом сложно отрицать, что для целого ряда отраслей, включая атомную и химическую промышленность, металлургию и энергетику, интеграция нового софта окажется весьма сложным процессом, поскольку действующие на подобных предприятиях системы характеризуются продолжительностью и сложностью рабочих циклов. Технологии непрерывного производства, реализованные компаниями нефтедобывающего или сталелитейного сегментов, ограничивают возможность полного перевода даже в течение ближайших пяти лет, поскольку остановка деятельности и замена оборудования возможна только после выработки эксплуатационного ресурса, в некоторых случаях рассчитанного на весьма долгий срок.
Кроме того, специалисты отмечают непредсказуемость результатов замены, поскольку даже при наличии собственного софта необходим целый ряд предварительных тестовых запусков и отладок, на проведение которых также понадобится немало времени. Закупки госкомпаний В соответствии с президентским указом начиная с 31 марта 2022 года ни одна госструктура, деятельность которой предполагает использование объектов КИИ, не имеет права объявлять тендеры на приобретение зарубежного ПО, в том числе поставляемого в программно-аппаратных комплексах, без предварительного согласования.
В апреле министр заявлял, что Минцифры предложило обязать госкомпании к 2025 г. Сейчас на российском рынке уже много отечественных ИТ-решений, но они пока «составляют лоскутное одеяло, некий зоопарк решений», отметил гендиректор ГК Astra Linux Ильи Сивцев. Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей» «Мы считаем, что для достижения технологической независимости в первую очередь необходимо создать единые стандарты для разработчиков инфраструктурного и прикладного программного обеспечения», — добавил он.
По словам топ-менеджера, ранее такой проблемы не возникало, поскольку на рынке превалировали решения Microsoft и других глобальных корпораций.
Переход на отечественное ПО к 2025 году: что нужно знать
Переход на полностью отечественное ПО в данном случае может занять до 10 лет. Необходимо собрать все предложения лучших разработчиков отечественного программного обеспечения (ПО) и создать типовое решение по импортозамещению, которое подойдёт большинству вузов в России. А переход на отечественные системы управления базами данных (СУБД) должен произойти с 1 января 2026 года. Минцифры предложило перенести переход на «преимущественное использование» российского программного обеспечения для владельцев критической информационной инфраструктуры (КИИ) на 1 января 2024 года, а переход на отечественное оборудование.
Иностранный софт вытесняют с опережением
А в 2017 году Минкомсвязь утвердила методические рекомендации по переходу госорганов на отечественное программное обеспечение. О разработке отечественного софта и переходе на наше программное обеспечение говорят сегодня и на международной конференции Data Fusion. О сроках перехода госкомпаний на отечественное программное обеспечение (ПО) сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на методические рекомендации Минцифры.
Исследование: полностью перешли на отечественное ПО только 1 % компаний
Что уже сделано для поддержки отрасли и что в планах, обсуждают сегодня на собрании Ассоциации разработчиков программного обеспечения. Статистика показывает: введение санкций стало стимулом для отечественной отрасли. Сейчас у нас уже 283 компании. Мы создали каталог по импортозамещению. Каталог аналогов иностранного программного обеспечения это был прямо прорывной шаг, потому что на рынке была растерянность.
Таким образом, у указанных организаций есть менее трёх лет для формирования планов по импортозамещению на значимых объектах КИИ. Можно ли теперь закупать иностранное ПО и оборудование, необходимое заказчикам?
Если предполагается закупка ПО и оборудования, необходимого для установки на значимых объектах КИИ, то такая закупка сейчас нелегитимна. Мы рекомендуем дождаться утверждения Правительством РФ правил согласования таких закупок либо рассмотреть вопрос осуществления закупок в рамках положений иных законодательных актов не по 223-ФЗ , если организации обладают таким правом. Если иностранное ПО и оборудование не планируется к установке на значимые объекты КИИ, то запреты по такой закупке Указом не установлены. Также отметим, что в соответствии с Указом Правительство РФ в течение полугода должно реализовать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение преимущественного применения всеми субъектами КИИ отечественной продукции на значимых объектах КИИ. В связи с этим субъектам КИИ необходимо иметь в виду курс на импортозамещение: если планируются закупки ПО или оборудования для значимых объектов КИИ, то уже сейчас рекомендуем рассматривать приобретение отечественных решений. Отметим, что в текущих формулировках Указа термин «преимущественное применение» носит неопределённый характер.
Предполагаем, что в дальнейшем нормативные акты Правительства РФ уточнят такую формулировку. Таким образом, рассматриваемый Указ вводит ограничения исключительно на закупку иностранного ПО и оборудования, проводимую заказчиками по 223-ФЗ, в целях использования иностранной продукции на значимых объектах КИИ. В течение месяца ожидаем выхода новых нормативных актов Правительства РФ, разъясняющих правила согласования таких закупок. Также в ближайшие полгода Правительство РФ должно разработать дополнительные нормативные правовые акты в части импортозамещения на значимых объектах всех субъектов КИИ, а не только компаний с госучастием. Полезные ссылки:.
При этом компаниям не следует затягивать с переходом, так как все ключевые типы систем будут отнесены к объектам критической информационной инфраструктуры. Об этом заявил глава российского правительства Михаил Мишустин. Все ключевые типы систем и приложений мы планируем отнести к объектам критической информационной инфраструктуры.
Соглашение рассчитано на пять лет и включает установку и техническую поддержку ПО на ИТ-инфраструктуре группы компаний «Ростелеком», включая дочерние предприятия. Кроме того, «Базис» организует 30 тысяч виртуальных рабочих мест. Переход компании на продукты отечественных разработчиков в первую очередь связан с необходимостью замещения зарубежных решений. Иностранные вендоры покинули российский рынок и перестали поставлять новое ПО, а также поддерживать уже имеющееся, — рассказал директор по эксплуатации и развитию ИТ-инфраструктуры ПАО «Ростелеком» Вадим Карташев. WorkPlace Security — набор инструментов для организации защищенного терминального доступа в закрытые и открытые контуры безопасности, гарантирующий отсутствие передачи данных между ними.
«За оценкой в пять лет скрывается вечность». Сроки и перспективы перехода на отечественное ПО
Хочется подчеркнуть, что переход на отечественное ПО — это не просто замена иностранных продуктов на российские. Переход обеспечивает значительный импульс для отечественной ИТ-индустрии, способствуя росту и инновациям внутри России. Задача по переходу на продукты российских производителей уже давно реализуется аппаратом Госдумы, переход будет завершен к 2025 году. План перехода на преимущественно отечественное ПО и оборудование владельцы КИИ должны представить до 1 июля 2021 года.
Наши проекты
- Российские госкомпании до 1 января 2025 года должны утвердить планы перехода на отечественное ПО
- Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики
- Переход на отечественное ПО угрожает России энергодефицитом
- Банки РФ попросили правительство отложить переход на отечественное ПО | Аргументы и Факты
Российские банки попросили ЦБ РФ отсрочить переход на отечественное ПО
Минкомсвязи предложило обязать владельцев КИИ переходить на преимущественное использование отечественного ПО в мае 2020 года. Однако предложение раскритиковали банкиры: по их данным, на переход уйдёт два-три года, а затраты отдельных банков могут составить от 90 млн до 150 млрд рублей.
В нем отмечается, что организации должны будут преимущественно перейти на российское ПО после окончания срока действия прав на используемый софт и при наличии отечественных аналогов. В телекоммуникационном оборудовании и радиоэлектронной продукции переход произойдет по истечении сроков амортизации существующей техники. Реальный срок перехода на российское ПО будет зависеть от того, какая лицензия у объекта КИИ на его текущий софт — бессрочная или по подписке, отметил заместитель управляющего директора «Ланит-Интеграции» Олег Головко. В первом случае, по его оценке, на объекте придется обновлять ПО через пять — семь лет, подписка же в среднем действует от года до трех лет.
Так, по данным издания, "Системный оператор" предлагает заменять иностранный софт на ТЭС объемом 25 ГВт постепенно и только после тщательных испытаний. Там отметили, что на электростанциях используются программные комплексы, непосредственно определяющие поведение генерирующего оборудования при его работе в составе энергосистемы — прежде всего это системы автоматического регулирования. Учитывая, что требование по переходу на российское ПО затрагивает большое количество электростанций, объемы мощностей, одновременно планируемых компаниями к выводу в ремонт для проведения указанных работ, могут быть системно значимыми, отмечают в СО.
Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны. Собираемые в Шуе компьютеры работают на российской операционной системе "Аврора". В июне этого года президент России Владимир Путин подписал поручение, согласно которому госкомпании к 1 января 2025 года должны полностью перейти на отечественное ПО. Как пояснил глава Минцифры России Максут Шадаев, если раньше такое требование касалось только объектов критической информационной инфраструктуры КИИ , то теперь под обязательные требования попадают разные классы ПО: операционные системы, офисные пакеты, системы управления базами данных, средства виртуализации. Частному бизнесу сроков не ставят, но он также активно участвует в этом процессе, поскольку иного пути просто нет.
В итоге компании либо переходят на отечественное программное обеспечение, либо продолжают пользоваться зарубежным, но без обновлений и поддержки, что создает угрозы ИТ-безопасности и эффективности этого ПО", - рассказала "РГ" младший директор по корпоративным рейтингам агентства "Эксперт РА" Елизавета Уткина. Как быстро будет идти процесс импортозамещения, можно предположить исходя из подготовленного минцифры проекта актуализированной дорожной карты развития "Нового общесистемного и прикладного программного обеспечения". На 2030 год уровень внедрения остался прежним - 71 процент". По словам эксперта, спрос на отечественное ПО сегодня растет высокими темпами и в 2024 году может прибавить 70-80 процентов, а по некоторым видам, например по офисным продуктам, даже 200 процентов. Сегодня в сегменте офисного ПО на долю российских разработчиков приходится примерно 16 процентов рынка, хотя еще год назад этот параметр не превышал 5 процентов.