70 лет назад, в январе 1949 г. по инициативе СССР был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Органы СЭВ подготовили и страны — члены СЭВ подписали 48 многосторонних соглашений по совместному решению важнейших научных и технических проблем. В середине 1970 годов СЭВ был предоставлен статус наблюдателя в ООН, в эти же годы на страны СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства.
СЭВ: опыт альтернативного мироустройства
Обращаюсь сейчас к руководителям законодательных собраний, а также председателям профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации. Принимая бюджеты, ключевые законы, всем необходимо действовать в единой логике, с пониманием общих задач страны, нужно использовать инструменты парламентского контроля для достижения максимального, целевого эффекта от каждого решения и вложенных средств», — заявил президент Российской Федерации Владимир Путин. Он рассчитывает на участие Совета законодателей в обобщении лучших региональных практик.
Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения.
Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. В решении этих вопросов и призвано было помочь образование СЭВ. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны.
Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника СССР было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком.
Начало холодной войны В руководстве западных стран в это время преобладали «ястребы» — сторонники военных, силовых методов решения международных противоречий. После окончания Второй мировой войны в самом выгодном положении оказались США. Экономический потенциал этой страны не снизился, а наоборот, вырос в 1,5 раза. Объём промышленного производства в Соединённых Штатах превосходил советские показатели в пять раз. Кроме того, США обладали монополией на ядерное оружие. Это, по мнению руководства США, позволяло рассчитывать на установление американской гегемонии в мире. Для противодействия расширению советского влияния был предпринят ряд мер. Начало Холодной войны Холодная война — глобальное, военное, экономическое и идеологическое противостояние в период с 1946 г.
План опирался на следующие предположения: На момент составления плана возможности СССР были ограничены по сравнению с американскими. Но к 1955 г. Хотя пока не было признаков, чтобы СССР целенаправленно планировал широкомасштабную агрессию, но тем не менее, риск возникновения войны признавался высоким. План определял возможную дату начала войны 1 января 1957 г. Поскольку в СССР уже было испытано ядерное оружие, предполагалось, что обе стороны будут его применять. Кроме чисто военных операций, после начала конфликта предлагалось усилить экономическое и идеологическое давление, организовать подпольную борьбу в советском тылу. Конечной целью плана была оккупация территории СССР и его союзников. Ещё летом 1941 г. В 1942 г. Но СССР отказался выполнять эти договорённости.
На севере Ирана была образована Демократическая Республика Азербайджан, а на нейтральной территории между британской и советской зонами оккупации — курдская Республика Махабад. Советские войска поддерживали эти государственные образования и препятствовали иранской армии в установлении контроля над регионом. На севере Ирана советские геологи нашли перспективные месторождения нефти. Хотя для СССР получение ещё одного нефтяного источника не было актуальным, но добиться от иранского правительства передачи концессии на разработку этих месторождений Советскому Союзу, а не американским или английским компаниям, было важной геополитической задачей. Включение Ирана в орбиту внешней политики СССР способствовало бы безопасности южных границ советского государства. В марте 1946 г. Это вызвало жёсткую реакцию западных стран и негативное отношение со стороны международной общественности. Между Москвой и Тегераном было достигнуто соглашение, по которому советские войска выводились из Ирана в обмен на создание смешанного советско-иранского общества, которому передавались права на разработку нефтяных месторождений на севере Ирана. В одностороннем порядке советское правительство денонсировало договор 1925 г. Также было выдвинуто требование ввести режим совместного контроля на Черноморских проливах Босфор и Дарданеллы и разместить там советскую военно-морскую базу.
Переговоры между двумя странами зашли в тупик. Советское руководство начало приготовления к военным действиям. Некоторые историки именно этот кризис считают началом холодной войны. Турция как и Греция стала первым получателем военной и финансовой помощи от США для «сдерживания коммунизма» в соответствии с доктриной Трумэна. От территориальных претензий к Турции и требованиям по проливам СССР отказался вскоре после смерти Сталина, в мае 1953 г. Наиболее явно оно проявилось при обсуждении плана Маршалла 1947 г. Суть плана Маршалла заключалась в предоставлении американской экономической помощи пострадавшим от войны странам Европы. Предполагалось, что часть кредитов будет в дальнейшем списана. Первоначально интерес к получению этой помощи проявил и СССР. Но попытки советской стороны добиться отказа от увязывания экономической помощи от политических условий её предоставления не увенчались успехом.
Важнейшим из этих условий было удаление коммунистов из правительств тех стран, которые получали помощь по плану Маршалла. В качестве компенсации был увеличен объём советской экономической помощи странам социалистического блока. Демонстрация в Восточном Берлине против присоединения к плану Маршалла. Фотография из коллекции globallookpress. Берлинский кризис 1948—1949 гг. Летом 1948 г. Единственным доступным путём доставки продовольствия в Западный Берлин стал «воздушный мост». Однако и советское руководство предприняло меры для того, чтобы предотвратить массовый голод в городе. Перемещение гражданских лиц из западных секторов в Восточном Берлине было запрещено только в первые пять дней блокады. По своим продуктовым карточкам за деньги, имевшие хождение в советском секторе, жители Западного Берлина могли купить продовольствие по нормам, установленным советской оккупационной администрацией.
В 1948 г. На границе с западным сектором открывались продовольственные магазины. В мае 1949 г. В августе 1949 г. Военное противостояние в Европе стало свершившимся фактом. Основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния. Предполагалось, что им понадобится определённый переходный период перед началом непосредственно социалистических преобразований. Во всех этих странах, кроме Албании и Югославии, действовали коалиционные правительства, включавшие в том числе и представителей буржуазных партий. Проводились аграрные реформы с передачей крупных землевладений крестьянским хозяйствам. Национализация не имела всеобщего характера, в собственность государства переходили, в основном, предприятия коллаборационистов — лиц, активно сотрудничавших с оккупантами.
В разные годы на них выступали ветераны вычислительной техники, создатели первых ЭВМ и систем программирования, ученики и коллеги выдающихся ученых, основоположников компьютерной индустрии в нашей стране, что позволило собрать и сохранить большой объем информации, посвященной истории развития вычислительного дела в Советском Союзе и в странах СЭВ. Труды публиковались на русском и английском языках в изданиях конференции, в IEEE Proceedings и на сайте Виртуального компьютерного музея.
Центр совместного обучения авиационного персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ, город ...
Образование СЭВ Восточноевропейские страны, не участвовавшие в плане Маршалла, образовали группу государств социалистической системы кроме Югославии. Сессии созывались ежегодно, поочерёдно в столицах стран — членов СЭВ в порядке названий стран по русскому алфавиту. Журнал "Коммерсантъ Власть" - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Датой образования СЭВ стало 18. С образованием СЭВ в 1949 году эта помощь должна была стать взаимной. Американской альтернативой СЭВ стал так называемый «план Маршалла», целью которого заявлялось восстановление разрушенной войной европейской экономики. Образование СЭВ в период становления мировой системы социализма (См. Мировая система социализма) явилось закономерным следствием усилий коммунистических и рабочих партий.
СЭВ: опыт сотрудничества, который нужно изучать
Укрепление обороноспособности страны 1947 г. Термины: холодная война, доктрина Трумэна, план Маршалла, Коминформбюро, НАТО, СЭВ Советская внешнеполитическая стратегия в послевоенное время После окончания Второй мировой войны граждане разных стран надеялись на лучшую мирную жизнь. Они считали, что правительства должны извлечь уроки из этой глобальной катастрофы и сделать всё, чтобы не допустить её повторения. Тем более, что война дала пример сотрудничества государств с разными, казалось бы, совершенно непримиримыми политическими системами. Но эти противоречия никуда не делись. Ещё до окончания войны начали разрабатываться планы противостояния идеологическому противнику, сужения его влияния или даже уничтожения. Раздел сфер влияния западных союзников и СССР в сентябре 1945 г.
Roke Весной-летом 1945 г. Их целью являлась организация обороны Британских островов в случае наступления советской армии в Западной Европе после ухода американских войск, а также, если предоставится стратегическая возможность, «вытеснение» СССР из Польши. В свою очередь, некоторые советские военачальники, например маршалы Будённый и Жуков, окрылённые успехами Красной армии в Европе в 1945 г. Но эта идея не была поддержана Сталиным: Советский Союз понёс слишком большие потери, чтобы втягиваться в новую большую войну. Какие варианты внешнеполитической стратегии в послевоенное время рассматривались руководством страны? Многие считали, что появились благоприятные условия для начала мировой или, по крайней мере, европейской революции.
Из книги Никиты Хрущёва «Время. Воспоминания » «Европа… пережив катастрофу второй мировой войны, может быть, станет советской. Все затем пошли бы по пути от капитализма к социализму. Сталин был убеждён, что послевоенная Германия устроит революцию и создаст пролетарское государство. Сталин был не единственным, кто ошибся, предсказывая это. Все мы верили в это.
У нас были такие же надежды в отношении Франции и Италии. Но события развивались не в нашу пользу. США с их могущественной экономикой помешали тому, чтобы разрушенная экономика европейских стран привела к революционным взрывам, чего мы ожидали в соответствии с теорией марксизма-ленинизма. К сожалению, все эти страны остались капиталистическими. И нас постигло разочарование. Тогда мы сосредоточили свои усилия на упрочении завоеваний социализма в братских странах Восточной Европы».
Вопросы к тексту 1. На чём, согласно тексту, основывались убеждения части советского руководства в неизбежности коммунистических революций в странах Европы? Как автор объясняет, почему они не произошли? Вера в грядущую революцию имела под собой некоторые основания. Вклад, который внёс СССР в победу над фашизмом, вызвал волну симпатий к советской стране — к концу войны число стран, установивших с СССР дипломатические отношения, выросло с 26 до 52. Вырос авторитет и влияние коммунистических партий в европейских странах — их численность увеличилась почти в три раза.
На парламентских выборах 1946 г. Похожая ситуация сложилась и в Италии. Коммунисты входили в состав правительств ещё 11 западноевропейских государств. Но в то же время советское руководство, прежде всего сам Сталин, понимало, что разрыв в уровне экономического развития между западными странами и СССР слишком высок. Так что рассчитывать на победу коммунизма в ближайшем будущем не приходилось. Поэтому необходимо укреплять своё влияние в странах Восточной Европы и добиваться паритета равенства , а затем и превосходства в вооружениях и мощи армии.
Именно эта стратегия стала основой не только внешней, но и внутренней политики Советского Союза. Начало холодной войны В руководстве западных стран в это время преобладали «ястребы» — сторонники военных, силовых методов решения международных противоречий. После окончания Второй мировой войны в самом выгодном положении оказались США. Экономический потенциал этой страны не снизился, а наоборот, вырос в 1,5 раза. Объём промышленного производства в Соединённых Штатах превосходил советские показатели в пять раз. Кроме того, США обладали монополией на ядерное оружие.
Это, по мнению руководства США, позволяло рассчитывать на установление американской гегемонии в мире. Для противодействия расширению советского влияния был предпринят ряд мер. Начало Холодной войны Холодная война — глобальное, военное, экономическое и идеологическое противостояние в период с 1946 г. План опирался на следующие предположения: На момент составления плана возможности СССР были ограничены по сравнению с американскими. Но к 1955 г. Хотя пока не было признаков, чтобы СССР целенаправленно планировал широкомасштабную агрессию, но тем не менее, риск возникновения войны признавался высоким.
План определял возможную дату начала войны 1 января 1957 г. Поскольку в СССР уже было испытано ядерное оружие, предполагалось, что обе стороны будут его применять. Кроме чисто военных операций, после начала конфликта предлагалось усилить экономическое и идеологическое давление, организовать подпольную борьбу в советском тылу. Конечной целью плана была оккупация территории СССР и его союзников. Ещё летом 1941 г. В 1942 г.
Но СССР отказался выполнять эти договорённости. На севере Ирана была образована Демократическая Республика Азербайджан, а на нейтральной территории между британской и советской зонами оккупации — курдская Республика Махабад. Советские войска поддерживали эти государственные образования и препятствовали иранской армии в установлении контроля над регионом.
See more 2 15. Мировая система социализма, часть 1-я. Красная школа. История России, выпуск 119 See more 11 класс. Мировая социалистическая система See more Кузьмин Ю.
К 70-летию образования СЭВ» 03—04. Об этом говорят тематики докладов на ежегодных коллоквиумах и семинарах, объединивших новое поколение исследователей двух молодежных ассоциаций: континентальной «Международная сеть молодых исследователей европейской интеграции» RICHIE, Франция и островной британской «Исследовательское общество истории европейской интеграции» HEIRS. Как отмечал еще в 2010 г. И вдруг в 2019 г. В чем причина такого исследовательского бума и что нового принесли с собой «нулевые» годы в, казалось бы, задвинутую далеко на полку истории тему экономических институтов Восточного блока?
Представляется, что отчасти этот интерес связан с возрождением внимания к плановой экономике на фоне новой эры турбулентности в финансовой и торговой сферах современного мирового рынка. Если в 1990-е гг. СЭВ служил «пугалом» для новых европейцев, примером краха Восточного блока, участия в нем стыдились «новоевропейцы», готовившиеся войти в ЕС как и самого термина «Восточная Европа» и прочих напоминаний о социалистическом периоде своей истории , то по мере спада триумфализма и одностороннего видения хода и итогов «холодной войны», по мере роста противоречий между «старыми» и «новыми» членами Евросоюза, желания у «новоевропейцев» сравнить влияние и роль своей страны в ЕС с тем положением, которое они занимали в рамках СЭВ, стал формироваться общественный и социальный запрос на более внимательное изучение «плюсов» и «минусов» плановой экономики. В условиях мирового экономического кризиса 2008 г. У «старых европейцев» возрос интерес к социокультурным корням «новых европейцев», с которыми после расширения ЕС в 2004 и 2007 гг.
К примеру, с 2011 г. Так же не случайно в рамках крупных многолетних грантовых проектов Евросоюза «Горизонт 2020» был поддержан международный исследовательский проект на базе Европейского Института-Университета во Флоренции «Смотря на Запад: Европейские социалистические режимы перед вызовом панъевропейского сотрудничества и Европейского Сообщества ПанЕвро70е » во главе с профессором Федерико Ромеро. Другой очевидной причиной возрождения темы СЭВ на различных конгрессах и конференциях в 2010-х гг. И тут внимание фокусируется на глобальных связях этой организации в 1960-х — 1980-х гг. Здесь тема СЭВ появляется как часть более общей тематики глобального влияния социализма на развитие мировой экономики во второй половине ХХ столетия.
Еще в 2010 г. А в 2014 г. Kansikas S. Cambridge, 2019. Mark J.
The Socialist World in Global History. The Practice of Global History. European Perspectives, London: Bloomsbury, 2019. Reassessing Communist International Organizations... Проект прямо не был направлен на изучение СЭВ, но в своих докладах и публикациях его участники так или иначе способствовали развитию этой темы, т.
СЭВ с середины 1950-х гг. От аутсайдера до жертвы и со-продюсера»7. Более продвинутая книжная версия «Альтернативные глобализации: Восточная Европа и постколониальный мир» в соавторстве с Артемом Калиновским и Штефи Марунг ожидается к выходу в 2020 г. Прорывной, хотя и не сразу замеченной историками здесь, как и в случае с Оскаром Санчес-Сибони, явно прослеживается скрытый поколенческий конфликт является статья молодого французского историка Симона Годдарда и его коллеги из Голландии Лауриен Крамп о СЭВ как о краеугольном для существования всей восточной ойкумены форуме социалистических стран9. Принципиальным моментом является то, что они намеренно отказались от оценки СЭВ через призму сравнений с Европейским Сообществом.
По сути, они ставят вопрос о том, что было важнее: официальные коммюнике и принимаемые планы по которым историки ранее судили о роли СЭВ или открываемые заново по ранее совсекретным документам закрытые каналы общения под вывеской СЭВ восточноевропейских а с расширением СЭВ в 1962 и начале 1970-х гг. Они организовали в ноябре 2012 г. Интеграция в восточном блоке и переплетения с глобальной экономикой»11. Этот номер показал широчайший исследовательский диапазон и потенциал исследований, связанных с этой организацией. Рассказ о современной историографии СЭВ был бы не полным без небольшого экскурса в ту область знаний, откуда, собственно, и появилась советология и «сэвология»: историю холодной войны.
Эта область сама по себе тоже, казалось, исчерпала свой потенциал в начале 2000-х гг. Применительно к истории СЭВ центральным оказалось влияние глобальной истории на проблему «Восток—Запад». Здесь сказался отложенный эффект как от ставшей классической работы профессора Арне Вестада «Глобальная холодная война», так и критиковавшего его и других исследователей старого поколения молодого историка Оскара Санчеса-Сибони, автора нашумевшей книги «Красная глобализация. Политическая экономия советской холодной войны от Сталина до Хрущева»12.
Тем не менее, опыт этого межгосударственного объединения крайне сложно переоценить. Более того, практически нет ни одной монографии, которая бы комплексно рассказывала о создании и функционировании влиятельной для своего времени организации — Совета экономической взаимопомощи. Единственное, на мой взгляд, исследование на эту тему достойное внимания, опубликовано в 1996-м году Рэндаллом Стоуном, который в начале 90-х годов работал в архиве СЭВ. Но, к сожалению, потом случилась история, которую не очень любят афишировать.
В октябре 1993 года во время штурма Дома Правительства в Москве в здании СЭВ, которое находится рядом, случился пожар. К счастью, сгорело немного документов. Здесь мне отдельно хочется упомянуть само легендарное здание, так называемый «дом-книжка» на Новом Арбате в Москве, который специально был построен для секретариата Совета экономической взаимопомощи. Это здание — признанный архитектурный шедевр советского модернизма с потрясающими мозаиками внутри, показывающими насколько искренне его создатели верили в союз стран-членов, входивших в эту организацию проект здания создали архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мндоянц и Владимир Свирский, автор мозаики конференц-зала Евгений Аблин — прим. Мне очень повезло, что удалось поработать с материалами фонда СЭВ, дополнить их материалами партийного архива РГАНИ Российский государственный архив новейшей истории — прим. Я, кстати, считаю, что датой рождения СЭВа нужно считать 8 января 1949-го года, когда со своей речью выступил Иосиф Сталин. Именно он первым определил миссию организации в самом словосочетании. Изначально СЭВ хотели назвать «Координационным комитетом», потом появилось предложение «Экономический комитет» или «совет», но в итоге закрепилось «Совет экономической взаимопомощи».
Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится
Следствием пожара стал выброс огромного объёма радиоактивных веществ в окружающую среду. Образовавшееся облако разнесло опасные для всего живого радионуклиды по большей части территории бывшего СССР и Европы. Радиоактивность была зафиксирована в Японии, Канаде, США — только южное полушарие осталось не загрязнённым. Авария в Чернобыле затронула жизнь миллионов людей. В группу риска попали персонал АЭС, участники ликвидации последствий аварии, эвакуированные люди и население пораженных территорий. Почти 8,4 миллиона человек в Белоруссии, России, Украине подверглись воздействию радиации, сотни тысяч из них были эвакуированы с загрязненных территорий.
Они презентуют её публике 6 декабря в городском Дворце культуры Саранска. Начало в 18.
Партии Икарусов-180 так называемая сочлененная модель, или «гармошка» стали прибывать из Венгрии в октябре 1968 года. Они работали в час пик на линиях, соединяющих центр Москвы с районами Тушино, Сокол, Щукино; основную же часть времени они обслуживали новые микрорайоны. В эти автобусы по сравнению с русским аналогом, ЗИЛом-158, влезало совершенно фантастическое количество народа: 180 человек! Поэтому их тогда в шутку называли «пылесосами» — всех желающих всосет. Они были бело-красные и по сравнению со своими же потомками, отличались маленьким размером окон. Из всех прибывших «Икарусов» к 1976 году осталось только 273 машины. Дороги, запчасти. Последние единичные модели длинных «Икарусов-180» исчезли перед Московской Олимпиадой... Но венгерские автобусы все равно были надежнее и удобнее — в эксплуатации и для пассажиров, чем многочисленные советские модификации — ЛиАЗ-695, 697, 699 и 165 Лаз-699, 96 ЛАЗ-695Н. Строительство московского метро не поспевало за ростом города и уже в 1976 году, после новогодних праздников, в столицу прибыла «на службу» более совершенная венгерская модель — «Икарус-280». Как и все прочие «двухсотые» модели, 280-я была модульного принципа: подобно кубикам детского конструктора можно было собирать из унифицированных узлов любую модификацию. Реальную конкуренцию ему составила не наша техника, а свой же, более молодой собрат — «Икарус-283», появившийся в СССР в 1988 году. Можно подчеркнуть тот факт, что к тому времени сам 280-й не был самой передовой моделью — за три года до этого в СССР проходили испытания более поздних моделей «Икаруса» — 415 и 284, но дальнейшего распространения несмотря на все свои достоинства они не получили. Мотоциклы JAWA. Первая послевоенная «Ява-250», показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были применены такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов. Этими машинами, вместе с трофейными немецкими, пользовались советские офицеры и солдаты военной администрации. Так появились единичные вывоз техники был жестко регламентирован советской военной администрацией «Явы» на полях России. А тем временем чешский заводик не стоял на месте, производя новые, все более совершенные модели. В 1948 году была выпущена «Ява-350» — с двухцилиндровым двухтактным двигателем. Именно эти модели и их многочисленные модернизации и служили верой и правдой многочисленным поколениям советских мотоциклистов. К 1960 году каждый третий советский мотоциклист порядка сорока тысяч человек ездил на чехословацкой «Яве».
В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза.
Синдром эмоционального выгорания у старшеклассников (СЭВ)
К 70летию образования СЭВ» расскажет один из ближайших номеров журнала «Новая и новейшая история», главный редактор которого д.и.н. Решения СЭВ не имели для стран-членов обязательного характера (за исключением решений по организационным и процедурным вопросам), носили рекомендательный характер. тренды в изучении двадцатого века: к 70-летию образования сэв'. Журнал "Коммерсантъ Власть" - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Датой образования СЭВ стало 18. СЭВ — Совет экономической взаимопомощи, межправительственная экономическая организация социалистических стран Европы, действовавшая в 1949–1991 гг.
СЭВ: опыт сотрудничества, который нужно изучать
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) часто встречается у тех, кто слишком много работает. СЭВ стал одним из ее значительных факторов. день образования СЭВ, Совета экономической взаимопомощи стран социализма, созданного в 1949 году. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. К 70-летию образования СЭВ». тренды в изучении двадцатого века: к 70-летию образования сэв'.
Видео: Ценности и жизненные цели. Их влияние на профилактику СЭВ
Рекомендации и решения не распространяются на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе, однако каждая из этих стран может впоследствии присоединиться к рекомендациям и решениям, принятым остальными странами — членами Совета. СЭВ — открытая организация. Членом СЭВ может стать любая страна, разделяющая его цели и принципы и изъявившая согласие принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства. СЭВ может приглашать страны, не являющиеся членами Совета, участвовать в работе его органов на условиях договорённости с соответствующими странами. Последняя по вопросам, представляющим взаимный интерес, участвует в работе органов СЭВ на равных условиях со всеми странами-членами. В мае 1973 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Финляндией по вопросам, представляющим взаимный интерес. Страны — члены СЭВ активно сотрудничают с др. На начало 1975 СЭВ поддерживал в различных формах отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 Совету предоставлен статус наблюдателя в ООН. СЭВ имеет 1975 следующую структуру.
Сессия Совета образована в 1949 — высший орган СЭВ. С конца 60-х гг. На 16—18-м и 23-м заседаниях Сессии делегации стран возглавлялись первыми генеральными секретарями ЦК коммунистических и рабочих партий стран — членов СЭВ. Сессия рассматривает основные вопросы сотрудничества, доклад Исполнительного комитета о деятельности Совета за период между заседаниями Сессии и определяет главные направления работы СЭВ. Созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран — членов СЭВ в порядке названий стран по русскому алфавиту. Исполнительный комитет создан в 1962 — главный исполнительный орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Руководит совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями Сессии, осуществляет систематическое наблюдение за выполнением странами — членами СЭВ обязательств, вытекающих из принятых ими рекомендаций органов СЭВ, руководит работой комитетов, постоянных комиссий и др. Комитет СЭВ по сотрудничеству области плановой деятельности образован в 1971 , состоит из председателей центральных плановых органов. Его цель — содействовать расширению сотрудничества в области плановой деятельности стран — членов СЭВ, направленной прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции.
Главная задача Комитета — выявление важнейших проблем сотрудничества в основных областях народного хозяйства, требующих комплексного рассмотрения на многосторонней основе и разработки эффективных путей их решения. Постоянный рабочий орган Комитета — Бюро в составе заместителей председателей центральных плановых органов стран — членов СЭВ. Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству образован в 1971 на базе Комиссии по координации научных и технических исследований , состоит из председателей комитетов, министров, руководителей ведомств по науке и технике.
Приоритетным направлением деятельности СЭВ было определено экономическое и научно-техническое сотрудничество стран — членов Союза, включавшее развитие взаимной торговли, организацию обмена хозяйственным опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, оборудованием, машинами и другими товарами. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц. До 1969 года штаб располагался на улице Петровка , 14 в Москве, после — на Новом Арбате. Период успешного функционирования организации[ править править код ] С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчётов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчётам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества МБЭС , который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчётов в переводных рублях. Здание СЭВ в Москве В начале 1970-х годов страны — члены СЭВ перешли к новому этапу развития Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов, выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий таких, например, как производство микропроцессоров и биотехнологий[ источник не указан 1484 дня ][ уточнить ], а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла.
Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. Исходя из этого, М. Что дал СЭВ мировой экономике? Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет. Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран. Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л. Брежневе была предпринята попытка одновременно поднять статус этой организации и вести переговоры с Европейским сообществом о равноправном сотрудничестве. Но тут же выяснилось, что нужно поднимать вопрос о наднациональных структурах. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития. Например, Румыния и Болгария были заинтересованы в том, чтобы через механизмы СЭВ добиться больших привилегий в торговле с западноевропейскими странами, но они понимали, что позиции их слишком слабы для того, чтобы они смогли делегировать свои полномочия некоей внешней силе. Напротив, такие страны, как Польша и Венгрия, были готовы к этому, и даже настаивали на том, чтобы был выбран именно этот вариант интеграции. За время своего существования СЭВ пережил несколько волн реформ. В 1962 году их инициатором выступила Варшава, причем ее инициатива была предпринята вовсе не по указанию Москвы. Наоборот, Советский Союз тормозил эти преждевременные, по его мнению, усилия Польши, а также более поздние предложения, направленные на формирование в рамках Совета единой внешнеполитической линии, обязательной для соблюдения всех ее членов. Материалы обсуждения Комплексной программы социалистической экономической интеграции в 1968-1969 годах, которые были малоизвестны в самом Советском Союзе, показывают, что Варшава и Будапешт хотели привязать Москву к этим коллективным решениям. Они видели в углублении интеграции возможности для сохранения и укрепления собственного суверенитета, а более слабые страны, такие как Румыния, Монголия, напротив, опасались, что могут оказаться в позиции сельскохозяйственного придатка. Поэтому София и Бухарест оставляли за собой свободу рук в различных внешнеполитических акциях. В конечном итоге СССР, обсуждая эту Комплексную программу в течение нескольких лет, пошел на массу уступок союзникам, отказавшись, в частности, от подписания обязывающего международного договора. Помимо масштабной комплексной программы на 100 страниц была и закрытая часть, где были отражены наиболее спорные документы. Следы этого документа впервые обнаружила в архивах бывшей ГДР финская исследовательница Суви Кансикас, а затем был найден и сам документ, который не существовал в описи. В нем оказались не только спорные вопросы, но и те из них, которые не хотелось излишне светить: отношения с третьими странами, развитие электроники и перспективы создания единой электронно-вычислительной системы стран СЭВ. Но при анализе итогов развития Совета можно зайти совершенно с другого ракурса.
Кому же тогда нужна моя работа? Тут же возникает негативное отношение к свей работе, профессии. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике показал, что выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [9, 2с]. Физические симптомы:усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья в том числе по ощущениям , затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия повышенное давление , язвы, нарывы, сердечные болезни. Эмоциональные симптомы:недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других люди становятся безликими, как манекены , преобладает чувство одиночества. Поведенческие симптомы:рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи например, травмы, падения, аварии и т. Интеллектуальное состояние:уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем например, в работе , увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах тренингах, образовании , формальное выполнение работы Социальные симптомы:нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. СЭВ наступает неожиданно, подкрадывается незаметно. Когда у педагога не получается достичь результата, он не сдается, он идет вперед. Ему не страшны трудности. Он начинает ещё больше и глубже погружаться в свою работу. Тратит огромное количество времени на достижение своих профессиональных целей. Забывает о себе, о своем здоровье, отдыхе. Он целиком и полностью поглощён работой. На данном этапе уже можно бить тревогу. Это и есть начало СЭВ, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Кроме того, обобщая теоретические основы проблем СЭВ, можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога [1, 92 с]: нервное тревожное напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Лечить СЭВ намного сложнее, чем предотвратить. Нужно начинать действовать как можно раньше. Перед тем, как мы начнем свою профилактическую работу нам необходимо разобраться в причинах, вызывающих СЭВ. Бойко 1997 выделяет две основные причины: внешние организационные факторы, включающие условия работы и социально — психологические условия деятельности, и внутренние факторы индивидуально — психологические особенности [1, 87с]. К внешним факторам можно отнести хроническую напряженную психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующую организацию деятельности, повышенную ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности, а также психологически трудный контингент, с которым имеет делопрофессионал в сфере общения.
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)
Для устранения СЭВ необходимо учитывать личные качества человека и фазу нарушения. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 25 апреля состоялось заседание круглого стола «Современные подходы и инновации в образовании», которое было организовано для студентов всех направлений подготовки.
Выставка «СЭВ: РАВНОПРАВИЕ, ВЫГОДА, ВЗАИМОПОМОЩЬ»
В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран—членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ. После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой. В 1991 году СЭВ общей волей своих членов прекратил существование, не оставив преемника. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.
Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ например, Международный банк экономического сотрудничества , Международный инвестиционный банк , Интерспутник , существуют и продолжают свою деятельность до сих пор. Причины распада СЭВ и его последствия Заседание Исполнительного комитета Совета Экономической Взаимопомощи Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.
Профилактика и преодоление СЭВ Профилактические и коррекционные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его коррекции. Для организаций социального профиля, где нередко скапливается большой круг проблем, связанных с выгоранием, характерны частые явные и неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, высокая текучесть кадров, неблагоприятный психологический климат.
Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: Снятие рабочего напряжения. Повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным обучением. Правильная организация работы персонала. Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки.
Необходимо обратить внимание на улучшение условий труда — характер складывающихся взаимоотношений в коллективе. Отработка личных проблем. Соблюдая перечисленные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности. В целях направленной профилактики СЭВ следует: Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой.
Проще относиться к конфликтам на работе. Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Конечно, легко говорить или писать о том, что своим эмоциям не стоит придавать должного внимания и ко многим вещам необходимо относиться проще. Кому-то подвластно с собой справиться, кто-то, наоборот, долго не может отпустить ту или иную ситуацию и постоянно «зависает» на ней, мы все разные… Но едино одно — наше здоровье зависит только от нас самих. И если кому-то необходимо несколько минут в день, для того чтобы уравновесить свое эмоциональное состояние, то для другого важно больше времени отводить на этого.
Возможно, это время нужно провести в полном одиночестве или достаточно просто прослушать расслабляющую музыку.
Именно поэтому все эти планы не всегда свершались, и более того, было сильно влияние на повестку стран-членов и то, насколько они пытались сделать что-то национальное на базе СЭВ. По сути дела, ничего не получилось. В то же время нельзя сказать, что СССР был абсолютно самостоятельным в своих действиях. Имея такую организацию и будучи связанным с таким пулом союзников, он вынужден был с ними согласовывать свою линию. Но несмотря на политический раскол и конфликт Тито и Сталина, в экономическом плане СЭВ стал выходом из кризисной ситуации. Но в итоге после смерти Иосифа Сталина Югославия сама присоединилась к СЭВ, и у неё единственной в организации был свой ассоциативный статус. Свои конкурентоспособные технологии они использовали на рынках стран третьего мира, предлагали им себя взамен на дефицитные сырьевые ресурсы, а также пытались развивать совместные предприятия. Логика в этом была. По сути дела, за счёт экспорта технологий, пусть более дешёвых, более массовых, экспорта образования и других вещей в страны третьего мира создавалась цепочка первый-второй-третий мир и создавалась мировая экономика, существовавшая в 70-80-е годы.
Опять же, существует два взгляда на СЭВ. Первый, который распространён у людей старшего поколения, которые были связаны с СЭВом, что это всё было провальным, неуспешным, изначально безнадёжным. С этим не совсем можно согласиться, особенно если сравнивать его с Европейским союзом.
СЭВ тогда, считает он, стал механизмом передачи технологий и поднятия уровня жизни в этих странах.
По словам Липкина, участники конференции заинтересованы в обмене информацией с представителями зарубежных стран, занимающимися изучением опыта СЭВ, в том числе в условиях кризисов, например, энергетического кризиса 1973 года. Ключевая задача организации заключалась в развитии экономического сотрудничества стран-членов, содействии и ускорении их экономического и научно-технического прогресса. За годы нахождения в СЭВ ряд стран прошли этап индустриализации, развили инфраструктуру и освоили масштабное строительство жилья. В связи с этим СЭВ стал восприниматься в качестве альтернативы только набирающему тогда динамику процессу европейской интеграции.
Опыт экономической взаимопомощи
Понятно, что за столь продолжительные период, неоднократно менялся состав участников группы «СЭВ» и возникали связанные с этим сложности. 70 лет назад, в январе 1949 г. по инициативе СССР был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). К 70летию образования СЭВ» расскажет один из ближайших номеров журнала «Новая и новейшая история», главный редактор которого д.и.н. К 70-летию образования СЭВ., Мировая система социализма и глобальная экономика в 1950-х — 1970-х годах. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – крупнейшая международная организация, которая в течение нескольких десятилетий (1949 – 1991 годах) определяла не только экономические. QR code for Система образования в европейских странах СЭВ.
Ученый ЧГУ им. А. А. Кадырова стала лауреатом Премии «Колба-2024» в номинации «Биология»
28 июля 1991 года был распущен СЭВ — "Совет экономической взаимопомощи": von_hoffmann — LiveJournal | 6-ая Международная конференция «Развитие вычислительной техники в России, странах бывшего СССР и СЭВ (SORUCOM 2023). |
Новая и новейшая история :: Выпуск 3 :: Новый взгляд на феномен СЭВ | Датой рождения СЭВ считается 18 января, когда в Москве представители «семерки» подписали протокол о создании организации. |
Состоялось инструктивно-методическое совещание по организации летней инклюзивной смены | Очевидно, что в год 70-летия образования СЭВ история этой организации переживает исследовательский бум в мировой историографии. |
Сервис электронных ведомостей (СЭВ) | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Когда появился Совет экономической взаимопомощи - Парламентская газета | После смерти И.В. Сталина вопросы статуса и перспектив развития СЭВ превратились в поле борьбы членов «коллективного руководства» за власть. |