Какие есть дни Масленичной недели, как они называются (название и описание). Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Название пятого дня масленичной недели — Тещины вечерки.
Масленица древний праздник наших предков!
В народе каждый день Масленицы имел своё название и свой строгий, хотя и различающийся в деталях в разных местностях, обрядовый регламент[7]. Сырная седмица (Масленица) — Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы последней перед Великим постом недели. Дата и значение каждого дня Масленицы.
Масленица пришла: что обозначают дни масленичной недели и как их праздновать
Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Имя «Масленица» этот праздник получил от обильной масляной еды, которую полагалось употреблять в течение всей последней недели перед Великим постом, когда мясо уже есть не разрешалось, а молочные продукты ещё было можно. Последний день Масленицы, "проводы", или, как его ещё называли, "целовальник", сопровождался на Руси различными обрядами.
Масленичная неделя: ежедневные традиции и обряды
Девушки и парни высматривали себе суженых. Среда — Лакомка. День гостей. Домой приглашали родных и близких на блины, медовые пряники и пироги. Также в среду тещи кормили блинами своих зятьев. Четверг — Разгуляй. Начало Широкой Масленицы. В этот день прекращались работы и начинались массовые гулянья.
Пятница — Тещины вечёрки. В пятницу теща шла с ответным визитом к зятю. Люди также ходили друг к другу в гости на обед или ужин. Суббота — Золовкины посиделки. Невестки звали в гости сестер мужа, дарили им подарки и угощали блинами. Прощеное воскресенье. Прощание с Масленицей и зимой.
Войти в это время лучше без ропота, без душевных обид. И это время должно стать тихим размышлением, в храмах уже идут службы, которые готовят людей к посту, а широкие масленичные гулянья лучше оставить. Для христиан Праздник Праздников — это Пасха. Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены, но время проводов зимы для верующих — это время вступления в дни Великого поста. Необходимо помнить о том, что Сырная седмица, в соответствии с церковным календарем, готовит нас к Великому посту — времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост — время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. В это время люди стараются очистить душу, чтобы подготовиться к Пасхе. Поэтому во время широких гуляний, кулачных боев, шумных игр и традиций сжигания чучела на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту.
Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин. Протоиерей Анатолий Малинин: Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Рецепты блинов на Масленицу Конечно, самой запоминающейся традицией праздника Масленицы являются блины. Ниже мы предлагаем вам подборку из статей о рецептах их приготовления:.
В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».
Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки». На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей. Девушки в полдень выносили блины в миске на голове.
Люди верят, что она принесет достаток, благополучие. Также народ начинает наряжать соломенное чучело в старые лохмотья. В руках у чучела часто была сковорода и блин. Раньше наши бабушки, дедушки жили большими семьями. Чаще всего, невестка после замужества отправлялась жить в дом к родителям супруга. Поэтому первое утро Масленичной недели свекры отправляли жену сына в гости к ее родителям. А ближе к вечеру сами отправлялись к родне. Обязательное правило понедельника — сватов накормить хорошенько, чтобы те не обиделись. Отсюда и название дня Масленичной недели — встреча. Вторник — заигрыши Вторник посвящают смотринам. Молодых неженатых и незамужних отправляют пообщаться, посмотреть друг на друга. Многие отправляли сватов к будущим невесткам. Впереди будет Великий пост — время, когда свадьбы играть нельзя. А вот после поста можно будет смело отправлять молодежь на Красную горку, где те, познакомившись на заигрыше, могли уже и пожениться. Люди постарше зовут к себе родственников, друзей. Предки верили, что чем изобильнее, богаче стол, тем больше уважения гостям выказывает хозяин. Со вторника можно начинать Масленицу зазывать, проговаривая слова: «У нас горы снежные готовы, да блины напечены — просим жаловать! Для массовых гуляний уже все должно быть готово: карусели, качели, горки ледяные и др. Среда — лакомка Зять приходит к теще на блины. Кроме зятя хозяйка приглашает к себе друзей, родных и соседей. Стол ломится от угощений: блинов, пирогов, медовых пряников, сбитней и др.
Как называются дни масленичной недели
Выпекание блинов набирало оборотов. Зятья шли в гости к тещам, а те, в свою очередь, старались показать им свое расположение. И блины в этом деле играли самую важную роль. Четверг — начало Широкой Масленицы. С этого дня все верующие прекращали какую-либо работу и приступали к активным гуляниям. Молодежь участвовала в кулачных боях, многочисленных конкурсах, состязаниях. На «Тещины вечерки» в пятницу наступал черед зятьев принимать гостей. Тещи приходили не одни, а с подругами. За угощения отвечали дочери. В субботу встреча гостей продолжалась. На этот раз невестки встречали родственников по линии своего супруга.
Вы можете сделать то же самое около дома. Наметьте ваши визиты на неделю и визиты к вам, определите состав гостей. Проведите ревизию на кухне — все ли есть для приготовления блинов. Закупите необходимое. В этот день уже можно напечь блинов. К слову, у предков первый блин всегда предназначался усопшим родственникам и отдавался малоимущим. Большинство масленичных обрядов этого дня сводилось к сватовству. В этот день молодые люди ходили на смотрины, выбирали себе женихов и невест. Пригласите и вы свои вторые половинки — потенциальные или настоящие — куда-нибудь съесть по блину, покататься с гор.
Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию.
Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло.
Скоро Масленица: какого числа отмечается праздник в 2023 году и почему принято печь блины
В первый день масленичной недели, жители наряжали чучело Масленицы, которую устанавливали на самом видном месте поселения. Нередко наиболее разгульным характером отличаются празднования, совершаемые в последние масленичные дни. день весеннего равноденствия. Узкая Масленица (с понедельника по среду) и Широкая (с четверга по воскресенье). В народе каждый день Масленицы имел своё название.
Название каждого дня масленицы
Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов. Узнаем название дней Масленицы, традиции и обычаи праздника, а также его историю. ряженым или чучелом («Масленица», «Карнавал» и т. п.), уничтожаемым (чаще всего сжигаемом на костре) в конце М. Часто процессия имела характер масленичного поезда, причём у русских экипажам могла придаваться форма кораблей (традиция, возможно, восходящая к. Узнаем название дней Масленицы, традиции и обычаи праздника, а также его историю. Традиции масленичных гуляний, в древности имевшие сакральный смысл, изменились, приобрели территориальные особенности, но в целом сохранились по сей день.
Как называются дни Масленичной недели
День золовки, сестры мужа, приходится на субботу. В этот день женщина должна звать родственников мужа к себе, главная из которых — сестра. Если она незамужняя, то полагается пригласить в дом и незамужних подруг, если же венчана в церкви, рядом с ней должны находиться люди семейные. Всех гостей угощают блинами, а золовке вручают приятный подарок. В воскресенье — «Прощёное воскресенье» принято провожать Масленицу. В этот день сжигается соломенное чучело хозяйки праздника.
Пепел Масленицы развеивают по полям, чтобы год был плодородным. С этого момента зима должна уйти, уступив права солнечной и теплой весне. Масленичные приметы В праздничные дни Масленицы есть несколько примет, которые помогут узнать о грядущих жизненных делах. Например, если блины получаются плохо пропеченными или некрасивыми, то в скором времени вас ждут трудные времена, болезни или неприятности.
Праздничная неделя начиналась в понедельник и делилась на «Узкую» Масленицу, включающую в себя три первых дня, и «Широкую» — оставшиеся четыре дня. В первую половину вместе с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал. В первый день Масленицы ходят в гости и начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. Вторник — «Заигрыши». В этот день парни и девушки катались с горок, знакомились и ходили друг к другу на блины. Родители устраивали смотрины, выбирали девушкам женихов. Среда — «Лакомка». День, когда теща печет блины для своего зятя и наблюдает за его вкусовыми пристрастиями во время застолья. Считалось, что если мужчина тянется за блинами с соленой начинкой, характер у него непростой.
Кроме того, по древним обычаям теща должна была обеспечить наличие необходимого инвентаря сковородок и кастрюль , а также ингредиентов, в частности — муки и масла. А это обозначает, что зять в пятницу должен был угощать тещу и показывать всяческое расположение к ней и уважение. Кстати, теща могла прийти в гости со своими родственницами, подругами и праздновать наступление Масленицы вместе с ними в гостях у дочери и зятя. Суббота Название «Золовкины посиделки» говорит само за себя. Невестка приглашала в гости сестер мужа, кроме того, и своих подруг. Причем если сестры мужа незамужние, можно было звать только незамужних подруг, и наоборот. Но в наши дни, конечно, можно немного расширить грани, попросту этот день можно превратить в чудесные девичьи посиделки, поделиться радостями и проблемами, просто встретиться и поговорить по душам. На такие беседы частенько не хватает времени, а масленичная неделя — прекрасный повод. Воскресенье Ну и, пожалуй, самый главный день, который получил название «Прощеное воскресенье». Конечно, для верующих людей этот день особенно важен. Посещение церкви — обязательное условие, молитвы перед Великим постом, поминовение усопших со всеми ритуалами, молитва о прощении. Но в наши дни традиция обрела вторую жизнь. Просить друг у друга прощение стало привычным явлением в эти дни. Главное, чтобы это было искренне, от чистого сердца. Прекрасный повод для многих помириться, забыть старые обиды, начать все с чистого листа. Еще очень важные моменты этого дня — помянуть усопших, посетить баню. Итогом станет сжигание чучела, а затем предстоит развеять его прах над водой или полем, прощаясь со всем плохим таким образом и готовясь к встрече хорошего. Замечательная традиция, дающая шанс каждому из нас отпустить плохие мысли, и освободить место для новых положительных моментов. Кроме того, в этот день можно сжигать старые вещи, прощаясь со всем ненужным и плохим. При этом нужно, конечно же, учитывать крайне важный момент. При всех этих манипуляциях нужно обязательно помнить обо всех мерах противопожарной безопасности, чтобы веселые гуляния оставили позитивные воспоминания и не превратились в беду. В этот день не только сжигают чучело, но и демонстрируют свои самые разнообразные таланты: поют, танцуют, показывают всевозможные сценки, читают стихи. Организовывают выставки прикладного творчества. Мастерицы устраивают кулинарные поединки, предлагая разную выпечку. Мужчины соревнуются в силе, ловкости, и, конечно, в поедании блинов.
Некоторые катались с горок. Насмотренье маскарада и на вечернее катание с гор приглашались и простые, и знатные люди. Среду называли лакомкой. С этого дня начинались пиршества во всех домах. Гостей угощали блинами, накрывали столы, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки, торгующие горячими сбитнями напитки из воды, меда и пряностей , калеными орехами, пряниками. Здесь же продавали чай из кипящего самовара. Четверг — разгул, перелом, широкий четверг: на этот день приходилась середина игр и веселья. В этот день проходили так называемые кулачки — кулачные бои, известные еще с Древней Руси. По правилам нельзя было закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, нападать нескольким людям на одного, бить ниже пояса или по затылку. Тех, кто нарушал это правило, строго наказывали. Биться можно было «стенка на стенку» «коллективные бои» или «сам на сам» один на один , вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.