Такое ограниченное число диаконов, при многочисленности пресвитеров, производило сильное впечатление на простой народ и способствовало увеличению значения диаконов в глазах мирян. Согласно каноническому праву, коптский диакон должен служить бедным и сообщать о них епископу.
Дьякон — это ближайший помощник священника и архиерея
Кто такой диакон в православии? | Дьякон (диакон) является священнослужителем православной Церкви. |
ДЬЯКОН - что это такое? значение и описание | Кто и как может им стать, каковы требования к кандидату, с какими трудностями он может столкнуться, в чем заключаются его обязанности. |
Дьякон — это ближайший помощник священника и архиерея | Кто такой дьякон? Разница между иподьяконом, дьяконом, протодьяконом и архидиаконом. |
ДЬЯКОН - что это такое? значение и описание
В православной и католической церкви - священнослужитель, имеющий т. О словаре «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей.
В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Помощник священника, имеющий первую степень священства. О словаре Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков — справочный словарь, содержащий устойчивые слова и выражения, встречавшиеся в русскоязычной литературе периода 18-19 веков — времени, когда русский язык претерпевал существенные изменения и происходило замещение слов новой лексикой. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст.
Особенности диаконского облачения Во время рукоположения нового диакона облачают в специальные одежды, имеющие особое символическое значение: Орарь — принадлежность исключительно представителей младшего чина церковной иерархии. Надевается на левое плечо, символизируя принадлежность своего обладателя к низшей степени священноначалия. Возложение ораря на плечо — указание на более высокую должность, чем занимал иподиакон, по традиции носящий орарь на поясе. Орарем диакон закрывает лицо при чтении молитвенных прошений подобно Ангельским чинам, благоговейно закрывающих глаза крыльями во время предстояния перед престолом Божиим. Поручи на руках новоположенного — знак Божией помощи, благодаря которой диакон совершает свое служение. Одновременно поручи со шнуровкой — указание на узы Господа Иисуса Христа, в которых Его вели на суд.
Это олицетворение жертвенности церковного служения, требующего от человека значительных усилий и отказа от многих земных благ. Рипида , которая вручается диакону после рукоположения, является символом крыльев Ангельских чинов, которые осеняли кивот ковчег Завета. Это знак посвящения в Божественные тайны, а также указание на необходимость их защиты от неблагоговейного отношения. Обязанности диакона на приходе Задачи и обязанности диакона подробно прописаны в Апостольских постановлениях и в Правилах Шестого Вселенского собора. Там указано, что он не имеет полномочий давать благословение, но сам получает благодать от епископа или пресвитера. Диакону усваивается роль помощника при совершении богослужений и вне храма: сопровождать служащего, выполнять его поручения, помогать в управлении и поучении паствы.
Помимо непосредственного участия в церковных службах, Таинствах и обрядах, диаконам могут вменяться в обязанность: Попечение о бедных и немощных.
Декан - это руководитель факультета в высшем учебном заведении. Дьякон - низший духовный сан в православной церкви, помощник священника при совершении церковной службы.
С другой стороны, я понимаю, о чем меня хотели спросить: не происходят ли слова декан и дьякон от одного корня? Ведь они действительно чем-то похожи... Давайте проверим.
Вдруг все-таки найдем что-то общее? Итак, декан. Как сообщает нам Историко-этимологический словарь П.
Черных, в русском языке слово декан в современном значении известно с начала ХIХ века.
Протопресвитер Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси. Это высший сан в белом духовенстве. В него входят: Иеродиакон и архидиакон Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить Таинства и совершать службы. Иеромонах Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные Таинства. Игумен игуменья Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Архимандрит Это один из самых высоких санов в православии.
Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Зачем церкви дьякон?
Есть хорошее сравнение Русской церкви с франшизой. Надеваешь черный халат с ювелирным украшением в виде креста. Теперь люди начнут нести тебе пожертвования. Кроме власти и денег ее администраторов мало что интересует. А отдельные «романтики» в среде священников часто еще опаснее, ведь они сами не ведают, что творят, распространяя идеи «от ветра главы своея». После принятия сана мне по роду деятельности приходилось искать ответы на упреки и вызовы из нецерковной среды. Я стал подмечать лживость православной апологетики фактически на каждом шагу: в биологии, истории, психологии.
Мне показалось важным изучать книги популяризаторов науки, нейробиологов и религиоведов. Не хочу впредь транслировать эту ложь. Признаюсь, мне стало сложно терпеть других священников. Многие священнослужители возомнили из себя непогрешимого папу римского в любой области знаний. Такой горе-пастырь легко раздает свои измышления о генетике и истории, о геологии и социологии, о том, как спастись, и том, что нужно отсечь, как рожать и в какие дни зачинать ребенка. Каждый из них по-своему преодолевает свои комплексы, у каждого свое уникальное проявление чувства собственного величия, но мне не хочется иметь с этим ничего общего.
На элементарном уровне сакральное пространство храма действительно убаюкивает человека, но это «работает» само по себе, для этого не нужны священники. Сейчас я убежден, что эта религиозная организация во многих случаях приносит вред, стимулируя у людей невротизм, откровенный инфантилизм, рабскую психологию и подавление критического мышления. Многие церковные люди боятся жить, а зачастую желают в каком-нибудь ярком подвиге просто умереть например, заразившись коронавирусом в храме или же нарушая предписания врача-эндокринолога. Ужасно, что сейчас на такой лжеподвиг людей подталкивают некоторые священнослужители. Я был поражен, когда узнал, что апокрифы, неканоничные писания, с глубокой древности вошли в плоть и кровь церковной жизни. В тот момент я понял, что против этой «грязной воды» у Церкви нет иммунитета, она принимает в себя любые легенды и выдумки и впоследствии не может с ними расстаться.
А что, если это касается не только церковных преданий, но и самого Писания? В последние два года я стал читать книги таких западных библеистов, как Борг, Кроссан и Эрман. Я увидел «Великий обман» в книгах Св. Писания так это называет Барт Эрман. Одни христиане позволяли себе писать послания от имени апостола Павла, другие составляли евангелия, используя искаженные или даже выдуманные рассказы о Христе. Результаты своих изысканий я представил в сборнике «Развитие христианских идей и практик», где рассмотрел динамику развития церковных традиций и постарался обосновать гипотезу, что важнейшие взгляды христианства менялись уже в I веке.
Полагаю, что все лучшее в христианстве дал Господь Иисус и апостол Павел. Далее Бог будто не вмешивался в развитие событий. Все это только человеческое, слишком человеческое… Я пришел к выводу, что современная Русская церковь фактически не имеет никакого отношения к «историческому Иисусу», а промысел Божий в истории Церкви отсутствовал. Я уже отошел от идеи реформирования Церкви, проповеди лайт-православия и церковности «с человеческим лицом». Церковь далека от ценностей гуманизма, как небо от земли. И проблема не в том, что церковные люди сейчас какие-то особенные на самом деле это так.
И даже не в том, что библейские рассказы про Адама или Всемирный потоп — обычные мифы восприятие библейских сюжетов в мифологическом ключе как притчи могло бы снять массу затруднений в общении с современными людьми. Я много лет размышлял о богодухновенности и ограниченности Ветхого Завета. И пришел к выводу, что это оформленные ожидания и гадания иудеев, прикрытые высокими словами «так говорит Господь». Мои представления о богодухновенности каждой йоты Писаний рухнули. Теперь я не верю и в богодухновенность новозаветных текстов. Многие из них — подлог, а иные фиксируют предания, которые сложились в христианских общинах лет через 40 или 65 после распятия Христа.
Сквозь эти наслоения нам очень сложно воспринимать образ «исторического Иисуса». В фильме «ПиКей» все попытки главного героя достучаться до небес не привели к положительному результату. И он сделал вывод, что люди пытаются дозвониться до Бога через «религиозных менеджеров», имея «неправильный номер»: «Та система, по которой вы связываетесь с Всевышним, стала неисправна.
Есть перевод молитв с церковнославянского языка на русский, инструкция, как сделать свой молитвослов. Православный словарик. Здесь можно узнать, что такое лампада и келья, кто такие игумен и дьякон. Словарик постоянно пополняется новыми православными терминами. Игра «Паломник» — увлекательное путешествие в историю Русской православной церкви. Здесь можно почитать и распечатать все тексты сайта.
Согласно Деяниям святых апостолов Деян. Сами апостолы , обязанные прежде всего проповедовать слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц см. Святые диаконы. В тексте книги Деяний сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись др. Таким образом, в тексте Деяний семеро не названы диаконами, в отличие от текстов Посланий апостола Павла. Впервые слово «диакон», как обозначение определённого церковного служения, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам Фил. Согласно «Апостольскому церковному уставу», диаконы побуждали членов общины к щедрости, к добрым делам [7]. Вместе с тем «Апостольское предание» предписывало диакону доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн [8]. Начиная с IV века прежнее служение диаконов отходит на дальний план в связи с выдвижением их богослужебной функции. Диакон Католической Церкви римского обряда Свидетельство о рукоположении в дьяконы, данное Гидеону Боствику Ричардом Терриком, епископом Лондона, 24 февраля 1770 В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу.
IV Толедского Собора; применительно к орарю термин «стола» стал в лат. В 16-м прав. Арелатского Собора 314 упоминается «совершение приношения» возможно, Евхаристии нек-рыми Д. N 241. С течением времени литургическое служение Д. Церкви претерпело серьезные изменения. Хотя еще согласно Декрету Грациана XI в. Исидор Севильский Decret. III 67. II 12. Основным делом Д. II 25. Уже в доникейский период на Западе важнейшей обязанностью Д. Так, сщмч. Киприан Карфагенский описывает, как некий Д. К III в. VI 43; «Liber Pontificalis» возводит установление рим. В V-VI вв. Церкви ; их коллегию возглавлял архидиакон, «приор кардинал-диакон», к-рый в эпоху раннего средневековья обладал в Риме очень большой властью, поскольку распоряжался имуществом Папского престола и следил за церковной дисциплиной в городе. Особое значение рим. Хотя еще в Сардик. VII в. До XII в. Даже в «Ordines Romani» говорится, что рукополагаемый во епископа может быть или пресвитером, или Д. XXXIX 22. Со временем, однако, на Западе, как и на Востоке, установилось обязательное последовательное прохождение церковных чинов, начиная с низших см. Широкое распространение такой практики, когда Д. Однако формально укреплению лат. Был установлен минимальный возраст Д. Промежуток между поставлением в субдиаконы до субдиакона кандидаты последовательно поставлялись в низшие чины; после реформ Ватиканского II Собора низшие чины были частично упразднены и ординацией в Д.
Марина Королева: Чем декан отличается от дьякона
Диаконат Восточной православной церкви | Кто и как может им стать, каковы требования к кандидату, с какими трудностями он может столкнуться, в чем заключаются его обязанности. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | определение. Лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. |
Зачем церкви дьякон? - Союз ЕХБ | [дьякон; греч. διάκονος], одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера. |
Диакон. История появления диаконского служенияДышу Православием | В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. |
:: Лишенный сана диакон РПЦ Сергей Баранов получил убежище в Чехии | Из них священнослужители — это священники и диаконы, которые поставляются на это служение через таинство Рукоположения. |
Диакон - Deacon
Из них священнослужители — это священники и диаконы, которые поставляются на это служение через таинство Рукоположения. Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковного. это тот, кто уже женат или намеревается жениться, и не может продвинуться до степени священника, поскольку для родителей существует запрет на брак.
Что такое дьякон?
Диакон. История появления диаконского служенияДышу Православием | Кто такой диакон. |
Диаконы — Православный календарь | ДИАКОН, дьякон (греч. διάϰονος – служитель), нижняя из трёх степеней священства в христианской Церкви. |
Дьяки в Московском царстве
Роль или должность дьякона была развита в ранней церкви прежде всего, чтобы служить физическим потребностям членов тела Христа. Поскольку это помещение использовалось дьяконами, оно и называлось диаконник. Кроме того, кто несет ответственность за утверждение и назначение дьякона в церкви? КТО ТАКОЙ ДИАКОН часть 1. Через более чем 2 года опальный дьякон не проявил признаков покаяния, и теперь решение о лишении сана вступило в силу. Диакон обладает заметной богослужебной ролью так же, как и пастырско-общественной (под руководством своего архиерея или настоятеля).
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Согласно каноническому праву, коптский диакон должен служить бедным и сообщать о них епископу. Герой рубрики «Без лица» четыре года был дьяконом (помощником священника) в одном из соборов Московского патриархата. отцы (или батюшка) и не святыи, так только в иностранных кино говорят. это тот, кто уже женат или намеревается жениться, и не может продвинуться до степени священника, поскольку для родителей существует запрет на брак. Старший среди семи диаконов, избранных апостолами для поддержания порядка при "ежедневном раздаянии потребностей", он был привлечен к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме. Кроме того, кто несет ответственность за утверждение и назначение дьякона в церкви?
Кто такие игумен и дьякон. Ресурсы Интернета для духовно-нравственного воспитания детей
Так, Иоанн Златоуст, будучи диак. С течением времени диак. Исключением является лишь болезнь епископа или пресвитера; но и в этих случаях диак. Подобное явление наблюдалось, напр. Постоянною и неотъемлемою обязанностью диак. Так, по указанию литургии VIII кн.
Постановлений, они возносят молитвы за оглашенных, одержимых нечистыми духами, просвещаемых, кающихся и, по удалении их, за одних верных. Подобные же свидетельства находим у Кирилла Иерусалимского, в беседах Иоанна Златоуста 14-ая на послание к Римлянам, 2-ая на 2-е посл, к Коринфянам, 2-ая о неясности пророчеств и во всех древних литургиях. На обязанности диак. Постановлений, будет сидеть на неприличном месте, того должен обличить диак. Он должен смотреть за народом, чтобы никто не спал, не шумел, но смеялся, не разговаривал.
О тех же самых обязанностях упоминает в 24 беседе на книгу Деяний Ап. Иоанн Златоуст. Говоря о бесчинствующих в церкви, он велит находящимся подле них обличать таких лиц, а если они не послушают — призвать диакона, чтобы он исполнил над ними свою должность. Наблюдение за порядком возлагало далее на диак. Кроме того, по указанию вышеупоминаемого памятника «Testamentum Domini nostri Jesu Christi», диак.
Кроме литургии, диак. Писания отцов и учителей церкви, относящаяся к истолкованию православного богослужения, 1 т. Помимо участия в крещении, диак. Подобное право усвояет им Тертуллиан в 17 гл. Иероним в 4 гл.
По словам блж. Феодорита и И.
Псаломщик чтец Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из Писания. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью — бархатную шапочку. Иподиакон Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Протодиакон Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Иерей Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец».
В православной церкви это наименьший сан священника. Протоиерей Этот сан дается в награду за какие-то заслуги.
Согласно чиновнику [7] , в молитвах говорится чтецу, что он может быть сподоблен более высокого чина. Когда епископ возлагает свою руку на диакона, он тайно произносит, обращаясь к Богу: «…управь его Твоею милостию, соделай его служителем Твоего святого алтаря так, чтобы по окончании служения, которое Тебе благоугодно вверить ему, безупречного и безгрешного, явил себя достойным более высокой степени…». Назначение диакона к определённой церкви является важным аспектом коптского чина, отсутствующим в византийском чине. Другая особенность коптского чина заключается в прояснении социальных функций диакона: «Ты обретаешься среди чад первого диакона Стефана.
Ты должен посещать народ Божий, вдовиц, сирот и болящих, помогая тем, кому можешь, в их нуждах и являя собою добрый пример, которому они могли бы подражать. Сопутствуя архиерею и священнику, привлекай их внимание к скорбящим…» Согласно каноническому праву, коптский диакон должен служить бедным и сообщать о них епископу. В настоящее же время, в силу своего общего характера, различные прошения этих ектений более не выражают чаяний конкретного прихода. Социальные функции Помимо отправления своих богослужебных функций, диакон иногда принимает участие в душепопечительской деятельности и церковном администрировании. В связи с последним мы можем отметить нынешнюю важность архидиаконства во Вселенском Патриархате. Великий Архидиакон Константинополя отвечает за организацию богослужений и назначение проповедников, включая архиереев.
Его особая связь с патриархом подчеркивается тем, что он присутствует только за теми богослужениями, которые совершает сам патриарх. В России в восьмидесятых годах XIX столетия существование диакона было возведено в степень нормы для каждого прихода, насчитывающего более семисот душ Указ Св. Чуть позже их сделали ответственными за религиозное образование в общественных школах Указ Св. Кроме того, было решено сократить на треть денежное содержание тех диаконов, что были рукоположены после 1885 г. Это сделало диаконский сан анахронизмом. Эта традиция определённо существовала в XII в.
Они приняли на себя задачи учительства и благотворительности.
Материалы, которые размещаются на портале, отражают современное состояние научных знаний и написаны авторитетными специалистами Московского и Петербургского университетов, РАН, РАО, Московской духовной академии, других высших учебных заведений России и зарубежья, опытными учителями школы. Педагоги найдут на сайте методические разработки по богословию, истории, филологии, искусству, естествознанию, дошкольному воспитанию, педагогике. Здесь вы можете узнать подробности о межвузовском творческом конкурсе. Он проводится ежегодно с 1997 г. Конкурсные работы принимаются в комиссиях до 20 декабря, а итоги подводятся 25 января. К участию в конкурсе приглашаются и педагоги, и студенты, и ученики.
Права и обязанности диаконов
Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств , но не может совершать их самостоятельно кроме Крещения , которое могут при необходимости совершать и миряне. Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.
И таким образом, в конце проскомидии, например, он не посылается сразу из алтаря для произнесения великой ектеньи, но сначала подает знак священнику начинать свою молитву, когда говорит ему: «Время сотворити Господеви». В основном служение диакона состоит в возглашении молитвенных прошений, следовательно, можно сказать словами Феодора Мопсуестийского что он является глашатаем церкви. Слыша его, присутствующие знают, что им следует делать или о чем помышлять. В течение литургии диакон ведёт за собою и хор, произнося положенные молитвословия, выражающие все нужды христианской общины. Baumstark считает, что с оригинального языка литургии первыми переводились именно эти прошения, только потом чтения из Священного Писания, и уже после того — молитвы священника. Это именно то, что произошло в арабском христианстве.
Каждое появление диакона из алтаря воспринимается подобно явлению небесного посланника. Диалог между диаконом и священником занимает особое место в византийской литургии по сравнению с другими восточными литургиями, и представляет собою, в дополнение к традиционной концепции диаконского служения, идею диакона как сослужителя. Диалог между ним и священником, имеющий место после Великого Входа, в этом смысле весьма важен. Диалог продолжается, и диакон снова называется в нем сослужителем. В византийском чине рукоположения диаконство видится как служение sui generis [6] , никак не временное или предварительное. Это совершенно ясно даёт концепции диаконства гораздо более широкий базис, чем просто богослужебные функции. В современном чине рукоположения Армянской церкви, который используется, начиная с XIV века, архиерей просит Бога направить будущее диакона на истинный путь так, чтобы «в надлежащее время он мог быть рукоположен в священника, и совершать церковные таинства».
Это показывает, что в армянской церкви диаконство рассматривается лишь как ступень на пути к пресвитерству. Уточним, что согласно чину рукоположения, диаконские функции заключаются в чтении евангелия, каждении и несении предметов богослужебной утвари в процессиях. Похоже, что и в коптском чине есть указание на временный характер диаконской степени. Согласно чиновнику [7] , в молитвах говорится чтецу, что он может быть сподоблен более высокого чина.
Ради того прежде всего мы должны хранить между собой единодушие и единство, представляя единую Русскую Церковь , а в то же время продолжать ее великое дело среди других народов. С самых первых веков христианства в России из нее шли проповедники в другие края. Теперь рассеянный русский народ сделался проповедником веры во всех краях вселенной.
Задача Русской Заграничной Церкви позаботиться о том, чтобы просветить возможно большее число людей из всех народов. Ради выполнения сей цели Русский Архиерейский Заграничный Синод посылает меня в страну, откуда восходит чувственное солнце, но которая нуждается в просвещении лучами мысленного Солнца Правды. Сознаю свои слабые силы; из послушания церковной власти и моему духовному руководителю покоряюсь сему избранию не ради чести и власти, а всего себя отдавая на служение Церкви. Молюсь Господу Богу, чтобы Он помог мне и укрепил меня до смерти подвизаться за истину. В сей великий для меня час молюсь о тех, кто воспитывал меня и назидал своими наставлениями и примером, молюсь о тех, среди которых проходило до сих пор мое церковное служение, о молодежи, которую воспитывал, о моей будущей пастве, о вселенской Церкви, о страждущей земле Русской! Уповаю на молитвы и предстательство великого сонма небесных поборников рода христианского. Прошу и Вас Святители Божии, а заочно и моего Архипастыря преосвященного епископа Виктора, помолиться о мне и преподать Божие благословение.
Белград, 27 мая 1934 г. И слово епископа Пантелеимона Шатова : Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Достойные преемники апостолов Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в этот мир спасти грешников, из которых я первый! Вы собрались сегодня, чтобы назвать меня своим собратом и сослужителем, чтобы меня возвысить до участия в вашем собрании. Мне стыдно и неловко что-то говорить в вашем кругу, кругу святителей Божиих, богомудрых хранителей веры Православной, через которых на земле является воля Божия. Послушание Святейшему Патриарху и Священному Синоду понудило меня прийти в ваше собрание.
Отвечая на Ваш призыв, Ваше Святейшество, кающимся грешником пришел я к Вам, и Вы не возгнушались моей нечистотой, но разрешили меня от грехов, облекли в ангельский образ , даровали мне новое драгоценное имя, богомудрым словом наставили на путь монашеского жития и возвели в сан архимандрита. Вот и сегодня Вы, Ваше Святейшество, вновь призвали меня для наречения во епископа Орехово-Зуевского. Со страхом и трепетом и сознанием своего крайнего недостоинства пришел я сегодня сюда. Когда Вы, Ваше Святейшество, впервые сказали мне о своем намерении призвать меня на новое служение, на все мои недоумения и вопросы Вы ответили кратко: «Доверьтесь Патриарху». Почти сорок лет тому назад Бог, в Которого я не верил, но Которого уже вопрошал и Которого призывал в самые трудные моменты жизни, явил мне во сне, но явственней, чем наяву, куда ведет меня моя греховная, исполненная гордости и беззакония жизнь. Я падал в бездну, кромешная тьма окружала и пронизывала меня. С каждым мгновением нарастал ужас, и ничто не могло мне помочь.
Видение кончилось, какая-то сила вернула меня в наш обычный мир, который по сравнению с реальностью пережитого казался мне картонной декорацией. Я поверил в Бога и крестился, и вот уже почти сорок лет я погружаюсь в иную бесконечную бездну — бездну Божественной любви. Господь покрывает все мои грехи, Господь самые тяжелые скорби претворяет в радость, Господь в болезни дает утешение большее, чем в здравии. Перед этой бездной Божественной любви все мои грехи оказываются ничтожными и ничего не значащими. Послушанием Святой Церкви я должен ответить на эту любовь. Я знаю, что Господь призывает меня не к славе и богатству, не к почестям и успокоению, а к самоотвержению и служению людям, нуждающимся в любви и заботе. Я тоже, как нищий в замечательном приточном образе Симеона Нового Богослова, получил золотую монету, и не одну, а был буквально осыпан золотом.
И я тоже хочу бежать к тем моим собратьям, которые не причастны этому духовному богатству, и каждому из них сказать — вот этот Господин одаривает нищих, просите у Него, Он и вам даст так же, как дал мне. Свою любовь ко мне Господь являл прежде всего в людях, которых посылал мне на моем жизненном пути. Один из них, дивный старец Тихон Пелих, однажды, смеясь, сказал мне, молодому женатому сельскому священнику: «Будете епископом». Первый шаг к архиерейскому служению, монашеский постриг, был совершен Вами, Ваше Святейшество, в день блаженной кончины отца Тихона, 17 июля. Отец Павел Троицкий , которого я почитаю как великого святого ХХ века, после смерти моей жены, когда я думал о монашестве, написал мне, что менять в жизни ничего не нужно. Я мысленно прошу благословения у отца Павла на совершающиеся со мною изменения и верю, что они совершаются по воле Божией. Сегодня я вспоминаю и благодарю всех живых и усопших, согревавших меня любовью, служивших, помогавших мне, вразумлявших, воспитывавших меня.
В первую очередь мою маму, не знавшую Христа, но самозабвенно любящую меня, явившую мне своей любовью в детстве образ рая. Здесь великие архиереи становились бесправными узниками земного ада, а я, недостойный, буду возведен вами, святители Божии, на высочайшую степень священства, чтобы помогать словесным овцам войти во врата рая. Новые мученики и исповедники Российские, вашим подвигом и вашими молитвами Церковь Русская освободилась от безбожного ига, молитесь обо мне, чтобы я, восприняв благодатный дар архиерейства, отложил самолюбие, сомнение и боязнь и до конца своей жизни безропотно нес иго Христово, хотя бы в малейшей степени подражая всем пострадавшим за православную веру. Завтра я склоню перед престолом Божиим свою голову, и Вы, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, возложением Святого Евангелия и Вашими святительскими молитвами низведете на меня дар епископской благодати, которая уврачует немощи моей души, восполнит скудость моего ума и сердца для совершения нового служения, к которому призывает меня Святая Церковь. Я прошу Вас, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, усердно помолиться обо мне, чтобы, переоблачив меня в другие одежды, изменив мое имя, Господь изменил бы и мое сердце и просветил мой ум познанием Святой Троицы. Прошу ваших святых молитв, чтобы и на мне исполнились эти слова прп. Максима Исповедника, чтобы я за множеством дел и попечений никогда не забывал главное дело архиерейского служения — содействовать умножению в этом мире любви и знания Бога, в Троице покланяемого, Отца и Сына и Святаго Духа.
Пришедший отвечает: хиротонию архиерейския благодати, преосвященнейший. Како веруеши? Кандидат во епископы читает Символ веры. Это первое исповедание. За ним следует второе: читается другой Символ, в нём более подробно и детально проговаривается православное учение о Троице, о Христе, об иконопочитании. Завершается второе исповедание молитвословием Богородице. Оба Символа кратко излагают догматическое учение Церкви как оно сформулировано 7-ю Вселенскими соборами.
Третье исповедание носит уже не догматический, но канонический характер, это присяга или «обещание», нареченный несколько раз во всеуслышание произносит это слово: обещаюся.
Апостолы возложили на избранных руки и поставили их на службу, сказав про себя: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» Деян. Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах.
Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из «Деяний апостолов» мы видим, что диакония — самый древний чин в Церкви после апостольского. И самый первый мученик в истории Церкви — это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». История его мученичества описана в седьмой главе «Деяний апостолов».
Стефан, как и апостолы, проповедовал в Иерусалиме Слово Божие, за что был привлечен к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги. В конце обращенной к ним проповеди они «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» Деян. Мученическую смерть Стефана приветствовал в числе прочих Савл — будущий апостол Павел, до своего обращения бывший одним из самых ярых гонителей Церкви.
Интересно также, что в древней Церкви были и диакониссы — «служительницы», которые ухаживали за больными женщинами и помогали готовить женщин к Крещению.