Новости криминальный татарстан роберт гараев

Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев в конце 80-х годов вступил в казанскую группировку «Низы». Она контролировала территорию Московского района Казани, которая находилась в низине. Enter поговорил с экскурсоводом Еврейского музея, диджеем и исследователем Робертом Гараевым о пике преступности, пацанских понятиях и клубной жизни Казани. Жизнь города и важные новости Татарстана, новости, интересные фото, видео, гифки, картинки, истории от читателей. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» журналиста Роберта Гараева.

«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов

Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев рассказал « о том, как в казанские молодежные банды вливались вчерашние сельские жители, почему именно столица ТАССР дала название группировочному феномену. Запретить нельзя смотреть: в Татарстане кипят страсти вокруг сериала «Слово пацана». Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев в интервью сайту «». Культура - 10 февраля 2024 - Новости Тюмени - Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев приводил свидетельства одного из своих знакомых, согласно которым группировки начали складываться в 1940-е и 1950-е годы.

Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

Культура - 10 февраля 2024 - Новости Перми - Криминальный Татарстан 1970-2010-х": характеристики, фото, магазины поблизости на карте. Криминальный Татарстан". Поделиться. Книга, которая стала основой сценария к сериалу "Слово пацана. Кровь на асфальте" стоит 759 рублей, однако на складах в городе её нет, возможен лишь предзаказ. В Томске раскупили книгу Роберта Гараева "Слово пацана. Историк и журналист Роберт Гараев в 2020 году выпустил книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов», которая легла в основу популярного сериала. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». В ней рассказывается история казанских группировок (ОПГ). Один из героев – местный киллер, который отсидел и изменился до неузнаваемости. Об этом сообщил сам автор книги, экс-участник ОПГ Роберт Гараев. Книга Роберта Гараева «Слово пацана: криминальный Татарстан 1970–2010-х» стала одной из самых обсуждаемых литературных новинок в 2020 году Фото предоставлено Робертом Гараевым. Выход книги едва не обернулся скандалом.

Правила комментирования

  • Популярное
  • Как я писал эту книгу
  • Краткое содержание
  • Курсы валюты:

Топ подкастов в категории «Новости»

  • «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов - Экспресс газета
  • Как бандиты из Казани оценили «Слово пацана»? У бывших членов ОПГ есть два любимых героя
  • В Томске раскупили книгу Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан" - МК Томск
  • Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас» | Правмир
  • Часть 151 - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х
  • Анонимное интервью с участником ОПГ Новотатарская... - Роберт Гараев | OK

«Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане

Помимо этого, пишет исследовательница, существовал черный рынок сбыта дефицитных товаров, в том числе добытых фарцовкой — незаконным по советским меркам приобретением и продажей джинсов, магнитофонов и других вещей, которые часто покупались у приезжавших в СССР иностранцев. Также источниками теневых доходов служили валютные операции, подпольный игорный бизнес и букмекерские конторы, игра в бильярд на деньги, теневая торговля антиквариатом, незаконное производство алкоголя, взятки за выделение участков на кладбищах, неучтенный оборот предприятий общественного питания и торговли. Для преступных предпринимателей уличные молодежные группировки были важным силовым ресурсом. Впрочем, такие группировки и сами, независимо от воров, занимались вымогательством, вынуждая людей с незаконными доходами платить им дань», — пишет Стивенсон в своей книге. Они, по словам Светланы Стивенсон, продолжали учиться в школах, ПТУ, техникумах и институтах, а также заниматься законной трудовой деятельностью.

Когда «казанский феномен» стал обычным бандитизмом Как отмечает Роберт Гараев, группировки 1970-х отличались от более поздних преступных сообществ. Он подчеркивает, что организованный бандитизм сформировался только в 1990-х, а когда о «казанском феномене» заговорили в годы перестройки и гласности впервые об этом в 1988 году написали журналисты Юрий Щекочихин в «Литературной газете» и Дмитрий Лиханов , о нем еще не шло речи. Лишь в самом конце 1980-х с появлением «свободного предпринимательства и кооперативщиков, а с ними и рэкета», группировки «казанского феномена», по словам Гараева, «постепенно встали на экономические рельсы». С конца 1990-х начинается время разгрома группировок, их лидеры отправляются за решетку либо легализуются, попадая в местные элиты.

Гараев отмечает, что в тот период они стали пытаться «вымарать себя из полицейских баз данных» и «не жестить» на улице. В конце 2010-х, как отмечает автор книги «Слово Пацана», произошел новый всплеск подросткового криминала. Руководитель МВД Татарстана Артем Хохорин объявил 202 0-й Годом борь бы с оргпреступностью, а пр езидент Татарст ана Рустам Минниханов призывал усилить работу с криминальными подростками. Однако все это уже не имело никакого отношения к «казанскому феномену» времен СССР.

Если в 1959 году в столице Татарстана проживали 667 тысяч человек, то в 1989-м — более 1 млн.

Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом. У каждого героя есть небольшая характеристика. О ком-то из них я могу рассказать много — настоящее имя, дату рождения это один из ключевых моментов, ведь он показывает, как менялась жизнь пацанов в каждом поколении , год вступления в группировку, ее название и нынешний род деятельности спикера. Но многие из них хотя и были откровенны в рассказах, были не готовы назвать свои настоящие имена и даже группировку. Вместе с воспоминаниями других участников я использовал и свои, но так как мой опыт был не самым значительным, они появятся лишь в начале и конце повествования. Кроме того, для чистоты исследования свои воспоминания я записал заранее, чтобы не было соблазна подправить их, когда я окажусь в теме намного глубже.

В книге я затрону и современное положение дел на улицах, но в основном сконцентрируюсь на главном десятилетии казанского феномена — 1980-х. Во второй половине этого переходного от социализма к капитализму десятилетия о проблеме заговорили широко в прессе и обществе. Эти времена запомнились жителям Казани ожесточенными подростковыми драками «за асфальт». Истоки явления находятся в семидесятых годах: именно тогда произошла трансформация дворовых команд в агрессивные территориальные группировки. Мы ихрассмотрим через историю самой известной группировки тех лет — «Тяп-Ляпа». Если вслед за социологами мы рассматриваем группировки и пацанов как квазигосударства со своими гражданами, порядком и принадлежащей государству территорией, лучше всего понять характер взаимоотношений внутри них можно будет, проанализировав специфику их структуры, иерархии, понятий, запретов и ритуалов. Правила поведения пацанов и структура группировок были общегородскими.

Где-то могли быть незначительные отличия в названиях возрастов или способах наказания, но суть не менялась. Достаточно многочисленные поклонники версии появления казанского феномена в кабинетах КГБ считают, что уличные пацаны не могли сами придумать такие вменяемые инструменты управления молодежью, им обязательно должен был кто-то помочь или подсказать. Прямых доказательств участия КГБ, как и доступа к архивам самого всемогущего силового ведомства СССР, у меня нет, но отметать эту версию совсем было бы безосновательно. I Введение Глава 1. Это был развернутый репортаж о трудных подростках из Казани, которые поделили весь город на территории враждующих группировок. Один только Кировский район Казани ежедневно охраняют 275 общественников, 5 машин РОВД и еще 15 автомобилей, полученных под это дело у районных предприятий», — писал журналист. После репортажа и резонансных материалов «Лев готовится к прыжку» и «Экстремальная модель» Юрия Щекочихина в «Литературной газете», где автор глубоко проанализировал проблему и экстраполировал ее на весь Советский Союз, в Казань в поисках сенсаций косяками потянулись столичные репортеры с одним вопросом «Где у вас тут подростки убивают друг друга?

Перестроечные СМИ тогда будто сорвались с цепи — о казанских группировках написали «Советский спорт», «Комсомольская правда», «Новый мир» и многие другие издания. Проблема в городе моего детства была почти на 20 лет старше репортажа Лиханова. Уже во времена брежневского застоя на всю Казань гремела группировка «Тяп-Ляп», сколоченная из спортивной молодежи на окраине города, в районе завода «Теплоконтроль». Через два года состоялся закрытый суд, на котором 28 участников группировки осудили на длительные сроки по экзотической для тех времен 77-й статье — «Бандитизм», а также за грабежи, убийства и покушения. Четверо «тяпляповцев» были приговорены к расстрелу позже двоим его заменили на длительные сроки. Но было поздно. К началу 1980-х группировки тогда их называли «моталки», чуть позже — «конторы» и «улицы» начали расти как грибы после дождя.

По моим подсчетам, к концу десятилетия в Казани их было уже более ста. Каждая охраняла свои незримые границы — пацаны буквально занимались «дележом асфальта». Спортивные парни, одетые в телогрейки и шапочки-фернандельки, стали мрачным символом столицы советского Татарстана. Они не употребляли наркотики и алкоголь и даже не курили: на это существовал запрет от старших. Они ходили на регулярные сборы, жили по пацанским понятиям, воевали между собой, «щемили чушпанов» третировали подростков, не участвовавших в группировках , ездили в Москву и Ленинград снимать одежду с мажоров и драться с люберами. По сути группировки напоминали закрытые мини-государства со своими территорией, законами, гражданами, жесткой возрастной иерархией, железной дисциплиной, специфическими ритуалами и модой. Милиция, которая поначалу закрывала глаза на проблему группировок, потому что «в СССР нет организованной преступности» а раз ее нет, то и бороться с ней не надо , момент упустила и была уже не в силах справиться с ней.

Они, по словам Светланы Стивенсон, продолжали учиться в школах, ПТУ, техникумах и институтах, а также заниматься законной трудовой деятельностью. Когда «казанский феномен» стал обычным бандитизмом Как отмечает Роберт Гараев, группировки 1970-х отличались от более поздних преступных сообществ. Он подчеркивает, что организованный бандитизм сформировался только в 1990-х, а когда о «казанском феномене» заговорили в годы перестройки и гласности впервые об этом в 1988 году написали журналисты Юрий Щекочихин в «Литературной газете» и Дмитрий Лиханов , о нем еще не шло речи. Лишь в самом конце 1980-х с появлением «свободного предпринимательства и кооперативщиков, а с ними и рэкета», группировки «казанского феномена», по словам Гараева, «постепенно встали на экономические рельсы». С конца 1990-х начинается время разгрома группировок, их лидеры отправляются за решетку либо легализуются, попадая в местные элиты. Гараев отмечает, что в тот период они стали пытаться «вымарать себя из полицейских баз данных» и «не жестить» на улице. В конце 2010-х, как отмечает автор книги «Слово Пацана», произошел новый всплеск подросткового криминала. Руководитель МВД Татарстана Артем Хохорин объявил 202 0-й Годом борь бы с оргпреступностью, а пр езидент Татарст ана Рустам Минниханов призывал усилить работу с криминальными подростками. Однако все это уже не имело никакого отношения к «казанскому феномену» времен СССР. Если в 1959 году в столице Татарстана проживали 667 тысяч человек, то в 1989-м — более 1 млн.

В середине XX века в Казани строились новые заводы, город пополняли жители сельской местности, приносившие свой специфический менталитет, подразумевавший охрану территории и драки «стенка на стенку». Помимо этого, в центре столицы Татарской АССР было много трущоб, которые являются резервуарами криминалитета, а, когда их начали расселять, соответствующие мировоззрения и порядки «поселялись» в кварталах новостроек. Для остальных же в ажно было сообщес тво, некая защищенность», — заявляет Анвар Маликов. Как утверждает Роберт Гараев, «казанский феномен», помимо продукта урбанизации, был отражением идеологического кризиса в застойном СССР, который превратился в экономический: «Подростки в 1980-х не боялись милиционеров.

В итоге его поставили на учет. Он смог выжить.

Подрался с пацанами из новой школы, а когда его пинали уже лежачего, их всех запалили менты. Мальчик отказался писать заявление, то есть пацанов не отправили в колонию. Получилась обоюдная детская драка — без заявлений. После чего в школу пришли cредние и порешали, что мальчик, хоть и не мотается, но правильный по жизни и что больше его не трогать, пусть живет спокойно. Илья Раушенбах Состоял в группировке «56-й квартал» в 1984—1987 годах Я приехал в Казань, когда мне было лет десять, а до этого успел пожить в разных городах СССР. Потом была учеба, в седьмом классе уехал во Владивосток, а в восьмом вернулся.

Казань не узнал. Какие-то банды, группировки и пароль, который всегда спрашивала группка молодых лбов у тебя: «Откуда? У него были враги, «Мебелька» — район через дорогу. Его единственное отличие от нашего — наличие мебельного магазина. Были другие враги — «Ботинки» из района через трамвайную линию, где был магазин обуви. Еще «Квартала» «27-й», «38-й», «39-й».

Если ты не попадал в тему, отвечая на вопрос «Откуда? Мог отговориться и сказать, что «не при делах», то есть чушпан. Были еще градации — «чухан» по-нынешнему — «ботаник» и «мареха» — зачморенный, закноканный человек. Были еще девчонки «настоящих пацанов» — «матрешки» — малолетки, которые ждали своих парней после тюрьмы. Некоторые вышивали на платье или выкалывали себе на руке LVI [23]. Альфия Салихова Жительница Казани В 1985 году я была классным руководителем 103-й группы первокурсников, будущих автослесарей, в одиннадцатом училище при заводе «Теплоконтроль».

В фильме «Крик. ПТУ не с парадного подьезда» мои дети. Мне было 23 года. За год побывала на трех судах, двенадцать человек судили. Мы с детьми ходили в редакцию, их при мне расспрашивала корреспондент. Так появилась книга «Казанский феномен» [24].

У нас учились подростки из «8-го микрорайона» и «Теплоконтроля». Вражда была: «8-й» с «10-м» делили асфальт. Показательный суд был. Судили наших из «8-го микрорайона» — двенадцать человек. Убили подростка из «10-го микрорайона», мальчик возвращался из музыкальной школы. Я, двадцатитрехлетняя, каждый вечер ходила, с улиц загоняла.

Но не уберегла. Посадили четырнадцатилетних. Маликов и Тишкин. До сих пор помню их фамилии. Татьяна Николаева Жила на территории группировки «Перваки» 24 сентября 1986 года. Мы собираемся фоткаться на альбом после восьмого класса.

Ждем наших мальчиков, а их нет. Нам четырнадцать лет, уже умудрились обидеться, сфоткаться и по домам. А потом звонок в дверь, мальчики и слова, что Лёшу Шелуханова убили. Вот вышел наш Лёша из подъезда, весь такой красивый, в костюме в кой-то веки, а тут «павлюхинские» гопники [приехали] за что-то мстить и монтажкой [25] Лёше по сонной артерии.

Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев

Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять» Криминальный Татарстан 1970–2010-х», библиография и сериал. Личная жизнь, жена и дети, карьера и последние новости в 2024 году на 24СМИ.
Роберт Гараев: кто такой автор «Слова пацана»? | Живая Средняя Азия | Дзен Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев, который сам состоял в одной из группировок на рубеже 1980—90-х. Также существует распространённая теория, согласно которой к расцвету «казанского феномена» был причастен КГБ.

Дети асфальта: каким был казанский феномен, о котором сняли «Слово пацана»

Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять» Криминальный Татарстан 1970–2010-х». По словам Роберта Гараева, он доволен тем, как режиссер сериала Жора Крыжовников передал ту атмосферу, которую он описал в книге.
"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды Роберт Наилевич Гараев — татарский писатель, журналист, музыкант. Известен благодаря документальной книге «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х».
Часть 151 - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев в интервью сайту «».
Прокуратура начала проверку книги про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» – Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев рассказал «о том, как в казанские молодежные банды вливались вчерашние сельские.
Дети асфальта: каким был казанский феномен, о котором сняли «Слово пацана» Роберт Гараев - отзывы.

Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»

Вышла толпа гопоты. Так вот эти три человека просто убежали, и Господь им судья. Ну а Яныча забили. Вот за что? За то, что немного другой? Ну это я на свою мозоль давлю, ибо с той истории очень много во мне перевернулось».

В седьмом классе уехал во Владивосток, в восьмом вернулся — Казань не узнал. Какие-то банды, группировки... Пароль, который спрашивала группка молодых лбов. Я жил в районе, который назывался «56-й квАртал» ударение на первый слог — казанский диалект. У него были враги: — «Мебелька» — район через дорогу, единственным отличием которого от нашего было наличие мебельного магазина.

Были друзья: — «Чайники». Когда тебя спрашивали «Ты откуда? Били даже лежачих, и до такой степени, чтобы не смог двигаться. Мог отговориться, сказав «Не при делах», то есть чушпан. Были еще градации вниз: чухан — по нынешнему ботаник, и мареха — зачморенный, закноканный человек.

Были девчонки «настоящих пацанов» — матрешки, которые ждали своих парней после тюрьмы-малолетки. Я хорошо учился, был чушпаном, то есть не «мотался», и считал, что это нормально. Пошли разговоры, что типа приехал из Владика, кончай отдыхать, и все такое. К лету я подтянулся, решил стать крутым. Крутизна заключалась в том, что врагов необходимо было каждый день мочить.

Хрен знает. Наверное, потому что враги. Мы им делали «добрый вечер»: собирались человек десять с арматурой, перебегали на другую сторону дороги и метелили ровесников этой арматурой. Пробить голову арматурой называлось «сделать копилку». На моем счету нет удачных копилок, а вот у меня на голове и у моего друга есть.

Мебельские или еще кто-то сделали ему такую операцию. Только она называлась "доброе утро"». Понятия Пацанские понятия были более мягкие, чем блатные. Ключевую роль в них играли запреты: нельзя было курить, употреблять алкоголь и наркотики, сотрудничать с милицией, барыжить и убегать во время драки. Зато можно служить в армии, заводить семью, зарабатывать деньги.

Понятия работали только среди своих — с лохами можно было поступать как угодно. Андрей: «Понятия разъясняли гораздо раньше, чем ты оказывался в группировке. Мне это рассказали одноклассники в классе 7-8-м — как здороваться, кто должен первым руку протягивать, что западло, что не западло. Пацан должен следить за базаром: нельзя беспричинно оскорблять человека, употреблять какие-то слова. Или нельзя никого посылать, потому что в ответ тут же надо становиться в отмах.

Опять же: ты группировщик, и тебя оскорбляют — не имеешь права промолчать. Должен, несмотря ни на что, встать в отмах. А если ты этого не сделаешь, про тебя могут сказать, что ты, мол, так и так, тебя опустили словами. За это могли спокойно отшить». Антон: «Короче, был у нас такой персонаж, который с одиннадцати лет был в группировке — из интеллигентнейшей мажорной семьи.

Семья неполная — вообще большинство было из неполных или неблагополучных семей. Либо из очень благополучных, но где дети были заброшены.

Писатель работает над книгой о женских бандах — так называемых «бабских конторах». О творческих планах Гараев заявил на творческой встрече в Казани. По словам автора, идея написания такой книги у него созрела давно, проблема была в том, что женщины не хотят вспоминать свое криминальное прошлое.

Как бандиты из Казани оценили «Слово пацана»?

Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова привлек колоссальное внимание к «Казанскому феномену» 1980-х. Люди раскупили весь тираж книги «Слово пацана», по которому сняли криминальную драму, а выпуск тру-крайм-подкаста Саши Сулим про татарстанские ОПГ того периода за месяц набрал больше 5 миллионов просмотров. Автор оригинальной книги Роберт Гараев выступил консультантом многосерийного шоу Wink и Start.

Причём, зачастую это была наиболее способная, творческая молодёжь.

Многие не выдержали, переехали в Москву и Петербург. Иногда размышляю, как мог измениться город, если бы мы остались. Оказывается, это настоящая поколенческая травма, причём, всероссийская.

Как бандиты из Казани оценили «Слово пацана»? У бывших членов ОПГ есть два любимых героя

Культура - 10 февраля 2024 - Новости Перми - О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана». Гараев Роберт Наилевич. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Публикуем их истории — фрагменты из книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Криминальный Татарстан 1970-2010-х" от Роберта Гараева – это шедевр криминальной литературы, который нельзя пропустить. Криминальный Татарстан 1970–2010-х скачать в форматах epub, fb2, pdf, txt или читать онлайн.

Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»

И когда пришло время общей экзекуции за то, что кого-то из участников «Низов» нашего возраста поймали с сигаретой, он прописал мне так, что я очнулся на снегу. Сейчас я почти не помню ни лиц, ни имен своих старших, но их кулаки помню хорошо. Сильнее всех бил Жбан... Старшие выстраивались в линейку. Все наши должны были по очереди подойти к каждому из них. Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу Роберт Гараевтз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» У меня было опухшее лицо, и на следующий день я даже не пошел в школу. Вообще, чтобы понравиться старшему, надо было хорошо разговаривать, быть духовитым и смелым. Очень помогало, если у тебя был уважаемый старший брат или родственник или же если ты вырос в подъезде с кем-то из старших и тебя знали с детства.

Например, в «Низах» был мой ровесник по кличке Малыш. Он часто зажимал [отбирал] шмотки у своих, хотя это было не по понятиям, — тем более, учитывая всю нашу бедность. Но у меня с ним конфликтов не было, зато были стычки с другим ровесником — Абажем. Он выбрал меня жертвой и постоянно подшучивал. Мне, конечно, это не нравилось — приходилось постоянно давать отпор. Достаточно быстро. Очень показательной для меня стала ситуация с парнем, который в детстве стал жертвой педофила. Об этом как-то узнали в группировке — и его очень жестоко «отшили» [изгнали].

Буквально за день до этого его называли друганом и братаном, а тут я видел, как они на нем прыгают. Потом я стал свидетелем еще одного «отшивания» — на этот раз своего дворового приятеля: второй наш друг помочился на него. Я понял, что так больше не могу. Первое время я думал, что ребята из «Низов» — моя защита: у меня не было с ними особых проблем. Но потом я вдруг стал ощущать исходящую от них опасность. Мне так не хотелось опять ходить на сборы, во всем этом участвовать — и я начал сливаться. Тогда тот самый Абаж инициировал мое «отшивание». Когда тропинка превратилась в небольшую полянку, Абаж со словами «Ну все, будем тебя отшивать» ударил меня и плюнул в лицо.

Я ударил Абажа в ответ, плюнул в него и побежал в кромешную тьму. Вблизи было небольшое болотце, я забежал в него и спрятался в камышах. Двадцать минут парни кидали в мою сторону все, что было под руками, а потом просто ушли Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» После этого я постарался забыть все, что было связано с группировщиками. И только спустя 30 лет как бы заглянул ужасу в глаза — взялся за книгу. Чувствуются ли сейчас в городе отголоски «казанского феномена»? Может ли он возродиться в том или ином виде? Нет, сегодня Казань совсем другая, хотя группировки на окраинах города все еще существуют.

Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили. Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили — исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь.

В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу.

Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни. С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался.

При этом седьмой эпизод слили в Сеть за три дня до премьеры, он уже доступен к просмотру на пиратских сайтах.

Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.

Есть версия, что в этом был виновен КГБ, хотя доказать ее я не могу. Возможно, кто-то из силовых структур пытался управлять массами молодежи.

Я привожу речь Андропова, где он видит своими врагами диссидентов, космополитов и неформальную молодежь. А чтобы бороться с ними, нужна была какая-то крепкая пролетарская молодежь. Возможно, велись такие эксперименты. Мы с ним общались долго и много. Он возмущен той ложью, что была написана про «Тяп-Ляп».

Долгое время в «Википедии», к примеру, было написано, что он был убит в 90-х. Я хотел понять причины появления группировок именно в Казани. Одного ответа я не получил, это был комплекс причин «Я считаю, что нет таких тем, которые нельзя исследовать» — В свое время я с товарищами исследовал Ново-Татарскую слободу и пришел к выводу, что одной из форм рефлексии здесь мог бы быть музей ОПГ. Не с коллекциями «фернанделек» и фуфаек, а наподобие музея Холокоста. Чтобы молодежи неповадно было.

Как ты относишься к таким идеям? Настолько глубоко нужно рефлексировать? Это невозможно исключить, это часть истории. К примеру, на Суконке группировки были со времен Шаляпина. Вот ты сказал о музее Холокоста.

В Германии начали работать с подобными темами достаточно рано, начали обсуждать коллективную травму, начали объяснять. Они там понимают, что их родственники виновны, и это надо осознать и прожить. Местные краеведы мне говорили, что «казанский феномен» — это позорное пятно на теле города, которое надо забыть. Алло, ребята, вы краеведы, вы говорите об истории своего города. И эту важную часть вы хотите просто забыть?

Я считаю, что нет таких тем, которые нельзя исследовать. Подтолкнула меня к этой мысли работа в Еврейском музее, где я видел, как молодые люди вокруг исследовали очень разные вещи, от армянского колдовства до хасидского книгопечатания. Так что я подумал: я ведь был участником группировки, и это дает мне преимущество, это надо исследовать. Хотя со стороны города я чувствовал сопротивление, глубокое, почти онтологическое. Одного ответа я не получил, это был комплекс причин.

К примеру, это глобализация, привнесение сельского менталитета в городскую среду, когда молодые ребята приезжают, уходят из-под влияния родителей, становятся уличными хулиганами. Такой способ социализации, когда они собираются во дворах и организуются в группировки.

Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

Конец 1980-х — появление свободного предпринимательства и кооперативщиков, а с ними и рэкета, первых больших денег. Группировки постепенно встают на экономические рельсы. Первыми на новые порядки отреагировали «борисковские». Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством» , где вы и ваш «коммерс» — уже совладельцы и партнеры. Характерны войны внутри группировок за сферы влияния. Многие после этого переезжают в Москву и Петербург. Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин.

Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений. С другой стороны, современные группировки — уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне. Как я писал эту книгу Казанский феномен — тема достаточно изученная. О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий.

Чтобы жить спокойно, пришлось переехать к отцу в другую часть города. Его пребывание в банде продолжалось два года. Одновременно развивал навыки, полученные в музыкальной школе.

В будущем он станет известным московским диджеем и экскурсоводом в Еврейском музее, станет писать статьи для нескольких крупных журналов. В свободное время будет вести группу в соцсетях под названием «Казанский феномен». Впоследствии это натолкнет его на создание целой книги на основе собственных воспоминаний.

После его ухода «низовские» очень усилились. Деньги, полученные за счет рэкета, стали направлять на приобретение огнестрельного оружия. Другие группировки поступали тем же образом, и 1990-е Казань провела весело.

Бывшая банда Гараева сумела расширить свою территорию, но затем распалась на несколько отдельных бригад. В середине 2000-х органы плотно занялись «Низами», Фахриев сел и вряд ли когда-нибудь выйдет, Ларионов в бегах, остальные либо на нарах, либо были вынуждены завязать. После написания своей книги, которая полностью называется «Слово пацана.

Криминальный Татарстан 1970-2010-х», Гараев стал консультантом соответствующего сериала. Он объяснял, как вели себя тогдашние казанцы, какую одежду носили, какие использовали слова. Поскольку его произведение — чисто документальное, сериал имеет собственную сюжетную линию, т.

К сожалению, съемки велись в Ярославле — власти Татарстана негативно относятся к «казанскому феномену», и они отказали в содействии.

Вы все произошедшее как восприняли? Эта история еще более сложная. Однозначно Настя не романтизировала криминал. Здесь я употреблю слово «хипстеры» — она делала все в хипстерском поле, для людей, которые точно не причисляют себя к криминальным группировкам, и все это было постиронией и десакрализацией.

Думаю, такую одежду почти никто не наденет в Казани и не выйдет в ней на улицу — иначе кто-нибудь обязательно подойдет и предъявит за шмот… Я купил несколько вещей и ходил спокойно по Москве. Но когда выложил в группу свое фото в свитшоте «Хади Такташ», мне пришлось тут же отключить комментарии. Как только ты вытаскиваешь вещь из контекста, она приобретает другое значение. Настя попыталась, и мне эта попытка была симпатична. Но то, как на нее набросились, — мне от этого было очень горько.

Защищавших ее было так мало только потому, что не попытались разобраться в вопросе. Возвращаясь к книге: уже упомянутый нами герой говорит, что предпосылок для исчезновения группировок нет. То, чем зарабатывали группировки в 1990-х, — крышевание и рэкет теперь явно перешло к силовым структурам. Сейчас, если тебе нужна крыша, ты не идешь к бандитам, ты идешь к силовикам. Иметь знакомого или родственника из силовых структур значительно выгоднее, чем бандита.

Все поменялось: силовики боролись с группировками и доборолись до того, что [сами] стали группировками. Роберт, какое будущее у вашего проекта? В конце «Слова пацана» вы говорите о видеоинтервью. Возможно, я начну заниматься youtube-каналом — некоторые интервью для книги я брал в видеоформате. И это интересно: когда видишь мимику героя, слышишь его речь, интонации или можешь пройтись по улицам города.

На днях у меня родилась мысль, не знаю, буду ли я ее развивать... Я бы хотел написать о том, как все это выглядело с женской стороны. О женах бандитов — они рассказывают самые интересные истории, о женских группировках, о том, что было в 1980-х, — изнасилованиях и правилах, которые касались девушек. Эта тема еще более закрытая, чем тема группировок, потому что если повзрослевшие мальчики воспринимают произошедшее как подвиги юности, то матери, бабушки — они не такие. Сколько бы я ни пытался поговорить, почти все интервью сорвались.

Если у меня получится найти женщин, которые готовы со мной говорить, то мы смогли бы рассмотреть «казанский феномен» с другого ракурса. Мне запомнилась фраза из эпилога: «Индивидуальность важнее выдуманных правил». Когда мы начнем ценить себя и людей вокруг себя, все начнет меняться? Конечно да. Любому подростку нужно сообщество, чувствовать себя причастным к чему-то важному и интересному.

Пока я был в группировке, я не чувствовал, что могу развивать свою индивидуальность. А когда был участником других субкультур, хотя, по большому счету, я был только панком, чувствовал — во всяком случае в форме одежды, которая в 1990-е была способом протеста. Не каждый человек хочет проявлять свою индивидуальность и кому-то легче быть в сообществе, но быть индивидуальным важно. Для меня — да.

Cлово пацана Наверно, теперь и он мог бы, как другой его знакомый, который живет у Ротонды, пришить на пару с дружком одного фраерка за какую-нибудь тысячу лир.

А когда тот дружок ему сказал: «Кажись, мы его прикончили! Трансформация дворовых компаний в уличные территориальные группировки: «Тяп-Ляп», «Борисково», «Суконка», «Павлюхинские», «Новотатарская», «Мирный», «Тукаевские». Формирование уличных понятий, ритуалов и запретов. Группировки появились на каждой улице, соседи дерутся стенка на стенку за территории. Массовые драки, жесткая дисциплина, запрет на курение и алкоголь; местами появляется отличительная атрибутика: «новотатарские» носят значки «Речфлот», «зининские» — зеленые шапки-фернандельки.

Конец 1980-х — появление свободного предпринимательства и кооперативщиков, а с ними и рэкета, первых больших денег. Группировки постепенно встают на экономические рельсы. Первыми на новые порядки отреагировали «борисковские». Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством» , где вы и ваш «коммерс» — уже совладельцы и партнеры. Характерны войны внутри группировок за сферы влияния.

Многие после этого переезжают в Москву и Петербург. Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин. Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений.

«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов

Криминальный Татарстан 1970-2010-х», Гараев стал консультантом соответствующего сериала. Это пацаны, участники бесчисленных молодежных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе. Запретить нельзя смотреть: в Татарстане кипят страсти вокруг сериала «Слово пацана». Гараев Роберт Наилевич. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Книга Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х" — достаточно масштабное документальное исследование.

Прокуратура начала проверку книги про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан»

Криминальный Татарстан 1970—2010-х», которую режиссер Жора Крыжовников взял за основу для экранизации, рассказывается история о молодежных группировках Казани. Ее автор — Роберт Гараев — сам некоторое время был участником организованной преступной группы. Читать онлайн «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). Криминальный Татарстан 1970–2010-х». По словам Роберта Гараева, он доволен тем, как режиссер сериала Жора Крыжовников передал ту атмосферу, которую он описал в книге. Роберту Гараеву 44 года. Он журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве. Читать онлайн «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В Татарстане по делу о вымогательстве задержали участников ОПФ «Борисково».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий