Но если фильм "Кин-дза-дза" в прокате смотрела в основном молодёжь, то мультфильм собрал уже более широкую аудиторию. вовсе не убога. Фильм «Кин-дза-дза» глазами режиссера Георгия Данелии рассказывает об обществе несвободных людей, доведенных до стадии абсурда на планете, которая – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интересно, кино, режиссеры на развлекательном портале. Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» Пепелац. Гремящий, страшного вида, ржавый летательный аппарат, который, тем не менее, способен совершать межзвездные полеты (в фильме его сделали из куска старого Ту-104). Кин Дза Дза, это сатирическая фантастика ставшая пророческой. В этой киноленте следует увидеть предостережение обществу о многих проблемах при неправильном выб.
Краткое содержание фильма «Кин-дза-дза»
- О чем фильм «Кин-дза-дза!»
- Две «Кин-Дза-Дзы»: Что поменялось за 30 лет?
- Георгий Данелия
- «Кин-Дза-Дза». А о чем, собственно, это кино?
- Ответ лежал на поверхности: в чем смысл названия фильма «Кин-дза-дза»
- Кин-дза-дза и дивный новый мир | Пикабу
Главный злодей из фильма Кин Дза Дза, большинство людей его не увидели
Ибо она наглядно иллюстрирует одно из самых страшных последствий большой приватизации, до сих пор не преодолённое. И даже не вполне осознанное. Как приватизация советской промышленности и советских народов, проведённая кооператорами и секретарями комсомола, привела к распаду производственных цепочек и этническим войнам — наблюдали все. Тот же большой хапок в советской культуре прошёл почти незамеченным. Граждане просто констатировали, что новые произведения любимых деятелей вдруг стали неинтересны. Две «Кин-Дза-Дзы» объясняют нам с картинками, как именно это произошло. В кинофильме Г. Данелия 1986 г. Изуродованных настолько, что в мире жёстких эльфов, на планете Альфа, из них делают кактусы, плагая, что людьми быть они вообще не годны.
Но для нормальных человеческих людей даже эти, изуродованные люди — всё равно люди. И чтобы спасти их — можно даже отказаться от возвращения домой и вернуться за ними на поганый Плюк. Мультфильм Г. Данелия и Т. Ильиной взял тот же сюжет и вытряхнул из него прораба и студента. Хотя и строители, и текстильные вузы по-прежнему существуют среди нас — на Плюк делегированы совсем другие персонажи. Их тоже двое. Это абстрактный юнец с запасом нахрапа, прибывший в Москву из замкадья поступать на курсы ди-джеев, и внезапно всемирно известный виолончелист Владимир Николаевич, дядя Вова.
Одинокий мужчина, от которого ушла жена. Пусть нас не обманывает то, что он тёзка прораба дяди Вовы из первого фильма.
Для начала в рыболовных магазинах были закуплены колокольчики, которые вешались на нос пацакам — самой низшей касте. Затем костюмы из гардероба участников съёмочной группы порезали на лоскуты, чтобы создать диковинную одежду. Ну а после Георгий Данелия отправился исследовать местные свалки, на которых и был подобран основной реквизит картины. Режиссёра, увлечённого поиском необходимых вещей, не пугали даже скорпионы, в изобилии водившиеся там. Тюремный сиквел, обнажёнка и трезвый Вицин: Что произошло на съёмках "Кавказской пленницы" Проститутка повлияла на саундтрек фильма Одна из тем картины — Strangers in the Ку — переработанная версия хита Фрэнка Синатры. По словам самого Данелии, на этот выбор повлияла проститутка из Рима. Однажды он и композитор Андрей Петров остановились в одной из гостиниц, уже под вечер к ним прибежала местная путана, которая стала слёзно умолять Петрова написать для её сестры-певицы хит. Затем она привела сестру, которая в качестве демонстрации своих талантов спела Strangers in the night.
Сказывались и жара, и необходимость постоянно принимать решения во множестве нестандартных ситуаций. Особенно часто ругались Евгений Леонов и Георгий Данелия, притом что были друзьями не разлей вода. Сформировался даже шуточный рабочий график: съёмки с раннего утра и до полудня, затем время жарких споров, перерастающих в ругань, а с половины второго и до вечера снова съёмки.
Пусть цивилизация на Плюке гораздо развитее земной здесь умеют читать мысли и телепортироваться , однако, планета представляет собой выжженную пустыню. Воду здесь можно купить либо за большие деньги, либо получить из электричества. Примечательно, что раньше электричество здесь добывали с помощью воды. Но потом она закончилась, и пришлось проводить обратное превращение. При этом сословия различаются цветом штанов, которые они носят.
Большинство жителей Плюка — это пацаки. Слово «пацак» происходит от «кацап». Так украинцы называли россиян. Представителей привилегированного сословия называют «чатланами». Они имеют деньгии разнятся между собой цветом штанов. Брюки жёлтого цвета носят просто богатые плюкане, а малинового — очень богатые. Правитель планеты наделён правом носить голубые штаны. Кроме того, у него есть личная охрана, а также главный предмет роскоши на Плюке — личный бассейн.
Оригинальный язык Плюканский язык имеет всего лишь около двадцати слов.
Полнейшее ничтожество, жалкий карлик. Карлик здесь, конечно, символ, но символ многозначительный. Превозносимое величие власти есть миф.
Сильные мира сего сильны не своей собственной силой, не выдающимися достоинствами, а раболепием окружающих и совокупной силой карательных институтов. За неуважение к высокопоставленной особе эцилопп может тут же отправить в эцих, а то и вовсе «транклюкировать нахрен». В государственном аппарате подбор кадров никогда не осуществляется по «уму» или иным способностям, но исключительно по готовности выполнить волю начальства: чиновник всегда угодник. Неугодный чиновник — противоречие в терминах.
Власть держится не силой авторитета самых умных, одаренных и деятельных хотя считает выгодной для себя поддерживать в массах эту иллюзию , а громадной силой карательных учреждений. Однако, эти силы не стоит преувеличивать: солдат, конечно, несчетное число, но все они в руках одного генерала. Политические структуры, построенные по принципу жесткой иерархической пирамиды, оказываются исключительно ломкими, так как держатся на воле «единственных». Высший из высших, богатый из богатых, правитель над всеми и вся — Пэже — безропотно подчиняется первым попавшимся напористым парням, не делая даже попытки к сопротивлению.
Верхи так привыкли к беспрекословному повиновению со стороны низов, что вооруженный лазером эцилопп, которому угрожают простой железкой под видом ружья, покорно выполняет волю безоружных музыкантов. Теперь настало время окончательно ответить на вопрос, заданный в самом начале фильма: кто такие чатлане и пацаки? Это не нации и не расы, это — классы. Чатлане — класс господствующий, пацаки — эксплуатируемый.
Что из себя представляет «раса господ» и кто в нее попадает, мы видели. Чем отличаются от них «низы» - пацаки? Может быть, в среде униженных и оскорбленных мы встретим примеры душевного благородства, честности, взаимовыручки, подлинного таланта? Чем отличаются друг от друга чатланин Уэф и пацак Би?
Да ничем. И хотя эксплуатируемые обращаются друг к другу «братья пацаки», никакого братства в их среде нет. Чатлане — это вчерашние пацаки, завладевшие собственностью и властью, а пацаки — это не попавшие к кормушке чатлане. Невежество и бескультурье, разврат и жажда примитивных развлечений, жадность и лживость, приспособленчество и стремление к наживе — присущи в равной степени и тем, и другим.
Люди, не утратившие человеческих представлений о совести, справедливости и правде такие как Гедеван и дядя Вова , действительно выглядят на Плюке инопланетянами, дикарями, не умеющими жить в «цивилизованном обществе». В конечном итоге власть верхов — жадных, лживых, жестоких, но ничтожных и трусливых — держится на той же трусости, жадности и ничтожестве низов. Каковы сами — таковы и сани. Верхи и низы — две стороны одной медали.
Если интерпретировать все вышесказанное в рамках цивилизационного подхода, то можно сказать, что мы выявили специфические черты чатлано-пацакской цивилизации. Остается выяснить ее основания. Как мы уже видели, плюканский мир — мир крайней несвободы, который не дает никаких гарантий прав личности. Бесправие, произвол и насилие властей, постоянная угроза расправы висит над головой каждого.
Если свобода и существует, то как привилегия, но не как всеобщее право. Что же создает возможность произвола одних и бесправия других? Вот что является первопричиной всех общественных зол, что организует голод, истребление людей и природы и ставит человека в положение полного бесправия. Рыночные отношения вытравляют в человеческих душах всякие духовные побуждения.
В головах образуется своего рода духовный вакуум. На место всех устремлений личности рынок ставит одно — стремление к материальному благополучию. Но само это стремление есть показатель того, что такой человек есть рабское существо, человек, загнанный в клетку, брошенный на произвол судьбы, где единственным способом жить и выжить является борьба за кусок хлеба. Но даже достижение этой цели — личного благополучия — возможно в таком обществе только в качестве частного случая, но не всеобщей нормы.
В условиях господства частной собственности общественное значение человека определяется не его трудовым вкладом или нравственными достоинствами, а количеством принадлежащих ему вещей — количеством рабов, земли или денег, иначе говоря, «малиновыми штанами», «кц» и «чатллами». Труд утрачивает значение всеобщего критерия существования. Каждый стремится стать собственником, но не тружеником. Если труд и признается, то лишь в значении такой деятельности, которая приносит «кц» и «чатллы».
Но деньги и признание приносит только то, что обслуживает интересы «чатлан», то есть господствующей элиты. Поэтому продажность, приспособленчество и преступления становятся всеобщей нормой. Отрицание труда как всеобщей меры достоинства и значения человека приводит к нравственному распаду личности. Такое общество может держаться только на запугивании и применении силы.
Вот почему оно сверху донизу пронизано терроризмом: от политического терроризма верхов до духовного терроризма гангстеров от искусства. Пуля и ложь — заодно. Таковы цивилизационные основы плюканского мира. Знакомая картина, не правда ли?
Почему же при всей этой явной узнаваемости зритель в большинстве своем не понял фильма? Потому что видеть и понимать — разные вещи. Люди привыкли воспринимать только внешнюю форму вещей, но не их внутреннюю сущность. Эмпирический характер мышления — вот главное препятствие к пониманию.
Видимость заслоняет для большинства суть, и когда эта привычная видимость разрушена, происходящее начинает восприниматься как бессмыслица. Действительно, фильм от начала до конца построен на одном приеме: авторы везде слегка изменяют в н е ш н ю ю форму проявления общественных отношений. Когда крестьянин снимает шапку перед помещиком и кланяется ему в пояс, кто этому удивляется? Нам не кажется ни странным, ни глупым, когда подданные падают на колени перед царем или когда челядь спешит распахнуть двери перед важной персоной.
Почему же два раза «ку» с приседаниями и прихлопыванием кажется зрительской аудитории верхом нелепости? Разве не менее абсурдно падать ниц, ломать шапку или кланяться? Это дело простой привычки. Если бы у нас было принято приседать перед начальством, то поклоны мы сочли бы смехотворными.
Пора подвести итоги. Мы убедились, что «Кин-дза-дза» — не фантастика, а вершина реализма. Но мы вправе задать вопрос: достиг ли фильм своей цели? Ведь он не был понят массовой зрительской аудиторией.
И тем не менее, цель — достигнута. И не вопреки непониманию, а именно благодаря ему. Если бы зрители поняли, что «de te fabula narratur» «о тебе басня рассказывается» , если бы в плюканах они признали себя, а в плюканских порядках — наши собственные, то и реакция на фильм была бы иной — не столь прямой и откровенной. От всего увиденного у зрителя остается впечатление какой-то гигантской бессмыслицы, космического абсурда, запредельной иррациональности происходящего.
Это эмоциональное впечатление очень ценно. Зритель еще не осознал, но уже глубоко прочувствовал иррациональность, то есть внеразумность, противоразумность плюканских порядков. Но тем самым он признал и неразумность земных порядков. Получилось как у Гоголя: «Над кем смеетесь?
Над собой смеетесь! Осуждение оборачивается самоосуждением. Многие восприняли этот фильм просто как глупую выходку хорошего режиссера. Художник самовыразился — и весь сказ.
Как «сломать» мозг иностранцу: показала мужу фильм Кин-дза-дза!, что он из него понял?
Эцилоп - "полицэ" полицейский. Даже слово "КУ" оказалось наполненным глубочайшего смысла! Первые буквы его имени,отчества - это и есть КУ! И еще один очень пикантный момент. Пепелац космический аппарат однажды прибывает на планету Ханут, где нет ни воды, ни кислорода. Прочитайте название этой планеты наоборот и вы увидите, что это будет Тунах. То есть "на х...
К тому же актёры и съёмочная бригада постоянно ссорились. Атмосфера была нерабочая. В итоге роль Ярмольника из картины просто вычеркнули, от эпизода с ним отказались, а значит и космической или звёздной пыли никакой не осталось. Сценаристов у картины было двое: сам Данелия и его друг Резо Габриадзе.
Но идею режиссёру подала встреча с известным итальянским сценаристом Тонино Гуэрра. Тот предложил сделать фильм в пустыне, где тепло в отличие от России и откуда героям захочется вернуться домой. В общей сложности сценарий писали 2 месяца до съёмок, а потом ещё во время съёмочного процесса неоднократно переписывали. Как шутили Данелия с Габриадзе: за этот период постовой у грузинского посольства, которого было видно из окна, успел дослужиться от сержанта до целого старшего лейтенанта.
Стоит отдельно отметить уникальный актёрский ансамбль картины. Евгений Леонов «Уэф» — чатланин , регулярно снимавшийся в картинах Данелии «Афоня», «Джентльмены удачи», «Тридцать три». Юрий Яковлев «Би» — пацак , который с радостью согласился поучаствовать в съёмках и позже не скрывал своей положительной оценки фильма. Станислав Любшин, идеально сыгравший образ типичного советского инженера — дерзкого и прямолинейного, но при этом честолюбивого и даже амбициозного, не чурающегося даже наполеоновских планов и идей.
Актёры сыграли нетипичные для себя роли, которые выходили за рамки их привычных творческих амплуа. Особенно это касалось актёров традиционной советской школы. Их потом не раз упрекали свои же коллеги по актёрскому цеху: им вменяли в вину и антисоветчину, и излишнюю гротескность.
Примечательно, что даже в советских комедиях частенько был скрыт особый посыл.
Докажем это на примере скрытого смысла комедийного фильма «Кин-дза-дза». Сюжетная линия фильма «Кин-дза-дза» — это популярный фильм 1986 года, повествующий о трех советских персонажах, которые по случайному стечению обстоятельств оказываются на далекой планете Клюк. Планета располагается в созвездии, название которой соответствует названию фильма. Планета, на которую прибыли гости, строго следует капиталистическому строю.
Люди делятся на касты, а те взаимодействуют между собой в строгой иерархии.
Жители планеты плук более развиты, чем земляне: они способны читать мысли и изучать любой язык за считанные минуты. Однако все это не спасает их от хаоса, в котором они живут. Но это еще не самое худшее. Что страшно, так это то, что они этого не осознают. В них все, что их окружает, не вызывает удивления или отвращения. Экелопы регулярно получают почести, которые они хотят.
И чтобы подчеркнуть статус, вам не обязательно нужен Mercedes последней марки или новый iPhone. У тебя просто должны быть красные штаны. В дополнение к внешнему глобальному социальному фону во время фильма происходит также раскрытие внутренних качеств героев и трансформация их личности. Обработка происходит медленно, в отличие от современных историй о супергероях, и поэтому менее заметна. Один из главных героев, Владимир Николаевич, - совершенно советский человек с такими же советскими взглядами и идеологиями. Это хорошо прослеживается в самом начале. Как только вы окажетесь на другой планете, подумайте, в какой пустыне вы находитесь.
Чувствуете ли вы этот тонкий момент различия между психологией мышления этих двух людей? Один старше, другой моложе. Со временем законы местной фауны свергают привычные представления граждан СССР, делая их более гибкими. Больше невозможно идти вразрез, доказывать свою значимость, отрицать принадлежность к местным социальным группам и отказываться надевать колокольчик на нос и т.
Зачем Данелия рылся на свалке в перерыве между съемками фильма "Кин-дза-дза!"
Помощь КГБ, взрыв ракеты и поющая проститутка. Как снимался "Кин-дза-дза" | Реально цивилизация Кин-Дза-Дза — вовсе не убога. |
Фильм Кин Дза Дза каков-же смысл сюжета этого фильма | Кин-дза-дза и дивный новый мир — пост пикабушника VinnyGambini. |
Тайны фильма Кин-дза-дза | Композиция и смысл фильма «Кин-дза-дза». |
«Фильм „Кин-дза-дза!
Многие рассматривали «Кин-дза-дза!» как сатиру на СССР, но точно с таким же успехом ее можно рассматривать как мизантропическую, свифтовскую сатиру на человечество — точнее, на то, до чего оно может себя в конце концов довести. Кин-Дза-Дза это советско-грузинский фильм 1986 года режиссера Георгия Данелии. Изначально «Кин-дза-дза!» заявляли как двухсерийный фильм, однако, посмотрев первый вариант, Данелия решил сократить его. Но основной смысл и сюжет фильма в том, как может себя повести порядочный, искренний и в целом доброжелательный человек в диком обществе, где царят обман и жестокость, жизнь обесценена, и даже "думать правду" опасно.
«Кин-дза-дза»
Надежда на шанс Два представителя советского общества: строитель и молодой студент. Можно даже сказать, что это надежда и опора государства. И вот они оказываются на Плюке. Но, что характерно, молодой Скрипач в этом мире не нужен. А прорабу приходится заниматься не своим делом, чтобы хоть как-то заработать денег. И эту планету покинуть не так просто. Кадр из фильма «Кин-дза-дза», режиссёр Георгий Данелия, 1986 год Но герои фильма смогли найти выход и вернуться домой. И даже помогли двум инопланетянам. Они не оставили их на Плюке в железном ящике, даже когда у них появился шанс вернуться и не бросили на Альфе, в оранжерее. Земляне дали им шанс.
Потому что, даже эти очень неприятные и эгоистичные инопланетяне имеют право сами решать, что для них благо, а что нет.
Краткий экскурс в технику представления инопланетных цивилизаций в фильме «Кин-Дза-Дза». Когда американцы увидели фильм «Кин-Дза-Дза», то неиллюзорно перепугались. Они не могли понять, как русские смогли в натуре заставить летать такие бандуры — настолько качественно выполнены спецэффекты.
Особенно их необрадовало, когда Данелия сказал, что съёмочная группа просто к военным обратилась, они и пособили. Пепелац Действительно, трудно найти, к чему придраться. Увеличить кадр из фильма Хотелось бы отдельно отметить цивилизацию Альфы, довольно сильно обогнавшую в своём развитии плюкан, как технически, так и культурно; общество, в конце концов избавившееся от «цветовой дифференциации штанов».
Полные предчувствия гражданской войны. Тогда было непонятно, воспринималось как сатира, скорее, на СССР. Хотя смысл в этом случае не вполне складывается, однако тогда была такая ситуация, что можно было разбрасывать уже чистые листочки бумаги - "и так всем все ясно", раз плохое, значит, про СССР. А фильм на самом деле пророческий получился. Ключевая фраза там - фраза пацака Би, "Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели". Дядя Вова и Гедеван в то время мне казались обычными людьми, современниками, смешными, убогими совками, хотя и не лишенными благородства. Сейчас же я вот смотрю на это и понимаю, что они - как пришельцы из светлого будущего.
Даже не верится, что такие люди бывают. Они открытые и красивые. Ведут себя с достоинством. Чтобы заставить их "делать ку", вести себя внешне как плюкане, требуется жесткое и длительное внушение. Но внутренне они так плюканами и не становятся, до конца ведут себя благородно, страсть плюкан к деньгам дядя Вова открыто высмеивает - но тем не менее не может бросить в беде Би с Уэфом, которые не раз кидали землян. Они совершенно лишены национализма по отношению друг к другу; "оголтелый расизм" плюкан Гедевана глубоко возмущает. Ведут себя как братья - старший и младший, причем это братство и ответственность друг за друга возникают мгновенно, как только они вдвоем оказываются в беде. Гедеван беспокоится о будущем науки - тырить вещи, конечно, нехорошо, но ведь он не загнать эти вещи на рынке собирается, а передать в ЮНЕСКО! То есть с нашей сегодняшней точки зрения по сравнению с плюканами советские люди - просто представители Светлого Будущего. А ведь это нормальные, реальные люди того времени.
Средние, не лучшие и не худшие. Би с Уэфом при этом несколько раз, настойчиво - то есть явно не случайно - повторяют: ну и отсталая у вас планета!
Примерно так: "Я люблю свою жену-у-у... Потому что она - хороша-а-ая... Кругом - огромное количество дынь, больше я такого никогда не видела!
А Леонов ходил голодный, заходил ко мне и спрашивал: "Что ты все время ешь?.. Хотя в моем эпизоде заключена основная идея фильма. И сам этот фильм мне дорог и близок, и работу в нем я вспоминаю с удовольствием. Если мне хотят сделать приятное, то вспоминают про "желтые штаны". Я даже думаю: в наше время произошла девальвация всяческих высоких званий.
Так, может, имеет смысл отмечать заслуги цветом штанов? Если я, один раз надев желтые штаны, был отмечен не одним приятным разговором, то почему бы не ввести это в систему? Я думаю, что эти "желтые штаны" прочно войдут в сленг. И в этом, я считаю, мой маленький, но достойный вклад в картину! Мы наши туристы, отстали от группы.
Подбросьте нас до города, а там мы как-нибудь уже сами… Переводи. УЭФ: Куу? Значит, русский язык знаем. Зачем потребовалось скрывать? БИ: А мы и не скрываем.
Очень трудно в язык проникать, когда сразу на двух языках думаете. УЭФ: А этот пацак всё время говорит на языках, продолжения которых не знает. Чё уставился, маймуна веришвило? Ты же сказал, если мы вас довезём, то ты все отдашь. А ты у нас сам спичку украл!
Показывай свою гравицапу. Фирменная вещь — возьмём. УЭФ: Пацак! Какие балды у меня здесь контрабандные кц возьмут при свидетелях, когда за него пожизненный эцих с гвоздями? У тебя в голове мозги или кю?
Стой, я говорю! Ты кто? Я спрашиваю, ты кто? УЭФ: Нет.
«Кин-Дза-Дза». А о чем, собственно, это кино?
Кин-Дза-Дза значится как фантастическая комедия абсурда, но, не смотря на комедийность и абсудность, в ней рассматриваются серьёзные вещи: куда может завести цивилизацию нынешний, потребительский курс развития. не просто трагическая комедия, но и антиутопия. Это такой жанр, где перед зрителем создают мир, в котором совершенно не хочется оказаться. Смысл фильма «Кин-дза-дза!» понятен далеко не сразу и далеко не всем. Сложилось мнение, что Кин-Дза-Дза – это довольно злая сатира на советскую действительность того времени.
КУ-ДЗА-ДЗА! Скрытые смыслы культового фильма
«Кин-дза-Дза» позволил не просто понять, откуда берутся корни этой безмерной тоски, он позволил показать всю абсурдность принятых нами порядков. Фильм «Кин-дза-дза» глазами режиссера Георгия Данелии рассказывает об обществе несвободных людей, доведенных до стадии абсурда на планете, которая досталась потребителям материальных ценностей. Всё о фильме "Кин-дза-дза". Картина Георгия Данелия «Кин-дза-дза» вышел в далёком 1986 году и до сих пор не теряет своей актуальности и популярности.
Кин-дза-дза! : смысл фильма
Московский прораб Машков и грузинский студент Гедеван волею случая попадают на другую планету. При первой встрече «землян» с «инопланетянами» один из «инопланетян» по имени Уэф подносит к ним «мигалку», которая загорается зеленым светом. Затем он подносит «мигалку» к себе: та загорается оранжевым. Гедеван пытается выяснить, кто такие «пацаки» и «чатлане». Зеленый от оранжевого не отличаешь? Зрители при этом смеются. Но поскольку вразумительного ответа Гедеван не получил, ясно, что вопрос этот адресован скорее зрителям, нежели действующим лицам. Видимо, создатели фильма учитывали тот психологический факт, что люди в большинстве своем привыкли ориентироваться не столько на вещи как таковые, сколько на их названия: им легче понять слова, чем смысл событий. Поэтому для публики в фильме есть «подсказка» - чатлано-пацакский словарь. Правда, словарь этот — с секретом.
Поскольку события происходят как будто бы на другой планете, где как будто все не так, как у нас, то и слова нужно читать не так, как обычно принято, а несколько иначе. Тогда из слова «пацак» - если прочитать его наоборот — получается «кацап», из «КЦ» - «ЦК», «эцилопп» легко превращается в «полицейский» причем с двумя «п», что означает не просто полицию, а политическую полицию. С помощью словаря проясняется, кто такие пацаки и чатлане. Те, кто сомневаются в значении этого слова, могут обратиться к словарю Даля, где он поясняет, что «кацап» - это «прозвище, данное малороссами великороссам», попросту говоря, презрительная кличка русских на Украине. А чатлане? Первое слово в чатлано-пацакском словаре — «чатллы», что означает «деньги». Чатлане — «денежные люди», «те, кто при деньгах», по-русски говоря, богатеи. На Плюке так называется планета чатлане богатеи заставляют работать на себя пацаков то бишь русских. Слово «КЦ», согласно чатлано-пацакскому словарю, означает «спички».
Казалось бы, что общего между спичками и ЦК, на что намекает аббревиатура этого слова? Одинаковой является та роль, которую они играют в обществе: и то, и другое представляет из себя инструмент власти. Обладание «кц» дает власть. Власть, открывающую все двери, дающую доступ ко всем остальным жизенным благам. Иметь «кц» - это значит попасть в число избранных, привилегированных, которым отныне доступно все — деньги, роскошь, женщины, загранпоездки. Что касается «цаппы», то с этим словом связан такой эпизод. Когда чатланин Уэф приказывает пацаку Машкову чинить вышедшую из строя цаппу, тот спрашивает: «А где здесь цаппа? Создатели фильма дают понять, что именно центральный аппарат, то есть центральная власть — самая ржавая гайка в проржавевшем общественном механизме. Планета, на которую попадают земляне, представляет собой сплошную пустыню.
Воду можно купить только за деньги. Один из инопланетян поясняет, что «раньше, когда на планете вода была, мы из нее луц делали; теперь вода закончилась, мы из луца обратно воду делаем». Сначала плюкане использовали воду для получения электроэнергии, а потом, наоборот, электричество — для получения воды. Такое положение дел — вовсе не фантазия сценариста, а вполне вероятная перспектива. Достаточно вспомнить судьбу Арала, превращенного в соляную пустыню. Запасы пресной воды на Земле ограничены, и уже существуют проекты опреснения морской воды. Беда в том, что эти технологии крайне энергозатратны, что не позволяет их использовать. Пока вода еще есть. Но вполне может случится, что в будущем человечеству придется тратить электроэнергию на опреснение морской воды, уже не считаясь с энергозатратами «из луца обратно воду делать».
Слово «Пэже» - правитель на Плюке — говорит само за себя. Плюканского правителя все называют не иначе, как «задницей», что до боли напоминает реалии нашего быта. Забавно, что внешне Пэже очень похож на бывшего мэра Москвы Гавриила Попова, даже фамилия та же — Попов. Завершают чатлано-пацакский словарь два слова: «ку» и «кю». Действительно, в русском языке существует слово, очень созвучное слову «ку», которое для большинства населения страны с успехом заменяет все остальные слова. В фильме есть эпизод, когда «инопланетяне» разговаривают между собой, используя только одно это слово «ку», то есть исключительно на мате. Увы, но такой обычай широко распространен и среди землян. Допустимое в обществе ругательство не так уж сильно отличается от недопустимого, иногда одной буквой. Скажем, «не хрен» немногим отличается от своего нецензурного заменителя.
Как уже можно догадаться, в фильме речь идет не о другой планете, а о нашей собственной. Само название фильма и галактики, куда попадают наши герои — «Кин-дза-дза» - указывает на то, что события происходят на Земле. Гедеван достает из своего портфеля киндзу — траву-приправу. Кто был на Кавказе, тот знает, что ни одна трапеза не обходится там без обилия всевозможной зелени. Местное население не замечает этой детали быта, настолько она привычна и повседневна; человеку приезжему обыкновение есть зелень целыми пучками кажется странным и неприятным. Так и в фильме: «кин-дза-дза» — свое растеньице, привычное, земное; в будничной жизни мы даже не отдаем себе отчета в том, что мы делаем; но вот пришел человек со стороны, для которого наши поступки, мысли и обычаи не затемняются привычной для нас формой и удивился глупости и грубости наших отношений. На чем держится вся жизнь «инопланетян», обитателей Плюка? На жажде «кц» и «чатллов», то есть власти и денег. Теперь в моде считать, что это похвальные стремления, по крайней мере, извечно присущие людям, подобно инстинкту размножения.
Посему и бороться с ними также бессмысленно, как и с прочими инстинктами. У создателей фильма другая «точка зрения». Глобальная экологическая катастрофа и полный общественный распад то есть катастрофа социальная — вот закономерный итог того общества, которым движет жажда господства и денежные интересы. Цивилизация, где царит повсеместная нищета, духовное одичание, социальное варварство; рабское подчинение тех, у кого нет «кц» и «чатллов», наглое и циничное глумление со стороны имущих и облеченных властью. Общество, где никто не только не говорит, но и не думает правду «Родной, кто ж на Плюке правду думает», — снисходительно замечает Би , где отсутствует всякое представление о человеческом достоинстве и элементарной порядочности. На первый взгляд кажется странным, что там, где все думают только о богатстве, богатства почти ни у кого нет. Плюкане ходят в невообразимых лохмотьях, живут в норах, едят суррогаты «пластиковую кашу», воду из луца , в качестве взятки в ход идет все — от шапки до зубной щетки. Признаком особого благосостояния, которое сразу ставит человека в привилегированное положение, является наличие приличных штанов — желтого или малинового цвета. Предел всякой роскоши, которую может позволить себе только правитель, — это бассейн с водой.
В чем причина столь плачевного состояния общества, где всех поголовно обуревает жажда личного преуспеяния? С точки зрения авторов фильма, именно этот животный эгоизм и приводит к всеобщей деградации. До тех пор, пока люди заботятся только о собственном кармане, он всякий раз оказывается пустым. Все прошедшие тысячи лет были заполнены стремлением к деньгам и власти, и до сих пор эти тысячи лет были историей войн, голода, нищеты, насилия, бесправия и бескультурья. Могут возразить: а как же гении человечества? Были же великие умы и таланты, чьими усилиями созидалось величественное здание культуры! Но там, где удавалось достичь большего, людей вдохновляли не инстинкты и стяжательство, а жажда творчества и общественно-значимые задачи. Великое не рождается из узкокорыстных побуждений. Не из интересов прибыли возникло то лучшее, чем может гордиться человечество.
Девиз «обогащайтесь! Не случайно главными героями фильма являются артисты, творческая интеллигенция. Судьба искусства отражает судьбу плюканского мира. Что движет музыкантами с Плюка? Помните, как наши герои попадают на планету, где нет воздуха? Предприимчивые артисты тут же делают дяде Вове «деловое предложение»: поездить года два с «Мамой» по галактике, заработать чатллов и купить воздух.
Все это усугубляется тем, что аборигены поголовно владеют телепатией и способны читать мысли друг друга. Поэтому на планете царит еще и абсолютное лицемерие. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю… и Владимир Николаевич тоже…» Другими словами это капитализм. Жестокий, циничный. Кто-то может возразить: при капитализме средства производства фабрики, заводы принадлежат капиталисту, а в «Кин-дза-дзе» этого нет. Значит, нет и капиталистов! Нет, не так. В фильме вообще нет фабрик и заводов. Полнейшая разруха, наступившая как раз после мирового торжества капитализма. Видно, что в прошлом Плюк поразил какой-то катаклизм. Скорее всего, была планетарная война, приведшая к полному краху цивилизации некогда высокоразвитой и скатыванию ее чуть ли не к каменному веку. На планете остались только следы от некогда развитой цивилизации. В результате были полностью разрушены все производства и истощены все ресурсы. Даже воды практически не осталось. Немного размышлений Можно предположить, что в далеком прошлом на планете было построено высокоиндустриальное общество они создавали космические корабли на гравитационных двигателях, могли перемещаться в любую точку Вселенной. Но однажды на Плюке восторжествовал капитализм.
Каракумский самум разрушил одну из самых больших декораций, другую снёс пьяный водитель. Ракета, которую собирались запускать на съёмках, внезапно взорвалась, чуть не травмировав людей. Плюс к этому заминка с костюмами, ведь параллельно фильму Данелии вовсю готовился к запуску проект Сергея Бондарчука "Борис Годунов", которому был отдан приоритет. В конце концов Данелия плюнул и решил справиться своими силами. Для начала в рыболовных магазинах были закуплены колокольчики, которые вешались на нос пацакам — самой низшей касте. Затем костюмы из гардероба участников съёмочной группы порезали на лоскуты, чтобы создать диковинную одежду. Ну а после Георгий Данелия отправился исследовать местные свалки, на которых и был подобран основной реквизит картины. Режиссёра, увлечённого поиском необходимых вещей, не пугали даже скорпионы, в изобилии водившиеся там. Тюремный сиквел, обнажёнка и трезвый Вицин: Что произошло на съёмках "Кавказской пленницы" Проститутка повлияла на саундтрек фильма Одна из тем картины — Strangers in the Ку — переработанная версия хита Фрэнка Синатры. По словам самого Данелии, на этот выбор повлияла проститутка из Рима. Однажды он и композитор Андрей Петров остановились в одной из гостиниц, уже под вечер к ним прибежала местная путана, которая стала слёзно умолять Петрова написать для её сестры-певицы хит.
Еще одна незаметная загадка — и одновременно, достижение фильма с точки зрения кинематографического и сюжетного мастерства, — что он походя опрокидывает устоявшиеся и приевшиеся каноны сценарного дела. Все четыре главных героя на протяжении повествования не изменяются, никаких паршивых «арок героя», навязываемых пресными сценарными коучами. И дядя Вова, и Гедеван, и господин Уэф, и Би — все они в конце рассказа остаются теми же, кем были в его начале; эта их цельность, мне кажется, что-то роскошное. Современный сюжетный подход практикует использование героя изначально неполноценного, колеблющегося, — точно как его зрители. В редком фильме сейчас мы можем увидеть уверенного в себе человека, которого ничего не перепахивает в ходе повествования и который не оказывается в финале чем-то там «обогащенным». А по сути, это подразумевает, что изначально он был нищедух и лошара. Уверенный в себе сильный герой, который с самого начала —и в любой ситуации — знает что делает, не меняет своего отношения к жизни и своих позиций, нынче такое увидишь редко, это все милая моему сердцу старая ковбойская школа. Лично для меня «пришелец прораб» стал в свое время своего рода ролевой моделью. Немногословный, неунывающий, никогда не сдающийся и не опускающий рук, смелый, ответственный, настоящий русский, советский человек. С таким хоть в разведку, хоть на Плюк. Он не впадает в панику и не теряется даже в самой непонятной ситуации: «Нет! Давай считать, что это Каракумы. Так, солнце на западе… Значит, Ашхабад — там. Забавно, что и декорации примерно одинаковы. И личный долгий жизненный путь через пески Плюка мне не раз доказал, что таких Машковых и таких Суховых вокруг большинство, и мне это, скажу честно, очень нравится. Сам я считаю, что в большинстве случаев человек рождается уже готовым, и все, что может дать ему воспитание, — это умение не сморкаться в занавески, по крайней мере, прилюдно.
Смысл фильма «Кин-дза-дза!» Данелия: путешествие на другую планету, сегрегации, советское будущее
Смысл фильма «Кин-дза-дза!» понятен далеко не сразу и далеко не всем. 2. «Кин-дза-дза!» оказала влияние на современную русскоязычную культуру — вымышленные слова из фильма вошли в разговорный язык, а некоторые фразы персонажей — стали устойчивыми выражениями. «Кин Дза Дза» — фильм, который благодаря юмору и простоте способен заставить зрителя осознать абсурдность социальной и расовой дискриминации. Всё о фильме "Кин-дза-дза".