Информационный портал «» пишет, что президент Молдавии Майя Санду выступила на форуме Moldova Women Forum 2023 и сказала, что стране нужно создать политический класс, который будет работать на свою страну, а не на Российскую Федерацию. Москва всегда заявляет, что не вмешивается в дела других государств, хотя рычагов для воздействия на Молдову у нее немало. Президент Майя Санду пытается изменить форму правления в республике с парламентской на президентскую, заявил бывший председатель конституционного суда Молдавии Александр Тэнасе 25 февраля, сообщает Timpul. Главная» Новости» Новости молдовы и мира сегодня.
Угроза Приднестровью и Гагаузии: чем закончится попытка Молдавии и Румынии объединиться
Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной невыборный способ передачи власти. фото сборник. По форме правления Молдавия — парламентская республика. Молдавия, Республика Молдова, государство на юго-востоке Европы.
Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов?
Глава Гагаузской автономии в составе Молдавии Евгения Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии 27 апреля принять участие в праздновании Дня гагаузского языка и письменности. Главная» Новости» Новости moldova. Главная» Новости» Новости moldova. Главная» Новости» Самые свежие новости молдовы и политика мд сегодня. В качестве компромисса Молдавия предложила передать Украине три района бывшей МАССР, ряд территорий на севере и юге Бессарабии с преобладающим славянским населением, однако хотела сохранить за собой Измаил.
Кто может вернуть Молдавии пророссийское направление
Форма правления в Молдове — Унитарная парламентская республика. Прозвище «Железный христос» появилось в период, когда Веллингтон был изредка непопулярен и как опасность, и как нар молдавия новости сегодня. Программа реформ, проводимых в Республике Молдова для обеспечения экономического развития страны, возможности, создаваемые властями для привлечения иностранных инвестиций, а также возможности расширения молдавско-немецкого. В эфире местного телевидения он объявил о запуске процедуры по переходу Молдовы к новой форме правления и изменению конституции. РИА Новости: Молдавии вынесли приговор, политическая система Майи Санду теряет поддержку. Форма правления.
Молдавия как государство скоро исчезнет
Но не только он оказывает давление на молдавского лидера. На Украине давно предлагают ей объединить усилия и ввести войска в Приднестровье в качестве отместки России за якобы оккупацию этого региона. Но Санду очень боится, что Молдавия может быть таким образом втянута в водоворот военных событий между РФ и Украиной. Допускаю, что именно по этой причине Санду могла тайно попросить Гуцул, чтобы она очень категорично высказалась по поводу интеграции Молдавии в Румынию и намекнула на помощь со стороны РФ. Это позволит выиграть время по всем направлениям, — предположил Марков.
Часто задаваемые вопросы Общие сведения Приднестровская Молдавская Республика Приднестровье — государство, расположенное в юго-восточной части Европы, занимающее левобережье Днестра в пределах бывшей Молдавской ССР и ряд населенных пунктов на правом берегу — г. Бендеры с прилегающими селами, а также села Слободзейского района: Копанка, Кицканы, Меренешты, Кременчуг. Приднестровье граничит с запада с Республикой Молдова по реке Днестр 411 км , на юго-востоке с Украиной по суше 405 км.
Прямого выхода к морю не имеет. Протяженность границ — 816 км. Население — 465,1 тыс. Столица — город Тирасполь 127 тыс. Большинство населения исповедует христианство Русская Православная Церковь. Денежная единица — приднестровский рубль. Государственная система и административно-территориальное устройство ПМР Приднестровская Молдавская Республика Приднестровье — суверенное, независимое, демократическое, правовое и светское государство.
Приднестровское государство имеет собственную Конституцию, контролируемую территорию, законодательство, рыночную экономику, развитую финансовую и налоговую системы, современную коммуникационную инфраструктуру, армию, милицию, службу безопасности, государственный флаг, герб и гимн. Начало формированию приднестровского государства и системы органов государственной власти было положено на всенародных референдумах, проведенных на всей территории Приднестровья, а также на съездах народных депутатов всех уровней. Приднестровская Молдавская Республика была провозглашена 2 сентября 1990 года на Втором съезде народных депутатов всех уровней. Это официальная дата восстановления государственности на территории Приднестровья 2 сентября отмечается государственный праздник ПМР — День Республики.
Кишинёвская епархия.
Эта смена произошла почти сразу в городской среде и более медленно в сельской местности, а также в отдаленных монастырях. Продолжение местных традиций церковного зодчества можно отметить в формах и стиле зимней Успенской ц. Гербовецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Хырбовец , построенной в 1816 г. Штефаном Лупу, бывш. Прямоугольная в плане церковь с полукруглой алтарной апсидой с зап.
В типологии архитектурных форм Георгиевской ц. Внутреннее пространство центрального нефа расширено за счет боковых апсид, вписанных в толщу стены. Этот известный в молдав. Вертикаль подчеркнута воздвигнутым над центром барабаном главы, скрывающим внутри имитацию молдавского свода 2 ряда арок, едва видимых из-за плоскости рельефа. Сооруженная над притвором колокольня увенчана шпилем.
Зимняя Никольская ц. Традиции молдав. Церковь 3-конховая в плане удлинение достигается увеличением алтарной апсиды по отношению к боковым , с купольным барабаном над нефом и колокольней над притвором, купольным покрытием в нефе, крестовым - в нартексе и коробовым - в притворе. Синтезом местных барочных и европ. Жабского в честь Вознесения Господня женского монастыря в с.
Жапка, построенная в 1820-1825 гг. По планировке нефа церковь была сходна с Георгиевской ц. Над нефом система парусов служила опорой для завершенной куполом главы. Перекрывавший нартекс парусный свод вместе с пологими арочными очертаниями дверных и оконных проемов сохранял в архитектуре влияние барокко, в то время как др. Ярко выражены черты молдав.
Добрушского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , к-рая была сооружена в 2 этапа. Строительство было начато в 1811-1812 гг. Первоначальный план представлял собой классический триконх и предусматривал 4 последовательно связанных друг с другом помещения: алтарь, неф, нартекс, притвор; глава над нефом была возведена по системе молдав. Во 2-й фазе строительства к притвору было пристроено 5-е помещение, с парусным сводом и тайником над ним, а также возведены глава над нартексом и еще одна, фальшивая, над разделительной стеной между притвором и 5-м помещением все главы были разрушены в 60-х гг. XXI в.
Суручень, в летней Успенской ц. Табэра, в летней Никольской ц. Некулэеука обе в Орхейском р-не. Уже во 2-й четв. Преображенский собор в Тигине Бендеры.
Инициатива его строительства принадлежала архиеп. Кишинёвскому и Хотинскому Димитрию Сулиме. Собор был завершен и освящен в 1827 г. В плане это удлиненный крест, главный неф которого разделен на 3 травеи, апсиды имеют прямоугольную конфигурацию. Над пересечением нефа и трансепта поднимается глава с 8-угольным барабаном и купольным перекрытием.
Трехъярусная колокольня над притвором имеет уменьшающиеся по объему ярусы, в декоре завершающего яруса использованы арочные проемы с пилястрами ионического ордера. При том же архипастыре в Кишинёве был построен кафедральный собор в честь Рождества Христова 1830-1836 , спроектированный архит. Росписи, иконостас и иконы, исполненные известным иконописцем И. Ковшаровым дед прославленного в лике святых в 1992 мч. Иоанна Ковшарова , не сохранились.
К югу от собора была воздвигнута 4-ярусная колокольня разрушена в дек. Врата, составлявшие соборный ансамбль и расположенные также к югу от собора архит. Заушкевич, 1840 , имели вид триумфальной арки в стиле рус. На вратах, в аттиковом этаже, был помещен колокол, оказавшийся для колокольни слишком большим. Вокруг кафедрального собора был разбит парк во франц.
Сходное архитектурное решение в меньших объемах имела летняя Вознесенская ц. Под влиянием классицизма сложился облик обеих церквей Хынковского во имя великомученицы Параскевы Пятницы женского монастыря в с. Бурсук: летней во имя вмц. Параскевы 1835 и зимней Успенской 1841 , ц. Харалампия в Кишинёве 1846 , зимней ц.
Михаила Жабского мон-ря 1849 , летней Успенской ц. Цыганешты, летней Дмитриевской ц. Многочисленные перестройки перенесла ц. Всех святых на Центральном кладбище Кишинёва. Для нее митр.
Фасад ротонды украшали дорические портики. После передачи приходу церковь была расширена, в 1863 г. Церковь в честь Вознесения Господня Гыржавского мон-ря. Особое место в этот период занимает Вознесенский собор 1867-1879 Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря , построенный по проекту петербургского архит. В неовизант.
Пантелеимона в Кишинёве 1889-1891, архит. Бернардацци на средства братьев В. Синадино, греков по происхождению, откуда пошло 2-е название церкви - «Греческая». В неовизантийском стиле были спроектированы и др. Новонямецкого монастыря 1902-1905 , крестово-купольная в плане и 5-главая; Преображенская ц.
Цыганко Кэприаны , в честь Успения Пресв. Богородицы муж. Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Кишинёве. Бернардацци Церковь во имя вмч.
Бернардацци Среди церковных памятников периода эклектики сочетанием геометризма и особой массивностью размеров выделяется новая летняя церковь Жабского мон-ря с посвящением престолов в честь Вознесения Господня и Преображения Господня, во имя апостолов Петра и Павла 1916, проект гражданского инженера М. План имеет вид вписанного креста, 3-гранная апсида. Свод, поддерживающий цилиндрический низкий барабан и купол, опирается на 4 столпа. Грандиозное строение в архитектурном ансамбле занимает все свободное пространство. Следование стандартным архитектурным проектам архит.
Тона с сочетанием черт неовизантийского и русского стилей наблюдается в архитектуре летней Успенской ц. Неовизантийский и русский стили совмещены и в летней ц. Духа 1870 Гербовецкого монастыря. В результате перестроек последняя в 1891 сходный облик приобрел и собор во имя вмч. Феодора Тирона по фамилии основателей церковь называют Чуфлинской кишинёвского во имя великомученика Феодора Тирона женского монастыря : 2 крупные луковичные главы - над нефом и нартексом, шатровая колокольня и многочисленные декоративные главки на фасадах.
Собор Преображения Господня в Кишинёве. Сероцинский Собор Преображения Господня в Кишинёве. Сероцинский Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы Кондрицкого мон-ря. Церковь в честь Успения Пресв.
С использованием элементов декора в стиле барокко была построена летняя ц. Богородицы 1872-1880 Курковского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , напоминающая о творениях архит. Растрелли , Андреевском соборе в Киеве и соборе санкт-петербургского Смольного в честь Воскресения Христова монастыря. В духе проектов Тона возведены Успенская 1891 и Дмитриевская 1890-1902 церкви Кишинёва. Оригинальным сочетанием различных форм рус.
Бернардацци при бывш. Феодора Тирона и св. Феодоры из Сихлы. Также по проекту Бернардацци была построена ц. Александра Невского в Унгени 1905 в виде ротонды с примыкающей с зап.
Традициям молдав. Щусевым 1912-1914. XIX - нач. В межвоенный период была построена Дмитриевская ц. Рудянского во имя Святой Троицы женского монастыря в с.
Рудь в неорумынском стиле. Башня-колокольня с входными вратами Курковского монастыря 1927 была сооружена по образцу колокольни правосл. Проводились работы по ремонту церквей, нек-рые из них были расписаны, напр. В советский период с трудом удавалось поддерживать старые, незакрытые или используемые в иных целях церковные здания. Документы свидетельствуют и об исключительных случаях.
Так, в 1958 г. Гринауцы Бельцкого р-на ныне Гринэуць Рышканского р-на на средства селян-колхозников была построена новая церковь. Это событие в следующем году послужило поводом для расследования, а здание церкви было отведено под складское помещение. После 1991 г. Стилистика архитектурных решений чрезвычайно разнообразна - от следования традиц.
Евангелист Марк. Фрагмент росписи ц. Николая Чудотворца Кондрицкого мон-ря. От периода 1812-1944 гг. Уцелели фрагменты росписи летней Успенской ц.
Цыганештского мон-ря, зимней Успенской ц. Хынковского мон-ря. Здесь росписи коробового свода сохранились благодаря деревянной обшивке, появившейся после приспособления мон-ря под больницу Dragnev. Даже немногие сохранившиеся росписи дают некоторое представление о стилевом разнообразии в стенописи. Так, в летней Никольской ц.
Кондрицкого мон-ря сохранились фрагменты, в которых традиционная иконографическая программа росписей сочетается с иконографией стиля модерн. В зимней Успенской ц. Стилистические особенности данной стенописи довольно необычны, ее авторы следовали разнообразным образцам-моделям. Колорит, весомые фигуры, лики, прописанные со скульптурной рельефностью, очень близки к живописной манере Джотто. Следует отметить и наличие иконографических мотивов зап.
Вероники в сцене «Путь на Голгофу» Ibid. Роспись притвора ц. Один из самых значительных ансамблей был обнаружен реставраторами в 1981-1989 гг. Гыржавского мон-ря. Росписи были выполнены в 1901-1906 гг.
Блиновым, М. Стояновым и П. Шилинговским в разработанном В. Васнецовым академическом стиле церковных росписей, для которого характерны сочетание православной иконографии с искусством модерна, неоромантическая и символистская эстетика. Живопись характеризуют совершенство академической манеры, уравновешенный колорит пастельных тонов.
Акцентированный драматизм, подчеркнутый динамизм сцена «Путь на Голгофу» или, напротив, внешне сдержанный, но внутренне крайне напряженный характер изображения сцена «Распятие Господне» сочетаются с ясным спокойствием и созерцательностью в изображении фигур святых: свт. Николая Чудотворца, прп. Варлаама Ясинского, св. Симеона Богоприимца с Младенцем Иисусом и прор. Анной, св.
Иосифа и Пресв. Богородицы, прп. Алипия Печерского с иконой Божией Матери «Одигитрия», прп. Нестора Летописца и др. В том же монастыре зимняя ц.
Спиридона была расписана в 1922 г. Пискарёвым пострадала от пожара в 1991. Пискарёв также работал над созданием фресок в церквах св. В монастыре в с. Киштелница была отреставрирована Архангельская ц.
Стенопись в ней была выполнена в стиле рус. Другой значительный ансамбль росписей находится в Вознесенской ц. Новонямецкого мон-ря; их стиль сходен со стилем росписей Гыржавского мон-ря. Иконографическая программа близка к концепции визант. Монументальность росписей, размещенных в крупных декоративных панно, напоминает принципы визант.
В иконографической программе выделяются 3 регистра: верхний купола, своды и алтарная апсида , средний периметр стен и нижний. Следует также отметить деятельность в Новонямецком мон-ре иконописца Иоанна Брегие, принявшего здесь схиму с именем Иоасаф. XIX до сер. Больше известны писанные им иконы, однако он владел и навыками стенописных работ, получив их, видимо, от мастеров, расписывавших монастырские церкви. Ему принадлежит роспись колокольни Новонямецкого мон-ря.
В нек-рых случаях использовались весьма упрощенные иконографические программы, ограниченные неск. Жабского мон-ря Dragnev. Известны неск. Таборского мон-ря 1956 и нек-рые приходские храмы. Частично росписи были поновлены после 1991 г.
Хынковского мон-ря худож. Помельников , где новая живопись следовала стилю частично сохранявшейся старой. Последние сохранившиеся фрагменты живописи, выполненной в межвоенный период, в летней ц. Рождества Пресв. Богородицы Курковского мон-ря, включая ктиторский портрет кор.
Румынии Михая I, были уничтожены во время реставрации 2006 г. Новый этап в церковной настенной росписи начался в кон. Кошелевского монастыря, а в 1989-1990 гг. Хировского монастыря роспись поновлена в 1992. Фрумоаса, в трапезной 1998, расписана в неовизант.
Никорень, в трапезной 1993, расписана иером. Андреем Новонямецкого мон-ря, поновлена роспись летней Успенской ц. Таборского мон-ря Ibid. Одна из наиболее значительных работ по росписи стен была осуществлена в ц. Параскевы в Хынковском мон-ре 1995-1996 известным иконописцем из Почаева Тернопольская обл.
Росписи сделаны в неовизант. В сходном стиле была расписана и ц. Митрофана, еп. Воронежского 1996-1999 , Каларашовского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря. В Георгиевской и Никольской церквах мон-ря Кэприаны современные росписи выдержаны в традициях древнерус.
Росписями, выполненными в псевдовизант. Также на визант. Соответствующей переработке в визант. Паисия Величковского, священноисп. Луки Войно-Ясенецкого.
Курковского мон-ря.
Коммунисты, выступающие против рыночных преобразований, получили достаточное число голосов в парламенте, чтобы контролировать те или иные инициативы президента. До войны она была преимущественно аграрной страной, после 1945 начались процессы урбанизации, индустриализации, ликвидации неграмотности.
Молдавское общество в этническом отношении разнородно. Существуют значительные различия в условиях жизни основных этнических групп. Хотя молдаване составляют значительную долю городского населения, подавляющее большинство они образуют только в сельской местности.
В 10 крупнейших городах живет не более четверти молдаван. Гагаузы и болгары сосредоточены на юге, в основном в сельской местности, где они изначально поселились в 19 в. Многие гагаузы проживают в южных городах Комрат и Чадыр-Лунга.
В письменном языке молдаван с 14 в. В советский период была вновь введена кириллица, но после выхода страны из СССР была проведена полная латинизация. Народное образование.
По сравнению с началом 20 в. Неграмотность была полностью ликвидирована. Система образования базировалась на 10-летнем обязательном обучении, с его продолжением в профессиональных училищах, техникумах или высших учебных заведениях.
В 1991 в Молдавии насчитывались 13 высших учебных заведений с числом студентов более 53 тыс. В Кишиневе находятся молдавский государственный университет, независимый свободный университет, сельскохозяйственный, политехнический, педагогический и медицинский университеты, международный экономический университет и академия экономических знаний. Университеты работают также в Тирасполе, Кагуле и Бельцах.
Вплоть до 1990 в средних школах существовало параллельное обучение на молдавском и русском языках. В высших учебных заведениях преподавание велось в основном на русском языке. В настоящее время правительство Молдавии ставит задачу преимущественного перевода преподавания на румынский язык на всех уровнях образования, что требует подготовки соответствующих педагогических кадров.
Корни молдавской литературы — в молдавском фольклоре. Старинные песни войницкие — богатырские и гайдуцкие песни-поэмы рассказывают о победах богатырей над силами природы, отражении турецких и татарских нашествий. Исполняются такие песни речитативом и сопровождаются игрой на национальных инструментах: кобзе, чимпое волынке , скрипке.
Выдающимся памятником молдавского фольклора является пастушеская баллада Миорица. В 15—18 в. Летописцы Григорий Уренке 90-е годы 16 в.
Некулче 1672—1746 обличали тираническое правление османских завоевателей, воскрешали героические страницы освободительной борьбы молдаван против турок. Произведение М. Костина О племени молдаван, из какой страны вышли их предки, написанное в острополемической форме, знаменует собой начало молдавской историографии.
Дмитрий Кантемир 1673—1723 — выдающийся государственный деятель и ученый-энциклопедист европейского масштаба. Он является автором философских, страноведческих и исторических трудов, наибольшее значение среди которых имеют Описание Молдавии, История роста и упадка Оттоманской империи, Иероглифическая история. Первым издателем народных песен был Василе Александри, внесший значительный вклад в оформление молдавского литературного языка.
Классиками молдавской литературы являются также М. Эминеску, К. Стамати, А.
Донич, И. Крянге и др. В 1820—1823 в ссылке в Бессарабии находился А.
Пушкин, который также проявлял значительный интерес к молдавским песенникам. Молдавскую народную песню «арде-мэ, фриже-ме» режь меня, жги меня он переработал и включил в свою поэму Цыганы. В начале 20 в.
Во второй половине 20 в. Лупана, Ем. Букова, И.
Друце Средства массовой информации. В Молдове функционируют несколько радио- и телевизионных станций. Главные правительственные ежедневные газеты — «Молдова суверанэ» Суверенная Молдова и «Независимая Молдова».
Союз писателей Молдавии издает еженедельник «Литература ши Арта» — главный печатный орган, освещающий события культуры в стране и за рубежом. Источник молдавской музыки — народные песни. Особое место среди них принадлежит дойнам — протяжным песням лирико-эпического характера.
До начала 30-х 19 в. Среди них выделялось творчество Барбу Лэутару, ставшего легендарной фигурой. Благодаря гастролям европейских музыкантов Шумана, Листа и др.
С другой стороны, молдавский фольклор привлек русских композиторов — Верстовского, Глинку, Эйзриха, использовавших его мотивы в своих произведениях. В было создано общество любителей музыки «Гармония», в 1900 — Кишиневское музыкальное училище. В 1930 в Тирасполе начала свою деятельность молдавская хоровая капелла «Дойна», в 1935— симфонический оркестр.
Первая молдавская опера — Грозован была написана Д. Гершфельдом и поставлена на сцене Государственного театра оперы и балета. Молдавские народные танцы стали широко известны благодаря их мастерскому исполнению артистами танцевального ансамбля «Жок».
Обычаи и праздники. Главные религиозные праздники в Молдавии такие же, как и у других православных народов, — Пасха и Рождество. Предками молдавского народа являются влахи волохи , этнической основой формирования которых, как предполагает современная наука, было романизированное гето-дакийское население, обитавшее по обоим берегам Дуная.
Влахи в древности жили общинами. Управлял общиной совет из числа зажиточных крестьян. В совет входил и «кнез» вождь , осуществлявший первоначально власть в военное время.
Постепенно власть перешла к кнезу и стала наследственной. Первые политические образования влахов возникли в форме «кнезатов» и воеводств, социально-политические предпосылки молдавской государственности складывались в недрах Древнерусского государства. В середине 13 в.
В 1359 воевода Богдан с частью влахов переселился на территорию, называемую в источниках «Молдавской землей» центр — бассейн реки Молдовы и установил свою власть над большей частью Восточного Прикарпатья, а в 1365 добился признания независимости государства. Так возникло самостоятельное Молдавское княжество со столицей в городе Сирет. Первые господари.
Первые молдавские правители имели титул «воевода», а с начала 15 в. Первым этот титул стал носить Александр Добрый 1400—1432. Власть его формально была неограниченной: он издавал грамоты, подписывал договоры с иностранными государствами, был верховным главнокомандующим и судьей.
Однако большую роль в государстве играли бояре, входившие в Боярскую раду: без их участия не решался ни один вопрос внутренней и внешней политики. Господарь Петр III Арон осенью 1455 вынужден был согласиться на уплату дани турецкому султану, но Стефан III Великий 1457—1504 , сместивший Арона и построивший сеть крепостей и пограничных укреплений, в 1473 отказался от уплаты дани. Султан, решивший подчинить Стефана силой, потерпел в январе 1475 поражение у р.
В период правления Стефана укрепились внешнеполитические связи Молдавии с Россией. Под властью Турции. Однако в начале 16 в.
Молдавское княжество попало в вассальную зависимость от Турции. Султану уплачивалась ежегодная дань — харажд. Молдавский господарь утверждался на престоле султаном, в знак верности которому господари обязаны были посылать в Стамбул сыновей или близких родственников, которые находились там практически на положении заложников.
В течение 16—17 вв. Центральная власть была слабой, страной фактически управляла боярская олигархия — представители 75 наиболее влиятельных фамилий. К классу феодалов относились и «слуги» — молдавские дворяне, служившие в войске господаря и получавшие за свою службу земельные владения на праве поместья.
Крестьяне, которые в 15 в. Согласно новому порядку, крестьянин, проживший на боярской земле 12 лет, становился крепостным. Такие крестьяне называемые вечинами отрабатывали в хозяйстве феодала установленное число дней, платили натуральный и денежный оброк своему господину и доставляли ему изделия домашнего промысла; их могли передавать по наследству, закладывать, продавать вместе с землей.
В еще худшем положении находились крепостные цыгане. В период правления Василия Лупу 1634—1653 был составлен первый свод молдавских законов — Уложение 1646. Нормы уголовного права, нашедшие отражение в Уложении, действовали до середины 18 в.
В феврале 1654 господарь Георге Стефан направил в Москву своего представителя Ивана Григорьева с просьбой о принятии Молдавии в русское подданство; в марте 1656 начались русско-молдавские переговоры по данному вопросу. Из-за осложнившихся международных отношений русско-шведская война и др. В 1711 господарь Дмитрий Кантемир заключил с Петром I договор, по которому он становился вассалом Петра, а последний обязывался восстановить Молдавию в ее прежних границах.
Молдавская армия сражалась вместе с русской против турок, однако неудача Прутского похода Петра I помешала реализовать этот договор. Сам Дмитрий Кантемир со своими сподвижниками перешел в Россию, где он написал большую часть своих трудов. С 1711 молдавские бояре лишись права избирать господарей, и турецкое правительство через каждые три года стало назначать господарями чуждых Молдавии людей из числа греческой аристократии, перешедшей на службу к султану.
Эти представители греческой знати получившие название фанариотов управляли Молдавией свыше 100 лет. Господари-фанариоты не имели права содержать свое войско и вести внешнюю политику, а должны были собирать и посылать дань султану. В ходе русско-турецких войн 18 в.
Турция обязывалась возвратить Молдавии отнятые у нее земли, освободить податное население от налогов на два года и не требовать у него задолженности по налогам в годы русско-турецкой войны 1768—1774. Результатом стало ослабление турецкого гнета и укрепление экономических связей с Россией, куда Молдавия вывозила вино и фрукты иоткуда ввозила меха, железные изделия, полотно и канаты. В результате русско-турецкой войны 1787—1791 по Ясскому миру к России была присоединена территория между Бугом и Днестром, а по Бухарестскому мирному договору, подведшему итог русско-турецкой войны 1806—1812, — территория между Днестром и Прутом Бессарабия.
В составе России. Включение молдавских земель в состав Российской империи не означало воссоздания молдавской государственности. Молдавские земли были разделены между различными административными единицами.
Особый правовой статус получила лишь Бессарабия, где проживало компактное большинство молдаван. В первые годы после присоединения сохранялась старая система управления краем, выгодная молдавскому боярству, а также прежние поземельные отношения, законы и обычаи. В соответствии с принятыми в 1813 Правилами временного правления Бессарабской областью управление Бессарабией осуществлялось губернатором им стал боярин Скарлат Стурдза и временным областным правительством.
Область была поделена на 9 цинутов, в каждый из которых губернатором назначались исправники из молдавских бояр. Исправникам подчинялись околаши волостные старшины. В 1816 в Бессарабии была учреждена должность наместника, а в 1818 — Верховный совет из 11 человек и областной суд в составе уголовной и гражданской палат.
Уголовный суд руководствовался российскими, гражданский — молдавскими законами. В 1828 с принятием Учреждения для управления Бессарабской областью, на территории Бессарабии была введена общероссийская административная система управления. Делопроизводство на молдавском языке прекращалось, в 1873 Бессарабская область была превращена в губернию.
На присоединенные территории устремился поток переселенцев: как из-за границы болгары, гагаузы, немцы и др. Здесь создавались военно-хозяйственные поселения из отставных солдат, казаков, военнослужащих. Менее тяжелый феодальный гнет и благоприятные природные условия привлекали сюда крестьян, бежавших от крепостничества.
Молдавские земли продолжали оставаться сельскохозяйственными, однако изменилось соотношение между животноводством и земледелием, последнее в середине 19 в. Промышленность развивалась медленно, в дореформенное время преобладали специфические отрасли — соляная и рыболовство с рыбообработкой. В 1818 местное боярство было уравнено в правах и привилегиях с русским дворянством, низшие слои господствующего класса боернаши в 40-х получили права на личное дворянство.
Однако основная категория крестьян — царане — не были приравнены к крепостным в России. Они были объявлены «свободными земледельцами», но за пользование помещичьими и монастырскими угодьями должны были отбывать барщину и платить оброк. Мелкие землевладельцы — резеши — меньше зависели от феодалов и в основном находились на положении податных крестьян.
В 1820 Кишинев стал одним из центров революционного движения России. Декабристы создали здесь Кишиневскую управу, во главе которой встал М. Орлов, командовавший 16-й дивизией.
Кишиневские декабристы развернули пропаганду среди солдат, готовя их к вооруженному выступлению. Для обучения юнкеров и солдат были созданы ланкастерские школы, руководителем которых был назначен участник Отечественной войны 1812 поэт В. Для расширения своего влияния декабристы использовали и созданную в 1821 в Кишиневе масонскую ложу «Овидий».
Также была установлена тесная связь с действовавшим на территории Бессарабии тайным политическим обществом греческих повстанцев «Филики этерия». Революционная пропаганда декабристов привела к тому, что в конце 1821 в четырех из шести полков 16-й дивизии произошли волнения. После их подавления М.
Орлова отстранили от командования дивизией, а В.
Вопреки нынешнему парламенту Молдова переходит к президентской форме правления, - Додон
Об этом сообщает ТАСС. Мы уверены, что они предпримут новую попытку, однако конкретной информации об этом у меня нет", — заявила она. По словам Санду, планы Кремля "очевидны" и заключаются в том, чтобы сменить правительство в Кишиневе на пророссийское и использовать Молдову в конфликте против Украины.
В правительстве Молдавии это обосновали тем, что Украина планирует выйти из СНГ, а других общих границ со странами Содружества у страны нет. Новый пикет состоялся у Конституционного суда Молдавии Читайте также.
Молдаване не забудут о том, что им пришлось пережить и не будут голосовать за подобные партии", - отметил Додон. Он подчеркнул, что Санду и ее партия имеют колоссальную поддержку Запада, но пользы от этого для молдавского народа - ноль.
Он подчеркнул, что Санду и ее партия имеют колоссальную поддержку Запада, но пользы от этого для молдавского народа - ноль. Все идет ко дну.
Кто такая Санду и как смена президента Молдавии отразится на отношениях с Россией
МИД Молдавии исключил введение визового режима с РФ из-за ответных мер. Он напомнил, что "даже в России не сразу удалось победить олигархов": "В России, где действует президентская форма правления, Владимиру Путину это тоже удалось не сразу. РИА Новости: Молдавии вынесли приговор, политическая система Майи Санду теряет поддержку. Форма правления. Последние и самые главные новости из Молдавии и Приднестровья каждый день на EADaily.
Президент Молдавии дала понять, что такое настоящая демократия
Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией. Новости. Первый канал | Последние и самые главные новости из Молдавии и Приднестровья каждый день на EADaily. |
Молдавия готова отказаться от государственности ради присоединения к Евросоюзу | Об этом заявил экс-президент Молдавии Игорь Додон, общаясь с местным блогером Габриелом Кэлином. |
Президент Молдавии дала понять, что такое настоящая демократия | Именно поэтому высшие руководители РМ уже несколько раз заявляли о возможности вступлении в ЕС исключительно Молдовы, но без ПМР. |
Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов?
Программа реформ, проводимых в Республике Молдова для обеспечения экономического развития страны, возможности, создаваемые властями для привлечения иностранных инвестиций, а также возможности расширения молдавско-немецкого. Президент Молдавии Майя Санду признала низкий уровень поддержки идеи объединения страны с Румынией среди граждан. В качестве компромисса Молдавия предложила передать Украине три района бывшей МАССР, ряд территорий на севере и юге Бессарабии с преобладающим славянским населением, однако хотела сохранить за собой Измаил. Процедура изменения Конституции Молдовы для перехода к президентской республике будет запущена в ближайшие недели. Власти Молдавии ради вступления страны в Евросоюз готовы даже пойти на отказ от государственности, заявил премьер-министр страны Дорин Речан, которого цитирует Sputnik. Главная» Новости» Самые свежие новости молдовы и политика мд сегодня.