Теория ЕГЭ обществознание по кодификатору 2024 год: основные принципы и подготовка к экзамену. Человек и общество ЕГЭ. Человек и общество? |. Обществознание человек и общество теория для ЕГЭ.
ЕГЭ по обществознанию в 2023 году: три важных изменения и самые сложные задания
Раздел «Экономика». Теория космического происхождения человека. Человек – существо внеземное, пришелец из космоса. Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. Теория раздела ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Задание 13 Теория ЕГЭ 2023 обществознание.
Человек и общество. Подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ обществознание 2024 Теория и тесты. Варианты ЕГЭ по обществознанию с решениями | Задание 13 Теория ЕГЭ 2023 обществознание. |
ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество | 1. Человек и общество. |
Конспекты для ЕГЭ по обществознанию | В этой статье речь пойдет о разделе человек и общество в ЕГЭ по обществознанию, это одна из фундаментальных тем, в которых нужно хорошо разбираться, чтобы успешно решить задания 2,3,4. |
ЕГЭ по обществознанию в 2023 году: три важных изменения и самые сложные задания | В этим чек-листе ты сможешь найти все нужные темы, которые встретятся тебе в ЕГЭ по обществознанию. Раздел «Человек и общество». |
Человек и общество - теория для ЕГЭ по обществознанию
Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей в первую очередь речи , общественной жизни коллективов системы социальных институтов. Периодизация антропогенеза: а археологическая технологическая периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род родовая община ; соседская община. Теории происхождения человека: 1 Креационизм религиозная теория, божественная, теологическая — подразумевает божественное происхождение человека. Энгельса — утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд. Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной двойной , а сам человек — биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.
Пороговый балл на ЕГЭ по обществознанию составляет 42 балла. Что изменилось в ЕГЭ по обществознанию в 2023 году? К счастью, фундаментальных изменений в ЕГЭ по обществознанию в этом году не произошло: структура экзамена осталась прежней, а составители КИМов лишь внесли небольшие уточнения в формулировки заданий и систему оценивания работы. В этом году составители КИМов изменили формулировку задания: теперь нужно перечислить основные признаки данного понятия и дать объяснение с опорой на приведённый текст.
Также изменилась система оценивания: теперь за выполнение этого задания можно получить не 4, а целых 6 первичных баллов. Получается, что ЕГЭ по обществознанию в этом году практически не изменилось: в КИМе лишь появилось несколько моментов, на которые нужно обратить внимание в начале подготовки.
На самом экзамене её практически не спрашивали, но, опасаясь, что появится, все к ней готовились. Задание заключается в том, что вы должны написать план по какой-то теме с пунктами и подпунктами.
Есть у нас две «богини ЕГЭ» составители контрольно-измерительных материалов. С их точки зрения та или иная тема скажем, «Банки» должна раскрываться через вот такие принципиально важные пункты. Вы, как ученик, должны подключиться к мировому эгрегору и через него прочитать мысли авторов ЕГЭ. Потому что если вы напишете в плане другие пункты, то вам поставят ноль баллов.
Не существует какого-то закрытого перечня тем, по которым могут попасться эти планы, а придумать таких тем можно бесконечное множество. Сами «богини» своими мыслями не делятся. Даже в своих тренировочных книгах перестали давать «ключи». А когда их давали, то одна и та же тема в разные годы имела разные «обязательные пункты».
В итоге учителя и репетиторы каждый год, как проклятые, анализируют, что было на последнем экзамене, что было в предшествующие годы, и пытаются спрогнозировать, как лучше ответить в этом году. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества». По нему есть материалы в учебниках? Что должен знать школьник в рамках этого блока?
И вряд ли кто-то сможет. Учебники шерстим, но не думаю, что там много всего найдем. Есть указ президента РФ от 09. В него можно заглянуть.
Пока так. Можно ли говорить, что оно отражает политическую обстановку в стране? Не знаю, насколько вырос объём мозга человека за эти 10 лет, но объем необходимых знаний для сдачи ЕГЭ вырос значительно.
К физиологическим потребностям относятся и некоторые потребности, сконструированные культурой, жизнью человека в определенной среде, повторяющимися образцами поведения: потребность в пище может трансформироваться в обжорство, гурманство, привередливость, брезгливость и т. В эту категорию включены также потребности в стабильности, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке и т. Групповая принадлежность становится доминирующей. Будучи неудовлетворенной, эта потребность вызывает муки одиночества, тяжелые переживания отверженности. На этой потребности произрастают и националистические, и патриотические чувства. Потребности самоуважения значение, компетентность. Самоуважение предполагает, во-первых, потребность в компетенции, уверенности, независимости и свободе.
Неудовлетворение потребностей в самоуважении ведет к чувству неполноценности, слабости, зависимости, пассивности. Потребности в самоактуализации реализация потенциала — это желание человека стать тем, кем он может стать, а значит, достичь вершины потенциала. Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Ложные, мнимые потребности — потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Интерес — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интересы людей направлены на предметы потребностей и те общественные условия, которые делают более или менее доступными материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей; определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе; в разной степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. Таким образом, интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. Классификация интересов: а по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества; б по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
Объективный интерес — это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности и совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих ее удовлетворить. Объективный социальный интерес — это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. Атрибутом статусной позиции является как статус совокупность прав, обязанностей, условий , так и набор специфических для этой позиции интересов. Осознанный интерес — это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, отличаться от него, а может вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека. Реализуемый интерес — это путь субъекта к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может совпадать с осознанным интересом и противоречить ему. От интереса следует отличать склонность — избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. В ее основе — глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью.
Появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей. Не всегда интерес сочетается со склонностью многое зависит от степени доступности той или иной деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества. В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой — наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека — это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное независимое от воли и сознания человека условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать. Свобода — 1 это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2 это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей. В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.
Фатализм лат. Волюнтаризм лат. Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Гегель, Ф. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны: — внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность ; — внутренняя: ответственность личности перед собой развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление. Виды ответственности: 1 историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.
Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе. Системное строение общества: элементы и подсистемы Общество — 1 в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения общество нумизматов, дворянское собрание ; отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества феодальное общество, капиталистическое общество ; человечество в целом; 2 в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы. Государство — политическая организация общества с определенным типом власти монархия, республика, советы, др. Развитие воззрений на общество 1. Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Гоббс, Ж. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека теологической, метафизической и позитивной. Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой.
Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность всеобъемлющий характер ; автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни. Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование. Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда деятельности ; регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Общество — совокупность общественных отношений. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др. Духовные идеальные отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения.
Сфера жизни общества подсистема — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а определенные виды деятельности человека например, образовательные, политические, религиозные ; б социальные институты такие, как семья, школа, партии, церковь ; в сложившиеся отношения между людьми т. Основные сферы общественной жизни 1. Социальная элементы — народы, нации, классы, половозрастные группы и т. Экономическая элементы — производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения — обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов. Политическая элементы — государство, партии, общественно-политические движения и др. Духовная элементы — философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными инвариантными , сохраняют возложенные на них функции. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам семья, армия и т. Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т.
Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Общество — это система вне — и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Присуща самодостаточность, т. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы.
А С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Б С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т. Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. В Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Г В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.
Все темы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире. Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон:субъекта и объекта познания. Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект процесс, явление, внутреннее состояние человека и др. Уровни познания непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта; наглядность и предметность возникающих в результате познания образов; воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов; воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Обществознание - это интегрированный школьный предмет. Вы изучите основы таких наук, как философия, социология, экономика, политология, правоведение и социальная психология. Поэтому скучать не придётся!
Сбор Персональных данных При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации. Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные. Как эти данные используются На сайте используются куки Cookies и данные о посетителях сервисов Яндекс Метрика и других. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.
Как эти данные защищаются Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности.
Знание понятий, классификаций даст тот самый фундамент, который будет весьма полезен. Следующий этап подготовки — «набить руку» на тесте. Важно не допускать ошибок в тесте, потому что он дает очень хорошее количество баллов, а терять их так просто никто не хочет.
За время, пока школьник доведет решение тестов до совершенства, можно очень неплохо подтянуть теоретические знания. Задания с развернутым ответом требуют предельной внимательности, а также умения применить знания на практике. Если знание структурировано, то проблем возникнуть не должно. Не бойтесь ошибиться — разъясненная ошибка запоминается гораздо лучше, чем механически правильное выполнение заданий.
Советы абитуриентам 2023 года Мы расспросили нашего преподавателя Елену Витальевну Саплину, старшего эксперта ЕГЭ, доцента кафедры гуманитарного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования, обладателя грантов и почетного работника образования, чтобы узнать, что она думает о подготовке к ЕГЭ, выборе профессии, а также о том, кому пригодится ЕГЭ по обществознанию. Самый главный совет — как можно меньше волноваться. Если правильно готовиться по всем темам и не переживать на экзамене, тогда результат будет очень хорошим. Многие выпускники сдают ЕГЭ хуже, чем ожидают, и виновником становится именно стресс, а не незнание.
Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ Поступаем в вуз мечты без проблем! Составьте таблицу тем, которые нужно повторить, каждый день маркером вычеркивайте те темы, которые готовы. Это очень мотивирует! На экзамене начинайте работу с первого номера и постепенно двигайтесь вперёд.
Если начать с самого сложного, можно просидеть добрую половину экзамена и просто не успеть выполнить тест. Будьте рациональны, спокойны и поступательны. Лайфхак: в тесте встречаются вопросы, которые могут попасться во второй части, например, в плане.
Человек и общество егэ теория 2024
В философском понимании природа человека является бинарной двойной , а сам человек — биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества. Человек — существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие. Человек — существо духовное.
Духовный мир человека микрокосм человека — сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности. Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания — культуру. На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др. Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке: а натуралистический — преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение; б социологический — признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Человек — явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Таким образом: человек — существо уникальное открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное ; существо универсальное способное к любому виду деятельности ; существо целостное интегрирует соединяет в себе физическое, психическое и духовное начала.
Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение — 1 совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2 совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3 целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. Мировоззрение включает также переживания, эмоции, чувствования и представления человека, носит систематизированный характер. Мировоззрение включает компоненты: 1. Мироощущение — эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств; 2. Мировосприятие эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения — мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам; 3.
Миропонимание интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения; 4. Мироотношение формируется на основе мироощущения и миропонимания — совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Менталитет — 1 специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2 совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки.
Субъекты носители мировоззрения: отдельный человек; группы людей социальные, национальные, профессиональные, религиозные ; общество в целом. Пути формирования: стихийный, осознанный. Классификация типов мировоззрения: А определяется эпохой и временем, в которых живет человек. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм. Д по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т.
В мировоззрении выделяют два уровня: 1 рационально-теоретический, 2 жизненно-практический. Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим человеколюбивым или негуманистическим человеконенавистническим ; выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские. Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т.
В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования. Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм. Виды знаний Знание является единством чувственного и рационального познания. Знание — 1 проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2 обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3 инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей.
В середине XIX в. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного основано на традиции и индивидуальной вере ; философского основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути ; позитивного научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного выраженного в понятиях, суждениях, теориях и неявного не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Виды знаний: 1 Обыденное житейское — основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов.
Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Форма существования этого вида знания — художественный образ.
В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. Признаки научного знания: знание рациональное полученное при помощи разума, интеллекта ; оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое не всегда получается ; системное основанное на многом ; это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности точные измерения, наличие терминологии ; знание, открытое для критики в отличие от религии, культуры, искусства и т. Ненаучное знание подразделяется на: а донаучное знание — знания, полученные до появления современной науки; б паранаучное знание — формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания астрология, экстрасенсорные знания это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию — уфология , в вненаучное знание — сознательно искаженные представления о мире его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр.
Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Понятие истины, ее критерии Гносеология — философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм — философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм — философское учение, признающее возможности познания мира.
Познание — 1 процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2 процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире. Субъект познания — носитель предметно-практической деятельности и познания индивид или социальная группа , источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало. Объект познания — то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Иерархия познавательных способностей человека Платон, Аристотель, И.
Кант : а чувственное познание — является базовым, с него начинается все наше познание; б рациональное познание — осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи причинно-следственные между явлениями, законы природы; в познание на основе идей разума — задает мировоззренческие принципы. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей Р.
Декарт, Б. Спиноза, Г. Формы источники, ступени познания: 1. Чувственное эмпирическое познание — познание с помощью органов чувств зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Формы чувственного познания: ощущение отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств ; восприятие чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств ; представление чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие. Рациональное, логическое познание мышление. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Формы рационального познания: а понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений ; б суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами ; в умозаключение рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием.
Виды умозаключений: дедуктивные путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному , индуктивные способ рассуждения от частных положений к общим выводам , традуктивные по аналогии. Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность доказательность, системность ; проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин ; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2. Методы теоретического уровня познания: идеализация метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками , формализация; математизация; обобщение; моделирование. Формы ненаучного познания: миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука. Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания.
Интуиция — способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1 чувственная, 2 интеллектуальная, 3 мистическая. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М.
К познавательной сфере относят эмоции и чувства не ощущения человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу.
Истина — соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина — содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок. Относительная истина — неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер об этом говорит теория относительности.
Внутренние черты соц. Внешние черты соц. Что будет на ЕГЭ по разделу - Человек и общество? Основные понятия блока. Какие темы встретятся в ЕГЭ. Подводные камни тем ЧИО.
Мера свободы, то есть степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе достойные условия существования — возможность развития творческих, интеллектуальных, 2.
Человек - биосоциодуховное существо, представитель биологическиго вида Homo sapiens Человек разумный , высшая ступень развития живых организмов на Земле. Индивид - единичный, конкретный представитель общества и человеческого рода в первую очередь, биологическая составляющая.
Сознание человека — это отражение окружающего мира в психике человека. Это отражение может происходить как на биологическом, так и на социальном уровне. Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация - процесс становления личности, который охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Агенты социализации — это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении. Агенты первичной социализации личности - ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов. Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Теория ЕГЭ-2024: Обществознание
Новости Новости Новости. ЕГЭ Обществознание. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Раздел 1. Человек и общество (часть 4) Подготовила: учитель истории и обществознания Безолюк.С.П. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.). Теоретические конспекты всех необходимых материалов раздела «Человек и общество» для подготовки к ЕГЭ по обществознанию на 2024 учебный год.
Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию онлайн
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ. 1. Человек и общество (И. А. Шемаханова, 2014) | Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Качественной теории в учебниках по этим темам мало или вовсе нет — придется выкручиваться, используя тот самый социальный опыт, знание которого часто требуется в формулировке заданий ЕГЭ. |
Познание | Человек и Общество | Теория | Решутест. Продвинутый тренажёр ЕГЭ | Всё о разделе «Человек и общество» к ЕГЭ 2023. |
ЕГЭ по обществознанию - обзор, разборы заданий, тесты и справочники | Главная» Новости» Человек и общество егэ теория 2024. |
Теоретический материал
Да и на большинство гуманитарных направлений в вузах третьим предметом после русского и истории ставят обществознание. И что же теперь - уберут его и из вступительных экзаменов? А что вместо будет? К чему готовиться? В чатах народ предполагает, что, поскольку стране нужны инженеры и естественники, скорее всего «общагу» заменят математикой, географией или литературой.
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация - процесс становления личности, который охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Агенты социализации — это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении. Агенты первичной социализации личности - ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов. Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире. Знание - результат познавательной деятельности. Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке. Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе. Истина - соответствие знания своему предмету. Характеристики мышления: социальный характер; связь с языком; опосредованный характер; личностный характер.
Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов. Задания 1—3 — понятийные задания базового уровня — нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов. Задания 4—19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты факты, явления, процессы, институты , их место и значение в жизни общества как целостной системы осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах текст, схема, таблица, диаграмма применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру задания 4—6 экономика задания 7—10 социальные отношения задания 11, 12 политика задания 13—15 право задания 16—19 Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом. В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме.
В первой части задания 25 объяснения должны быть сформулированы в нескольких предложениях. Одно предложение, пусть верное и длинное, не будет засчитано из-за нарушения формальных условий. Обращайте внимание и на другие требования к ответу, как правило, выделенные курсивом. Слова, словосочетания и нераспространенные предложения вне зависимости от содержания не будут засчитаны в качестве объяснений связей, примеров, аргументов, характеристик в большинстве заданий с развернутым ответом. Лишние неверные элементы также могут привести к потере баллов. При выполнении последних девяти заданий КИМ необходимо избегать двусмысленных формулировок. Например, изменения равновесной цены, спроса или предложения в задании 21 должны быть указаны однозначно в соответствии с критериями. Если в задании-задаче под номером 22 требуется назвать форму правления полностью, то ответ «республика» или «монархия» не будут засчитаны. В заданиях 3, 18 и 25. Именно задания 18 и 25 тяжелее всего дались участникам на единой городской контрольной работе в Москве в декабре этого учебного года. Задание 3 За задание 3, ориентированное на поиск соответствия, по темам раздела «Человек и общество» снизили максимальный балл с двух до одного. Задание 18 Оно входит в группу из четырех заданий, основанных на фрагменте текста. Количество баллов за него осталось неизменным, но существенно изменилось условие. Общая формулировка «Объясните смысл понятия» в нынешнем году конкретизирована. Например, в одном из вариантов декабрьской контрольной работы требовалось указать не менее трех основных признаков малой группы как формы объединения людей. В критериях к заданию приведен перечень признаков, часть из которых обязательно должна присутствовать в ответе. Как понять, какие признаки основные, а какие нет? Точно будут засчитаны только те, которые позволят отличить одно конкретное обществоведческое понятие от других близких к нему по смыслу. В случае с малой группой не засчитают общий социальный статус или вид деятельности, так как они характерны и для большой группы. А вот такие признаки, как наличие личных контактов, эмоциональные отношения и небольшая численность, позволят получить балл за эту часть задания. При подготовке советую ориентироваться на характеристики, которые раскрыты в определениях понятий в учебниках, допущенных Министерством просвещения РФ к использованию в школах с 6-го по 11-й класс. Обращайте внимание не только на явно выделенные определения базовых понятий, но и на характеристики, которые упоминаются в других фрагментах текста параграфа. Отмечу, что не будут засчитаны признаки, сформулированные через отрицание или только через этимологию происхождение слова, метафору или аллегорию. Обратите внимание на список базовых понятий, приведенный в методических рекомендациях ФИПИ на странице 25. В отличие от прошлогоднего экзамена, сейчас в задании 18 есть и вторая часть, направленная на проверку умений выявлять связи социальных явлений и объектов. Теперь нужно демонстрировать не только понимание смысла базовых понятий курса, но и умение объяснять связи между явлениями социальной жизни. Например, во второй части задания о малой группе требуется объяснить связь между рассмотренными в тексте элементами социально-демографической структуры общества с задачами социально-экономической политики государства. При выполнении подобных заданий необходимо в первую очередь определить, насколько ясно вы понимаете, какие именно связи между социальными объектами могут быть выделены, чем отличаются причинно-следственные взаимосвязи от функциональных или иерархических.
Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020
ЕГЭ. ОГЭ. Теория. Добро пожаловать в онлайн тренажер по подготовке к ЕГЭ 2024 по предмету Обществознание. • одобряются большинством людей и обществом • выражают представления о добре, зле, справедливости, любви, дружбе, хорошем и плохом • служат основой для формирования социальных норм • выполняют функцию оценки явлений окружающего мира. Услуги репетитора. В этим чек-листе ты сможешь найти все нужные темы, которые встретятся тебе в ЕГЭ по обществознанию. Раздел «Человек и общество». Теория раздела ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.