19 февраля 1861 (по новому стилю это 3 марта) года в Российской империи по указу Александра II отменили крепостное право. 19 февраля 1861 – Отмена крепостного права и другие реформы Центральным событием эпохи Великих реформ стала отмена крепостного права. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ.
Экономический рост России — после реформы или из-за реформы?
- 19 февраля 1861 года - "Бездненское восстание" - Русский Исполин
- Крестьянская реформа 1861
- Крестьянский вопрос. Причины реформы.
- Отмена крепостного права
- Главархив рассказал, как горожане и селяне реагировали на отмену крепостного права
19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права
Таким образом, советская историография стремилась представить мотивацию Александра II и его сторонников как чисто прагматическую — реформа из страха, а не ради свободы или благородства что совершенно несправедливо, ибо ни император, ни его сподвижники вовсе не были лишены идеалов и искренне желали России лучшего. Граф Д. Милютин, военный министр: «Ни один царь после Петра не сдвинул так Россию с реакционного пути восточной деспотии, как Александр II. Я помню, мы вместе были молоды. Тогда он кипел, работал, был великодушен, верил людям. О, если бы он и в старости остался таким! Какую блестящую эпоху внёс бы он в нашу отечественную историю. Его мечты, я до сих пор без слез не могу думать о них». Экономический рост России — после реформы или из-за реформы? Так или иначе, чрезвычайное социальное и политическое значение реформы признавали и признают все, пусть даже морально-нравственные оценки её разнятся. С последствиями всё сложнее.
Долгое время историки видели в отмене крепостного права залог подъёма российской экономики в последней трети 19 и начале 20 века. В самом деле, личная свобода 23 млн людей не могла не оживить сельское хозяйство и промышленность. Крестьяне превращали свои хозяйства в мелкотоварное производство, с 1880-х гг. Появились машиностроительные заводы в Коломне, Харькове, Одессе и Бердянске, новые механические и металлургические заводы, собственное производство паровозов, за 20 лет после 1861 г. Как грибы после дождя основывались акционерные общества, учреждались новые акционерные коммерческие банки, население городов за 30 лет после отмены крепостничества выросло с 6 до 17 млн человек — крестьяне становились рабочими. Милютин, реформатор, один из сподвижников Александра II.
Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия. Были такие примеры? Каждый раз это был подвиг конкретных лиц — монахов или приходских священников.
Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею.
Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви.
Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе.
Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете?
Между ними стоит третий в шлеме и латах, с лицом Александра II, символизирующий государство. Составлен он был так замысловато, что И. Тургенев заметил: будто «написан по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем».
В народе Манифест стали называть «филькина грамота» то есть документ бестолковый. Только в Петербурге и Москве обнародование Манифеста произошло 5 марта, в так называемое «прощеное воскресенье».
Не гнушались помещики и телесных наказаний, которые, однако, были строго регламентированы законом. Но всё же в условиях крепостничества крестьянин оставался человеком, наделенным определенным набором прав, хотя и сильно ограниченным в своих свободах. Крестьянин имел свой собственный дом, некоторое имущество чаще всего орудия труда и землю для возделывания в личных целях. Также крестьяне могли жениться, хотя и с одобрения помещика, и передавать детям по наследству свое имущество и надел.
Более того, так как крестьянин оставался субъектом права, то он сам представлял себя в суде и даже мог подать жалобу на жестокость или несправедливость помещика — сначала напрямую государю, а затем в местные власти, которые передавали жалобу выше. Несмотря на то, что крестьянин находился на самообеспечении, в случае пожаров, катаклизмов или неурожая помещику предписывалось поддерживать своих крепостных. Тем не менее, жестокость крепостного права менялась, тогда как рабство на протяжении всего своего существование в Америке оставалось рабством. Если крепостное право задумывалось как способ наполнения государственной казны и метод борьбы с миграцией рабочего люда, то рабство являлось совершенно прагматичным способом заработка денег частным бизнесом. Когда английские колонии размножились на восточном берегу Северной Америки, стало ясно, что рабочих рук на новых землях категорически не хватает. На жарких южных территориях, где сельскохозяйственные культуры плодоносили круглый год, нужны были сотни тысяч людей, способных без устали собирать урожай и приносить прибыль плантаторам, а значит и Англии.
Поэтому в 1619 году в британскую Виргинию штат Виргиния прибыл первый корабль с невольниками из Африки. Дела у колоний пошли настолько хорошо, что в 1689 году работорговля была узаконена. Миллионы рабов были проданы в Южную Америку, тогда как в Северную были привезены только 400 тыс. Но так как дети рабов с рождения становились невольниками, уже к середине XIX века из 12-миллионного населения 15 американских штатов 4 миллиона каждый третий были рабами. Законом раб приравнивался к предмету, вроде телеги или коровы. С точки зрения права раб не являлся человеком, а значит, не обладал никакими человеческими свободами.
Являясь собственностью, раб находился на попечении владельца — он не имел ни своего дома, ни имущества, ни денег, ни земли, а потому жил в доме хозяина и питался тем, что ему выделялось. Раб мог быть не только продан или проигран в карты, но даже убит за провинность. Никаких санкций со стороны закона в таком случае не следовало, ведь раб считался просто орудием труда. В отличие от крепостного крестьянина, раб не мог обрести свободу, выкупив себя.
История - тайны и загадки
Отмена крепостного права бесповоротно изменила Россию, ее людей и весь ход истории. Окончательно уходила в прошлое николаевская эпоха: как отмечали современники, в ту пору преклонялись лишь перед грубой силой, презирая право и законность. Наступало время надежд — надежд на продолжение коренных преобразований, на развитие страны, на демократизацию общества. С момента публикации положений реформы крестьяне перестали считаться собственностью помещиков — отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев.
Царское правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями» и присвоило им гражданские права: свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах.
Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ.
На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и административные обязанности. Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками.
Они назначались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость», то есть усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком».
За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными».
Самарин работал на протяжении двух лет в составе ревизионной комиссии, назначенной министром внутренних дел Л. Перовским для исследования городского устройства и хозяйства города Риги. Многочисленные столкновения по службе с мелкими интригами и правовым крючкотворством осложнялись прибалтийско-немецким вариантом крепостного права. Местное дворянство было твердо уверено в своем праве на отношение к людям другого племени и рода, оказавшимся у них в подчинении, как к людям второго сорта. В письме Ю. Самарина от 9 октября 1847 года, адресованном историку и издателю М. Погодину, он, в частности, пишет: «Всё здесь дышит ненавистью к нам, ненавистью слабого к сильному, облагодетельствованного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшему его ученику. Здесь все окружение таково, что ежеминутно сознаешь себя русским и, как русский, оскорбляешься»[1].
Интересно, что лифляндский генерал- губернатор А. Суворов придерживался вполне стандартной для николаевской эпохи позиции и искренне не понимал, зачем заботиться о распространении в крае православия и русской народности, когда остзейцы верно служат престолу. Самарин в апреле 1848 резко возражает: «Кто же поверит, кто в состоянии разумно допустить, чтобы можно было верно и надежно служить Государю и при этом оставаться равнодушным, например, к погибели Москвы, ненавидеть православие, гнушаться русского языка, систематически преграждать русским доступ в торговые и ремесленные общества? В свет вышел труд «История города Риги», ставший первым томом официального издания «Общественное устройство города Риги. Исследования ревизионной комиссии, назначенной министром внутренних дел. Юрий Федорович Самарин. Фото: runivers. В тот период «Письма» не могли быть напечатаны в России, ввиду содержавшейся в них критики правительства.
Вместе с тем, они разошлись в списках в высших кругах обеих столиц. В этой работе Ю. Самарин рассматривает судьбы Прибалтийского края в контексте отношений России со странами Северо-Западной Европы и доказывает, что Петербург, по сравнению с Варшавой и Стокгольмом, имел на него неизмеримо больше исторических и естественных прав. После включения Остзейского края в состав России, местное дворянство получило право активного участия в российской политической и общественной жизни. Однако современное устройство Прибалтийского края, по мнению автора, основано на ложной, исторически и юридически, доктрине неприкосновенности данных краю привилегий, противоречит началам государственности, достоинству и выгодам России и правильно понятым интересам самого края. Оно держится только потому, что находит поддержку в русской власти, среди которой остзейцы нашли себе могущественных покровителей, доказывая свою особую лояльность и преданность консервативным началам, получившим особую актуальность после событий на Сенатской площади в декабре 1825 года. В Остзейском крае, заключает Ю. Самарин, необходима реформа, и правительство должно ее осуществить.
Одним из наиболее внимательных современных исследователей наследия Ю. Она, в частности, считает, что принадлежность Ю. Самарина к аристократическим верхам русского общества спасла его от серьезных преследований. Все обошлось заключением на двенадцать дней в Петропавловскую крепость и последующим приглашением на беседу к императору.
Поэтому проект упразднения крепостного права базировался на следующих положениях: индивидуальный подход к определённым территориям, имеющим свои особенности; необходимость переходного периода для перевода хозяйств в рыночные отношения; гарантия выкупа для помещиков при освобождении крестьян После подготовки редакционными комиссиями положений про отмену крепостного права проект реформы был вынесен на рассмотрение и утверждение государственных чинов, входящих в Главный комитет. Манифест 1861 года: плюсы и минусы отмены крепостного права На заседании Госсовета по крестьянскому делу царь потребовал одобрения проекта, предложенного составителями. С российским крепостным правом навсегда было покончено, а крестьяне объявлялись свободными. Земля, правда, оставалась собственностью помещиков, и за пользование наделами крестьянам нужно было либо платить деньги, либо отрабатывать. Полную независимость от помещиков крестьяне могли получить после полного выкупа земельных наделов. До этого они считались временно-обязанными крестьянами. Выкуп помещикам платила казна, а крестьянам давались 49 лет для погашения долга перед государством. Также были созданы крестьянские общества, объединяющие земли бывших крепостных. Внутренние вопросы было доверено решать сельскому сходу, который возглавлял сельский староста. Крестьян, не промышляющих земледелием, освобождали без земельного участка. Впоследствии они могли присоединиться к любому обществу. Соглашение помещиков с бывшими крепостными крестьянами регламентировалось уставной грамотой, предусматривающей также размер земельного надела. При разногласиях во время составления таких грамот спор должны были урегулировать мировые посредники — местные дворяне, утверждающие уставные грамоты. Реакция на столь долгожданное событие была неоднозначной. Крестьяне, мечтавшие о полной свободе, были не удовлетворены переходным периодом. Местами прошли крестьянские волнения, а к концу 1861 года в империи активизировалось революционное движение. Нужно отметить, что внутрихозяйственные отношения России не были готовы к такой реформе. И всё же, историческое значение отмены крепостного права трудно переоценить.
Но при этом сами помещики наделялись правом самостоятельно определять разрешить или не разрешить продажу земли. Выкуп земли Не менее странно определялась и сумма, по которой крестьяне должны были выкупить земельные участки. Эта сумма высчитывалась исходя из оброка, который получал помещик. Например, богатейший вельможа тех лет Шувалов П. Значит крестьяне, для того, чтобы выкупить землю, должны были заплатить помещику столько денег, сколько нужно для того, чтобы помещик положил их в банк и ежегодно процентами получал бы те самые 23 тысячи рублей. В результате, в среднем одна ревизорская душа должна была заплатить за десятину 166,66 рублей. Поскольку семьи были большими, то в среднем по стране одна семья за выкуп земельного участка должна была заплатить 500 рублей. Это была неподъемная сумма. На «помощь» крестьянам пришло государство. Остальную часть платили крестьяне. При этом они обязывались в течение 49 лет рассчитаться с государством и выплатить требуемые проценты. В среднем по стране за один земельный участок банк выплачивал помещику 400 рублей.
Что мы запомнили неверно
- Новости и события Российского исторического общества
- Без Манифеста
- Великая реформа — благородная и отважная
- Когда и кто отменил крепостное право в 1861 году, причины
- Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (9 класс)
- «Праздновали по два дня в неделю»: как Александр II отменил крепостное право
Новости и события Российского исторического общества
19 февраля (3 марта) 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Одна медаль — «19 февраля 1861 г.» — была выпущена в единственном экземпляре: ею был награждён Александр II. Реформа 19 февраля 1861года позволяла крестьянам быть полноправными членами общества.
Крестьянская реформа 1861
«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю | 19 февраля 1861 года в России закончилось рабство: Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. |
Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права | 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права[20] и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости[21], состоявшее из 17 законодательных актов, касавшихся вопросов освобождения. |
Отмена крепостного права. Эпохальная реформа Александра II | 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. |
Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА
Факсимиле манифеста 19 февраля (3 марта) 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год. Дискуссия с участием историков Николая Сванидзе, Михаила Давыдова и Ирины Карацубы. 22 февраля 2018 года, Центр документального кино. Рассказывают хранители: Книга «Высочайше утвержденные Его Императорским Величеством 19 февраля 1861 года Положения о крестьянах, вышедших, из крепостной зависимости».
История - тайны и загадки
Манифест 19 февраля 1861 года, провозглашавший отмену крепостного права в России, был составлен московским митрополитом Филаретом. 19 февраля 2021, 11:00. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. Крестьянская реформа 1861 года отменила крепостное право.
Дата отмены крепостного права в России
А все платежи и налоги с той же десятины составляли 164,1 копейки. Получалось, что мужик работал в минус. При таких условиях, согласно подсчётам тогдашних экономистов, окончательный выкуп земли откладывался до 1955 года. В 1861 году состоялось 1176 крестьянских восстаний. Восставшие требовали предъявить "настоящий Манифест государя", который должен был дать "настоящую волю". Не мог же царь-батюшка так нагло обмануть! В 1862 году пришлось подавлять волнения уже в 2115 сёлах и деревнях - мужики были уверены, что жадные помещики и чиновники царские указы либо скрывают, либо толкуют неправильно.
В том же году в речи к собранным волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии Александр II заявил: "После 19 февраля никому не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот.
Царское правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями» и присвоило им гражданские права: свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ.
На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и административные обязанности. Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость», то есть усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком». За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк.
Закон признавал такое состояние временным. Поэтому крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными». Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало определять по соглашению крестьян с помещиком. Это фиксировалось в уставной грамоте, введением которых ведали мировые посредники. О произошедших с крестьянами разительных переменах писал в мемуарах ученый-географ и революционер Петр Кропоткин : «Я посетил Никольское в августе 1861 года, а затем снова летом 1862 года и был поражен тем, как разумно и спокойно приняли крестьяне новые условия. Они знали очень хорошо, как тяжело будет платить выкуп, который являлся в сущности вознаграждением за даровой труд отобранных душ; но они так высоко ценили свое личное освобождение от рабства, что приняли даже такие разорительные условия.
Это знаковове событие, поскольку начало 1861 года выдалось для Российской Империи крайне напряженным. Александр 2 даже был вынужден привести армию в режим повышенной боевой готовности. Причиной этого была не возможная война, а нарастающий бум недовольство крестьян. За несколько лет до 1861 года царское правительство начало рассматривать закон об отмене крепостного права. Император понимал, что дальше оттягивать некуда. Его советники в один голос говорили, что страна на гране взрыва крестьянской войны. На этой встрече дворяне говорили о том, что лучше, чтобы освобождение крестьян шло сверху, иначе оно последует снизу. Реформа 19 февраля 1861 года В результате была определена дата отмены крепостного права в России - 19 февраля 1861 года. Что же дала крестьянам эта реформа, стали ли они свободными? На этот вопрос можно ответить однозначно, реформа 1861 года сделала жизнь крестьян намного хуже. Конечно же, царский маницест, подписанный им в целях освобождения простых людей, наделил крестьян правами, которыми те не обладали никогда. Теперь помещик не имел права обменять крестьянина на собаку, бить его, запрещать жениться, торговать, заниматься промыслом.
В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. Так в России было отменено крепостное право. Однако, данный документ вызвал неоднозначную реакцию во всех слоях населения, поскольку преобразования имели половинчатый характер. Согласно манифесту, крестьянам присваивались гражданские права — свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя. Хотя крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отведённые наделы крестьяне несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных.
Крестьянская реформа 1861
19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Третьего марта 1861 года (по новому стилю; по старому — 19 февраля) был провозглашен Манифест об отмене крепостного права в Российской империи. Это знаковове событие, поскольку начало 1861 года выдалось для Российской Империи крайне напряженным. В манифесте 19 февраля 1861 г. кратко излагаются основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных в тот же день восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах). 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы.