По сообщению Минобороны РФ, самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Великобритании нарушил российскую государственную границу в районе мыса Святой Нос в Мурманской области. Послы Великобритании и США посетили город Мурманск, чтобы почтить память павших воинов, сообщает РИА Новости со ссылкой на британское дипведомство. это собрать, обучить и оснастить большую белую русскую армию. прибытие англичан в Архангельск. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения.
Столетие интервенции: в 1918 году британские войска высадились в Мурманске
6 марта 1918 г. – начало интервенции и высадка английского десанта в мурманске. Послы Великобритании и США посетили город Мурманск, чтобы почтить память павших воинов, сообщает РИА Новости со ссылкой на британское дипведомство. Немцы, заняв Ревель, высадили значительные силы генерала фон дер Гольца в Финляндии и угрожали оттуда захватить только что построенную Мурманскую железную дорогу. 7 марта в Мурманском порту появился английский крейсер «Кокрейн», а 8-го – транспорт «Эгба» с продовольствием (мука, рис и прочее). Послы Великобритании и США посетили город Мурманск, чтобы почтить память павших воинов, сообщает РИА Новости со ссылкой на британское дипведомство. Послы Великобритании и США посетили город Мурманск, чтобы почтить память павших воинов, сообщает РИА Новости со ссылкой на британское дипведомство.
Как вторглись на Русский Север?
В марте 1918 года английские войска высадились в Мурманске, начав фактически необъявленную войну против России, которая в то время считалась "союзницей" Британии. Горьковское шоссе — все новости по теме на сайте издания Мэр Казани Ильсур Метшин рассказал, что транспортная развязка на пересечении Горьковского шоссе, улиц Болотникова, Фрунзе и Восстания будет открыта в конце 2023 года. При этом находившиеся в Мурманске англичане, французы и американцы взяли курс на взаимодействие с местными властями, оказывая им помощь топливом и продовольствием. Благодаря этому 2 марта англичане высадили в Мурмане свой первый десант из небольшого количества солдат, от 130-ти до 200 (две цифры существуют по этому поводу).
Интервенция: зачем большевики пустили англичан в Мурманск
Как вторглись на Русский Север? | Главная» Новости» Высадка английских войск в мурманске. |
Почему высадка союзников в Мурманске названа интервенцией. Один день в истории | Потом обеспечивает высадку англичан в Мурманске с согласия большевиков и лично Ленина и Троцкого, затем они же объявляют его врагом народа за сдачу Мурманска, но Юрьев-Алексеев продолжает возглавлять совдеп при интервентах еще полгода (!). |
К кораблям в Мурманске выстроилась гигантская очередь | Телекомпания ТВ21 | прибытие англичан в Архангельск. |
Красная армия освободила Мурманск от интервентов 100 лет назад
В середине мая на фронт прибыла и союзная флотилия, в составе которой были мониторы М-23 и М-25, канонерки «Кокчафер», «Сайкала», «Крикет», «Глоуорм». Союзникам удалось несколько потеснить красных. Заняв 21 июня линию реки Топса, союзники заставили красных отойти на позицию линии реки Сельменга — на правом берегу, и деревни Сельцо — на левом берегу. Эти позиции были достаточно оборудованы и давали возможность удерживаться на них при условии содействия Северодвинской флотилии. Англичане на захваченном участке реки немедленно приступили к тралению мин и дноуглубительным работам. При этом 24 июня два тральщика — «Fandango» и «Sword Dance» — взорвались на советских минных заграждениях. Выставив минные заграждения в устье реки Топса мины типа «Рыбка» , союзная флотилия продвинулась к деревням Троицкая — Плес, где тоже провела траление фарватера. Там было смешанное заграждение красных из мин «Рыбка» и мин образца 1912 г. Красные заняли позиции у деревни Рубеж в 100 верстах ниже Котласа. У Рубежа было оборудовано заграждение реки Двины. Для заграждения красные затопили 70 больших лодок и барж, при этом левый рукав преградив совершенно, а в правом оставили «ворота», вблизи которых установили три баржи, которые в случае необходимости можно было затопить и тем самым совершенно преградить устье Двины.
Поводом к наступлению стал переход к красным 126 перебежчиков, сообщивших о волнениях в британском полку. Красная пехота атаковала русские белые части у деревни Троица и заставила их отступить в лес, находившийся между Троицей и рекой Сельменгой. На следующее утро белые и англичане начали совместную атаку, и красным пришлось оставить позиции и ретироваться на дальний берег Сельменги. Британская речная канонерская лодка «Глоуором» постройки 1915 г. По советским источникам «во время боя с нашей флотилией монитор М-33 получил попадание тяжелого снаряда, а канлодка "Крикет" получила попадание у ватерлинии и принуждена была спуститься вниз по реке и ошвартоваться у баржи-мастерской, чтобы спастись от затопления. На канлодке "Сайкала" вследствие длительной стрельбы при больших углах возвышения вышла из строя артиллерия. Самолет сел на воду, а его экипаж — летчик Маршалл и наблюдатель Лаксдоун — бежали в лес. Позже их выдали красноармейцам местные крестьяне. Англичане, подтянув силы, попытались перейти в контрнаступление. Однако, нарвавшись на минные заграждения красных, «просвещенные мореплаватели» вновь отступили.
В первой половине августа начался отход британских войск к Архангельску. С отводом вниз британских судов возникли серьезные проблемы в связи с временным обмелением Северной Двины. Так, у деревни Чамово уровень воды на фарватере упал до 2 футов 0,61 м. Чтобы облегчить свои суда, англичане сняли с них все, что могли, включая артиллерию. С большим трудом британские суда преодолели Чамовский перекат, но два монитора М-25 и М-27 стащить с мели так и не смогли и 16 сентября по другим сведениям 17 сентября взорвали их. Остальные суда английской флотилии встали на якорь у деревни Лявля в 30 верстах от Архангельска. Затем все суда благополучно достигли Англии. Мониторы типа «М» в 1920 г. В качестве блокшива М-33 сохранился до начала XXI века. На фронте у деревни Троицкой остались три канонерки, переделанные из колесных пароходов, и десять быстроходных моторных катеров, переданных англичанами белым.
Уходя, англичане забросали Северную Двину минами. Наряду с обычными минами ударного действия англичане впервые в мировой истории применили донные магнитные мины. Тральщики красных оперативно тралили шаровые мины и малые мины типа «Рыбка». Но вот 23 сентября в районе предполагаемого минного заграждения от необычайно сильного взрыва погиб советский тральщик «Белогор», что стало полной неожиданностью для красного командования. Начальство решило, что раз накануне фарватер был тщательно исследован тральщиками, то взрыв произошел от мелко поставленной шаровой мины, и приказало продолжить тральные работы. На следующий день недалеко от места гибели «Белогора» от взрыва погиб тральщик «Посыльный» и получил повреждения «Удачный». Это заставило командование флотилии отказаться от провода судов до окончательного обследования фарватера при помощи водолазов, что еще более обострило положение на фронте. Поскольку сухопутное командование постоянно требовало артиллерийской поддержки судов, командование Северодвинской флотилии придумало оригинальный выход — было решено красноармейцев и моряков обратить в... Так как плавбатареи обладали сравнительно малой осадкой, то «бурлаки» могли протащить их по довольно мелким местам вдоль берега, где, по предположению красных, магнитных мин не должно было быть. А в случае же подрыва баржи человеческие жертвы были исключены.
А 29 сентября водолазы у острова Селец извлекли первую магнитную мину. Помимо Северной Двины британские интервенты вели активные действия в районе Онежского озера. На Онеге действовала довольно сильная флотилия красных. Белые и интервенты в июне 1919 г. Также в Медвежью Гору по железной дороге были доставлены десять английских малых моторных катеров, вооруженных одной 47-мм, одной 37-мм пушками и одним пулеметом каждый. Слабость в корабельном составе англичан компенсировалась массированным применением новейших самолетов. Вот только несколько эпизодов. Гидросамолет сбросил одну 112-фунтовую и три 20-фунтовые бомбы.
Почти каждый третий погиб - от цынги, тифа и пуль британских палачей. Вряд ли после этого стоит удивляться тому, что Гитлер не раз называл себя "англофилом" - действительно, у германских фашистов были опытные "учителя". Памятник жертвам интервенции на о. Мудьюг Все себе Одновременно северный край подвергся неслыханному разграблению. Англичане и американцы конфисковали все товары, принадлежавшие российским компаниям. Вот только официальные данные: из Архангелска было вывезено 20 тысяч тонн "конфискованного" льна. При этом, как писал посол США в России Дэвид Фрэнсис, львиную долю богатств присвоили себе англичане, тогда как американцам пришлось довольствоваться жалкими крохами. Очень хорошо истинный смысл пребывания оккупационных войск Антанты на севере России обозначил посол Франции в Советской России Жозеф Нуланс: Наша интервенция в Архангельск и в Мурманск, однако, оправдала себя результатами, которых мы добились с экономической точки зрения. Вскоре обнаружится, что наша промышленность в четвертый год войны нашла дополнительный ценный источник сырьевых материалов, столь необходимых демобилизованным рабочим и предпринимателям. Все это благоприятно отразилось на нашем торговом балансе. Морозы и агитки в помощь Быстрый захват столь обширных территорий вскружил головы интервентам, и они начали наступление от Архангельска сразу по двум направлениям: на Котлас для соединения с правым флангом армии Колчака, и на Вологду, угрожая Москве с севера. Однако вскоре наступление выдохлось и интервенты стали терпеть первые поражения. К тому же испортилась и погода. Лейтенант Гарри Баггот писал в своем дневнике: Выше и вне всех препятствий был климат - хуже, чем сам враг. Зима 1918-1919 была самой холодной в истории, термометр упал до 60 ниже нуля. Когда весной наступила оттепель, мы обнаружили, что некоторые из "бревен" в наших окопах были на самом деле трупами! Тем временем большевики усилили агитационную работу и среди иностранных солдат. Работники политотдела 6-й армии РККА разбрасывали над позициями британских войск листовки на английском языке: Вы сражаетесь не против врагов, а против таких же рабочих, как и вы сами. В России мы добились успеха. Мы сбросили гнет царя, помещиков… Нам еще предстоят гигантские трудности. Мы не можем построить новое общество за один день. Мы хотим, чтобы вы нам не мешали. Вскоре появились первые плоды пропаганды: взбунтовались английские отряды, размещенные в Кандалакше. Они отказались воевать и потребовали отправить их домой. Бунт был подавлен, многие солдаты арестованы и брошены в концлагеря. Но разложения британской армии было уже не остановить. В феврале несколько английских солдат сожгли склад с военным имуществом в Мурманске, волнения в войсках интервентов становились все более частыми. Даже сам британский генерал Роберт Гордон-Финлейсон писал: Мы не должны колебаться, стремясь убрать печать большевизма в России и цивилизации. Но это ли наша настоящая цель в те ужасные зимние ночи, когда мы расстреливали русских крестьян и сжигали русские дома? На самом деле существовало только клеймо позора, которое мы оставили после своего ухода… Против интервенции в России выступили и партии, представленные в Конгрессе США. К этому времени стало известно о потерях, которые понесли американские интервенты - всего на севере России погибло в боях 110 американских солдат, а 70 солдат скончались от болезней. При этом о гораздо более значительных жертвах англо-американского террора на севере России никто в США и не вспоминал - американцев во все времена волновали только собственные потери. Летом 1919 года под влиянием политических интриг начался вывод американских интервентов с севера России и с Дальнего Востока. Следом началась и тихая эвакуация британских войск. Но американцы наотрез отказались извиняться перед Россией за убийства, грабежи и насилие.
В Сортавале были образованы Восточно-Карельское управление под руководством П. Пропагандистская шумиха в приграничных карельских волостях имела целью подготовить местное население к предстоящему походу белофиннов. Тем не менее в середине марта 1918 г. В них вливались и красные финны, бежавшие из северной Финляндии. Советское правительство разрешило финнам-эмигрантам открыть фронт борьбы с белофиннами на севере Карелии. Афанасьева, в середине марта 1918 г. Ахава с подоспевшими на помощь красными финнами под командованием В. Вихури, К. Ийвонена и А. Туорила разбили белофиннские отряды Валлениуса и Старка в районе Соколозера и Талвандозера и отбросили их к границе86. Вицупа, И. Сивкова, М. Фостия, С. Сейм разорвал 15 мая 1918 г. В свою очередь бежавшие от белофиннов карелы в апреле 1918 г. К июлю в отряде насчитывалось около 300 бойцов88. Ахава, В. Лехтимяки, О. Легион нес охрану северного участка Мурманской железной дороги от нападения белофиннов89. Вопрос о судьбе северной Карелии обстоятельно обсуждался 16-21 мая 1918 г.
К тому моменту на месте уже был наземный персонал 18-й группы RAF базировалась в Мурманске. Еще через сутки англичане сели на поезд в Апатитах, причем встретили там экипаж одного самолета 455-го эскадрона и флаинг-офицера Брукса, своего сослуживца. Правда, последний сразу покинул вагон, чтобы осмотреть АЕ310 на месте его падения. Позже, он вместе с советскими специалистами дал заключение, что самолет ремонтопригоден: повреждения ограничились оторванными бомболюками, разбитым носом и загнутыми пропеллерами и плюс та самая дыра от зениток в правом крыле. Полное полетное время от Самбурга для этого самолета составило 10 ч 7 мин. К его судьбе мы еще вернемся позже. Взлетевший последним АЕ356 имел на борту, вероятно, самый странный экипаж из всех тридцати двух. По непонятной причине англичане не стали подавать опознавательных сигналов или как-то обозначать себя «друзьями». Один быстро приблизился. Тут наконец пилот «хэмпдена» выстрелил цветную ракету, однако истребители уже открыли огонь. По какой-то причине радист не смог добраться вниз до люка, чтобы выстрелить еще одну ракету. Не придумав ничего умнее, он открыл ответный огонь и выпустил 2 магазина! Тогда пилот просто сел на воду у берега. Время было 03. Хотя в отчете написано, что посадка была «отличной», нижний стрелок сержант Тейлор выбраться не смог. Возможно, он был ранен в воздухе, или придавлен при посадке. Радист из верхней турели вытащить стрелка не смог — мешал спасательный жилет. Так как несчастный не подавал признаков жизни, радист счел его мертвым и тот утонул вместе с самолетом на глубине примерно 9 м. Когда оставшиеся в живых покидали «хэмпден», один из истребителей прошел над ними и обстрелял, к счастью, промахнувшись. До берега было 40 метров, которые англичане успешно преодолели — но там по ним снова открыли огонь, на сей раз какие-то вооруженные люди, не носившие форму. Волшебное слово «англиски» и тут возымело силу: стрельба прекратилась. Летчиков отвели в хижину и там они смогли обсушить вещи. Через час прибыла весельная лодка с офицером и всех перевезли на другой берег реки. Там сушились в еще одной избушке, пока не приехал морской офицер, понимавший английский язык. После череды других поездок через пару дней экипаж добрался-таки до Ваенги. Полетное время у них в результате составило 6 ч 17 мин. Точное место аварийной посадки неясно. Есть сведения, что самолет после войны обнаружили под водой в Ура-губе. Оба этих залива как раз западнее Полярного. Четыре других самолета из 144-го эскадрона тоже не добрались до советских аэродромов. Взлетевший в 20. Выжить удалось только пилоту пайлот-офицеру Эвансу и пассажиру механику Соверби. Они сдались шведской полиции, ненадолго интернированы и вскоре вернулись в Англию. Разобраться с ними достаточно трудно из-за отсутствия подробных немецких данных — главный массив информации, связанный с боевыми действиями в воздухе, формировался в Люфтваффе, а документы ведомства Геринга, как известно, сохранились очень плохо. Остается довольствоваться куцыми сводками и данными из других источников. На теперешний момент вырисовывается следующая картина: - самолет АТ138 около 5 ч утра приблизился к немецкому аэродрому Алакуртти на высоте 700 м. Может быть он принял его за Африканду, может быть просто пытался сориентироваться. По тревоге с аэродрома взлетела дежурная пара немецких истребителей из 4. Самолет упал, по немецким данным, южнее горы Килис-тундра, западнее озера Толванд. Один член экипажа пилот сержант Брей смог выпрыгнуть с парашютом и спасся, попав потом в плен. Остальные 4 человека погибли — дозор с ближайшего немецкого укрепленного пункта Bl. Выживший пилот после войны предоставил свой отчет о событиях: согласно нему, первой же очередью враг вывел из строя всех трех человек в задней части самолета — они либо были убиты, либо тяжело ранены. Штурман попытался проползти к кормовому пулемету, но не смог преодолеть разгоревшийся пожар. Когда он двинулся обратно, очередная немецкая очередь убила и его. Самолет вошел в штопор, так что Брею пришлось прыгать. Он сам тоже был ранен и обгорел, это потом сказалось на его зрении; - самолет Р1344 был подбит немецкими истребителями из 6. Высланные на поиски дозоры немцев нашли этот самолет на следующий день, и в нем — 3 трупа. Неясно, прыгали выжившие с парашютами, или же они уцелели при посадке; - самолет Р1273 также был сбит немецкими истребителями из 6. Весь экипаж этого самолета во главе с пилотом, сержантом Бертрандом, смог выпрыгнуть с парашютами и попал в плен. Место посадки «хэмпдена» Р1344 По поводу двух самолетов, сбитых около Петсамо, есть некоторые неясности. Оба они найдены после войны вовсе не там, где их якобы находили немецкие дозоры. Например, Р1344, если верить немцам, должен был лежать южнее озера Кошкаявр, то есть не юго-западнее, а юго-восточнее Петсамо. Сведения о попавших в плен тоже ясности не добавляют. Данных о том, когда и где попали в плен еще 3 человека, нет. Также можно сказать, что «хэмпдены» были обнаружены во время пролета на высоте около 1500 м над аэродромом Наутси, после чего с Петсамо взлетели по тревоге истребители и сбили обоих. В немецких сводках пишется, что один самолет пролетал в 02. Существует, конечно, шанс, что один из англичан очень сильно заблудился и три часа кружил где-то вдалеке от обжитых мест, никем не замечаемый, но он небольшой. Остальные 10 машин 144-го эскадрона смогли благополучно добраться до аэродрома Африканда. На Ваенгу они большими группами перелетали 5 и 6 сентября. Из этой группы только две машины АЕ130 и АЕ158 были обстреляны зенитками, причем первый получил пару незначительных пробоин. Этот «хэмпден» встретился с двумя советскими «харрикейнами» и был ими посажен принудительно. Через 6,5 часов под эскортом тех же истребителей английская машина убыла на Ваенгу. У него перелет прошел с приключениями: в 00. Оттуда пилот забрался на 3600 м, там началось обледенение и пришлось снижаться. По расчетам повернув в 03. После того, как выпустили опознавательные ракеты — огонь прекратился, а вскоре прибыли истребители, которые атак не проводили, а покачивали крыльями. Как потом оказалось, это был сигнал «следуйте за нами». Как бы там ни было, бензин у англичан кончался, а внизу открылся аэродром, на который они и сели благополучно. Прибывшие советские солдаты всех увезли на грузовике на Ваенгу-1, но позже пилот и радист вернулись и перегнали самолет. Так закончился перелет 144-го эскадрона, который понес тяжелые потери как от несчастных случаев, так и от воздействия противника. Из 16 самолетов до пунктов назначения добрались только 10 и один был поврежден на вынужденной посадке, пускай и с шансами вернуться в строй. Такие потери нельзя не признать тяжелыми. Их первая машина, AD743, вылетела с Самбурга еще в 19. Правда по какой-то причине остальные отбыли гораздо позже, в 20.
Почему высадку союзников на Мурмане назвали интервенцией. Один день в истории
Ранее, в марте 2018 года, Краевой Совет по рекомендации той же Москвы согласился на высадку в городе английского десанта. 6 марта 1918 в Мурманске с корабля «Глори» высадилось два отряда английских морских пехотинцев в количестве 176 человек с двумя орудиям. Оперативные новости Мурманской области и Северо-запада России: аналитические материалы, эксклюзивные интервью и комментарии на темы бизнеса, экономики, энергетики, власти и политики. Первыми, опередив американцев, в России высадились англичане: 9 марта, они начали в Мурманске высадку десанта с крейсера. Горьковское шоссе — все новости по теме на сайте издания Мэр Казани Ильсур Метшин рассказал, что транспортная развязка на пересечении Горьковского шоссе, улиц Болотникова, Фрунзе и Восстания будет открыта в конце 2023 года.
Как вторглись на Русский Север?
Ранее, в марте 2018 года, Краевой Совет по рекомендации той же Москвы согласился на высадку в городе английского десанта. 6 марта 1918 в Мурманске с корабля «Глори» высадилось два отряда английских морских пехотинцев в количестве 176 человек с двумя орудиям. Как я говорил, первоначально меня прислали в Мурманск главным образом потому, что у англичан возникли трудности в работе с судами, плававшими под чужим для них флагом. После чего англичане стали готовиться к высадке десанта в Архангельске, и одновременно распространяя свою власть к югу по Мурманской железной дороге. В конце июля 1918 г. Мурманский Совет встал перед выбором: или пойти против англичан с небольшими силами (заведомо обречёнными) и оказаться без намёка на власть, или уйти из-под власти Москвы, взяв курс против большевиков.
Высадка англичан в Мурманске
К власти пришло военное правительство во главе с ротмистром Берсом — командиром Беломорского конного полка, которое передало свои полномочия гражданской власти во главе с народным социалистом Н. Чайковским и образовали Северный фронт под общим командованием Г. Предыстория Ключевыми пунктами на севере России были незамерзающий порт Мурманск и крупный портовый город Архангельск. Мурманский порт и Мурманская железная дорога были построены в 1916 для поставок России военного снаряжения и материалов из стран Антанты. Через Архангельск и Мурманск союзники в годы войны поставляли России военные грузы. Начиная с лета 1917 года, однако, военное снаряжение, которое союзники продолжали доставлять через Архангельск и Мурманск, начало накапливаться на складах этих портов. К моменту выхода России из войны с Германией в портах Мурманска и Архангельска скопились миллионы тонн военных грузов.
В начале марта 1918 года большевики подписали сепаратный мирный договор с Германией.
Последнее погружение в Баренцево 12 08 2022 Напомним , Север простился с двумя героями. В ходе специальной военной операции на Украине погибли военнослужащие из Заполярья - cержант Евгений Бердников и рядовой Денис Мельников.
Даю свое согласие на рассылку мне новостей.
Мы будем относиться к этому делу так, как будто это военная тайна; обеспечение безопасности ложится на вас так же, как и на нас. Здесь все ясно; если вы удовлетворены, считаю разговор законченным.
Ленин, Сталин. А 16 мая 1918 года Председатель Совета Народных Комиссаров товарищ Ульянов-Ленин подписывает: « Полномочия военному руководителю Беломорского окружного комиссариата по военным делам Ф. ЦГАОР, ф.
В мае же Ленин, ознакомившись с запиской наркома иностранных дел Г. Чичерина и его предложением согласиться принять в Архангельске присланные Англией на двух кораблях товары, пишет на записке Чичерину, что он должен сам добиться решения этого вопроса, а если ему это не удастся, то заявить в СНК. С огромным наслаждением приведу цитату из Ленина: из доклада о внешней политике на объединенном заседании ВЦИК и Московского Совета 14 мая 1918г.
ПСЧ т. Построили железную дорогу к новому городу пленные немцы и австрийцы, навербованные беженцы из западных губерний и… китайцы В 1916-1917 годах союзники завезли около миллиона тонн грузов на сумму до трех миллиардов ЗОЛОТЫХ рублей. К январю 1918 года возникла реальная опасность, что немцы захватят эти запасы - по просьбе Манергейма германская армия вошла в Финляндию.
Шизофрения власти 1 марта 1918 года Троцкий телеграфом предписал Мурманскому совету "принять любое содействие союзных миссий". Юрьев заключил 2 марта 1918 г. Высшая власть в пределах Мурманского района принадлежит Мурманскому Совдепу.
Высшее командование всеми вооруженными силами района принадлежит под верховенством совдепа Мурманскому военному совету из 3 лиц — одного по назначению Советской власти и по одному от англичан и французов. Англичане и французы не вмешиваются во внутреннее управление районом: о всех решениях совдепа, имеющих общее значение, они осведомляются совдепом в тех формах, какие по обстоятельствам дела будут признаны нужными. Союзники принимают на себя заботу о снабжении края необходимыми запасами» Документы внешней политики СССР.
Англичане полностью взяли на себя снабжение края. Работающий в неделю получал 7 фунтов муки, фунт круп, 4 банки мясных консервов, 3 фунта рыбы, полфунта сахара, осьмушку чая. В британском кантине разновидность маркитанской лавки можно было купить австралийские окорока, аргентинское коровье масло, яичный порошок, молоко, французские сыры, паштеты, вина.
Костюмы, обувь, лыжи. На фоне голодной Совдепии Мурманск был «сыром в масле». Троцкий прямо приказывает Мурманскому совету сотрудничать с англичанами в охране складов, и сотрудничество началось.
В середине марта 1918 к Мурманской железной дороге вышел отряд красных финнов, вытесненный белыми финнами из Финляндии. Командир краснофиннского отряда попросил помощи мурманских большевиков, а Мурманский Совет обратился за помощью к десанту Антанты.
Четыре других самолета из 144-го эскадрона тоже не добрались до советских аэродромов. Взлетевший в 20. Выжить удалось только пилоту пайлот-офицеру Эвансу и пассажиру механику Соверби. Они сдались шведской полиции, ненадолго интернированы и вскоре вернулись в Англию. Разобраться с ними достаточно трудно из-за отсутствия подробных немецких данных — главный массив информации, связанный с боевыми действиями в воздухе, формировался в Люфтваффе, а документы ведомства Геринга, как известно, сохранились очень плохо. Остается довольствоваться куцыми сводками и данными из других источников. На теперешний момент вырисовывается следующая картина: - самолет АТ138 около 5 ч утра приблизился к немецкому аэродрому Алакуртти на высоте 700 м.
Может быть он принял его за Африканду, может быть просто пытался сориентироваться. По тревоге с аэродрома взлетела дежурная пара немецких истребителей из 4. Самолет упал, по немецким данным, южнее горы Килис-тундра, западнее озера Толванд. Один член экипажа пилот сержант Брей смог выпрыгнуть с парашютом и спасся, попав потом в плен. Остальные 4 человека погибли — дозор с ближайшего немецкого укрепленного пункта Bl. Выживший пилот после войны предоставил свой отчет о событиях: согласно нему, первой же очередью враг вывел из строя всех трех человек в задней части самолета — они либо были убиты, либо тяжело ранены. Штурман попытался проползти к кормовому пулемету, но не смог преодолеть разгоревшийся пожар. Когда он двинулся обратно, очередная немецкая очередь убила и его. Самолет вошел в штопор, так что Брею пришлось прыгать.
Он сам тоже был ранен и обгорел, это потом сказалось на его зрении; - самолет Р1344 был подбит немецкими истребителями из 6. Высланные на поиски дозоры немцев нашли этот самолет на следующий день, и в нем — 3 трупа. Неясно, прыгали выжившие с парашютами, или же они уцелели при посадке; - самолет Р1273 также был сбит немецкими истребителями из 6. Весь экипаж этого самолета во главе с пилотом, сержантом Бертрандом, смог выпрыгнуть с парашютами и попал в плен. Место посадки «хэмпдена» Р1344 По поводу двух самолетов, сбитых около Петсамо, есть некоторые неясности. Оба они найдены после войны вовсе не там, где их якобы находили немецкие дозоры. Например, Р1344, если верить немцам, должен был лежать южнее озера Кошкаявр, то есть не юго-западнее, а юго-восточнее Петсамо. Сведения о попавших в плен тоже ясности не добавляют. Данных о том, когда и где попали в плен еще 3 человека, нет.
Также можно сказать, что «хэмпдены» были обнаружены во время пролета на высоте около 1500 м над аэродромом Наутси, после чего с Петсамо взлетели по тревоге истребители и сбили обоих. В немецких сводках пишется, что один самолет пролетал в 02. Существует, конечно, шанс, что один из англичан очень сильно заблудился и три часа кружил где-то вдалеке от обжитых мест, никем не замечаемый, но он небольшой. Остальные 10 машин 144-го эскадрона смогли благополучно добраться до аэродрома Африканда. На Ваенгу они большими группами перелетали 5 и 6 сентября. Из этой группы только две машины АЕ130 и АЕ158 были обстреляны зенитками, причем первый получил пару незначительных пробоин. Этот «хэмпден» встретился с двумя советскими «харрикейнами» и был ими посажен принудительно. Через 6,5 часов под эскортом тех же истребителей английская машина убыла на Ваенгу. У него перелет прошел с приключениями: в 00.
Оттуда пилот забрался на 3600 м, там началось обледенение и пришлось снижаться. По расчетам повернув в 03. После того, как выпустили опознавательные ракеты — огонь прекратился, а вскоре прибыли истребители, которые атак не проводили, а покачивали крыльями. Как потом оказалось, это был сигнал «следуйте за нами». Как бы там ни было, бензин у англичан кончался, а внизу открылся аэродром, на который они и сели благополучно. Прибывшие советские солдаты всех увезли на грузовике на Ваенгу-1, но позже пилот и радист вернулись и перегнали самолет. Так закончился перелет 144-го эскадрона, который понес тяжелые потери как от несчастных случаев, так и от воздействия противника. Из 16 самолетов до пунктов назначения добрались только 10 и один был поврежден на вынужденной посадке, пускай и с шансами вернуться в строй. Такие потери нельзя не признать тяжелыми.
Их первая машина, AD743, вылетела с Самбурга еще в 19. Правда по какой-то причине остальные отбыли гораздо позже, в 20. Один из самолетов ждала очень печальная судьба: вылетевший в 20. Весь его экипаж пилот — сержант Смарт в полном составе погиб — единственный случай среди всех 9 не долетевших самолетов. Еще двум машинам 455-го эскадрона тоже не удалось добраться до места назначения, но их экипажам повезло больше. Неясно, почему они прибыли так поздно — в отчете об этом ни слова. Пилот пошел на вынужденную посадку, моторы остановились на высоте 30 м и «хэмпден» сел на опушке леса, посреди многочисленных пней. Место они определили как 5 миль западнее Кандалакши. Экипаж, к счастью, не пострадал, а вот самолет восстановлению не подлежал.
Пилот со штурманом отправились на поиски помощи, оставив остальных сторожить самолет. Достаточно быстро они встретили русских солдат и через полтора часа всех увезли на грузовике в какой-то военный лагерь. Все вокруг были очень дружелюбны, тут же дали поесть. В конце концов, забрав с самолета все оборудование, какое смогли, австралийцы уехали на Африканду. Это их потом встретил в поезде едущий в Мурманск экипаж самолета АЕ310. Захваченный немцами "Хэмпден" АТ109 У последнего пропавшего самолета 455-го эскадрона была, видимо, самая уникальная история. АТ109 тоже по какой-то причине задержался в полете и в 04. Как он туда попал и почему — покрыто мраком тайны. Выживший штурман туманно вспоминает о жутких погодных условиях и плохих картах, которые завели их гораздо севернее, чем полагалось.
Не сумев быстро опознать самолет, UJ-1105 открыл огонь — машина шла прямо на него. С «хэмпдена» выстрелили красную ракету, после чего он круто повернул налево. И это был правильный сигнал! По крайней мере его посчитали таковым стоявшие в 1 и 2 км дальше UJ-1102 и -1111. Поэтому, они огня даже не открывали. Не стреляли также и береговые батареи. Но с UJ-1105 сигнала не увидели. В общей сложности с охотника выпустили 1 снаряд калибра 88-мм, 15 снарядов 37-мм и 67 снарядов для 20-мм пушек. UJ-1102 приблизился, намереваясь оказать помощь «случайно сбитому немецкому самолету», но при ближайшем рассмотрении понял, что перед ним противник!
Летчики суетились рядом с «хэмпденом», поэтому охотник открыл огонь, дабы не дать им уничтожить ценный приз. Огонь корабли вели из 20-мм зениток. Примерно в то же время показались немецкие солдаты с батареи «Киберг». Самолет был захвачен без особых повреждений.