Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного.
Иван Васильевич, ставший Грозным
Вторую законную жену, Марью, после 8 лет супружества тоже отравили, наследника не осталось. Третья законная, Марфа, умерла девственницей через две недели после свадьбы также отравлена [9]. После ее смерти царь обратился к отцам Освященного Собора, который был собран по случаю выбора нового митрополита: «В глубокой старости хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и еще несовершеннолетний возраст моих детей, дерзнул приобщиться четвертому браку. И ныне умиленно прошу Святительский Собор простить меня и разрешить жениться и молиться о моем грехе». Старцы среди которых был и игумен Ипатьевского монастыря, будущий архиепископ Вассиан разрешили царю жениться, но наложили три года епитимьи — царю предписывалось в первый год не входить в собор до Пасхи то есть как минимум полгода , во второй год стоять с оглашенными и покидать храм с началом литургии верных, на третий — уже с верными, но без Причастия. Царь добросовестно выполнял епитимью несколько месяцев. Но потом ее с него сняли, так как он пошел войной на татар, и это было условием возможного снятия епитимьи. Детей от четвертой жены, Анны, у царя не было. Потом были пятая и шестая, уже незаконные жены, Анна и Василиса.
Выживших детей от них также не было. Седьмая незаконная жена — Мария Нагая — родила сына Дмитрия, который, как мы знаем, погиб в Угличе и впоследствии был канонизирован. Как он погиб: от несчастного ли случая или был убит — отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся. Как видим, за исключением брака с Анастасией Романовой, семейная жизнь царя была несчастной. В первый незаконный брак в пятый по счету, а по сути — четвертый царь вступил в 1575 году, когда Ивану и Федору было уже больше 20 лет, но, по-видимому, царь полагал, что это не является гарантией продолжения династии. И был прав, так как мы знаем, что через шесть лет царевич Иван умер. С другой стороны, все дети, которые могли бы родиться от трех последних браков, априори были незаконнорожденными. Это прекрасно понимали современники: царь Федор Иванович запретил поминать Дмитрия Ивановича как царевича, и царь Борис Годунов, когда писал в Речь Посполитую по поводу появления там самозванца Григория Отрепьева, также говорил о том, что Дмитрий не имел прав на русский престол, так как был сыном от седьмой жены.
Для чего же царь Иван Васильевич женился в пятый, шестой и седьмой раз? Вероятно, это можно понять так: хотя наследники от этих браков были нелегитимны, все-таки они кровь и плоть государя, а значит, была надежда, что дети царя поддержат своих братьев от первого брака отца в их политике. Обратимся теперь к жизни Бориса Годунова при Грозном. Он родился, вероятно, в 1552 году, под Вязьмой. Отец рано умер, и Бориса вместе со старшим братом Василием умер в моровое поветрие 1571 года и сестрой Ириной воспитывал их блистательный брат Дмитрий Годунов. Уже в 15 лет Борис попал на царский двор — он стал стряпчим в его ведении погреба, гардероб, приемы. Но это можно объяснить не только ролью Дмитрия Годунова, но также и тем фактом, что троюродный брат Бориса, Григорий Васильевич Годунов, был дядькой то есть воспитателем царевича Федора Ивановича, младшего сына Грозного. Сравнение двух икон В 1570 году, еще не достигнув 20 лет, Борис выиграл местнический спор с князем Федором Ивановичем Сицким.
То есть он документально доказал перед царем, что его, Годунова, предки ценились Рюриковичами выше, чем предки князя Сицкого, который, между прочим, был племянником Анастасии Романовой, первой и любимой жены царя Ивана! В итоге в следующем 1571 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» то есть в бане. Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно. При этом дружкой царя был родственник Бориса — Иван Сабуров. Через неделю состоялась свадьба старшего сына Ивана Грозного Ивана Ивановича, в которой Борис Годунов также принимал участие — но уже не только как приближенный Грозного, а еще и как родственник невесты. Ведь невестой была Евдокия Сабурова. Это был триумф рода Сабуровых — если царевич Иван был наследником престола, значит, Евдокию Сабурову прочили в царицы Руси! Царевич Иван был интересным человеком.
Он был близко знаком с преподобным Антонием Сийским и после его преставления написал ему канон, переработал его житие. Он был знающим и думающим человеком — известны его пометки на книгах. В одной из них он писал, что имя русского народа произошло от названия реки Рось. Это неверно, но уже сам интерес царевича к теме происхождения русского народа говорит о многом. Сохранилась икона, которой Новгородский архиепископ Леонид благословил царевича Ивана и Евдокию на брак — она повторяет иконографию той самой иконы «Явление Богоматери с предстоящими Захарии Чету», о котором мы говорили как о родовой святыне этого рода. Только эта икона является как бы «мужским вариантом» того образа: если на той иконе изображена сидящая на престоле Богоматерь, и Ей предстоят Филипп и Ипатий, то на иконе царевича Ивана и Евдокии Сабуровой — на престоле восседает Христос и Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Заметим, что через полвека дочь царя Бориса Ксения Годунова вышила точно такой же покров, с тем же самым образом, были только добавлены припадающие Сергий и Никон Радонежские. То, что Новгородский архиепископ благословил молодых этим образом, свидетельствует: наследие потомков Захарии Чета вышло на общероссийский уровень — их родовые символы становились общенациональными [10].
Участники этой свадьбы 1571 года прекрасно помнили, что 64 года назад отец нынешнего царя женился на другой представительнице рода Сабуровых — Соломонии. Несомненно, тема ее судьбы обсуждалась, и именно тогда немец Гейденсталь услышал из уст одной боярской дочери подтверждение того, что у Соломонии все-таки родился сын — князь Юрий Васильевич. На смотре невест и свадьбах Ивана Грозного и его сына Ивана присутствовало множество представителей Сабуровых и Годуновых; вероятно, они и были источником этой информации. Но брак царевича Ивана был несчастным — уже через год Евдокия Сабурова была пострижена в монастырь, затем царевич женился еще два раза, но умер в 1581 году, так и не оставив потомства. Что касается мифа об убийстве царевича Иваном Грозным, то его впервые озвучил иезуит Антоний Поссевино, который перед этим в пух и прах проиграл спор о вере Ивану Грозному. А художник Репин упрочил этот миф своей картиной, увенчав себя сомнительными «лаврами» другого любителя вешать ярлыки историческим деятелям — Пушкина. После смерти царевича в родовой монастырь его первой жены — Костромской Ипатьевский — были вложены Евангелие, сочинения святителя Иоанна Златоустого, образ святителя Николы Чудотворца с деяниями и складни — «Живоначальная Троица» и «Воплощение Богоматери». Вернемся к Борису и Ирине Годуновым.
С учреждением опричнины Борис вошел в состав опричного войска как и некоторые другие Годуновы и Сабуровы [11] , но про них неизвестно, чтобы они принимали какое-то участие в тех самых казнях, за которые опричников не любил народ. Его сестра Ирина Годунова родилась примерно в 1557 году и уже в 7 лет была принята на воспитание в Кремль, где росла вместе с Федором-царевичем — своим одногодком. Федор-царевич женился на Ирине примерно в возрасте 15 лет. Точная дата свадьбы Федора-царевича и Ирины Годуновой неизвестна, принято считать, что это произошло не позднее 1575 года. Вполне вероятно, что она состоялась в 1572 году — вслед за свадьбой старшего сына Грозного. Именно в этом году братья Дмитрий Иванович и Борис Федорович Годуновы сделали первый земельный вклад в Ипатьевский монастырь — село Прискоково, что неподалеку от Плеса ныне — Ивановская область. Храм села Передки Бежецкой пятины - 1531 год. Напомню, что Ирина стала женой суздальского удельного князя, так как никто не знал, что после смерти Ивана Федор станет царем.
Еще при жизни Грозного его невестка прославилась своими мастерскими. В 1572—1582 годах она и ее помощницы вышили следующие пелены: «Положение во гроб» для Ипатьевского монастыря, «Преподобный Сергий Радонежский» для Троице-Сергиева, «Преподобный Варлаам Хутынский» для Хутынского, «Преподобный Александр Свирский» для Свирского монастыря. В 1575 году царь Иван Грозный женился на Анне Васильчиковой — и Борис Годунов вновь был дружкой — только уже самого царя — и вновь вместе с ним «в мыльне мылся». В 1577 году во время военного похода по пути из Новгорода в Псков царь изволил ехать на аргамаке, то есть на коне, Бориса Годунова. Это была большая честь. И в том же году Борис был пожалован чином кравчего. Кравчие следили за тем, чтобы царь случайно не отравился и не был специально отравлен во время еды и питья. Это было не понижением чести, а данью родству, так как Нагие —родственники Годуновых — через Пешковых-Сабуровых.
При этом одна ее сестра была замужем за князем Иваном Глинским, двоюродным братом царя, а другая — за князем Дмитрием Ивановичем Шуйским — братом будущего царя Василия Шуйского. Таким образом, через этот брак Борис Федорович стал родственником видных и влиятельных родов.
Название произошло от древнерусского «държа» власть. Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов.
Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Владимиру. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства. По одной версии — это венец творенья византийских ювелиров, по другой — родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей - она пришла с Ближнего Востока.
В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, которая отказалась от крещения и причащения по православному.
В число регалий впервые вошел и царский скипетр, также начал использоваться царский трон. Однако в это венчание еще не входило миропомазание на царство.
Что такое миропомазание на царство? Царь Федор I Иванович Public domain Таинство помазания на царство святым миром особым освященным маслом было символом венчания царя с царством и народом. Первым миропомазанным царем стал сын Ивана Грозного, Федор Иванович, венчавшийся на царство 31 мая 1584 года — в свой 27-й день рождения. Царь, сняв уже возложенную на него корону, подходил к первосвященнику митрополиту или патриарху , и тот, используя специальную кисть, помазывал царя миром на лбу, веках, ноздрях, губах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: «Печать Дара Духа Святого. Интересно, что после этого таинства царь не мог, согласно церковным правилам, мыться и снимать нательную одежду в течение восьми дней.
Главным отличием миропомазания в России было то, что оно производилось уже после возложения на царя царского венца, а не до этого, как в Византии и европейских странах. Как проходила церемония коронации русских царей Венчание и принятие царского титула Иоанном IV Клавдий Лебедев Чин, или порядок венчания на царство, Федора Ивановича был скопирован с византийского обряда. В него входили таинство миропомазания и множество других священнодействий.
По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате.
Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae. Впрочем, историки в эту теорию не верят. Яблоко державное Зато российские монархи позаимствовали у польских один из двух главных символов монаршей власти — державу, которая в Польше в старину называлась «яблоком царского чина», а на Руси — «яблоком державным». Впервые как символ власти она была использована русским царем в 1557 году, а для венчания на царство державой впервые воспользовался Лжедмитрий I в 1605 году.
С тех пор и вплоть до коронации последнего российского императора Николая II в 1896 году держава оставалась неотъемлемым атрибутом церемонии. Последняя из держав, принадлежавших российским правителям, была изготовлена к коронации Екатерины II в 1762 году. Тогда же, при Екатерине II, на смену шапке Мономаха пришла знаменитая Большая императорская корона Российской империи. Читайте также:.
Иван Васильевич, ставший Грозным
Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. 25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»). Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем – потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство.
Восемь фактов о венчании на царство русских правителей
Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг. Дочери умерли в детстве. После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г.
Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова.
Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы. Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий.
Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими». Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон.
В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство». Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь.
Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха». При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава «золотое яблоко», «яблоко державное» — золотой шар с навершием в виде креста. При венчании на царство Борис Федорович Годунов 3 сентября 1598 г. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т.
Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При венчании на царство Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г. Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г. Обряд венчания совершил патриарх Иосиф. Чин венчания Федора Алексеевича 16 июня 1676 г.
После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Владимиру. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства.
По одной версии — это венец творенья византийских ювелиров, по другой — родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей - она пришла с Ближнего Востока. В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, которая отказалась от крещения и причащения по православному. Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича впоследствии Петра I.
Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое — это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо? Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего.
Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3. Самостоятельное правление Венчание на царство 16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля.
На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды. Официальный титул Ивана Грозного после коронации — царь и великий князь всея Руси. Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля. Первый шок самодержца Получив власть, без регентского совета, Иван 4 решил, что на этом его мучения закончились, и теперь он действительно главный человек в стране с абсолютной властью над другими.
Летом 1547 года в Москве произошло несколько крупных пожаров. Жители города винили в поджогах бояр и подняли бунт, во время которого убили дядю Ивана IV Юрия Глинского. Разгневанная толпа двинулась в село Воробьево, где находился царь.
Решившись на переговоры с восставшими, Иван Васильевич смог уладить конфликт и обещал править в согласии со своими подданными. Символом его обещания стал первый Земский собор, названный «собором примирения». Получив народную поддержку и невиданную ранее самодержавную власть, Иван IV приступил к серьезным преобразованиям: принял новый Судебник, провел административную реформу, создал стрелецкое войско. В 1561 году Константинопольский патриарх прислал Ивану Грозному грамоту, в которой подтвердил титул царя на Руси и подробно изложил порядок священного действа — «Пространный чин». Впереди были годы кровопролития во время опричнины, разорительная Ливонская война, трагическая гибель наследника и последовавшая за ней смерть самого Ивана IV. А обряд венчания на царство остался: в 1584 году по византийскому порядку титул принял последний из правителей-Рюриковичей — Федор Иоаннович. Ему впервые был присвоен скипетр — главный знак верховной власти. Успенский собор Московского кремля Источник: regnum. Здесь собраны материалы о различных периодах истории нашей страны и всеобщей истории, представлен цикл видео и аудиолекций от ведущих российских историков, собраны биографии выдающихся исторических личностей и многое другое. Совершите увлекательное погружение в прошлое на главном историческом портале страны.
Создан под эгидой Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество" в 2012 году.
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула
В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это. В той же Англии в ту пору крестьян массово сгоняли с земли, разоряли, а потом казнили по обвинению в "бродяжничестве". Характерен акт "О наказании бродяг" от 1547 года, который разрешал порабощение уволенных слуг, которые не нашли себе нового хозяина в течение трех дней! На многих людей большое впечатление произвел известный клеветнический фильм Эйзенштейна, где "кровавый тиран" уничтожает людей за один косой взгляд. На самом деле Иван IV вполне позволял противоречить себе даже в важных для него и для государства вопросах религии, он выслушивал и религиозных оппонентов, которых короли тогдашней Европы могли сразу казнить. Например, 10 мая 1570 г. Почему мне тебя нельзя не считать еретиком, так это потому, что учение твое полностью противоположно Христову учению и все рассуждения твои против Христовой Церкви направлены". Особенно въелись в головы некоторым людям мифы об убийстве царем митрополита Филиппа. По этому поводу недавно выступил священник РПЦ Владислав Цыпин — зампредседателя епархиального суда Москвы, член синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии.
Он заявил, что никаких документальных свидетельств о царской вине в убийстве нет. А что касается того, что эта "вина" прописана в Житии причисленного позже к лику святых митрополита, то оно не является абсолютной истиной и может быть уточнено: "Житие это не канонический текст, вроде библейского или богослужебного, это биография святых, поэтому, если надо уточнить, это возможно". Еще в советское время останки царя и его сына были эксгумированы и исследованы учеными, которые обнаружили, что на самом деле они оба умерли от отравления. Это еще раз к слову о том, что якобы "царь-параноик" будто бы понавыдумывал себе врагов: их вовсе не надо было выдумывать, раз они были даже в его ближайшем окружении, способном отравлять царскую трапезу. Более того, если говорить о православных аспектах деятельности царя Ивана Грозного, то известно, что он был очень набожным, писал богословские и богослужебные тексты, основал массу храмов и монастырей. В Грановитой палате Кремля он изображен с нимбом над головой, как было принято изображать канонизированных святых. Еще более интересные вещи на эту тему содержаться в не так давно изданной книге под названием "Коряжемские святцы". Вышедшие в свет под общей редакцией известного публициста В.
Бойко-Великого, с предисловием и комментариями известных историков П. Петина и А. Фетисова, "Коряжемские Святцы" — это редчайший рукописный церковный памятник, введенный в научный оборот лишь в середине XIX столетия выдающимся русским библиографом В. Ундольским 1816-1864. Он примечателен прежде всего тем, что на его страницах при перечислении чтимых на Руси святых упоминается, по мнению известных церковных историков архиепископа Сергия Спасского и Е.
По его описаниям, царь, окруженный свитой из высших чиновников и высшим духовенством в самых богатых одеждах, вышел из своих кремлевских покоев и медленно переходил из собора в собор. Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров. Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном.
Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг. Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники. Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха. При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным. Помимо скипетра «из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенного богатыми камнями» Федору Ивановичу вручали «яблоко» — державу, символ его духовной власти. Торжества по случаю коронации продолжались еще неделю. Различались лишь детали и количество венцов.
Главными составляющими этого чина с древних времен были: 1 чтение православного исповедания, предшествующее по правилам Церкви рукоположению в священный чин, 2 рукоположение Патриархом и вручение знаков царской власти, 3 Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими людьми совершается один раз в жизни — при крещении. И только над царем — дважды. Помазание царей святым миром священным благовонным маслом особого состава берет начало в Священном Писании, где говорится о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом.
Иоанн IV Васильевич стал первым русским Государем, над которым при венчании на царство было совершено церковное Таинство Миропомазания. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем.
В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои.
Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое — это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо? Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона.
Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3. Самостоятельное правление Венчание на царство 16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. Впервые Великий князь Руси был назван царем.
16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного
Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Венчание на царство Иоанна IV свт. Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни.
16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного
В 1550 году принят новый судебник , который ввёл единую единицу взимания налогов — большую соху , которая составляла 400—600 десятин земли в зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца, и ограничил права холопов и крестьян [42] [43] [44] были ужесточены правила перехода крестьян. Портрет Ивана Грозного из Титулярника 1690-х гг. В начале 1550-х годов были проведены земская и губная начата правительством Елены Глинской реформы, перераспределившая часть полномочий наместников и волостелей , в том числе судебных, в пользу выборных представителей черносошного крестьянства и дворянства. В 1550 году «избранная тысяча» московских дворян получила поместья в пределах 60—70 км от Москвы, и было образовано пешее полурегулярное стрелецкое войско , вооружённое огнестрельным оружием. В 1555—1556 годах Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе [45]. Вотчинники стали обязаны оснащать и приводить воинов в зависимости от размера земельных владений наравне с помещиками. Были проведены и другие значительные преобразования в сфере комплектования войск [46]. В функции Посольского приказа с 1551 года [48] 72 глава Стоглава «Об искуплении пленных» царём было добавлено осуществление выкупа из Орды пленных подданных для этого собирался специальный земельный налог — «полоняничные деньги» [49]. В начале 1560-х годов Иван Васильевич произвёл знаковую реформу государственной сфрагистики. С этого момента в России появляется устойчивый тип государственной печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник — герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной.
Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года [50]. Стоглавый собор 1551 года, на котором царь, опираясь на нестяжателей , надеялся провести секуляризацию церковных земель , заседал с января-февраля по май. Церковь была вынуждена ответить на 37 вопросов молодого царя из которых часть обличала беспорядки в святительстве и монастырском управлении, а также в монастырской жизни и принять компромиссный сборник решений Стоглав , который регулировал церковные вопросы [51] [52]. При Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал» [53] , поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали» [54] [55]. Казанские походы 1547—1552 Основные статьи: Казанские походы и Формирование территории Русского государства Большая государственная печать Ивана Васильевича лицевая и оборотная стороны В первой половине XVI века, преимущественно в годы правления ханов из крымского рода Гиреев , Казанское ханство вело постоянные войны с Московской Русью. Всего казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в регионы Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича, Мурома, Вологды [56] [57]. Москва поддержала лояльного Руси касимовского правителя Шах-Али , который, став казанским ханом, одобрил проект унии с Москвой [38]. Но в 1546 году Шах-Али был изгнан казанской знатью, которая возвела на трон хана Сафа-Гирея из враждебно настроенной к Руси династии.
После этого было решено перейти к активным действиям и устранить угрозу, исходящую от Казани. Всего Иван IV возглавил три похода на Казань. Второй поход осень 1549 — весна 1550 последовал за известием о смерти Сафа-Гирея, также не привёл к взятию Казани, но была построена крепость Свияжск , послужившая опорным пунктом для русского войска во время следующего похода. Икона « Благословенно воинство Небесного Царя », написанная в память Казанского похода 1552 года Третий поход июнь—октябрь 1552 года завершился взятием Казани. В походе участвовало 150-тысячное русское войско, вооружение включало 150 пушек. Казанский кремль был взят штурмом. Хан Едигер-Магмет был захвачен русскими воеводами [62]. Летописец зафиксировал: «На себя же государь не велел имати ни единыя медницы то есть ни единого гроша , ни плену, токмо единого царя Едигер-Магмета и знамёна царские да пушки градские» [63]. Смирнов считает, что «Казанский поход 1552 года и блестящая победа Ивана IV над Казанью не только означали крупный внешнеполитический успех русского государства, но и способствовали укреплению власти царя» [64]. Почти одновременно с началом похода в июне 1552 года крымский хан Девлет I Гирей совершил поход к Туле [65].
В побеждённой Казани царь назначил князя Александра Горбатого-Шуйского казанским наместником, а князя Василия Серебряного его помощником. После учреждения в Казани архиерейской кафедры, царь и церковный собор по жребию избрали на неё игумена Гурия в сане архиепископа [66]. Гурий получил от царя указание обращать казанцев в православие исключительно по собственному желанию каждого человека [67] , но «к сожалению, не везде держались таких благоразумных мер: нетерпимость века брала своё…» [68]. С первых шагов по покорению и освоению Поволжья царь стал приглашать к себе на службу всю казанскую знать [69] , согласившуюся ему присягнуть, послав «по всем улусам чёрным людям ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю не бояся ничего; а кто лихо чинил, тому Бог мстил; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним казаньским царём» [70]. Такой характер политики не только не требовал сохранения в Казани основных военных сил Русского государства, но, напротив, делал естественным и целесообразным торжественное [71] [72] возвращение Ивана в столицу [73]. Во время Ливонской войны мусульманские области Поволжья стали поставлять русскому войску «множае треюдесять тысящь бранных», хорошо подготовленных к наступлению [74]. Сразу после взятия Казани, в январе 1555 года, послы сибирского хана Едигера просили царя, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под своё имя и от сторон ото всех заступил защитил и дань свою на них положил и человека своего прислал, кому дань собирать» [75] [76]. Астраханские походы 1554—1556 Взятие Астрахани русскими войсками. В начале 1550-х годов Астраханское ханство являлось союзником крымского хана , контролируя нижнее течение Волги. До окончательного подчинения Астраханского ханства при Иване IV было совершено два похода.
Поход 1554 года был совершён под командованием воеводы князя Юрия Пронского-Шемякина. В сражении у Чёрного острова русское войско разбило головной астраханский отряд, а Астрахань была взята без боя. В итоге к власти был приведён хан Дервиш-Али , обещавший поддержку Москве. Поход 1556 года был связан с тем, что хан Дервиш-Али перешёл на сторону Крымского ханства и Османской империи. Поход возглавил воевода Иван Черемисинов. Сначала донские казаки отряда атамана Ляпуна Филимонова нанесли поражение ханскому войску под Астраханью, после чего в июле Астрахань вновь взята без боя. В результате этого похода Астраханское ханство было подчинено Русскому царству. После покорения Астрахани русское влияние стало простираться до Кавказа. В 1559 году князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана IV прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры; царь послал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в православие [77]. Миниатюра Лицевого летописного свода В годы правления Ивана Грозного были установлены торговые отношения России с Англией через Белое море и Северный Ледовитый океан , сильно ударившие по экономическим интересам Швеции , получавшей немалые доходы от транзитной русско-европейской торговли [78].
В 1553 году экспедиция английского мореплавателя Ричарда Ченслера обогнула Кольский полуостров , вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса. Получив весть о появлении англичан в пределах своей страны, Иван IV пожелал встретиться с Ченслером, который, преодолев около 1000 км, с почестями прибыл в Москву. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана « Московская компания », получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. Шведский король Густав I Васа после неудачной попытки создать антироссийский союз, в составе которого находились бы Великое княжество Литовское , Ливония и Дания , решил действовать самостоятельно. Первым мотивом на объявление войны Швеции был захват русских купцов в Стокгольме. Нюрнберг, вторая половина XVI века. В 1547 году царь поручил саксонцу Шлитте привезти ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков, людей, искусных в древних и новых языках, даже теологов [80]. Однако после протестов Ливонии сенат ганзейского города Любека арестовал Шлитте и его людей см. Дело Шлитте.
Казанцы оказывали активное сопротивление, совершая в течение первой недели осады частые, но безрезультативные вылазки. Однако прежде, Иван Грозный желая избежать бессмысленного кровопролития, послал в город своих послов. Едегиру русский царь обещал, что он будет ему братом и другом, а не рабом и слугой, и будет царствовать в Казани спокойно до самой своей смерти. Казанцам царь предлагал прощение всех их злых дел, сохранение обычаев, законов, веры, если только они добровольно присягнут ему и присоединятся к России. И если не послушаете слов моих, то с помощью Бога моего возьму город ваш на щит, вас же всех, и жен ваших, и детей без пощады склоню под меч. И падете вы и будете, как пыль, попраны нашими ногами»[5]. Едегир выслушав царское послание, хотел согласиться на его условия, открыть город и добровольно сдаться, но казанцы не позволили ему этого сделать. Предложения русского самодержца были отклонены, а послы с позором изгнаны из Казани. Смелый отказ казанцев объяснялся тем, что они рассчитывали на военную помощь Ногайской орды, в которую послали своих послов ещё до начала осады. Однако ногайцы отказали казанцем, сказав им следующее: «Не смеем мы отпустить к вам наших воинов против московского царя, ибо много раз, когда отпускали мы их, все они у вас погибали от русских, и ни один не вернулся от вас живым. Да и Бог не позволяет нам этого сделать за истинную любовь к нам московского самодержца: нельзя нам вместе с вами воевать против него, ибо всегда мы от него много добра получали, живя с ним в мире и любви; более того, собираемся мы помогать ему против вас, лукавых и неверных людей. Вы ведь, живя с ним по соседству, всегда несправедливо обижали его; много раз преступая свою клятву. И убоги вы и бедны, а такого сильного и великого царя хотите одолеть не силой, а хитростью, но будете вы сами побеждены им, нежели одолеете его, если добром не помиритесь с ним, предавшись ему»[6]. Вернувшимся от ногайцев казанским послам, не удалось прокрасться в город сквозь русские полки. Дозорные схватили их и привели к Ивану Грозному. Он прочитал их грамоты, и отпустил живыми и невредимыми в Казань, не причинив им никакого зла. Удивив незадачливых послов своим великодушием. Получив отказ от ногайцев казанцы поняли, что ждать помощи им не от кого и перестали делать вылазки и биться с русскими, а заперлись в городе, надеясь выстоять за счёт прочности городских стен и больших продовольственных запасов. Однако, несмотря на прекращение вылазок горожан, осаждавшим серьёзные проблемы продолжала доставлять конница мурзы Япанчи, постоянно нападавшая и днём и ночью с тыла на русские войска из — за лесной засеки. Эти набеги отвлекали русские полки от осады города и фактически заставляли сражаться их на два фронта. Так продолжалось три недели, пока Иван Грозный не выделил воеводе, князю Горбатому-Шуйскому из своего войска 15 тысяч пехоты и 30 тысяч конницы. Горбатый-Шуйский решил выманить Япанчи из леса хитростью. Он укрыл пехотинцев и пищальщиков в засаде, а небольшому отряду приказал выманить конницу Япанчи из леса. Увидев приближавшийся к нему отряд русских воинов, Япанчи действительно вышел из леса, погнался за ними и сразу же попал в засаду, был окружён и обстрелян. Татары понесли большие потери и были вынуждены бежать. С тех пор набеги конницы на русские тылы прекратились. После этого, осаждавшие начали подготовку к штурму. Под Казанский кремль были сделаны подкопы, а минёры заложили в них бочки с порохом. Но прежде чем штурмовать Казань Иван Грозный ещё раз предложил осаждённым сдаться на милость победителя, но снова получил отказ. Тогда подкопы были взорваны. Взрывы разрушили часть стены. Через образовавшиеся проломы русские войска штурмом взяли город. Взятие Казани было встречно русским людьми с ликованием и стало народным торжеством. Народ воспел это событие в сказаниях и песнях, прославил в них Ивана Грозного. Русские люди справедливо видели в победе над Казнью победу над давними, исконными врагами, которые на протяжении многих лет разоряли Русскую землю, уводили в рабство десятки тысяч христиан! Казань была превращена Иваном Грозным в русский административный центр, для управления которым был создан специальный Казанский приказ. Разрушенные места Казани по приказу царя были вновь отстроены и сделаны ещё крепче. Отстроенная заново Казань стала красивым каменным городом. За городом был построен монастырь великого чудотворца Николы. С целью избежать волнений и восстаний, татарам было запрещено жить в пределах города. Им разрешалось, селится лишь подгородной слободе. Так же из казанского плена было освобождено более ста тысяч русских рабов! Став русским городом Казань не утратила своего значения и продолжала оставаться крупнейшим экономическим центром Поволжья. Более того за счёт расширения экономических связей со многими русским городами её торговый оборот существенно увеличился. Летописец писал: «И закипела Казань несметными богатствами и засияла необычной красотой»[7]. Астраханские правители в свою очередь добивались независимости и призывали московского государя к вмешательству в их внутренние дела. В 1547 г. Россия дипломатическим путём пыталась договориться с новым ханом, и сначала Ямгурчей согласился служить московскому царю и даже принял российского посла, но затем, заключив союз с враждебными России, Турцией и Крымом, разорвал дипломатические отношения с Москвой, арестовал русского посла и начал готовится к войне с Россией. В 1553 г. Иван Грозный, который был заинтересован в получении выхода к каспийскому морю, и к тому же не простивший Ямгурчею ареста своего посла, согласился на предложение ногайцев. В 1554 г. Русская рать без боя заняла Астрахань. На астраханский престол снова был возведён Дербыш-Алей. Ямгурчей бежал в Азов. Девлеш-Алей присягнул Ивану Грозному на верность и заключил с ним договор, по которому обещался ежегодно выплачивать Москве дань размером 1000 рублей и 3000 рыб. В случае смерти астраханского хана, преемника подыскивал и назначал русский царь. После этого царские войска вернулись в Москву, оставив лишь небольшой отряд из стрельцов и казаков, под начальством боярина Петра Тургенева. Таким образом, в этот раз Астраханскому ханству удалось сохранить свою независимость. Но Девлеш-Алей оказался ненадёжным союзником. Чувствуя непрочность своего положения в Астрахани, он занял прокрымскую позицию и начал мирные переговоры с Крымом и Турцией. Затем хан перебил всех сторонников Москвы и напал на русский отряд, оставленный в Астрахани. И в этот раз астраханцы сдалось без боя. Девлеш — Алей был свергнут и под охраной отправлен в Москву. Астраханское ханство было ликвидировано и присоединено к России. Историческое значение ликвидации Казанского и Астраханского ханств настолько велико, что его практически невозможно переоценить. Сразу двумя осколками Золотой орды стало меньше, что обеспечило России относительную безопасность на юге и юго-востоке. Серьёзную грозу для страны теперь представляло только Крымское ханство, ликвидация которого была пока невозможна, так как это ханство было намного сильнее Казанского и Астраханского, и за ним стояла могущественная Османская империя. Территория России увеличилась почти в два раза. Великий Волжский торговый путь, связывающий Ближний восток и Европу, оказался теперь под контролем России. Вырос авторитет царской власти, как внутри страны, так и на международной арене. В состав России добровольно вошли башкиры, марийцы, удмурты чуваши. Плодородные земли Поволжья стали массово осваивать русские переселенцы, мирно соседствуя с коренными народами и не притесняя их. Стало бурно развиваться земледелие. Местное население Поволжья заимствовало у переселенцев множество полезных хозяйственных навыков. Так же стало возможным дальнейшее продвижение русской колонизации дальше на восток и в Западную Сибирь. С этой целью он стремился получить выход к побережью Балтийского моря. Однако это нужное и полезное для страны стремление царя находило серьёзное препятствие со стороны Ливонского ордена, который проводил политику континентальной блокады России, препятствуя провозу на её территорию стратегического сырья, товаров, и не пропуская иностранных специалистов. Такая явная враждебность ливонского ордена в конечном итоге привела к началу ливонской войны 1558-15583. Официальными поводами к войне послужили массовые погромы православных церквей в Ливонии. Задержка приглашённых на русскую службу 123 западных специалистов, многие из которых были арестованы и даже казнены. А также невыплата ливонским орденом дани за пятьдесят лет, которую орден должен был платить по договору 1503 г. Начальный период войны был удачен для России. В1558 г. Ливонские земли, занятые Россией сразу же были даны особые льготы. Города Дерпт и Нарва получили: полную амнистию жителей, свободное вероисповедание, городское самоуправление, судебную автономию и беспошлинную торговлю с Россией. Разрушенная после штурма Нарва была восстановлена, а местным землевладельцам предоставили ссуду за счёт царской казны. Вес этот комплекс мер обеспечил Ивану Грозному поддержку и симпатии местного населения и к осени под власть русского царя добровольно перешли ещё двадцать городов. В январе 1559 русская армия начала наступление на Ригу. Попытка ливонцев воспрепятствовать им в этом закончилась неудачей. После этой победы русские войска дошли до Риги, сожгли рижский флот, и захватили ещё одиннадцать городов, но не смогли взять саму Ригу. Таким образом, русские войска заняли почти всю Ливонию за исключением самых больших и сильных городов и крепостей. Угроза полного разгрома заставила Ливонию просить у русского царя перемирия. Иван IVсогласился на перемирие, которое было заключено сроком на пол года так как ежегодные набеги на южные рубежи Московского царства крымского Хана Девлет-Герея добивавшегося восстановления независимости Казанского и Астраханского ханств, сковывали инициативу русских войск в Прибалтике. Поэтому, прежде чем продолжать войну с Ливонией, Московское правительство должно было решить проблему защиты южных границ и урегулировать отношения с Крымским ханством. За время перемирия ливонцы успели заручиться дипломатической поддержкой Польши и Швеции и нанять ландскнехтов в Германии, и нарушив перемирие за месяц до его окончания, в ноябре 1559 г. Россия возобновила военные действия в1560г. Русскими войсками были одержаны победы в битвах при Виттенштейне и Эрмисе, взяты крупные города Мариенбург и Фелин. В результате этих побед произошёл распад Ливонского ордена. Его последний магистр Готард Кетлер передал земли ордена под власть более сильных соседних держав: Курляндияю Польше, Эстляндию Швеции, Лифляндию Литве, острова Эзель и Даго Дании, а сам Кетлер стал герцогом курляндским и признал свою зависимость от польского короля. Польша, Швеция и Литва, потребовали от Ивана Грозного, чтобы он вывел войска с их новых земель и отказался от всех своих приобретений в Ливонии. Царь отказался. Таким образом, в войну вступили три сильные европейские державы, что значительно усложнило задачу России в этой войне. Однако ещё некоторое время Иван IVвёл успешные боевые действия. В феврале 1563года его войска взяли Полоцк, закрывавший путь на литовскую столицу Вильно. Отбив у поляков Полоцк Иван Грозный одарил каждого поляка шубой и отпустил их с миром. Городу были сохранены судебное делопроизводство и местное законодательство. Взятие Полоцка стало последним военным успехом Ивана Грозного. Уже в следующем году русские войска терпят ряд поражений в битве при Чашниках, сражениях на реке Улле и у Озерищ. Ситуацию осложнило и предательство князя А. Курбского перешедшего на сторону Литвы. В 1566 г. Поэтому Земский Собор, собранный по инициативе царя счёл условия послов неприемлемыми и отказался от мирного предложения. Против войны выступили лишь Сильвестер и Адашев. Все остальные сочли, что у России достаточно сил, чтоб довести войну до победы. В результате война продолжилась, но уже с переменным успехом, победы чередовались с поражениями. Таких успехов Россия уже не имела. Не имя достаточно сил и средств, чтобы одолеть Россию в войне Литва в 1569г. Эта уния объединила оба государства в одно - Речь Посполитую. В 1569 г. Литва и Польша воспользовались предоставленной им передышкой, и в этом же году, заключив Люблинскую унию, образовали новое государство — Речь Посполитую. Под главенством польского короля. Король нового государства выбирался совместно польскими и литовскими феодалами. Первым королём сначала был избран Генрих Валуа, а после него в 1576 г. Стефан Баторий. С появлением на польско-литовском престоле Стефана Батория, обладавшего незаурядными полководческими способностями, инициатива окончательно переходит к Речи Посполитой. Но не сразу. Поход 1577 г. Но уже в 1578 г. Баторий отвоёвывает у Грозного Венден, в 1579 г. Полоцк и Сокол, в1580 г. Великие Луки, а в 1581 переносит военные действия на территорию России и осаждает Псков. Осада Пскова длилась с 18 августа по 28 октября. За это время горд выдержал тридцать штурмов и сделал пятьдесят вылазок. В результате Стефан Баторий так и не смог захватить город, и был вынужден снять осаду, оставив под Псковом более семи тысяч пленными и убитыми. В тоже время к активным военным действиям перешли и шведы. Осенью 1581г. К концу 1581г, в руках шведов было уже почти всё побережье Финского залива. Россия оказалась в крайне тяжёлом положении, и Иван Грозный предложил Стефану Баторию перемирие. Неудача под Псковом сделала Батория более сговорчивым ,и он был вынужден согласиться на перемирие, которое было заключено в результате трудных и долгих дипломатических переговоров под Псковом в Ям Запольском в 1582 г.
Речь идет прежде всего о тканевом убранстве коронационных торжеств — ценнейшей коллекции, отреставрированной в последние 20 лет: к примеру, фрагменты гигантского бархатного балдахина и подлинный коронационный настольник скатерть. Другая коллекция исключительной важности — коронационное облачение 11 российских императоров, из которой прежде показывали лишь отдельные экземпляры. Эти костюмы и ткани действительно уникальны, такого собрания, по словам куратора, «нет ни в одном другом российском музее, да и редко в каких зарубежных музеях сохранились подобные предметы». На выставке также представят облачение высших церковных иерархов и парадные костюмы придворных, серебряную посуду, знаменитый фарфоровый сервиз, созданный по эскизам Федора Солнцева к коронации Николая I — впервые в огромном многообразии форм и дополнений. Особое место отводится царским регалиям: здесь венец, скипетр и держава Большого наряда Михаила Романова 1613 , шапка Мономаха с единственного в русской истории совместного венчания на царство Ивана V и Петра I 1682 , коронационные венцы Екатерины I 1724 , Анны Иоанновны 1730 , держава Петра II 1727. Еще одна незнакомая широкому зрителю тема — возникшие в XVIII столетии и высоко ценимые сегодня антикварами коронационные альбомы с описанием празднования и гравированными иллюстрациями.
В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани. Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г. Александров, Владимирская область. В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр. Вся Москва пришла в ужас и смятение. Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство. По возвращении Иоанна Грозного в Москву в феврале 1565 года репрессии были обрушены на наиболее видных сторонников идеи федерации больших и малых княжеств: князей Куракиных, Головиных и Шевыревых. Во главе создано царём опричнины встали родственники покойной царицы Анастасии - Юрьев, Басманов; а также брат второй жены Иоанна Грозного кабардинской княжны Марии Темрюковны князь Черкасский. Среди опричников, кроме того, царь выделял князя Вяземского, боярина Василия Грязного и дворянина Г. Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта. Царь не считал репрессии основой своей политики. В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели. Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности. Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек. Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским. После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция. Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме». Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон. В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию. Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии. Но в тылу царя находился Новгород, часть «лутших» дюдей которого была готова поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск. События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно. В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, - все это несколько «отрезвило» султанское правительство. Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе.
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах. Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. Венчание на царство Иоанна IV свт. Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены?
В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного
Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя.
Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях
В 1533 г. В малолетство великого князя государством управляла его мать Елена Глинская. В 1538 г. Постоянные интриги и ожесточенная борьба за власть между различными боярскими группировками оказали значительное влияние на формирование характера молодого государя. С двенадцати лет Иван IV начал принимать самостоятельные решения. В 1543 г. По дороге в тюрьму Шуйского убили. Многих бояр Иван отправил кого в ссылку, кого в тюрьму, а кому велел вырезать язык.
Этот акт означал, что Российское государство ставило себя вровень с наиболее могущественными державами Европы. Первый русский царь окружил себя новыми советниками, мнением которых относительно того, как надо вершить государственные дела, он весьма дорожил. Особым влиянием на царя в это время пользовались его духовник, священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий. Эти люди возглавили новый, ближний совет при государе «Избранную раду» , оттеснивший Боярскую думу. Реформы, проведенные «Радой» при личном и весьма активном участии царя, позволили значительно усилить Российское государство, расширить его границы. В 1551 г. В мае — октябре 1552 г.
В 1556 г. В 1558 г. В марте 1553 г. Иван IV тяжело заболел и был близок к смерти. Бояре и князья должны были присягнуть на верность царевичу, младенцу Дмитрию. В боярской среде возникли распри, в которых принял участие и князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя. Бояре были не против присягнуть Дмитрию, но не хотели усиления власти семейства Захарьиных, родственников царевича.
Но в конце концов, присяга была принесена. Позднее выздоровевший Иван IV рассматривал эти споры как боярский заговор в пользу Владимира Старицкого и измену. Иван IV тяготился тем, что его действия обсуждаются членами «Избранной рады» и боярами. Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. Позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне. В 1563 г. Зимой 1564—1565 гг.
Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части — опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, — в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы. В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор. Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь — игуменом этого своеобразного монастыря. С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный.
За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568—1570 гг. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях. В 1572 г. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению. В 1573 г.
Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники.
Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг.
Шапку Мономаха. Крест Животворящего древа. Реакция в Европе на царский царский титул была разной.
Больше всего он не понравился польскому королю Сигизмунду II, который увидел в этом стремление Ивана IV захватить территорию Великого княжества Литовского. Зато царский титул признали с 1555 года Англия, Дания и Флорентийская республика. Трон для царя был изготовлен в Западной Европе из дерева и слоновой кости, он хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Царь Иван IV. Что мы узнали? Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах.
Царский титул унаследовал сын Ивана IV — Федор, а затем и остальные цари.
Напомню, что Захария Чет приехал в Кострому именно из Галицко-Волынской земли, и, как мы видим, его потомки продолжали общаться с земляками спустя 250 лет. Приказчиками по завещанию Семена Пешкова были его родственники: Андреян Микулич Ангелов — келарь Троице-Сергиевой лавры, потомок византийских императоров, и князь Григорий Андреевич Булгаков, известный не только своими государственными делами, но и своими мастерскими, в которых создавались удивительные произведения золотого лицевого шитья.
Свою духовную Семен Пешков вместе с князем Булгаковым и келарем Ангеловым отнес лично святому митрополиту Макарию, который ее прочитал и заверил. Это была элита Русского царства. Что неудивительно: старшая ветвь потомков Захарии Чета уже третье столетие служила Рюриковичам.
А в середине столетия выдвинулась на видные позиции и младшая ветвь — Годуновы. Причем выдвинулась очень быстро и целым родовым коллективом. В свою очередь, выдвижение на первый план Годуновых произошло благодаря двоюродному брату будущего царя Бориса Годунова — Дмитрию Ивановичу Годунову родился не позднее 1545 года — умер в 1606 году.
Его обычно считают дядей Бориса Федоровича, но это не так — он был именно братом и после ранней смерти родителей Бориса и Ирины стал их опекать. Думается, не случаен тот факт, что свою службу Дмитрий Годунов начал именно при его дворе: напомню, что при переходе имени с одного человека на другого было принято считать, что вместе с именем переходят и права этого человека. Поэтому раз князь Юрий Васильевич Молодой наследовал права на престол сына Соломонии Сабуровой Юрия Старшего , вполне логично было придать ему в услужение ее родича — Дмитрия Годунова.
Нужно отметить еще два знаменательных факта. Брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич был женат на княгине Ульяне Дмитриевне Палецкой местночтимая вологодская святая ; а ее двоюродными братьям были князья Палецкие, которые упоминаются в духовной грамоте Семена Пешкова Сабурова. Связи Рюриковичей и Сабуровых были очень тесными.
Во-вторых, после смерти князя Юрия Васильевича многие Годуновы перешли на службу к царевичу Федору Ивановичу — младшему сыну Ивана Грозного. До смерти своего старшего брата Ивана Ивановича он не был наследником престола, и ему был выделен земельный удел. Если раньше младшим братьям правящего Рюриковича в удел выделялся Углич, то Федору был выделен Суздаль — город, где родился сын Соломонии Сабуровой.
Все это говорит о том, что отношение к Сабуровым и возвышение Годуновых непосредственно связывалось царем Иваном Грозным с памятью о первом браке его отца Василия III. Ипатьевский монастырь. Карьера Дмитрия Ивановича Годунова была блестящей: он стал постельничим царя Ивана это одновременно секретарь, охранник, ближний человек царя , затем окольничим и боярином.
Двор Дмитрия Ивановича находился в Кремле — напротив Никольских ворот, рядом с подворьем Симонова монастыря. Поражает широта его натуры: он был государственным деятелем, энциклопедически образованным человеком, тонким знатоком, ценителем и заказчиком произведений искусства. У многих потомков Захарии Чета хранились родовые архивы и библиотеки.
Так, Семен Дмитриевич Пешков Сабуров упоминает в своем завещании документы, которые лежат «на Москве на Троецком дворе в городе в казне… в сундуке малом в ларьчеке в железном». У Дмитрия Ивановича Годунова была обширная библиотека. У Бориса Годунова был каллиграфический почерк.
А ведь царь Иван Грозный очень уважал и приближал к себе образованных людей. Не случайно то, что многие потомки Захарии Чета принимали участие в описании и картографировании русских земель. Сергий Радонежский - Ирина Годунова - 1570-80 гг.
К 1560 году стараниями Годуновых вместо деревянного собора в их родовом Ипатьевском монастыре был построен каменный Троицкий собор. В 1564 году к нему был пристроен храм Рождества Богородицы, и в то же самое время Дмитрием Годуновым была оформлена каменная родовая усыпальница, в которой был захоронен даже сам основатель монастыря — Захария Чет, живший 250 лет назад, и около 40 его потомков, включая сына Александра убит в 1304 г. На их гробницы были положены шитые и украшенные именные покровы.
Сохранилась «Переписная книга Ипатьевского монастыря» 1595 года, из которой мы узнаем, что над гробницами стояла икона пророка Захарии Серповидца — это, безусловно, святой покровитель Захарии Чета. Троицкий собор был взорван в 1649 году — при царе Алексее Михайловиче Романове. В следующем 1650 году произошел пожар в другом сабурово-годуновском монастыре — Суздальском Покровском.
В 1756 году, при его внучке — императрице Елизавете Петровне, были «упразднены» усыпальницы потомков Захарии Чета в Ипатии. Таким образом, в правление Романовых, а затем и при советской власти методично уничтожалось наследие Сабуровых и Годуновых. Кому и зачем это понадобилось, мы обсудим в одной из следующих статей.
С именем Дмитрия Ивановича Годунова связано множество произведений лицевого шитья, иконописи, ювелирного искусства. На рубеже 70—80 годов из ее же мастерской вышла пелена «Положение во гроб», которая была отдана в Костромской Богоявленский Анастасиевский монастырь, основанный преподобным Никитой Серпуховским. Именно в этом монастыре хранилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери.
Это не единственный пример почитания этой иконы среди потомков Захарии Чета — в этот же храм подавал за упокой самого себя Семен Дмитриевич Пешков Сабуров в завещании было принято писать, где должны поминать завещателя после его смерти. В правление государя Ивана Грозного Дмитрий Годунов был не единственным представителем рода, из мастерских которого выходили прекрасные произведения лицевого шитья. А в 1584 году жена боярина Бориса Годунова положила пелену на гроб преподобного Александра Свирского.
Отношения Грозного царя с потомками Захарии Чета складывались очень интересно. В первый раз он посетил Суздальский монастырь место, где провела остаток жизни первая жена его отца — инокиня София в 1552 году, перед походом на Казань. После ее взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену.
В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван посетил его. Но уже в следующем 1564 году попал в опалу Богдан-Феофан Юрьевич Вислоухов Сабуров, отец которого был троюродным братом Соломонии, а он сам был отцом Евдокии — будущей жены царевича Ивана Ивановича. В том же году был казнен сын другого троюродного брата Соломонии — Григорий Степанович Пильемов Сабуров.
Причина этих событий нам не известна. Через год, в 1566-м, царь Иван внимательно ознакомился с архивным делом Соломонии Сабуровой, и в том же году Федор Михайлович Мигун Годунов был приглашен послухом то есть свидетелем при обмене царя с князем Владимиром Андреевичем Старицким они менялись землями. Отец Федора Мигуна приходился троюродным братом отцу Бориса Годунова, а дед — троюродным братом отцу Соломонии Сабуровой.
Выдающийся историк Степан Борисович Веселовский справедливо отмечал, что в судьбе ближайших родственников великой княгини Соломонии «было что-то роковое»: ее дядя Борис Константинович утонул в молодости, другой дядя, Иван Константинович, был убит в 1548 году в Казанском походе, третий дядя, Тимофей Константинович, погиб под Оршей в 1514 году — во время Смоленского похода, а его сын Федор был убит под Казанью в 1530 году. В 1570 году царь Иван обвинил Великий Новгород в измене документально подтвердить или опровергнуть справедливость этого обвинения сейчас не представляется возможным , ходил на него войной и казнил немало людей. В Новгороде и частично уже в Москве была казнена семья Третьяка Пешкова — сына боярского Новгородского архиепископа: он сам, жена Варвара, два сына — Алексей и Степан-Дружина, а также его родственник Бажен с двумя сыновьями.
В 1571 году был «посажен в Волхов», то есть утоплен в реке, по царскому приказу целый ряд представителей Сабуровых. Здесь нужно отметить, что казнь на реке или в реке была одной из самых распространенных. В 1570 и 1571 годах новгородские изменники казнились не только в новгородском Волхове, но и в московской «Поганой луже» — эта местность идентифицируется либо в районе Чистых прудов которые раньше именовались Погаными , либо в районе современной Театральной площади местечко Поганый брод.
Успение - Иван Михайлович Годунов сей образ придал по матери своей по инокине Марфе - вложена в Ипатий в 1567. Кроме того, в опричнину были казнены двоюродные братья отца Евдокии — Семен Борисович и Никита Борисович Вислоуховы Сабуровы последний — с женой и пятью детьми. Их отец Борис Семенович приходился троюродным братом великой княгине Соломонии.
Ее отец Богдан и родной брат казненных Семена и Никиты — Василий Борисович — после свадьбы были пожалованы в бояре. Здесь мы имеем второй случай, когда потомки Захарии Чета и мои непосредственные предки служили вместе. Дело в том, что казненный Третьяк Пешков и Иван-Третьяк Иванов-Злобин сын Лукьянчиков, мой родственник, не только оба были дворянами Новгородского архиепископа, но и писали в 1562 году одну и ту же писцовую книгу.
Они вместе объехали, осмотрели и описали Сермажскую волость и Олонецкий погост ныне — республика Карелия : пашни, рыбные ловли, помещичьи и крестьянские дворы. Третьяк Лукьянчиков — это двоюродный брат того самого Силы Лукьянчикова, который был включен в Тысячную книгу и который вместе со своим братом Яковом построил в родовом селе Подгорье два храма.
Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией. Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель и террором, что пагубно сказалось на экономике государства.
В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного
Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. 16 января года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe. Лента новостей. Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. 16 января 1547 года был повенчан на царство Иван Грозный, вошедший в историю как кровавый тиран, взращенный в атмосфере дворцовых интриг.