В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против насилий, чинимых Чолханом (на Руси его называли Щелканом). Ненавистный баскак был убит, поплатились жизнью и воины его отряда. Иван Калита немедленно воспользовался ситуацией для усиления собственной власти. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против насилий, чинимых Чолханом (на Руси его называли Щелканом). Ненавистный баскак был убит, поплатились жизнью и воины его отряда. Иван Калита немедленно воспользовался ситуацией для усиления собственной власти. Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Новости Тверской области.
Баскак Чол-Хан. Пепел над Тверью.
Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича.
История государства Российского. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах. Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть.
Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар. Соловьев С. История России с древнейших времен: В 15 кн. Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника. Сопоставление даты восстания 15 августа 1327 г. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской - инициатива избиения татар исходила от великого князя. Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца - современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в. Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду.
Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков.
Основное различие между двумя этими версиями заключается в следующем: тверской летописец показывает, как к народному восстанию привели насилия, творимые Чолханом и его людьми; в новгородской же или в московской версии зачинщиком восстания представлен великий князь Александр. Как демонстрирует Дж. Феннелл, в тверском изображении событий за литературно оформленным введением следует в высшей степени живое свидетельство очевидца.
Его автор начинает свой рассказ с замечания о том. Народы же гражданстии, повсегда оскорбляеми отъ поганыхъ, жаловахуся многажды великому князю, дабы ихъ оборонилъ. Он же, видя озлобление людии своихъ и не моглы ихъ оборонити, трьпети им веляши. И сего, не тьрпяще Тферичи искаху подобна времени.
Тверской летописец рассказывает: «И бысть въ день 15 августа месяца, в полоутра как торг сънимается, некто диаконъ Тферитинъ, прозвище ему Доудко, поведе кобылицу младу и зело тучну, напоити ю на Волзе воды. Татарове же видевше отьяша ю, диаконъ же съжаливъси зело, начать вопити, глаголя: о мужи тферстии, не выдавайте. Зазвонили колокола, отовсюду сбежались люди и накинулись на грабителей. Все татары до одного, кроме тех, что поили неподалеку от города лошадей, были перебиты.
Последнюю переняли и московские летописцы. Основное различие между двумя этими версиями заключается в следующем: тверской летописец показывает, как к народному восстанию привели насилия, творимые Чолханом и его людьми; в новгородской же или в московской версии зачинщиком восстания представлен великий князь Александр. Как демонстрирует Дж. Феннелл, в тверском изображении событий за литературно оформленным введением следует в высшей степени живое свидетельство очевидца. Его автор начинает свой рассказ с замечания о том. Народы же гражданстии, повсегда оскорбляеми отъ поганыхъ, жаловахуся многажды великому князю, дабы ихъ оборонилъ.
Он же, видя озлобление людии своихъ и не моглы ихъ оборонити, трьпети им веляши. И сего, не тьрпяще Тферичи искаху подобна времени. Тверской летописец рассказывает: «И бысть въ день 15 августа месяца, в полоутра как торг сънимается, некто диаконъ Тферитинъ, прозвище ему Доудко, поведе кобылицу младу и зело тучну, напоити ю на Волзе воды. Татарове же видевше отьяша ю, диаконъ же съжаливъси зело, начать вопити, глаголя: о мужи тферстии, не выдавайте. Зазвонили колокола, отовсюду сбежались люди и накинулись на грабителей.
Минин сражение с поляками.
Битва с поляками Минин и Пожарский. Взятие Батыем Владимира 1238. Осада Ярославля монголами. Монголо-татарское иго на Руси. Нашествие монголо татар. Княжий дружинник в Киевской Руси.
Князь и дружина в древней Руси. Княжеская дружина древней Руси. Князь Невский с дружиной 13 века Русь. Нашествие татаро Монгол Киевская Русь. Осада оборона Рязани 1237. Нашествие Батыя на Рязань 1237.
Взятие Владимира Батыем диорама. Диорама оборона Козельска в 1238 году. Оборона Козельска от войск Батыя. Осада Козельска 1238. Присекин Куликовская битва. Историческая песнь о Щелкане.
Елповесть о щкане Дюдентьевиче». Повесть о Щелкане. Повесть о Щелкане Дудентьевиче. Василий 3 походы. Василий 3 Смоленская война. Князь на Руси в 1521 году.
Князь Рязани в 1467 году. Куликовская битва Рыженко. Куликовская битва художник Павел Рыженко. Картина Павла Рыженко победа Пересвета. Павел Рыженко Куликовская битва. Битва при Молодях 1572.
Юрий Всеволодович битва на реке Сити. Ситская битва 1238. Битва на реке сить Юрий Всеволодович. Татаро-монгольское иго Золотая Орда. Монгольское иго Чингисхан. Орда татаро-монгольская.
Куликовская битва Адольф Ивон 1859. Дмитрий Донской Куликовская битва. Живопись Куликово поле Дмитрий Донской. Битва на Дону Дмитрий Донской. Князь Дмитрий Донской Куликовская битва. Павел Рыженко стояние на Угре.
Рыженко стояние на Угре. Стояние на реке Угре картина Павла Рыженко. Павел Рыженко Александр Невский. Куликовская битва картина Павла Рыженко. Дмитрий Донской на Куликовом поле. Золотая Орда Куликовская битва.
Пьянское побоище 1377. Татарское войско в Куликовской битве. Художник Владимир Киреев князь Святослав. Разгром Хазарского каганата 965 год. Разгром Хазарского каганата князем Святославом Игоревичем. Взятие Святославом Итиля.
Битва на Молодях 1572. Девлет гирей 1572.
"Люди тверские, не выдайте!" - Антитатарское восстание в Твери
Восстание Твери против чолхана стало горьким уроком для горожан и всех жителей России. хана датируется днем его въезда в Тверь. первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Восстание в Твери против баскака Чолхана.
Восстание в Твери против баскака Чолхана
15 августа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, двоюродным братом, по другой версии – шурином ордынского хана Узбека). баскак2 Народное восстание против татар в Твери. Антиордынское восстание в Твери. В 1327 г. Узбек направил в Тверь своего посла Чолхана (Шевкала, Щелкана Дюдентьевича), сына того самого Дюденя, который в конце XIII в. со своей ратью опустошил русские земли. Тверское восстание в 1327 году. Каковы причины антиордынского восстания в городе Твери против Чолхана, когда и как подавили бунт тверичей, и какими были его последствия – узнаем обо всем детально. Восстание в Твери против баскака Чолхана. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. Однажды в Твери вспыхнуло восстание против ордынцев. Оно было вызвано попыткой восстановить на Руси систему баскачества. Хан Узбек прислал в Тверь в качестве баскака Чолхана (на Руси его называли Щелканом), своего родственника.
тверское восстание против чолхана
Антиордынское восстание в Твери – причины, итоги и политическое значение | Тверское восстание в 1327 году. Каковы причины антиордынского восстания в городе Твери против Чолхана, когда и как подавили бунт тверичей, и какими были его последствия – узнаем обо всем детально. |
Баскак Чол-Хан. Пепел над Тверью.: rossica_antiqua — LiveJournal | Антиордынское восстание в Твери Антиордынское восстание в Твери — первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. |
Федорчукова рать: был ли ордынский завоеватель русским — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Восстание Твери против чолхана стало горьким уроком для горожан и всех жителей России. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против. |
Ордынское иго в 13 веке
- Почему Иван Калита подавил восстание в Твери - Парламентская газета
- Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери
- Антиордынское восстание в Твери | Тверской Дайджест
- Восстание в Твери в 1327 г
- АНТИОРДЫНСКОЕ ВОССТАНИЕ В ТВЕРИ В 1327 Г.
"Люди тверские, не выдайте!" - Антитатарское восстание в Твери
Из этой же рубрики. Восстание Твери против чолхана стало горьким уроком для горожан и всех жителей России. хана датируется днем его въезда в Тверь. Иван Калита решил воспользоваться ситуацией и отправился в Орду, где предложил Чолхану помочь восстановить власть над Тверским княжеством. Визит в Тверь Чолхана Накануне восстания ситуация была следующей — в первой четверти XIV века за ярлык на княжение от хана Золотой Орды боролись тверские и московские князья. первое на Руси широкое выступление против монголо-татарского ига.
Антиордынское восстание в Твери 1327 года...
- Содержание
- Содержание
- Щелкановщина
- Восстание в Твери против баскака Чолхана
Восстание в Твери 1327 года
При выколачивании дани эти представители хана вели себя крайне жестоко. Само по себе появление Чолхана в Твери не дает основания для вывода об антитверском повороте в политике татар. Источники о событиях 1327 г. В конце концов анализ Дж. Феннелла показал, что в сохранившихся сводах представлены две версии произошедшего: тверская и новгородская. Последнюю переняли и московские летописцы. Основное различие между двумя этими версиями заключается в следующем: тверской летописец показывает, как к народному восстанию привели насилия, творимые Чолханом и его людьми; в новгородской же или в московской версии зачинщиком восстания представлен великий князь Александр.
Как демонстрирует Дж. Феннелл, в тверском изображении событий за литературно оформленным введением следует в высшей степени живое свидетельство очевидца. Его автор начинает свой рассказ с замечания о том. Народы же гражданстии, повсегда оскорбляеми отъ поганыхъ, жаловахуся многажды великому князю, дабы ихъ оборонилъ.
Деньгами ли, наветами, но Иван Данилович склонил Узбека на свою сторону. Участь тверского князя была предрешена. Хан, очевидно, опасаясь, что Александр вновь покинет Тверь, приказал звать его «не с яростию и жестокостию, но с тихостью и кротостью». Александру сказали, чтобы он шёл в Орду: «хан сотворит всю волю твою, и ты примешь от него великое княжение и честь велию». Тверской князь, хотя и догадывался о гневе Узбека, в 1339 г.
Провожали его княгиня с детьми, епископ и священники, бояре, простые жители. Константин брата не провожал — был тяжело болен. В Орде Александр встретил сына Феодора, раздал ордынским сановникам подарки. Кто-то из татар говорил, что Александра ждёт великое княжение, другие предрекали ему: «убьет тебя царь». Увы, произошло худшее. О предстоящей казни Александру сообщили за три дня. В день своей смерти князь помолился, исповедался, причастился, сделал распоряжение насчёт своей вотчины. По-видимому, он ещё рассчитывал на помилование. Разъезжал на коне, «собирал вести о своей участи», даже посылал к ханше, полагаясь на мягкость женского сердца.
Ничего не помогло. Александр и Феодор были убиты, а их тела бояре и слуги привезли в Тверь и «положиша» в соборе Святого Спаса. Великое княжение осталось за московскими князьями, а Тверью по смерти Александра вновь стал править Константин. Для тверитян это должно было стать сильным ударом...
И все шло хорошо, пока в Тверь не приехал с визитом ханский родич Шелкан или Чолхан. Дальше началась типичная средневековая дичь. Чолхан поселился в княжеском дворце, а его законно хозяина выставил, устроив то, что летопись называет «великим гонением на христиан». Отношения ордынцев с тверичами накалились до предела, а 15-го августа произошел взрыв.
Люди Чолхана пытались отобрать кобылу у дьякона Дудко. Возмущенные жители города вступились за своего. Так и началось восстание. Как и положено восстанию, было оно бессмысленным и беспощадным. Перебили не только людей Чолхана, но просто всех ордынцев, каких нашли, включая постоянно живших в Твери купцов. Самого же Чолхана сожгли вместе с княжеским дворцом. Роль Александра Михайловича в этой истории до конца не понятно. Князь то ли сам все это организовал, то ли присоединился к восставшим лишь тогда, когда понял, что бунт уже не остановить.
В любом случае, как говориться в летописи: «сотворена была смута великая». Иван Калита, узнав о событиях в Твери, поступил в духе своего брата. Князь отправился в Орду, объяснил Узбеку, что в Твери произошел не просто бунт, а полноценный подрыв авторитета Орды и, получив ханское благословение, выступил в карательный поход. Узбек послал на помощь Калите рать Федорчука монгола, принявшего христианство , поддержал Москву и Суздаль. Восстание было подавлено, Александр Михайлович ударился в бега. Митрополит Феогност отлучил мятежного князя от церкви. Впрочем, это все мелочи по сравнению с главным последствием этой истории. Ярлык перешел к Москве на следующие 33 года.
Великокняжеский престол московские правители потеряют лишь в 1360, но всего на три года. Могло ли быть иначе? Александр Михайлович во Пскове Если бы Александр Михайлович нашел другой способ решить проблему с Чолханом и не допустил восстания, то Тверь не пришла бы, в итоге, в упадок на много лет. Формально борьба с Москвой продолжалась еще лет 50, но, на деле, именно в 1327-м Твери было нанесено решающее поражение.
Все эти обстоятельства в целом вызывали недовольство населения. Особенно сильно оно появлялось, когда монгольские чиновники приезжали в города и бесчинно вели себя.
Летом 1327 года один из представителей монгольской знати Чолхан в летописях его имя пишется по-разному, например, Шевкал приехал в Тверь. В то время правитель этого города Александр Михайлович имел великокняжеский ярлык, то есть был главным князем на Руси. В результате в Твери обосновалось достаточно много монголов. В течение лета они притесняли местных жителей. Прошел слух, что Чолхан намеревается остаться сам править в городе и что жителей собираются заставлять принимать ислам. В итоге население поднялось на восстание.
Он узнал о событиях в Твери. В источниках сообщается, что он отправился в Золотую Орду к Узбеку и предложил свое участие в походе против Твери. В науке считается, что Иван Данилович хотел сам получить великокняжеский ярлык. Было ясно, что вследствие восстания у Александра Михайловича Узбек должен был забрать его и совершить карательный поход на город. Хан выделил достаточно многочисленное войско для подавления антиордынского восстания в Твери.