У православных начинается Великий пост. Великий пост завершается с наступлением Пасхи — главного православного праздника, установленного в память о воскрешении Иисуса Христа. В своём слове настоятель напомнил о старательном прохождении поприща Великого поста.
У православных верующих начинается Великий пост
Великий пост в 2024 году | Поминать усопших в воскресенье перед началом Великого поста можно. |
6-я неделя Великого поста | Также есть обычай совершать во время Великого поста особые службы, не входящие в богослужебный цикл. |
Что за день Прощёное воскресенье и как правильно извиняться 17 марта, перед началом Великого поста | Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье. |
Вход Господень в Иерусалим. Неделя 6-я ваий
В своём слове настоятель напомнил о старательном прохождении поприща Великого поста. В своём слове настоятель напомнил о старательном прохождении поприща Великого поста. Сегодня, 27 апреля, в Лазареву субботу состоялось заключительное в Великом посту Таинство Соборования. Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). Весь Великий Пост Церковь пыталась пробудить в нас покаянное чувство.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
В последний день Масленицы у многих возникает соблазн наесться и напиться перед постом — это неправильно и нехорошо. Николай Савченко Священник Если вы думаете, что в Прощёное воскресенье ни в коем случае нельзя убираться, вы несколько заблуждаетесь, и вот почему. С Прощёного воскресенья начинается Великий пост — время, когда люди чувствуют себя слабее, чем обычно. Поэтому все старались убираться заранее, особенно те, кто постится очень строго. Николай Савченко Священник Можно ли печь блины на Прощёное воскресенье? В Прощёное воскресенье нужно подготовить организм к началу поста, поэтому лучше отказаться от продуктов животного происхождения. Можно приготовить лёгкие блинчики из нута с грибной начинкой.
Можно ли поминать усопших в Прощёное воскресенье? Поминать усопших в воскресенье перед началом Великого поста можно. Более того, у тех покойных, кто был вам очень дорог, можно попросить прощения через молитву. Почему надо просить прощения в Прощёное воскресенье? Верующие в Прощёное воскресенье просят друг у друга прощения, чтобы с лёгким сердцем войти в Великий пост.
Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц. Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни. Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской. Мирянам разрешают послабления, они могут готовить блюда на растительном масле без ограничений. Сливочное масло, даже топленое, запрещено в постные дни. Этот скоромный продукт можно подавать на стол только в Пасху. Вино можно пить в умеренном количестве по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение. От кофе с молоком придется воздержаться либо заменить коровье молоко на кокосовое или овсяное. Во время поста в сутки рекомендуется выпивать полтора-два литра чистой воды. Мозг часто ошибочно воспринимает жажду за голод. Как только возникает желание перекусить, нужно выпить стакан воды. Это предотвратит переедание. Нельзя употреблять животные жиры, яйца и продукты, для производства которых они используются. Из рациона исключают молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметану, сыры, сливочное масло. Следует ограничить пищу с интенсивным вкусом: слишком соленую, сладкую, пряности. Фаст-фуд, шоколад, сдоба — под запретом. Что делать, если угощают непостной пищей Во время Великого поста верующий может оказаться в гостях, где будет накрытый скоромными продуктами стол. В виде исключения можно попробовать пищу, запрещенную в пост, чтобы не обидеть хозяев. После стоит помолиться, покаяться и продолжить следовать посту. Рыба и морепродукты во время Великого поста Рыба разрешена в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем можно полакомиться рыбной икрой, но не рыбой. Можно ли есть в пост другие морепродукты? Мнения об этом расходятся. Кто-то считает, что и рыбу, и все прочие морепродукты можно есть лишь два раза за время поста. Другие уверены, что морепродукты допустимы во все субботы и воскресенья Великого поста. В этом вопросе нужно ориентироваться на свое здоровье и образ жизни. В любом случае необходимо придерживаться главного правила поста — употреблять простую пищу.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Великолукского епархиального управления; протоиерей Димитрий Соловьев, настоятель храма святителя Тихона в Кунье; клирики Свято-Вознесенского собора г. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей Парфенов , заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления. Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор Свято-Вознесенского собора г. Великие Луки под управлением Натальи Матвеевой.
Началась последняя подготовительная неделя перед Великим постом Началась последняя подготовительная неделя перед Великим постом опубликовано Мар 13, 2024 217 11 марта 2024 года Русская Православная Церковь вступила в Сырную седмицу неделю , или Масленицу — последнюю подготовительную неделю перед Великим постом. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за стол?
Службы Великого поста в 2024 году
В канун Недели 6-й Великого поста, праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), 27 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе. Служба часов Великим Постом намного длиннее, чем в обычные дни из-за включенных в нее кафизм Псалтири. Сегодня, 27 апреля, в Лазареву субботу состоялось заключительное в Великом посту Таинство Соборования. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая.
Состоялось последнее в Великом посту Таинство Соборования
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года | 17 марта - называется Прощеным воскресеньем или воспоминанием изгнания Адама из рая. |
О службах первой недели Великого поста | У православных начинается Великий пост. |
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году | С наступлением вечера (около 18 часов) начинается чтение Деяний апостолов, а за полчаса до полуночи перед Плащаницей, лежащей посреди храма с Великой пятницы, служится пасхальная полунощница. |
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? | В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. |
Вход Господень в Иерусалим (избранные проповеди)
Великий пост — Русская вера | В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. |
Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций | На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста, а также читается житие преподобной Марии Египетской. |
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва? | Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаяни. |
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? | Спасительные дни Великого Поста завершаются Великим Двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим. |
Священник назвал ТОП-4 важных дела, которые нужно сделать перед Пасхой | Для постной Триоди и Великого поста — она последняя и оканчивается пятком (пятницей) перед Лазаревой Субботой. |
Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций
А примирившись, испросив прощения, как не сесть за стол? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк.
В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году. Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia, то есть молочные продукты. Причём, в отличие от поста, воздержание не отменялось и в воскресные дни великого поста. Исключения, всё же, допускались, и часто давались диспенсации , разрешающие вкушать lacticinia при условии совершения какого-нибудь благочестивого дела.
В Германии такие диспенсации были известны, как Butterbriefe, считается, что благодаря им там было построено несколько церквей. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане по этой же причине раньше называлась La Tour de Beurre то есть «масляная башня». Позднее, однако, большинство запретов были сняты, так что к началу XX века сохранялся лишь запрет на употребление мяса по пятницами и в некоторые другие дни года. В 1966 году Папа Павел VI в своём Motu proprio «Paenitemini» ввёл новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: в Пепельную Среду и Великую Пятницу. Разумеется, подобные правила следует рассматривать, как минимум, который не препятствует желающим брать на себя дополнительные ограничения не обязательно связанные с пищей на этот период. Кроме того, многие традиционалисты соблюдают дореформенный пост, который, применительно к Великому посту, выражается обычно в посте шесть дней в неделю кроме воскресений и дополнительно в воздержании в пятницу и не везде в субботу. Подготовка править Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту недель воскресений и седмиц имеет своё название [13] : Основная статья: Неделя о Закхее В первую неделю подготовки к посту Церковь призывает христиан по примеру Закхея проявить свободное волеизъявление, чтобы приблизиться к Богу.
Низкорослый Закхей грешен и ограничен, но его желание превосходит и побеждает всё это. Он усилием привлекает внимание Иисуса Христа , приводит Его в свой дом. Основная статья: Неделя о мытаре и фарисее За три седмицы до Великого поста Церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На утрени после чтения 50-го псалма читаются особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие недели до пятой недели Святой Четыредесятницы включительно. Церковь призывает верных к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя мытарь был оправдан Богом, а возвышающий себя фарисей — осуждён. В ознаменование того, что слепое следование букве закона устава несёт духовный вред, в последующие среду и пятницу пост отменяется. Следующая седмица поэтому называется «сплошной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, по уставу разрешается вкушать скоромную пищу [14].
Типикон Гл.
Благословен Грядущий Приходящий во имя Господне! Но не для славы пришел Господь накануне еврейской Пасхи в Иерусалим, а для того, чтобы претерпеть Крестную смерть для спасения людей.
История празднования По традиции Святого Града, существовавшей еще до Х в. На Руси верующие идут в храм на вечернее праздничное богослужение с веточками вербы. Этим растением заменяют пальмовые ветви, которые не растут в наших краях.
Верба раньше всех распускается весной, ею сама природа возвещает нам победу жизни над смертью как образ Воскресения Христова.
Церковное богослужение в дни Великого поста значительно более продолжительное за счет земных поклонов и дополнительного чтения кафизм. Уменьшаются всякая пышность и торжественность, священнослужители облачаются в темные, траурные ризы, Царские врата открываются реже, освещение ослабляется. Литургия по будням не служится, великопостная утреня вместе с полунощницей занимают по времени не менее пяти-шести часов. В содержании богослужения господствуют покаянные воспоминания и покаянные молитвы.
Вечером на первой седмице читается Великий покаянный канон Андрея Критского , который замечателен тем, что является самым объемным из всех существующих канонов и состоит из 266 тропарей. Этот канон раскрывает нам библейскую историю Ветхого и Нового Завета, рассказывает как о грешниках, так и о праведниках, через страх Божий и покаяние удостоившихся райского блаженства. В пятницу первой седмицы после заамвонной молитвы совершается молебен с освящением колива кутьи в память о чуде святого великомученика Феодора Тирона. Он явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию с предупреждением о злокозненном намерении царя Юлиана-отступника, пожелавшего насмеяться над христианами и повелевшего окропить идоложертвенною кровью все съестные припасы на рынках Константинополя. По совету святого великомученика христиане отказались от покупок на торге и довольствовались в этот день коливом, то есть вареным зерном из прежних своих запасов.
Святые воины Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания, гонимого иконоборцами. Икона «Торжество Православия». Византия, Константинополь, 14 в. Во второе воскресенье Великого поста совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля.
Третья неделя Великого поста — крестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг. В четвертое воскресенье Великого поста прославляется преподобный Иоанн Лествичник , который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути.
Преподобный Иоанн Лествичник В четверток на утрени пятой недели Великого поста — особого рода служба, которая называется «Марьино стояние». В этот день полностью читается весь великий канон Андрея Критского с земными поклонами, общее число которых по Триоди — 798. Читается также житие преподобной Марьи Египетской, удивительным образом показывающее, как из самой бездны падения можно достигнуть равноангельской чистоты. Следующая воскресная служба посвящается памяти преподобной Марии. Далее — Вербное воскресенье и Страстная седмица, которая считается уже отдельно от прочих дней Великого поста и последовательно говорит нам о крестных страданиях и Воскресении Спасителя.
Богослужения Великого поста в 2023 году
Первая Неделя воскресенье Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским 842 — 846.
Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся.
В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению. Григорий Палама Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца XIV в. Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае.
Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста. Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.
Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти.
Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова. Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.
Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению крещению. Иоанн Лествичник В богослужении четвертой Недели воскресенья Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.
Сегодня, 27 апреля, в Лазареву субботу состоялось заключительное в Великом посту Таинство Соборования. По-особенному звучат слова Таинства Соборования в день празднования Воскрешения Лазаря. В православном катехизисе говорится: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. То есть совершаемое в этом Таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но меняет само отношение к болезням и страданиям.
Новость Благовещение: история, традиции, приметы и запреты праздника Богослужения Страстной седмицы особо величественны и украшены целым рядом благоговейных обрядов. В понедельник, вторник и среду совершается литургия Преждеосвященных Даров. Во время службы в эти три дня в храме полностью прочитывается Евангелие и вспоминаются последние беседы Спасителя с учениками и народом. Великий понедельник 10 апреля Утром этого дня Спаситель, желая утолить голод, подошел к одинокой смоковнице, но не нашел на ней плодов, хотя в это время года они должны были быть. Проклиная бесплодную смоковницу, Христос хотел показать, что такой участи могут подвергнуться все, чья вера в Бога видна лишь из слов и наружного благочестия, но не выражена делами. В этот же день Господь рассказал ученикам притчу о злых работниках, которым хозяин поручил заботу о своем винограднике. А они не отдали хозяину созревших плодов и даже его сына, посланного за виноградом, убили. В этой притче изображается ожесточение иудеев, прежде убивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого. В Великий понедельник читаются особые молитвы на начало Чина мироварения. Он совершается только на Страстной седмице, причем не каждый год. Возглавляет чин предстоятель Поместной церкви. В Русской православной церкви — Патриарх Московский и всея Руси. Великий вторник 11 апреля В этот день Сын Божий учил народ в Иерусалимском храме и вел беседу с представителями разных религиозных течений древнего Израиля — фарисеями, саддукеями, иродианами. Отвечая на каверзные вопросы, Спаситель обличает лицемерие и цинизм тех, кто их задавал. На службе поется песнопение «Се Жених грядет в полунощи».
То есть совершаемое в этом Таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но меняет само отношение к болезням и страданиям. Цель Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе. С Лазаревой субботы церковные песнопения начинают вести верующих по стопам Господа. Времени Его земной жизни осталось менее недели.
Звоны Великого Поста
Затем все молившиеся за богослужением были помазаны освященным елеем. После чтения Первого часа Владыка настоятель произнёс проповедь и преподал благословение прихожанам.
Новости classic-editor-remember: classic-editor 21 апреля 2024 года, — в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, — в Иоанновском женском монастыре совершена Божественная Литургия святителя Василия Великого, по окончании которой — Молебен. Святая преподобная Мария Египетская является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника, — неустанными молитвами и покаянием. Всей своей жизнью Мария Египетская засвидетельствовала, что человек действительно является хозяином своей судьбы, и что возможность с Божией помощью изменить себя к лучшему остается у каждого.
Параскевы Пятницы в д. Поречье Димитрия Алексеева.
По окончании Божественной литургии епископ Сергий обратился к верующим с Архипастырским словом и поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин.
Рыбные блюда только в определенные дни. Но главное, как напоминает церковь, не ограничения в пище, а в особом внимании к жизни духовной, к своим ближним и тем, кто нуждается в заботе и помощи.
Лазарева Суббота
Как готовились и проводили Великий пост на Руси По уставу Русской православной церкви, во время поста следует воздерживаться от употребления мясной и молочной пищи. В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. – Великим постом три недели подряд мы поминаем наших усопших. Третий важный аспект – очистить душу, соблюдая правила Великого поста не только в физическом, но и в духовном плане.
С чего нужно начать Великий пост
- Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
- Великий пост: зачем он нужен
- Что за день Прощёное воскресенье и как правильно извиняться 17 марта, перед началом Великого поста
- Курсы валюты:
- Служба перед великим постом.
- Особенности седьмой недели Великого поста
Навигатор Великого поста: не пропустите главное
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08:30 до 16:00. Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09:00 до 17:00. В храме Воскресения Христова подворье Троице-Сергиевой Лавры Таинство Соборования совершается с понедельника по пятницу в 12:00, кроме праздничных дней. Каждую пятницу после Божественной литургии совершается водосвятный молебен.
В одну неделю — у иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в другую — у чтимой иконы святителя Спиридона Тримифунтского.
Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы. Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем.
Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения.
Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют.
В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи.
Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание?
Отсюда вывод: Великим Постом шестопсалмие читается более неспешно, растяжно, чем вне Великого Поста, так что yспевают прочитать 12 yтренних молитв во время чтения всего лишь двyх последних псалмов. Далее — великая ектения, как обычно.
А дальше — важнейшая особенность. Вместо «Бог Господь» со стихами поется «Аллилyиа» со своими стихами. Стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. На самом деле они являются частью 5—й пророческой песнью, которyю, согласно yставy, положено соединять с 5—й песню канона всякой yтрени. Почемy не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилyиа»?
Возглас «аллилyиа» можно перевести как хваление Господy, «слава Богy». Слyжба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественнyю литyргию. Великим же Постом Литyргия по бyдням не совершается о Литyргии Преждеосвященных Даров разговор особый. А раз не совершается Божественная литyргия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтомy пение «Бог Господь» на yтрени было бы не вполне yместно. Поется иное славословие, более общего характера.
Соответственно стихи аллилyария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи yтренюет дyх мой к Тебе, Боже…» На полиелейной yтрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй слyжбы. Божественная литyргия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная. Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литyргии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь». Кроме того, всякая слyжба целостна и было бы нелогично петь на yтрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей.
То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» — псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение — таких слyжбы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литyргии нет: 40 мyчеников и Обретение главы, и то не всегда. Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По сyществy это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по бyдним дням Октоих не поется.
Это так и не так. Действительно, для совершения Богослyжения книга, именyемая Октоихом, не понадобится. Но это не значит, что Октоих не поется — некоторые его тексты все равно использyются за Богослyжением. Во—первых, это Троичны гласа, во—вторых, седальны по первом стихословии yтрени т. Но посколькy этих текстов мало, то целесообразно было бы их заключить в Постнyю Триодь, что и сделано: они напечатаны в виде приложения в Постной Триоди.
Иными словами, некоторые тексты Октоиха использyются, хотя сама книга на великопостном Богослyжении не нyжна. В каждом гласе три Троична. Первый поется просто, второй на «Славy», третий — на «И ныне». Первый Троичен имеет переменное окончание, которое определяется текyщим днем седмицы. Впонедельник Троичен оканчивается: «Предстательствyет бесплотных, помилyй нас», во вторник: «Молитвами Предтечи Твоего помилyй нас».
В средy и пяток: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Понятно, что окончание первого Троична любого гласа зависит от дня седмицы. Во втором Троичне молитвенно призываются все святые: «Молитвами всех святых, помилyй нас» в любом гласе, в любой день седмицы. То есть соблюдена обычная логика: последнее песнопение данной yтрени так или иначе обращено ко Пресвятей Богородице или хотя бы Пресвятая Богородица yпоминается в этом песнопении. Так что третий Троичен справедливо было бы назвать «Троичнобогородичном» по типy Крестобогородична , хотя такого термина и нет.
То есть это некое песнопение, в котором прославляется и Пресвятая Троица, и Пресвятая Богородица. Почемy не поются тропари на «Бог Господь»? Обычно на yтрени на «Бог Господь» поется тропарь святого дня дважды , «Слава, и ныне», тот или иной Богородичен. Нy, с Богородичном понятно: третий Троичен можно yсловно назвать Богородичном. Но почемy не поются тропари святого дня?
Чем «виноват» святой, что его память попала на великопостный период? Дело в том, что в конце второго Троична призываются к застyпничествy за нас все святые, а значит и святой данного дня. Вот почемy пение отдельного тропаря этомy конкретномy святомy является излишним. Так что в Богослyжебном yставе все оправдано. Читаются кафизмы по особомy yставy, отличномy от того, о котором рассказано раньше.
Слyжба простая, без славословия, а значит, малых ектений по кафизмах нет.
Неделя Первая — «Торжество Православия». Воспоминание победы над ересью иконоборцев, а также день торжества православного богословия — пути спасения. Неделя Вторая — «Светоносная» или свт. Григория Паламы. Этот святитель писал о том, что сильно развитое духовное состояние человека позволяет увидеть своими глазами фаворский свет.
Неделя Третья — «Крестопоклонная». На этой неделе совершается поклонение Животворящему Кресту Господню, символу победы над дьяволом, над страстями.