Новости сколько гоголю лет

В этом году 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых мистических и загадочных писателей русской литературы — Николая Васильевича Гоголя. Твиттерские открыли для себя единственное прижизненное фото писателя Николая Гоголя, сделанное в Риме в 1845 году.

Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения

Валерий Мельников / РИА Новости. 1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Гоголя (1809-1852). Николай Гоголь умер за месяц до своего 43 -го дня рождения – писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено.

Когда и во сколько лет умер Николай Гоголь?

Главная» Новости» Сколько лет будет гоголю в 2024. В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет. А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем». 1 апреля (20 марта ст. ст.) 1809 года, 215 лет назад, родился классик отечественной и мировой литературы Николай Васильевич Гоголь. В начале 1831 года Гоголь был адъюнктом (то есть аспирантом) Санкт-Петербургского университета. 19 марта 1849 года Гоголь праздновал свое 40-летие у С.Т. Аксакова.

1 апреля 1809 года родился Николай Васильевич Гоголь

Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. 7 февраля 1852 года Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). В начале 1852 года Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том «совершенно окончен». Николай Васильевич Гоголь скончался 4 марта 1852 года в доме на Никитском бульваре в Москве.

Гоголь Николай Васильевич

Болезнь помешала ему тогда осмотреть древности побережья и внутренней области полуострова. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов благодаря его загадочности. Много лет историки не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: зачем он сжигал свои рукописи, откуда он черпал вдохновение и почему так скоропостижно ушел из жизни. Будущий гений русской классики родился в Полтавской губернии. Его настоящая фамилия Яновский. Однако, чтобы придать себе важности и выделиться из толпы, писатель решил взять фамилию деда Афанасия Демьяновича — Гоголь-Яновский, поскольку тот был дворянином. Писатель носил такую фамилию до 1830 года.

Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем. Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости». В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг.

После неудачи он пробовал стать актером и был на прослушивании у директора Императорских театров Сергея Гагарина.

Но писателя не взяли. Гоголь вспоминал: «Мысли тучами налегают одна на другую, не давая одна другой места. Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире». Летом 1829 года он уехал в путешествие по Германии. Осенью 1829 года Николай Гоголь вернулся в Петербург. Денег не хватало, и он устроился помощником столоначальника в департамента уделов. Писатель был коллежским асессором — самый младший чин в Табели о рангах. Гоголь писал матери: «После бесконечных исканий, мне удалось, наконец, сыскать место, очень, однако ж, незавидное.

Но что ж делать? За помощью Гоголь обратился к матери: «Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья… какие платья были в их время у сотников, их жен, у тысячников, у них самих, какие материи были известны в их время, и все с подробнейшею подробностью». В 1830 году в журнале «Отечественные записки» писатель опубликовал повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст сильно отличался от оригинала: издатель Павел Свиньин отредактировал произведение на свой вкус. Постепенно Гоголь все больше писал для журналов. В 1831 году в «Литературной газете» вышли материалы «Несколько мыслей о преподавании детям географии» и «Женщина», а в альманахе «Северные цветы» появились главы исторического романа «Гетьман». Владельцем обоих изданий был Антон Дельвиг. Поэт ввел молодого автора в литературный круг и познакомил с Василием Жуковским и Петром Плетневым.

Писатели помогли найти Николаю Гоголю новую работу: он стал учителем в женском Патриотическом институте, а в выходные давал частные уроки детям знатных дворян. Параллельно литератор работал над серией повестей об Украине. Действие книги происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжете повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами, которые были в ходу у селян. Сборник сразу же стал популярным и получил хорошие отзывы читателей: автора хвалили поэты Александр Пушкин, Евгений Баратынский , Иван Киреевский и многие другие. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность!

Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу. Уже в 1832 году Гоголь выпустил второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Новая книга повторила успех. Гоголя приглашали на все литературные вечера, он часто виделся с Александром Пушкиным. Летом 1832 года писатель решил проведать родных и по пути впервые побывал в Москве , где познакомился с публицистами Сергеем Аксаковым и Михаилом Погодиным, актером Михаилом Щепкиным. Из дома Гоголь писал: «Приехал в имение совершенно расстроенное. Долгов множество невыплаченных.

Пристают со всех сторон, а уплатить теперь совершенная невозможность». В 1834 году писателю предложили место адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. Николай Гоголь согласился. Днем он читал лекции о Средневековье и периоде Великого переселения народов, вечером — изучал историю крестьянско-казацких восстаний в Украине. Все свободное время писал. В 1835 году вышел еще один сборник Гоголя под названием «Арабески», который объединил произведения разных жанров. Одной из самых популярных в книге стала статья «Несколько слов о Пушкине». В ней Гоголь проанализировал его творчество и назвал Пушкина первым русским национальным поэтом.

В «Арабесках» напечатали и первые петербургские повести Гоголя: «Портрет» , «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект». В сборнике также были статьи на историческую тематику: «Взгляд на составление Малороссии», «О преподавании всеобщей истории», «Ал Мамун» и другие. Через месяц после сборника «Арабески» у Гоголя вышла еще одна книга — «Миргород». Это было продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: писатель использовал элементы украинского фольклора, а само действие происходило в Запорожье. Во время работы над произведениями Гоголь использовал свои научные наработки. Так, «Тарас Бульба» был основан на материале о крестьянском восстании 1637—1638 годов, а прообразом главного героя стал атаман Охрим Макуха. Весь тираж сборников «Арабески» и «Миргород» быстро раскупили. Критик Виссарион Белинский писал: «Его талант не упадает, но постепенно возвышается.

Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика». В 1835 году Николай Гоголь начал писать «Мертвые души».

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Николай Гоголь, писатель В 1836 году Гоголь закончил комедию и прочитал ее в гостях у Василия Жуковского. Писателю посоветовали обязательно поставить пьесу в театре.

Однако добиться разрешения на спектакль удалось только с протекцией Жуковского: комедия не проходила цензуру, и поэту пришлось лично уговаривать императора. Спустя несколько месяцев Гоголь приступил к репетициям в Александринском театре в Петербурге. Он рисовал схемы расположения актеров на сцене, давал рекомендации режиссеру и художникам по костюмам. На премьеру комедии в мае 1836 года пришел император Николай I вместе с наследником Александром. Постановка настолько понравилась государю, что он велел в обязательном порядке посетить ее министрам.

Гоголь вспоминал: «Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях; полицейские против меня; купцы против меня; литераторы против меня. Бранят и ходят на пиесу; на четвертое представление нельзя достать билетов. Если бы не высокое заступничество государя, пиеса моя не была бы ни за что на сцене». Через несколько недель комедию сыграли и в Москве.

Там ее ставил друг Гоголя — актер Михаил Щепкин. В это же время вышел первый выпуск журнала «Современник» , издателем которого стал Пушкин. В номере напечатали повесть Николая Гоголя «Нос» о чиновнике, который в одно утро потерял нос, а с ним и возможность повышения. Здесь же вышло произведение «Коляска». По сюжету вечером помещик Чертокуцкий расхвалил экипаж и пообещал продать его генералу, а утром от стыда спрятался от покупателя: карета оказалась «самой неказистой».

Свою поездку он объяснял так: «После разных волнений, досад и прочего мысли мои так рассеяны, что я не в силах собрать их в стройность и порядок. Он побывал в Швейцарии, затем переехал в Париж. Там Гоголь продолжил писать роман «Мертвые души», на который у автора не хватало времени в Петербурге. В феврале 1837 года погиб Пушкин. Писатель тяжело переживал смерть поэта.

Полковник Андрей Карамзин писал: «Трогательно и жалко смотреть, как на этого человека подействовало известие о смерти Пушкина. Он совсем с тех пор не свой. Бросил то, что писал, и с тоской думает о возвращении в Петербург, который опустел для него». Однако вместо России Гоголь поехал в Италию. Там в 1841 году он закончил первый том романа «Мертвые души» и, чтобы напечатать произведение, через несколько месяцев вернулся в Москву.

Писатель поселился в доме у историка Михаила Погодина. Цензура допустила «Мертвые души» к печати весной 1842 года. Обложку для издания Гоголь оформил сам. История Чичикова, которые ездил по России и скупал у помещиков бумаги на умерших крестьян, вызвала разные отклики читателей. Друг Николая Гоголя Сергей Аксаков вспоминал: «Все слушатели приходили в совершенный восторг, но были люди, которые возненавидели Гоголя… Так, например, я сам слышал, как известный граф Толстой-Американец говорил… что он «враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь ».

Всего Гоголь задумывал написать три тома «Мертвых душ». Писатель ориентировался на идею Данте Алигьери : Чичиков, подобно герою «Божественной комедии», во время путешествий должен был измениться и пересмотреть свои понятия о нравственности. В 1842 году вышло еще одно произведение Гоголя — повесть «Шинель». Действие происходило в Петербурге. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин целыми днями переписывал бумаги за маленькое жалованье.

Однажды у него порвалась шинель, и служащий стал копить на новую: прекратил пить чай, ходил дома в халате, чтобы не износить другую одежду. Однако, когда он наконец скопил и купил новую шинель, «какие-то люди с усами» отобрали ее на улице. В июне 1842 года Гоголь снова уехал за границу. Рим, Дюссельдорф, Ницца, Париж — писатель часто переезжал. В это время он работал над вторым томом «Мертвых душ».

Гоголь писал: «Критика теперь сама должна отплатить мне за все, что я потерял через нее. А потерял я очень многое; ибо бойкость и оживленный огонь, которые были во мне, прежде нежели мне было известно хоть одно правило искусства, уже несколько лет ко мне более не являлись». В 1845 году у Гоголя случился душевный кризис. В порыве он сжег второй том «Мертвых душ» и все свои рукописи. Практически перестал писать друзьям, а в 1848 году отправился в Иерусалим.

Гоголь вспоминал: «Еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима. У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия». В 1849 году писатель вернулся в Россию и принялся по памяти восстанавливать утраченный том «Мертвых душ».

Гоголь Николай Васильевич

По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье все более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 он в первый раз был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Погодиным, Максимовичем, Щепкиным, С.

Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Уже вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы». Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было уже иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса.

Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая деятельная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить планы жизни. С конца 1833 он увлёкся мыслью столь же несбыточной, как были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёное поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь думал основаться вместе с ним в Киеве, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве ему представлялись, наконец, русские Афины, где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории, а вместе с тем изучать украинскую старину.

К его огорчению, оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете, конечно, благодаря влиянию его высоких литературных друзей. Он действительно занял эту кафедру; раз или два ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. Это была, конечно, большая самонадеянность; но вина его была не так велика, если вспомнить, что планы Гоголя не казались странными ни его друзьям, в числе которых были Погодин и Максимович, сами профессора, ни министерству просвещения, которое сочло возможным дать профессуру молодому человеку, кончившему с грехом пополам курс гимназии; так невысок был ещё весь уровень тогдашней университетской науки. В 1832 году его работы несколько приостановились за всякими домашними и личными хлопотами; но уже в 1833 он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника.

Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Потом в том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя.

Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637-38 гг. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина 1836 и Плетнева 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина 1842.

К 1834 относят и первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая наконец той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Известно, что основной сюжет «Ревизора», как и сюжет «Мёртвых Душ», был сообщён Гоголю Пушкиным; но понятно, что в том и другом случае все создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена согласно с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая.

Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми лучшими элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Это последнее впечатление было, вероятно, не вполне понятно Гоголю: он не задавался ещё столь широкими общественными стремлениями или надеждами, как его молодые почитатели; он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразили те вопли осуждения, которые поднялись против него. Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора».

В 1833 году он поглощён был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз «Женитьба», первые наброски которой относятся к тому же 1833, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый усиленными работами последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решился отдохнуть вдали от этой толпы общества, под другим небом.

Смерть Николая Васильевича Гоголя Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел религиозный страх и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжёг их. Наутро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом гр. Толстому и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в мрачное уныние, перестал принимать пищу и умер через несколько дней [прим. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, и на его памятнике помещены слова пророка Иеремии: «Горьким моим словом посмеюся».

По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после исследований останков его тела, было видно, что его тело передвинулось с места. Версию о летаргическом сне опровергают воспоминания скульптора Николая Рамазанова, делавшего посмертную маску Гоголя. По другой версии смерть Гоголя была ни чем иным, как завуалированным самоубийством, интерпретируемым церковью как подвиг спиритуализма — торжество духа над плотью. Николай Васильевич Гоголь Примечание к биографии: [прим.

VuDu] — О некоторых псевдонимах автора: 1 псевдоним «пасичник Рудый Панько», включает в себя и псевдоним «Рудый Панько». Первый вариант был применён Гоголем при издании «Вечеров на хуторе близ Диканьки», несколькими годами позже, в сборнике «Новоселье», ч. II, за 1834 год, выходит «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», имевшая подзаголовок «Одна из неизданных былей пасичника Рудого Панька», где автором указан «Рудый Панько», что формально даёт причину для выделения схожего псевдонима, что и сделано в отдельных источниках; 2 отдельные письма Гоголя подписаны инициалами «Н.

Затем увлёкся игрой в театре, но актёрская карьера не задалась. Тогда молодой человек устроился на службу в Министерство уделов, однако работа чиновника казалась ему монотонной и давалась плохо. Писательство стало для Гоголя единственной возможностью самовыражения.

В 13-летнем возрасте Гоголь после занятий с преподавателем поступил в гимназию высших наук в городе Нежин.

Особым прилежанием будущий писатель не отличался. Он не любил точные науки и латынь, на уроках предпочитал читать под партой книги. По-настоящему увлекали юного Николая только занятия русской словесностью и рисованием. Он восхищался творчеством поэта Александра Пушкина, начал сочинять стихи для своего рукописного журнала «Звезда». В это же время Николай Гоголь страстно увлекся театром. Он не только играл роли в гимназических постановках, но и выбирал произведения, готовил декорации. В комедии Фонвизина «Недоросль» Гоголь воплощал на сцене образ госпожи Простаковой.

Многие считали, что у него актерский талант и прочили театральную карьеру. Есть свидетельства, что гимназисты прозвали будущего классика «таинственный Карла» в честь героя одноименного романа в оригинале — «Черный карлик» Вальтера Скотта. Юный Гоголь любил посмеяться над товарищами и передразнивать их, но злости в нем не было, угрюмая внешность соседствовала с внутренней отзывчивостью. Жизнь Гоголя в Петербурге: неудачи и начало писательской карьеры После окончания гимназии, в конце 1828 года Гоголь переехал в Петербург. В городе на Неве ему долго не удавалось найти подходящую службу, не приняли его и театральным актером. В 1829 году в журнале «Сын Отечества» опубликовали его стихотворение «Италия». Ободренный этим он решил напечатать под псевдонимом поэму «Ганц Кюхельгартен», которую написал еще во время учебы в гимназии.

Однако современным критикам произведение с наивным сюжетом о противоборстве любви и мечты не понравилось, и Гоголь сжег все нераспроданные экземпляры. В 1829 году Николай Гоголь поступил на место помощника чиновника. Должность была незавидная и малооплачиваемая: он занимался приемом жалоб и разбором документов. Зато в это время литератор изучил нравы и жизнь чиновников, что пригодилось ему позже для описания своих персонажей. В свободное время Гоголь продолжал писать, публиковать свои произведения в журналах и альманахах. Ему помогли поступить на работу учителем в женский Патриотический институт. Описанные события разворачиваются в Малороссии, родных для автора местах Миргородском районе Полтавской губернии.

Повседневная деревенская жизнь селян переплетается с мистическими мотивами. Сборник получил хорошие отзывы читателей и литераторов того времени.

Его пьеса «Ревизор» с момента написания никогда не сходила с российских театральных подмостков. Крылатые фразы из этой пьесы помнят многие из нас, например: Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Как публицист и духовный наставник предстает перед нами Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями». В ней читатель видит совсем другого, неизвестного для себя писателя… Однако менее всего известны читателю те страницы биографии Николая Васильевича Гоголя, которые связаны с посещением им Оптиной пустыни, его перепиской с Оптинскими старцами, изучением святоотеческой литературы творений Отцов Церкви — выдающихся церковных писателей прошлого. Владимир Алексеевич Воропаев о влиянии на Гоголя святоотеческих трудов писал: «В один из приездов в Оптину он прочитал рукописную книгу — на церковнославянском языке — преподобного Исаака Сирина… ставшую для него откровением».

Мог ли Гоголь принять монашеский постриг? Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в скит? Как к монашескому служению в последние годы жизни Гоголь относился к творчеству. В «Авторской исповеди» он говорит о своем писательстве: «это составляло единственный предмет всех моих помышлений, когда я все прочее оставил, все лучшие приманки жизни и, как монах, разорвал связи со всем тем, что мило человеку на земле, затем, чтобы ни о чем другом не помышлять, кроме труда своего». Венцом творчества Гоголя становятся «Размышления о Божественной Литургии» — поистине труд монаха в миру.

Гоголевская Россия в лицах: 215 лет Н.В.Гоголю

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь (1777—1825), умер, когда сыну было пятнадцать лет. Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777—1825), умер, когда сыну было 16 лет. Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение й Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы П.

Николай Васильевич Гоголь

Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу. Уже в 1832 году Гоголь выпустил второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Новая книга повторила успех. Гоголя приглашали на все литературные вечера, он часто виделся с Александром Пушкиным. Летом 1832 года писатель решил проведать родных и по пути впервые побывал в Москве , где познакомился с публицистами Сергеем Аксаковым и Михаилом Погодиным, актером Михаилом Щепкиным.

Из дома Гоголь писал: «Приехал в имение совершенно расстроенное. Долгов множество невыплаченных. Пристают со всех сторон, а уплатить теперь совершенная невозможность». В 1834 году писателю предложили место адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. Николай Гоголь согласился. Днем он читал лекции о Средневековье и периоде Великого переселения народов, вечером — изучал историю крестьянско-казацких восстаний в Украине. Все свободное время писал.

В 1835 году вышел еще один сборник Гоголя под названием «Арабески», который объединил произведения разных жанров. Одной из самых популярных в книге стала статья «Несколько слов о Пушкине». В ней Гоголь проанализировал его творчество и назвал Пушкина первым русским национальным поэтом. В «Арабесках» напечатали и первые петербургские повести Гоголя: «Портрет» , «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект». В сборнике также были статьи на историческую тематику: «Взгляд на составление Малороссии», «О преподавании всеобщей истории», «Ал Мамун» и другие. Через месяц после сборника «Арабески» у Гоголя вышла еще одна книга — «Миргород». Это было продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: писатель использовал элементы украинского фольклора, а само действие происходило в Запорожье.

Во время работы над произведениями Гоголь использовал свои научные наработки. Так, «Тарас Бульба» был основан на материале о крестьянском восстании 1637—1638 годов, а прообразом главного героя стал атаман Охрим Макуха. Весь тираж сборников «Арабески» и «Миргород» быстро раскупили. Критик Виссарион Белинский писал: «Его талант не упадает, но постепенно возвышается. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика». В 1835 году Николай Гоголь начал писать «Мертвые души». Сюжет произведения подсказал Пушкин: во время кишиневской ссылки ему рассказали про помещика, который выдавал умерших за беглецов.

Спустя несколько месяцев Гоголь уже читал поэту первые главы произведения. Из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»: «Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении он же был охотник до смеха , начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия! Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать. Николай Гоголь, писатель «Собрался собрать все дурное в России»: комедия «Ревизор» Осенью 1835 года Николай Гоголь уволился из университета.

Он решил профессионально заняться литературой и попробовать сочинить пьесу. Писатель обратился с письмом к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию… Духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта! Ради бога, ум и желудок мой оба голодают». Поэт рассказал Гоголю историю о господине, который выдал себя за высокопоставленного чиновника. Она и легла в основу комедии «Ревизор». По сюжету коллежский регистратор Хлестаков проиграл деньги в карты и случайно оказался в уездном городе.

Городничий, смотритель училищ, почтмейстер, судья и многие другие служащие приняли его за ревизора. Они старались скрыть реальное положение дел и давали Хлестакову взятки. В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Николай Гоголь, писатель В 1836 году Гоголь закончил комедию и прочитал ее в гостях у Василия Жуковского. Писателю посоветовали обязательно поставить пьесу в театре. Однако добиться разрешения на спектакль удалось только с протекцией Жуковского: комедия не проходила цензуру, и поэту пришлось лично уговаривать императора. Спустя несколько месяцев Гоголь приступил к репетициям в Александринском театре в Петербурге.

Он рисовал схемы расположения актеров на сцене, давал рекомендации режиссеру и художникам по костюмам.

Однако всё создание, начиная от плана и до последних мелочей, было плодом собственного творчества Гоголя. Это была скрупулёзная работа по определению плана и деталей исполнения, существует целый ряд набросков. Поэтому первая печатная форма комедии появилась только в 1836 году. Первыми слушателями комедии были Пушкин, Вяземский, Тургенев, которые посоветовали писателю обязательно поставить пьесу в театре. Однако цензура долго не пропускала пьесу к постановке. Только после обращения Жуковского к императору было дано разрешение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем, то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест. Через несколько недель пьесу сыграли и в Москве.

Её поставил друг писателя актёр Михаил Щепкин. В это же время выходят первые номера пушкинского «Современника». Здесь появляется рассказ Гоголя «Нос» о чиновнике, который потеряв нос, потерял шанс на повышение. В этом журнале был напечатан и его рассказ «Коляска». Адреса в Санкт-Петербурге Ниже представлены адреса в Санкт-Петербурге, по которым в разные периоды жил Николай Гоголь: Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9.

За границей Портрет Гоголя Фёдора Моллера начало 1840-х годов В июне 1836 года Гоголь выезжает за границу, где он с перерывами пробыл почти 10 лет. За границей он жил в Германии, Швейцарии, в Париже провёл время с А. Там же встретился и сблизился с А. Всё это время он продолжает работу над «Мёртвыми душами». В феврале 1837 года погиб Пушкин, писатель очень переживал смерть поэта. Он собирался вернуться в Петербург, который со смертью Пушкина совсем опустел для него, но вместо этого писатель отправился в Италию. В марте 1837 года он был в Риме. Город ему очень полюбился своей древней историей, памятниками архитектуры, картинными галереями. Он любил показывать Рим приехавшим к нему друзьям.

Здесь же в Риме он закончил «Шинель», написал «Ацунциату», позже переделанную в «Рим». В 1841 году он закончил первый том «Мёртвых душ» и вернулся в Москву, чтобы опубликовать произведение. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё, как и в случае с "Ревизором, убедили писателя в его огромном влиянии и власти над умами современников. Эта мысль стала постепенно складываться в своё пророческое предназначение и использование этого пророческого дара на благо общества. После долгих бюрократических проволочек цензура допустила к печати первый том «Мёртвых душ» весной 1842 года. Всего Гоголь задумывал написать три тома романа, герой его романа Чичиков во время путешествий должен был нравственно измениться, подобно герою «Божественной комедии» Данте. Это последнее пребывание за границей стало переломным моментом в его душевном состоянии, в нём сильнее развивается религиозно-мистическое направление. В это время он работает над вторым томом «Мёртвых душ». В 1845 году во время сильнейшего душевного кризиса он сжёг второй том романа, а также все свои рукописи.

Практически перестал писать друзьям, а в 1848 году отправился в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господнему, однако это не принесло ему того, что он ожидал. В 1849 году писатель вернулся в Россию и по памяти начинает восстанавливать сожжённый том «Мёртвых душ», по своему обыкновению, он много раз переделывал написанное.

После окончания гимназии в 1828 году уехал в Санкт-Петербург, где пытался опубликовать свою поэму «Идиллия в картинках», которая вызвала у публики смех и снисходительность. После этого Николай Васильевич пытался поступить на сцену в качестве драматического актера, но снова неудачно. В конце 1829 года Гоголь служил в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел. В промежутке с 1830 по 1831 год работал в департаменте уделов.

Данный опыт подарил писателю разочарование в государственной службе и тягу к литературе. В 1832 году вышли знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки», после чего Гоголь стал знаменитым и уехал в Москву. В это время у него начинаются трудности с цензурой. Гоголь все больше увлекается историей, и несколько раз пытался преподавать в университетах, но его не брали. Немного позже, стал адъюнкт профессором на кафедре всеобщей истории. Параллельно с этим пишет повести, у которых имелся свой стиль, ярким тому примером стало произведение «Нос» и «Тарас Бульба».

Когда Гоголь написал «Ревизора» реакция на его творчество оказалась неоднозначной.

В истории русской литературы, пожалуй, трудно найти фигуру более загадочную. Неподражаемый художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям и биографам писателя. Ещё при жизни его называли монахом, шутником, мистиком, подчёркивая, что в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое. Талант Николая Васильевича Гоголя проявился в различных сферах литературы. Он был прозаиком, драматургом и публицистом.

В его произведениях заметен уникальный стиль, который объединяет реализм, фольклорные мотивы и глубокое понимание русской души. Помню я свои школьные учебники — Гоголь только реалистом в них и был.

Николай Гоголь. Свет и тени - программа Леонида Млечина

1 апреля 2024 года исполнилось 215 лет со дня рождения 7 февраля 1852 года Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), умер, когда сыну было 15 лет. Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий