Считается, что праздник Масленицы возник как обряд поминания умершей Мораны (зимы-стужи). Почему христиане празднуют Масленицу? Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды.
Традиции и обряды праздника
- Почему христиане празднуют Масленицу? - Открытая Дубна
- Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве? — (не)Культурные заметки на
- История праздника
- Когда отмечают Масленицу
- Масленица!
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Масленичные обряды очень разнообразны и многогранны, а истоки праздника лежат в глухой древности. Первый день масленичной недели называется «Встреча» — это встреча Масленицы. Почему не «Блинница»?Масленица — народное название православной Сырной недели, которая готовит верующих к Пасхе. Такая же кукушечная петрушка приключилась и с ведическим праздником, который сейчас называется Масленицей.
Sorry, your request has been denied.
В четверг устраивали любимую всеми игру — взятие снежной крепости, проводили кулачные бои. Пятница или «Тещины вечерки». В этот день к зятю на блины с ответным визитом шла теща. Причем она могла взять с собой подруг или родственниц. Суббота или «Золовкины посиделки». К молодой жене брата приходили его сестры, которых она должна была порадовать подарками. Также девушка могла пригласить в гости своих подруг. Воскресенье «Проводы» или «Прощеное воскресенье». День, когда необходимо просить прощения у живых и усопших, а также у животных. Это последний день народных гуляний и Масленицы.
В воскресенье сжигали чучело и развеивали пепел над огородами. Источник: konkurs. С приходом Православия на Русь церковь пыталась бороться с пережитками язычества. Но изжить этот праздник не удалось. Все, чего смогли добиться — сократить празднование с 14 до 7 дней.
Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно.
Строили его обычно на площади или на реке. Состоял городок из двух стен с воротами между ними. Стены были из снега, облитого водой. Участники — молодые мужчины — делились на две команды. Защищали ворота пешие, они оборонялись ветками, мётлами, лопатами, засыпали атакующих снегом. А вот атаковали на конях. Взять городок — значило разрушить его. Игра иногда заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для запретов. А ещё именно в этот день устраивали кулачные бои. По правилам в «кулачке» нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжёлое, бить ниже пояса и по затылку. Сходились на реке, бились «сам на сам» или стенка на стенку. Без травм здесь тоже не обходилось. Считается, что смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение конфликтов между людьми. А ещё есть версия такая: предки наши верили, что, пролив кровь во время кулачной битвы, они приносят жертву духам, которые некоторое время после этого их просто не будут тревожить. Пятница — «тёщины вечёрки». В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Накануне вечером зять должен был лично пригласить тёщу, а на следующее утром прислать за ней специальных парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось тёще почестей. Отсюда и поговорка пошла: «У тёщи зятек — любимый сынок». Только вот угощение было за счёт приходящей стороны. С вечера тёща должна была послать в дом зятя и дочери всё необходимое для выпечки от сковородки до масла и муки. Суббота — «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если сестра мужа ещё не успела обзавестись семьей, то в гости приглашали незамужних подруг. А если золовка уже была замужем, то невестка собирала замужнюю родню. Иногда невестка со своими родственниками сама отправлялась в дом сестры мужа. Считается, что слово «золовка» произошло от слова «зло». Сёстры мужа недоверчиво относились к молодой жене своего брата, вели себя с ней достаточно сурово, иногда даже несправедливо. На Масленицу можно было исправить положение, одарив подарками золовок и превратив их из «золовушек — змеиных головушек» в своих подруг. Воскресенье — «проводы». Этот день ещё называют целовальником и Прощёным воскресеньем.
Сёстры мужа недоверчиво относились к молодой жене своего брата, вели себя с ней достаточно сурово, иногда даже несправедливо. На Масленицу можно было исправить положение, одарив подарками золовок и превратив их из «золовушек — змеиных головушек» в своих подруг. Воскресенье — «проводы». Этот день ещё называют целовальником и Прощёным воскресеньем. Это кульминация всей масленичной недели. В воскресенье начинали готовиться к Великому посту. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться со своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали и чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. Почему блины? Блины на Масленицу, бесспорно, являются основным блюдом: румяные, поджаристые, хорошо промасленные, с начинками или без. Блины на протяжении целой недели едят много, вдоволь и впрок. Долгое время считалось, что блин — это символ солнца, он такой же румяный и круглый, да и многие масленичные обряды связаны с солнцем, ведь именно благодаря ему оживает природа. Однако сейчас в большем почёте другая версия: блины никогда не были символом солнца у славян. В Древней Руси это был поминальный хлеб, который пекли, чтобы чествовать своих умерших предков. Он был круглый, что означало нескончаемость бытия, тёплый — символизирует земную радость, сделан из муки, воды и соли, то есть живой. В первый день Масленицы блин клали на чердачное окошко, чтобы души усопших смогли полакомиться. Или же давали блины нищим, чтобы те поминали умерших. Так и говорилось: «Первый блин — за упокой». Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Почему праздник назвали Масленицей? Название «Масленица» неслучайно. В последнюю неделю перед постом нельзя есть мясо, а вот молочные продукты, в том числе и масло, которым обильно поливали блины — главное праздничное блюдо, ещё не под запретом. Правда это название появилось не сразу, есть мнение, что первоначально праздник назывался «мясопуст». Многие исследователи считают, что история возникновения Масленицы берёт начало с античности. И действительно, праздник, аналогичный славянским проводам зимы, существовал ещё в Древнем Риме. Кстати, слово «карнавал», по одной из версий, происходит от carnem levare, что означает воздержание от мяса буквально «мясо, прощай» , что созвучно второму старинному названию русской Масленицы — мясопусту. Зачем сжигают чучело Масленицы?
Заигрыш и разгуляй: как встречали весну на Руси
Масленицей называется старый славянский праздник. Он получил название в честь обильной масляной еды, которой полагалось угощаться в течение всей недели. Однако некоторые обряды Масленица позаимствовала у Власьева дня — коровьего праздника. Масленица называется в разных областях и сейчас по-разному: Масляница, Масленая, Блинница, Блинщина, Блиноедка, Прожорница, Прожорная неделя, Объедуха, Колодий, Целовальница, Коляда масленая и Сырная неделя. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. Последний, седьмой день Масленицы стали называть Прощеным воскресеньем. И называется эта неделя масленичной.
Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице
Почему Масленица так называется? | Масленица — древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. |
Масленица - языческий праздник? | В настоящее время в каждой стране праздник Масленицы называется и отмечается по-разному. |
Почему Масленица называется Масленицей? История праздника Масленица | Раньше на Руси Масленица называлась мясокапустной седмицей и сырной неделей, но потом видоизменила название на современный лад. |
Народные традиции и приметы на Масленицу. Почему 28 февраля нужно съесть много блинов | И называется эта неделя масленичной. |
Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице | Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды. |
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве?
Заигрыш и разгуляй: как встречали весну на Руси | Какие есть дни Масленичной недели, как они называются (название и описание): Каждый день Масленицы носит свое название и имеет свои традиции. |
Sorry, your request has been denied. | Большинство масленичных традиций связаны с языческими культами, но сейчас праздник у многих людей ассоциируется с началом православного Великого поста. |
Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять | Итак, нет никаких причин считать масленичные торжества древним языческим праздником. |
Масленница. История праздника и традиции. | Образовательная социальная сеть | Почему Масленица так называется? Придётся к слову, что одна из версий происхождения названия праздника появилась после принятия христианства, когда наши предки пекли блины и поливали их внушительным количеством масла. |
Масленичная неделя: ежедневные традиции и обряды
Похожим на то, во что сейчас верят буддисты. То есть считалось, что Душа, очистившись в Нави, возвращается в Явь для нового круга совершенствования. Так что поминки по Морене был весьма весёлым славянским праздником. Праздник Масленицы имеет свое, сакральное значение. Почему Масленица длится не один день Потому что на самом деле это два славянских праздника.
Праздники славян — это время единения с природой, а не «выходные дни, спущенные сверху». Четыре основных славянских праздника: зимний Солнцеворот праздник Коляды, Бога молодого Солнца , весеннее равноденствие праздник Ярилы, Бога Страсти и Плодородия , летний Солнцеворот праздник Купало, Бога летнего Солнца , осеннее равноденствие праздник Авсеня-Святовита, Бога-Первопроходца. Праздник Масленицы продолжается несколько дней, потому что это два славянских праздника Праздник Закликания Весны-Лёли и прихода Ярило-Солнца После поминок Мары-Морены, которые длились неделю до весеннего равноденствия, и называемых раньше праздник Комоедицы, а сейчас праздник Масленицы, начиналась неделя славянского праздника, знаменующая приход Весны. Где Лёля, там и Ярило, чем не красивая пара!
Деревце устраивали на возвышенном месте, называемом обычно Ярилиной плешью. Готовили место тщательно, убирали снег, утаптывали до ровной площадки. Зовут люди Лёлю и Ярило, устраивают гуляние с песнями да хороводами, пекут куличи, баранки, пряники—жаворонки и печенье, напоминающее солнышко, жгут костры. Славянский праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, свершение еще одного круга Жизни.
О самом празднике говорить можно много! Масленица столь важна, что одной статьи здесь недостаточно. Потому прочтите ещё о том, как проходила сама встреча весны. После праздника Масленицы начиналась неделя славянского праздника, знаменующего приход весны Что изменится, если мы будем знать языческие праздники?
Я не люблю, когда мне указывают календарный день, в который я должна плакать или смеяться. Даже если вокруг это делают толпы с пустыми глазами и румяными щеками. Даже если так распространена нынче несвоевременная Масленица в начале марта или даже конце февраля. Масленица, Комоедица, Проводы Зимы могут оказаться просто льдинками, повисшими в пустоте.
Попробуем разобраться. Что мы празднуем? Пожалуй, только в этом вопросе царит единодушие.
Масленицу на Руси отмечали ещё до христианства, тогда праздник называли по-другому, и не исключено, что тоже по-разному, в зависимости от местности. Как и многие другие языческие народы, древние славяне провожали зиму и встречали весну. Есть мнение, что раньше праздник совпадал с днём весеннего равноденствия.
Теперь отмечается в зависимости от даты празднования Пасхи — за семь недель. В церковном календаре такого праздника, как Масленица, не существует, этот период называется Сырная седмица — период перед Великим постом. Масленица — это своеобразный рубеж, после которого, считали предки, всё на Земле начинало оживать и входить в новый цикл развития.
Природа пробуждается от зимнего сна, скоро начнутся полевые работы, и снова появляется надежда на урожайный, сытый год. На Руси на Масленицу сватали невест и заключали браки — это считалось благоприятным временем для создания новой семьи. Главные развлечения — катание на санях, катание с горок и кулачные бои.
Причём, как правило, особенных ограничений не было. Один из иностранцев, побывавших в Москве времён Ивана Грозного, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от Масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют». Дни недели Собственно, «своевольствовать» начинали не сразу.
Вся неделя делится на два периода: узкую и широкую Масленицу. Узкая — это первые три дня понедельник, вторник, среда , когда ещё можно было работать, заниматься хозяйством. С четверга начиналась широкая Масленица — основное веселье.
Ну и кроме того, каждый день масленичной недели имеет своё особое название. Понедельник — «встреча». В этот день при посещении родных обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей.
К этому дню достраивались снежные горы, устанавливали качели, карусели и балаганы на площадях. В понедельник же из соломы, старой одежды и других подручных материалов делали чучело Масленицы, которое затем насаживали на кол и возили в санях по улицам. Хозяйки в этот день приступали к выпечке блинов, дело это было ответственное.
Накануне вечером женщины втайне от домашних выходили готовить опару во двор при свете месяца, добавляя в тесто снег. При этом следовало произносить волшебную присказку: «Месяц, месяц, золотые рожки, загляни в окошко, подуй на опару». Вторник — «заигрыши».
В этот день начинались сами гулянья и игры, что было прекрасным поводом познакомиться с будущим женихом или выбрать себе невесту. На заигрышах с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься с горок а устраивали их часто во дворах и поесть блинов. Ну а те пары, которые недавно поженились, должны были доказать окружающим, как они любят друг друга должны были целоваться и обниматься.
Катание с горок в этот день было со смыслом — считалось так: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный и масло хорошо будет сбиваться.
Масленичная неделя длилась с понедельника по воскресенье, но праздновать ее начинали даже раньше. Известно, что наши предки перед Масленицей отмечали Пеструю, или Мясопустную неделю. Называли ее так, потому что постные дни и дни, когда можно было употреблять в пищу мясо, чередовались — получался такой «пестрый» период. Жениться на этой неделе считалось недобрым знаком — свадьбы переставали играть вплоть до Пасхи.
Конец Пестрой недели — время активной подготовки к Масленице. В субботу устраивали поминальные обеды, а в воскресенье все отправлялись друг к другу в гости, чтобы пригласить родственников, друзей и близких отпраздновать вместе. Традиции Масленицы По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела. Каждый день этого праздника уникален и наполнен глубоким смыслом. У каждого из них свое название и ритуалы, которые непременно нужно было исполнять.
Понедельник — встреча. В этот день заканчивали подготовку развлечений, ходили по гостям и выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших. Фото: Тимур Шарипкулов Вторник — заигрыши или, по-простому, сватовство: в деревне в этот день устраивали смотрины. Время выбрано неспроста — в Великий пост свадьбы играть было нельзя, а вот уже после Пасхи, на Красную горку, можно было и отметить создание новой семьи.
Поэтому молодежь знакомилась на Масленичной неделе с далеко идущими целями. Так что если вы не замужем — обратите внимание на этот факт. Подмигнул вам парень?
Это символизирует уход надоевшей зимы. Люди приветствуют долгожданную весну. До принятия христианства Масленицу праздновали 14 дней, а сегодня она длится неделю. Блины Блины на Руси появились более тысячи лет назад. За это время рецепты их приготовления претерпели множество изменений. По традиции каждая хозяйка располагала своим собственным рецептом приготовления блинов. Они пеклись из разных видов муки с добавлением разнообразных ингредиентов, но всегда оставались любимым угощением в каждом доме.
По сей день блины считаются русским традиционным блюдом. Кушали блины с маслом, сметаной, медом, икрой, рыбой и овощной начинкой. С чем вкуснее трудно сказать — у каждого свое мнение на этот счет. Кто-то ест блины только со сметаной, другие — признают только сладкие начинки, а третьи — обожают с селедкой или красной рыбой. Можно приготовить несколько видов рыбы: соленую красную, селедку, скумбрию горячего или холодного копчения, копченую треску или горбушу — выбор велик. Хороши к блинам различные паштеты, хотя по православной традиции мясо на этой неделе не едят. Сладкоежки предпочитают поливать блины медом, сгущенкой, вареньем или сиропом. На Руси существовал обычай — первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших, или просто клали на окно. Традиции и обычаи К празднованию Масленицы готовились заранее. Люди начинали подготовку с субботы предшествующей недели и праздновали "малую Масленицу".
В старину по традиции юноши собирались в небольшие группы, обходили деревни и собрали лапти, после чего встречали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: "Масленицу ли везешь? Также, перед Масленицей в воскресенье согласно традиции тех времен было необходимо в обязательном порядке посетить родственников, соседей и друзей, а также пригласить их в гости. Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня. В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все в полную силу предавались праздничным утехам. Всю неделю пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях.
Sorry, your request has been denied.
Как назывались дни Масленицы? Это первый день праздничной недели, когда хозяйки начинали печь блины, а шумная молодежь устраивала традиционные катания с ледяных горок. Считалось, что чем дальше сумеешь прокатиться, тем больше в жизни будет счастья. Обязательным атрибутом праздника были качели — катание тоже имело свой символический смысл. Чем выше сумеешь подняться, тем лучше будет урожай в новом году. Это день праздничных гуляний, демонстрации лучших нарядов и обязательное угощение блинами.
Их пекли в каждом доме, хозяйки хвалились своим кулинарным мастерством. Обязательно ходили в гости и звали гостей к себе, не забывали угощать нищих и стариков. Помимо блинов, на стол подавали традиционные оладьи, пирожки со всевозможными начинками. Среди любимых блюд праздника были рыбные расстегаи и другие виды выпечки. Продолжались народные гуляния, массовые катания на санях, всюду звучало пение и смех.
Одной из широко распространенных традиций стало катание на санях вокруг деревни, причем катались обязательно «по солнышку» — по часовой стрелке. Еще одной массовой народной забавой была оборона и взятие снежной крепости, в ней принимало участие все взрослое население. Зять отправлялся к теще на блины, а она старалась как можно лучше встретить и угостить его. В этот день отправлялись в гости к родне, а невестки обязательно приглашали в гости сестер мужа с семьями. Прощеное воскресенье — одна из традиций православной церкви.
В последний день перед началом Великого поста следовало обязательно попросить прощения у родных и близких, а также самому простить все обиды.
Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали. Показательно, что известный фольклорист И. Снегирёв, описывая в своём труде 1838 г.
Он лишь пишет, что в Нерехте Костромская область вечером в воскресенье жгли снопы соломы. Вспоминая в этой связи о соломенных чучелах, которые сжигались или бросались в воду, автор приводит такие примеры из обычаев немецких славян или поляков, но не русских. Некоторые другие авторы XIX в. Современный историк М. Васильев, перепроверив данные по Новгородскому региону, пришёл к выводу , что там такого обычая также не существовало.
Примечателен и другой вывод учёного: нередко этнографы заранее представляют себе те результаты, что хотят найти, и подгоняют ответы своих информантов под шаблонные представления о Масленице. Взятие снежного городка, 1891 Но, хотя мы видим, что сожжение чучела не было непременным атрибутом праздника, без забав с огнём обычно не обходилось. Чаще всего — и это действительно делалось повсеместно на территории России — в последний день Масленицы просто разводились костры. Но и тут наблюдалось большое разнообразие: костры могли жечь за околицей деревни, либо на перекрёстке дорог, либо просто на дороге, костры могли жечь в центре села или где-то на близлежащей возвышенности, костры могли быть передвижными, когда их разводили прямо в санях, либо в санях могли возить бочку, в которой горели дрова, либо могли привязывать к саням ворох горящей соломы и волочить её по селу. Костры могли быть разной формы и величины, иной раз топливом обкладывали дерево или большой куст и сжигали всё вместе.
Пожалуй, только лишь это, как бы мы сказали теперь, файер-шоу да повсеместное обжорство и веселье и можно признать поистине универсальными признаками Масленицы. Другие известные элементы этого праздника были распространены хотя и широко, но всё же не повсеместно. Примечательно, что фольклористам почти не известно каких-то чисто масленичных песен, что также плохо вяжется с мнением о древнем ритуальном характере праздника. Вероятно, преувеличено и значение традиции непременно угощаться на Масленицу блинами. Да, блины были распространённым блюдом, но не везде.
Где-то пекли пироги разной формы и с разной начинкой, где-то пекли хворост, но вообще на Масленицу ели всё, что было запасено на этот случай. Главным было как следует наесться перед долгим и строгим постом. Не будем забывать и о том, что эта неделя называется сырной или масленой, но не блинной.
Горит соломенное чучело, и кажется, даже зима отступила. Весной запахло. Откуда пришел к нам этот веселый праздник и почему он до сих пор так любим в народе? Грузинский, «Масленица», 1889 г.
Фото: общественное достояние Всем известно, что праздник этот еще нашими предками сильно уважаем был — славянами. Назывался он, по разным преданиям, еще Комоедицы. Ком — медведь. Весной батюшка-медведь просыпался, и тут ему в подношеньице — вкусные блинки с маслом на ветвях развесили хозяйки, чтоб было чем полакомиться. Вот откуда пошло выражение: «Первый блин комам». Съест медведь такой блин — теплый, вкусный — и станет добрее. Медведь у многих славянских племен был тотемным животным.
Его уважали, боялись и считали заступником. Поэтому и подкормить ранней весной было обычным делом. Почему же Масленица? Масло к концу зимы прогоркало, поэтому от него старались избавиться, не экономя, сдабривали им кушанья.
Ты всегда знаешь, что старое закончится, начнется новое, а традиционные ритуалы дают ощущение спокойствия. Эти ощущения складывались веками в языческом обществе и передавались через поколения. Христианской церкви просто не удалось поменять мышление людей настолько сильно. Поэтому решили поступить мудрее — «подогнать» языческую Масленицу под христианские каноны. Масленица при христианстве Для христианства смысл, который закладывали язычники в Масленицу, не применим. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени.
Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также отрицается идея одушевленности материальной природы. Но праздник все-таки решили оставить и заменить его на Сырную седмицу. Это название, правда, в народе не сильно прижилось, но священнослужители и верующие воспринимают масленичную неделю именно как Сырную седмицу. Хотя есть мнение, что эти два праздника нужно разделять и не смешивать. Это время подготовки к Великому посту. Считается, что это не праздничные дни, а скорее очистительные.
Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице
На Масленицу принято вспоминать усопших и ходить на кладбище. Поэтому поминальные блины как нельзя кстати соответствуют сущности Масленицы. Первый этап был подготовительный к основным торжествам. Родители давали детишкам лет десяти блины и отпускали на улицы. Те скакали на кочерге или метле и кричали «Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное! Иногда дети собирали лапти и встречали путников, возвращающихся из городов. Приезжих спрашивали: «Везешь ли Масленицу? Узкая Масленица — это первые три дня Масленичной недели.
В понедельник, вторник и среду народ заготавливал дрова, пёк блины, убирал избы. В четверг все бытовые хлопоты бросались и стартовали гуляния. В этот день наступала Широкая Масленица. Как отмечали Масленицу на Руси?
Узкая Масленица начиналась со встреч сватов. Родственники договаривались о совместном праздничном застолье, обговаривали список гостей и так далее. К вечеру начинали печь блины. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших.
Мужчины плели соломенное чучело, насаживали его на кол и возили в телеге по улицам. Во вторник начинались смотрины. Родители подбирали детям достойные партии именно на Масленицу, так как считалось, что тогда свадьба выпадет на первое воскресенье Пасхи — Красную горку. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!
Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название и свой строгий, хотя и различающийся в деталях в разных местностях, обрядовый регламент [7]. Понедельник — «встреча».
Отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. Вторник — «заигрыши». Холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу. Среда — «лакомка». Тёще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В среду принято было посещать тёщу, отсюда и пошло знаменитое «к тёще на блины».
У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства.
Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей. В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре.
Пепел чучела закапывали на полях, чтобы там вырос хороший урожай. Со временем традиции потеряли языческое значение, хоть и сохранились до наших времен. Например, сжигание чучела осталось символом проводов зимы и прихода весны, а не жертвой ради плодородия земель и хорошего урожая. Еще один атрибут Масленицы, который сохранился до наших дней — блины. Раньше это угощение готовили, чтобы поминать усопших, затем оно стало символизировать солнце. Сейчас тоже пекут блины, чтобы поминать предков, но на Масленицу для большинства это просто вкусное угощение Масленицу празднуют не только в России и странах СНГ. У каждого дня Сырной седмицы были свои традиции и ритуалы, которые люди строго соблюдали.
Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества.
Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.
Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы.
Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45].
Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46].
Почему христиане празднуют Масленицу?
Как назывались дни Масленицы? Расскажем, откуда взялся этот весёлый праздник, почему он так называется, как отмечали его в стародавние времена и какие из кулинарных традиций наших предков живы по сей день. 2 Почему называлась Комоедица и откуда появились другие названия? 3 Чем языческое празднование Масленицы отличалось от православного праздника?
Рецепты блинов
- Золотой век
- Почему Масленица так называется?
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- Какого числа Масленица в 2024 году
- Масленичная неделя: ежедневные традиции и обряды
Новости страны Северной
Любопытные факты о Масленице | По популярности в области обрядов праздник Масленицы занимает у россиян второе место после украшения новогодней елки. |
Заигрыш и разгуляй: как встречали весну на Руси / Новости города / Сайт Москвы | Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. |
Масленица — почему так называется? | Образ жизни - 23 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - |
Народные традиции и приметы на Масленицу. Почему 28 февраля нужно съесть много блинов | Как называются дни Масленицы и кто к кому ходит в гости? |