Так описывает последние дни великой артистки Майи Плисецкой самый близкий ей человек Родион Щедрин, с которым она прожила вместе 57 лет. Фото – РИА Новости. 20 ноября 1925 года родилась великая Майя Плисецкая. Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями.
Майя Плисецкая много лет была на особом контроле у КГБ
Тетя познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда Майе исполнилось 7 лет, тётя отвела её в хореографическое училище. С 1941 по 1942 год девочка с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске, именно там состоялось ее первое выступление с номером «Умирающий лебедь». В 1943 году девушка окончила Московское хореографическое училище, там она обучалась у Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой, была принята в труппу Большого театра.
Ей было 89 лет… Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище. Годы учебы пришлись на тяжелое время: отец и мать Плисецкой были репрессированы, затем началась война и Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию. В июне 1941 года Плисецкая удачно дебютировала на сцене филиала Большого театра города Свердловска в выпускном концерте училища. В апреле 1943 года балерина, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра.
Там ей постепенно стали давать ведущие партии. Педагоги хореографического училища вспоминали, как к ним привели девочку, рыжую, как морковка, всю в веснушках, очень талантливую и очень самостоятельную. Все делала по-своему. Теперь так танцуют во всем мире.
Несмотря на суровые реалии жизни и ужасы тех лет, московская балетная жизнь не останавливалась, театр жил насыщенной жизнью, раскрашивая ее разноцветными красками. Учеников хореографического училища активно вовлекали в репертуар Большого театра. Юной балерине Майе Плисецкой доверили танцевать партии в балетах «Спящая красавица» и «Снегурочка», она охотно репетировала также и главные партии. Но больше всего она получала удовольствие от танцев божественной Галины Улановой, за которой наблюдала, затаив дыхание, спрятавшись за арабеску.
Голос диктора. Она впервые исполняет партию Одетты вместе с Галиной Улановой в балете Чайковского "Лебединое озеро". Это уникальные кадры 1947 года. Еще не сделав ни одного движения, она уже завораживала зрителей.
Ее волнующие руки, неистовые прыжки доводили зал до исступления. Чайковского - свою первую главную партию - балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре.
Дочь врага народа Майя Плисецкая. Отца к тому времени уже расстреляли. Если бы не вмешательство родственников, Майя и ещё один её брат Александр непременно отправились бы в детский дом.
Майя Плисецкая. И она даже вернулась домой раньше срока, воссоединившись со своими старшими детьми прямо накануне войны. Они все вместе отправились в эвакуацию, но Майя вернулась через год, не желая пропускать больше обучение в хореографическом училище. Каждый её выход на сцену становился событием, зрители не могли пошевелиться, завороженно глядя на танцующую Майю Плисецкую. Она ездила на гастроли с Большим театром в социалистические страны, но вот дальше её не пускали.
По мнению балерины, её внесли в списки невыездных после гастролей в Индии в 1953 году. Без права на выезд Майя Плисецкая. Учитывая тот факт, что с Майей Плисецкой многие хотели пообщаться, она очень нервничала из-за невозможности без всяких согласований поговорить с индийскими актёрами. Да что там поговорить, она и выйти-то из номера самостоятельно, без сопровождения, не имела права.
В 1941 году грянула Великая Отечественная война. Труппа Большого театра и преподаватели хореографического училища были эвакуированы в разные города, а Плисецких отправили в Свердловск, где не было ни преподавателей, ни возможности заниматься балетом.
В конце 1942 года Майя «убежала» в Москву, где даже во время войны продолжались занятия в хореографическом училище. А на следующий год у нее был выпускной экзамен, во время которого Майя с блеском исполнила роль Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот». Вскоре ее приняли в труппу Большого театра, где она со временем стала не только прима-балериной, но и балетмейстером. В своих воспоминаниях Плисецкая пишет, что успех к ней пришел после исполнения роли в «Шопениане». И произошло это потому, что уже тогда, в самом начале карьеры артистки балета, проявился и ее талант балетмейстера. В пике каждого прыжка она намеренно старалась на мгновение задержаться в воздухе.
Об этой маленькой «хитрости» она написала в своей книге «Я, Майя Плисецкая». Именно этот трюк зрители встречали бурными аплодисментами. Майе Плисецкой стали предлагать сольные роли, сначала небольшие, а потом и главные. Она блистала в «Дон Кихоте», «Лебедином озере», «Лауренсии» и многих других спектаклях. В 1953 году Майя Плисецкая гастролировала в Индии, а потом ее не стали выпускать за границу, она стала «невыездной». И только твердый характер Плисецкой, ее целеустремленность не дали ей сломаться в это суровое для нее время.
А через несколько лет Плисецкой стало известно, что ее подозревали… в работе на разведку Великобритании. Зрители видели ее парящей над сценой, счастливой и удивительно красивой, собранной и такой страстной в своем танце, в любой роли, но мало кто знал, с какими трудностями ей пришлось столкнуться в своей жизни, какие преграды пришлось преодолевать… Майя Плисецкая опередила свое время как минимум лет на 50, танцевала на сцене так, словно летала над ней, как птица.
Фотоподборка: прима-балерина Большого театра СССР Майя Плисецкая
В Москве в день рождения Майи Плисецкой прошло торжественное открытие сквера имени прославленной российской балерины. В мае 2021 года будет шесть лет, как умерла великая российская балерина Майя Плисецкая. Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи.
Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Майя Плисецкая (род. 20 ноября 1925 года, Москва, СССР) — балерина, педагог, балетмейстер, хореограф, актриса. Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Майи Плисецкой. В субботу 2 мая на 90-м году жизни в Германии скончалась известная отечественная балерина Майя Плисецкая.
Скончалась великая балерина Майя Плисецкая
Что говорила Майя Плисецкая о Волочковой, как о балерине? | Прошло ровно 96 лет со дня рождения советской и российской балерины, балетмейстера, хореографа, киноактрисы, примы-балерины Большого театра СССР Майи Плисецкой. |
МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ — | 2 мая на 90-м году жизни в Германии скончалась знаменитая русская балерина Майя Плисецкая. |
Майя Плисецкая много лет была на особом контроле у КГБ - 7Дней.ру | Майе Плисецкой было 89 лет. Майя Плисецкая — прима-балерина Большого театра, Народная и Заслуженная артистка. |
Скончалась известная балерина Майя Плисецкая - Православный журнал «Фома» | Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. |
Плисецкие-Мессерер из рода литваков
Майя завораживала весь мир, но учителям дерзила с первых же уроков | Правмир | Великая балерина Майя Плисецкая однажды на вопрос, чего она опасалась сильнее всего в мире, кратко ответила: "родственников". |
Майя Плисецкая: «Многие с радостью пришли бы на мои похороны» | Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. |
Танец длиною в жизнь: история самой известной советской балерины Майи Плисецкой | Конфликт Плисецкой и Григоровича, главного балетмейстера, с которым много лет отчаянно спорила балерина, разрешился предсказуемо. |
Танец длиною в жизнь: история самой известной советской балерины Майи Плисецкой | Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой назвал кончину легендарной балерины Майи Плисецкой великой трагедией. |
Что говорила Майя Плисецкая о Волочковой, как о балерине?
В мае 2021 года будет шесть лет, как умерла великая российская балерина Майя Плисецкая. Уже в 1943 Майя Плисецкая выпускается из училища и становится балериной Большого театра. 2 мая 2017 года исполнится два года, как от нас ушла великая балерина Майя Плисецкая. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Волочкова назвала себя преемницей Майи Плисецкой Москве подарят скульптуру легендарной балерины Плисецкой. 2 мая 2015 года в Германии от сердечного приступа скончалась советская и российская балерина Майя Плисецкая.
Читайте также
- «Личная жизнь Майи Плисецкой». Документальный фильм
- «Удочеренная» дочь балерины
- Майя Плисецкая: своим талантом парящая грация покорила весь мир
- Майя Плисецкая: дело о тайной дочери балерины - Умная
- Форма поиска
Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Генеральские и дипломатические жены, они и на сцене демонстрировали вольницу: с комсомольским энтузиазмом лихо крутили фуэте и бросались в двойные рыбки на руки партнера, забыв о выворотности и прочих балетных азбучных истинах. Плисецкая танцевала так, как танцуют в XXI веке. По меркам своего времени необычно высокая при росте 165 см , пропорциональная, с аристократически посаженной головой на прекрасной длинной шее, мягкими удлиненными мышцами ног, она обладала координацией, "пушечным" прыжком, динамичным вращением, гигантским шагом. Но специфика балета заключается в том, что природные возможности человека, уникальные в своем поколении, уже для следующего превращаются в банальные, а то и недостаточные.
Поэтому записи великих танцовщиков даже недавнего прошлого обычно вызывают мучительное недоумение - вместе с физическими данными меняются и эстетические критерии. Случай Плисецкой исключителен - даже сегодня запись ее "Лебединого озера", сделанная в 1957-м, фрагменты "Дон Кихота" и "Лауренсии" 1963-го захватывают, как живые спектакли. Во многом благодаря тому, что ее природа обогнала остальных на полвека.
И все же самое важное - в том, что Плисецкая, племянница Асафа и Суламифи Мессереров, великих звезд Большого, родилась с главным принципом московского балета в крови: танцуют - как и прыгают - не мышцами, не физическими данными, а характером. Танец для Плисецкой был не профессией, а состоянием духа Характер помог балерине не сломаться, когда она была отлучена от первых триумфов советского балета за рубежом. Но первый же выезд на Запад - это был тур Большого театра по Соединенным Штатам в 1959 году - ввел ее в круг небожителей, где обитали Уланова, Дудинская, Шовире, Маркова, Фонтейн.
Возглавлявший балет парижской Opera Сергей Лифарь, принадлежащий двум культурам, русской и французской, писал: "Майя - прекрасная дочь Терпсихоры. Я зачарован ее искусством, ее незабываемым исполнением "Умирающего лебедя". Эмоции и Техника сплелись в ней в общую Гармонию Прекрасного.
Так нас учили любить, чувствовать и понимать Моцарт и Пушкин". Вне сцены Плисецкая ломала все представления о советских гражданах. На гастролях она погружалась в ту жизнь, которой обычно не видели советские командировочные даже за границей.
Характер Плисецкой позволил ей не только самой оценить западный балет, но и добиться роли, о которой мечтала.
Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала. Майя Плисецкая, «Я, Майя Плисецкая» В 1941 году Майя Плисецкая танцевала на выпускном вечере училища: участвовать можно было и младшим классам. На концерте была и Рахиль Мессерер, которую к тому времени освободили. Плисецкая не могла заниматься и играть на сцене: в Свердловске не было ее педагогов, здесь не ставили балеты. Но вскоре в эвакуацию приехала Суламифь Мессерер с идеей спектакля «Лебединое озеро». В ее балете Майя Плисецкая вновь исполнила партию Умирающего лебедя. В следующем году на выпускном экзамене в училище она на «отлично» исполнила роль Повелительницы дриад из балета «Дон Кихот». И вскоре ее приняли в труппу Большого театра.
Первое время девушке не давали главных ролей: она была артисткой кордебалета и получала минимальную зарплату. Успех пришел к Плисецкой, когда она сыграла в балете «Шопениана». Я за две репетиции с лёта выучила прыжковую мазурку в «Шопениане» и станцевала ее с громовым успехом. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу. Успех был взаправду большой. На следующие «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел «на Плисецкую». В следующем году она впервые исполнила партию Китри в «Дон Кихоте», которая стала одной из самых известных в репертуаре балерины. На этой премьере присутствовал 13-летний Рудольф Нуриев. Спустя годы он вспоминал: «Я не плакал, я рыдал.
Рыдал от счастья. Вы устроили пожар на сцене». Зарубежные гастроли и новаторские приемы в Большом театре Много лет Майе Плисецкой не повышали зарплату. Она часто гастролировала по СССР и за рубежом. В 1953 году вместе с другими артистами Большого театра артистку отправили в Индию. Плисецкая общалась с иностранцами, в том числе с премьер-министром Джавахарлалом Неру, а за ней, как тогда было принято, следили сотрудники КГБ. Когда балерина вернулась в Москву, то поняла, что стала «невыездной»: ее не взяли на гастроли в Швейцарию, Францию, Голландию, Китай и другие страны. Майя Плисецкая писала чиновникам, звонила в Министерство иностранных дел, но так и не получила разрешение на выезд: «Две мои «умоленные» телеграммы Хрущеву, письма ему же, Булганину, Шепилову — остались без ответа… Никто из вождей говорить со мной не захотел. Слова не услышала». Позже Плисецкой рассказывали, что в 1958 году в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на разведку Великобритании.
В 1958 году, когда большая часть труппы Большого театра уехала в Лондон, Майя Плисецкая осталась в Москве и решила поставить «Лебединое озеро». В этом спектакле она впервые была балетмейстером и хореографом одновременно. Все билеты на премьеру раскупили: «Что было в конце актов и после последнего закрытия занавеса — описать невозможно. Извержение Везувия», — писала Плисецкая в своей автобиографии. Балерина вспоминала: «Спектакль… даже Хрущева расшевелил. Раскраснелся Никита Сергеевич, улыбается, из ложи не уходит, приветы на сцену шлет». Плисецкую не выпускали из СССР до апреля 1959 года. Американцы встретили знаменитую балерину с восторгом. Партии Майи Плисецкой были построены на новаторских приемах, и публика, которая привыкла к традиционной пышной хореографии этого спектакля, встретила его прохладно. На премьере мы ах как старались!
Из кожи лезли.
Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке» и другие. Однако самой незабываемой ее работой стала роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. После ухода из Большого театра известная балерина работала в Европе. В 1983-1984 годах она была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах - художественным руководителем «Театро лирико насьональ» в Мадриде.
Майя Плисецкая с мамой и папой У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер в девичестве была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей. Семья Маи Плисецкой: с мамой и братом А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными.