Новости неизвестные факты о блокаде ленинграда

Факты о блокаде Ленинграда. Боевые действия в ходе блокады Ленинграда никогда не прекращались насовсем, хоть и стихали время от времени. Блокадный Ленинград: 10 фактов о военных действиях в Северной столице.

Блокада Ленинграда: правда против мифов

Союзники гитлеровцев У немцев в блокаде Ленинграда были союзники. Это итальянцы, испанцы и финны. Италия помогала нацистам своими торпедными катерами на Ладоге. Но действия моряков из Италии во время военных операций на Ладоге не были удачными для них. Испания официально не воевала против Советского Союза во время Второй мировой войны. Историки по-разному оценивают ее действия. Одни отмечают стойкость испанских бойцов, другие, наоборот, рассказывают о массовых фактах дезертирства испанцев и перехода солдат «Голубой дивизию» на сторону советской армии. А Финляндия люто ненавидела нашу страну из-за Советско-финской войны и поэтому с особой агрессией помогала Гитлеру в осуществлении его жестоких планов погубить город Ленинград. Дневники Тани Савичевой Дневниковые записи ленинградской школьницы Тани Савичевой известны на весь мир. Она их вела в годы, когда Ленинград был в блокадном положении. В дневнике девочка рассказывала о том, насколько тяжело всем живется и как один за другим умирали все ее родственники.

Без слез на глазах читать эти записи невозможно. Эти дневники послужили документом на Нюрнбергском процессе как доказательство жестоких злодеяний нацистов. Хотя часть историков подвергают это сомнению и считают советской легендой. В сохранившемся дневнике всего несколько страниц записей. Они сохранились благодаря сестре и брату Тани, увидевшими Победу. А сама Таня умерла от туберкулеза, не дотянув до окончания войны. Сам дневник сейчас выставлен в Музее истории Ленинграда. Кошки против крыс Для ликвидации отрядов крыс завезли четыре вагона кошек. Крысы к тому моменту настолько обнаглели, что уничтожали и без того скромные запасы еды и разносили опасные болезни. Первых кошек привезли в начале 1943 года из крупных сибирских городов.

Затем по окончании блокадных лет завезли еще пять тысяч домашних животных. Люди очень благодарны этим животным и поставили в их честь памятник. На Малой Садовой улице Санкт-Петербурга всегда можно увидеть, как туристы фотографируются возле памятника коту Елисею и кошке Василисе. Эрмитаж Эрмитаж — самый крупный музей Санкт-Петербурга с богатой сокровищницей мировой художественной культуры. В год Великой Отечественной войны более 2 миллионов экспонатов было вывезено за Уральские горы. Эрмитаж перестал функционировать как музей и превратился в бомбоубежище. Но работники Эрмитажа работали, читали лекции, устраивали диспуты на культурные темы, вели научно-просветительскую деятельность. Ни один экспонат не был утерян за годы блокады. После войны начали потихоньку обратно привозить все картины с востока страны. Небольшую часть культурных ценностей пришлось реставрировать.

А в музее начали восстановительную работу. Из бомбоубежища Эрмитаж снова превратился в храм культуры. Сейчас этот музей — гордость России.

Эту веру укрепляли первые попытки деблокады Ленинграда, предпринятые в сентябре-октябре 1941 года, позднее — успех Красной Армии под Москвой, после которого ленинградцы ждали, что вслед за столицей гитлеровцы будут отброшены и от города на Неве. Фронт стабилизировался: кто победил? Фронт под Ленинградом стабилизировался 12 сентября. Немецкое наступление было остановлено, однако гитлеровское командование продолжало настаивать на том, чтобы кольцо блокады вокруг города сжималось теснее, и требовало от союзников-финнов выполнения условий плана "Барбаросса". Он предполагал, что финские части, обогнув Ладожское озеро с севера, встретятся с группой армий "Север" в районе реки Свирь и тем самым замкнут второе кольцо вокруг Ленинграда. Это было следствием предвоенных планов".

Александр Верт Александр Верт, британский журналист, 1943 год Вопрос об объявлении Ленинграда открытым городом никогда не мог возникнуть, как это было, например, с Парижем в 1940 году.

Это была не раздача пайка, а покупка продуктов. При этом карточки далеко не всегда можно было отоварить, доставка не была налажена.

Если карточки — ведь должно быть точно известно, сколько и куда привозить? Больше всего, 20 тонн, передавалось для нужд «ответственных работников». А тресту хлебопечения предлагалось выделить 13,5 тонны.

На 2 февраля 1942 года в учреждениях наркомата торговли находилось 125 автомашин. И это в городе, где жили несколько миллионов человек и работали сотни магазинов, булочных и столовых. А Ленгорисполком тогда обслуживали 348 автомобилей.

Власть заботилась о том, чтобы заводы работали. До людей, работавших на этих заводах, дела было как-то меньше. Вы же понимаете, что сделать танк — это не винтовку отремонтировать.

И огромное количество сырья для работы нескольких гигантских оборонных заводов — как привезти? Что мешало так же возить в Ленинград больше продовольствия, той же муки, по Дороге жизни? И пока они не будут обнародованы, все разговоры — софистика.

Действительно, когда уже была налажена Дорога жизни, по ней возили и людей, и на санях мешки с мукой. И можно было возить продовольствие. Но городское и областное руководство находилось в состоянии коллапса.

Они не знали, за что хвататься. Плюс — равнодушие. Поступает приказ: разобрать и погрузить линии Кировского завода.

Линии поступают на станцию Ленинград-Товарная. Выясняется: вагонов нет, эшелонов нет. Через два дня всё назад — линии монтируются обратно.

Сначала эвакуируются главные сотрудники заводов, инженеры. Потом спохватываются, что станки должен кто-то обслуживать, — инженеров назад. И так везде.

То, что всё-таки успели многое эвакуировать и создать гигантское производство на Урале, — это ценой фантастического героизма работников заводов. Но повторю, что и враг наступал сверхстремительно. Просто руководство — и региональное, и республиканское, и союзное — не было готово к тому, что немец будет продвигаться с такой чудовищной скоростью.

Уже 28 июня пошла подготовка, а в июле — первые эшелоны. Когда нет плана и ты не знаешь, за что хвататься, ты невольно теряешь время. Тем не менее, по официальным данным, удалось эвакуировать более полумиллиона человек.

А люди уже еле ходили. Финляндский вокзал представлял собой нечто страшное. Места не было, люди лежали друг на друге.

Туалетов не было. Воды не было даже для питья. И для одних Дорога жизни оказывалась дорогой смерти, потому что другим нужно было «отчитаться об отправке».

Сергей Яров пишет: «Полумертвых людей гнали пешком по льду Ладожского озера, поскольку не хватало машин… Не была продумана организация обогревательных пунктов по пути следования колонн… Люди замерзали». Толпы бросались под автомобили, безуспешно пытаясь втиснуться в переполненный кузов.

В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население.

По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км.

По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде. Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города.

«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

В дополнение к представленным на выставке фотографиям курсанты подготовили научные доклады, в которых были освещены отдельные события и факты из эпопеи блокадного города, что позволило эмоционально усилить их зрительное восприятие. Тегик чему снится блокада ленинграда, факты о блокаде кратко интересные ленинграда, что делали люди во время блокады ленинграда, блокада ленинграда продуктовые карточки, блокада ленинграда как выживали люди. 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда: коридор шириной 8-11 км, пробитый вдоль Невы, восстановил прямую сухопутную связь города со страной. 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда: коридор шириной 8-11 км, пробитый вдоль Невы, восстановил прямую сухопутную связь города со страной. Интересные факты о блокаде Ленинграда.

Курсы валюты:

  • Курсы валюты:
  • Но ведь блокаду можно было снять раньше?
  • РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА
  • 25 интересных фактов о блокаде Ленинграда
  • Книга памяти блокадного Ленинграда

Восемь малоизвестных фактов блокады Ленинграда

Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев. Фашисты говорили, что Москва — это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.

Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях.

Разбирали письма на почте. Многие мальчики и девочки были награждены медалями. К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. Пискарёвское кладбище в Ленинграде — огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны.

Это Вечный огонь — символ памяти и скорби. Блокада Ленинграда длилась долгих 872 дня с 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и до 27 января 1944 года, когда советские войска в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка освободили город. Единственный путь, по которому поставляли продовольствие и топливо, назывался "Дорога жизни". Путь был проложен через Ладожское озеро. Когда встал вопрос о том, как же поставлять горючее весной, было принято проложить по дну озера стальной трубопровод для перекачки нефтепродуктов. Трубопровод проложили всего за 43 дня под вечными обстрелами гитлеровцев и в непростых климатических условиях. Кировский завод находился всего в 3 км от линии фронта и не переставал работать всю блокаду.

В блокадном Ленинграде, так же как и на фронте, не хватало табака. Тогда ленинградских школьников отправили на сбор кленовых листьев листья клена, осины, березы и дуба использовали как примесь к табачной пыли. Ребята собрали 80 тонн кленовых листьев, которых хватило для всего фронта.

Цифру запретили. В общем, началась определенная травля. Это был такой очень тяжелый период на самом деле", — вспоминает сын историка.

Блокадные коммуникации Другой темой, которой историк посвятил более 20 лет, стали коммуникации осажденного города. Валентин Ковальчук смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения. Но совсем не знали о воздушном мосте, налаженном между Ленинградом и Большой землей. О линии электропередачи с Волховской ГЭС, она питала током ленинградские предприятия и жилые дома; о ледовой железной дороге, проложенной военными строителями и мобилизованными горожанами; о трубопроводе, построенном через озеро всего за месяц — топливо, отправленное по нему, шло на боевые корабли, подводные лодки и в городские котельные. Не знал никто и о подвиге связистов, ценой невероятных усилий и потерь протянувших телефонный кабель по дну Ладоги. Именно Валентин Михайлович первым поведал еще об одной, менее известной ледовой трассе — Дороге Победы.

Это в три раза больше, чем по Ладоге было перевезено", — пояснял в одном из интервью Ковальчук. Выдающийся историк и порядочный человек "Основа истории — факты. И каждый из них должен быть перепроверен. Только так делается настоящая историческая наука" — главный принцип, которого всегда придерживался Валентин Михайлович. Чтобы люди все знали, как это делалось", — утверждал академик РАН и доктор исторических наук Юрий Поляков. Вот, как о нем отзывался писатель Даниил Гранин, автор "Блокадной книги", одного из главных трудов о ленинградской трагедии.

И трудно представить, почему папа этим занялся", — поделился сын профессора президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук. Официальные послевоенные данные: от голода, болезней и бомбежек в Ленинграде погибли 632 253 человека. Цензура жестко пресекала любые попытки оспаривать это. Переломить ситуацию решился только Валентин Ковальчук. Месяцы трудов в закрытых архивах, обработка городских учетных данных, и как итог — научная статья в журнале "Вопросы истории". Они вот взяли документы треста "похоронное дело", они взяли документы по эвакуации, по призыву, мобилизации в армии, и у них получилось, что таких жертв было, наверное, не менее 800 тысяч", — рассказал ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Александр Чистиков. Последствия Публикацию партийные идеологи разгромили после многочисленных жалоб ответственного за снабжение войск Ленинградского фронта и населения города Дмитрия Павлова.

Он обвинил автора статьи в "идеологической диверсии". Была цифра, и он возмутился, что так прекрасно кормили, и так хорошо все было, что не могло столько умереть. И он написал письмо в ЦК. Цифру запретили. В общем, началась определенная травля. Это был такой очень тяжелый период на самом деле", — вспоминает сын историка. Блокадные коммуникации Другой темой, которой историк посвятил более 20 лет, стали коммуникации осажденного города.

Валентин Ковальчук смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения.

Запись из ее дневника 1 октября 1941 года гласит: "Мне предлагали уехать, улететь на самолете в Москву с Ахматовой. Она сама просила меня об этом, и другие уговаривали. Я не поехала. Я не могу оставить Кольку, мне без него все равно не жизнь, не смотря на его припадки доставляющие мне столько муки". Игра завершилась со счетом 1:2 в пользу "Зенита". Несколько футболистов в составе "Зенита" пережили блокаду в своем родном городе. Владислав Радимов, полузащитник сборной России 1990-х годов, отыгравший в "Зените" 6 сезонов: "Сейчас очень трудно себе представить, как это вообще было возможно тренироваться в таких условиях, и физических, когда просто не хватало еды, и моральных, когда вокруг умирали взрослые и дети каждый день.

А тем более побеждать, завоевать кубок, впервые отобрав его у москвичей. И пусть не все футболисты "Зенита" тренировались в своем городе, это можно назвать настоящим спортивным подвигом. Возможно, поэтому, карьеры тех легендарных зенитовцев завершались в 28-30 лет". Взвод писателей Ленинграда 150 писателей и поэтов, членов Ленинградского союза писателей ушли в армию или на флот. Те, кто не подлежал мобилизации 40 человек , ушли в народной ополчение. Это уникальный случай в истории, когда из писателей было сформировано отдельное воинское подразделение-писательский взвод. Взвод вошел в состав Дзержинского полка. Фото: архивы, Википедия, teatrvfk.

Неизвестные факты о блокаде Ленинграда

Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. О пугающих фактах блокадного Ленинграда -— в материале 24СМИ. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го и продолжалась 900 дней и 900 ночей. Есть версия, что именно Нина, вернувшись в Ленинград после снятия блокады, обнаружила дневник младшей сестры в своей рабочей записной книжке. Тегик чему снится блокада ленинграда, факты о блокаде кратко интересные ленинграда, что делали люди во время блокады ленинграда, блокада ленинграда продуктовые карточки, блокада ленинграда как выживали люди.

Что мы еще не знаем о блокаде Ленинграда

Мертвая земля Неизвестные снимки блокадного Ленинграда. Неизвестно, пересмотрел ли режиссёр этой ленты фильмов ужасов или действительно именно так представляет себе жителей блокадного Ленинграда. В 1942 году, когда блокада Ленинграда уже шла полным ходом, пятеро художников-ленинградцев отправились в Москву на выставку, на которой представили свои работы, посвящённые блокадным событиям. К 75-летию полного снятия блокады Ленинграда на сайте Министерства обороны РФ опубликованы рассекреченные документы, касающиеся блокады Ленинграда. Блокадный Ленинград В январе этого года наша страна вместе с Санкт-Петербургом отмечает памятную дату – 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года.

Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР.

Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было.

Брат Миша получил на фронте тяжелое ранение, но выжил. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось — ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. Тани Савичевой не стало. Страницы дневника Тани Савичевой Фото: world-war. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой — стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом. Понравилась статья?

Что, немцы не знали назначения завода? Обязаны были знать. А на 4 км бьет любая пушка. Одна-единственная тяжелая батарея могла разнести Кировский завод в пыль. Почему не разнесла?? Это касается и Ижорского завода. Он тоже выпускал боевую технику, и линия фронта тоже проходила от него в 4—5 км. Вот официальная цифра: на Ленинград упало 148 478 снарядов. Кунгуров пишет: «Дальнобойное орудие большого калибра делает 1 выстрел за 2 минуты. За час — 30 выстрелов. За 8-часовой рабочий день — 240 немецкие солдаты воевали по расписанию. За 900 дней такое орудие делает 216 000 выстрелов». Одна пушка, не напрягаясь, за время блокады могла изрыгнуть вдвое больше снарядов, чем упало на город! А остальные что делали? Вывод: — либо цифра «148 478 снарядов» взята с потолка и сильно занижена, — либо немцы палили по городу лениво, покуривая меж выстрелов. Это можно объяснить так: берегли боеприпасы. Надеялись, что голод и холод убьют ленинградцев бесплатно. Но почему уцелел Кировский завод — я ответить не могу. Страдания и подвиг ленинградцев неоспоримы. Однако в официальной трактовке блокады много странностей. Немцы необъяснимо мало стреляли по городу, заводам и Дороге жизни. Наши произведя гору оружия необъяснимо долго не прорывали 12-километровую полоску. В городе не строили баррикады — то есть почему-то знали, что уличных боев не будет. Что все это значит? Тайный смысл этих событий я пока объяснить не готов.

Снежинки в виде крупинок падали в небольшом количестве. Горшков Дата не установлена. Фото Д. Трахтенберга 9 сентября 1941. Фото Б. Васютинского 1 февраля 1942. На хлеб меняют все, что хотите. На деньги купить что-либо очень трудно. Папиросы «Беломор» — до 60 руб. Пачка табаку 100 гр. Хлеб на деньги — редко 40 руб. На хлеб меняют мыло, спички, свечи, дрова мелкими связками и прочие вещи домашнего быта. Спички за деньги продаются по 10 руб. Табак за деньги не продают. Очень много желающих приобрести жиры масло, сало для больных, но жиров совсем нет… Н. Горшков Февраль 1942. Фото В. Федосеева 1942. Автор не установлен 7 февраля 1942. В течение дня несколько раз прояснялось. Все так же голод, холод, лишения, трупы умерших, брошенные на улицах, во дворах домов, на льду Невы. Без гробов, запакованные в разное тряпье. Пешеходы с исхудалыми лицами едва передвигают ноги.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий