единственная, оставшаяся в живых, представительница семьи отшельников-староверов, найденных советскими геологами в 1978 году в Хакасии в Западных Саянах. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Волгограда - Один из участников передачи — Юрий Юрченко, завотделением скорой помощи Таштагола на вопрос: рассказывала ли ему Агафья Лыкова о том, что с ней случилось, ответил. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Тольятти -
Отшельница Агафья Лыкова отпраздновала новоселье: эксклюзивные фото таежной заимки
Четыре года семья выращивала ячмень не употребив в пищу ни единого зернышка и только на пятый год они сварили первую кашу. С малых лет Агафья помогала родителям по хозяйству в огороде, ходила на охоту и рыбалку вместе с отцом и братьями. Грамоте Агафью научила ее мать, она же и вела счет времени, строго высчитывая все церковные праздники, и никогда не пропускала домашние богослужения. Лыковы ревностно относились к своей вере и строго соблюдали все традиции старообрядцев. Голод тайги В 1961 году случился неурожай, из-за чего всей семье пришлось голодать. Именно голод стал причиной смерти Акулины Карповны. Это трагическое событие никак не сказалось на вероисповедание семьи Лыковых, а лишь сильнее укрепило ее.
После смерти матери ответственность за составление и ведением церковного календаря легла на Савина, он по прежнему точнейшим образом высчитывал пасху, дни поста и прочие религиозные праздники. Молились по старопечатным книгам, имевшимся в семье, не зависимо от занятости семьи молебен осуществлял строго в отведенное время. Опять Агафью нашли в тайге 33 года о семье лыковых не было ничего слышно, и лишь в 1978 году на их жилище случайно наткнулись охотники, и с тех пор был установлен контакт с цивилизацией. К ним начали приезжать различные экспедиции, исследовавшие быт и культуру таежных отшельников. Но уже спустя три года семейство Лыковых начало вымирать один за другим. Первым умер младший брат Агафьи Карповны - Дмитрий в октябре 81го года, еще через три месяца в декабре 1981 года умирает старший брат Савин, а следом за ним спустя 10 дней умирает Наталия Карповна.
Через 7 лет Агафья становится сиротой, 16 февраля 1988 года и отец Карп Лыков. Живя в дали от цивилизации, семья отшельников была лишена защиты от простых болезней и вирусов лишь потому, что в тайге их не было, и организмы старообрядцев были не приспособлены бороться с этими недугами. По мнению ученых именно принесенный из вне вирус поразил всю семью Лыковых. Духовность и затворничество Агафьи В пятилетнем возрасте Агафья прошла обряд крещения, существовавший до раскола церкви в 17 веке, а также выучила церковный устав того времени. Единственным способом, по мнению женщины, сохранить душу и тело - это уединение с природой и отречение от цивилизации. Несмотря на запреты старообрядческой веры по употреблению картофеля, Агафья Карповна Лыкова употребляет его в пищу.
Хотя она чтит законы духовенства и верит, что жизнь остановится без церковнослужителей и все человечество сгинет с лица земли. Тяжелая жизнь в таежном лесу среди гор и рек только укрепила ее веру бога. Основными продуктами пропитания отшельницы являются ягоды, грибы, зерновые культуры и корнеплоды, выращенные на собственном огороде. В рацион Агафьи входит и рыба, пойманная ей лично, а также мясо местных животных. Добывать зверя ее научил отец, от него же и осталось старенькое охотничье ружье. О том, как выращивать и хранить выращенные культуры, в семье Лыковых передавалось из поколения в поколения.
И они не заставили себя долго ждать, особенно после того, как на заимке появилась домашняя скотина. И как часто бывает в подобных ситуациях — трагичное мешается с комичным. Пропала корова у Михаила Скороходова. С утра пораньше, вооружившись, мужики отправились на поиски. Сразу за поскотиной стало ясно — медведь скараулил. По следам определили что да как и куда потащил добычу. Вдруг, слышат, рядышком ботало — бряк-бряк. Странно, столько кровищи, а она брякат.
Мужики, а может это какая-нибудь из ваших, всё же… — Да нет. Мы как прослышали, что твоя пропала — своих из стайки не выпускаем. Так, разговаривая, выходят на небольшую поляну, а там косолапый лежит на спине и подбрасывает коровью голову вместе с боталом, играет. Покидает-покидает и к уху приложит — слушает. Застрелили, конечно. А вот ещё случай. Бабы с ребятишками пошли по ягоды и наткнулись на задранного медведя. Видимо косолапые между собой что-то не поделили, вот один другого и порвал.
Сбегали за мужиками. Те осмотрели поверженного. Шкуру решили снять, а тушу спалить, чтобы не растравливать оставшегося. А вышло наоборот. Следующим вечером, когда семья Лыковых отмолившись села ужинать, до их слуха донеслись непонятные звуки: не то бормотанье, не то шлёпанье губами. Супруг встал из-за стола, открыл дверь — мать ты моя родная! Дверь тут же захлопнул — и на крючок. А тот стоит — спиной дверь подпирает и только: «Мед… мед…».
Тут уж Раиса поняла — что-то неладно. А когда из мужика с выдохом вырвалось: «Медведь! Малые, не поняв, что происходит и почему мама шалит, недолго думая, решили её поддержать — когда ещё за столом побаловаться доведётся. И давай: миской об миску, миской об стол. Такой грохот поднялся! Придя в себя и отдышавшись, глава семейства решил глянуть в окно — не убежал ли зверюга. Облокотившись о подоконник, поднёс бороду к стеклу. А из темноты, с любопытством, смотрит на него хозяин таёжный.
Ну, тут уж началось! Прямо, концерт для него устроили. На шум прибежали соседи и выстрелами отогнали незваного гостя. У Иосифа Лыкова, на ту пору, ружья ещё не было, и дворы на заимке были не так как в деревнях — забор к забору, а поодаль, по-хуторски, не лепились друг к другу — места хватало… Год по году молодым прибавляет, а старикам убавляет. Все были приблизительно одного возраста. Выросшие на природе, с детства у старших в помощниках и по хозяйству, и на охоте, рано освоили науку выживания. К пятнадцати годам юноша мог и дом срубить, и зверя в тайге добыть. Степан вплотную подошёл к этому возрасту — уже на щеках стал пробиваться рыжеватый пушок.
Характером, лицом, статью походил на тятеньку. По всему было видно, что растёт такой же кряжистый, рыжебородый молчун. Дарья в маманьку удалась — рослая, красивая, рано округлившаяся. И внутренний склад, скорее, от Раисы Агафоновны. Вот только к молению и учёбе, хоть и способна была, но не прилежна. Как: ни старались родители — не смогли заронить ей в сердце искры усердия, которые были в Степане и в младших. А обучение в христианской семье начиналось с младенчества. С грудничком на руках становилась мама на утренние и вечерние молитвы.
Первым делом складывала в двуперстие маленькие пальчики и ограждала малютку крестным знамением — держа его ручку в своей руке, накладывала последовательно на лоб, живот, правое и левое плечи. Одновременно читала Исусову молитву. Когда малыш начинал говорить, учили Богородичную и молитву мытаря. На пятом-шестом году приступали к азбуке и грамматике. Затем начальные утренние молитвы, полунощница и большой начал. После этого наступала очередь Нового Завета и Псалтыри. Так закладывались в маленькую голову основы христианской веры. К шести-семи годам ребёнок уже мог читать и писать.
Понятно, что не в каждой семье придерживались этого правила. Где-то к учёбе приступали позже или с меньшей нагрузкой, в зависимости от способностей обучаемого. По ягоду Хоть и не было в Дарье Лыковой тяги к учёбе, зато в работе огонь-девка была, нарадоваться на неё не могли — во всём помощница надёжная. И даже, когда новую баньку со Степаном в два топора рубили — в семье-то прибыло, да и старая обветшала, — не уступала брату и в этом, сугубо мужском, деле. Одна печаль была у родителей — как только солнышко за горизонт скроется, девка не к налою, а на вечёрки рвётся, где можно вволю с парнями побалагурить. А братья Чепкасовы и Ермила Золотаев глазами её уже до дыр протёрли. Молодость — она и в глухой тайге — молодость, и ничего с этим не поделаешь. А посему — пора девку к замужеству готовить, — решили Иосиф с Раисой.
И Василий Золотаев вовремя пришёл. Посидели, повспоминали, как сами на вечёрки ходили, на одной из которых оболтус Васька чуть избу у сродной сестры не спалил — куделю лучиной поджёг, а Раиса шалуна за чуб оттаскала. Потом, уже в дверях, как бы невзначай, Золотарёв-старший намекнул: — У Ермилы мол, только и разговоров, что про вашу Дашутку. Не породниться ли? Переглянулись Лыковы, усадили обратно гостя, и давай вести обстоятельный разговор. Мы тебя давненько знаем и ты нас, и родители наши в один собор ходили. Отчего же не породниться? Вот только Дарье шестнадцатый пошёл, а Ермиле — семнадцатый.
Не рановато? Да я не про завтра разговор веду. Дело несрочное. Давай, годок выждем. Вот, после Рожества и засылай сватов. Читатель уже, наверное, задался вопросом: что за вечёрки такие? Обычно, выбиралась самая просторная изба, где несколько семей, после управы по хозяйству, собирались зимними вечерами. Бабы и девки занимались прядением, вышиванием, пряли холстину.
А где девки, там и парни. При тусклом свете лучины или свечи происходили первые притирки и приглядки между молодыми… Керосиновые лампы у староверов были не в чести. Помнили они древнее предание: «Будет буйный, адский огонь. Если кто занесёт его в дом — святость из икон выйдет. И если случится мертвец в доме том — изнести его, яко пса смердящего». Вот такие строгости. Но тот, кто бывал в других деревнях и видел, насколько ярче и удобней с лампой — начинал измышлять что-то подобное и для себя. На Зайцевой заимке, что на Алтае, один умелец сколотил ящик с дверкой, без верхней и боковой стенок, и пристроил к окну с улицы.
Так и освещался, снаружи. В Тишах на такое «святотатство» не пошли. Экспериментировали с лучиной: методом тыка пытались добиться более яркого горения. Оказалось, если сырое берёзовое полено положить на ночь в уже протопленную русскую печь, а затем наколоть лучинок и досушивать уже традиционным способом — такая, предварительно запаренная лучина, горит ярче. Второе по значимости детское воспоминание Карпа Лыкова — похороны дедушки Афанасия. Этой же зимой провожали почтенного старца. Как жил, так и умер на восьмидесятом году — светло и спокойно, заранее приготовив себе кедровую домовину. И попросил Иосифа Лыкова, чтобы тот позаботился в дальнейшем о бабушке Елене.
Отношение к смерти у людей прошлого было диаметрально противоположным нынешнему пониманию этого венчающего земную жизнь события. Для христианина это был не конец существования, а переход в иное состояние, к другой форме жизни. Трагедия заключалась вовсе не в самом факте смерти как завершении плотского бытия, а в том, что человек мог преставиться без покаяния… Вот ещё одна картинка из детства. Десять лет было Карпу, когда однажды, зимним вечером старший брат Степан спросил его: — Ну, что Карпа? Пойдёшь со мной на Бедуйское озеро за тайменями? Очень обрадовался Карп этому приглашению. Хоть и вырос среди леса, но так, чтобы на несколько дней, с ночёвками у костра, тем более зимой — такого ещё не было! Пусть день немного прибудет, — ответил Степан.
Через день после праздника, на лыжах с нартами, с утра пораньше, отмолившись, тронулись в путь. Три дня ходьбы до тайменьего озера. Сначала вверх по Абакану километров пятнадцать. Затем по Бедую ещё километров двадцать пять. На этом притоке Абакана нет водопадов, как на большинстве горных речек. Поэтому рыба беспрепятственно поднимается вверх до самых истоков и зимует в высокогорном озере. Облюбовал этот водоём и таймень. Из местных рыб он считается самым вкусным.
И заезжие купцы в Таштыпе и Абазе отдавали ему предпочтение. Вес отдельных особей иногда доходил до ста килограммов. Если кому-то удавалось изловить такого гиганта — вот где была удача так удача, — никакого мяса не надо. К тому же, из кожи этих великанов шили обувь… До озера добрались без приключений. Конечно, зашли на Горячий Ключ. Отогрелись в единственной на маршруте избушке и поплескались в целебных водах. Остальные ночёвки были у костра. Степан не раз уже ходил за тайменями, поэтому знал лучшие места для стоянок.
Главное, чтобы рядом было побольше сухостойника. Сначала разгребали снег и разводили костёр на месте будущей «постели». Затем ужинали и готовили двухметровые сутунки для надьи. На это уходило два-три часа. В сумерках отгребали не прогоревшие угли в сторону, а прокалённую землю застилали пихтовыми и кедровыми вепсами. Натягивали холстину, которая служила одновременно и навесом и экраном, отражающим огонь и тем самым усиливающим теплоотдачу. После этого «заводили надью»: укладывали рядом два кедровых бревна, а сверху клали берёзовое сырое. От этого огонь не был таким буйным и горел дольше и ровным пламенем.
Еловые и пихтовые дрова не брали — уж очень сильно «стреляют», можно пропалить одежду. Прогретая земля до утра отдавала тепло через ароматную «перину». На снегу На озере место для ночлега было оборудовано более основательно и со всей таёжной предусмотрительностью. На солнцепёчном южном склоне горы, под надёжной защитой мощного предгольцевого кедрача, был построен небольшой сруб. Четыре ряда брёвен возвышались над землёй — человеку по грудь. Эту конструкцию венчала крыша из колотых плах, поставленных шалашом. В центре сруба находилась железная печурка, труба которой, для экономии места и дров, коленом выходила на тыльную стену. А по бокам от печи располагались нары.
Построили эту заежку Степан с отцом лет восемь назад на месте старого тувинского становища. С тех пор почти каждую зиму, на недельку, вырывались Лыковы ловить тайменей. Вот только на этот раз вместо себя Иосиф отправил меньшого — пусть привыкает, пора смену готовить. Кому хоть раз довелось приобщиться к сидению зимой над лункой, тот на всю жизнь становится приверженцем этого вида рыбной ловли. Особенно, если это не праздная забава, а жизненная необходимость. Вот так же крепко, как первый аршинный таймешёнок, вытащенный Карпом на лёд, зацепился он за крючок, именуемый зимней рыбалкой. Гигантов в этот раз поймать не посчастливилось, но одного пудового и парочку поменьше удалось выдернуть. Остальной посильный вес добрали мелочью, как говорится, «от двух до пяти».
Обратный путь, хоть и с грузом, но по пробитой лыжне и вниз под горку, дался легче и быстрее. Уже на Абакане, когда до Тишей оставалось меньше десяти километров, произошло непредвиденное. За время пребывания братьев в верховьях случилась оттепель, а потом снова всё замело. Это самое неприятное для путешествующих по реке. Сначала лёд снизу проедается, а затем переметается свежим снегом. Подобных ловушек на Абакане, особенно в конце зимы, предостаточно. В одну из таких промоин и влетел с ходу, шедший впереди Степан. Хорошо, что успел перехватить посох поперёк.
Поэтому не ушёл под воду с головой, а повис на нём. Кинувшемуся на помощь Карпу заорал: — Назад! Я сам! Благо, промоина была небольшая, а течение несильное и лёд не стал ломаться дальше. В противном случае лыжи затянули бы под него. Потихоньку, отжавшись на руках, Степан осторожно перевалил тело на ледяную поверхность. Настоящий страх испытал тогда Карп. Страх за Степана и собственную беспомощность.
На берегу развели костёр. Пока Степан стягивал мокрую одежду, Карп быстро нарубил сучьев. Пока сушились — наступил вечер, и поэтому решили заночевать на месте. Идти в потёмках по такому льду, конечно же, не отважились. Ноша На следующий день, к обеду, рыболовы прибыли домой. Вот и пришлось сушиться и ночевать. То ли горячий ключ так влияет, то ли ещё что, но такого рыхлого льда нет нигде по Абакану. А Карп как?
Даже нарты на льду остались. Слава Богу, легко отделались. Впредь наука будет. Идите в баню, грейтесь. Мама ещё вчера топила — вас ждала. Бегом, подбрось дровишек, поди совсем-то ещё не простыла. Немногие прислушиваются к советам старших. Пока сами шишек не набьют — опыта не наберутся.
Степан и Карп на всю жизнь запомнили коварство замёрзшей реки. В мире уже отгремела Русско-японская война — предвестница грядущей беды. Весть о ней дошла и до заимки, став для староверов ещё одним свидетельством приближения конца света. А вышедший в 1905 году царский указ «Об укреплении начал веротерпимости», открывавший перед старообрядчеством новые возможности, всё же не добавлял оптимизма наставникам, говорившим своей пастве: «Это послаба ненадолго, грядут ещё лютейшие времена». После кончины дедушки Афанасия наставником в Тишах, при всеобщем одобрении, стал Иосиф Ефимович Лыков, а поселение на Абакане стали называть Лыковской заимкой. В промежуток между войнами, японской и германской, в Тиши переехали ещё несколько семей: Самойловы, Ярославцевы, Русаковы и Гребенщиковы. Иван Васильевич Самойлов был приёмным сыном Скороходова-старшего, и поэтому заселился в пустовавший всё это время дом Василия Степановича. А заселяться было кому.
Семейство Самойловых состояло из двоих мужчин — самого Ивана Васильевича и его старшего сына, наследника Фёдора и женской его части — жены Марфы Власиевны и трёх малявок-красотулек: Пелагеи, Евдокии и Харитины. Супруга Ивана была из зырян. Взял он её за Пермской землёй. Как говаривал Карп Осипович: «Шибко красивая была, и девчонки в неё пошли». Фёдор был двумя годами младше Карпа Лыкова. Мальчишки сразу сдружились. Правда, это не помешало им сначала, как водится, пободаться за лидерство. Анютку же самойловские девчонки приняли в свою компанию.
Остальные вновь прибывшие выбирали участок, корчевали тайгу под огороды, ставили избы, чистили заросшие поляны под покосы. Короче, занимались привычным для староверов делом… Много народа ушло в таёжную глушь за первую четверть двадцатого века. Не только в Тиши шли люди. На Малом Абакане тоже обосновалось несколько семей. О Зайцевой заимке я уже упоминал. А с заимкой Дайбовых познакомимся поближе. В будущем судьба Карпа Лыкова будет теснейшим образом связана с этим местом, вернее с девочкой Акулиной Дайбовой, но это произойдет только через пятнадцать лет… На левом берегу Бии, одной из двух главных рек Алтая, находится хуторок Дайбово. От основателей его осталось только название, да несколько уцелевших, почерневших от времени изб.
Но, даже по прошествии стольких лет, эти безмолвные свидетели дают нам понять, как бережно относились люди к своему жилью и земле, которая их кормила. Через горы, напрямую, между заимками километров сто пятьдесят, но климат на Бие значительно мягче. От заимки Дайбовых остались пара изб да название, а от Тишей не осталось ничего… 1913 год. Империя празднует трёхсотлетие Дома Романовых под всеобщее ликование, за год до мировой мясорубки. На Абакане тоже свой праздник. Жизнь, благодаря Галактиону Саночкину, стала слаще в самом прямом смысле. Собрал Галактион от своих пчёлок первый взяток. Ещё по приезде задумал он устроить на заимке пасеку.
В первую весну, когда сошёл снег и полезли первоцветы, Галактион всё ходил-высматривал медоносы. Оценил по достоинству это место. Всё тут было: и раннелетний взяток с жёлтой акации, и вербы, и основной — с кипрея иван-чая. Понял мужик, что тут можно поставить с десяток-другой уликов. И после того, как обустроился на новом месте, стал думать, как доступить пчёл. Было несколько возможных вариантов. Первый — через перевал на конях, завезти с Алтая; второй — по реке с Таштыпа летом, на лодке, где бечевою, где на шестах, поднять. Или зимой, по санному пути.
С Алтая ближе всего, но и тяжелее. Летом на лодке — слишком долго и тряско, пчёлы могут не перенести дороги. Остановился на зимнем варианте. Заранее договорился с таштыпским пасечником. Выбрал две сильные семьи. Сошлись в цене.
Одежда из конопли, обувь из бересты, огонь с помощью огнива. Летом — страшные дикие звери, зимой — морозы и снега по пояс. Никаких благ цивилизации, а до ближайшего населенного пункта 250 километров.
Оказалось, что в лесу живет семья староверов Лыковых — отец и четверо взрослых детей. Многие годы они были оторваны от мира, но после одной газетной заметки стали известны на весь Советский Союз. Карп Осипович kp. Ожидая увидеть семью из пяти человек, он застал только отца Карпа, его дочь Агафью и три свежие могилы. От болезней один за другим умерли два брата и сестра. В 1988 умер и отец Карп, в лесу осталась одна только Агафья, не пожелавшая менять уклад жизни. Губительная цивилизация Незнающие люди обвиняли Пескова в смерти Лыковых от непривычного контакта с внешним миром. Журналист очень переживал из-за этого, ведь именно он пытался оградить их от толп нахлынувших зевак. Многие годы он посещал Лыковых — помогал, привозил кухонную утварь, медикаменты и даже козу, чтоб у отшельников всегда было свежее молоко.
Это было еще в конце 30-х годов, но обнаружили их сибирские геологи только в 1978-м. Лыковы обосновались у реки Еринат в Хакасии, соорудили несколько жилых и хозяйственных построек. Агафья, похоронившая тут мать, братьев, сестру и отца, не покидает родную землю. Она держит коз, которые у нее почему-то смирные и послушные, делит быт с несколькими дворнягами, а в жилой избе дает приют целому выводку любопытных пушистых котят. Будни отшельницы — это заботы по хозяйству, молитвы и написание писем, которые она передает с приезжающими. Те, уже вернувшись домой, складывают листы, густо исписанные аккуратным почерком, в почтовые конверты и отправляют адресатам — то в Кузбасс, то на Алтай, то в Хакасию. Антон — сотрудник пермского трамвайного депо, со своей родственницей познакомился как раз по переписке. Как-то, погрузившись в изучение истории своего рода, он понял, что и его предки, и предки знаменитой таежной отшельницы происходят из одного села — Лыково в Тюменской области. Старообрядцы, обосновавшиеся в горах Западной Сибири, ушли оттуда еще до революции — они и сегодня сохранили здесь крошечные уединенные поселения, жители которых не имеют даже паспортов.
В самом же Лыкове, по словам Антона, о "старой вере" уже почти никто не помнит. Поняв, что с таежной отшельницей его связывает кровное родство, Антон почти два года назад написал ей письмо, передал его старообрядческому священнику, который похлопотал, чтобы письмо доставили Агафье с очередной экспедицией, и вдруг получил ответ. Я еще подумал: кто бы мне мог написать? Письмо было с Алтая, на конверте моя фамилия — Лыкову Антону, а внутри — ее рукой написанное письмо", — вспоминает Антон. Отчего там не жить? Известная в России горнолыжными курортами Шория исторически — край суровых таежников, охотников и рыболовов. Климат здесь сложнее, чем в равнинных районах Кузбасса, зима наступает рано даже по сибирским меркам. Заметает дороги, перевалы у нас в снегу, — говорит Владимир Макута, возглавляющий Ташатогольский район уже 22 года. Это Шория, она особая".
Шорцами здесь называют не только представителей коренного народа, но и просто местных жителей, и от их национальности это совершенно не зависит. Особенно уважаемых именуют настоящими шорцами. Среди настоящих шорцев немало представителей рода Лыковых. В старообрядческом поселке Килинск всего 60 дворов — вдоль дороги сюда стоят высокие жерди, чтобы зимой под снегом было видно, где находится дорога. Мобильной связи в поселке нет, а угрюмые бородатые местные мужчины живут в основном охотой, сбором кедровых шишек и собственным хозяйством.
Юбилей переносится? Раскрыта новая дата рождения отшельницы Агафьи Лыковой
Около 20 лет назад у Агафьи появился сосед — Ерофей, бурильщик из геологической партии, обнаружившей Лыковых. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Самары - И в какой-то момент Агафья Лыкова стала героиней моих лекций, потому что я все время приводил ее в пример.
Как отмечает дни рождения отшельница Агафья Лыкова и что о ней известно в 2024 году
Много времени она проводит в молитвах, часто спит сидя, а весь ее дом украшен иконами. Такая религиозность, по-видимому, традиция, сохранившаяся от предков. Гуру для послушников Интересно, что иногда к Агафье направляют послушников, но не все из них справляются с суровыми условиями жизни в тайге. Некоторое время у нее жила женщина по имени Надежда, которая познакомилась с журналистом Сергеем, приехавшим делать репортаж об отшельнице.
Их знакомство привело к созданию новой семьи, и они некоторое работали егерями в Алтайском заповеднике.
Грамоте Агафью научила мать Акулина. Лыковы ревностно относились к вере и соблюдали все традиции. Несмотря на запрет старообрядства к употреблению в еду картофеля, Агафья Лыкова его ест. Также в рационе отшельницы рыба, которую она ловит, мясо добытых животных, грибы, ягоды, а также зерновые культуры, которая Агафья выращивает самостоятельно. В хозяйстве есть козы, курицы, собаки и кошки.
Агафья Лыкова и кошки. В 90-м году Агафья Лыкова приняла постриг в женском старообрядческом монастыре и дала обет безбрачия. Каждый день Агафья Лыкова начинает и завершает молитвой. Книги с молитвами остались еще от родителей Лыковой. Медики по первой просьбе отшельницы приезжают к ней, чтобы проверить здоровье Агафьи. Есть в хозяйстве и спутниковый телефон.
Отшельница чтит запреты своего «тятеньки» - отца Карпа Лыкова. Нельзя Агафье ни пить, ни курить. Всегда Агафья Лыкова трапезничает в одиночестве.
А Карп с домочадцами петляли будто зайцы, путая следы. После Великой Отечественной войны на заимки Лыковых набредали экспедиции топографов или геологов. Глава семьи беседовал с гостями, отвечал на вопросы, помогал с картами, а после встречи семейство просто растворялось. Новая экспедиция уже не могла найти отшельников на прежнем месте.
Об отшельниках было известно лишь узкому кругу лиц. В 1958 году на Лыковых наткнулась группа туристов. А после на 20 лет они пропали с радаров. Только в 1978 году на семейство, состоявшее на тот момент из патриарха дома — Карпа Лыкова и его четверых детей: сыновей Савина и Дмитрия, дочерей — Натальи и Агафьи, наткнулись геологи. Супруга Карпа — Акулина скончалось еще в 1961 году. Опасные встречи с внешним миром Охота, рыбалка, собирательство… За 20 лет без контактов с внешним миром Лыковы буквально одичали. Когда в 1982 году над заимкой завис вертолет с журналистом «Комсомолки» — семейство спряталось.
Оно страшилось любых контактов. Как оказалось, не зря. В 1981 году жизни Савина, Натальи и Дмитрия унесла коварная болезнь. Что это было, врачи достоверно сказать не могут, а вот причину назовут точно — контакт с посетителями из внешнего мира. Лыковы практически растеряли иммунитет от различных заболеваний. По описанию роковая болезнь походила на пневмонию. Оправиться от недуга удалось лишь самому старшему члену семьи — Карпу и самой Младшей — Агафье.
А заразилась семья, пообщавшись с группой геологов. Новое испытание — болезнь в 1988 году Карп уже не пережил. Лихорадка свела его в могилу практически за день. Но Агафья оправилась. Хотя как выяснилось, у отца иммунитет от ряда болезней все-таки был — он рос в сообществе, а у Агафьи, родившейся в 1944 году, его практически не было. Единственное, на что у нее обнаружен иммунитет, это на вирус клещевого энцефалита», — пишет «Московский Комсомолец» со ссылкой на Игоря Назарова — врача, обследовавшего Агафья Лыкову. Растили картошку — основу рациона.
К картошке добавляли рыбу или мясо, если не в постные дни. Сейчас Агафья промышляет на своей заимке лишь рыбалкой. Она, несмотря на солидный возраст, огородничает. Гости помогают ей вскопать делянку под картофель и морковь, привозят муку и соль — такие подарки Агафья принимает с радостью. А разносолы либо не берет вовсе, либо для отвода глаз — чтобы не обидеть. Ее день заканчивается и начинается с молитвы. Отец обучил ее грамоте.
А премудростям счета она выучила сама — даже рассчитала, когда наступает Пасха, в то время как семья скрылась от мира. Помогли в этом священные книги, а вычисления самоучки на удивление оказались верными. Молитва — главная работа для Агафьи, именно так наставлял дочь Карп.
В итоге она осталась одна, но ей регулярно помогают власти как Хакасии, так и Кемеровской области. Другом Агафьи стал экс-глава Кузбасса Аман Тулеев. Он не раз распоряжался оказывать ей помощь и много общался с отшельницей лично. После отставки в 2018 году Тулеев заявил, что продолжит помогать Агафье. Но по состоянию здоровья экс-глава Кузбасса еще до того, как покинуть пост, уже несколько лет не мог летать к ней в гости. Это за него делал глава Таштагольского района Владимир Макута. Новый дом Агафьи Лыковой Осенью 2020 года стало известно, что Агафья Лыкова попросила миллиардера Олега Дерипаску помочь ей со строительством нового дома. Бизнесмен выразил готовность сделать это. Стройка началась в декабре. Основной трудностью стала доставка стройматериалов.
Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана
Небольшая постройка послужила доказательством того, что район был заселен, хотя у советской власти не было никаких данных по проживающим. До ближайшего города — 250 километров: никому и в голову не могло прийти, что на неисследованном участке дикого леса могут жить люди. Четыре геолога, которые прилетели изучать тайгу, были поражены открытием и решили установить контакт с местными жителями. Причем ученые под руководством Галины Письменской приготовили не только подарки, но и оружие — никто не знал, что их могло ждать впереди. На фото: Галина Письменская с семьей Лыковых 1978 На берегу горного притока реки Еринат геологи обнаружили хижину. Маленькое сооружение с крошечным окошком размером с ладонь совсем не походило на жилой дом. Геологов встретил старый человек, который проводил путников в свое скромное жилище. Внутри было темно, а кругом расставлены палки — подпорки для крыши. Было сложно представить, что в таком доме умещалась большая семья: сам 77-летний Карп Осипович и его дети — Савин, Наталья, Дмитрий и Агафья. Жена Карпа Акулина умерла от голода в 1961 году. Отчужденные люди Геологи предложили новым знакомым еду, чай, хлеб, сладости и другие вещи, которые с детства знал Карп, но которых никогда не видели его дети.
За свою жизнь Дмитрий и Агафья не встречали никого, кроме своих родителей. Конечно, они знали, что далеко-далеко есть города и люди, которые живут в высоких каменных зданиях, слышали они и о других странах.
Карп Осипович с Агафьей остались вдвоем.
Карп и Агафья Лыковы с Василием Песковым. Источник: peoples. Он написал об отшельниках серию очерков, вызвавших огромный интерес.
Лыковы прославились на весь мир, и гости на заимке стали появляться гораздо чаще. Привозили вещи, помогали на огороде… Среди подарков были куры, козы, кошки и собака. Отшельники с интересом разглядывали журналы с фотографиями современных городов, не понимая, как можно жить в таких муравейниках.
Телевизор на базе у геологов произвел на Лыковых меньшее впечатление. Агафью на экране поразили лишь лошади и коровы — таких диковин зверей она никогда не видела. Сперва староверы объявили телевидение греховным, но очень быстро к нему пристрастились.
Агафья Лыкова. Полет на вертолете она перенесла на удивление легко, а вот «дом, движущийся на колесах», то есть поезд, её напугал. В поселке староверов Агафью приняли как дорогую гостью, но остаться там она не пожелала — «только в пустыне спасение для истинных христиан».
Вернувшись домой, она всё же затеяла переезд поближе к базе геологов, примерно на то место, где Лыковы жили до 1945-го года. Сперва 40-летняя отшельница перенесла на новое место инструменты и припасы. Срубила маленький лабаз на сваях, чтобы звери не достали.
Выкопала погреб, вырубила делянку. За зиму Агафья совершила 33 челночных ходки между старым и новым жильем. Перенесла почти всё своё нехитрое имущество.
Весной повела через тайгу отца. Карпу Осиповичу уже стукнуло 80, ноги его ослабели, поэтому шли они четверо суток. Летом пожарные помогли строить Лыковым новую избу, но переселиться в неё Карп не успел — он умер 16 февраля 1988 года.
Дочь заперла дверь и на лыжах пошла к геологам. Шла восемь часов, и, добравшись до базы, свалилась с температурой. Её едва спасли.
На похороны Карпа Лыкова съехалось много народу — друзья и родственники. Агафью снова звали в мир, но она отказалась. Жизнь в одиночку началась для отшельницы с нашествия медведей.
Пару хищников она отпугнула выстрелами из подаренного ружья. Для отвода других понавесила вокруг дома цветастые тряпки, на которые изорвала своё самое нарядное платье. Звери отступили, но одной в тайге женщине было страшно.
В 1990 году Агафья переселилась в старообрядческий женский монастырь, но продержалась там всего несколько месяцев. Она разошлась с монахинями по богословским вопросам и вернулась на свою заимку. Последние тридцать лет знаменитая отшельница почти безвылазно живет в тайге.
От одиночества она теперь не страдает — к ней часто наведываются целые делегации и отдельные гости, некоторые из которых задерживаются на несколько месяцев.
Весна нынче холодная. Ветреная погода была, снега после ветров пошли сильные и дожди. Великое наводнение необычно прошло, сильно много лесу самого крупного смыло в реку. Всяких-разных помощников нет, погода холодная, погода холодная. Посадку никак не начнём. Идём с Андреем Гришаковым копать под дождём пашню.
Нужны лекарства, мази. Раны заживляются. Есть нынче три маленьких козлёнка: два козлика и козлушка. Вашим детям большой поклон. Очень бы хотелось увидеться с вами, вспоминаю, как вы к нам приезжали. Всего вам доброго. До свидания.
От Адама лета семь тысяч пятьсот двадцать второй". Надо сказать, что с козами у отшельницы всегда самые большие проблемы. В тайге небольшие островки с травой находятся в низинах реки, где сено практически не сохнет, да и косить силы уже не те. И всё-таки она не сдаётся: с козами можно поговорить, и не так одиноко в заснеженной тайге, а молоко — и еда, и лекарство. Видео из архива Андрея Гришакова: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь…" 11 ноября Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв побывал на заимке самой известной русской отшельницы Агафьи Лыковой. Поводом для визита стала публикация Андрея Гришакова на странице в Facebook о тревожном звонке отшельницы. Губернатор Цивилёв привёз отшельнице большой запас продуктов и сена, подарил щенка.
Это его первое знакомство с бывшей всесоюзной знаменитостью. Со старым главой региона Аманом Тулеевым женщину связывает давняя дружба. Он неоднократно бывал на заимке Лыковой, привозил ей припасы и передавал подарки. Впрочем, помощь властей и различных добровольцев Агафье Лыковой регулярно раскалывает общество на части. И если одни уверены, что женщина-старовер — культурный феномен, то другие считают: она ничем не отличается от других пожилых людей, которые прозябают в нищете. Только вот их губернаторы не навещают и продукты не привозят. Но самый заметный конфликт возник в 2017 году с властями Кемеровской области и Республикой Хакасия.
Тогда ещё глава Хакасии Виктор Зимин, отвечая на вопросы телезрителей, признался, что ему не нравится отшельница Агафья Лыкова из-за того, что она дорого стоит местной казне. Губернатор призвал людей не ходить туда, поскольку зона, где проживает Агафья, — заповедник. Более того, он настоятельно рекомендовал властям Кемеровской области не летать к отшельнице. Но власти Кузбасса заявили, что продолжат помогать Агафье Лыковой, как это было много лет подряд. О том, что отшельница оказалась в центре скандала, она не знала. И даже писала письма Зимину с просьбой помочь. Как уже поняли — безответные.
Копии писем отшельницы также хранятся в архиве режиссёра. Агафья Лыкова. Фото: А. Гришаков В 2017 году под предлогом "заработать денег на Агафью" хакасские власти хотели запустить маршрут для экстремальных туристов, который бы вёл через тайгу до домика староверки. К счастью, планы сорвались. Тайга осталась такой же заповедной, а с отшельницей не фотографируются, как с обезьянкой. Гришаков считает, что идеальным для всех решением было бы придать заимке Лыковых официальный статус.
Тогда наряду со строками в бюджете "Дороги", "Мосты" и прочее появилась бы строка "Агафья Лыкова", и траты на поддержание жизни отшельницы можно было бы оправдать.
Возможно, это был знак надвигавшихся испытаний, ведь вскоре в мир пришла пандемия коронавируса. Пихта, хвоя. Сама-то, когда-то давно, воспалением легких болела и спаслась отваром пихты. Рассказала, что веточки пихты отваривала, 3-4 раза в день пила. Пить - до стакана, пока не вылечишься, кипятить — недолго.
Минут пять, не более, а то отвар свойства потеряет.
«Молюсь за всех». Как живет Агафья Лыкова, последняя оставшаяся в живых из семьи отшельников
Побег от советской власти: Биография Агафьи Лыковой. Агафья Лыкова — последняя представительница семьи таежных отшельников-староверов Лыковых, до сих пор живущая в тайге. Агафья Лыкова – единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западном Саяне. Агафья Лыкова превратилась в нарицательный персонаж типа Царя Гороха. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Оренбурга - Последние новости об Агафье.
Последние новости об Агафье Лыковой: что известно об отшельнице в 2020 году
— Зовут новую помощницу тоже Агафья, и она глубоко верующая и смиренная женщина, старовер, — рассказал «Комсомольской правде» Антон Лыков. — Зовут новую помощницу тоже Агафья, и она глубоко верующая и смиренная женщина, старовер, — рассказал «Комсомольской правде» Антон Лыков. Один из участников передачи — Юрий Юрченко, завотделением скорой помощи Таштагола на вопрос: рассказывала ли ему Агафья Лыкова о том, что с ней случилось, ответил. Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру.
Знаменитая в СССР отшельница 77-летняя Агафья Лыкова. Как она живет сегодня и как выглядит
Поэтому и мясо диких зверей было редким деликатесом. Чаще всего Карп Осипович с сыном использовали самодельные ловушки, с помощью которых и ловили добычу. Как впоследствии выяснили геологи, Дмитрий обладал почти нечеловеческой физической силой: зимой он мог охотиться босиком, проводить в лесу по несколько дней и спать на улице при самых низких температурах. На фото: красным обозначено место, где жила семья Лыковых.
Геологи рассказали Лыковым о важнейших событиях, которые произошли в мире за эти 42 года изоляции: о Второй мировой войне, о которой семья даже не подозревала; о том, что человек впервые высадился на Луну — для Лыковых это было не более чем сверхъестественной и чудной теорией. Судьба семьи Лыковых Несмотря на предложения геологов вернуться в цивилизованный мир, семья Лыковых отказалась покинуть тайгу. Их не привлекали ни комфортабельные дома, ни лучшие условия жизни.
Но они сохранили теплые отношения с группой экспедиторов, которые их обнаружили. В 1981 году трое из четырех детей Лыкова умерли: Савин и Наталья — от почечной недостаточности, вероятно, вызванной скудным питанием, а Дмитрий — от тяжелой формы пневмонии. По словам советского врача Игоря Назарова, который наблюдал за семьей, причиной смерти младших Лыковых стала слабость иммунитета из-за отсутствия контактов с внешним миром.
Это и привело к пневмонии после встречи с новыми знакомыми. Лыковы отказались вернуться в общество еще и потому, что были уверены: в этом мире слишком много зла и уединенная жизнь в суровой Сибири была бы для них более счастливой. В 1988 году Карп умер от старости.
Впрочем, если снимать её тайком, то грех ложится на снимающего. Готовимся грешить: снимать будем скрытно, а Петровича обвешиваем микрофонами-петличками. Вертолёт садится на косе, образованной стечением двух речушек. Мелких и не широких, но довольно интенсивных. За одной из них — гора с постройками, наша цель. Нужно переходить вброд. На том берегу вырастает фигура...
Это Ерофей. Сожитель в хорошем смысле Агафьи. Сам — бывший геолог, которому ампутировали ногу, а потом хотели ампутировать и вторую, но он сбежал от врачей в тайгу, на подселение к Лыковой. Вот уже несколько лет они живут вместе, в разных избах, ведя по отдельности хозяйство. Агафья Лыкова Сама Агафья спускается с горы чуть позже. Так и напрашивается мысль «наверное, прихорашивалась», однако первое же впечатление — «ну и бичёвка, прости господи». Правда, у любого городского жителя только такая мысль бы и возникла: старое драное пальто, под пальто — обноски, запачканное лицо.
Впрочем, приветливые добрые глаза. И улыбка до ушей. Причём улыбка не сходила с её лица вообще ни разу, даже когда она поминала своего покойного «тятю». Видимо, это и не улыбка вовсе, а намоленная староверческими распевами мимика. Ей 66 лет. Поначалу мы прячемся с камерами в кустах. Петрович профессионально выполняет роль микрофона — грудь с петличками чуть вперёд, стоит совсем рядом с Агафьей, оговоренные вопросы задаёт громко.
Как жизнь, как здоровье, какие проблемы. Впрочем, через некоторое время обнаруживаем, что Лыкова давно нас обнаружила и вовсе не отворачивается от камер. Выходим из кустов, выставляем камеры совсем рядом. Агафья готова говорить без умолку. Намолчалась в одиночестве, Ерофей не в счёт. Ерофей к слову тоже словоохотлив. Даже весьма.
Пришлось мне увести его в сторону, чтоб не заглушал звук главной героини. Он тоже забавный персонаж — рассказал, как отгоняли недавно медведя, гремя кастрюлями; как когда-то давно он, молодой геолог, в шутку поцеловал Агафью, а теперь она его донимает; как прячется от её внимания в своей избе, а она стоит и рассказывает ему что-то через дверь. Рассказал и то, что староверка не принимает никаких подарков со штрих-кодами. Тут же отправляюсь к набросанной из вертолёта куче наших подарков, срываю тайком штрих-коды с круп, сухофруктов, обуви, батареек и прочего. Изба Агафьи Тем временем съёмочная группа с Агафьей поднялись на гору, в агафьину избу. Я не сразу поверил, что помещение жилое — такой же, прости господи, бичёвник: всё завалено и грязно. Здесь же живут козы, бегают, бодаются и жуют провода нашего оборудования.
И здесь же примерно два десятка котят, всюду — в кровати, на столах, в посуде. Агафья рассказывает: попросила как-то привезти кошку, а то, дескать, мыши одолели. Какая-то добрая душа привезла ей кошку. Теперь в саянской тайге нет мышей, зато полно кошек. Сожрав мышей, котята едят теперь траву. Есть, впрочем, светлое ухоженное пятно в этой тёмной избе. Это красный угол, где висят старинные иконы, лежат писания и стопки тетрадей.
У староверов принято постоянно переписывать тексты старых книг. Тексты старославянские, чтобы понять о чём речь — приходится вчитываться очень тщательно.
Так произошел первый первый контакт отшельников с цивилизацией. Геологи рассказали журналисту Василию Пескову о семье старообрядцев в дремучих лесах Хакассии.
Но в год, когда репортер «Комсомолки» посетил отшельников, Агафья проживала только с отцом: мать, два брата и сестра уже умерли. Отец Карп и дочь Агафья промышляли охотой, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, заготовляли кедровые орехи. Был и огородик, где Лыковы растили рожь, коноплю, лук, горох, картофель, репу. Из конопли Агафья ткала полотно, из бересты мастерила обувь, а еще чинила шкуры для полушубков.
Огонь добывали по старинке — кресалом, хлеб пекли на закваске, обходились без соли. Как выглядела Агафья Лыкова в молодости, история не сохранила. Все фото отшельницы сделаны не ранее 1978 г. Удивительно, что прожил он так долго — 81 год.
Ведь братья и сестра Агафьи умерли молодыми, после контакта с теми самыми геологами. Оказалось, организм отшельников лишен иммунитета: простейший вирус убил Наталью, Савина и Димитрия. Несмотря на возраст, женщина по-прежнему предпочитает жить одна. Спустя пару лет после смерти отца, в 1990-м она переехала в старообрядческий монастырь и даже постриглась в монашки… Но через несколько месяцев вернулась домой — в тайгу.
До 1988-го Агафья Карповна жила с отцом. После кончины родителя женщина продолжила существование в одиночестве. Благодаря СМИ о ней узнали родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители поселка Килинск приглашали Агафью перебраться к ним, жалея ее здоровье, но Лыкова отказалась от предложений. Считается, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых.
Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным. Староверы заразились неизвестным им вирусом, к которому был не готов иммунитет таежных жителей. Агафья Лыкова, последние новости 2019 год, возраст: сегодня Агафья Карповна не приемлет достижений науки и техники, не воспринимает изменения, которыми сегодня изобилуют история и культура, но вместе с тем она избегает и некоторых запретов, продиктованных старообрядческой традицией. Например, в семье Лыковых было принято есть картофель, который настрого запрещалось употреблять староверам. Женщина признает церковную иерархию и не верит в духовного антихриста.
По ее мнению, без священнослужения жизнь бы прекратилась и все живое сгинуло бы. Жизнь Агафьи Карповны нельзя назвать легкой, ведь она живет в заброшенном месте в тайге, где ландшафт составляют крутые горы, леса и реки. Женщина питается грибами и ягодами, на зиму засаливает рыбу. Любопытно, что в отношении земледелия семья Лыковых располагала большими познаниями, и сейчас Агафья Карповна продолжает выращивать овощи по заветам родителей. Она умеет обрабатывать семена, знает, как сохранить урожай, может ориентироваться в биологических особенностях растений.
В семье было принято выращивать корнеплоды и зерновые. Лыковы не читали книг о садоводстве, но по сей день продукты собственного производства Агафья выращивает с применением удобрений, которые придумали предки. Основным занятием для женщин в семье было ткачество.
Отшельница Агафья Лыкова попросила Путина приехать к ней
75-летняя Агафья Лыкова – последняя из рода старообрядцев, обосновавшихся много лет назад в сибирской тайге, просит прислать ей помощницу. — Агафья Лыкова: последние новости — Феномен Агафьи Лыковой — Семья Лыковых. Агафья Лыкова — последняя оставшаяся в живых представительница семьи староверов, которые поселились в глухой сибирской тайге еще в 1937 году. Это вообще страшно, — так Агафья Лыкова отвечает на вопрос о том, не хочет ли она перебраться в город. А его младшая дочь Агафья осталась последней из семьи Лыковых, которая до сих пор живет в тайге в полном одиночестве. Именно здесь отшельница Агафья Лыкова, биография которой описана во многих научных журналах, и провела все свои сознательные годы жизни.
КАК ЖИВЁТ АГАФЬЯ ЛЫКОВА СЕЙЧАС, СПЛАВ, ВЫЖИВАНИЕ 2022
Посмотри, какая ба-абоська полетела-а! И вот этому у неё стоит поучиться, вернее, это мы уже потеряли", — говорит Гришаков. Самая продолжительная поездка Андрея Гришакова к Агафье Лыковой — три недели. Вместе с ней он несколько раз делал загородку для ловли рыбы. Каждую осень отшельница полностью перегораживает реку Еринат: ставит там жерди, палки, натягивает сетку, так, чтобы можно было наловить, а затем насолить, навялить рыбы на долгую зиму. В одиночку Агафья городит такие плотины неделю, вдвоём можно успеть дня за три. Каждую осень режиссёр помогает собирать кедровые шишки и чинить лабазы — места для хранения продуктов. Их регулярно рушат медведи или разоряют куницы. Он же стал инициатором установки ей в 2016 году спутникового телефона.
Помимо помощи от инспекторов хакасского заповедника, Андрей тоже старается организовать доставку продуктов, лекарств и самое главное — общение с внешним миром. Многое теперь на нём. У староверки-отшельницы, как у рок-звезды, есть свои враги и поклонники. Одни не видят в ней ничего, кроме "просящей помощи пенсионерки", другие мечтают быть хоть как-то причастным к судьбе этой уникальной женщины, благодарят за пример стойкости и мужества. Агафья не остаётся в долгу и пишет благодарственные записки на старославянском. Из архива А. Спаси Христос вам за подарки. От Адама лета семь тысяч пятьсот восемнадцатый.
Река Еринат". Иногда к ней прибиваются те, кто называет себя староверами, христиане-неофиты, расстриги и просто ищущие души. Однако, поняв, сколько на заимке лишений, уходят так же внезапно, как пришли. Андрей же стал для неё самым близким человеком: ему она подарила несколько семейных реликвий и ночами делится самым сокровенным. А три года назад передала сувенир для дочери — собственноручно плетённый туесок для ягод. Видео из архива Андрея Гришакова: А вот уникальное письмо, которое Агафья написала своим старым друзьям, тем, кто всегда, начиная с 80-х годов ХХ века, был рядом в трудную минуту. Гришакова Из архива А. Желаю Вам от Господа Бога здравия.
Наипаче всего душевного спасения и всякого благополучия. Сообщаю о себе: пока слава Богу в живых, со здоровьем не очень. Получила я ваши письма. Спаси Христос вам на добром слове и добром пожелании. Такого же и вам всего доброго. Весна нынче холодная. Ветреная погода была, снега после ветров пошли сильные и дожди. Великое наводнение необычно прошло, сильно много лесу самого крупного смыло в реку.
Всяких-разных помощников нет, погода холодная, погода холодная. Посадку никак не начнём. Идём с Андреем Гришаковым копать под дождём пашню. Нужны лекарства, мази. Раны заживляются. Есть нынче три маленьких козлёнка: два козлика и козлушка. Вашим детям большой поклон. Очень бы хотелось увидеться с вами, вспоминаю, как вы к нам приезжали.
Всего вам доброго.
А сотрудники заповедника «Хакасия», на территории которого расположена заимка Лыковой, каждый месяц приезжают с гостинцами. Часто бывать не получается — добраться до домика Агафьи можно только по воздуху или по реке. Посмотрите короткое видео про быт одной из самых известных отшельниц в мире, которой пишут письма со всего мира, но сама она этот мир пускает в свою жизнь лишь по большой необходимости.
Усатые обитатели заимки доказали, что не зря получают свою порцию козьего молока. Гадюки после этого не выживают. Так и отвадили", - вспоминает Агафья. Может, кошки на заимке и не Рикки-Тикки-Тави, но хозяйку в обиду змеям не дали. Порой к ним привыкает настолько, что жизнь по-другому и не представляет, а удивляется чему-то новому совсем редко. Когда Агафья впервые попала в "мир" в конце 1980-х, больше всего ее поразили не многоэтажные дома, машины или полет на вертолете, а конь, поезд и... Еще в лагере геологов младшая Лыкова с отцом Карпом смотрела телевизор, непременно отмаливая "грех" после каждого просмотра, часто видела прилетавшие вертолеты, да и рассказывал глава семьи своим детям о разном, что бывает на свете. Но впервые увидев лошадь, знакомую лишь по описанию от родителей, Агафья воскликнула: "Конь! Тятенька, конь! Никогда такого не видела". А сегодня в географическом смысле тяжело подобрать слово, более подходящее для Карповны, чем "местная". При этом у отшельницы нет и никогда не было паспорта или других документов. А вот деньги водились. В свое время ей даже пришлось вести товарно-денежные отношения, хоть и совершенно не так, как это делаем мы в привычной жизни. За деньги у нее покупал картошку бурильщик Ерофей Седов, бывший одним из первых пришлых и долго живший по соседству с заимкой Лыковых. Без оплаты Седов принимать еду отказывался. Так и появились в хозяйстве старообрядчицы деньги, которые за ненадобностью со временем затерялись. Огонь добывался исключительно с помощью трутовика и кремния. Но чтобы древние приспособления по разведению огня работали исправно, их необходимо правильно подготовить. Во-первых, кремня в Сибири намного больше в характере людей, чем в виде минерала, потому найти его непросто. В семействе отшельников, например, большой кусок кремния лежал на видном месте как запас жизненно важного сырья. Во-вторых, трутовик в сыром виде для розжига непригоден. Так что если вам доведется затеряться в лесу и возникнет необходимость развести огонь, лучше иметь при себе непромокаемые охотничьи "серянки", а не пытаться высечь искру на сырой трутовик. Как раз тот случай, где надеяться на Бога можно, но главное самому не плошать. В дороге по горам геологи за ним едва поспевали. Здоровьем Агафья вся в него. Лечится молитвой, но врачи регулярно бабушку навещают. В этом году медосмотр провела московский врач Наталья Джунковская, которая заверила, что все у Лыковой для такого возраста отлично.
Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказывать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию Титову с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ, что и было сделано. В ноябре 2019 года у Агафьи отыскался и приехал к ней в гости ее племянник Антон Лыков. По соседству с ней какое-то время проживал пожилой уже охотник Ерофей Седов, бывший в составе нашедшей ее группы, но потом он по состоянию здоровья не смог ей помогать и отношения его и Агафьи бывали сложными, а в 2015г. Пресс - служба заповедника сообщила, что им стал Николай Седов, сын Ерофея Седова, который когда-то был в составе геологической экспедиции, обнаружившей в тайге семью Лыковых, а затем и сам жил на заимке. В 2015 году Ерофей Седов умер. Воззрения Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Однако некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт. В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества. Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт бес поповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновения священства церковной иерархии. Она отмечает, что «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия». Наиболее известным сочинением о судьбе Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой является книга журналиста, сотрудника «Комсомольской правды» Василия Михайловича Пескова «Таёжный тупик». В советские годы в СМИ нередко появлялись публикации, обвинявшие Лыковых в религиозном фанатизме и невежестве. Современные научные издания рассматривают Агафью Лыкову, как один из символов старообрядческого мира Источник: интернет — сети. С 1988 года Агафья Лыкова живёт одна на берегу реки Еринат и отказывается переезжать на «Большую Землю» ссылается на то, что годы не те, и вода там течёт из крана, а она её набирает из реки Еринат. От Москвы до заимки Агафьи Лыковой 3900 км. От города Абакан —до заимки Агафьи Лыковой - 500 км.
Знаменитая в СССР отшельница 77-летняя Агафья Лыкова. Как она живет сегодня и как выглядит
В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» (пострижения в монахини). Красноярский край, Россия, 27 августа 2004 г. Отшельница Агафья Лыкова и журналист Василий Песков идут через реку Еринат. Главные новости о персоне Агафья Лыкова на Будьте в курсе последних новостей: Республика Алтай, входящая в Сибирский федеральный округ, — одно из самых живописных мест России. Пожалуй, нигде в стране не найти такого разнообразия ландшафтов, живого мира.
Нарицательный персонаж. Агафья Лыкова
Агафья Лыкова | Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Москвы - |
Агафья Лыкова: от чего на самом деле умерла вся семья знаменитой отшельницы | Лайф разобрал биографию и историю популярности отшельницы и изучил документальный фильм "Агафья" телеканала "Культура". История семьи Лыковых. |