Например, в Швейцарии всеобщее избирательное право появилось только в 60-х годах 20 века, в Португалии женщины получили избирательное право только в 80-х годах. История женских прав в России: когда женщинам впервые разрешили получать высшее образование и как появился Международный женский день. Другие ПРАВА Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. А мне хотелось разобраться в сути, как обстоит дело по закону: мужчины или женщины имеют больше прав?
Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?
Читайте также: Елизавета Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном институте Вот что писал об этом известный педагог того времени Д. Некоторые частные женские гимназии, впрочем, работали по тому же курсу, что и мужские классические гимназии. Например, открытые в 1868-м и 1872 году Общеобразовательное женское училище Спешневой и Частная женская гимназия Фишер. Мужские и женские гимназии выдавали разные документы об образовании, в первом случае — аттестат зрелости, во втором — свидетельство об окончании. Для поступления в университет требовался именно аттестат. Окончание женской гимназии давало степень «учительницы народных училищ».
С ней можно было получить только малопрестижную и низкооплачиваемую работу. У девушек в гимназиях и институтах также была возможность отучиться в восьмом двухгодичном «педагогическом» классе. Это позволяло стать домашней учительницей — гувернанткой — или остаться преподавательницей в своём институте или гимназии. Учителя и ученицы Преображенской гимназии для девочек, Санкт-Петербург, 1914 г. Начать учиться девушки могли только с разрешения отца, мужа или брата.
Не было у них и равного с мужчинами права на труд и экономическую самостоятельность. Например, на государственную службу женщина поступить не могла. Стать настоящим доктором — тоже, ведь для этого требовался университетский диплом. Всё это означало, что женщины не имели возможности реализовать себя практически нигде, кроме сферы воспитания и обучения детей, медицины но только в качестве акушерок и «фельдшериц» , неквалифицированного труда и разного рода подработок. К шестидесятым годам XIX века женщины всё больше выступали против такого второсортного положения.
Борьба за право учиться в университетах наравне с мужчинами и работать по профессии продолжалась 60 лет. Как началась борьба женщин за право на высшее образование В России о «женском вопросе» стали писать в газетах и вести светские дискуссии ещё во второй половине пятидесятых годов XIX века. Тема практически сразу стала животрепещущей. Особенно остро стояла проблема допуска к высшему образованию. В 1871 году женщинам было разрешено поступать в Гельсингфорский университет в Хельсинки.
Но этот пример — непоказательное исключение, потому что Великое княжество Финляндское имело особый статус в Российской империи с собственной системой права. В 1906 году Финляндия стала первой страной в Европе, предоставившей женщинам право голоса на выборах. Есть несколько причин, почему именно в середине XIX века женщины стали активно бороться за доступ в университеты. Во-первых, государственное устройство Российской империи всё больше противоречило развивавшимся тогда общественным и политическим идеям. Особенно тем, которые касались свободы личности.
Появилась мода на нигилизм , одна из идей которого — «быть собой» вне зависимости от навязанных обществом рамок. Например, освободиться от родительской опеки — пусть даже с помощью фиктивного брака. Более или менее развитые девушки не желали быть гувернантками в чужом доме или приживалками в своей или чужой семье. Слухи о первых шагах женщин в области приложения женского труда, о первых проявлениях женского равенства волновали далёкую провинцию; и столицы, где всё это наблюдалось, казались землёй обетованной». Сватиков, «Русская студентка» 1860—1915.
Цитируется по: Иванов А. Социально-историческая судьба В стране активизировались различные общественные движения за демократизацию страны, в том числе и за равноправие женщин. Первые активистки начали вести просветительскую деятельность. Читайте также: Былое: как студенты-народники 150 лет назад тайные школы открывали Во-вторых, именно во второй половине XIX века сама жизнь вынудила многих женщин к поиску самостоятельности. После отмены крепостного права многие дворянские семьи разорились.
Появилось много образованных женщин без профессии, которым нужно было как-то добывать средства к существованию, а иногда ещё и поддерживать престарелых родителей или малолетних братьев и сестёр. Сказался и опыт Крымской войны 1853—1856 , в которой женщины впервые приняли активное участие в качестве сестёр милосердия и показали себя с лучшей стороны. Медицинский персонал санитарного отряда профессора Рейера, Эриванская губерния Фото: «Альбом Александропольского отряда», 1877—1878 гг. В-четвёртых, многие надеялись, что реформы Александра II сделают более либеральными и порядки в университетах. По всем этим причинам женщины стремились к тому, чтобы их допустили учиться вместе с мужчинами.
Поддерживали их в этом демократически настроенное студенчество и либеральные профессора. Первые «женские походы» в университеты Действовавший ещё с 1835 года университетский устав не разрешал, но и напрямую не запрещал женщинам посещать высшие учебные заведения. Воспользовавшись этой лазейкой, университеты стали допускать девушек на лекции в качестве вольнослушательниц. Вольнослушатели были особой категорией учащихся — они, как и обычные студенты, платили за посещение занятий, но при этом не считались полноправными студентами, не могли без специального разрешения сдать экзамены, чтобы получить диплом. Начались так называемые «женские походы» в университеты Петербурга, Харькова и Киева.
Первой стала 19-летняя Наталья Корсини. В 1860 году она начала посещать лекции профессора юридического факультета Петербургского университета Константина Дмитриевича Кавелина. Сам Кавелин сыграл в этом значительную роль: благодаря своему влиянию в совете университета он смог продавить в нём допуск для вольнослушательницы. По тем временам появление в университете девушки могло быть расценено как по-настоящему дерзкий и вызывающий поступок, поэтому поначалу до аудитории её провожали ректор или преподаватель. Среди них немало тех, кто стал первыми женщинами-врачами в России.
Неслучайно девушек интересовало медицинское образование — поскольку государственная служба для них была закрыта, докторская практика в ту эпоху представляла собой фактически единственно возможную свободную профессию. Но одной только медициной интересы вольнослушательниц, конечно, не ограничивались. Надежда Прокофьевна Суслова. Другие просто приходили на занятия разных известных учёных. Отношение к появлению в университетских аудиториях вольнослушательниц было разным.
Советы Харьковского и Киевского университетов предлагали полностью уравнять женщин в правах с мужчинами на обучение и получение научных степеней, другие выступали резко против этого. А советы Московского и Дерптского университетов и вовсе отказались принимать девушек даже вольнослушательницами. В 1861 году прошли первые в российской истории студенческие волнения, и некоторые вольнослушательницы, например, Наталья Корсини, приняли в них участие. Также многие из них были членами радикальных кружков вроде «Земли и воли». Когда эту организацию раскрыли и стали громить, Министерство народного просвещения дало указание: женщин в университеты не допускать.
Принятый в 1863 году новый университетский устав окончательно разбил надежды на равноправие мужчин и женщин в образовании. Университеты были провозглашены чисто мужскими учебными заведениями. После этого женщин стали пускать в университеты только в качестве большого исключения. За неё походатайствовал и оплатил её обучение оренбургский генерал-губернатор, потому что ему для местного мусульманского населения требовалась женщина-врач. Дебаты «за» и «против» вольнослушательниц После принятия нового университетского устава споры по поводу высшего женского образования в российском обществе не исчезли.
Те, кто не желал видеть в университетах женщин, открыто приводили аргументы, которые в наше время кажутся абсурдными и оскорбительными, да и тогда многих возмущали. Некоторые, например, профессор Петербургского университета П. Георгиевский, боялись, что приём студенток приведёт к росту преждевременных и неравных браков и дальнейшему распаду семейного быта. Были и те, кто опасался, что женщины «отберут» места в университетах у мужчин, «лучше подготовленных и имеющих большее право на приём в университет». Об этом писал, в частности, профессор Варшавского университета Г.
Другие переживали за «судьбу науки»: «Нравственный облик большинства наших студентов и студенток ещё таков, что сближение в стенах наших высших учебных заведений этих разнородных элементов послужит не в пользу, а прямо во вред не только учащимся в них, но и самим заведениям. Они обратятся в арену сходбищ и беспорядков, а наука отойдёт на второй план». Профессор Г. Тимме в обращении к Министерству народного просвещения. Социально-историческая судьба Но больше всего представители антиженского лагеря боялись, как отмечал профессор В.
Хвостов, что с обретением равных прав женщины потеряют присущие им качества и станут похожими на мужчин. Изображение: Николай Ярошенко, «Курсистка», 1883 г. Пусть женщина идёт наравне с мужчиной: она приобретёт силу, которая везде ей пригодится и во всём возвысит её внутреннее достоинство. Московские ведомости. Социально-историческая судьба Дальнейшая борьба и мизерная уступка Хотя царское правительство чётко высказало свою позицию, активистки продолжили добиваться права посещения университетов.
Они учреждали съезды, писали прошения, лично общались с чиновниками просвещения, но всё — безрезультатно. Так, в 1867 году женщины из Петербурга, Смоленска, Москвы, Тифлиса, Киева, Екатеринослава, Керчи подали ходатайства в Министерство народного просвещения с просьбой допустить их в университеты.
В летописи говорится: «А наложниц у него было 300 в Белгороде, еще 300 в Вышгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Только от жен у него было признанных им 12 сыновей, а детей от наложниц никто не считал. Таким образом, христианство по-своему «упорядочило» положение женщины в русских племенах: отвело ей подчиненное место, но и устранило и смягчило многие дикие пережитки языческих традиций. В некоторых племенах в их число входило не только «умыкание невесты», многоженство, но и человеческие жертвоприношения, где в роли жертв обычно выступали молодые девушки. Тесные контакты Руси с Византией привели к тому, что в законодательстве молодого славянского государства отчетливо прослеживаются следы и заимствования из римского права. Да, самая цивилизованная в мире на то время Восточная Римская империя оказывала заметное влияние на правотворчество в Древнерусском государстве. Однако чего-либо прогрессивного в правовое положение женщин на Руси она, на наш взгляд, не привнесла.
Даже напротив, можно считать, что русские женщины имели несколько больше прав, чем женщины Византии. Римское право в этой части было довольно устаревшим и патриархальным. В русских же землях все-таки еще прослеживались какие-то пережитки матриархата. А в Византии уже несколько веков господствовало православие. Следовательно, Русь в деле закабаления женщин еще «отставала» от греческо—армянского государства. Если говорить о процессуальном законодательстве, то здесь мы не обнаруживаем каких-либо ограничений для женщин. Однако, если иметь в виду практику, то по имеющимся источникам видно, что женщины в роли свидетеля и судьи выступали намного реже, чем мужчины. Когда рассматривалось дело, в котором женщина выступала как объект преступного деяния, то здесь древнерусское законодательство в основном не предусматривало различий по половой принадлежности. Статья 12 «Русской правды» гласила: «А за ремественика и за ремественицю, то 12 гривен», то есть за убийство ремесленников обоего пола следовало одна мера наказания.
Дифференциация ответственности зависела от социального статуса женщины. В некоторых случаях «Русская правда» защищала права женщины на жизнь особо.
В данном историческом памятнике права появляется часть о том, что девушек необходимо выдавать замуж в возрасте 15 лет. Сделано это было для того, чтобы уберечь молодых дев от проблем со здоровьем, ведь как известно главное предназначение женщины того времени — это родить здоровое потомство. На взгляд Н. Карякина: «Это свидетельствует о том, что мужу, помимо реализации своего права на продолжение рода, как бы давалось право на воспитание и опеку своей жены, он должен был следить за ее поведением» [5, с. В эпоху петровских реформ правовое положение женщин кардинально изменилось и значительно улучшилось. Женщинам было разрешено посещать баллы и ассамблеи в сопровождении своих отцов, мужей, что являлась недопустимым ранее. У девушек появилась возможность получать обязательное образование, и даже ограниченное право на гражданскую службу. Данное положение регламентировалось таким документом, как Табель о рангах 1722 года.
Также стоит отметить, что Указом о единонаследии Петр I позволял женщине старшей дочери становится наследницей земельного имущества, но лишь в том случае, если в семье не было сыновей. Брачный возраст тоже был повышен с 15 до 17 лет. При Екатерине II правовому положению женщин стало уделяться особое внимание. Так, в 1764 году был образован Смольный институт благородных девиц, который в последствие стал первым женским учебным заведением, положившим начало образованию девушек в стране. Стоит сказать о том, что и девушки из низших сословий теперь тоже могли получить образование, для них специально открывались особые училища, где их обучали грамоте, письму и домоводству. В XIX веке появляется множество женских организаций. Самой первой их них является Женское патриотическое общество 1812 года. Данное объединение занималось благотворительностью, заботилось о беспризорных детях, а также создало немало домов Трудолюбия и частных школ, которыми руководили дамы-члены общества.
Затем такие же появились при каждом органе власти — от уездного совета до райкома партии. Во власть были призваны тысячи активисток, чья задача — клеймить власть мужчин.
И тут девушек, надо признать, занесло. Коллонтай запустила кампанию по освобождению женщин от «кухонного рабства», в рамках которой в магазинах почти перестали продавать продукты. Дескать, хочешь есть — иди на «фабрику-кухню». Затем большевики начали кампанию полового равноправия — сама Александра Коллонтай продвигала теорию «стакана воды». Дескать, комсомолке дать любому комсомольцу так же естественно, как протянуть товарищу напиться. Только стремительный рост венерических заболеваний остановил это всеобщее развращение. Пресса писала о случаях, когда комсомольцы устраивали групповой секс в парках культуры и отдыха.
Права женщин: история борьбы за равенство
Ключевые слова: права женщин, женщина, Древний Рим, статус женщин. Как женщины добились права быть лётчицами. С 1975 года Организация Объединенных Наций (ООН) в связи с Международным годом женщин приняла решение проводить Международный женский день каждое 8 марта. В 1804 году в Кодексе Наполеона появилась статья, согласно которой мужчина обязан был опекать женщину и отвечать за ее гражданские права.
Появление первых девушек в стенах университетов
- Эпоха Просвещения и Екатерина Вторая
- Права женщинам! — история 8 марта и борьбы женщин за свои права на рубеже ХIX-XX веков |
- Женское образование в Российской империи: история борьбы за диплом / Skillbox Media
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Права женщин в России: факты и мифы
- Интересные викторины по теме
Как женщины боролись за свои права и начали революцию в России
Как репродукцию пытаются сделать справедливой В 1979 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех видов дискриминации против женщин. В ней провозглашается, что «роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации». Даже больше — заявляется, что за воспитание детей ответственны и женщины, и мужчины, и даже всё общество. В США в 1997 году появилось движение за репродуктивную справедливость. Оно выступает за «право человека на личную и телесную автономию, право иметь детей, не иметь детей, воспитывать детей в безопасных и устойчивых условиях». Почему женщины вновь выходят на улицы отстаивать свои свободы. Pro-life или Pro-choice Во второй половине 2010-х мировую политику накрыла консервативная волна. Репродуктивная свобода вновь стала поводом для дискуссий. В США вопрос репродуктивной свободы женщин всегда был политическим и партийным.
Десятилетиями длящаяся борьба между теми, кто «за жизнь» Pro-life , и теми, кто «за выбор» Pro-choice , основана на решении Верховного суда в деле «Роу против Уэйда». Именно оно в 1973 году признало право женщин прерывать беременность по собственному желанию. С приходом к власти президента-республиканца движение за ограничение доступа к абортам опять активизировалось: законы об абортах до «сердцебиения плода», радикальный запрет на прерывание беременности в штате Алабама в 2019 году… Обычно такие решения успешно блокируют суды более высокой инстанции. Но рано или поздно эти споры вновь дойдут до Верховного суда, где сейчас соотношение судей-республиканцев к судьям-демократам составляет шесть к трем. В конце октября Конституционный суд Польши признал неконституционным положение, разрешающее проводить аборт при инвалидности плода. Радикальное ограничение прав вывело на улицы сотни тысяч человек в минимум шестистах населенных пунктах Польши. Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу. Почему информированность важна для здоровья Да, за последние сто лет многие проблемы, которые касаются конкретно женского здоровья, удалось решить.
Но некоторые из них сохраняются до сих пор. Женщины чаще болеют и обращаются к врачам — в ВОЗ такую статистику связывают как раз с потребностями репродуктивного здоровья. Но жизнь становится быстрее, и для обращения за медицинской помощью не всегда есть время или ресурсы. Иногда не воспринятые всерьез симптомы могут в итоге привести к трагедии. Например, американское исследование показало, что за 10 лет резко упала осведомленность женщин о сердечно-сосудистых заболеваниях. При этом именно они являются основной причиной женской смертности. В таких случаях информация может спасти жизнь, поэтому так важны программы по привлечению внимания к вопросам женского здоровья. И упрощение доступа к эффективной диагностике.
В Штатах повысить осведомленность женщин о сердечно-сосудистых заболеваниях помогает инициатива Go Red for Women.
Временами воззрения мужчин на вопрос женского образования доходили до уровня мракобесия. Эдвард Кларк, между прочим, профессор Гарвардского университета, в 1873 в книге «Пол в образовании» заявил: «У девушек, посещающих колледж, мозг становится больше и тяжелее. Кровь таким образом приливает к мозгу и отливает от матки, в результате чего женщина может стать бесплодной». В 1873 году в составе Кэмбриджа появилось первое высшее образовательное учреждение для женщин.
Правда, поначалу там было всего 5 студенток. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869. Носить брюки В европейском понимании брюки долгое время оставались привилегией мужчин. Ничего, что некоторые так называемые панталоны больше походили на современные колготки — носить их женщинам строго-настрого запрещалось. Одной из первых бунтарок, заявившей о праве женщин на брюки, стала Амелия Блумер, американская писательница конца XIX века.
Именно в честь нее назвали короткую юбку блумерс, которую в сочетании с панталонами на рубеже веков носили велосипедистки. Но для повседневной носки такой наряд не совсем подходил, так что и популярностью не пользовался. Марлен Дитрих обожала брюки.
Тут и дело с концом.
В первой книге она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества. Дальнейшее развитие феминизм связан с появлением новых буржуазных отношений, когда промышленники хотели видеть в женщинах еще и собственниц рабочих рук, свободных от предрассудков и ограничений куртуазно-феодальной эпохи. К этому периоду относится творчество Афры Бенн, Мэри Эстел, которых обычно называют первыми защитницами женских прав в Англии. В двух своих наиболее известных книгах, «A Serious Proposal to the Ladies, for the Advancement of Their True and Greatest Interest» 1694 и «A Serious Proposal, Part II» 1697 , Эстел очертила свой план по учреждению учебного заведения нового типа для женщин, которое предоставило бы им возможность получить и религиозное, и светское образование.
Эстел предлагала сделать карьерные возможности для женщин более широкими, чем только мать или монашка. Она хотела для всех женщин равной с мужчинами возможности провести вечность в раю с Богом, и считала, что для этого им нужен достаточный уровень образования и самосознания. Предложенный ей «монашеский» стиль образования должен был позволить женщинам жить в защищенной среде, без влияния внешнего патриархального общества. К середине XVIII века французские просветители способствовали возрождению феминистских идей: Вольтер писал о несправедливости женской доли; Монтескье — что женщина должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания».
На протяжении всего XVIII века женщины европейских стран начали принимать активное участие в жизни общества. Большое количество женщин стали обладать экономической независимостью; светские дамы пытались вмешиваться в политику. Женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь: образование, труд, уважение в семье и обществе. Она была убежденной сторонницей прав женщин и яркой представительницей женской эмансипации в американской истории.
В своем письме к мужу Джонсу Адамсу, тогда вице-президентом США, ставшим а через 20 лет ставшим и Президентом США от 31 марта 1776 г она призывает ввести право голоса или представительство для женщин в новом государстве — Соединенных Штатах Америки. В этом письме появляется цитата, впоследствии сделавшая ей всемирно известной активисткой феминизма. Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов. По её мнению, власть мужчин является тиранической, так как сама природа мужчины толкает его на злоупотребление своей силой и властью.
Эта тираническая природа мужчин проявляется в порабощении ими женщин. Поэтому законы нового государства должны защитить их права.
Первопроходцем стала Люси Стоун, американская суфражистка, которая вышла замуж в 1855 году и сохранила свою девичью фамилию.
Она оказалась куда удачливее и богаче своего мужа, потерявшего все деньги на инвестициях. Заниматься спортом Первые современные Олимпийские игры в Афинах в 1896 году были закрыты для женщин. Их организатор Пьер де Кубертен счел, что участие дам было бы «непрактичным, неинтересным, неэстетичным и неприличным».
Побороться с таким отношением к женскому спорту попробовала Алиса Милье. Именно она в 1922 году организовала в Париже первые Мировые женские игры. Женщины соревновались в атлетических видах спорта.
Затем последовали еще 4 олимпиады, и тогда Милье рискнула обратиться в Международный олимпийский комитет, требуя исключить из программы традиционных Олимпийских игр женские виды спорта. Правда, переговоры с Международными спортивными федерациями ни к чему не привели, и просьба Милье была отклонена. На ринге.
Только в конном спорте дамы могут потягаться с мужчинами в общем зачете.
Женское образование в России: с чего все начиналось?
История женских прав в России: когда женщинам впервые разрешили получать высшее образование и как появился Международный женский день. История борьбы за права женщин в России началась еще в конце XIX века, когда на территории империи создались первые женские общества и организации, такие как Общество равноправия женщин и Общество для защиты и просвещения женщин. Но еще у женщин есть особое право: выйти на пенсию раньше, если они воспитали как минимум троих детей. Стремление женщин за общественные и гражданские права началось в различные времена и в разных частях мира, и эта борьба продолжается до сих пор.
Когда женщинам разрешили садиться за руль?
Другие ПРАВА Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Так появились женские курсы при заводах и профшколы для обучения женщин квалифицированному труду. Отсутствие прав у женщин в прошлом относится отнюдь не ко всем культурам. В Древней Руси прав у женщин было мало, замуж выдавали, предварительно выкрав невесту из семьи, а наследства женщинам и вовсе не доставалось.
В какое время у женщин не было паспортов?
- Права женщин — борьба слабого пола за равноправие
- В какое время у женщин не было паспортов?
- История появления прав женщин: основные этапы и их значения
- В каком году появились права у женщин?